|
|
Полное собрание и описание: лазарь сербский князь молитва для духовной жизни верующего человека.
- Святой Лазарь, князь Сербский
- Святой благоверный князь Сербский Лазарь
- Группа
- Святой благоверный князь Лазарь
- Информация
- Действия
- 29 записей к записям сообщества
- Лазарь сербский князь молитва
- Прочтите также:
- ЛАЗАРЬ СЕРБСКИЙ
- При дворе царя Стефана Душана
- Советник св. царя Стефана Уроша V
- Господарь Сербии и Приморья
- Ктитор и благотворитель
- Воин-великомученик
Святой Лазарь, князь Сербский
Блаженный Лазарь (Лазар Хребелянович) приходился родственником Стефану Немане. При царе Уроше он был правителем Сремской Придунайской области, а в 1371 году стал сербским князем.
Княжество находилось в плачевном состоянии, и Лазарю нужно было принимать срочные меры для исправления положения. Прежде всего он обратил внимание на своеволие областных правителей. Герцеговинский наместник Николай Алтаман более походил на атамана разбойников, чем на охранителя покоя и нравственности: с шайками подобных себе испорченных людей он нападал на соседей, грабил и убивал. Князь Лазарь с сильным войском отправился на разбойника. Когда тот заперся в крепости Ужице, Лазарь, осадив ее, велел выдать ему Алтамана, затем приказал его ослепить и вывезти за границу. Потом он разбил у Браничева Радича Бранковича. Для довершения победы Лазарь прошел с войском Далматию и Боснию. Выгнав венгров из Срема и Мачвы, он присоединил к Сербии большую часть земель по правую и левую сторону Тиссы.
Для того чтобы наместники не ставили личные интересы выше государственных, он выдал за них своих дочерей. После таких подвигов вся Сербия объявила его верховным властителем.
Патриарх Царьградский негодовал на правителей Сербии за присвоение архиепископу звания патриарха и провозглашение владетеля Душана царем. Особенно сильным это негодование стало, когда царь Душан, завоевав греческие области. Подчинил ведению сербского патриархата церкви, раньше входившие в Константинопольскую патриархию, и выслал из своих владений епископов-греков. Деспот Иоанн Углешь в 1368 г. Передал церкви своей области ведению царьградского патриарха. Блаженный Лазарь предложил устроить дела мирным соглашением. На соборе царьградского патриарха решено было оставить в силе права независимого сербского архиепископа, предоставить ему и звание патриарха, но только в Сербии. Новый патриарх Ефрем возложил царский венец на князя Лазаря.
Десять лет после того Сербия наслаждалась полным спокойствием. Лазарь позвал жителей в города, разоренные в несчастное время. Богатые рудники серебра, разрабатываемые в горах, оживили промышленность и торговлю.
Благочестие Лазаря проявлялось во многих его делах. Грамотой 1380 г. «благоверный Стефан князь Лазарь» дал Хиландарской больнице село Елчаницу и пристроил паперть к главному храму. В том же 1380 г. Он пожаловал построенному им храму Введения Богоматери в Горнаке несколько сел для основавшейся тут иноческой общины. Русскому Пантелеимонову монастырю грамотой 1381 г. Он дал село Длабе и Спасскую церковь в Хвостне, приняв на себя звание ктитора Пантелеимонова монастыря. В царской священной обители Олешковицы на горе Кучайны Лазарь построил храм Святой Троицы.
Особенным памятником Лазарю служит «Задушбина» его, монастырь Раваница. В грамоте 1381 г. Он писал: «Ревнуя прежде бывшим меня царям благочестивым, на престол коих вознес меня Бог, решился я принесть посильную жертву: построил с основания монастырь в честь Вознесения Господня и посильно украсил его, приготовил жилья для общежития братии, установленного апостолами. Достаточно приготовил всего: доходы и села, насадил виноградники, другие купил. Все, что отдаю я, не составляет ничьей собственности – не учинил я никому насилия. Пусть не поставляется игумен со стороны, по совещанию с князем избирается из монастырской братии. » Князь Лазарь заботился и о поддержании христианского просвещения в народе.
Страшные беды близились к Сербии. Дикари турки уже утвердились в Румелии и покорили Болгарию. Эпир и Албания также признали зависимость от султана. Насилию турок не было границ.
