Полное собрание и описание: молитва иоанна тобольского для духовной жизни верующего человека.

Молитва иоанна тобольского

Молитва святителю Иоанну (Максимовичу), митрополиту Тобольскому

О святителю Христов Иоанне, Божию Престолу со святыми предстояй! Ты еси отец наш любвеобильный и молитвенник наш теплый. Умоли Господа Бога, да подаст нам коегождо потребно полезная: скорбящим утешение, немощным здравие, заблуждшия да наставит и обратит на путь покаяния, распри и раздоры умирит, неведущия Христа люди на путь спасения да обратит и всех нас единением духа и любве в Единей Святей Своей Церкви соединит, да сохранит нас от глада, града, труса, потопа, огня, меча, междоусобныя брани и напрасныя смерти, наипаче же от искушений, облежащих нас в жизни сей, да дарует нам мирное пожити зде житие и веру свою Православную невредиму соблюсти. О святый угодниче Христов, архипастырю, преподобный, молитвенниче наш неусыпный! От юности всего себе Богу посвятив, равноангельное житие стяжал еси, исполнен бе радости духовныя, яже озаряше светлость лика твоего и сердца верных утешаше, поистине бе светильник горяй и светяй, святолепно пожив, от Господа сподоблен бе дара прозрения, время кончины своея предуведа, моляся пред образом Пречистыя Богородицы, коленопреклоненне преставися; ныне проси Ю о нас, да будет нам Покровительница в сей многотрудней жизни и в час кончины нашея да умолит Всеблагаго Господа сподобитися нам в лице благоугодивших предстати Престолу Его и восхвалити в Троице славимаго Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Молитва иоанна тобольского

Братья и сестры. Предлагаем вашему вниманию проповедь, произнесенную диаконом нашего храма, о.Владимиром, на Божественной Литургии 17 декабря 2017 г.

Братья и сестры. Предлагаем вашему вниманию проповедь, произнесенную диаконом нашего храма, о.Владимиром, на Божественной Литургии 3 декабря 2017 г.

188510, Россия, Ленинградская обл., Ломоносовский район,

Радуйся, святителю Иоанне, Тобольский и Всея Сибири чудотворче.

Радуйся, честная отрасле родителей благоверных.

Радуйся, Церкве Православныя чадо пречестное.

Радуйся, яко прилагал еси сердце твое к познанию закона Божия.

Радуйся, приобщивыйся равноангельскому житию.

Радуйся, вместилище дарований Божиих.

Радуйся, Отечества твоего божественное украшение.

Радуйся, архиерею Божий и учителю премудрый.

Радуйся, светлыми подвиги твоими к свету невечернему вшедший.

Радуйся, святителю Иоанне, Тобольский и всея Сибири чудотворче.

Радуйся, благому учению прилежавый.

Радуйся, разум богопросвещенный стяжавый.

Радуйся, в духовном риторстве преуспевый.

Радуйся, земле благая семя Слова Божия восприявшая.

Радуйся, алкавый и жаждавый единыя, точию Божия правды.

Радуйся, яко писания святых отец познати тщался еси.

Радуйся, яко уразумел еси глаголы жизни вечныя

Радуйся, от млада возраста храм Божий возлюбивый.

Радуйся, святителю Иоанне, Тобольский и всея Сибири чудотворче.

Радуйся, яко ярем Христов на рамо вземший.

Радуйся, возревновавый житию преподобных отец.

Радуйся, благоуханный крине девства.

Радуйся, яко мирскою лепотою не уязвился еси.

Радуйся, ни во что же вменивый суетная удовольствия мира сего.

Радуйся, благимы делы, яко бисером драгоценным, себе украсивый.

Радуйся, яко тленная мира презрел еси, Богу же Единородному работати возжелел еси.

Радуйся, тщету мирских попечений отринувый, иго же Христово паче всего возлюбивый.

Радуйся, святителю Иоанне, Тобольский и всея Сибири чудотворче.

Радуйся, вместилище Божия премудрости.

Радуйся, провозвестниче православия во обители Печерстей.

Радуйся, благодатными вещании сердца верных услаждавый.

Радуйся, мудрый вразумителю неправомыслящих.

Радуйся, взыскателю и верный указателю к небеси пути теснаго.

Радуйся, всех неослабно благочестию поучавый.

Радуйся, славу Божию житием и словом твоим проповедавый.

Радуйся, святителю Иоанне, Тобольский и всея Сибири чудотворче.

Радуйся, мудрый учителю благочестия.

