|
|
Полное собрание и описание: михей пророк молитва для духовной жизни верующего человека.
- Житие святого пророка Михея. Молитва пророку Михею
- Распавшиеся колена Израилевы
- Обличитель царя Ахава
- Военные планы иудейского царя
- Свидетельства лжепророков
- Дерзостный пророк
- Исполнение пророчества
- Предсказание близости Божьей кары
- Главное предсказание пророка Михея
- Кончина святого пророка
- День памяти пророка Божьего Михея
- Михей пророк молитва
- Содержание:
- 36. Книга пророка Михея
- Толкование Библии, Книга Пророка Михея 7 глава
- Ветхий Завет
- Книга Пророка Михея
Житие святого пророка Михея. Молитва пророку Михею
Среди книг, включённых в Ветхий Завет, есть одна, автором которой является святой пророк Михей, ставший символом обличения зла, творимого, прежде всего, теми, в чьих руках заключена власть. Точная дата его рождения сокрыта от нас, но из библейских текстов явствует, что на свет он появился в первой половине VIII века до н. э., а своё служение вершил в период царствования иудейского царя Иосафата и израильских правителей Ахава и Иезавеля.
Распавшиеся колена Израилевы
Некогда единое и мощное Израильское царство вскоре после смерти царя Соломона разделилось на два независимых друг от друга государства. Одним из них стала Иудея со столицей в Иерусалиме, другое же, включившее в себя Самарию и окружающие её земли, стало именоваться царством Израилевым. Сепаратизм никогда не приносил добрых плодов. Так случилось и с распавшимися двенадцатью коленами сынов Иакова, претерпевшими впоследствии из-за этого множество бед.
|
|
Обличитель царя Ахава
В житие пророка Михея говорится, что его род принадлежал к колену Ефремову, проживавшему в Израильском царстве. Известно, что родился он в Моришете – селении, расположенном к югу от Хеврона, и был сыном простого крестьянина по имени Иемвлай. О его детских годах и периоде взросления ничего не известно. На страницах жития и в Священном Писании он сразу предстаёт перед нами, как грозный обличитель грехов и несправедливостей, творимых израильским царём Ахавом. В частности, он обвинял его в отпадении от истинного Бога и поклонении идолам.
Однако при всей ненависти, которую царь Ахав питал к пророку Михею, он не смел его казнить, поскольку всерьёз опасался, что пророчества сбудутся, и его постигнет гнев Божий. Кроме того, он чувствовал невольный стыд перед этим праведником, высказывавшим ему в глаза то, что он пытался спрятать в глубинах своей мрачной души. Пророк же, зная, что Ахав бывает подвержен вспышкам слепой ярости и в эти минуты не владеет собой, временами удалялся в горы, чтобы там переждать опасные для его жизни моменты.
|
|
Военные планы иудейского царя
Одним из событий, описанных в Книге пророка Михея и во всей полноте представляющих его образ, является предсказание о трагическом исходе войны, затевавшейся иудейским царём Иосафатом против ассирийцев. Дело в том, что в ту пору между правителями двух еврейских государств установились весьма дружественные отношения, и когда иудеи вознамерились отнять у сирийцев некогда принадлежавший им город Рамоф Галаадский, то Иосафат прибыл в Самарию просить военной помощи у Ахава.
Свидетельства лжепророков
Он был встречен со всем радушием и уверениями в вечной дружбе. Но прежде чем дать согласие на участие в военных действиях, Ахав, по обычаю того времени, созвал со всей страны пророков, которых набралось четыре сотни, и повелел им сказать, благословит ли Бог его намерение воевать с сирийцами. Пророка Михея между ними не было, поскольку он в это время находился в горах.
Все созванные во дворец мудрецы и прорицатели, поняв, что положительный ответ будет более приятен их повелителю, наперебой стали уверять его, что Господь благословит любое начинание Своего помазанника, в том числе и то, о котором идёт в данном случае речь. Глава же этих лжепророков, Седекия, стал уверять, что Всевышний отдаст в руки Ахава и его союзника Иосафата не только город Рамоф, но даже и самого сирийского царя. В своём усердии он дошёл до того, что изготовил из железа рога и заявил, что они являются подобием тех, коими еврейские цари повергнут во прах армию врагов.