В 1387 году Лазарь заманил в эпирские теснины многие тысячи турок, и мало кому удалось спастись от его меча. Гордые османы поклялись истребить сербов. Султан Мурат двинул против Сербии огромное войско. Он требовал от Лазаря или полной покорности, или решительного боя. Князь почтительно отвечал: «Меня поставили князья и вельможи всей сербской земли. Я не могу покориться тебе, не нарушая клятвы, данной народу. Подожди. Я соберу народ. Если он скажет, чтобы я покорился, перед всеми поклонюсь тебе. Если нети – я должен выйти против тебя».
Султан обещал ждать ответа 17 дней. Некоторые из бывших при князе областных начальников советовали покориться, но Лазарь отвечал им то же, что султану. Посланы были грамоты ко всем областным начальникам немедленно явиться с войском, если не хотят быть данниками султана. Сильный захолмский князь не успел прийти к сроку, и у Лазаря собралось войско в шестьдесят тысяч против трехсоттысячной армии турок.
Решительная битва должна была произойти 15 июня 1389 г. На Косовом поле. Накануне все собрались к Лазарю на совет, и князь был невесел. Рано утром по совету святителя князь причастился, причастилось и все войско.
Милош и три его друга обманом проникли в стан Мурата. Якобы для того, чтобы открыть какую-то тайну, они попросили проводить их к султану. Войдя в шатер, Милош в ту же минуту выхватил меч и пронзил Мурата. От ужаса слуги султана оцепенели. Милош с друзьями бросились на коней, но их тут же окружили и изрубили. Если бы сербы воспользовались смятением, последовавшим за смертью султана, и напали на турок, полная победа была бы на их стороне. Но Вук Бранкович, тайный приятель сына Вулкашинова, действовавшего теперь на стороне магометан, распространил слух, что Милош отправился предателем в стан врага, и в стане Лазаря началась паника. Много сил, а главное – времени потребовалось князю, чтобы убедить дружину не верить слухам.
Между тем, вместо погибшего Мурата во главе турецкого полчища стал его сын Баязет. Воодушевленные Лазарем сербы решили дорого продать свою жизнь. Центром и правым флангом командовал Лазарь, левым – Юрий Кастриот с албанцами. Вук Бранкович вызвался стоять запасным полком в тылу, чтобы подкрепить сражающихся, когда возникнет нужда. Мощный напор турок был встречен достойно, и немного спустя враги начали отходить. Но тут вступили в сражение запасные отряды турок, и жестокая сеча возобновилась.
Пять часов продолжалась битва. Сражающимся сербам требовалось подкрепление, но Бранкович не трогался с места. Лазарь бился в первых рядах. Раненый, он бросился сменить загнанного коня. Сербы дрогнули. Снова возглавив войско, Лазарь всеми силами пытался удержать пошатнувшихся. Враги, пользуясь колебанием сербов, нанесли решающий удар. Почти все войско Лазаря полегло на Косовом поле, немногие были взяты в плен. Цел остался только Бранкович, не тронувшийся с места со своими дружинами. Израненный князь был взять в плен и приведен к Баязету. Тот приказал отрубить ему голову.
Тело страдальца князя было погребено в ближайшем храме Приштинской епископии. Спустя два года восемь месяцев, когда гроб открыли, оказалось, что тело нетленно. С великими почестями останки князя были перенесены в Раваницкий монастырь и положены в мраморный гроб.
Святой благоверный князь Сербский Лазарь
После Душана Сербским королевством правил блаженный король Стефан Урош V (1355–1371), после смерти которого трон наследовал святой Лазарь. Он начал осуществлять задуманный им план по воссоединению разделенных сербов, чтобы бороться с турками. Против него составилась оппозиция, святой даже чудом избежал попытки его убить. Невзирая на это, благоверный князь продолжал объединять государство.
Святой Лазарь активно занимался не только политикой, он также явил большую любовь к Церкви. Со времени восшествия на трон его главной заботой было наискорейшее примирение Сербской и Константинопольской Церквей. Они прекратили евхаристическое общение, когда Стефан Душан объявил о создании Сербской Патриархии. Святой Лазарь послал в византийскую столицу миссию, возглавляемую монахом Исаией, которой удалось убедить святого патриарха Филофея снять анафему (1375).
