Икона хрисоспилиотисса молитва

Полное собрание и описание: икона хрисоспилиотисса молитва для духовной жизни верующего человека.

Cyprus2U — Кипр онлайн

Раннехристианская церковь Панагия Хрисоспилиотисса, построенная в естественной пещере, находится у деревушки Дефтера, недалеко от Никосии. Церковь представляет собой яркий образец левантийского архитектурного стиля, довольно редкого на Кипре.

Это старинное культовое сооружение, похожее на скит, было возведено в честь Богоматери, которую считают покровительницей “золотой пещеры”. От старинных фресок и росписей практически ничего не осталось. Чудотворная икона с изображением Богородицы – главная реликвия церкви, однако ее оригинал в целях безопасности хранится совсем в другом месте. Церковь разделена на три отсека, здесь также есть небольшая сувенирная лавка.

15 августа в церкви празднуется День Успения Божьей Матери.

ЦЕРКОВЬ ПАНАГИЯ (БОГОРОДИЦА) ХРИСОСПИЛИОТИССА

Общая информация

Греч. : Παναγία Χρυσοσπηλιώτισσα

Англ. : Panagia Chrysospiliotissa

Краткое описание

Церковь Богородицы Хрисоспилиотиссы (Золотой пещеры) расположена на окраине деревни Като Дефтера недалеко от Никосии. Вероятно, столько искренних молитв к Пресвятой Деве, сколько возносится здесь, не возносится больше ни в одной церкви на Кипре- по сложившейся веками традиции тут принято просить о даровании верного спутника жизни, счастливой семьи и здорового потомства.

В течение года в храме проводятся десятки крещений и венчаний. Это связано с поверьем о том, что заключенный именно в этом храме брак непременно будет счастливым.

Недавно закончилась масштабная реконструкция церкви – была заменена ветхая лестница, у подножия горы бы разбит небольшой сквер с фонтаном, появился лифт, сделавший храм доступным для инвалидов, святой источник был украшен мозаикой.

Церковь Богоматери золотой пещеры на Кипре

Церковь Богоматери золотой пещеры на Кипре

Несколько лет назад велись работы по благоустройству этой необычной церкви. Были укреплены ее наружные стены и сооружена новая лестница с 96-ю ступеньками, которые значительно облегчили подъем в расположенную почти на самой вершине скалы Хрисоспилиотиссу.

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 5937

– для web-сайтов указание источника осуществляется только в виде следующей гиперссылки:

Греция от greek.ru

– в других СМИ источник указывается следующим образом: Проект “Греция от Greek.ru”.

Благодарим Вас за понимание и уважение к нашей работе.

(могут быть добавлены только авторизованными посетителями, зарегистрируйтесь и авторизуйтесь посредством правого меню)

Форум для отзывов 11 не существует.

ПОПУЛЯРНО

ПАРТНЕРЫ

Ограничение ответственности :: На правах рекламы

Церковь Панагия Хрисоспилиотисса

Церковь Панагия Хрисоспилиотисса

Как добраться:

Автотранспортом. Возле деревни Дефтера, в 11 км к юго-западу от г. Никосия.

Режим работы:

с 9:00 до 17:00 (июнь-октябрь)

с 9:00 до 16:00 (ноябрь-май)

обед с 12-00 до 15-00

Плата за вход:

Метка для навигатора:

Церковь Панагия Хрисоспилиоттисса — уникальная пещерная церковь Пресвятой Богородицы Золотой Пещеры (Хрисоспилиотиссы), одно из самых ранних христианских сооружений Южной Никосии. Находится неподалёку от деревни Като Дефтера.

По легенде, жители деревни не раз видели таинственный свет в горах. В попытках раскрыть эту тайну, однажды они наткнулись на вырубленную в скале пещеру, в которой обнаружили источавшую свет двухстороннюю икону Девы Марии.

Пещера состоит из трёх небольших помещений, соединённых коридорами. Самая большая пещера служила церковью, на стенах её сохранились фрагменты фресок, датируемых XIII-XV веками. В алтаре различимы изображения Святых Отцов Церкви – апостола Варнавы, основателя Кипрской Православной Церкви, епископа Епифания Кипрского, епископа Трифиллиоса. Есть основания полагать, что в этих пещерах располагался небольшой монастырь. Недавно стены обители были укреплены, обновили и лестницу к входу. В 1998 году прихожане украсили святой источник мозаичным изображением Пресвятой Богородицы с младенцем.