Дерзостный пророк
Такой ответ пришёлся по нраву недалёкому и самолюбивому израильскому правителю, но повелитель Иудеи усомнился в искренности предсказателей, а заодно и в ясновидческом даре самих пророков. Он пожелал узнать, нет ли в стране ещё кого-либо, кто наделён даром предвидения и способен предсказать исход будущей войны. Крайне неохотно Ахав назвал имя пророка Михея, добавив при этом, что тот весьма дерзостен и всегда предсказывает ему одни лишь беды. Тем не менее Иосафат настоял на своём, и к опальному пророку тут же были направлены послы.
Прибыв во дворец и выслушав вопрос, заданный ему царями, пророк Михей сначала уклонился от прямого ответа, как бы желая ещё более возбудить любопытство своих слушателей. Но затем он прямо и открыто заявил, что внутренним взором видит неисчислимые бедствия, которые повлечёт за собой неосмотрительное решение ввязаться в войну с более сильным противником, которым в те времена была Сирия. Пророк обрисовал перед царями картину их будущего поражения, представив иудейских и израильских воинов овцами, лишёнными пастыря и разбредшимися по горам. Этими словами он предрёк гибель нечестивого израильского царя.
Исполнение пророчества
Подобное предсказание привело Ахава в страшный гнев. Видя же реакцию своего господина, лжепророк Седекия подбежал к Михею и ударил его по щеке, требуя признаться, какой дух вселил в его уста это пророчество. Святой пророк же на это изрёк, что все убедятся в правоте его слов, когда будут искать спасение от нахлынувших в их страну сирийцев и не находить его.
Желая покарать Михея за дерзновенные речи, царь приказал бросить его в темницу и держать там на хлебе и воде до тех пор, пока он, одержав победу, не вернётся с войны. Так пророк Михей оказался за решёткой, а царь Ахав отправился на войну, где и был вскоре убит, что явилось точным исполнением пророчества. Армия же его была разгромлена, и народ израильский после этого ещё долго пожинал горькие плоды иноземного порабощения.
Предсказание близости Божьей кары
Беря в свидетели горы, среди которых он нередко скрывался от гнева земных владык, пророк объявлял своему народу, что Господь будет судить его за вероотступничество и попрание Законов Моисеевых. Причём кара, по его словам, последует не только за нарушение религиозных установок, но и за отсутствие любви к ближнему.
Весьма характерно, что своим внутренним взором он смог провидеть и затем предсказать Вавилонское пленение, в котором еврейский народ пребывал в период с 598 по 539 год до н. э., то есть почти через два столетия после его кончины. Причём его слова о Божьей каре, которой суждено обрушиться в будущем, полны столь реалистического описания грядущих бед, что не остаётся сомнения в даре прозорливости, которым был наделён пророк.
Он не только подробно рассказал обо всём, что было сокрыто от его современников, но даже точно указал на ассирийцев, которым суждено было стать орудием в руках Божьего гнева. Изучая историю еврейского народа, нетрудно убедиться в том, что все эти пророчества исполнились с поразительной точностью.
Главное предсказание пророка Михея
Толкование высказываний, вошедших в книгу этого великого еврейского пророка, во все века становилось темой работ наиболее выдающихся христианских богословов. Многие из них видели в его словах о будущем явлении в мир Миссии, которому предстоит «пасти обновлённое стадо Израилево», предвидение грядущего через семь с лишним веков Рождества Иисуса Христа. Этим он как бы обозначил связь между Ветхим и Новым Заветом.
Кончина святого пророка
Сведения о последних днях земной жизни пророка весьма противоречивы. В Святом Писании лишь вскользь упоминается о том, что он, возможно, был убит сыном и наследником царя Ахава – Иорамом. Это вполне вероятно, поскольку и вдова царя Иезавель, и все многочисленные родственники питали ненависть к пророку, предсказавшему его гибель, и кто-то из них вполне мог предать святого мученической смерти.
В Четьи-Минеи – книге, содержащей жития святых на каждый день года, о кончине пророка говорится более подробно. Согласно, приведённой в ней версии, за обличение царских беззаконий он был брошен в пропасть, после чего благочестивые люди извлекли его честные останки и предали их земле согласно иудейской традиции.
Через полтора столетия после его кончины Господь послал еврейскому народу нового пророка, также носившего имя Михей. В отличие от своего предшественника, он родился не в царстве Израилевом, а в иудейском селении Морасфи, за что и вошёл в священную историю как пророк Михей Морасфитянин. По общности имён этих двух персонажей Ветхого Завета нередко путают и неверно указывают авторство тех или иных принадлежащих им высказываний.
