Молитва ее назначение

Полное собрание и описание: молитва ее назначение для духовной жизни верующего человека.

Что такое молитва и как ее следует творить?

Молитва – это разговор человека с Богом, Который видит и слышит нас, любит всех людей и знает каждую нашу мысль, каждое чувство. Если мы обращаемся к Нему, даже мысленно, про себя – Он слышит нас.

Молитва христианина – сердечное обращение к Богу, когда выражается вера в Него, надежда на Него и сыновняя любовь к Нему. Молитва есть благоговейное стремление человека к Богу, это беседа человека с любящим его, Всемогущим Отцом. Поэтому бесполезно молиться, если в сердце есть обида или зло на кого-то. В таком случае сначала нужно помолиться о здравии обидчика.

Творение молитвы – первое главное дело верующего человека. От того, как и сколько времени человек творит молитву, в первую очередь зависит его близость к Богу и соответственно получаемые от Него покровительство, защита, помощь, благодать. А кто не молится, тому Господь на Своем суде говорит: «Я тебя не знаю». Душа, которая не была с Богом в земной жизни не может быть с Ним и в жизни вечной, и поэтому обречена на адские муки вместо вечного блаженства.

И в радости, и в печали, и когда есть какая-либо нужда, мы должны обращаться к Богу с молитвою. А Господь всегда добр и милостив к нам, и если от чистого сердца, с верою и усердием будем просить его о своих нуждах, Он непременно исполнит наше желание и даст все, в чем мы нуждаемся. У Бога ни одна молитва не забывается: “Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам” (Иоанн, 16: 23); так сказал САМ ГОСПОДЬ. Поэтому нужно всецело положиться на Его святую волю и терпеливо ждать. Только один Господь знает, что и когда нам дать, что нам полезно и что вредно.

Господь дает нам способности, здоровье, благополучие и скорби для нашей пользы. За это мы должны прославлять и благодарить Бога благодарственными, хвалебными молитвами.

Если с нами случится какое-либо несчастье, болезнь, или беда, или нужда, мы просим у Бога помощи. Такие молитвы называются просительными.

А если мы сделаем худое дело, согрешим и провинимся пред Богом, нам следует просить у Него прощенья – каяться. Такие молитвы называются покаянными.

Где, когда и сколько должно молиться?

Молиться Богу можно везде: и в доме, и в храме, и в пути, потому что Бог везде рядом с нами.

Есть три уровня молитвы. Первый – келейная молитва, когда человек молится один. Второй уровень, когда вместе молятся несколько человек о чем-то одном. Эта молитва более сильная. А самая сильная молитва – церковная, во время богослужения в храме.

Существует золотое правило православных людей: “трудись и молись и все необходимое будешь иметь” – молитесь во время разнообразной физической работы, путешествия, в дороге, вынужденного ничегонеделания и т.д.

На молитве должно стоять с благоговением и страхом Божиим, т. к. стоим перед Самим Создателем, Управителем всем и Судьей. Следует восчувствовать перед собой невидимого живого Бога, Который смотрит на нас и слушает произносимое тобой вслух или мысленное молитвословие.

Говори молитву неспешно, с сердечным участием, со вниманием к каждому слову. Старайся вкладывать свой ум в слова молитвы, понять и постичь глубину и полноту содержания молитвы, о чем полезно размышлять и после чтения молитв.

Молитвы лучше знать и читать наизусть, тогда они глубже воспринимаются. Ежедневное чтение молитв незаметно приводит к их запоминанию.

Молитвы следует читать перед иконами, которые являются окнами в духовный мир. У всех наших предков обязательно были в доме иконы Христа Спасителя, Богородицы и своего святого или святой. Господь через иконы и молитвы дает защиту дому и домочадцам от темных злых духовных сил, которых в наше время очень много. Для усиления молитвы в начале или в конце, и где сердцу угодно, делают на себе крестное знамение. Для этого также совершают поясные поклоны, касаясь рукой пола, и земные поклоны.