Радуйся, монастырских уставов ревностный блюстителю.

Радуйся, добре подвизающихся сорадователю.

Радуйся, благий подкрепителю слабых.

Радуйся, присный вразумителю нерадивых.

Радуйся, иноческаго жития образ показавый.

Радуйся, в постничестве, преподобии и правде Богу послуживый.

Радуйся, божественныя законы соблюдый, яко добрый кормчий.

Радуйся, святителю Иоанне, Тобольский и всея Сибири чудотворче.

Радуйся, чистый сосуде, в оньже излияся архиерейства благодать.

Радуйся, словом, житием и писании своими ко Христу приводяй.

Радуйся, яко тщался еси на всякий день в храме Божием службу совершати.

Радуйся, яко в уединении келейном всенощныя молитвы творил еси.

Радуйся, милостивый питателю сирых и безпомощных.

Радуйся, людем русским победу над свеи предрекий.

Радуйся, архиерею святый, дара прозрения от Бога сподобивывайся.

Радуйся, благий делателю винограда Христова.

Радуйся, святителю Иоанне, Тобольский и всея Сибири чудотворче.

Радуйся, в тяжцей болезни николиже возроптавый.

Радуйся, непостыдну надежду на Бога имевый.

Радуйся, яко на одре болезни Богу пламенне молился еси.

Радуйся, от болезни чудесне исцеленный.

Радуйся, святителем Феодосием, по Божию изволению, дивно посещенный.

Радуйся, образ честен святителя Феодосия с благодарными письмены устроивый.

Радуйся, о святости святителя Феодосия прорекий и над гробием его почтый.

Радуйся, святостию жития твоего просиявый.

Радуйся, святителю Иоанне, Тобольский и всея Сибири чудотворче.

Радуйся, смренномудрый исполнителю неисповедимых Божиих судеб.

Радуйся Аврааму патриарху подобне, во страну безвестную и дальную, послушания ради, пришедый.

Радуйся, крест свой на рамо подъявый и тем амалика мысленнаго силу низложивый.

Радуйся, неустанный проповедниче православия.

Радуйся, пресветлая звездо ко Христу приводящая.

Радуйся, святую икону Пречистыя Богородицы путеводительницею себе имевый.

Радуйся, во град Тобольск на праздник Успения Божия Матери прибывый и, лета некая пожив, в граде сем блаженне почивый.

Радуйся, за труды и подвиги твоя от Бога зде прославленный.

Радуйся, святителю Иоанне, Тобольский и всея Сибири чудотворче.

Радуйся, молитвинниче и постниче, всего себе Богу просвятивый.

Радуйся, струя Божией премудрости приснотекущая напаяющая верных.

Радуйся, яко пресветлый лик твой озаряеши, радость духовная, яже сообщашеся серцам людей благочестивых.

Радуйся, помощниче бедне живущих и в скорбех сущих.

Радуйся, зело потрудивыйся на ниве Христовой.

Радуйся, Пречистыя Богородицы икону, юже в пути имел еси, в келлии своей честне поставивый.

Радуйся, пред сею иконою за паству свою и весь мир православный неустанно моливыйся.

Радуйся, предстателю о нас пред Господем непостыдный.

Радуйся, святителю Иоанне, Тобольский и всея Сибири чудотворче.

Радуйся, града Тобольска и всея Сибири похвало.

Радуйся, ко спасению добрый путеводителю.

Радуйся, велие светило церковное, яко светлая луна в нощи, мрак раскола и идолослужения разгоняющее.

Радуйся, ревнителю подвигов апостольских.

Радуйся, в сих подвизех друга себе схимитрополита Феодора имевый.

Радуйся, ревностный рачителю благовестия Евангельскаго разноплеменным языкам Сибири.

Радуйся, столпе непоколебимый православныя веры.

Радуйся, яко святая душа твоя обитель бысть Богу.

Радуйся, святителю Иоанне, Тобольский и всея Сибири чудотворче.

Радуйся, исшествие твое от земнаго жития предведевый.

Радуйся, в день преставления своего, Литургию Божественную велелепно совершивый.

Радуйся, в день он, по литургии трапезу у себе людем духовным и нищим уготовавый и им при трапезе сам послуживый.

Радуйся, многотрудныя подвиги твоя святолепно в теплей к Богу молитве скончавый.

Радуйся, святую икону Пречистыя Богородицы в благословение людем православным во граде Тобольстем оставивый.