Благочестие Лазаря проявлялось также в основании множества церквей и монастырей как в Сербии, так и за ее пределами, особенно на Святой Земле и горе Афон. После 1371 года он с радушием принял учеников святого Григория Синаита, покинувших Святую Гору из-за опасности нападения турок. Он повелел основать для них монастыри Горняк и Раваница. Наиболее важным делом явилось учреждение Раваницкой обители, которую возглавил святой Ромил (память 18 сентября).
Святой князь предпринял несколько военных походов против турок, но все время сталкивался с внутренним разделением сербского народа. Наконец ему удалось собрать всех вельмож и командующих армиями в Крушеваце. Он убеждал их забыть свои ссоры, чтобы всем вместе биться против врагов Креста. Потом отслужили литургию, во время которой все воины причастились Святых Таин. 15 июня 1389 года на Косовом поле они встретились с армией султана Мурада, превышающей сербское войско по численности в два раза.
Во время этой памятной битвы благочестивый князь погиб. Он получил 16 ранений, а потом был обезглавлен [1] Говорят, что накануне сражения святому Лазарю явился ангел и спросил: что он предпочитает – земную власть или Царство Небесное? Князь ответил: «Как я могу выбрать земное царство, такую незначительную вещь, тленную и недолговечную, тогда как Царство Небесное сохранится в вечности». Святой, преклоняя голову под меч, произнес такую молитву: «О мой Создатель, судящий мои грехи, ведомые и неведомые! Я к Тебе взываю и прошу: прости мне, Господи, все, в чем нарушил я Твою волю, и сохрани мой народ, вернее – Твой народ!».
Когда новый султан Баязид узнал, с каким достоинством христианский князь принял смерть, он разрешил с честью похоронить его в церкви Вознесения Господня в Приштине. Когда через год его мощи были обретены, они источали чудесное благоухание нетленности. После этого их перенесли в Раваницкий монастырь [2] .
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
Святой благоверный князь Сербский Лазарь, помолись обо мне грешной и недостойной, даруй мне и моим родным здравие душевное и телесное, помолись о моих детях и внучке, веди их путем праведным, помоги нам в работе, не разлучай меня с любимым человеком.
Святой благоверный князь Сербский Лазарь, помолись обо мне грешной и недостойной, даруй здравие душевное и телесное мне и моим родным, помоги нам всем делать много добрых дел.
Святой благоверный князь Сербский Лазарь, помолись Господу Богу о мне грешной, даруй счастье и здоровье мне и моим детям, способствуй миру в нашем доме и возможности всем нам много делать добрых дел, не разлучай меня с любимым человеком. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!
О Князе Лазаре и его жене княгине Милице, о временах их правления рассказывает потрясающий, основанный на реальных исторических событиях, роман сербской писательницы Лиляны Хабьянович-Джурович “Игра Ангелов”.
При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна
Группа
Святой благоверный князь Лазарь
Информация
Прп. Иустин Попович
в земней Тому благоугодил еси /
и, порученный ти талант добре возделав, усугубил еси, /
о немже и подвизався до крове. /
Отонудуже и мзду болезней твоих, /
яко мученик, приял еси от Христа Бога: /
Егоже моли спастися /
Действия
29 записей к записям сообщества
Потемнели деревьев вершины.
Он прошел сквозь Камчатку, Сибирь и Урал Показать полностью…
На простор среднерусской равнины.
И теперь, не имея преграды,
Обходил свой удел: города. ковыли.
Да застывшие снежные гряды.
Да церквей вознесенные главы.
В каждый дом заглянул. Каждый край обошел
Нашей общей печали и славы.
Свой обычай храня неотступно.
И молитвы, как ладан, пред Богом слагал
Наш защитник и друг неподкупный.
Где любили его не напрасно;
Где костьми оседали все глубже сыны
В вековые хранилища праха.
Звезды были прозрачны и часты.
Белым снегом, как ладаном нежным, полна,
Стыла поля прегорькая чаша.
Царский брат во Христе неслучайный.
Не сказали при встрече они ничего:
Слово горнего века – молчанье.
В Небеса. Царский скипетр – в десницах.
И у каждого в шуйцах, как свечи, горят
Всечестные их главы. В глазницах
Каплет в снег, в непрозябшие травы.
Неотмирны, чисты, как в церквах образа,
Неразлучны в молении братском.
Свой живот положивших за веру,
И донесших свой крест за народ до конца,
И с него облачившихся в вечность.
Что умолят. умолят. умолят.
И звенел, колокольчиком тая во мгле,
Тонкий голос надежды. и боли.
Туман и дальняя река.
Одни лишь вечных гор вершины Показать полностью…
Вечерний празднуют закат.
И войско Лазаря легло,
Где ветер гнет ковыль упорный,
И время стихло, отцвело.
Был полон воздух из долин.
А ныне молча, безучастно
Глядится в небо сербский сын.
Уснувших в сечи мерой сна.
Их крови тяжкою рекою
Оно пропитано до дна.
От смертных вод напоены,-
Те вместе с Лазарем высоко
Идут до Божией страны.
Тот не был там и не вкусил
На поле чистой славы сербской,
Где свет исходит из могил.
«Лазаре бессмертный – совесть нам и роду.
Ныне ты на Небе – прежде князь народу.
Ты есть совесть сербска, что с Небес блистает,
Что Христа за землю вовек не сменяет. » Показать полностью…
Лазарь сербский князь молитва
Дни памяти: Июнь 15, Август 30 (Серб.)
Князь Лазарь Сербский
Князь Лазарь, чьи нетленные мощи почивают ныне в Раваницком монастыре, был одним из величайщих правителей Сербии. Он неоднократно воевал с турецким пашой, и, наконец, сошелся в решительной битве с турецким султаном Амуратом у Косово 15 июня 1389 года. Накануне битвы, ночью, ему явился Ангел, предложив на выбор земное царство или мученичество ради Царствия Небесного. И он предпочел погибнуть в битве. После того, как все войско причастилось Святых Таин за Божественной литургией, все воины удостоились мученических венцов от рук мусульман. Святой Лазарь был обезглавлен, и его мощи были перенесены в Раваницу, где насельницы обители в наше время ухаживают за больными детьми. Святой Лазарь был великим храмостроителем и основателем многих монастырей, в том числе и монастыря святого целителя Пантелеимона на Афоне.
Прочтите также:
Поддержите наш проект: WebMoney R373636325914; Z379972913818; B958174963924
ЛАЗАРЬ СЕРБСКИЙ
Родился около 1329 года городе Прилепце в семье местного вельможи Лазаря Прибаца Хребельяновича, логофета могущественного сербского царя Стефана Душана. У мальчика было две сестры.
С детских лет он был воспитан в христианской вере. Имея добрый нрав, кроткий ум, храброе и благородное сердце он быстро преуспевал в учении и благочестии. Лазарь обильно преумножал полученные от Бога таланты и вскоре превзошел многих своих сверстников, привлек внимание самого царя Душана и снискал его благосклонность. Лазарь был взят в царский двор в Скопье и скоро начал принимать участие в решении государственных дел.
При дворе царя Стефана Душана
При дворе царя Душана молодой Лазарь быстро приобрел всеобщую любовь и уважение за свою честность, мужество и искреннюю веру. Как человек искусный в ратном деле, Лазарь стал воеводой царя Душана, который отдал ему в супруги свою благородную родственницу Милицу, дочь великого князя Вратко, из рода Неманичей, воспетого в песнях как старый Юг-Богдан. По народному преданию, Лазарь обручился с Милицей в монастыре Йошанице, и вскоре после женитьбы был возведен в достоинство князя. Это произошло около 1353 года.
Лазарь и Милица служили друг для друга примером в благочестии. Бог дал им сначала пятерых дочерей: Мару, Драгану-Марию, Елену, Феодору и Оливеру, а затем и трех сыновей: Стефана, Вука и Добровоя. Насколько благочестивой была их семья, можно судить по тому, что отец, мать и старший сын со временем были прославлены в лике святых.
Советник св. царя Стефана Уроша V
После внезапной кончины властного царя Душана в 1355 году престол перешел к его молодому сыну Стефану Урошу V который не смог совладать с непокорными вельможами и держава, созданная Душаном, начала распадаться. Не только Сербия, но и соседняя Болгария оказалась в ту пору раздробленной на части. Что же касается Византии, то малодушие ее правителей заставляли их даже вступать в союз с врагами Православной веры. Пользуясь общим упадком христианских государств, турки стали все чаще совершать грабительские набеги на балканские земли, а впоследствии и захватывать их. Южные пределы былого Душанова царства пали под их напором.
Князь Лазарь был одним из немногих оставшихся верным кроткому и милостивому царю Урошу, и стал его надежной опорой в государственных делах. Тогда же Лазарь получает сначала титул Новобрдского и Топлицко-Полимского, а затем Рудницкого и Моравского князя. Миролюбивый по природе князь Лазарь всем сердцем желал соединить раздираемое междоусобиями сербское царство и сплотить сербов для борьбы с иноверными завоевателями.