Не следует ограничиваться только утренним и вечерним молитвенным правилом, старайтесь чаще и больше находиться в молитвенном общении с Богом. Когда начинаешь выполнять какое-либо малое дело (куда-то пошел, поехал, приступаешь к ежедневной работе на кухне, на службе и т. п.), следует сказать: “Господи, благослови!” Когда начинают более крупное дело, читают “Царю Небесный…”. Если что-то получилось удачно, – “Слава Богу!”, а если что-то не получается или опасность какая – “Господи, помилуй!”.

Перед каждой трапезой читают “Отче наш…” или хотя бы – “Господи, благослови”. После трапезы – “Благодарим Тя, Христе Боже наш”.

Молитва ее назначение

Если Б-г Всеведущ и знает все, в том числе что мы Ему хотим сказать, и даже что захотим сказать в следующем году, знает наши желания,потребности, чаяния и мечты, т.е. лучше нас самих знает, что нужно сделать для нашего блага, зачем тратить время на молитвы?

2.Молитва как заповедь."И служите Господу, Б-гу вашему,и он благословит хлеб твоу и воду твою" (Шмот (Исход)23:25). " Ты будешь есть и насытишься и благословлять будешь Господа, Б-га твоего , за землю прекрасну, которую Он дал тебе."(Дварим (Второзаконие) 8:10)

3. Способ приблизиться к Всевышнему, вступить с ним в контокт и диалог, испытать трепет пред ним, раскаяться и очиститься.

4. Молитва как способ влияния на Б-жественное решение.

5 . Молитва изменяет мир к лучшему. Ибо произнося плохое, мы ухудшаем его, произнося хорошее мы улучшаем его.

6. Молитвой мы увеличиваем присутствие Б-га в этом Мире, притягиваем святость в этот материальный мир.

7.Молясь, мы показываем Б-гу, что признаем Его власть, готовы исправить свое поведение, тем самым повышаем шанс, что Б-г исполнит нашы просьбы. У нас появляется надежда, а с надеждой жить гораздо легче.

8.В окопах нет неверующих. Мы по себе знаем, что когда исчерпаны все возможности, каждый вспоминает о Б-ге, как о последней надежде, и зачастую Он совершает чудеса, и спасает нас в самых безвыходных ситуациях.

9) Еще , как сказали наши Пророки и Мудрецы, ( да будет мх память благословенна) , молитва заменяет нам жертвоприношения, пока нет Третьего Храма.

. Можно ли кому-либо желать зла?

Нельзя произносить слова, содержащие что-то плохое для других или для самого себя. Иногда в гневе люди говорят кому-то " А чтоб тебя разорвало", " Чтоб ты подавился ! " или еще что-то в этом роде. Или говорят : " Б-г тебя накажет ! " Все это тоже как молитва проклятия и это может исполниться. Поэтому такие вещи произносить нельзя ни в коем случае. Даже говоря самому себе : " Какой-же я дурак, что сделал так-то " лучше не говорить, если не хочешь действительно превратиться в дурака.

В подтверждение вышесказанного- всем известные случаи с А. Шароном и И . Рабиным, которых за месяц до случившегося с ними прокляли раввины. Рабина застрелили, Шарон

впал в кому, и искра жизни в нем теплится только благодаря уровню израильской медицины.

Человек частенько отходит от общепринятых правил и заповедей, иногда пытается обходить законы и установления в обществе, ибо некоторыми движет корыстолюбие, зависть и т.д., У него есть амбиции и карьерные соображения. Он совершает грехи, от которых ему необходимо очиститься, а для этого он должен что-то сделать, чтобы усмирить свою душу. Совершенные поступки изменить нельзя: что было, то было. Прошлое не вернуть, в прошлом остается и все не сбывшееся. Но нужно изменить будущие поступки. О будущем можно просить только у Б-га, больше не у кого.