День памяти пророка Божьего Михея
Русская православная церковь отмечает память пророка Михея ежегодно 14 (27) августа. Традиция эта сложилась в первые десятилетия, последовавшие за крещением Руси. Поскольку он стал воплощением истинного борца с грехом и попранием Божьих заповедей, то проповеди в день пророка Михея, произносимые с амвонов российских храмов, полны призывов ко всеобщему покаянию и искоренению из нашей жизни всяческого зла. Во все века они не теряли своей актуальности.
Характерно, что, открыв Полный православный молитвослов, мы не найдём в нём какой-либо особой молитвы пророку Михею. Поэтому каждый, кто желает испросить его ходатайства перед престолом Божьим, может воспользоваться текстом, носящим название «Молитва любимому святому», в которую можно включить его имя. Нет сомнения, что молитва, прочитанная со смирением и глубокой верой в исполнение просимого, поможет избавиться от телесных и душевных недугов, дьявольских искушений и скорбей. Через неё сердца людские наполнятся любовью, кротостью и чистотой.
Михей пророк молитва
Содержание:
Дата публикации: 10.04.15 Просмотров: 8973 Все тексты автора Райнер Вагнер
36. Книга пророка Михея
737-690 гг. до Р.X. в Южном царстве.
возвещение суда и пророчество о Мессии.
1. Предварительные замечания
Михей был современником Исаии. Многие из его пророчеств похожи на пророчества этого великого пророка. Хотя пророчество Михея относится и к Северному царству, скорую гибель которого он предсказывает (1:6-7), но прежде всего оно касается Южного царства и его столицы Иерусалима.
Нет никаких оснований сомневаться в авторстве Михея. Книга производит впечатление одного целого, будучи написана как бы на одном дыхании. Мы находим дословные совпадения между Мих.4:1-3, 5 и Ис.2:2—4. Некоторые делают из этого вывод, что Михей заимствовал эти цитаты у Исаии. Однако этот вывод необязателен, так как Бог может дать обоим пророкам одно и то же откровение.
3. О личности пророка Михея
Михей происходил из Морасфита в Иудее. Он пророчествовал при иудейских царях Иоафаме, Ахазе и Езекии (1:1), т. е. приблизительно в 737-690 гг. до Р.X. Период его основной деятельности, видимо, приходится на царствование Езекии (Иер.26:18). Родина Михея была той местностью, через которую шла на Иерусалим ассирийская армия под предводительством Сеннахирима (4Цар.18:13-19, 37). Возможно, Михей вместе с другими беженцами ушел от наступавших ассирийских войск в Иерусалим.
Имя Михей означает «Кто подобен Господу?»
Михей относился к числу мужей Божьих, которые во время правления благочестивого царя Езекии призывали народ обратиться к Господу. Однако эти мужи не имели длительного и прочного успеха в народе. Уже при преемнике Езекии народ снова впал в идолопоклонство (2Пар.33:1-10). Езекия же всем сердцем принял Слово Божье (2Пар.29-30).
Также и позже слова Михея принимались во внимание. Например, когда начальники из Иерусалима вступились за Иеремию, которому угрожала смерть, они определенно ссылались на Михея (Иер.26:16-19).
4. Пророческая весть Михея
Михей обращается к народу, у которого «социальный, политический, человеческий и богослужебный порядок находится на пути к полному распаду» (Ф. Ринекер). Он категорически выступает против всякого рода ханжества и лжи. Михей показывает, что внешние формы богослужения и пустой традиционализм перед Богом не устоят. Бог накажет всех ложных пророков. Даже Иерусалим Он сравняет с землей. Однако, несмотря на суровое наказание, Бог остается милосердным Богом. Михей пророчески говорит о царстве Мессии: Он, как и Давид, придет из Вифлеема (1Цар.16:18-19). Он воздвигнет царство мира с центром на горе Сион. Он победит при последнем натиске врагов.
5. Возражения критиков Библии
Современные теологи оспаривают как авторство Михея, так и единство книги. Правда, и здесь, внутри современной теологии, существуют неразрешимые противоречия.
Основным пунктом критики со стороны либеральных экзегетов является то, что проповедник бед и несчастий не может возвещать о спасении. А в Книге пророка Михея находится и то, и другое.