Радуйся, яко со безплотными трисвятую песнь Богу немолчно воспеваеши.

Радуйся, наследовавый селения небесная, идеже вечнаго веселия наслаждаешися.

Радуйся, из мира горняго многажды явлением своим людем страждущым чудесне помощь явивый.

Радуйся, святителю Иоаннее, Тобольский и всея Сибири чудотворче.

Радуйся, Сибирския митрополии велия звездо.

Радуйся, от Господа по достоянию прославленный на небесех и на земли.

Радуйся, молитвенниче к Богу непостыдный.

Радуйся, преславный угодниче Христов.

Радуйся, яко от святых мощей твоих людем верующим дарова Господь исцеления многая.

Радуйся, врачу предобрый недугов душевных и телесных.

Радуйся, града Тобольска и всея Сибири небесный покровителю.

Радуйся, присный наш наставниче, славою небесною украшенный.

Радуйся, святителю Иоанне, Тобольский и всея Сибири чудотворче.

Обсуждения

Чудеса по молитвам святителя Иоанна Тобольского

14 сообщений

На расспросы соборян мать рассказала следующее. 20-летняя дочь ее была в течении пяти лет сумасшедшей. В первые годы своей болезни она бегала по лесам, билась, кричала, дралась, неистовствовала так, что приходилось сажать ее на цепь. Потом изредка стала приходить в себя. И вот однажды во время такого минутного просветления, она стала просить мать, чтобы та ехала с ней на богомолье в Тобольск. Мне явился какой-то архиерей, – сказала девушка. Он сказал мне, что я до тех пор не выздоровею, пока не помолюсь в Тобольске на его гробе. Отец и мать никогда не видевшие архиереев не придали значения словам дочери и она снова впала в сумасшествие. Явления архиерея продолжались и в третий раз он уже грозил наказанием за непослушание. Тогда родители решили отвезти дочь в Тобольск.

В дорогу отправились мать и работник. Вывезли девушку из деревни связанною, так как она была в состоянии буйного помешательства. По мере приближения к Тобольску больная становилась спокойнее и наконец совсем пришла в сознание, но была очень ослаблена. Женщины усердно молились ежедневно посещая Златоустовский придел, где по их просьбе служили в течении 6 недель Литургии. Домой девушка отправилась совершенно здоровой. Прошло около 8 лет и соборному протоиерею Василию Кузнецову пришлось проезжать по Барнаульскому уезду и случайно остановиться в той самой деревне, где жила исцелившаяся. Она находилась в полном уме и цветущем здоровье, была замужем и уже имела детей.

1. В 1915 году сын отставного капитана Черкашина – Михаил заболел корью. Болезни протекала тяжело и осложнилась дизентирией. Когда бабушка Михаила решила обратиться к помощи святителя Иоанна и отправилась в собор, она уже опасалась по возвращении не застать внука живым. Придя в собор она заказала отслужить панихиду по святителе Иоанне с присоединением ектинии об исцелении внука. Когда бабушка вернулась домой, Михаил поднялся с постели и попросил у нее принесенной из храма просфоры. На следующий день Михаила, совершенно здорового, возили в собор приложиться к раке святителя Иоанна в знак благодарности за исцеление.

2. Жена старшего городового г. Тобольска Карпова, в течение 4-х лет страдала различными болезнями. Лечение у тобольских врачей и врачей из других городов положительных результатов не принесло. В декабре 1914 года болезнь настолько усилилась, что Карпова слегла в постель. 9 января 1915 года муж решил на следующий день увезти больную в городскую больницу, чтобы дать жене умереть спокойно, так как квартира их находилась в очень шумном месте. Карпова согласилась ехоть в больницу, но просила завезти ее в собор помолиться при раке святителя Иоанна. В соборе при виде горящих свечей у раки святителя Иоанна, Карпова испытала необыкновенную радость и пожелала исповедоваться и причаститься. Перед Литургией она исповедовалась и была в состоянии простоять всю Литургию, и только один раз присаживалась. После Литургии простояла и панихиду по митрополите Иоанне, на каковую подавала записку о своем здравии. Простояв долго Карпова не только не обессилила, но и совершенно не чувствовала усталости, а мужу сказала, что в больницу ей ехать незачем, так как она совершенно здорова и возвратиться домой может даже пешком. Далее говорится, что Карпова и доселе здорова.