Конечно, можно читать молитву о чем хочешь, и просить у Б-га что хочешь в произвольной форме. Но все таки в иудаизме существуют установленные тексты всех молитв на все случаи жизни. Это объясняется тем, что лучше Б-га, Пророков и царя Давида навряд ли простой смертный сможет сказать лучше. Поэтому установленные тексты молитв составлены из цитат, взятых в Священном Писании.

. Влияет ли молитва на окружающий мир?

Произносили над бокалом вина благословение ( краткую молитву),

и анализ показал изменение химических и физических свойств вина , и дегустаторы дали заключение, что изменился вкус вина.

Нельзя ни в коем случае. Произнося это, ты

рождаеш " ангела" зла – нематериальную субстанцию, которая

и на тебя действует губительно. Это -же твой " ангел".

У нас в таких случаях с определенной интонацией произносят :

" Что-б ты был здоров! " – давая понять с одной стороны свое отношение к оппоненту, а с другой – не нанести вреда ни ему, ни себе.

Да, нужно. Когда человек просит за другого, мир становится лучше. Ведь Всевышний хочет этого. И дал нам заповедь: «. и возлюби ближнего, как себя» (Ваикра, гл. 19, ст.1icon_cool.gif.

спас его детей от голодной смерти.

Делать нечего . Бедняга взял кусок черного хлеба и пешком , босиком пошел в Прагу. Кое- как добравшись до города , он начал обходить все его мосты, пока не нашел именно тот, что ему снился каждую ночь.

Молитва ее назначение

Молитва и Божий промысел

Какова цель молитвы? Человек, который молится каждый день, может ответить нам, что он просит у Господа воспомо-ществования в своих ежедневных делах, в чрезвычайных ситуациях, и вообще всегда, когда ему нужна помощь. По некотором размышлении, однако, становится очевидно, что такое понимание молитвы приравнивает Бога к земному властителю. Царь не знает, в чем именно мы нуждаемся, и поэтому необходимо обратиться к нему с просьбой. Но о Боге мы не можем думать, ч” о Ему якобы неизвестны наши нужды и заботы и что для получения помощи Его следует проинформировать.

Более того, сама структура молитвы связана с определенными проблемами. Традиционная еврейская молитва, которую читают три раза в день, называется Амида (буквально: “стояние”; молящийся “стоит перед Господом”). Молитва состоит из восемнадцати обращений к Богу (и поэтому часто называется “Шмоне Эсре” – “восемнадцать” на иврите).1 В первых трех частях молитвы прославляется величие Божие, в последних трех – Бога благодарят за помощь, оказанную в прошлом. В двенадцати же средних частях молитвы – ее сердцевине -молящийся просит Бога даровать ему благополучие, здоровье, мудрость, прощение грехов и т. д., то есть удовлетворить его материальные и духовные нужды.

Как мы уже говорили, со средними двенадцатью частями молитвы есть определенные затруднения. Почему мы вообще должны Бога о чем-то просить? Но еще серьезнее проблема со вступлением и заключением. Неужели Бог – самолюбивое и тщеславное существо, которое наслаждается нашими хвалами и требует благодарности за прошлые услуги? Именно так пришлось бы обращаться к земному властителю, ибо могущественные цари нередко самолюбивы и тщеславны, привыкли к безудержным восхвалениям со стороны своих подданых и отсутствие их принимают за оскорбление. Как же мы осмелимся приписывать эти мелочные качества Всевышнему?

Это возвращает нас к нашему первому вопросу. Зачем мы молимся? И почему наши молитвы составлены в такой, на первый взгляд неуместной, форме?

НАЗНАЧЕНИЕ МОЛИТВЫ

Сама постановка вопроса подсказывает нам, что мы молимся Богу не потому, что Он нуждается в наших молитвах. Вообще, представление о том, что молитвой можно как-то “повлиять” на Бога с тем, чтобы Он даровал просителю здоровье, долгую жизнь и другие блага, в корне расходится с еврейской традицией. Мудрецы-талмудисты резко осуждают того, кто ожидает от своей благочестивой молитвы практической пользы и отводит тем самым Богу роль космического автомата, выбрасывающего блага, стоит только вложить в него духовный жетон в виде молитвы.2

Истинное назначение молитвы вовсе не в том, чтобы обратиться к Богу с просьбой – наоборот, это нам молитва должна напоминать, что Бог есть единственный источник нашего благополучия. Иными словами, молитва нужна не Богу, а нам. Как указывал Нахманид3 и другие авторы,4 , 5 назначение молитвы состоит в том, чтобы помочь нам осознать нашу зависимость от промысла Божьего и сосредоточиться на той глубокой и неразрывной связи, которая соединяет нас с Господом.