Мы не можем принять этот аргумент, так как у Бога суд и спасение взаимосвязаны.
6. Ключевая мысль
Спасение после заслуженного наказания.
7. Ключевой стих
«О человек! Сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих.6:8).
8. Пророчества Михея
А. Пророчества о суде
1. Суд над Самарией 1:6-7
2. Суд над Иерусалимом 1:8-19; 3:9-12
Социальные причины суда:
• несправедливость, насилие, угнетение слабых (2:2, 8, 9; 7:2);
• злые вожди и неправедные судьи (3:1-3, 9-10; 7:3);
• ложь и неверные весы (6:10-12);
• уже нельзя доверять даже своим друзьям (7:5);
• раздоры и неуважение в семьях (7:6).
Причины религиозного характера:
• продажность пророков (3:5-8);
• продажность священников (3:11).
• разрушение Самарии, 722 г. до Р.X. (1:6);
• разрушение Иерусалима, 587 г. до Р.X. (3:12);
• вавилонское пленение, 605-536 гг. до Р.X. (4:9-10).
Пророчества о спасении Царство мира Мессии
Возвращение и победа искупленных
Рождение Мессии в Вифлееме
Исполнившееся пророчество: рождение Мессии (Мих.5:2; Мф.2:1-12).
В. Ситуации, при которых пророчества Михея обрели особую значимость
1. Старейшины выступили на защиту Иеремии (Иер.26:18; Мих.3:12).
2. Первосвященники сообщили о месте рождения Иисуса (Мф.2:5-6; Мих.5:2).
3. Иисус послал Своих учеников на служение (Мф.10:21; Мих.7:6).
9. Деление текста
Над Иудеей и Самарией
Над богатыми и знатными
Над начальствующими и ложными пророками
2. Божье спасение через Мессию
Возвышение Храмовой горы и царство мира
Настоящее бедствие Иерусалима
Мессия из места, откуда был Давид
3. Путь от гибели к спасению
Тяжба Бога с неблагодарным народом
Жалоба на всеобщую развращенность
молитва покаяния и надежды
просьба о Божьем благословении
исповедание Божьей милости
Вопросы по уроку 36:
1. Вместе с какими великими пророками совершал свое служение Михей?
2. Какие две большие войны пережил Михей?
3. Каковы две основные мысли в проповеди Михея?
4. Что является основным аргументом либеральных толкователей Библии против единства книги и почему мы не принимаем этот аргумент?
5. Какие социальные причины наказания Иерусалима называет Михей?
6. Какие религиозные причины суда над Иерусалимом называет Михей?
7. Какие пророчества Михея исполнились в период ВЗ?
8. Какое важное пророчество о рождении Иисуса исполнилось?
9. Какое пророчество Михея еще не исполнилось?
Толкование Библии, Книга Пророка Михея 7 глава
Ветхий Завет
Книга Пророка Михея
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
- Книга Екклесиаст
- Книга Песня Песней
- Книга Пророка Исаии
- Книга Пророка Иеремии
- Книга Плач Иеремии
- Книга Пророка Иезекииля
- Книга Пророка Даниила
- Книга Пророка Осии
- Книга Пророка Иоиля
- Книга Пророка Амоса
- Книга Пророка Авдия
- Книга Пророка Ионы
- Книга Пророка Михея
- Книга Пророка Наума
- Книга Пророка Аввакума
- Книга Пророка Софонии
- Книга Пророка Аггея
- Книга Пророка Захарии
- Книга Пророка Малахии
Г. Молитва Михея (глава 7)
1. ПРОРОК ОПЛАКИВАЕТ НЕЧЕСТИЕ НАРОДА (7:1-6)
Мих. 7:1-2. Народ, которому Михей проповедует, как бы вверен ему, под его ответственность. Тем горше оплакивает он прискорбное состояние его. Как после сбора урожая или уборки винограда не остается ни плодов на деревьях, ни одной ягоды на лозе, так не осталось в израильском народе людей милосердых и правдивых, – восклицает пророк на языке поэтической гиперболы.
Существует и такое мнение, что здесь говорит не Михей, но как бы персонифицированный Иерусалим (или Самария).
Мих. 7:3-4а. На безнравственные дела, интриги и кровопролития обращены мысли и хотения начальников, судей (сравните с 3:11) и вельмож. Но и простой народ не отстает от них в умении делать зло. Опять же прибегая к поэтической гиперболе, Михей и лучших из них уподобляет колючему терну, что лишь вредит почве, на которой произрастает (образ крайней безнравственности, в которое впало еврейское сообщество в целом).