3. В мае 1915 года дети призванного в ряды действующей армии рядового Ревнивых, проживающие с матерью в г. тобольске, заболели дифтеритом. Трое детей скончались. Тяжело болела и последняя дочь Александра, 8 лет. Температура несколько дней держалась выше 40, девочка не могла проглотить даже капли воды. Вдова священника Анна Петровна Лебедева, которая навещала семью Ревнивых, обещала отслужить панихиду по митрополите Иоанне и помолиться при раке об исцелении страждущей девочки Александры и тотчас отправилась в собор выполнять свое обещание. В то же утро состояние больной резко переменилось: температура стала нормальной. Прибывший врач удивился такой перемене и долго расспрашивал о причинах улучшения. В скором времени девочка совершенно выздоровела.

4. Домовладелец г. Тобольска Вакарин в марте 1914 года потерял слух. Так продолжалось до сентября 1914 года. В конце сего месяца Вакарин обратился за помощью к митрополиту Иоанну. В соборе он приложился к раке святителя и обтер оба уха покрывалом, которым была покрыта рака. С того момента он снова стал слышать.

5. В ноябре 1913 года тяжело заболел помощник провизора Комаров. Температура поднялась до 40 и сбить ее у врачей не получалось. По совету знакомых, жена больного заказала в соборе Литургию и панихиду по святителю Иоанну. По возвращении из храма она увидела мужа свободно сидящим на койке. В следующие дни больной совершенно оправился от болезни.

Православный Церковный календарь

Календарь на год ►

О календаре

Богослужения

Библейские чтения

Календарь

Дни особого поминовения усопших 2017

Дни поминовения новопреставленных

Подписка

Святитель Иоанн Тобольский (Максимович), митрополит

Дни памяти:

23 июня – Преставление. Собор Сибирских святых

Труды cвятителя Иоанна, митрополита Тобольского

Краткое житие святителя Иоанна, митрополита Тобольского

В Чер­ни­го­ве в 1714 го­ду свя­ти­тель впер­вые из­дал и свой глав­ный труд, на­пи­сан­ный на ла­тин­ском язы­ке. (Осо­бен­но­стью вы­пуск­ни­ков Ки­ев­ской шко­лы бы­ло то, что свои со­чи­не­ния они пи­са­ли на клас­си­че­ской ла­ты­ни. Про­фес­сор И.А. Мак­си­мо­вич в 1888 го­ду пе­ре­вел “Илио­тро­пи­он” на совре­мен­ный рус­ский язык и из­дал вна­ча­ле по ча­стям в “Чер­ни­гов­ских епар­хи­аль­ных ве­до­мо­стях”, за­тем от­дель­ной кни­гой – Ки­ев, 1896. Со­кра­щен­ный ва­ри­ант опуб­ли­ко­ван в “Жур­на­ле Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии”, 1976, №№ 5, 6). С его име­нем свя­зан так­же “Ла­ти­но-гре­ко-рос­сий­ский лек­си­кон”.

Ча­сто он по­мо­гал лю­дям. Тай­но, а ино­гда в одеж­де про­сто­го ино­ка при­но­сил в до­ма нуж­дав­ших­ся ще­д­рую ми­ло­сты­ню со сло­ва­ми: “При­и­ми­те во Имя Иису­са Хри­ста”. Его дом в То­боль­ске все­гда был от­крыт для всех нуж­дав­ших­ся в по­мо­щи и сло­ве уте­ше­ния. Да­же в день пре­став­ле­ния, 10 июня 1715 го­да, свя­ти­тель Иоанн по­сле Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, как это бы­ло в обы­чае у него и рань­ше, устро­ил в сво­ем до­ме тра­пе­зу для ду­хо­вен­ства и бед­ня­ков и сам при­слу­жи­вал за сто­лом. За­тем, про­стив­шись со все­ми, свя­ти­тель уда­лил­ся в свои по­кои и во вре­мя бла­го­ве­ста к ве­черне скон­чал­ся в мо­лит­ве, стоя на ко­ле­нях. Свя­ти­тель был по­гре­бен в при­де­ле свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста То­боль­ско­го Успен­ско­го-Со­фий­ско­го со­бо­ра.

Полное житие святителя Иоанна, митрополита Тобольского

Од­ним из осо­бо по­чи­та­е­мых си­бир­ских свя­тых яв­ля­ет­ся свя­ти­тель Иоанн (Мак­си­мо­вич), за­ни­мав­ший То­боль­скую ка­фед­ру все­го че­ты­ре го­да, с 1711 по 1715, од­на­ко успев­ший сде­лать очень мно­го для про­слав­ле­ния Име­ни Бо­жия. Не слу­чай­но празд­но­ва­ние Со­бо­ра Си­бир­ских свя­тых при­хо­дит­ся на день его бла­жен­ной па­мя­ти.