Маймонид говорит, что, будь человек достаточно развит в интеллектуальном и духовном отношении, он не нуждался бы в молитве.6 Достаточно было бы сосредоточиться на той решающей роли, которую Бог играет во Вселенной для того, чтобы уяснить себе, что именно Он дарует нам все необходимые нам блага. Однако, по причине ограниченности наших духовных и познавательных способностей, просто думать о Боге недостаточно. Мы должны также совершать акт молитвы, обращенной к Богу. Концентрация во время молитвы помогает нам усвоить, что Бог есть истинный источник всего нашего благополучия. Подчеркивая это обстоятельство в процессе молитвы, мы глубже понимаем и ценим нашу зависимость от божественного провидения.

Истинное назначение молитвы отражено в ивритском слове, обозначающем понятие “молиться”. Во всех европейских языках “молиться” означает “просить” (англ. pray, нем. beten, фр. prier, русск. молить-ся). В иврите, однако, слово hitpalel означает “размышлять”, “раздумывать”.7 Согласно Маймони-ду, мы молимся для того, чтобы размышлять о том, что все мы под Богом ходим.

Отсюда также следуют структура и содержание наших молитв. Как было сказано, истинным назначением молитвы является возвышение духа молящегося. Поскольку наши молитвы предназначены для нас самих, чтобы мы глубже оценили преобладание Божьего промысла в человеческой жизни, то полезнее всего для нас молиться таким образом, который для нас привычен. Обращение к монарху принято начинать восхвалениями, затем идет перечисление просьб, и в заключение приносится благодарность за ранее дарованные милости. Такова же и структура наших ежедневных обращений к Богу.

МОЛИТВА ВОЗВЫШАЕТ ДУХ

Библия подчеркивает, что человек должен всегда помнить свою связь с Господом (Второзаконие 11:10-12). Осознание того обстоятельства, что Бог играет решающую роль в нашей жизни, поднимает нас на новую духовную высоту. Поэтому так важна молитва. Более того, на более высоком духовном уровне мы более достойны тех материальных и духовных благ, которые дарует нам Господь. В этом смысле можно говорить о том, что молитва “услышана”. Чем лучше человек, тем более он достоин Божьего благословения, а молитва – это один из главных способов самоусовершенствования.

Если человек взыскан милостью Божией через молитву, то это не потому, что он (или она) сообщили Ему о своих потребностях, а потому, что молитва сделала их более достойными людьми. Разница тут на первый взгляд невелика, но она имеет решающее значение.

ЕЩЕ ОДИН ВОПРОС

Молясь Богу о хлебе нашем насущном, мы, естественно, подразумеваем, что именно Он нам его и дает. Не следует ли отсюда, что для поддержания нашего земного существования надо лишь молиться Богу, и ничего больше? Если всё от Бога, то зачем работать? Чтобы заработать себе на жизнь, говорим мы, – но не является ли это простым самообманом? Хуже того. Желание зарабатывать себе на жизнь можно истолковать как слабость веры, как попытку поставить под сомнение само владычество Божие.

И действительно, есть немало людей, которые так и думают. В США весьма распространена религиозная традиция (нееврейская), согласно которой для выздоровления больному нельзя делать ничего, кроме как молиться. Адепты этой религии верят, что, поскольку здоровье их – в руках Господа, то обращаться за помощью к врачу есть признак слабости веры и как таковой строго запрещается. Время от времени в газетах или по телевизору появляются сообщения о том, что родители тяжело больного ребенка отвергают профессиональную медицинскую помощь на том основании, что вмешательство врача было бы нарушением их религиозных верований. Бывает, что ребенок, которого можно было спасти простейшими медицинскими средствами, умирает, и тогда общественное мнение возмущается, а полиция порой даже предъявляет родителям обвинение в преднамеренном убийстве.