Мих. 7:4б. День провозвестников Божиих – это время, о котором многократно предупреждали израильтян пророки. Он приближается – «день» посещения их Богом для совершения заслуженного ими наказания. Наступление его повергнет их в смятение.
Мих. 7:5-6. Степень разложения общества достигла той черты, когда нельзя верить ни друзьям, ни близким, ни членам собственной семьи. Примечательно, что почти в таких же словах определял моральное состояние человечества перед Своим возвращением на землю Иисус Христос (Матф. 10:36; Мар. 13:12).
2. ПРОРОК УПОВАЕТ НА ГОСПОДА (7:7-13)
Мих. 7:7. Тут Михей, как бы олицетворяя еврейский народ в себе, говорит от его имени (по мнению некоторых, от имени богоугодного «остатка»). Несмотря на ужасное состояние народа, он не перестает уповать на Бога своего. Да, наказание – неизбежно, но он знает, что придет и время избавления для Израиля: Бог его услышит его, ибо Он есть Бог спасения народа Своего.
Мих. 7:8-10. Михей продолжает говорить как представитель своего народа, и в качестве такового выражает уверенность, то, в конечном счете, Бог обратит в ее противоположность нынешнюю печальную ситуацию в Израиле. Под «неприятельницей» могут пониматься как Ассирия или Вавилон (большинство комментаторов склоняется к последнему и к тому, что под «падением», от которого он (народ) «встанет», понимается вавилонское пленение евреев), но могут подразумеваться и вообще все язычники, не упускавшие случая позлорадствовать над Божиим народом.
Рано, однако, радуются они! – восклицает Михей от имени своих соплеменников. Пусть теперь я во мраке, но Господь был и останется светом для меня. Он выведет народ Свой из прискорбных обстоятельств. То, что здесь пророк отождествляет себя с народом, явствует из стиха 9: гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним (сравните с молитвой Даниила, где он тоже отождествляет себя с народом; Дан. 9:5,8,11,15).
Итак, по причине грехов своих должны они претерпеть Гнев Божий во всех его проявлениях, потому что путем страданий, которые им предстоят, Он выведет их к свету (стих 9 сравните с стих 8) и даст им увидеть праведность и справедливость (правду) Его во всем их торжестве. Тогда-то (когда Израиль будет восстановлен Богом в его земле) обстоятельства повернутся на 180 градусов, и все, кто враждовал против Божиего народа (неприятельница его), будут посрамлены. Унижавшие евреев и издевательски вопрошавшие их: «Где Господь Бог твой?» (напомним, что в бедствиях Израиля язычники видели свидетельство «бессилия» Иеговы – Ис. 10:9-11), сами будут унижены (сравните с Мих. 7:17).
Мих. 7:11-13. Стих 11, который уже в греческом тексте (Септуагинте) звучит не так, как в еврейском оригинале, – крайне труден, и в дальнейших переводах передавался неодинаково. По-русски звучит неясно. Приведем несколько толкований на него. Прежде всего словом «стены» переведено еврейское гадер, которое означает «ограду» (вокруг виноградника; оно же употреблено в Чис. 22:24 и в Ис. 5:5), а не городскую стену, как можно было бы понять из русского текста.
Комментаторы, которые все-таки склонны были читать гадер в значении стен, полагали, что Михей говорил здесь о восстановлении иерусалимской городской стены (по возвращении иудеев из вавилонского плена). Склонявшиеся же к более точному прочтению упомянутого еврейского слова видели тут аллегорию: пророк говорил, мол, о восстановлении теократического правления в Иудее (уподобляя теократию винограднику). Следуя этой логике, они читали слово чок (русское определение) в другом значении его, а именно – «предела». В целом стих 11 понимался в том смысле, что в будущем еврейская теократия не только будет восстановлена, но и расширит свои «пределы»: в них, помимо Израиля, будут включены и другие народы.
Существует и иное прочтение стиха 11, частично, однако, перекликающееся с приведенным. Согласно ему в тысячелетнее правление Иисуса Христа, которое прозревается здесь Михеем, границы («пределы») Израиля раздвинутся, и других оград, кроме как вокруг виноградников, в нем не будет, так как в условиях мира в них отпадет нужда (сравните с Зах. 2:4-5). Так виделось это благословенное царствование Михею.
По-разному читают и стихи 12-13. В первом из них, по мнению большинства комментаторов, речь идет о «собрании» народов к Иерусалиму по восстановлении в нем теократического правления (что соответствует приведенным здесь версиям прочтения стиха 11). Ассирия и Египет – некогда страны враждебные Израилю – будут в то время населены народами, от которых постоянно станут совершаться «паломничества» в Иерусалим (сравните с Ис. 19:23-25). Да и люди, обитающие по всему миру (от моря до моря, и от горы до горы), будут тогда (В тот день) приходить «на Сион», чтобы «учиться от Господа» (сравните с Мих. 4:2) и поклоняться Ему.
В стихе 13, возможно, содержится пророчество о том, что непосредственно перед тем, как наступит то славное время, земля будет опустошена за вину жителей ее (сравните с Ис. 24:1).
3. МОЛИТВА МИХЕЯ: ДА СТАНЕТ БОГ ВНОВЬ ПАСТИ НАРОД СВОЙ (7:14)
Мих. 7:14. Кто говорит в этом стихе – Бог или Михей? По всей вероятности, это молитва пророка, уповающего на обещанное Богом через него же (Мих. 2:12 и 5:4). Михей просит Господа о восстановлении народа – да станет Он вновь пасти его, как заботливый пастырь овец своих. «Жезл» (евр. себел здесь жезл благословения – не наказания (как в Мих. 6:9). (По поводу наследия Твоего толкование на Втор. 4:20; сравните Мих. 7:18.)
По-разному понимается фраза обитающих уединенно в лесу среди Кармила. Ее читают как в свете времени и событий близких к Михею, так и в плане отдаленного будущего. В первом случае речь может идти об остатках Северного (десятиколенного) царства, разгромленного ассирийцами (оставшиеся в его земле живут уединенно, как бы в пустыне (в лесу), отрезанные от плодородных мест; горный хребет Кармил (слово означает «сад») славился растительностью и тучными пастбищами).
При другом прочтении молитву пророка относят к будущему; высказывалось предположение, что он просил Бога хранить и «пасти» Свой народ отдельно от других народов, даровав ему особые блага, подобные тем, какие имели евреи во дни древние, когда «паслись» на Васане и Галааде (Иер. 50:19). Две эти территории на восточной стороне реки Иордан были исключительно плодородны. В 734 году до Р. Х. захвачены были ассирийским царем Тиглатпалассаром III (745-727 гг. до Р. Х.).
ОБЕЩАНИЕ ГОСПОДА ЯВИТЬ НАРОДУ СВОЕМУ «ДИВНЫЕ ДЕЛА» (7:15-17)
Мих. 7:15. Отвечая пророку, а через него и всему народу, Господь обещает вновь явить ему дивные дела – подобно тому, как явил их во дни исхода его из земли Египетской (Исх. 3:20; Пс. 77:12-16). В будущем новый великий исход предстоит Его народу – из всех мест его обитания на протяжении истории. Чудным действием силы Своей Бог вновь соберет Израиля в его земле. Это произойдет, когда на землю возвратится Мессия.
Мих. 7:16-17. Посредством образов и аллегорий пророк изображает реакцию враждебных Израилю народов на то, что произойдет с ним и чем станет он согласно обещанию его Господа. Они лишатся веры в свое могущество и в силу своих богов. Они онемеют от удивления и умолкнут в благоговении; они будут оглушены «громом могущества» Иеговы (сравните с Иов. 26:14) и «грозным гласом суда Его» (Ис. 33:3).
Стих 17 – это аллегория охваченных ужасом: потеряв способность ходить, они «поползут», подобно змеям и червям.
Мих. 7:18-20. Михей завершает свою книгу напоминанием самому себе и своим читателям о доброте и великодушии их Бога, о Его исключительности (сравните Исх. 34:6-7а). В словах его хвалебной песни отразилась его непоколебимая вера в то, что в конце концов Бог осуществит все Свои планы и намерения относительно народа, с которым, в лице его праотцев, связал Себя узами завета. Беззакония его Он… изгладит, и «ввергнет в пучину морскую все грехи его».
Примечательно, что ортодоксальные евреи именно эти стихи читают в синагогах в День искупления (после чтения книги пророка Ионы).
Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге