Конспект урока православная молитва по кураеву

Полное собрание и описание: конспект урока православная молитва по кураеву для духовной жизни верующего человека.

Урок ОПК на тему "Православная молитва"

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – изучение нового.

Оборудование: раздаточные листы для самостоятельной работы.

Средства обучения: интерактивная доска, презентация.

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.

Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.

Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.

Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Ключевые понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.

Просмотр мультфильма. (Слайд 2, гиперссылка)

У.: – Опишите состояние девочки. Что с ней происходит? Почему?

– Как бы вы поступили в такой ситуации?

– Какое решение нашла девочка?

Д.: – Девочка обратилась к молитве.

У.: – Помогла ли ей молитва? Как? (Высказывания детей)

II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности.

У.: – Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.

Д.: – Мы сегодня будем говорить о молитве. (Слайд 3)

У.: – Что бы вы хотели знать по этой теме? Сформулируйте вопросы.

Эпиграфом нашего урока будут слова Франсуа Мориак:

Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.

III. Открытие новых знаний.

1. Определение понятия “молитва”. (Слайд 5)

Молитва – обращение верующего к Богу.

– А что значит православная молитва?

– “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.

Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.

И потому обращение к Богу называется молитва.

Ответы на вопросы после чтения учебника.

– Что в высказанном вами предположении оказалось верным? Что нового вы узнали?

– Какие бывают молитвы? (Слайд 6)

Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд 7)

Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…

Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите.

Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.

Молитва – благодарение – за всякое благодеяние Божие. (Слайд 8-10)

– За то можно благодарить Бога?

– Молитва благодарственная по исцелении от болезни.

– Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.

– Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.

– Молитва благодарственная по получении просимого.

Молитва – славословие. (Слайд 11)

В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: “Аллилуйя!”

V. Вторичное закрепление.

1. Осмысление прочитанного.

О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?

А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

Про себя (это будет твой секрет (. ) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?

Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?

Вспомни вчерашний день по минуткам. За что ты забыл вчера поблагодарить Бога?

VI . Знакомство с молитвой “Отче наш”.

1. Клип. (Слайд 13, гиперссылка)

Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми.

Но есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы.

2. Объяснение слов молитвы. (Слайд 14)

Иже – Который; Иже еси на небесех – Который находится на небесах, или небесный;

на небеси – на небе;

насущный – необходимый для существования;

днесь – сегодня, на нынешний день;

должником нашим – тем людям, которые против нас согрешили;

искушение – соблазн, опасность впасть в грех;

лукаваго – всего хитрого и злого, то есть диавола. Диаволом называется злой дух.

3. Это интересно. (Слайд 15-16)

Самая краткая молитва: Господи, помилуй!”

“Помилуй” – это слово, однокоренное со словами “милость”, “миловать”, “милостыня”.

О помиловании просит тот, кто знает свою вину, знает, что если бы его действия оценивала бездушная машина, то он был бы осужден. Но он просит личность (Бога) поступить с ним по любви.

VII. Первичный контроль.

1. Самостоятельная работа на индивидуальных листах.

Установи линии соответствия.

2. Проверка. (Слайд 17)

VIII. Итог урока. (Слайд 18)

— Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.

— Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах.

— Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.

— Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу.

— Молитва — это сила. “Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы”.

Молитва похожа на беседу с близким человеком. Не забывай: тебе, мой друг, не стоит ждать какого-то особого случая или не хорошего происшествия, чтобы помолиться Богу. Он в состоянии слышать и отвечать на твои молитвы в любое время. Поэтому не стесняйтесь обращаться к Нему.

Бог всегда слышит и отвечает на наши молитвы. Это правда, потому что Он обещал это делать.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) по теме:

Основы православной культуры. А. В. Кураев. Урок "Православная молитва"

Конспект урока и презентация к уроку.

Предварительный просмотр:

Глазова Елена Викторовна

Тема: Православная молитва

Цель: знакомство с православным отношением христиан к богу, осмысление молитвы как разговор человека с Богом, формы возможного общения человека с Богом.

