Какая сильная молитва в монастыре

Православие

Полное собрание и описание: какая сильная молитва в монастыре для духовной жизни верующего человека.

Содержание
  1. Символ Веры
  2. Неусыпаемая Псалтирь в монастырях Иерусалима
  3. Неусыпаемая Псалтирь в монастырях Иерусалима
  4. Неусыпаемая псалтирь
  5. Неусыпаемая псалтирь
  6. Неусыпаемая Псалтирь в монастырях Иерусалима
  7. Польза псалмов
  8. Неусыпаемая псалтирь
  9. Неусыпаемая Псалтирь в монастырях Иерусалима:
  10. Русский Православный женский Горний монастырь
  11. Русский Православный Гефсиманский женский монастырь и церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины
  12. Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь
  13. Заказ треб на Святой Земле
  14. Самые сильные и чудотворные молитвы
  15. Популярные товары
  16. Новые статьи
  17. Молитва «Богородице Дево, радуйся»
  18. Молитва «Отче наш»
  19. Молитва Иисусова
  20. Молитва Пресвятой Троице
  21. Моление к Богоматери
  22. Молитва от всех бед и напастей
  23. Молитва от всех болезней
  24. Молитва Ангелу Хранителю
  25. Покаянная молитва
  26. Старинная молитва на все случаи жизни
  27. Молитва в путешествии
  28. Молитва для искупления греха аборта
  29. Молитва «Да воскреснет Бог»
  30. Благодарственная молитва
  31. Будет в монастыре непрерывная молитва – Господь услышит и всё устроит
  32. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Символ Веры

Неусыпаемая Псалтирь в монастырях Иерусалима

Чтение неусыпаемой псалтири

Великий труд – это молитва. Внешне может казаться, что человека как бы особо ничего не делает, молится и всё. Но если молиться по-настоящему, то идет очень большая духовная борьба. Ведь если мы молимся за кого-то, то мы помогаем ему во спасении души. А вражьей силе это очень не нравится и вот и ополчается особенно. Чем дальше человек от Бога, чем дальше человек от Церкви, тем труднее молиться за такого человека. И могут быть искушения различного рода. Поэтому, если молиться усиленно за кого-то – то в первую очередь за своих близких и не надо брать на себя самовольно возложенных подвигов вымаливать всех и много сразу. Вообще, когда не только когда читаеся Псалтирь, но в любом деле должно быть рассуждение. Надо твердо взвешивать свои силы. Чтобы за кого-то молиться из ближних и чтобы молитва шла лучше, нужно и самому больше очищаться (непрестанно молиться, исповедоваться, причащаться, смиряться и жить богоугодно). Тогда духовная броня будет сильнее и будет легче.

Неусыпаемая Псалтирь в монастырях Иерусалима

Неусыпаемая псалтирь

В обители сестры непрестанно читают Псалтирь (неусыпаемая псалтирь) с поминовением имён (о здравии и о упокоении). Велика сила этой непрестанной молитвы.

Чтение Псалтири отгоняет от человека бесов и привлекает Божию благодать.

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы.

Неусыпаемая псалтирь называется так потому, что ее чтение происходит круглосуточно, без перерывов.

Такой молитвой молятся только в монастырях.

Подавать можно, как за живых, так и за усопших.

Молитва за живых и умерших при чтении неусыпаемой Псалтири, имеет невиданную силу, которая и демонов сокрушает, и сердца умягчает, и умилостивляет Господа так, что и грешников возводит из ада.

По многим причинам.

2. Псалтирь – молитва сильнейшей силы. Преподобный Амвросий Оптинский: “На самом опыте увидишь, как велика сила богодухновенных псаломских словес, которые опаляют и прогоняют врагов мысленных, как пламень. И молитва всегда сильнее псаломскими словами, нежели собственными нашими”. Старец Иероним Санаксарский говорил, что где читают Неусыпаемую Псалтирь – это как огненный столп до неба.

3. Особенность Псалтирной молитвы заключается в том, что когда на этой молитве молятся за какого-то человека, это очень сильно ограждает его от лукавых демонов, помогает в борьбе со страстями. Как говорит прп. Парфений Киевский, Псалтирь укрощает страсти.

4. Также важнейшей особенности чина Неусыпаемую Псалтирь является то, что вас будут поминать каждый день и обычно по несколько раз в день. Т.е. некоторые монастыри поминают не только 1 раз в день, а на каждой кафизме (В Псалтири 20 кафисм, 20 частей).

5. Неусыпаемую Псалтирь читают не только днем, но и ночью. Поэтому этот чин и называется неусыпаемым, т.к. не прекращается ни днем и ночью. Монахи сменяют друг друга после определенного количества времени.

6. Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,

Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

7. Как говорил блаженный Августин, любовь к псалмопению породила монастыри. Монастырю крайне желательно иметь этот чин. Это оплот монастырей. Когда вы заказываете этот чин, вы поддерживаете этот монастырь. Это очень щедрая милостыня. Ведь польза не только тому, за кого заказали, но:

2) монастырю, так как это поддержка монастыря в целом

3) монахам, т.к. они участвует в этом чине; они чувствует, что этим приносят пользу и чувствует, что их молитва доходит

4) вы своим примером также можете вдохновить кого-то из рядом стоящих, если такие вдруг оказались или же в духовной беседе с кем-то (при этом не раскрывая свою милостыню и ее размеры)

5) когда вы увидите результат (а он обязательно будет), вы укрепитесь в вере

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка.

Чтение неусыпаемой псалтири

Неусыпаемая Псалтирь в монастырях Иерусалима

Чтение псалтыри в Иерусалиме

Польза псалмов

Преподобный Варсонофий Оптинский: “Пишет мне один мятущийся интеллигент: «Очень тяжело мне. Внешне всё обстоит благополучно: дела идут хорошо, семья дружная, жена хорошая. Но беда в том, что душу свою открыть мне некому: того, о чём я тоскую, не понимает жена, а дети ещё малы. Что мне делать? Как избавиться от тоски и скорби?» Я посоветовал ему читать Псалтирь. Там есть в 93-м псалме: По множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвесилиша душу мою (Пс. 93, 19). «Возьмитесь за этот стих, – написал я ему, и принимайтесь читать Псалтирь. Думаю, что Бог вас утешит». Проходит некоторое время, получаю письмо: «Послушал вас, начал читать Псалтирь и ничего в ней не понимаю». Пишу ему: «Великий наш старец о. Амвросий на такое же заявление отвечал: ты не понимаешь, зато бесы прекрасно понимают и бегут прочь. Читай пока не понимая, а когда-нибудь и понимать начнёшь». И вам повторяю: читайте Псалтирь ежедневно, хоть понемногу, и Господь не оставит вас Своею милостью, будет всегда вам Помощником и Утешителем. Хорошо также ежедневно прочитывать 90-й и 50-й псалмы; 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго» полезно читать три раза в день: утром, в полдень и вечером. В полдень на человека особенно нападает блудный бес, этот же псалом далеко отгоняет его прочь».

В жизни его был кратковременный период, когда он испытывал некоторые трудности: не хватало времени на все, чувствовалась немощь, уныние. И вот как-то ночью перед рассветом в тонком сне явилась ему Пресвятая Владычица во весь рост с короной на голове, как изображается на иконе “Всех скорбящих Радость”, и тихо сказала: “Чадо! А Псалтирь-то читать надо! Это жизнь твоя!” Таким было первое явление Божией Матери. Все трудности как рукой сняло. С тех пор он уже никогда не прекращал чтение Псалтири, а впоследствии возглавил чтение “Неусыпаемой Псалтири” в Псково-Печерской обители. Отец Савва очень любил Псалтирь. Он считал, что чтение Псалтири необходимо для Иисусовой молитвы, что псалмы и Иисусова молитва — живая вода из одного источника: Псалтирь поддерживает Иисусову молитву, как стены храма — его кровлю. В древности были монастыри, которые назывались «неусыпающими». Монахи этих обителей в двадцать четыре чреды день и ночь читали Псалтирь. Отец Савва благословлял своим духовным чадам распределять между собой псалмы Давида и читать их в определенное время суток, так, чтобы чтение Псалтири в его духовной семье никогда не прекращалось. Любил он молиться песнями Давида и других учил тому же:

Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися… (Псалом 69, 1)

Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою… (Псалом 39, 1)

Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? (Псалом 26, 1) .

В монастыре на покое находился больной батюшка К., которому врачи предписали постоянный постельный режим. Больной обратился к отцу Савве: «Помолитесь за меня». Отец ему сказал: «Читай Псалтирь». А он отвечает: «Я не могу». Но отец Савва ему говорит: «Не можешь, а ты читай!» – «Да я не могу». – «А ты читай». Через несколько дней он сказал, что переселил себя и стал читать Псалтирь. И выздоровел и после этого ещё жил 10 лет.

Псалом — тишина душ, раздаятель мира; он утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержность.

Псалом — посредник дружбы, единение между далекими, примирение врождующих.

Псалом — убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен.

Псалом населяет пустыни, уцеломудривает торжища.

Псалом — занятие Ангелов, небесное сожительство, духовный фимиам. Это — мудрое изобретение Учителя, устроившего, чтобы мы пели, и вместе учились полезному. От сего и уроки лучше напечатлеваются в душах. Ибо с принуждением выучиваемое не остается в нас надолго; а что с удовольствием и приятностию принято, то в душах укореняется тверже.

“Я думаю, что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движение мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний и всякий человек будет возносить их Господу, как будто бы именно о нем они были написаны”.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,

Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Неусыпаемая Псалтирь в монастырях Иерусалима:

Русский Православный женский Горний монастырь

Русский Православный Гефсиманский женский монастырь и церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины

Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь

Заказ треб на Святой Земле

Copyright Символ Веры ©2007 – 2017. All Rights Reserved.

Самые сильные и чудотворные молитвы

Популярные товары

Новые статьи

Утро и вечер начинайте с молитвы и увидите, как наладится жизнь, все станет проще, понятнее и обязательно найдется выход из любой ситуации.

Молитва «Богородице Дево, радуйся»

Молитва «Отче наш»

«Отче наш, иже еси на небесех!

Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое,

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

И остави нам долги наша,

Яко же и мы оставляем должником нашим,

И не введи нас во искушение,

Но избави нас от лукавого.

Яко Твое есть и Царство, и сила, и слава,

Отца и Сына, и Святаго Духа

И ныне, и присно, и во веки веков.

Молитва Иисусова

Молитва Пресвятой Троице

«Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради».

Моление к Богоматери

Молитва от всех бед и напастей

Молитва от всех болезней

«Владыко, Вседержитель, врач душ и телес смиренных, возноси и наказуй, паки исцели брата нашего (имя) немоществующего, посети милостью Твоею и прости мышцею Твоею. Исполни исцеление от вражды и исцели его, и восстанови от одра немощи, отставь от него всякую язву, всякую болезнь, всякую рану, всякую огневицу и тресковицу. И если есть в нем согрешение, беззаконие, то ослабь и оставь, простя ради Твоего человеколюбия. Ей Господи, пощади Твое создание во Христе Иисусе, Господе нашем, с Ним же благословенно еси во веки веков. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Молитва Ангелу Хранителю

Покаянная молитва

«Пресвятая Богородица, к тебе обращаюсь! В словах моих черных против дочки (сына, матери, внука, мужа…) каюсь! Молю, Приснодева, хулу мне прости! И (имя) удачу в делах возврати! Аминь».

Старинная молитва на все случаи жизни

«Господи! Дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне настоящий день. Дай мне всецело предаться воле твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я не получила известия в течение дня, научи принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля твоя. Во всех делах моих и словах руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай забыть, что все ниспослано тобой! Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не огорчая, никого не смущая. Господи! Дай мне силы перенести утомление наступающего дня и все события в течение его! Руководи моею волею и научи меня молиться и надеяться, верить, любить, терпеть и прощать! Аминь».

Молитва в путешествии

Молитва для искупления греха аборта

«Во имя Господа нашего Иисуса Христа! Милосердствуй надо мной, грешной рабой твоей (имя), дай мне в слезах искупить грехи великие за загубленных детей моих. Святой Иоанн Креститель, перекрести детей моих, убиенных мною во чреве, и выведи их из тьмы вечной, и нареки им имя ангелов небесных, и введи их в царство Господнее нашего Иисуса Христа. Святая великомученица Варвара, приобщи детей моих, убиенных мною во чреве. Святой Иоанн Креститель, избавь меня, мать-убийцу плода моего, от страшного суда Христова, и помоги мне, грешной, ответ нести пред Господом нашим Иисусом Христом. Будь мне заступником и свидетелем на Страшном Суде! Господи, не откажи мне, рабе твоей (имя), услышь молитву мою. Во имя Отца и Сына и Святого Духа и ныне и присно и вовеки веков. Аминь».

Молитва «Да воскреснет Бог»

Благодарственная молитва

«Господи, Иисус Христос, Матушка Пресвятая Богородица и все Небесные Силы! Спасибо Вам за ваше милосердие ко мне рабе Божией (имя) и членам моей семьи! Спасибо за Ваше благословение, спасибо Вам за то, что вы оберегаете и спасаете меня рабу Божию (имя) и членов моей семьи от напрасной клеветы, от любой беды, от порчи, от сглаза женского – мужского, от тюрьмы, от нищеты, от напрасной смерти, от заклятья, от проклятья, от наговоров, от заговоров, от злых лихих людей, от колдунов, от ведунов, от бабы простоволоски, от девки самокрутки, от завистников и ненавистников, от врагов видимых и невидимых. Спасибо Вам за то, что Вы помогли мне рабе Божией (имя) и членам моей семьи избавиться от недугов, от врагов, от злых чар, и так далее. Спасибо Вам за то, что Вы помогли в труде, в учебе, в бизнесе, в семейных отношениях и так далее. Спасибо Вам, что Вы наполнили мой дом счастьем, любовью, благополучием! Отныне и до веку веков. Во имя отца и Сына и Святого духа. Аминь».

Поделиться с друзьями:

Магический Щит. Уникальный проект «Три Р». Официальный сайт магов.

Все права защищены. Копирование материалов сайта запрещено!

Будет в монастыре непрерывная молитва – Господь услышит и всё устроит

«Молитва есть мать и глава всех добродетелей», – так говорил преподобный Макарий Великий, Египетский, совершавший подвиг молитвы и покаяния в далеком IV веке. И без глубокого понимания этих слов жизнь в современной монашеской семье неполноценна. С каким бы рвением сестры не выполняли то или иное послушание, как бы они не старались сделать все хорошо ради процветания монастыря, но если нет молитвенного настроя и постоянного призывания имени Божия, – значит, их души ни на шаг не приблизились к спасению. Только молитва способна стать сильным оружием в деле спасения молящегося, облагораживая при этом любой труд – убираешь ли ты навоз в коровнике или водишь экскурсию по ухоженным дорожкам родной обители. Эта тема стала одной из основных в беседе с игумениейВарварой (Третьяк) – настоятельницей Свято-Введенского Толгского женского монастыря. Первого женского монастыря, открытого на территории России после многих десятилетий разорения святынь. 21 августа 2014-го у древней Толги юбилей – 700-летие основания. Разговор с матушкой Варварой мы начали с того, с чего началась ее жизнь здесь – со второго рождения обители в 1987 году.

– Трудным было всё. Возглавлявший тогда Ярославскую кафедру митрополит Платон (Удовенко) так вспоминал о своем первом визите в Толгу: «Мы приехали и молчаливо стояли». А что скажешь, когда душу переполняет печаль при виде поруганных святынь? Первые благодетели монастыря, замечательные боголюбивые люди, с искренним сочувствием меня уверяли: «Ну, мать Варвара, тебе и за шестьдесят лет эту развалину не поднять!» Однако мы с сестрами не думали, сколько лет или десятилетий Господь судил нам жить на земле. Мы просто молились и трудились. Поначалу было много тяжелой физической работы (вплоть до того, что самим приходилось разгружать машины с кирпичом, пока не появилась возможность нанять рабочих), но такая радость нас охватывала, такую благодать мы чувствовали, осознавая, что Хозяйка древней обители Пресвятая Богородица незримо тут ходит, утешает нас! И хотя жили в сыром Никольском корпусе – десять кроватей стояло в одной комнате, – но, как я уже отвечала журналистам на их вопросы и еще раз повторю, ничто нас не пугало: ни развалины, ни огромность предстоящих трудов. Никакие материальные лишения не могли угасить той любви к древней русской обители, что объяла наши сердца.

– То есть – в назидание сестрам и братии возрождающихся нынче обителей – можно сказать, что главное – не испытывать страха перед трудностями, какими бы непреодолимыми они, на первый взгляд, не казались?

– Святые отцы говорят, что бояться надо только грехов. А любые житейские невзгоды, любые трудности преодолимы с Божией помощью. С Богом человек может все. Да, нам предрекали, что и за шестьдесят лет не поднять древнерусскую «развалину», но, как видите, случилось чудо: по молитвам ко Господу, Пресвятой Богородице монастырь удалось возродить, пять монастырских храмов – действующие. Господь в свое время столько благодетелей и помощников к нам привел: директоры заводов жертвовали кирпич и железо на крышу, оплачивали труд нанятых нами рабочих, а солдаты, студенты, школьники делали всё во славу Божию. Тогда люди из разных уголков России сюда приезжали и старались помочь, чем могли. Так что не будет преувеличением сказать, что Толгскую обитель мы поднимали всем миром.

– А сегодня, с высоты пройденного пути, какое из событий минувших десятилетий Вы бы назвали самым главным в жизни современной обители?

– Конечно, возвращение нам чудотворной Толгской иконы Божией Матери, явленной в XIV веке Ростовскому епископу Прохору (в схиме Трифону). Около 80 лет древний чудотворный образ хранился в фондах Ярославского областного художественного музея. Для того чтобы его вернули Церкви, было совершено множество молений, состоялось немало важных встреч с высокими должностными лицами. В возвращении иконы приняли личное участие Святейший Патриарх Алексий II и Президент России Владимир Путин, приснопамятный Ярославский владыка Михей (Хархаров) и возглавлявший в то время Ярославскую кафедру владыка Кирилл (Наконечный). И все же никакие человеческие усилия не могли бы совершить это без воли Божией и без благоволения Его Пречистой Матери. В тот наисчастливейший день – 21 августа 2003 года – Царица Небесная показала нам, как любит чад Своих, согрешивших и покаявшихся. Она возвратилась в Свой дом на Толге.

– Помнится, православные издания с ликованием писали: «Хозяйка вернулась домой!» Для паломников это поистине счастье, что чудотворная икона находится в обители и доступ к ней открыт в течение всего дня. Также, образно говоря, духовным магнитом для верующих является то обстоятельство, что в монастыре почивают мощи учителя современного монашества святителя Игнатия (Брянчанинова). Матушка, а молодые сестры, на Ваш взгляд, в полной мере осознают духовное величие возрожденной из руин обители, любят ее всей душой, или есть и такие, кто не может и не хочет забыть мир? Вспомним один примечательный факт: выслушав одну даму, заявившую, что трудно заниматься с молодежью, преподобный Амвросий Оптинский ответил поговоркой: «Не беда, что во ржи лебеда, а вот беды, когда в поле ни ржи, ни лебеды». Что Вы можете сказать о своей молодежи?

– То, что у нас есть и «рожь» и «лебеда». Стремящихся к монашеской жизни мы берем на испытательный срок и в течение года смотрим, любят ли они молиться, охотно ли ходят на богослужения или стараются увильнуть. И как относятся к труду. Некоторые спустя время оставляют монастырь, давая понять, что это не их путь. Из бесед с ними становится ясно: они ищут другой жизни, других радостей, которые можно получить, живя в миру. Мы никого не удерживаем, не увещеваем. Это их выбор, с которым нужно считаться. Немало же трудниц остается, переходя в разряд послушниц. Потом сестры принимают иноческий сан, монашеский. И на сегодняшний день из 120 насельниц у нас больше половины – молодые сестры. Откуда берется пополнение? Мы связываемся со священниками высокой духовной жизни и просим их направлять к нам тех, у кого есть интерес к монашеству. Они и направляют. Разумеется, современное общество с его страстями, соблазнами, лжеучителями накладывает какой-то отпечаток на молодежь, но непрестанная молитва «Господи, помилуй!» очищает ум от помыслов, сердце – от вожделений. Как сказал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Молитва должна быть главным подвигом инока. В ней должны сосредоточиться и совокупиться все его подвиги; посредством ее инок прилепляется теснейшим образом к Господу, соединяется во един дух с Господом…»

Эти слова ложатся на душу многим нашим сестрам, они им следуют. Вообще у нас есть хорошая библиотека, и в минуты отдыха насельницы читают душеполезные книги, богословские труды. Причем очень часто и со мною, и с другими происходит удивительная вещь: возникает какой-то духовный вопрос, берешь в руки один из трудов святителя Игнатия, открываешь его – в начале ли, в конце или посередине, читаешь и видишь: вот он, четкий и ясный ответ на твой вопрос! Яснее не бывает! Я не устаю повторять сестрам: «Сестры, какое великое богатство мы имеем, какой дивный у нас духовник – святитель Игнатий!»

Теперь постараюсь ответить на вопрос, осознают ли молодые насельницы духовное величие обители, в которой они подвизаются, ее историческое значение в жизни Святой Руси и современной России. Одно из послушаний у нас – водить экскурсии. Приезжают в Толгу паломники отовсюду, нередко иностранные туристы бывают. Многолюдно, шумновато для монастыря, но разве откажешь тем, кто стремится увидеть православную святыню, помолиться у чудотворного образа Пресвятой Богородицы, поклониться мощам святителя Игнатия? Вот одна из сестер ведет экскурсию, рассказывает. По тому, как она выполняет это послушание, можно судить о ее духовном росте, ее врастании в монашескую семью. Уверена, что вряд ли кто-то из людей, любящих своих близких, уважающих предков, будет говорить об истории своего рода отстраненно, не вкладывая в рассказ частичку души. Так и об истории родной обители невозможно рассказывать механически, «сыпать» историческими фактами. Говоришь, и для тебя словно оживают страницы прошлого. Ты хочешь, чтобы люди, прибывшие сюда из Москвы и Санкт-Петербурга, Вологды и Рязани и других городов, сел, деревень, тоже увидели духовными очами значимость многих событий, свершавшихся в обители на протяжении минувших семи веков. Чтобы они, паломники и туристы, сумели понять, как горячо любили монастырь те, кому посчастливилось его возрождать в конце прошлого и в начале нынешнего столетия.

Недалеко от входа в кедровник, появившийся во времена Ивана Грозного (сам царь подарил тогда еще мужской обители саженцы сибирского кедра), находится современное монастырское кладбище. Если в усыпальнице под соборным храмом покоятся почетные граждане города, которые при жизни своей вносили пожертвования в святую обитель, а также представители знаменитых древних боярских родов: Голицыны, Вяземские, Троекуровы, Мельгуновы и другие, то здесь, под сенью могучих деревьев, погребены насельницы Толгской женской обители, ушедшие в мир иной не так давно. Наши современницы. Вспоминая каждую, думаешь: какие это были труженицы и молитвенницы! Вот, к примеру, две из них каменные монастырские стены побелили. А ведь это колоссальный объем работы, с которым бригада штукатуров неизвестно за сколько бы времени справилась и сколько бы денег взяла! А сестры читали Иисусову молитву и белили… Простой, казалось бы, пример, незатейливый, но знаю, что многих берет за душу. Старшие монахини, пришедшие в монастырь давно, рассказывают об этом молодым, так что какая-то преемственность у нас в этом плане есть.

– Вот и прозвучало одно из ключевых слов Вашей жизни – «преемственность». На меня неизгладимое впечатление произвел тот факт, что в детстве Вы со старшей сестрой каждое воскресенье шли двенадцать километров по рельсам (!) к своему духовнику, отцу Никифору. Наверное, его окормление, его молитвы подвигли Вас избрать монашеский путь?

– Отец Никифор был великим молитвенником. Не скрою: вначале меня больше привлекали конфеты, которые он нам давал. В нашей многодетной семье, проживавшей на Черниговщине, конфет и в помине не было, а батюшка ими угощал. Шоколадными! Потом, взрослея, стала на клирос ходить и мечтать о четках и монашеском уединении. После окончания восьми классов отец Никифор дал мне четочки и подрясничек. Когда же я попала во Флоровский монастырь в Киеве, то всеобъемлющую радость вскоре сменила печаль: я тяжело заболела. Из последних сил ходила и молилась перед мощами святой великомученицы Варвары, которые находятся в кафедральном Владимирском соборе (к прискорбию, захваченном в 90-е годы прошлого века раскольниками во главе с расстриженным митрополитом Филаретом (Денисенко)). Я слезно просила святую великомученицу ходатайствовать перед Господом и Пресвятой Богородицей о моем исцелении. Горячо молился за меня отец Никифор, да и врачи помогали бороться с недугом, так что, слава Богу, его удалось победить.

Господь одарил меня великой радостью: семь лет я подвизалась в Горненском женском монастыре на Святой Земле и вот уже двадцать шестой год являюсь настоятельницей древнерусской обители на Ярославской земле. А моя старшая сестра Надя, с которой мы шли к старцу по рельсам, в такт шагам произнося молитву «Господи, помилуй!», тоже стоит во главе женского монастыря – только на Украине. Это Свято-Успенский Елецкий монастырь в Чернигове, один из самых древних монастырей Украины, основанный в XI веке князем Святославом Ярославичем. Игумения Нектария. Сколько раз было: звоню в обитель, чтобы поговорить с ней, а мне отвечают: «Матушка-игумения молоко сепарирует». Или: «Матушка-игумения котлетки рыбные жарит». Позже у нее спрашиваю, почему сама этим занимается, не дает сестрам за послушание. Отвечает: «Они устали, пускай немного отдохнут». А ей-то уже семьдесят пять лет исполняется в этом году!

– Матушка Варвара, какая сейчас там обстановка? Что рассказывает Вам игумения Нектария по телефону?

– Говорила, что вроде бы у них спокойно. В Киеве «майдановцы» летом пикетировали Киево-Печерскую лавру, стараясь прорваться внутрь, а в Чернигове, хоть он и недалеко от бурлящей столицы, пока такой угрозы православным святыням нет. Весной, по словам матушки Нектарии, сестры монастыря молились день и ночь, день и ночь. Как-то звоню ей поздно вечером, она сообщает: «Идем на акафист». Правящий архиерей благословил совершать крестные ходы, и они ходили крестным ходом. Прежде я каждый год ездила в Чернигов на могилку к маме, теперь из-за войны не смогла. Душа болит за Украину. У меня там и брат – архимандрит Феодосий, который служит в сельской церкви, и племянник с женой и тремя детьми – протоиерей Вячеслав. К тому же из шестнадцати игумений, вышедших из стен нашего монастыря, три уехали на Украину, возглавили там женские обители.

Как вы знаете, 17 июня 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к Полноте Русской Православной Церкви, в котором благословил во всех храмах совершать особую молитву о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. Мы ее совершаем. Верю, что миллионы людей в России совершают эту молитву, взывая ко Господу, как, по словам Предстоятеля нашей Церкви, взывали к Нему во дни кровавого хаоса и гражданской войны святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, и священномученик Владимир, митрополит Киевский.

Недавно мы решили взять к себе на подворье беженцев с юго-востока Украины. У нас там построен дом с неплохими бытовыми условиями – разместили в нем бегущие от ужасов войны семьи. Родителей работой обеспечили: и сено они косили, и липовый цвет собирали. (Ежегодно до тридцати мешков липового цвета мы собираем, сушим и добавляем в «толгский чай», где есть целебные травы, тоже собранные сестрами и трудниками). И ребятишкам с Украины там есть чем заняться: рыбалка, сбор грибов, ягод. Многие наши сестры любят ездить на подворье. Говорят: красота русской природы, открывающееся глазам раздолье умиротворяют душу. Понятно, что людям – и особенно детям, проводившим ночи из-за минометных обстрелов в подвалах, трудно на первых порах психологически. Но мы не оставляем их один на один с бедой. Стараемся окружить заботой и вниманием.

– Многие из нас на примере собственной жизни, судьбы, биографии знают, что Украина и Россия неразрывны: у них единое духовное пространство, единая Православная Церковь. На Украине Вашим духовником был батюшка-молитвенник отец Никифор, прозорливо предвидевший, что две сестрички, приходившие к нему из другого села, станут игумениями. В России, в Толгской обители, Вы ни одного дела не начинали без благословения ярославского старца Павла ( Груздева), чье имя сегодня почитаемо на Валааме и на Афоне, в Москве и Петербурге, на Украине и в Сибири. Вас он называл «старинной игуменьей». Почему?

– Не знаю, почему, но то, что я ни одного важного дела не начинала без его благословения, это действительно так. Он очень любил нашу обитель и после ее передачи Церкви в 1997 году каждый год приходил сюда на Толгин день. Сестры видят: идет старчик с длинной белой бородой – и сразу за ним! Целый круг из сестер выстраивался. У каждой были свои вопросы, отец Павел на все отвечал. Причем не только на духовные. Спрашивали о сенокосе – он говорил, каким нынче будет сенокос. Спрашивали о коровках, и батюшка, не видя их, описывал ту, какая болеет и советовал, что делать. Мы ездили к архимандриту Павлу, когда он еще в селе Верхне-Никульское служил. Ездили и в Тутаев, куда он перебрался в возрасте далеко за восемьдесят. Один раз по пути в село чуть было не попали в аварию. Едем, а на нас – лоб в лоб – летит машина, за рулем которой сидел пьяный шофер. Наш опытный водитель сумел так крутануть руль, что мы избежали смертельной опасности. Но страху натерпелись! Собираясь обратно, попросили батюшку помолиться за нас. И он воскликнул: «Соловецкие преподобные! Помогите игуменье Варваре спокойно добраться домой!» Так вот представьте себе: сколько мы ехали, ни одной машины по пути домой не повстречали. Просто чудо какое-то! Соловецких подвижников благочестия старец почитал особо, часто к ним с горячей молитвой обращался.

– Было ли у Вас какое-то внутреннее волнение в канун столь масштабного события – 700-летия обители?

– По правде, мне волноваться было некогда. Мы старались много чего сделать, в том числе – реставрировать здание дореволюционной воскресной школы, оно единственное оставалось не отремонтированным со времен той страшной разрухи. Известный ярославский поэт и писатель Евгений Гусев написал поэму «Обитель», в которой прослеживается вся история нашего монастыря. Монахиня Смарагда (Зыкова), закончившая филологический факультет университета и пришедшая к нам в начале 90-х годов, то есть в числе первых насельниц, тоже прибегла к стихотворной форме, чтобы рассказать о «жемчужине земли ярославской», как называют наш монастырь. Она тоже рассказывает о масштабных судьбоносных событиях минувших веков, в течение которых святая обитель то достигала своего наивысшего расцвета, то оказывалась разоренной. Словом, каждый старался внести какую-то посильную лепту.

– В завершение интервью хочу Вас, матушка, спросить: что бы Вы как первая игумения новой России посоветовали или пожелали настоятельницам, которые только приступили к устройству монашеской жизни в возрождаемых обителях – таких, как, например, Христо-Рождественский монастырь в Астраханской епархии, или Покровский Шиханский в Кузнецкой епархии и многие-многие другие?

– Советы мои просты. Желаю матушкам-настоятельницам, чтобы из сердца шла в Небо молитва, и чтобы они имели, согласно мудрой поговорке преподобного Амвросия Оптинского, терпения не воз, а целый обоз. Сейчас сестры приходят разные, нередко – из невоцерковленных семей. Каждая со своим характером. И надо всех терпеть. Терпеть, любить и жалеть. Не станешь жалеть, сестры поразлетаются. Возрождая обитель, монашескую жизнь, не следует суетиться, куда-то торопиться. Правило снова-таки простое, но золотое: будет в монастыре непрерывная молитва – соборная и келейная, Господь услышит и всё устроит. Я это вижу на примере некоторых наших монахинь, которые подвизались в Свято-Введенской Толгской обители, затем возглавили другие монастыри. Кто бывал в Переславском Свято-Никольском женском монастыре, тот знает, что там и внутренняя монашеская жизнь хорошо устроена, и хозяйство ведется образцово. Почему игумении Евстолии (Афониной), художнику по образованию, удалось вместе с сестрами воскресить из небытия Свято-Никольскую обитель, привести ее к благодатным переменам? Потому что в обители ни на минуту не забывают о молитве.

То же самое можно сказать и об игумении Миропии (Юрченковой) – настоятельнице Богоявленского Авраамиевого монастыря, игумении Еротииде (Гажу) – настоятельнице Николо-Сольбинского монастыря на Ярославщине. Этот список можно продолжить, он очень длинный. Но закончу я свой ответ еще одной цитатой из святителя Игнатия (Брянчанинова), повторившего в «Аскетических опытах» слова святого Макария Великого о молитве как матери и главе всех добродетелей. Наш великий учитель и духовник пишет: «Молитва – причащение жизни. Оставление ее приносит душе невидимую смерть». По нашим молитвам ко Спасителю, Пресвятой Богородице, великим угодникам Божиим и возрождаются сегодня российские обители.

Беседовала Нина Ставицкая

Фотограф: Владимир Ходаков

21 августа 2014 г.

скрыть способы оплаты

скрыть способы оплаты

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
admin
Оцените автора
Моя молитва
Добавить комментарий