О дет­стве свя­ти­те­ля со­хра­ни­лось ма­ло сви­де­тельств. Из­вест­но, что ро­дил­ся он в де­каб­ре 1651 го­да в Нежине в се­мье бла­го­че­сти­вых жи­те­лей из­вест­но­го дво­рян­ско­го ма­ло­рос­сий­ско­го ро­да. В ис­то­рии Рос­сии Мак­си­мо­ви­чи оста­ви­ли за­мет­ный след рев­ност­ным слу­же­ни­ем на бла­го От­чизне и го­су­да­рю. Но не толь­ко на служ­бе зем­но­му ца­рю про­сла­ви­лись они. В свя­ти­тель­ском сане при­чис­лен к ли­ку свя­тых Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Иоанн, мит­ро­по­лит То­боль­ский и всея Си­би­ри. Епи­скоп Шан­хай­ский и Сан-Фран­цис­ский Иоанн, по­лу­чив­ший имя в честь сво­е­го зна­ме­ни­то­го пред­ка, так­же пред­сто­ял пре­сто­лу Бо­жию.

В 70-е го­ды XVII-го сто­ле­тия Рос­сия во­е­ва­ла с Тур­ци­ей, и к 1677 го­ду пла­мя вой­ны бу­ше­ва­ло на тер­ри­то­рии Ма­ло­рос­сии. Успех со­пут­ство­вал ту­рец­ким вой­скам, за­хва­тив­шим часть юж­ных зе­мель, круп­ный по тем вре­ме­нам го­род Чи­ги­рин. Ока­зав­шись пе­ред опас­но­стью на­па­де­ния ту­рец­ких пол­чищ на Ки­ев, гет­ман ре­шил­ся на­пра­вить по­соль­ство к ца­рю Фе­о­до­ру Алек­се­е­ви­чу с прось­бой о по­мо­щи. В со­ста­ве по­соль­ства был мо­ло­дой иеро­мо­нах Иоанн (на­столь­ко ве­лик был в Лав­ре ав­то­ри­тет два­дца­ти­пя­ти­лет­не­го иеро­мо­на­ха!) По­ми­мо просьб о по­мо­щи во­ен­ной, Лавр­ские мо­на­хи про­си­ли в слу­чае на­па­де­ния ту­рок на Ки­ев дать им воз­мож­ность укрыть­ся в дру­гом мо­на­сты­ре. Царь и вой­ско по­слал, и Брян­ский Свен­ский Успен­ский мо­на­стырь предо­ста­вил, по­велев от­цу Иоан­ну быть в нем ар­хи­манд­ри­том.

Ар­хи­епи­скоп Иоанн был тя­же­ло бо­лен и в мо­лит­вах при­зы­вал на по­мощь свя­то­го Фе­о­до­сия, бу­дучи уве­рен, что тот уго­дил Бо­гу сво­ей пра­вед­ной жиз­нью. Свя­тый Фе­о­до­сий явил­ся со­бра­ту и ска­зал ему: «Не скор­би, брат. Гос­подь услы­шал мо­лит­вы твои, и ты бу­дешь здрав. Вста­вай с од­ра и го­товь­ся слу­жить Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию. Это те­бе зна­ме­ние». Оч­нув­шись по­сле ви­де­ния, свя­ти­тель по­слал ска­зать на­мест­ни­ку, что бу­дет на сле­ду­ю­щий день слу­жить. Зная его по­ло­же­ние, сло­ва эти со­чли бре­дом боль­но­го. Ка­ко­во же бы­ло изум­ле­ние всех, ко­гда на сле­ду­ю­щий день ар­хи­епи­скоп, уже здо­ро­вый, со­вер­шал ли­тур­гию. По­сле это­го чу­да Иоанн при­ка­зал от­крыть пе­ще­ру, где по­ко­и­лись брен­ные остан­ки свя­то­го Фе­о­до­сия, по­ве­сил там боль­шой его порт­рет, к ко­то­ро­му сам же со­ста­вил и над­пись («по­хва­лу») в сти­хах. С то­го мо­мен­та от мо­щей свя­ти­те­ля Фе­о­до­сия ста­ли по­да­вать­ся всем с ве­рой при­те­ка­ю­щим ис­це­ле­ния, а имя свя­то­го, глу­бо­ко чти­мо­го чер­ни­гов­ской паст­вой за его пра­вед­ную жизнь, бли­зость к пре­сто­лу Бо­жию, на­все­гда пе­ре­пле­лось с име­ни­ем свя­ти­те­ля Иоан­на, бла­жен­ней­ше­го его дру­га. С ве­ли­кой скор­бью по­это­му чер­ни­гов­ская паства пе­ре­жи­ва­ла весть о том, что их лю­би­мый свя­ти­тель Иоанн на­зна­ча­ет­ся мит­ро­по­ли­том То­боль­ским и всея Си­би­ри.

