Да исправится молитва моя оптина

Полное собрание и описание: да исправится молитва моя оптина для духовной жизни верующего человека.

Да исправится молитва моя: Великий пост в Оптиной пустыни

«Что такое Великий Пост? Время, когда опустеет холодильник? Когда телевизор зарастет паутиной? Когда одежда должна приобрести траурные мрачные тона? Когда наше лицо должно забыть, что такое улыбка? Если это так, если наше делание будет чисто внешним – не съесть, не посмотреть, не открыть рот, закрыть глаза и ничего не видеть – наше постное делание может оказаться просто карикатурным!» (Из проповеди о. Тихона, скито-начальника Оптиной Пустыни.

Мой приход к вере во многом определила встреча со схиархимандритом Илием (Ноздриным). Собственно, он и благословил создание нашего информационного портала «Рублев».

Тогда, три года назад, по совету отца Илия, мы впервые побывали в Оптиной пустыни. Как раз был 25-летний юбилей возрождения обители.

Приехали – и сразу прикипели душой к этому святому месту. Пожалуй, именно с Оптиной для меня началось подлинное воцерковление.

Вскоре мы , собравшись вместе – несколько семей, – купили там деревянный домик, постепенно обустроили. С тех пор каждую весну на первой седмице Великого поста мы отправляемся в Калужскую область, в монастырь Оптина пустынь. Из разных городов в наш домик теперь приезжает множество знакомых: многие в Оптиной делают первые шаги в храм, впервые узнают, что такое исповедь, впервые подходят к Причастию. Сколько судеб проходит перед твоими глазами, слез, историй, идущих от сердца, вопросов, на которые у людей нет ответов, но всех объединяет одно: всем нужна внутренняя опора – Бог, и они готовы к изменениям в своей жизни.

Обычно мы живем в городах-миллионниках, но в каменных джунглях мегаполиса все равно остаемся чужими, одинокими, замкнутыми. И только вырвавшись в Оптину, начинаем оттаивать, раскрываться; становимся настоящими!

От Москвы до Козельска – 270 километров. Время в пути прошло незаметно, мы долетели за два часа. Вечером в Прощеное воскресение мы уже вошли в ворота монастыря.

Какую же радость мы испытали, когда увидели в храме нашего дорогого батюшку! Отец Илий, не изменяя своей традиции, тоже приехал в родную Оптину пустынь.

Если заходить в храм только по воскресным дням, есть риск так и не почувствовать смысл и тональность Великого поста. Ведь самые пронзительные службы и песнопения совершаются в будни.

Именно на этой вечерней службе мы увидели тот самый момент, когда жизнь Церкви переключается на Великий пост: в храме внезапно исчезают яркие праздничные тона, священнослужители выходят уже в черных облачениях, гаснет освещение. Наступает торжественная тишина – впереди многодневное время глубокого покаяния, серьезной переоценки своей жизни, приготовление души к Пасхе, встрече с Христом воскресшим – этот путь и называется Великим постом.

Чин прощения в Оптиной тоже какой-то особенный. В монастыре сегодня более 200 монахов. Целое море человеческих душ. Все встают на колени, просят у собратьев прощения. И среди них на колени встает маленький хрупкий седой старичок – схиархимандрит Илий!

Какая же в нем чувствуется внутренняя сила, духовная мощь! Как и все, он совершает земные поклоны – и забывается его возраст. Его жизнь – постоянная молитва, внутренняя беседа с Богом, смирение и безмерная любовь к людям.

Служба закончилась, на улице стемнело, весь народ встал вереницей в ожидании благословения отца Илия. Вскоре появляется батюшка, с тихой улыбкой благословляет. Эти секунды запомнятся надолго!

И главное – его глаза! В них такая глубина любви, что перед этим невысоким старичком ты чувствуешь себя маленьким ребенком, ждешь, что он тебя погладит, поцелует в макушку. И все твои проблемы и переживания вдруг куда-то исчезнут, растворятся. И на душе светло, как в безмятежном детстве…

Итак, первая седмица Великого поста. Прежде всего – это Великий канон Андрея Критского. Он разделен на четыре части и совершается с понедельника по четверг.

В эти первые четыре вечера Великого поста нужно найти любую возможность, отложить все дела и прийти на богослужение.

Электричество погашено, в полумраке храма мерцают свечи. Голос читающего Канон звучит в какой-то напряженной тишине, ему вторит тихое протяжное пение хора, в перерывах слышно, как потрескивают свечки в руках молящихся.

После шестой песни Канона все становятся на колени. Хор исполняет пронзительную молитву – плач души, сокрушающейся о своих грехах, о потерянном Рае.

«Душе моя, душе моя! Восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй».

После Канона Андрея Критского служба продолжается еще довольно долго. На солею перед иконостасом выходит священник и читает знаменитую великопостную молитву Ефрема Сирина. Она состоит из трех частей, после каждой из которых совершается земной поклон.

1. Господи и Владыко живота моего!

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

2. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве

Даруй ми, рабу Твоему.

3. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения

И не осуждати брата моего. Яко благословен еси вовеки веков. Аминь.

Когда-то точно так же в дни Великого поста наш поэт Александр Сергеевич Пушкин зашел в стены Святогорского монастыря в Михайловском. И услышал эту молитву. И был внезапно потрясен ее словами и самой атмосферой великопостного монастырского богослужения…

Отцы-пустынники и жены непорочны,

Чтоб духом возлетать во области заочны,

Чтоб укрепить его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество Божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого Поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой…

Незадолго до смерти Пушкин напишет этот шедевр, переходный мостик между светской поэзией и сокровенным миром русского Православия. Если сравнить с оригиналом, видно, как удивительно точно и глубоко Александр Сергеевич передал тональность молитвы Ефрема Сирина, переложив ее на стихи современным русским языком XIX века.

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Великим постом службы в Оптиной бесконечно длинные. В какой-то момент сказывается утомление, клонит в сон, тебя начинают одолевать сладкие мечты о теплой кроватке в оставшемся где-то далеко доме. Но отступать некуда! Нужно выдержать, ведь Великий пост – это труд, и труд очень непростой.

Сколько раз я ловила себя на мысли, что мне гораздо легче пойти на свою привычную работу, весь день до ночи провести в напряженных встречах, переговорах, документах, поездках… Но как же трудно вместо этого заставить себя просто остановиться… И выкроить всего несколько часов тишины и покоя – для молитвы!

Мы вышли после Канона Андрея Критского – была уже ночь. В кромешной темноте над куполами Оптиной все небо было усеяно звездами. Сильно приморозило, и под ногами зябко похрустывал выпавший накануне весенний снег. Эта тишина была какой-то звенящей, я чувствовала, как пах ветер – он шумел, разговаривал…

Мы спешили в наш домик на окраине Оптиной, чтобы уже через несколько часов проснуться по будильнику и еще до восхода солнца вновь отправиться в храм. На Литургию.

Литургия Преждеосвященных Даров – очень древнее богослужение, редкое и особенное. Оно совершается только во время Великого Поста, и только в будние дни (по средам и пятницам). И да простят меня наши читатели, возьму на себя дерзость предположить – кто не бывал на Литургии Преждеосвященных Даров, тот Великого Поста не видел.

Нужно увидеть это своими глазами, пережить, прочувствовать!

Это одна из самых проникновенных великопостных служб. Ее еще называют Литургией Григория Двоеслова. Богослужение сильно отличается от привычной нам торжественной Литургии Иоанна Златоуста, совершаемой в течение всего года.

Литургия Преждеосвященных Даров – это и скорбь о предстоящих страданиях Христа, переживание Его смерти и воскресения. Это и плач души о своих грехах, чувство пропасти между Раем и нашей жизнью. Это покаяние и преодоление пропасти – не своими заслугами, а ценой Крестной Жертвы Спасителя.

Из алтаря выходит священник с зажженной свечей и дымящимся кадилом, весь храм встает на колени. Священник благословляет людей словами: «Свет Христов просвещает всех».

Именно эти слова из Литургии Преждеосвященных Даров выгравированы сегодня в центре Москвы, напротив Кремля, на фронтоне Домовой церкви мученицы Татианы при Московском университете – «Свет Христов просвещает всех».

Одно из самых пронзительных песнопений Литургии Преждеосвященных Даров – «Да исправится молитва моя…». Это отрывок из 140-го псалма царя Давида. Чтец или священник протяжно запевает начало стиха, а хор рефреном подхватывает и продолжает пение молитвы.

«Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою,

воздеяние руку моею, жертва вечерняя».

Коленопреклонно люди повторяют про себя каждое слово. Густые клубы ароматного дыма (фимиама) из кадила священника поднимаются вверх, растворяясь под куполом храма.

«Господи, воззвах к Тебе, услыши мя:

Вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе…»

В этот раз нам посчастливилось не только побывать на Литургии Преждеосвященных Даров, но и увидеть, как в Оптиной пустыни ее совершает батюшка Илий! Мы ощутили сопричастность этой общей молитве, когда вся Церковь (и священники, и простые монахи и множество мирян, приехавших из разных уголков России) «едиными усты» призывно обращается к Богу…

В эти мгновения душа замирает, и по коже мурашки – ты забываешь о земном, все накопившиеся проблемы куда-то отступают, исчезают. Твоя душа обнажена, ты стоишь наедине перед Невидимым Богом.

Что такое Великий пост лично для меня? Пожалуй, это трудная, но долгожданная экспедиция. Это время строгих самоограничений, усиленных молитв и длинных служб – но вместе с тем это очень радостный и светлый период жизни.

Как ни странно приближение Великого поста я одновременно и боюсь, и с нетерпением жду!

За год душа обрастает привычной шелухой мелких грехов, которые уже и не замечаешь, покрывается имя, как скорлупой, черствеет, становится какой-то сухой. Вроде бы все хорошо вокруг, но сердце почему-то начинает тосковать. Душа истосковалась по утерянной чистоте, огрубела…

Но, как сказал учитель древней Церкви Квинт Септимий Тертуллиан, «душа человека по природе своей христианка». Душа все равно тянется к Богу, тоскует по утраченному Раю.

И в эти скорбные, но одновременно светлые и торжественные дни Великого поста в Оптиной пустыни я чувствую облегчение. Постепенно спадает груз забот и грехов, душа очищается, и дышать становится легче.

Не только в Оптиной – так происходит с верующими во всех уголках России и мира.

Но для меня именно Оптина пустынь, Великий Пост и отец Илий за эти годы стали единым целым, моим путеводителем к Пасхе, Светлому Христову Воскресению.

26 марта 2016 г.

скрыть способы оплаты

скрыть способы оплаты

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ. Оптина пустынь

Литургия Преждеосвященных даров. Среда первой седмицы Великого поста (25 февраля 2015 г.)

Последние записи в этом журнале

ЗИМНИЙ ЦВЕТ – СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ

Радость осени и зимы, уютный уголок для поднятия настроения Цветёт наш зимний райский садик…

ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ

В 30-е годы 20 века мощи Святой Варвары, хранившиеся в Михайловском Златоверхом монастыре, были перенесены во Владимирский собор.…

МОНАСТЫРЬ ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ ОСВЯЩЁННОГО, ИОАНН ДАМАСКИН

Паломничество к монастырю, это моя иконка Иоанна Дамаскина – благословление м-ря. В VIII веке в лавре принял монашеский постриг…

17 декабря – ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ, ИКОНЫ, ЖИТИЕ

О СВЯТОЙ ВАРВАРЕ И ДЕВОЧКЕ ХАТИИ – Мария Сараджашвили

Св. вмц. Варвара 17 декабря в Грузии отмечают один из самых популярных праздников –…

ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН ДАМАСКИН,песнописец. ДЕНЬ ПАМЯТИ – 17 ДЕКАБРЯ. ИКОНА Б. М. ТРОЕРУЧИЦА.

В IX ве­ке, во вре­мя ико­но­бор­че­ства, за…

  • Добавить комментарий
  • 0 комментариев

Android

Выбрать язык Текущая версия v.208.1

Сергей Милов – Да исправится молитва моя. По творениям преподобных Оптинских старцев

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги “Да исправится молитва моя. По творениям преподобных Оптинских старцев”

Описание и краткое содержание “Да исправится молитва моя. По творениям преподобных Оптинских старцев” читать бесплатно онлайн.

Да исправится молитва моя. По творениям преподобных Оптинских старцев

Составитель: Сергей Милов

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС14-322-2766)

Оптина пустынь, будучи одним из центров церковной жизни России и расположенная недалеко от города Козельск Калужской области, явила в XIX–XX веках целый сонм преподобных старцев, оказавшим большое влияние на возрождение духовности в российском обществе того времени.

Наследие оптинских старцев является одним из духовных кладезей русского Православия. И кладезь этот важен для верующего человека в двух значениях. С одной стороны, преподобные старцы Оптиной пустыни явили собой продолжение того духовного опыта, который накапливала Русская Православная Церковь, начиная с первых святых отцов, в первую очередь, преподобного Сергия Радонежского. С другой стороны, то время, когда подвизались преподобные, гораздо ближе к нам, чем эпоха святых XIII, XIV, XV веков. Временная близость оптинских старцев к дням сегодняшним отразилась в том, что те советы, поучения, наставления, которые они давали своим современникам, важны и актуальны и в наши дни.

Одной из тем, которой уделяли внимание в своих поучениях преподобные отцы Оптинские, стала молитва. Важность молитвы для человека и, в частности, для его спасения, условия, при которых она совершается наиболее благоприятно, а также духовные уровни молитвенного пути – все эти темы, так или иначе, оказались отражены в их наследии.

Из общего сонма святых старцев Оптиной пустыни наиболее известны своими поучениями преподобные Макарий (1788–1860), Антоний (1795–1865), Амвросий (1812–1891), Анатолий Старший (Зерцалов) (1824–1894).

Помимо изречений этих отцов о молитве, в данной работе будут приведены поучения и других святых старцев Оптиной обители: преподобных Льва (1768–1841), Моисея (1782–1862), Илариона (1805–1873), Исаакия (1810–1894), Иосифа (1837–1911), Варсонофия (1845–1913), Анатолия Младшего (Потапова) (1855–1922), Нектария (1856–1928), а также исповедника Никона (1888–1931).

Данная работа, в первую очередь, будет важна православным христианам, так как молитва является неотъемлемой частью духовной жизни каждого верующего. В тоже время работа будет полезна и для тех, кого интересует наследие Русской Православной Церкви, выраженное в душеполезных наставлениях ее святых, и, в частности, преподобных Оптинских старцев.

Молитовку не оставляй

Господь глаголет о Себе в Евангелии: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Молитесь искренне и с верой Всеблагому Господу, чтобы извел вас на истинный путь спасения.

Прп. Амвросий Оптинский [2, с. 39]

Молитесь Пречистой Деве Богородице, да ходатайствует о вас ко Господу. Она Заступница всем прибегающим под кров Ее.

Прп. Макарий Оптинский [5, с. 208]

Советую… ободрять себя молитвою, хотя краткою, и упованием, что как после зимы и суровой непогоды приходит приятная весна, так и после скуки не замедлит показаться приятная отрада.

Прп. Антоний Оптинский [4, с. 152–153]

Какие бы ни восстали волны на твою душу, всегда прибегай ко Христу. Спаситель, Он придет на помощь и укротит волны.

Прп. Лев Оптинский [1, с. 18]

От трудности и множества дел, а также и от недостатков не приходи в смущение, но прибегай к Господу с молитвою, и Он не оставит тебя.

Прп. Иосиф Оптинский [1, с. 316]

Предадим себя воле Божией и будем молиться и ожидать от Него [Бога – ред.] помощи.

Прп. Макарий Оптинский [5, с. 281]

Помыслы борют очень многих, только смиренных не смеют тронуть. А мы смирения не имеем, вот и терпим бесчестие. Этих помыслов ты еще не можешь отразить, а беги скорей к Иисусу, т. е. твори Иисусову молитву.

Прп. Анатолий (Зерцалов) [3, с. 151]

Снести поношение, еще добром заплатить за него – это уже вовсе невозможно нам. И вот преграда, которая отделяет нас от Бога и которую мы и перешагнуть не стараемся, – перешагнуть надо. Где искать силы для этого? В молитве.

Прп. Варсонофий Оптинский [1, с. 364]

Одно воззрение на всесильного Господа и воззвание к Нему поддерживает бедную душу.

Прп. Моисей Оптинский [1, с. 108–109]

Чем много думать и разговаривать с собою, лучше будет немного сказать: не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене, вонми в помощь мою (Пс. 37, 22–23); и: Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене, человеческому предстательству не ввери мя, но Сама заступи и помилуй мя! И таким образом должно поступать во всяком горе, то есть и в болезни, и в скудости, и в тесноте, и в недоумении, и во всех неприятностях, – чтоб меньше думать, а чаще с молитвою, хотя краткою, обращаться ко Христу Богу и к Пречистой Его Матери, чрез что и дух горького уныния отбежит, и сердце исполнится упования на Бога и радости.