Чудотворная икона сегодня хранится в церкви Святителя Николая в деревне Като Дефтера, и только раз в году – на праздник Успения Богородицы – 15 августа — её приносят в пещерный храм. Постоянно в пещере находится список с иконы. С одной стороны иконы изображена Пресвятая Божия Матерь Млекопитательница – редкое изображение Богоматери, кормящей грудью младенца Христа. С другой стороны – Божия Матерь Одигитрия (Путеводительница), с благословляющим младенцем. В XVIII веке икону покрыли серебряным с позолотой окладом, изображающим Деву Марию на троне, держащую на руках младенца Христа, увенчанного короной.

Считается, что Пресвятая Дева Мария Хрисоспилиотисса помогает женщинам обрести своё счастье – найти верного спутника, родить здорового ребёнка, сохранить здоровье матери и здоровье её детей. В пещерном храме выставлены символические благодарности прихожан за помощь в обретении семьи и рождении ребёнка.

На площади перед храмом, в праздник Успения Богородицы, ежегодно устраиваются религиозные ярмарки.

Можно посетить на экскурсиях:

Экскурсия по вашему маршруту

Мы учтем все ваши предпочтения и пожелания, составим маршрут и подробно расскажем о нем. Разработаем индивидуальную экскурсионную программу. А затем проведем для Вас вашу авторскую экскурсию.

Пещерные церкви Кипра: Пресвятой Богородицы Хрисоспилиотиссы и Святого Созомена

Быстрое распространение новой веры и усилившиеся гонения на ее последователей заставили христиан искать такие потаенные места, которые смогли бы уберечь их от преследователей. Первыми убежищами для христиан стали подземные гробницы. Они-то и служили им тайным пристанищем, просторным храмом и местом погребения. Однако о расположении катакомбных гробниц блюстители порядка знали достоверно, и пребывание в них не всегда было безопасным. Другим сакральным местом становится пещера. Она и жилище, и храм, и святилище, и детородное место, и могила. В пещере родился Христос, в пещере похоронил Авраам Сару, в ней же погребли и самого Авраама, в пещере покоился и воскрешенный Иисусом святой Лазарь. Оставив мирскую жизнь с ее страстями и неправдой, во имя самозабвенного служения Богу отшельники и пустынники удалялись далеко в горы, где, ища одиночества, обустраивали себе уединенные жилища, которые, разрастаясь, превращались в большие церкви и монастыри.

Церковь Пресвятой Богородицы Хрисоспилиотиссы

В деревне Като Дефтера, близ Никосии, среди эвкалиптовых деревьев и олеандровых кустов в отвесных скалах, обрамляющих левый берег реки Педиеос приютилась уникальная церковь во имя Пресвятой Богородицы Золотой пещеры (Хрисоспилиотиссы). По преданию, жители деревни часто замечали в горах таинственный свет. Однажды, набравшись смелости, они отправились на поиски загадочного огня и неожиданно наткнулись на вырубленную в скале пещеру, состоявшую из трех небольших помещений, соединенных между собой узкими изогнутыми коридорами. Внутри они обнаружили древнюю двустороннюю икону, излучавшую потоки дивного света.

На одной стороне иконы был выписан лик Пресвятой Богоматери, кормящей грудью Божественное Дитя (редкий иконографический образ, называемый «Млекопитательница»), на другой – образ Богородицы Одигитрии («Путеводительницы») с благословляющим Младенцем. В XVIII столетии известный критский художник Иоанн Корнаро покрыл икону серебряным с позолотой окладом, на котором запечатлел Пресвятую Богородицу – Царицу Небесную, сидящую на троне и держащую на коленях отрока Христа, увенчанного короной. Сегодня эта чудотворная икона хранится в церкви Святителя Николая в деревне Като Дефтера. И только раз в году, когда отмечается великий праздник Успения Богородицы, ее торжественно приносят в пещерную обитель.

Интерьер пещерного храма Богородицы Хрисоспилиотиссы

Когда и кем был высечен в скале этот монашеский приют, история пока умалчивает. Обнаруженные учеными в главном помещении два захоронения и крест в одном из них, позволили предположить, что это место использовалось отшельниками как небольшой монастырь. Самая большая пещера была преобразована в церковь, стены которой и сегодня сохраняют фрагменты фресок, датируемых XIII – XV столетиями. В алтарном пространстве можно различить фигуры и лики Святых Отцов Церкви. Среди них апостол Варнава – основоположник Кипрской Церкви, епископ Епифаний Кипрский – участник первого Вселенского собора и редко встречающийся образ святого Трифиллиоса, епископа Ледры (Никосия). Другие фрески – «Воскрешение святого Лазаря» и «Преображение Господне» – сегодня находятся на реставрации.

Согласно народным преданиям, Пресвятая Богородица Хрисоспилиотисса помогает человеку обрести верного спутника жизни, сохраняет и укрепляет брачные узы. И тянется сюда людской поток, чтобы поклониться Пресвятой Богородице, и оставляет в пещерной обители в знак любви и благодарности, с мольбой и надеждой на счастливую семейную жизнь многочисленные атрибуты венчального торжества.

Совсем недавно укрепили наружные стены монашеского скита, обновили и лестницу, состоящую из 104 ступенек, ведущих ко входу. В 1998 году благодарные прихожане украсили чудотворный источник мозаичным панно, на котором выложили образ Пресвятой Богородицы Животворящего источника с Младенцем.

Пещерная обитель Святого Созомена

Обитель Святого Созомена в одноименной деревне близ Никосии / Фреска Преподобного Павла Фивейского. X век. Пещерная обитель Святого Созомена

Древняя пещера затворника Созомена, высеченная на заре христианства в отвесной скале и восстановленная в XIV столетии как часовня, находится рядом с руинами старинного одноименного села, что неподалеку от деревни Дали в пригороде Никосии. Первые упоминания о святом встречаются у средневекового кипрского летописца Леонтия Махера. В его Хрониках повествуется о том, как группа христиан, в числе которых был и святой Созомен, после вторжения на территорию Земли Обетованной иноверцев вынуждена была покинуть свою страну и искать убежище на землях Кипра. Агиографы многих столетий так и не пришли к единому мнению о личности Созомена. Но исторические факты подтверждают, что образ святого отшельника реален, и первые его изображения появились в церквях Кипра. Его уединенная обитель действительно находится на острове, и она уже в X веке, как доказали археологи, служила часовней. Ее стены и сегодня украшают росписи, большая часть из которых сохранилась во внутренней апсиде и вокруг массивной гробницы. Фрагмент одной из фресок, датируемый X столетием, где выписана группа отшельников, выставлен на обозрение в одном из залов Византийского музея в Никосии.

На западной стене тайной обители выделяется фигура Преподобного Павла Фивейского. Его образ, с длинной бородой, орлиным взором, в развевающемся хитоне, отразил идиллическую версию росписей времен династии Палеологов. Часть сводчатого потолка занимают сюжеты о праведной жизни и чудесах, сотворенных святым Созоменом, память о котором хранят многочисленные иконы и росписи древних базилик и сводчатых церквей Троодоса.

Монастырь Богородицы Хрисороятиссы

Его история хранит древнее предание о чудесном обретении иконы Божией Матери рыбаком, который нашёл икону «Богоматерь с Золотым Гранатом», написанную самим апостолом Лукой, на морском берегу около Пафоса. Согласно легенде, икона была опущена в воду в Малой Азии в период иконоборчества и по морю доплыла до Кипра. Рыбак спрятал икону в пещере, где ей надлежало дождаться часа чудесного знамения и стать одной из известнейших святынь острова.

Прошло около четырехсот лет, ближнюю гору Ройя населили отшельники. Дни и ночи проводили они в уединённых молитвах, собираясь на службы в построенной ими маленькой церквушке Святого Андронника. Накануне дня Успения Богородицы 15 августа 1152 года, когда монахи совершали свои ночные молитвы, внимание одного из отшельников, Игнатия, привлекло загадочное сияние со стороны моря. Отправившись на поиск источника таинственного света, монах ещё не знал, что в недалеком будущем станет первым игуменом новой обители.

В благоговейном смятении стоял он перед иконой Девы Марии и осознавал, что чудесный свет излучала именно она, долгие столетия пролежавшая в темной пещере, скрытой от людских глаз. Глубокой ночью во сне Игнатию явился ангел и призвал монаха устроить монастырь там, где укажет Богородица. Утром, проснувшись, он не нашёл обретённой иконы, но, повинуясь таинственному зову, отправился в лес и вскоре обнаружил свою бесценную находку. И выстроили тогда Игнатий и его сподвижники-отшельники на этом месте новую церковь, посвятив её Божией Матери Хрисороятиссе.

Немало легенд и противоречивых толкований связано с названием монастыря и иконы, написанной, по преданию, апостолом Лукой. Одна из версий, довольно интересная, но весьма спорная, отражает символическое представление Богородицы как напоившей человечество Золотым молоком –Христом. Вторая традиция соединила имя обители с названием горы Ройя и прилагательным «хрисо» (золотой). Другие говорят о возможности постепенной трансформации слова «росия» (гранат) и представляют Марию как Деву Золотого граната, который считается одним из атрибутов Богоматери и символизирует в христианстве небесный дар (Спасителя), бессмертие и воскрешение.

Внимания заслуживает каждая из интерпретаций, но главной, объединившей их ценностью, стала именно чудесно обретённая икона, положившая начало созданию монастыря, известность которого с каждым годом росла, и со всех сторон острова в обитель стекались люди. За её стенами происходили чудеса и исцеления, умножавшие число верующих.

Постепенно небольшой монастырь превратился в один из самых богатых и влиятельных на кипрской земле.

К сожалению, архивных материалов об его истории сохранилось очень мало. Странствующий русский монах Василий Барский, посетивший здешние места в начале XVIII века, писал лишь о маленькой купольной церквушке, двух-трех кельях да горстке обедневших монахов, имуществом которых Барский назвал лишь окружавшую их красоту и тишину.

Однако к концу столетия здесь уже проживало около сорока насельников, которые между молитвами и трудами учили в монастырской школе местных ребятишек греческой истории и религии. Ценнейшую коллекцию архивных материалов по истории обители собрал и оставил потомкам игумен монастыря Иоаким. Именно он в 1801 году заказал знаменитому художнику Иоаннису Корнадо икону Богородицы Хрисороятиссы, хранящуюся сегодня в музее святой обители. Периметр большой иконы, выполненной в технике офорта, украшен десятью изображениями, сочетающимися с барочным декором. Мария, увенчанная короной поверх мафория, и младенец на ее руках выглядят по-царски нарядными.

Нельзя сказать, что с приходом XIX века наступил период спокойствия в судьбе монастыря. После неудавшегося освободительного восстания на Кипре турки разграбили обитель, а его настоятеля подвергли жестоким истязаниям. В результате монастырское хозяйство вновь пришло в упадок, выросли долги, для уплаты которых монахам пришлось продавать некоторые строения на территории комплекса. Но, несмотря на тяжёлые условия выживания, в стенах монастыря продолжала работать школа, где тайно обучали детей из близлежащих деревень.

В XX столетии серьёзным испытанием для святой обители стало землетрясение 1953 года. Затем, десять лет спустя, безжалостный пожар уничтожил многие монастырские помещения, за исключение храма. Однако все повреждения были скрупулезно и своевременно восстановлены.

Сегодня внешний облик монастырского ансамбля соответствует реконструкции обители конца XVIII века. Его план имеет очертания неправильного прямоугольника с внутренним клиновидным двориком, в центре которого расположилась церковь Божией Матери. Благодаря изобилию цветущей зелени здесь возникает необыкновенное ощущение уюта и умиротворенности.

В архитектурном ансамбле Хрисороятиссы все четыре стороны прямоугольника сформированы двухэтажными зданиями, нижний ярус которых решён в виде арочной галереи перед монашескими кельями, а верхний занимает гостевой балкон с колоннадой по всему периметру комплекса. На восточной стороне двора приглашает утолить жажду фонтан с чистейшей водой.

После июльских событий 1974 года в монастырь Хрисороятиссы был переведён Центр по реставрации икон и рукописей, ранее находившийся в обители Святого Спиридона в городе Тримитуса. Профессиональная подготовка реставратора, полученная настоятелем монастыря Дионисиосом в Риме, позволила ему воссоздать иконописную мастерскую, существовавшую еще во времена франкского господства.

Бережно восстановлена в обители и самая древняя её постройка – та самая маленькая церквушка, поставленная отшельниками в 1152 году, когда небесное знамение явило чудотворную икону Богородицы Елеусы.

Когда покровительство Божией Матери Хрисороятиссы принял новый храм (его освящение произошло во второй половине XVIII столетия), старинную церквушку посвятили пафосскому епископу Панаретосу, помогавшему восстанавливать святую обитель. Входы в новый храм прорезали в просторных арочных нишах, а заглублённые люнеты над дверями украсили фресками, посвящёнными Пресвятой Марии, со сценами Благовещения, Рождества и Успения.

Выражением трепетного отношения к памятникам архитектуры стала двускатная черепичная крыша, защищающая от дождя и ветра как своды церкви, так и ее наружные росписи. Единственный и просторный зал храма перекрыт цилиндрическим сводом на пяти поперечных ребрах. Сам интерьер церкви выглядит торжественным и нарядным благодаря обилию разнообразных светильников, принесённых в дар монастырю, позолоченных расписных рельефов с библейскими персонажами и орнаментальными мотивами. Добавляет декоративности внутреннему убранству и массивный балкон под сводами. Сохранившийся балкон вполне можно считать уникальным явлением, поскольку теперь крайне редко встречаются подобные архитектурные детали или сведения об их бывшем наличии в церкви.

Полихромная золочёная резьба украшает храм Богородицы Хрисороятиссы в значительных количествах – ею снизу доверху покрыты иконостас, епископский трон и амвон. По колоннам, разделяющим иконы, панелям и карнизам стелются виноградные лозы – этот мотив традиционно символизирует Евхаристию (Святое Причастие). Особым художественным языком, полным символов, мастер резьбы по дереву представляет сюжеты христианской истории.

Храмовый образ Божией Матери Хрисороятиссы с момента чудесного обретения стал гордостью святой обители. Изображение Марии, на правой руке держащей Иисуса и пергаментный свиток, включены в позолоченное обрамление с фигурами двадцати пяти пророков. Знаменитая икона помещена слева от Царских Врат. Кроме чудотворной иконы Богородицы, иконостас содержит еще ряд довольно старинных изображений.

Икону Христа Вседержителя (Пантократора) (справа от Царских Врат) датируют рубежом XVI-XVII столетий. Его благословляющая десница в благодарность излечения проказы была покрыта священником Поликарпосом в 1848 году золоченым серебром. Остальные храмовые иконы более позднего происхождения, и их относят к XVIII-XIX столетиям. Образ Иоанна Предтечи (Продромоса) расположен традиционно справа от Христа.

За иконой Продромоса – Собор Архангелов или Небесных сил бесплотных, где семь архангелов и шестикрылые серафимы окружают медальон с Христом благословляющим. Огненную сферу с Иисусом Эммануилом, символизирующую Слово Божие, держат два архангела: небесный воевода Михаил и господний посланник Гавриил. Слева от Богоматери Хрисороятиссы один за другим располагаются апостолы Лука и Иоанн Богослов.

Рядом с иконой Апостола Иоанна на северной стене находится позолоченный крест, изготовленный в 1801 году и дополненный сценами жизни Христа. В нем заключена частичка древа Истинного Креста, подаренная монастырю Драгоманом Конесиосом, с именем которого связана одна из трагических страниц кипрской истории времён туркократии.

Кроме священных изображений и реликвий, хранящихся в главном храме, значительное количество памятников церковного искусства собрано в монастырском музее. Здесь представлена еще одна древняя икона, связанная с чудесным обретением образа Богородицы Хрисороятиссы. В музейной коллекции имеются уникальные экспонаты, запечатлевшие различные моменты в истории христианства, начиная с правления Лузиньянов и вплоть до XX столетия.

Многие изображения сберегли для нас авторские подписи мастеров, в основном, происходивших из духовенства. Среди таковых Усекновение главы Иоанна Предтечи кисти Стилианоса; Снятие с Креста, созданное Соломоном; весьма интересно изображение карты Святых Мест, подписанное с обратной стороны Христодулосом Киприотисом, работавшим в Иерусалиме; Собакоголовый Христофор; образы святых Евтихия и Николая, которые считаются самыми ранними (XIV век); Воскрешение Лазаря, отразившее влияние итальянского искусства XV века, и другие. Широко представлены в музее произведения мастеров серебряных и золотых дел: светильники, оклады церковных книг, храмовая утварь, кресты, кадильницы и мощехранительницы.

Материал подготовил председатель Кипрского отделения ИППО Леонид Буланов

Еще по теме:

Читайте в разделе “Паломничество и туризм” :

Международная деятельность

Россия и библейский регион

Общественный центр ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке

Наука. Археология. Издания

ИППО в Государстве Израиль

Паломничество и туризм

Молодежные проекты

Гуманитарные миссии ИППО

Управление делами ИППО:

101000 г. Москва,

ул. Забелина, д.3, стр.2

Тел.: +7 (495) 797-55-95

Факс: +7 (495) 628-48-40

Вы подписаны на новости Императорского Православного Палестинского Общества

Оценка 4.2 проголосовавших: 208
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here