Обучающая : узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы; узнать о происхождении молитвы «Отче наш», понять смысл входящих в неё слов и выражений.

Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”; понять, почему возможность называть Бога Отцом обязывает человека к нравственному совершенствованию.

Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей; усвоить суть слов «милость» и «помиловать», как отношения и действия не по правилам или по закону, а по любви.

Тип урока: урок получения новых знаний

Основные понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.

Межпредметные связи: ИЗО, музыка, литературное чтение.

Ресурсы: основные: учебник (Кураев А.В. Основы православной культуры. –М.; Просвещение,2016;)

дополнительные: презентация; звуковая запись Чайковский П. И. «Утренняя молитва», молитва «Отче наш», листки для индивидуальной и групповой работы, компьютер, проектор, экран, звуковые колонки.

– Ребята, чего вы ждёте от сегодняшнего урока?

– Как должен пройти урок, чтобы вы узнали много нового?

– Посмотрите на иллюстрацию, послушайте музыку. Слайд 2

– О чём рассказала музыка, иллюстрация? О чём будем говорить на уроке?

– Что бы вы хотели узнать по этой теме. Сформулируйте вопросы.

– Каждый день у христиан начинается с утренней молитвы, а заканчивается вечерней молитвой, часто в храме

– На парте у вас листки для работы.

НА ЛИСТКАХ: ПРАВОСЛАВИЕ

  1. Почему люди обращаются к Богу не с требованием, а с мольбой?
  2. Почему в мировых религиях магия считается недостойным путём?

От какого слова образовано слово ПРАВОСЛАВИЕ? (дети выделяют корни слова на листке)

– Это русское слово: прав – правда, правильное (верное), слав – славить, славление, слово – говорить слово. ПРАВОСЛАВИЕ означает правильно славить Бога, т. е. молиться.

– А слово МОЛИТВА? Корень «молит» образован от «мол» – значение – мягкий, нежный, делать мягким, смягчать, умягчать, т. е. просить смиренно, покорно и усердно. Молва – разговор, молвить – говорить. Отсюда и значение слова МОЛИТВА – разговор по душам с Богом, это и просьба, и раскаяние, и благодарность. Бог нас слышит, чувствует и отвечает нам своей бесконечной любовью.

– Может, знаете какие-нибудь молитвы?

– А где можно узнать, что такое МОЛИТВА?

– Я приготовила вам несколько определений этого слова. Слайды 4, 5, 6, 7, 8.

– А где ещё можно найти толкование слова, находясь на уроке? (в учебнике). Откройте страницу 15 и прочитайте 1 – 3 абзацы. Ответьте на вопросы на листке.

– Состояние человека бывает разное, и молитвы бывают разные. Работаем в парах. Прочитайте дальше текст учебника (15, 16 страницы) и выделите виды молитв на своих листках.

– Проверяем. Слайд 9

– Чаще всего молитвы составляют святые, праведные, благочестивые люди. Что даёт молитва человеку? Как действует молитва на душу человека?

– А теперь прочитаем стихотворение М. Ю. Лермонтова. «Молитва» – страница 17.

– Что значит «В трудную минуту»? Какую молитву читал Лермонтов? Кто знает эту молитву?

– Отче наш – образец молитвы, с которой православные христиане должны обращаться к Творцу. Эта молитва – самая известная. Молитва эта называется Господней, потому что её дал сам Иисус Христос своим ученикам, когда они просили научить, как им молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому лицу Святой Троицы. Поэтому эта молитва самая главная из всех. Слова этой молитвы можно найти в Евангелии от Матфея и Луки. Она присутствует во всех церковных службах и содержит в себе все те прошения, которые необходимы для нашего спасения. Все православные христиане читают эту молитву перед тем, как приступить к трапезе.

– Может кто-то знает эту молитву? Давайте послушаем её. Слайд 10.

– Пользуясь учебником, давайте переведём эту главную молитву с церковнославянского языка на современный русский язык.