Господарь Сербии и Приморья
После смерти святого царя Уроша 4 декабря 1371 года Лазарь еще с большим усердием заботился об осуществлении своего благого намерения. Получив в свое управление Ново Брдо, Топлицу и Рудник, а затем Браничево и Мачву с Белградом, он перенес свою столицу в Моравскую область – в город Крушевац. Немало неприятностей причинял ему непокорный и вероломный Никола Алтоманович, который неоднократно нападал на его земли. Коварный Никола решил погубить Лазаря и завладеть его имением. Однажды он, якобы для разговора, пригласил безоружного князя, но, когда святой Лазарь пришел, один из слуг Алтомановича напал на него и ударил князя ножом. Лазарь упал будто мертвый, но, по промыслу Божьему, избежал смерти. Золотой крест, который он все время носил на груди, помешал нанести ему смертельную рану. После этого события благоверный князь заключил союз с сербским боснийским королем Твртко I и победил Алтомановича.
Влияние и почет Лазаря возросли еще больше, когда в 1375 году ему удалось помирить Сербскую и Цареградскую Церкви. Константинопольский Патриархат снял анафему, тяготевшую над сербами со времени царя Стефана Душана, и признал Сербского патриарха.
Вскоре Лазарь подчинил своей власти области Герцеговины и Баната и стал называться «во Христе Боге благоверным и самодержавным господарем Сербии и Приморья – Стефаном великим князем Лазарем». Одну из своих дочерей он выдал замуж за правителя Косова и Скопля Вука Бранковича, другую – за властелина Зеты (ныне Черногория и Северная Албания) Георгия Стратимировича. Таким образом удалось объединить без пролития крови большую часть сербских земель, оставшихся еще независимыми. Хотя сам он не провозглашал себя царем по смиренномудрию, сербский народ нередко величал его не иначе как царем Лазарем.
Ктитор и благотворитель
Особую любовь и заботу князь Лазарь проявлял к святым Божиим храмам и монастырям, став для многих из них ктитором и благотворителем. После примирения Сербской и Константинопольской Церквей первым его благодеянием стала постройка в Крушевце прекрасной церкви Святого Стефана, известной сейчас под названием Лазарица. По словам патриарха Даниила III, этот христолюбивый правитель «горы и холмы державы своей наполнил обителями монашеского жития», где поселилось множество монахов, служивших Богу в уединении и молитвенном безмолвии. Многие монахи из порабощенных областей Балканского полуострова и со Святой горы, спасаясь от турок, стекались в державу Лазаря. Благочестивый князь с любовью принимал подвижников и предоставлял им убежище в своих землях. Особенно много монашествующих поселилось в окрестностях Крушевца и Сталача, где и по сей день сохранилось немало церквей того времени. Приходили к святому князю и известные подвижники-синаиты – ученики и последователи прп. Григория Синаита. Один из них просил Лазаря подарить им какое-нибудь уединенное место, где бы они могли подвизаться в тишине и удалении. Вняв их мольбам, святой князь построил в тихом и укрытом месте на реке Млаве церковь Пресвятой Богородицы и основал около нее монастырь. В 1379 году Лазарь снабдил монастырь необходимым хозяйством и подарил его синайским монахам и святому Григорию. Сербский патриарх Спиридон, вместе с церковным собором, подтвердил это княжеское дарение.
В 1380 году в Крушевац прибыл с Афона попечитель монашеской больницы Хиландарской лавры монах Герасим, который был родным братом Вука Бранковича, зятя Лазаря. Подвижник явился к благородному князю и сообщил ему о том, что больные и престарелые монахи обители ждут от него помощи и утешения. Лазарь тут же издал грамоту, в которой повелевал ежегодно выдавать на содержание больницы Хиландара сто золотых, а на пропитание и уход за больными монахами завещал два села. Святейший Спиридон и это дарение подтвердил своей патриаршей грамотой. Узнав от Герасима, что монастырская церковь стала мала для молящихся, Лазарь послал на Святую гору зодчих и все необходимое для расширения храма. Благодаря этому главная церковь, построенная еще святым королем Милутином, была расширена, а князь Лазарь вошел в число великих строителей Хиландарской обители. Не забывал он и о других святогорских монастырях. Так в 1381 году князь пожертвовал русскому Пантелеимоновскому монастырю церковь Спаса в Хвосно и несколько сел с необходимыми привилегиями. Тогда же чельник Муса с сыновьями Стефаном и Лазарем подарили этому монастырю село и церковь свт. Николая на Лабе. Своей грамотой Лазарь подтвердил и дарения воеводы Црепа – села Мутница и Паракинов Брод, завещанные лавре св. Афанасия.
Благочестивый князь заботился и о сербских монахах на Святой Земле. По просьбе Иерусалимского Патриарха Михаила 31 августа 1388 года он писал князю Дубровицкой республики, чтобы тот выплатил оставшийся налог сербским монахам монастыря Архангела Михаила в Иерусалиме. Благоверный Лазарь посылал пожертвования в Синайский монастырь и другие обители.
Но самой большой задушбиной святого князя Лазаря стал известный монастырь Раваница, основанный им в 1375 году и посвященный Вознесению Господню. Строительство этой прекрасной обители было поручено зодчему Раде Боровичу, который воздвиг величественную церковь в прекрасном сербско-византийском стиле. Очевидец этого события патриарх Даниил III в своем «Слове о князе Лазаре» сообщает о великолепном убранстве храма, отделанного «прекрасным мрамором». Иконы и стены храма были украшены золотом и серебром. Монастырь был огражден «высокими башнями и твердыми стенами». В этом же году князь щедро наделил обитель имениями в Поморавье, Подунавье и Посавине. Княжеская грамота гласит:
Князь Лазарь с усердием занимался строительством и восстановлением храмов. Он проявлял отеческую заботу о сиротах и немощных, строя и содержа странноприимницы и больницы. При храмах и монастырях им устраивались школы для народа. Так в Крушевце была открыта школа, в которой учились его сыновья и дочери и другие дети столицы. При его царском дворе собралось много ученых и мудрых мужей. Были здесь и искусные изографы, и мастера-ювелиры из южных сербских и греческих земель, бежавшие от насилия «злобных измаилтян».
Воин-великомученик
По словам Константина Философа, видя «огнем попаленные» и разрушенные турками города, «обители и церкви благочестивых» и «многие убийства и текущие реки крови», князь Лазарь всеми силами старался восстановить и привести в порядок все, что мог, и утешить обездоленных. Но турецкая напасть все сильней терзала сербские земли, христиан уводили, других обращали в рабство, третьих грабили, четвертых убивали. Царь Лазарь боролся против турецких набегов. Не терпя страданий вдовиц, он твердо решил, что или устранит их позор или сам примет мученическую смерть. Турки же неуклонно продвигались на запад, не довольствовались выплатой дани и податей со стороны христиан, но стремились все христианские народы полностью покорить себе.
Во главе огромной турецкой силы стоял султан Мурад I. Его первая встреча с войском царя Лазаря произошла у местечка Плочник на Топлице в 1387 году. Тогда, по сообщениям древних сербских летописей, Мурад отступил перед князем Лазарем. В следующем году турки прорвались в Боснию, но там их встретил храбрый Влатко Вукович, воевода боснийского короля Твртко, и одержал над турками героическую победу под городом Билечем.
Но, как предзнаменование надвигающихся бед, среди сербов вновь вспыхнули междоусобия, ссоры и предательства, порожденные властолюбием сербских правителей. Не было среди них единодушия и преданности господарю, который должен был с мольбой призывать сербов на бой на Косово. Для этого Лазарь провел в Крушевце собор со своими воеводами и вельможами, и оттуда направил общее обращение ко всем сербам. Но и на этот призыв отозвались не все. Не пришла помощь и от западных христиан.
Сербские войска начали собираться около Крушевца и во главе с царем Лазарем и воеводами двинулись на юг в направлении Косово, а войска Мурада двигались им навстречу северней от Скопье. На помощь князю подоспели боснийский воевода Влатко Вукович и с ним бан Иваниш Хорват из Хорватии. Зять Лазаря Вук Бранкович, господарь Косова, тоже приготовил войско.
Царю Лазарю было открыто во сне, что он может выбрать либо царство земное, либо Царство Небесное. Если он выберет царство земное, то он выиграет битву, и все будет хорошо, но только до тех пор, пока он будет жить на земле. Если же царь выберет Царство Небесное, то народ проиграет эту битву, но никогда не потеряет Православную веру, будет всегда иметь помощь свыше и сохранит свое место в Царствии Небесном. Царь Лазарь выбрал последнее. В день накануне битвы он собрал своих воинов около белой церкви Самодрежи (храм св. Иоанна Предтечи), где была отслужена Божественная литургия, и патриарх Спиридон причастил все сербское войско.