Су­ще­ству­ет пре­да­ние, что это на­зна­че­ние про­изо­шло не без уча­стия из­вест­но­го кня­зя Мень­ши­ко­ва, за­де­то­го неза­ви­си­мым по­ве­де­ни­ем свя­ти­те­ля при освя­ще­нии церк­ви в од­ном из кня­же­ских име­ний в Чер­ни­гов­ской епар­хии. Мень­ши­ков со­би­рал­ся сам на­зна­чить день освя­ще­ния, о чем и со­об­щил вла­ды­ке через по­слан­но­го с этой це­лью управ­ля­ю­ще­го. Ар­хи­епи­скоп на это за­ме­тил, что на­зна­чить де­ло его, а не кня­зя, и сам уста­но­вил вре­мя освя­ще­ния церк­ви. Кро­ме то­го, по все­гдаш­не­му сво­е­му обы­чаю он от­ка­зал­ся от уго­ще­ния, пред­ло­жен­но­го по­сле цер­ков­но­го тор­же­ства. Все это оскор­би­ло кня­зя.

11 ав­гу­ста 1711 го­да прео­свя­щен­ный Иоанн при­был к но­во­му ме­сту слу­же­ния, в сто­ли­цу Си­бир­ско­го края го­род То­больск. Са­мо вступ­ле­ние вла­ды­ки в го­род бы­ло об­став­ле­но с по­до­ба­ю­щей тор­же­ствен­но­стью. Мит­ро­по­лит Иоанн при­был в То­больск на двух пло­тах и оста­но­вил­ся про­тив Зна­мен­ско­го мо­на­сты­ря. На сле­ду­ю­щий день под звон ко­ло­ко­лов он всту­пил на на­бе­реж­ную го­ро­да, встре­чен­ный го­род­ским ду­хо­вен­ством, свет­ски­ми вла­стя­ми и го­ро­жа­на­ми.

Вско­ре по при­ез­де вла­ды­ки ста­ли го­во­рить о нем как о ве­ли­ком пост­ни­ке, о том, что в лич­ной жиз­ни он тих, скро­мен, со­стра­да­те­лен. Об­ла­дая боль­шой ра­бо­то­спо­соб­но­стью, свя­ти­тель ни­ко­гда не был празд­ным, все­гда или чи­тал, или учил, или раз­мыш­лял. Бо­лее все­го лю­бил он мо­лит­ву. За­пер­шись у се­бя в ке­ллии, он дол­го-дол­го ко­ле­но­пре­кло­нен­но мо­лил­ся, ча­сто до утра.

Там, где бы­ли го­ре и нуж­да, по­яв­лял­ся вла­ды­ка, ту­да его тя­ну­ло всей ду­шой. Он лю­бил хо­дить в тюрь­мы, ко­то­рых мно­го бы­ло в То­боль­ске, и уте­шал, учил, ра­до­вал го­стин­ца­ми за­клю­чен­ных.

Этот че­ло­век глу­бо­ко вос­при­нял еван­гель­ское сло­во: «Ко­гда де­ла­ешь пир – не зо­ви со­се­дей бо­га­тых, ко­то­рые мо­гут воз­дать те­бе тем же, но зо­ви сла­бых, угне­тен­ных, боль­ных». Так он и по­сту­пал все­гда, в го­сти ни­ко­гда не ез­дил: за все вре­мя слу­же­ния в То­боль­ске лишь один раз обе­дал у гу­бер­на­то­ра, и то по его уси­лен­ной прось­бе. Од­на­ко в празд­нич­ные дни по­сле ли­тур­гии он при­гла­шал к се­бе по­чет­ных го­ро­жан. Уго­ще­ние его все­гда бы­ло очень скром­ным, и под­лин­ным укра­ше­ни­ем та­ких тра­пез бы­ли бе­се­ды свя­ти­те­ля, об­ла­дав­ше­го за­ме­ча­тель­ным да­ром сло­ва. О про­по­ве­дях его за бо­го­слу­же­ни­ем все­гда от­зы­ва­лись толь­ко в пре­вос­ход­ной сте­пе­ни.

Так во сла­ву Бо­жию и ра­бо­тал Иоанн до са­мой сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ны, при­об­ре­тая все бо­лее лю­бовь сво­их ду­хов­ных де­тей, ко­то­рые и при жиз­ни вла­ды­ки счи­та­ли его про­зор­ли­вым, мо­лит­вен­ни­ком дерз­но­вен­ным. Его бла­жен­ная кон­чи­на оста­ви­ла глу­бо­кий след в со­зна­нии на­ро­да, ви­дев­ше­го в нем угод­ни­ка Бо­жия.

За­ра­нее чув­ствуя бли­зость смер­ти, мит­ро­по­лит стал к ней го­то­вить­ся: ис­по­ве­до­вал­ся и при­ча­стил­ся. 9 июня 1715 го­да он в по­след­ний раз слу­жил ли­тур­гию и в этот день в сво­их по­ко­ях дал обед для го­род­ско­го ду­хо­вен­ства и ни­щих. Го­стям сво­им за сто­лом он при­слу­жи­вал сам. По­сле тра­пезы, про­стив­шись со все­ми, он ушел во внут­рен­ние ком­на­ты сво­их апар­та­мен­тов и за­пер­ся в них.

Утром 10 июня, ко­гда при­шло вре­мя зво­нить к утрене, за бла­го­сло­ве­ни­ем ко внут­рен­ним ком­на­там по­до­шел че­ред­ной; на осто­рож­ный стук в дверь от­ве­та не по­сле­до­ва­ло. У за­кры­тых две­рей со­бра­лось ду­хо­вен­ство, при­е­хал гу­бер­на­тор и, пред­чув­ствуя недоб­рое, при­ка­зал взло­мать две­ри. Мит­ро­по­лит, уже по­чив­ший, сто­ял на ко­ле­нях. Всту­пив­шим в ком­на­ты от­кры­лась кар­ти­на бла­жен­ной смер­ти свя­ти­те­ля Иоан­на.

Смерть вла­ды­ки Иоан­на про­ви­дел на­хо­див­ший­ся в тот день да­ле­ко от То­боль­ска, в Кон­дин­ском крае, его пред­ше­ствен­ник и пре­ем­ник мит­ро­по­лит Фило­фей. Он ска­зал сво­им спут­ни­кам: «Брат наш Иоанн успе. Прейдем от­сю­да».

Иное жизнеописание святителя Иоанна, митрополита Тобольского

14 ав­гу­ста (27 ав­гу­ста по н. ст.) 1711 го­да свя­ти­тель Иоанн при­был в То­больск и был тор­же­ствен­но встре­чен во­е­во­дой, ка­за­ка­ми и гу­бер­на­то­ром. На сле­ду­ю­щий день Вла­ды­ка Иоанн воз­глав­лял Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию в честь празд­ни­ка Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри в древ­ней­шем за Ура­лом ка­мен­ном Софийско-Успенском со­бо­ре То­боль­ско­го крем­ля.

Бу­дучи ар­хи­ере­ем, свя­ти­тель ни­ко­гда не зло­упо­треб­лял сво­ей вла­стью. На­обо­рот, как го­во­рит­ся в его жи­тии, «в лич­ной жиз­ни он был тих, скро­мен, доб­ро­де­те­лен, ми­ло­сер­ден к ни­щим». Ча­сто он, пе­ре­одев­шись в ру­би­ще, шел в ла­чу­ги бед­ня­ков и, по­сту­чав­шись в дверь со сло­ва­ми: «при­ми­те во имя Иису­са Хри­ста», остав­лял день­ги или ве­щи, а сам неза­мет­но уда­лял­ся.