Прп. Антоний Оптинский [4, с. 40–41]

Нечувствие [духовных предметов – ред.] существует в нас наиболее от рассеянности нашего ума, молв и попечений о делах внешних, ибо худо стараемся хотя часно [на час – ред.] поуединиться и наедине помолиться; а по тому самому и пребываем, яко бесплодные смоковницы, не творящие ни малого плода (см. Лк. 13, 6).

Прп. Лев Оптинский [1, с. 26]

На всякую страсть… найдете заповедь Божию и, стараясь об исполнении оной, победите удобно страсть при помощи Божией. О сем надобно молиться Ему [Богу – ред.], да поможет.

Прп. Макарий Оптинский [5, с. 222]

Молитовку не оставляй. Если в церковь не можешь ходить всегда, то помаливайся почаще во внутренней клети своей – в сердце своем. Там можно молиться и во время работы. Господь да поможет тебе приучиться к сему.

Прп. Иосиф Оптинский [1, с. 316]

Без непогоды не обойдется и никакое обыкновенное плавание, тем паче жизненный путь, но не страшны жизненные невзгоды и бури шествующим под прикрытием спасительной молитвы: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Прп. Варсонофий Оптинский [1, с. 369]

Господь молился за распинающих, а первомученик Стефан молился за убивающих, чтобы не вменилось им в грех, глаголя: не ведают, что творят (Лк. 23, 34). Делай и ты то же и получишь милость и помощь Божию и успокоишься.

Прп. Амвросий Оптинский [2, с. 158]

Первейшее и самонужнейшее… средство к примирению с обидящими и гонящими нас есть молить о них по заповеди Христовой.

Прп. Лев Оптинский [1, с. 40]

Мысленных волков кроме помощи Христовой избавиться не можно – на отгнание их потребно Его всемогущей благодати, а не человеческой слабой помощи. Для того нужно привергаться к стопам Иисуса с крайним смирением, Его просить обо всем и на Него всю печаль свою возвергать и сверх того молить Божию Матерь и прочих угодников с истинным признанием своих грехов, немощи в исправлении себя.

Прп. Моисей Оптинский [1, с. 109–110]

Молитесь Богу, чтобы сохранил… от сетей врага [диавола – ред.], ищущего погибели человеческой.

Прп. Макарий Оптинский [5, с. 283]

В церкви, когда диавол затыкает тебе уши и смежает глаза, старайся читать Иисусову молитву. Внимай по силе кафизмам [часть, раздел Псалтири – ред.], они после тебе усладятся. В них много красоты и сладости, которые разгонят сон и уныние.

Прп. Анатолий (Зерцалов) [3, с. 62]

Важна молитва церковная, лучшие мысли и чувства приходят именно в церкви, правда, и враг в церкви сильнее нападает, но крестным знамением и молитвой Иисусовой отгоняйте его.

Прп. Варсонофий Оптинский [1, с. 369–370]

По усопшим хорошо и панихиды служить, и творить милостыню, а паче всего хорошо поминать на проскомидии.

Прп. Макарий Оптинский [5, с. 42]

Без молитвы спать не надо ложиться.

Прп. Иосиф Оптинский [1, с. 321]

Усердно молитесь ко Христу Богу, чтобы Он Сам научил вас смирению и кротости.

Прп. Антоний Оптинский [4, с. 42]

Что невозможно исправить нам, то, без сомнения, возможно Богу, Которым живем и движемся. Молися о всем и неси все терпеливо.

Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.

Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на “Да исправится молитва моя. По творениям преподобных Оптинских старцев”

Книги похожие на “Да исправится молитва моя. По творениям преподобных Оптинских старцев” читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

Все книги автора Сергей Милов

Сергей Милов – все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о “Сергей Милов – Да исправится молитва моя. По творениям преподобных Оптинских старцев”

Отзывы читателей о книге “Да исправится молитва моя. По творениям преподобных Оптинских старцев”, комментарии и мнения людей о произведении.

Вы можете направить вашу жалобу на или заполнить форму обратной связи.

Оценка 4.1 проголосовавших: 193
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here