Словарная работа по учебнику страницы 18, 19. Слайд 11.

– Прочитаем, что у нас получилось. Слайд 12.

– Только ли в трудную минуту православные обращаются к богу? А какие молитвы существуют? Распределите словосочетания на группы. Работа в группах.

переживание радости от встречи с Богом

благодарность за всё, что создал Господь (дневной свет, звёзды, дождик, лучи солнца)

нужен хороший урожай

человек не думает о своей пользе

тревога на сердце

за здоровье близких

за благополучие близких

ощутить близость с Богом

– Какую молитву чаще всего произносит человек? Можно соединить все виды молитв в одну? Давайте их объединим. Что поставим на 1 место? На 2? На 3? На 4?

– Подумайте, какие образы возникают у вас при слове МОЛИТВА? Напишите словами, можете нарисовать образы. Посмотрим, что получилось. А для чего мы создали эти образы?

– Где можно использовать наши знания? Кому можно рассказать, что такое МОЛИТВА, что она даёт человеку? А какая молитва считается правильной?

– Сегодняшний урок я хочу закончить стихотворением Ивана Никитина

Молись, дитя! Тебе внимает

Творец бесчисленных миров,

И капли слёз твоих считает,

И отвечать тебе готов.

Быть может, Ангел твой хранитель

Все слёзы эти соберёт

И их в надзвёздную обитель

К Престолу Бога отнесёт.

Молись, дитя! Мужай с годами!

И дай Бог – в пору поздних лет

Такими ж светлыми глазами

Тебе глядеть на Божий свет.

  1. Есть выражение: «Знать, как «Отче наш», то есть очень хорошо. Спросите у родителей или других родных, что, по их мнению, вы должны знать, как «Отче наш».
  2. По желанию выучите молитву «Отче наш»

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Православной культуры 4 класс. Конспект, презентация, рабочая тетрадь.

В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику .

тематическое планирование по предмету “Основы православной культуры” 4 класс ,постановка целей,задач,учебный материал.

Урок “Православная молитва” (модуль “Основы православной культуры”) был разработан и проведён мною в 4 классе в рамках практического семинара “Использование современных педагогических технологий.

На уроке дети познакомятся с понятием “молитва”, с видами молитв, проанализируют молитву “Отче наш”.

Тема: «Христос и его крест».Цель урока: Раскрыть значение православного креста.Тип урока – открытие новых знаний.Обязательный минимум содержания: Боговоплощение, Голгофа, жертва Христа, распятие (Н),с.

Познакомить учащихся со значением Библии и Евангелие для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальности. .

План-конспект урока (4 класс) по теме:

Конспект урока "Православная молитва"

Урок в соответствии с ФГОС.

Предварительный просмотр:

Модуль: «Основы православной культуры»

Тема урока «Православная молитва»

Цель: формирование понятий «православие», «мольба», «молитва».

Планируемый результат: начальные представления о моральных нормах носителей разных убеждений, культур, ориентация в нравственном содержании православия.

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим духовно обогащаться и узнаем много нового и интересного. Изучение нового материала требует повторения и осмысления уже изученного.

3. Актуализация опорных знаний.

Учитель: На прошлом уроке я попросила вас дома с родителями подумать и объяснить такое выражение: «Православные люди Бога называют Творцом?»

-Как вы думаете, почему люди сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям?

-Можно ли Ваню назвать православным человеком?

-Как его убеждения проявились в его поступке?

  1. Запись в тетрадь темы урока. Словарная работа.

(Обсуждение названия темы урока с учащимися: «Как вы понимаете тему урока?»)

Учитель: Для выполнения следующего задания, я предлагаю вам объединиться в группы. Каждой группе за 3 минуты необходимо будет найти и объяснить лексическое значение слов: храм, молитва. Для получения информации можно пользоваться толковыми словарями, электронным пособием к нашему уроку. [1]

Учитель: Подробнее с новым материалом мы сможем познакомиться в учебнике [2].

Чтение статьи, осмысление прочитанного.