Но почему? Поведение родителей, столь предосудительное в глазах общественного мнения, естественно вытекает, казалось бы, из самого института молитвы. Если болезнь и исцеление не в руках Господа, то тогда почему мы просим у Него здоровья? Родители, позволившие своему ребенку умереть и тем возмутившие всю религиозную и нерелигиозную общественность, являются, казалось бы, единственными людьми, которые в этих трагических обстоятельствах поступали логично.

СЛЫШИТ ЛИ БОГ НАШИ МОЛИТВЫ?

Многие считают, что на Бога можно повлиять молитвой, и чем больше молишься, тем большее приобретаешь влияние. Отсюда следует, что если много народа молится о продлении дней какого-нибудь лица, то оно и доживет до глубокой старости. В Великобритании, например, как в церкви, так и в синагоге служба по традиции включает в себя молитву за здравие королевы, а значит, британская королевская семья должна была бы отличаться повышенным долголетием.

В 19-м веке к этой идее относились весьма серьезно. Количественный эффект молитвы исследовал английский антрополог и метеоролог сэр Френсис Гэлтон (двоюродный брат Чарльза Дарвина). Он сравнил среднюю продолжительность жизни членов королевской семьи с продолжительностью жизни других групп населения, за здоровье которых никто не молился (дворяне-землевладельцы, ученые, писатели). Как и следовало предполагать, оказалось, что монархи живут не дольше, чем все остальные. Как раз наоборот. Сэр Френсис нашел, что провинциальное дворянство в среднем живет на шесть лет дольше, чем члены королевской семьи. Когда он опубликовал свои результаты (в 1872 году, под заглавием “Статистическое исследование эффективности молитв”8 ), британская публика была несколько шокирована.

В последние годы вопрос о влиянии молитвы на здоровье был снова поднят и поставлен на “научную” основу. Вошли в моду статистические выкладки, демонстрирующие пользу, которую молитва приносит тяжелым больным. Одно из таких исследований, опубликованное в 1998 году в почтенном медицинском журнале, сообщает:

В течение шести месяцев с сорока пациентами, больными СПИДом, проводился следующий опыт. Им было сказано, что за некоторых из них будут молиться, осуществляя целебное воздействие на расстоянии, представители различных религий, но не было сказано, за кого именно. Оказалось, что у тех пациентов, за которых читались молитвы, течение болезни статистически значимо отличалось в лучшую сторону по сравнению с теми, за кого никто не молился.9

В статье утверждается, что хотя всем пациентам сказали одно и то же – что за них, может быть, кто-то будет молиться – однако улучшение здоровья было зарегистрировано врачами только у тех больных, за которых действительно молились.

Я не раз встречал высказывания раввинов и священников, которые с большим энтузиазмом говорили о подобного рода экспериментах, подчеркивая их “научную” значимость. Правда, статистические познания среднего служителя культа оставляют желать лучшего. То же относится и к врачам, с легкой руки которых публикуются такого рода исследования. Удручающую статистическую неграмотность, присущую некоторым из таких работ, отметил с горечью Вильям Крускел, профессор Чикагского Университета, известный специалист в области статистики, в своем ежегодном обращении к Американскому Статистическому Обществу.10

ТРАДИЦИОННАЯ ЕВРЕЙСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Если мы, действительно веря, что Бог есть высший источник всех земных благ, при этом активно стараемся сами обеспечить свои нужды, – означает ли это, что вера наша недостаточно крепка?

Этот фундаментальный вопрос обсуждался в еврейской литературе на протяжении поколений. Например, к рабби Моше Фейнстейну, крупнейшему современному авторитету по еврейскому традиционному законодательству, в 1964 году обратились с вопросом: есть ли в религиозном законе хоть малейший намек, запрещающий страхование жизни и имущества? Не свидетельствует ли такой поступок о недостатке веры в божественный промысел?