Для си­бир­ской паст­вы свя­ти­тель Иоанн был от­цом и мо­лит­вен­ни­ком. Но­ча­ми он, за­пер­шись в сво­их по­ко­ях, по­дол­гу мо­лил­ся со сле­за­ми о спа­се­нии сво­ей паст­вы. За ко­рот­кое вре­мя сво­е­го пре­бы­ва­ния в То­боль­ске он успел снис­кать все­об­щее ува­же­ние и лю­бовь. 10 июня 1715 го­да свя­ти­тель Иоанн, от­слу­жив ли­тур­гию, дал обед для го­род­ско­го ду­хо­вен­ства, а за­тем, уда­лив­шись к се­бе в ком­на­ту, мир­но пре­дал ду­шу Бо­гу. Кон­чи­ну пра­вед­ни­ка пред­ви­дел про­све­ти­тель Си­би­ри и пред­ше­ствен­ник свя­ти­те­ля Иоан­на по ка­фед­ре схи­мит­ро­по­лит Фило­фей (Ле­щин­ский). Мо­щи свя­ти­те­ля, остав­лен­ные до при­ез­да вла­ды­ки Фило­фея, оста­ва­лись нетлен­ны­ми, а по со­вер­ше­нии от­пе­ва­ния, по­гре­бе­ны в скле­пе под Со­фий­ско-Успен­ским со­бо­ром.

На­род­ное по­чи­та­ние свя­ти­те­ля

На­до ска­зать, что в го­ро­де То­боль­ске, как и в епар­хии, име­лось мно­го при­жиз­нен­ных порт­ре­тов свя­ти­те­ля. Так­же и на стене со­бо­ра над ме­стом преж­не­го по­гре­бе­ния мит­ро­по­лит Иоанн был изо­бра­жен во весь рост в бе­лом кло­бу­ке и го­лу­бой с ис­точ­ни­ка­ми ман­тии с кре­стом в пра­вой и жез­лом в ле­вой ру­ке. Вид­но бы­ло, что свя­ти­тель был вы­со­ко­го ро­ста, му­же­стве­нен, имел се­дые во­ло­сы и та­кую же бо­ро­ду, длин­ную и окла­ди­стую. На блед­ном ли­це за­пе­чат­ле­лось глу­бо­ко­мыс­лие, кро­тость и че­ло­ве­ко­лю­бие. Цер­ков­ное по­чи­та­ние свя­ти­те­ля на­ча­лось за­дол­го до про­слав­ле­ния. Уже в 1879 го­ду в день пре­став­ле­ния свя­ти­те­ля Иоан­на 10 (23) июня со­вер­шал­ся Крест­ный ход с ико­ной Спа­си­те­ля.

Про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля

Тропарь святителя Иоанна митрополита Тобольского

Наставниче благочестия,/ сиротствующих питателю,/ скорбящих утешителю, недугующих врачу безмездный,/ душею страждущих скорый помощниче,/ теплый молитвенниче о всех ко Господу,/ святителю отче Иоанне,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Иоанна митрополита Тобольского

Явился еси во тьме неведения пребывающим просветитель,/ вдов и сирот утешитель,/ дивный врач немощствующих,/ младенцев и отроков наставник,/ родителем же пресветлое радование,/ святителю отче Иоанне,/ моли Христа Бога/ подати стране нашей в вере утверждение,/ воинству нашему на враги победу и одоление,// людем же своим велию милость.

Молитва святителю Иоанну, митрополиту Тобольскому

О святителю Христов Иоанне, Божию Престолу со святыми предстояй! Ты еси отец наш любвеобильный и молитвенник наш теплый. Умоли Господа Бога, да подаст нам коегождо потребно полезная: скорбящим утешение, немощным здравие, заблуждшия да наставит и обратит на путь покаяния, распри и раздоры умирит, неведущия Христа люди на путь спасения да обратит и всех нас единением духа и любве в Единей Святей Своей Церкви соединит, да сохранит нас от глада, града, труса, потопа, огня, меча, междоусобныя брани и напрасныя смерти, наипаче же от искушений, облежащих нас в жизни сей, да дарует нам мирное пожити зде житие и веру свою Православную невредиму соблюсти. О евятый угодниче Христов, архипастырю, предобрый, молитвенниче наш неусыпный! От юности всего себе Богу посвятив, равноангельное житие стяжал еси, исполнен бе радости духовныя, яже озаряше светлость лика твоего и сердца верных утешаше, поистине бе светильник горяй и светяй, святолепно пожив, от Господа сподоблен бе дара прозрения, время кончины своея предуведа, моляся пред образом Пречистыя Богородицы, коленопреклонение преставися; ныне проси Ю о нас, да будет нам Покровительница в сей многотрудней жизни и в час кончины нашея да умолит Всеблагаго Господа сподобитися нам в лице благоугодивших предстати Престолу Его и восхвалити в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Случайный тест

Цитата дня

Горе нам, что, предавшись суетным заботам и тщеславию, мы забыли страх Божий

Оценка 4.2 проголосовавших: 39
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here