В это время Мурад со своими сыновьями Якубом и Баязидом, военноначальниками и многочисленными отрядами турецких эмиров из Малой Азии уже расположился на Косовом поле между Приштиной и реками Лабой и Ситницей.
Жестокое и трагическое сражение произошло во вторник 15 июня 1389 года на день памяти святого Вита – по-сербски Видовдан. Перед битвой царь Лазарь еще раз от всего сердца помолился Богу и обратился с воодушевляющей речью к своим воинам. Когда разгорелся кровавый бой между христианами и магометанами, один из храбрых сербских воевод Милош Обилич сумел пробраться к шатру турецкого султана и поразить его ножом. Внезапная гибель султана Мурада внесла смятение в турецкие ряды, и сербы начали одолевать врага. Сам Лазарь геройски сражался и, как сообщает один летописец, «имел шестнадцать ран, когда сел на третьего коня, потому что два были уже убиты под ним». Но промысел Божий уготовал князю и его войску другой конец сражения. После гибели султана Мурада руководство турецким войском принял его сын Баязид. Сильной атакой и хитрыми маневрами ему удалось переломить ход битвы. Баязид схватил и обезглавил благородного царя Лазаря и многих его воевод.
Видя, с каким достоинством принял смерть христолюбивый князь, Баязид позволил монахам взять тело Лазаря и предать погребению в церкви Вознесения Господня в Приштине. Спустя почти год, по совету Сербского патриарха, сыновья Лазаря Стефан и Вук, вместе с клиром и народом, открыли мощи святого великомученика и нашли тело его нетленным. По свидетельству Печской летописи того времени оно источало прекрасное благоухание. Так Всемогущий Господь дал нетление телу царя Лазаря как несомненное свидетельство его мученичества за Христа, богоугодной жизни и святости. Взяв святые мощи, они отправились крестным ходом в Раваницу. По дороге процессию встретила честная вдова Лазаря, княгиня Милица. Святое тело великомученика Лазаря было торжественно принесено в Раваницу в 1391 году и положено в монастырском соборе Вознесения Господня.
Вскоре благоверная супруга Лазаря княгиня Милица удалилась в монастырь, а перед смертью приняла великую схиму с именем Ефросиния. Сын великомученика, князь Стефан Лазаревич в 1403 или 1404 году пришел на Косово поле и в память о своем отце и сербских мучениках, погибших с ним, установил здесь большой каменный столб из мрамора. На нем была написана похвала, посвященная подвигу царя Лазаря и сербских воинов. Такие и подобные похвалы святому великомученику Лазарю написал не только его сын Стефан, но и другие его современники и позднейшие писатели. Весь сербский народ почитал царя Лазаря как святого Христова великомученика. Дивную похвалу написала святому князю и благодарная монахиня Ефимия, вышив ее золотыми и серебряными буквами на шелковом покрывале для раки с его мощами.
Мощи святого Лазаря почивали в Раваницком Вознесенском храме вплоть до великого переселения сербов во главе с патриархом Арсением III (Черноевичем) в 1690 году, когда монахи, спасаясь от турок, покинули монастырь и перенесли тело святого князя в Сент-Андрею. В 1697 году святые мощи были перенесены на Фрушку гору, где монахи обновили монастырь Врдник и назвали его Новой Раваницей.
В Врднике тело святого великомученика Лазаря почивало вплоть до Второй мировой войны. 14 апреля 1942 года профессор Богословского факультета Радослав Груич перенес мощи в кафедральный собор в Белграде и тем самым спас его от поругания хорватским фашистами-усташами. Тогда же были спасены и перенесены в Белград мощи святого царя Уроша V и князя Стефана Штильяновича. Почти полвека мощи святого царя Лазаря находились в кафедральном соборе св. Архангела Михаила в Белграде. В 1989 году, во время празднования 600-летия Косовской битвы, мощи святого князя Лазаря были торжественно пронесены по всей Сербии и вновь были перенесены в Раваницу.
Преподобный отец XX века, Иустин (Попович), так говорит о подвиге святого Лазаря и его месте в жизни сербского народа: