Казанский собор в санкт петербурге молитва

Полное собрание и описание: казанский собор в санкт петербурге молитва для духовной жизни верующего человека.

Казанский собор в санкт петербурге молитва

Икона Казанской Богоматери

Икона Казанской Богоматери – одна из самых распространённых православных икон в России. В самом центре Москвы стоит Казанский собор, где с частичкой мощей Пресвятой девы Марии находится список с оригинальной иконы Казанской Божьей Матери XVI века, написанной для Иоанна Грозного. В Санкт-Петербурге на Невском проспекте находится Казанский собор, построенный в начале XIX века для перенесения в него ещё одного чудотворного списка иконы Казанской Богоматери. Бесчисленное количество раз икона Казанской Богоматери выступала заступницей в тяжкие для России годы смуты, в войне с французами 1812 года и в Великой Отечественной войне.

Иконографически икона Казанской Богоматери относится к типу Одигитрии (Путеводительницы), но небольшой особенностью является оплечный образ Пречистой, и опущенная левая рука Младенца Христа. Правая рука Иисуса благословляет тех, кто обращается к иконе за Божьей помощью и благословением.

Первое упоминание иконы Казанской Богоматери датируется 1579 годом. В тот год сильный пожар уничтожил часть Казанского кремля и половину деревянных строений города. Мусульмане, после взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году отселённые за пределы города, после пожара начали стали говорить о том, что русский Бог отвернулся от своих людей. И вот тут и случилось чудесное явление иконы Казанской Богоматери. вернувшей православным людям веру в Господа Бога. Девятилетняя Матрёна, дочь стрельца, во сне увидела Богородицу, которая указала девочке место, где под пепелищем хранится “чудный образ”, и велела ей идти за помощью к архиепископу и воеводам. Но девочке никто не поверил, и тогда мать Матрёны сама взяла заступ и отправилась на указанное Богородицей место. 8 июля, на глубине порядка метра, и была найдена сияющая чистым светом, завёрнутая в истлевший рукав мужской одежды, икона Казанской Богоматери. На месте чудесной находки был основан Казанский Богородицкий женский монастырь. Первыми монахинями, принявшими в нём постриг, стали Матрёна, принявшая после крещения имя Мавра и её мать.

С момента обретения иконы Казанской Божией Матери православная вера начала своё завоевание народов Сибири и Дальнего Востока. В благодарность за это правители России постоянно выказывали своё уважение и почтение к иконе, украшая её оклад золотом, жемчугом и драгоценными камнями. Екатерина II в 1768 году пожаловала иконе Казанской Богоматери новую ризу, главным украшением которой стала бриллиантовая корона императрицы.

Первым задокументированным доказательством силы иконы Казанской Богоматери стало взятие польского гарнизона в Китай-городе в Смутное время. Князь Пожарский, держа в руках список с образа Казанской Богоматери, переданный ему казанским ополчением, поклялся построить храм в честь этой долгожданной победы. Через четыре дня польское воинство было выбито и из Московского Кремля. В честь иконы Казанской Божией Матери и был на Красной площади Москвы был построен Казанский собор.

Ещё одним свидетельством чудотворности иконы Казанской Богоматери стала победа русских войск над французскими в Отечественной войне 1812 года. Доподлинно известно, что генерал-фельдмаршал М.И.Кутузов перед отправлением в армию на фронт молился в Казанском соборе Санкт-Петербурга именно этому образу, являвшемумся списком с оригинальной иконы, хранящейся в Казани. После своей смерти генерал-фельдмаршал был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга, а перед самим собором были установлены бронзовые памятники самому М.И. Кутузову и М.Б. Барклай-де-Толли.

С помощью иконы Казанской Богоматери СССР смог одолеть фашистских захватчиков – в 1941 году митрополиту Ливанскому Илие Салибу было видение, в котором предписывалось эту икону обнести вокруг осаждённых немецкими войсками городов Ленинграда, Москвы и Сталинграда. С Божьей помощью распространение фашистской заразы удалось остановить, а позднее и уничтожить её в 1945 году.

Настолько сильно почитание и крепка вера в силу иконы Казанской Богоматери, что ею родители благословляют молодых к венцу, её вешают рядом с детскими кроватками для покровительственной защитой младенцев, к ней обращаются за помощью в период жизненных невзгод.

На этой странице Вы можете заказать икону Казанской Богоматери

Святой источник

Казанская икона Божией Матери Казанского собора Санкт-Петербурга.

Эта икона относится к числу старейших святынь Санкт-Петербурга. Об ее чудотворении стало широко известно, когда икона находилась еще в скромной церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Петербургской стороне. Бывший настоятель этой церкви священник Тимофей Симеонов в сане протоиерея в 1740-1745 годах настоятельствовал в мазанковом Успенском соборе – при нем началось строительство нынешнего Князь-Владимирского собора. Икона странствовала по Санкт-Петербургу и в первой половине XVIII, и в XX веках. В 1932-1940 годах она побывала в Спасо-Успенском соборе (на Сенной площади), Андреевском соборе на Васильевском острове и в Смоленско – кладбищенской церкви. После закрытия Смоленской церкви в августе 1940 года чудотворная икона была доставлена в Князь-Владимирский собор и пробыла в нем до 2001 года. В июле 2001 года святыня вернулась под родные своды Казанского собора.

Главной святыней Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга является Казанская икона Божией Матери, во имя которой собор был построен. Эта икона, чудесным образом явленная в г. Казани в 1579 г. является одной из самых почитаемых икон во всем православном мире.

В самых общих чертах история иконы сводится к следующему. Летом 1579 г. страшный пожар уничтожил большую часть Казани. Две недели спустя девочке по имени Матрона Онучина трижды являлась во сне Пресвятая Дева, настоятельно требуя, чтобы она сообщила Казанскому архиепископу о Ее святом образе, который находится в подвале сгоревшего дома Онучиных. Сначала девочке не поверили, но после новых явлений Богородицы решили все же копать в указанном Богородицей месте. На метровой глубине был найден образ Пресвятой Богородицы.

День чудесного явления образа (8/21 июля) стал ежегодно отмечаться как большой праздник вначале в Казани, а затем и по всей России. В том же 1579 г. царь Иван Грозный основал в Казани монастырь Пресвятой Богородицы, в который и была помещена обретенная икона. С нее сделали несколько копий, некоторые из которых, как и сама изначальная икона, были признаны чудотворными.

В Смутное время, примерно через 33 года после чудесного явления Казанской иконы Богородицы, Россия подверглась нападению поляков, Москва была ими захвачена. Патриарх Гермоген, который в бытность свою священником в Казани первым описал Казанскую икону и чудеса, ей творимые, был заключен в тюрьму.

Но в 1612 г. ополчение под руководством князя Д.И. Пожарского и К. Минина с образом Казанской Божией Матери во главе разгромило польские войска и 22 октября чудотворный образ Пресвятой Богородицы был крестным ходом внесен в Москву. Позднее стараниями князя Д.И. Пожарского в Москве на Красной площади был возведен первый Казанский собор.

Со времен царя Алексея Михайловича икона стала рассматриваться как Покровительница дома Романовых и праздники во имя иконы (8/21 июля и 22 октября/4 ноября) из местных – московских и казанских – стали общероссийскими.

При Петре I в Санкт-Петербург привозят Казанскую икону, принадлежавшую царице Прасковии Федоровне, родственнице Петра. Согласно последним исследованиям она была списком (копией) с изначального казанского прототипа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, она была помещена в новом Казанском кафедральном, который был возведен для нее архитектором А.Н. Воронихиным. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга.

Ее благодатная сила открылась петербуржцам еще в Петровское время, а в 1801-1811 годах для хранения иконы был воздвигнут Казанский собор. С 1923 по 1940 год икона находилась в руках обновленцев. Прибытие чтимой святыни в кафедральный Князь-Владимирский собор Ленинграда предвозвещало конец открытого антирелигиозного террора и скорую ликвидацию церковных расколов. В начале 1941 года митрополит Алексий перенес свою резиденцию из Князь-Владимирского собора в Николо-Богоявленский, который и стал кафедральным на последующие 60 лет. В день, когда началась Великая Отечественная война, митрополит Ленинградский Алексий служил литургию в Князь- Владимирском соборе: 22 июня 1941 года отмечался праздник Всех святых, в земле Российской просиявших. Все 900 дней блокады собор с хранившейся в нем чудотворной Казанской иконой Божией Матери составлял одну из главных духовных твердынь города-фронта. Благодаря неиссякаемому блокадному паломничеству к святыням храма его посещаемость даже в первую блокадную зиму, вопреки опасениям, нисколько не упала, а возросла. По свидетельству очевидцев “стали трамваи, прекратилась подача электрического света, керосина не было. В предутренней тьме, озаряемой вспышками орудийных выстрелов, чрез глубокие сугробы неубранного снега спешили священники, певчие, служащие и прихожане собора со всех концов города… Певчие пели в пальто с поднятыми воротниками, закутанные в платки, в валенках, а мужчины даже в скуфьях. Так же стояли и молились прихожане”.

Голодная смерть косила людей повсюду – на улице, дома, на работе. 14 марта 1942 года список жертв блокады пополнил бессменный с 1933 года председатель двадцатки (староста) Князь-Владимирского собора Иван Моисеевич Куракин. Но утренние и вечерние богослужения в храме не прерывались ни на один день: было много причастников и исповедников, целые горы записок о здравии и за упокой, нескончаемые общие молебны и панихиды. По благословению церковного священноначалия за каждой литургией читалась особая молитва о помощи Божией и даровании победы.

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Казанский собор в Санкт-Петербурге – православный кафедральный храм, расположенный в самом центре города. Фасады храма выходят на Невский проспект и канал Грибоедова. Это одно из самых больших сооружений в Северной столице. Его высота достигает 71,5 метра. По его имени названы остров в дельте Невы. мост на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова и улица, которая отходит храма.

История Казанского собора в Санкт-Петербурге

В 1710 году на Невском проспекте рядом с деревянным зданием госпиталя была построена часовня, а позже – деревянная церковь Казанской Божьей Матери. Новый каменный храм по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен в сентябре 1733 года, строился по проекту М. Земцова и был назван Родественским. Значительным украшением построенной церкви была многоярусная колокольня высотой 58 метров.

2 июля из Троицкого собора сюда была перенесена Казанская икона Божьей Матери. И Рождественскую церковь стали называть Казанской по имени этой иконы. Позже церковь получила статус Собора, который стал главным храмом в Северной столице.

К концу 18 века здание обветшало и было принято решение построить новый храм. Павел I хотел, чтобы новый храм был похож на собор Святого Петра в Риме и в 1799 году был объявлен конкурс на его проект.

Граф А.С. Строганов, резиденция которого находилась вблизи храма, предложил проект молодого архитектора А.Н. Воронихина, бывшего своего крепостного. Проект Андрея Никифоровича Воронихина был одобрен. В присутствии Александра I закладывается новый храм. Граф Строганов стал ответственным за строительство, которое было завершено к 1811 году. А автор проекта А.Н. Воронихин был награжден орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией.

В строительстве храма участвовали только русские мастера. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов. Большинство строителей были крепостными крестьянами, отдававшие все свои заработки хозяевам. Жили они сначала в землянках за городом, а потом в бараках на Конюшенной площади. Для отделки храма использовались отечественные материалы: олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк. В наружной облицовке стен — пудожский камень, который привозили из Гатчины .

Колоннада Казанского собора в Санкт-Петербурге

А.Н. Воронихин решил главную задачу. Поскольку на западе храма должен быть вход, на востоке – алтарь, то храм оказывался боком к Невскому проспекту. По решению архитектора перед северным фасадом была возведена грандиозная колоннада из 96-ти колонн высотой 13 метров, выполненная в виде полукруга. И северная часть храма, обращенная к Невскому проспекту, стала парадной, украсив главную магистраль города – Невский проспект. Проект храма не был полностью осуществлён. По плану колоннада должна была быть с обеих сторон: и с южной и с северной. Но построена была только северная колоннада. Перед западным, главным входом в собор, боковые портики обеих колоннад должны были соединиться оградой, окружающей сквер.

Убранство Казанского собора в Санкт-Петербурге

У северного фасада храма можно видеть четыре бронзовые скульптуры: князь Владимир (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В.И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И.П. Мартос) и Александр Невский (С. Пименов). Бронзовые двери входа с северной стороны здания являются копией дверей крестильного дома во Флоренции. Их отливку и чеканку осуществил Василий Екимов. Замыслы архитектора по внешнему скульптурному оформлению также не были полностью осуществлены. На каменных пьедесталах по обеим сторонам колоннады должны были стоять скульптуры архангелов Михаила и Гавриила.

Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн объединяют пространство зала. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на огромной высоте.

Иконы для храма были написаны В. Боровиковским, О. Кипренским, А. Ивановым и другими известными художниками. В 1899–1900 годах перед храмом был устроен сквер.

Памятники М.Б. Барклаю де Толли и М.И. Кутузову у Казанского собора в Санкт-Петербурге

Все важные события в истории России были связаны с храмом. Отсюда после торжественного молебна уехал в действующую армию фельдмаршал М.И. Кутузов. И сюда же в июне 1813 года был доставлен прах великого полководца. Тело Кутузова было погребено в склепе, сооруженном в северном приделе храма. Рядом разместили трофейные знамена и ключи от городов, сдавшихся русской армии.

Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли органично вписались в архитектурно-скульптурный ансамбль храма. Фигуры полководцев были отлиты из бронзы по моделям скульптора Б. И. Орловского. Памятники идентичны: полководцы изображены во весь рост, на их плечи наброшены плащи. Но если фигура Барклая изображена в ожидании, то Кутузов как бы дает сигнал своим войскам к наступлению.

Службы в Казанском соборе в Санкт-Петербурге

После революции 1917 года с купола был снят крест, на его месте установили позолоченный шар со шпилем, а затем здесь открылся музей истории религии. Икону Казанской Божией Матери перенесли в Князь-Владимирский собор .

Во время блокады Ленинграда в здание попало несколько снарядов. По окончанию войны был проведён капитальный ремонт, а затем и реставрация интерьеров храма.

С 1991 года Казанский собор снова открыт для богослужений. В храм возвращается Казанская икона Божией Матери, а позже на куполе вновь появился золотой крест. К 300-летию Санкт-Петербурга, в 2003 году мастера Балтийского завода отлили самый крупный колокол для храма весом в четыре тонны и высотой более двух метров. В соборе часто проходят церковные службы с участием высших чинов православной иерархии.

Каждый год 12 сентября от храма по Невскому проспекту до Александро-Невской Лавры проходят крестные ходы в честь князя, святого покровителя города Александра Невского.

Казанский собор был построен по проекту А.Воронихина для иконы Казанской Божьей Матери. Эта икона являлась святыней дома Романовых, ее привез на берега Невы еще Петр I. В 1730-е годы была построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы, по проекту М.Г.Земцова, которая находилась примерно на месте нынешнего Казанского собора.

В конце XVIII века церковь вместе с соседними зданиями была снесена, в результате чего образовалась свободная площадь. В центре ее 27 августа 1801 года состоялась торжественная закладка нового собора. Постройка длилась 10 лет, храм был освещен 15 сентября 1811 года.

Главная святыня храма-чудотворная икона Казанской Божьей Матери, явившаяся в Казани в конце XVI века. В 1612-1613 годах, в период борьбы с польскими и шведскими интервентами, икона сопровождала Народное Ополчение князя Д.Пожарского. Затем она находилась в Москве, в Теремном Казанском соборе.

В 1710 году, по повелению Петра I, в Петербург было доставлено старинное повторение (список) с чудотворного образа.

По воле императора Павла I А.Воронихин при строительстве Казанского собора в качестве архитектурного прототипа использовал собор Св. Петра в Риме, но о знаменитом прообразе напоминает лишь мотив полукруглой колоннады перед зданием собора.

В остальном Воронихин создал самостоятельное архитектурное сооружение, гармонично вошедшее в застройку Невского проспекта.

Полукруглая колоннада, украсившая северный фасад храма, обращенный в сторону проспекта, очерчивает небольшую площадь. Колоннаду образуют 95 колонн, а справа и слева она завершается монументальными порталами. У колоннады есть и особое назначение, она закрывает основное тело храма.

По православным канонам собор ориентирован с Запада на Восток, но такое, же направление имеет Невский проспект, таким образом, главный вход в Казанский собор находится не со стороны проспекта, а со стороны Казанской улицы.

Полукружие колоннады отмечено в центре парадным портиком, у зрителя создается впечатление, что главный вход в храм именно здесь. Проект А.Воронихина предусматривал создание подобной колоннады и со стороны южного фасада, но эта идея не была реализована.

В плане собор имеет форму латинского креста, над средокрестием возносится грандиозный купол на высоком барабане.

Наружные колонны, капители, антаблемент, барельефы и облицовка выполнены из пудостского камня. Этот мягкий известняк желтоватого оттенка добывали вблизи Петербурга.

Во внешнем украшении собора огромное значение отведено скульптуре. Над боковыми проездами (на аттиках порталов), помещены барельефы: с восточной стороны-И.П. Мартоса «Источение воды Моисеем в пустыне», а с западной И.П.Прокофьева «Воздвижение медного змия». Над алтарной апсидой барельеф Ж.-Д.Рашетта «Вход Господень в Иерусалим».

Монументальные двери северного входа (со стороны Невского пр.) являются бронзовой копией «Райских врат» Флорентийского Баптистерия, исполненных итальянским скульптором XV века Лоренцо Гиберти.

В нишах по сторонам дверей стоят бронзовые фигуры Святых Иоанна Крестителя (скульптор И.П. Мартос), Андрея Первозванного (скульптор И.П.Прокофьев), Владимир Равноапостольный и Александр Невский (скульптор С.С.Пименов).

В северном портике размещены барельефы «Благовещение», «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет»-работы скульптора Ф.Г.Гордеева.

Особой торжественностью и богатством отличался интерьер храма. Иконостас первоначально сооружался по рисунку А.Воронихина.

В 1836 году его заменил новый, вычеканенный по проекту архитектора К.А.Тона из серебра, отбитого донскими казаками у французов в 1812 году. Большая часть икон иконостаса была написана лучшими художниками первой половины XIX века: В.Л. Боровиковским, О.А.Кипренским, Г.И.Угрюмовым, В.К.Шебуевым,К.П.Брюлловым, П.В.Басина, Ф.А.Бруни.

Казанский собор был освещен в 1811 году, а спустя год из стен храма, отслужив торжественный молебен, войска отправлялись на Отечественную войну.

Из этих стен отправился командовать войсками М.И. Кутузов, в 1813 году тело великого полководца было погребено под сводами Казанского собора в склепе, устроенном в северном пределе храма.

Собор стал местом хранения многочисленных трофеев Отечественной войны-знамен штандартов, ключей от захваченных крепостей и городов.

Мемориальный характер храма был подчеркнут в 1837 году, когда перед боковыми порталами на площади установили памятники М.И.Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли, отлитых по моделям скульптора Б.И.Орловского.

В 1929 году Казанский собор был закрыт, а спустя три года в здании разместился Музей истории религии и атеизма. Находившиеся прежде в храме иконы, частично были переданы Государственному Русскому музею.

Икона Казанской Божьей Матери, главная святыня храма была перенесена в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне. Интерьер был разграблен и серьезно пострадал в результате переделок.

В конце XX века Казанский собор вернули Епархии, а так же храму вернули статус, сегодня это главный Кафедральный собор Санкт–Петербурга. В начале XXI века на свое место вернулась икона Казанской Божьей Матери.

Особую художественную ценность представляет чугунная ограда Казанского собора, со стороны Казанской улицы. Она была создана так же по проекту А.Воронихина.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Пилявский В.И.,Тиц А.А.,Ушаков Ю.С.История русской архитектуры-Архитектура_С.,М.,2004, Павлов А.П.Храмы Санкт-Петербурга.Лениздат.,СПб.,2007

Чудотворные иконы в Санкт-Петербурге

В православном христианстве икона издревле рассматривалась как свидетельство Боговоплощения, некий зримый образ Богопочитания. Не зря ведь и название раньше было – не иконы – а образа, лики.

По значимости иконы делятся на чудотворные – чье появление или действие связано с необычайными и значимыми событиями, и чтимые – те, которым верующие оказывают особые знаки внимания.

В Санкт-Петербурге одной из главных святынь является копия, или чудотворный список, с Казанской иконы Божией матери.

Она появилась в северной столице еще во времена царствования Петра I. Позже, императрица Анна Иоанновна, велела построить для нее церковь, названную Рождество Богородицы. А в 1811 году икону поместили в Казанский собор. Говорят, что именно этот чудотворный список во время Великой Отечественной войны в 1944 году вывезли на фронт и пронесли по всем частям армии, готовившейся к прорыву блокады. И верующие утверждают, что именно появление на фронте иконы Казанской Божией Матери способствовало прорыву блокады Ленинграда. С 2002 года и по настоящее время чудотворная икона находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга, где каждую средк перед ней совершают молебен с чтением акафиста.

Другая святыня – чудотворная икона«Всех скорбящих Радость» с грошиками – одна из наиболее любимых петербуржцами, находится в храме Святой Троицы, называемом еще «Кулич и Пасха».

Как принято считать в иконографии, это вариант московской иконы «Всех скорбящих». Но если на московской иконе богородица явлена в царских ризах, то в питерском варианте – она в обыденных одеждах. Видимо, именно этот вариант чудотворного лика ближе сердцам православных горожан.

И третий чудотворный образ – святителя Николая Чудотворца – находится в Николо-Богоявленском Морском соборе. Николай Чудотворец издревле почитался всеми путешественниками и мореплавателями, и не только.

Страждущие молили святого о чуде – и получали желаемое. В этом же храме находятся списки одних из самых чтимых икон в Санкт-Петербурге: Иконы Божией Матери «Троеручницы», «Тихвинской», «Казанской» и «Неопалимой Купины».

Во время великого поста, и не только, многие верующие идут прикоснуться к чудотворным святыням. И дело не только в почитании: именно вера в то, что они помогут страждущим, искренняя, подкрепленная молитвой – творит самые настоящие чудеса!

Источники: http://spb-icon.ru/ikoni-bogomateri/ikona-kazanskoy-bogomateri.html, http://svyato.info/new/785-kazanskaja-ikona-bozhiejj-materi-kazanskogo.html, http://www.spb-guide.ru/page_452.htm, http://xn--www-5cd4b2ce.hellopiter.ru/Kazan_cathedral.html, http://www.martu.ru/articles/detail/68/NULL Комментариев пока нет!

Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Оценка 4.1 проголосовавших: 203
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here