Рабби Фейнстейн ответил совершенно однозначно.”11 Он без всяких оговорок утверждает, что человек не только имеет право, но и обязан страховать свое дело и свою собственность, вдобавок к другим мерам предосторожности, неообходимым в деловой жизни. Нельзя пренебрегать обычным порядком ведения дел и надеяться лишь на божественное провидение. Это было бы нарушением талмудического принципа “нельзя полагаться на чудеса”.12

Те же соображения, говорит Рабби Фейнстейн, приложимы ко всем потребностям повседневной жизни. Полагаться на молитву как на единственное средство удовлетворения этих потребностей, значит полностью противоречить еврейской традиции, и такое отношение к делу строго запрещается. Рабби Фейнстейн подчеркивает, что человек обязан работать и зарабатывать себе на хлеб. Точно так же, больной обязан добиваться наилучшей возможной в его обстоятельствах медицинской помощи. Ни в коем случае нельзя пренебрегать услугами медицины, полагаясь исключительно на чудеса и на божественное провидение.

Суждения рабби Фейнстейна отражают установки известнейших знатоков еврейского традиционного законодательства. Так, Маймонид (12-й век) отвечая на вопрос, с которым обратились к нему евреи из Прованса в южной Франции, резко осуждает их чрезмерный интерес к астрологическим и эсхатологическим вычислениям, приравнивая это к идолопоклонству.13 В свое время, пишет Маймонид, народ Израиля совершил ту же самую ошибку, и дорого поплатился за нее. Чрезмерно увлекшись астрологическими расчетами, они оставили в небрежении необходимые военные приготовления перед лицом надвигающейся римской армии. Маймонид утверждает, что это и было причиной разрушения Храма и последующего изгнания израильтян с родной земли. Им следовало, не жалея усилий и времени, предпринимать все необходимые военные и политические меры, дабы подготовить Израиль к нападению римлян. Если бы израильтяне это сделали, война могла бы пойти по-другому.

Позиция Маймонида совершенно ясна. Правильно отреагировать на военную угрозу – значит провести военные и политические приготовления, необходимые, чтобы ей противостоять. Заметим, что Маймонид порицает израильтян вовсе не за то, что они мало молились или недостаточно совершали добрых дел. Не говорит он и того, что не следует молиться вдобавок к военным приготовлениям. Но надеяться на одну лишь молитву, пренебрегая всем прочим – вот чего делать нельзя. Физической угрозе дают отпор физическими средствами. Это – еще один пример применения важнейшего талмудического принципа: “нельзя полагаться на чудеса”.

БОЖЕСТВЕННОЕ ПРОВИДЕНИЕ

Как мы видели, молитва не заменяет активной человеческой деятельности, направленной на достижение материального благосостояния, на излечение от болезни, победу на поле битвы и т.д. Какова же в таком случае роль божественного провидения в делах нашего мира?

Вера в то, что Бог есть высший источник всех благ, является одним из главных устоев еврейской религии, подчеркивает Рабби Фейнстейн.14 Это не противоречит, однако, требованию зарабатывать себе на жизнь. Бог использует естественные пути к удовлетворению наших жизненных потребностей, благословляя нас на то, чтобы мы своими силами добивались материального благосостояния, крепкого здоровья, и так далее, и даруя нам мудрость в совершении соответствующих практических шагов. Наши потребности удовлетворяются в процессе взаимодействия между нашими собственными усилиями и Божьим промыслом. Кто сам себе помогает, тому и Бог помогает.

Родители тяжело больного ребенка обязаны прибегнуть к помощи медицины. Отказываясь сделать это и ограничиваясь обращенными к Господу молитвами, они, с точки зрения еврейской традиции, совершают убийство, пускай и не преднамеренное. Отвергая медицинскую помощь, они лишают Бога возможности излечить их ребенка.

Талмуд подчеркивает, что божественное провидение заботится о нас “невидимым взору человеческому”15 образом. Бог не пускает в ход чудеса, чтобы разрешить наши проблемы или удовлетворить наши потребности. Талмуд даже запрещает просить Бога о явном чуде, приводя при этом такой пример.16 Если человек, подъезжая к своему городу, видит издали, что там начался пожар, он не имеет права молить Бога, чтобы горел не его дом. Дело в том, что в городе уже знают, чей дом горит. Для того, чтобы внезапно погасить пожар в одном доме и зажечь другой, понадобилось бы чудо, происшедшее у всех на глазах, а этого никогда не случится. Поэтому соответствующая молитва считается “напрасной” и строго запрещается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из положения о том, что Бог постоянно взаимодействует с нашим миром, но делает это невидимым взору человеческому образом, вытекает интересное следствие. И глубоко верующий человек, и неверующий, обладающий твердыми нравственными устоями, часто поступают примерно одинаково. Каждый из них прилагает все силы, чтобы решить свои проблемы в соответствии со своим нравственным кодексом. Разница между ними заключается в вере и в том, как они понимают участие Господа в решении их проблем. Верующий надеется на Бога, а неверующий – нет.

Молитва, обращенная к Господу, является существенной частью еврейской религии и служит каналом коммуникации между человеком и Создателем. Это, однако, отнюдь не значит, что молитвы служат для молящегося средством получения очередных благ. Еврейская религиозная традиция не включает в себя святынь и мест поклонения, посещение которых ведет к чудесному излечению от болезни, или особых молитв и ритуалов, выполнение которых обеспечивает божественное заступничество. Пути Господни всегда были – и всегда будут – неисповедимы.

Сила молитвы, ее ценность, состоит в том, что, молясь, человек возвышается духом, глубже осознавая центральную роль, которую Бог играет в делах человеческих. Такой духовный подъем делает человека лучше, а тогда он и более достоин милости божественного провидения. Милость Господня нисходит на того, кто соблюдает Его заповеди как по отношению к другим людям, так и по отношению к Богу.

ПРИМЕЧАНИЯ

1Современный вариант молитвы Амида состоит из девятнадцати частей. Последняя часть была добавлена уже после того, как молитва сформировалась в целом, поэтому она по-прежнему обычно называется Шмоне Эсре.

2Talmud, Berachot 32b, экспликация книги Tosaphot. См. также Tikunai HaZohar, стр. 22а.

3Nachmanides, Commentary on the Torah, Exodus 13:16, ближе к концу.

4Sefer HaChinuch, Commandment 430 – Blessings, “Reasons for the commandment”.

5Otzar HaTephilah, Introduction, Section A, “What is Prayer?”, стр. 8-11.

6Maimonides, Guide for the Perplexed, часть III, гл. 32.

7Значение ивритского слова для понятия “молитва” дается в Книге Бытия 48:11.

8F. Galton, август 1872, The Fortnightly Review, New Series 12, стр. 125-135.

9F. Sicher, E. Targ, D. Moore, and H. S. Smith, 1998, Western Journal of Medicine, т. 169, стр. 356-363.

10W. Kruskal, 1988, Journal of the American Statistical Association, т. 83, стр. 929-940.

11Rabbi M. Feinstein, 1964, Igrot Moshe – Orach Haim (Moriah Publishers: New York), т. 2, Responsum 111, стр. 299-300.

12Полную библиографию талмудических источников, трактующих этот вопрос, см. в Rabbis M. Berlin and S. Y. Zevin, составители., 1973, Talmudic Encyclopedia, т. 1, стр. 679-680.

13Maimonides, “Letter to the Sages of Montpellier” in Letters of the Rambam, часть III, письмо 33.

14Rabbi M. Feinstein, 1964, Igrot Moshe – Orach Haim (Moriah Publishers: New York), т. 4, Responsum 48, стр. 79; т. 2, Responsum 111, стр. 299-300.

Оценка 4.1 проголосовавших: 188
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here