Учитель: Итак, мы пополнили свои знания, а теперь давайте попробуем применить полученные знания на практике. Я предлагаю вам игру «Дополни рассуждением».

  • Православие – это умение…
  • Молитва – это обращение …
  • Люди молятся – люди … у Бога
  • Молитву могут произносить ….

5. Знакомство с видами молитв.

Учитель: Православные люди используют три вида молитв.

1. Самая распространенная молитва – это просьба «Подай, Господи!»

2. Молитва – благодарение. Используют эту молитву редко, потому что люди часто просят, чем благодарят.

3. Молитва – славословие. Люди в этой молитве переживают радость от своей встречи с Богом, ликуют.

Учитель: Вы можете сами убедиться в точности моих высказываний, если поработаете в электронном приложении к нашему уроку «Интерактивные модели».

Учитель: В процессе работы с «Интерактивными моделями» вы закрепили информацию о видах молитв. Также вы прочитали, о чем может говориться в молитве к Богу. Давайте порассуждаем и сделаем вывод: что нельзя в молитвах просить у Бога.

Вывод: нельзя просить у Бога зла и боли другим людям.

6. Формирование понятия «святые люди».

Учитель: Если человек молится искренне и правильно, то он, как говорит опыт православной культуры, прикасается с сердцем к Богу и внутренне меняется. Действие Бога, которое меняет человека, делает его добрым, чутким, внимательным по отношению к другим людям, называется благодать (добрый дар). Люди, которые под действием благодати изменились так, что из их сердца струится вера, надежда, любовь, называются святые. Я хочу рассказать вам о жизни преподобного Сергия Радонежского. Мы с вами на уроках окружающего мира говорили о нем, когда изучали нашествие на Русь монголо – татар.

(Во время рассказа учителя дети просматривают иллюстративный материал в электронном приложении к уроку «Святые имена».)

Это интересно: Преподобный Сергий родился в Ростовской области, в знатной благочестивой семье боярина Кирилла и супруги его Марии. Имя ему дали Варфоломей. В семь лет отрока отдали учиться грамоте, но сначала он отставал от своих братьев и очень печалился. Однажды Варфоломей встретил инока-старца, и тот благословил его: «Отныне Бог даст тебе, дитя моё, уразуметь грамоту. » Позже родители отрока переселились в город Радонеж, поэтому впоследствии прп. Сергия стали называть Радонежским.

В глухом месте, недалеко от Москвы, называвшемся тогда Маковец, юный инок стал строить монашескую обитель. Именно на этом месте стоит сегодня самая знаменитая в нашей стране Лавра (монастырь) во имя преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, или, как её называют, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Пустынножительство инока ознаменовалось многими испытаниями, тяжёлым трудом и воздержанием от пищи, но юноша неустанно молился Богу и духовно возрастал. Простые люди и князья стали почитать его и просить молитвенной помощи в болезнях и всяких житейских нуждах, и он никому не отказывал.

Преподобный Сергий жил в тяжёлые времена монголо-татарского ига, но настало время, и русские князья, объединившись, выступили в поход. Великий князь Дмитрий Иоаннович Донской, возглавивший православное воинство, просил Сергия благословить его. Преподобный благословил его словами: «Иди, господин, безбоязненно, Господь поможет тебе против безбожных: победишь врагов своих». В 1380 г., в день великого православного праздника — Рождества Пресвятой Богородицы, произошла знаменитая Куликовская битва, принёсшая славу нашему Отечеству. В Москве, недалеко от станции метро «Цветной бульвар», построен Рождественский монастырь в честь победы на Куликовом поле. Много совершил преподобный Сергий праведных дел. Почувствовав же приближение кончины, призвал братию своей обители для последнего наставления и поучения. Прославление его как святого состоялось в 1422 г., спустя тридцать лет после его кончины.

Осмысление рассказанного учителем:

– Кто или что помогло маленькому Варфоломею «уразуметь грамоту»?

– Как жил отшельник – юноша?

– Что значит «Варфоломей духовно возрастал»?

– О чем просил Дмитрий Иоаннович Донской Сергия Радонежского?

– Что вложил святой в слова молитвы?

7. Закрепление знаний. Групповая работа.

Учитель: Сегодня на уроке все дети работали очень плодотворно. Особенно я хочу отметить работу в группах, которую вновь хочу предложить вам. Каждой группе (4 группы) необходимо ответить на вопрос (согласно порядкового номера группы) электронного материала «Православная молитва».

Учитель: Как православные объясняют, почему человек меняется во время молитвы? Какие люди в православии считаются святыми?

9. Дзадание: попросите ваших родителей поработать с вами с таблицей и сделать вывод: в чём отличие человека православной культуры от любого другого культурного человека.

Условие работы с таблицей:

Уважаемые родители. Помогите своему ребенку и вместе с ним:

  1. отметьте свойство человека православной культуры (закрасьте нужный квадрат (один).

Зачеркните тот квадрат (он один), в котором описано свойство, не могущее быть в человеке православной культуры Много читает, ходит в театры и музеи, может рассказать о своих впечатлениях, дать оценку

Не толкается в общественных местах, при входе в общественный транспорт;

не хохочет во всё горло в общественных местах, не говорит громко, привлекая к себе внимание

Не ведёт пустых разговоров, не сплетничает, не разговаривает часами по телефону

Красиво ест, не объедается, не жадничает за столом, умеет пользоваться столовыми приборами, не выносит из-за стола куски

Внимателен к своему собеседнику, хорошо и заинтересованно слушает, не перебивает

Не спорит, уважительно относится к чужой точке зрения, умеет аргументировать свою точку зрения

Аккуратно, без вызова, но современно и, может быть, даже модно одет

Уважает чужой труд, бережно относится к его результатам, ему не придёт в голову портить вещи или памятники ни тем, чтобы у них что-нибудь отломить, ни тем, чтобы нарисовать графити

Выключает мобильный телефон на собраниях, лекциях, в театрах, тем более в церкви, не показывает, что он исключительно важный и занятой человек

Умеет сдержаться, не ответить хамством или просто грубостью на обидную выходку

Грамотно, красиво говорит и пишет, умеет высказать свои мысли на письме и устно

Умывается, чистит зубы, моет руки перед едой; следит за чистотой белья, одежды и обуви

Не показывает виду, но втайне гордится собой, что много потрудился, чтобы быть человеком культурным

Умеет признать свою вину, неправоту, не стыдится повиниться в этом, попросить прощения

Хранит память о предках, чтит их могилы, помнит о главных событиях отечественной и общечеловеческой истории, уважает жизнь, подвиги и добрые дела ушедших поколений

За лучшие качества, что находит в себе, за свои победы над собственными недостатками благодарит Бога

Соблюдает субординацию, знает своё место в общественной иерархии, но при этом не унижает себя, не лебезит, не заискивает перед вышестоящими и не унижает людей, уважает человеческое достоинство нижестоящих

  1. Электронное приложение. Урок «Православная молитва».
  2. Кураев В.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Молитва Антуан де Сент- Экзюпери для уголка родителей.

Стихотворение-молитва. Для проведения Дня пожилых Людей.

Презентация к уроку музыки по теме “Утренняя молитва. В церкви” 2 класс “Школа России” под ред. Критской Е.Д.

Молитвы в мировой религиозно-культурной практике известны со времен язычества. Языческие молитвы отличались пространностью и маломыслием. И даже в Ветхом завете молитвы не имели точных формулировок. В.

Конспект урока с презентацией по Основам Православной Культуры на тему “Православная молитва”. Может быть использован на уроках ОРКСЭ.

Урок ознакомления с новым материалом.Цель: осмысление учащимися значения для христиан молитвы.Задачи:- познакомить учащихся со значением слов «православие», «молитва», «благодать», «святые», пок.

План – конспект, технологическая карта урока с УУД.

Оценка 4.1 проголосовавших: 197
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here