Молитва к венгерскому

Полное собрание и описание: молитва к венгерскому для духовной жизни верующего человека.

Молитвы

Ежедневные

Для принятия Таинств

Для священнослужителей

Богослужения

Чин Литургии

Proprium Liturgiae

Liturgia Horarum

Таинства и требы

Доп. богослужения

    акафисты, каноны, молебны

    литании, процессии

    Музыка

    Песенник (ноты, midi)

    Библиотека

    Книги, статьи

    Каталог ссылок

    Господи, помилуй. – Христе, помилуй.

    Иисус, внемли нам. – Иисус, услышь нас.

    Отче Небесный, Боже, – помилуй нас.

    Сын, Искупитель мира, Боже, помилуй нас

    Дух Святой, Боже, помилуй нас

    Святая Троица, единый Боже, помилуй нас.

    Святая Мария, молись о нас.

    Святая Богородица, молись о нас.

    Святая Дева над девами, молись о нас.

    Святые Михал, Рафаил и Гавриил, молитесь о нас.

    Все святые ангелы Божии, молитесь о нас.

    Святой Авраам, молись о нас.

    Святой Моисей, молись о нас.

    Святой Илия, молись о нас.

    Святой Иоанн Креститель, молись о нас.

    Святой Иосиф, молись о нас.

    Все святые патриархи и пророки, – молитесь о нас.

    К апостолам и ученикам Христовым

    Святые Петр и Павел, молитесь о нас.

    Святой Андрей, молись о нас.

    Святые Иоанн и Иаков, молитесь о нас.

    Святой Фома, молись о нас.

    Святой Матфей, молись о нас.

    Все святые апостолы, молитесь о нас.

    Святой Лука, молись о нас.

    Святой Марк, молись о нас.

    Святой Варнава, молись о нас.

    Святая Марина Магдалина, молись о нас.

    Все святые ученики Господни, – молитесь о нас.

    Святой Стефан, молись о нас.

    Святой Игнатий Антиохийский, молись о нас.

    Святой Поликарп, молись о нас.

    Святой Иустин, молись о нас.

    Святой Лаврентий, молись о нас.

    Святой Киприан, молись о нас.

    Святой Георгий, молись о нас.

    Святой Бонифаций, молись о нас.

    Святой Адальберт, молись о нас.

    Святой Станислав, молись о нас.

    Святые Борис и Глеб, молитесь о нас.

    Святой Фома Бекет, молись о нас.

    Святые Иоанн Фишер и Фома Мор, молитесь о нас.

    Святой Павел Мики, молись о нас.

    Святые Иоанн де Бребеф и Исаак Жог, молитесь о нас.

    Святой Петр Шанель, молись о нас.

    Святой Карл Лванга, молись о нас.

    Святой Максимилиан Кольбе, молись о нас.

    Святые Перпетуя и Фелицитата, молитесь о нас.

    Святая Агнесса, молись о нас.

    Святая Екатерина Александрийская, молись о нас.

    Святая Мария Горетти, молись о нас.

    Все святые мученики, молитесь о нас.

    К епископам и учителям Церкви

    Святые Лев и Григорий, молитесь о нас.

    Святой Амвросий, молись о нас.

    Святой Иероним, молись о нас.

    Святой Августин, молись о нас.

    Святой Афанасий, молись о нас.

    Святой Николай, молись о нас.

    Святые Василий и Григорий Назианзский, молитесь о нас.

    Святой Иоанн Златоуст, молись о нас.

    Святой Мартин Турский, молись о нас.

    Святые Кирилл и Мефодий, молитесь о нас.

    Святой Карл Боромео, молись о нас.

    Святой Франциск Сальский, молись о нас.

    Святой Пий Десятый, молись о нас.

    Все святые и Учители Церкви, молитесь о нас.

    К священствующим и монашествующим

    Святой Антоний Великий, молись о нас.

    Святой Бенедикт, молись о нас.

    Святые Антоний и Феодосий Печерские, молитесь о нас.

    Святой Бернард, молись о нас.

    Святые Франциск и Доминик, молитесь о нас.

    Святой Фома Аквинский, молись о нас.

    Святой Антоний Падуанский, молись о нас.

    Святой Игнатий Лойола, молись о нас.

    Святой Франциск Ксаверий, молись о нас.

    Святой Станислав Костка, молись о нас.

    Святой Алоизий Гонзага, молись о нас.

    Святой Викентий де Поль, молись о нас.

    Святой Иоанн-Мария Вианней, молись о нас.

    Святой Иоанн Боско, молись о нас.

    Святой Иоанн Бергманс, молись о нас.

    Святая Екатерина Сиенская, молись о нас.

    Святая Тереза Авильская, молись о нас.

    Святая Роза Лимская, молись о нас.

    Святая Бернадетта, молись о нас.

    Святая Тереза Младенца Иисуса, молись о нас.

    Все святые монашествующие, молитесь о нас.

    Святой Владимир, молись о нас.

    Святой Людовик, молись о нас.

    Святой Казимир, молись о нас.

    Святая Ольга, молись о нас.

    Святая Анна, молись о нас.

    Святая Моника, молись о нас.

    Святая Елизавета Венгерская, молись о нас.

    Все святые Божии, молитесь о нас.

    III. Воззвания к Христу-Царю

    Будь милостив, избавь нас, Господи

    От всякого зла, избавь нас, Господи

    От всякого греха, избавь нас, Господи

    От козней диавольских, избавь нас, Господи

    От гнева, ненависти и всякого злого желания, избавь нас, Господи

    От смерти вечной, избавь нас, Господи

    Ради воплощения Твоего, избавь нас, Господи

    Ради рождества Твоего, избавь нас, Господи

    Ради крещения и святого поста Твоего, избавь нас, Господи

    Ради креста и страданий Твоих, избавь нас, Господи

    Ради мерти и погребения Твоего, избавь нас, Господи

    Ради святого воскресения Твоего, избавь нас, Господи

    Ради дивного вознесения Твоего, избавь нас, Господи

    Ради ниспослания Духа Святого, избавь нас, Господи

    Ради Твоего пришествия в славе, избавь нас, Господи.

    Христос, Сын Бога живого, помилуй нас.

    Христос, в этот мир пришедший, помилуй нас.

    Христос, на кресте распятый, помилуй нас.

    Христос, смерть ради нас принявший, помилуй нас.

    Христос, во гробе погребенный, помилуй нас.

    Христос, из мертвых воскресший, помилуй нас.

    Христос, на небо вознесшийся, помилуй нас.

    Христос, Духа Святого апостолам пославший, помилуй нас.

    Христос, одесную Отца сидящий, помилуй нас.

    Христос, грядущий судить жвых и мертвых, помилуй нас.

    IV. Прошения о разных нуждах

    Прости нам наши грехи, Тебя молим, услышь нас.

    К истинному покаянию приведи нас, Тебя молим, услышь нас.

    В святом служении Твоем укрепи и сохрани нас, Тебя молим, услышь нас.

    Благодетелям нашим вечную награду даруй, Тебя молим, услышь нас.

    Плоды земли нам даруй и сохрани, Тебя молим, услышь нас.

    Будь милостив, Тебя молим, услышь нас.

    Помышления наши вознеси к желанию небесного, Тебя молим, услышь нас.

    Нас и близких наших избавь от вечного осуждения, Тебя молим, услышь нас.

    Всем усопшим верным вечный покой даруй, Тебя молим, услышь нас.

    Сохрани всех людей от бедствий, голода и войны, Тебя молим, услышь нас.

    Всем народам мир и истинное согласие даруй, Тебя молим, услышь нас.

    Святую Церковь Твою храни и окормляй, Тебя молим, услышь нас.

    Отца Святейшего, епископов и весь чин церковный сохрани во истинном служении, Тебя молим, услышь нас.

    Всем, верующим во Христа, единение даруй, Тебя молим, услышь нас.

    Просвети всех людей светом Евангелия, Тебя молим, услышь нас.

    Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, – прости нас, Господи.

    Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, – услышь нас, Господи.

    Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, – помилуй нас, Господи.

    Христе, внемли нам. Христе, услышь нас.

    Господи, прибежище наше, и сила, и источник всякой святости! Услышь моления благочестивой Твоей Церкви и благоволи нам дать все то, о чем с упованием Тебя просим. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

    Господи, Ты видишь наш грех и слабости. По милости Твоей сотвори, чтобы пример святых Твоих пробудил в нас любовь к Тебе. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

    Литания Всем Святым

    • Laudetur Iesus Christus!
    • О Сайте
    • Поиск
    • Карта Сайта
    • Гостевая Книга
    • Обратная Связь

    Любое воспроизведение данных материалов – только с разрешения администраторов сайта!

    Западная цивилизация и силы искушения. Глава 5

    Силы искушения так сильны материально, а силы направленные против них так слабы, что материальным путём невозможно одержать победу над силами искушения. Именно поэтому решение вопроса надо искать не в материальной сфере. Решение его находится в сфере духовной.

    Медицине знакомы психосоматические заболевания. Согласно сегодняшнему мнению в медицине причина 80% всех заболеваний заключена в психическом расстройстве. Если нам удаётся излечить душевный недуг, выздоравливает и тело. С этим перекликается идея начала излечения «земных» проблем, болезней путём духовным.

    Учёные заметили, что если, обитающую в одном месте (например, на острове), группу обезьян, по крайней мере, в количестве 1-го процента обучали какому-либо действию (например, мыть картофель в морской воде), то через очень короткий промежуток времени остальные 99 процентов обезьян обладали этим навыком, даже не видя примера 1-го процента.

    Мать Юдит пришла к Агнэш, чрезвычайно верующей женщине, прося её о помощи для её дочери, находящейся после аварии в коме. Мать рассказала о том, как молодые люди вечером выходного дня попали в автомобильную катастрофу. Кроме дочери все погибли. Дочь увезли в больницу, врачи не давали никакой надежды на то, что Юдит когда-либо выйдет из комы. Агнэш пообещала, что сделает все возможное для Юдит. Но так как она чувствовала, что одной ей не вызволить девушку из комы, то попросила своих друзей помочь ей. Кроме одного знакомого, все отказались, чувствуя, что они бессильны.

    В Японии сотня молящихся окружила водохранилище Минаками Дзуифури и с помощью ведущего молитвы в течение полутора часа молилась за очищение воды в водохранилище. До и после молитвы взяли из водохранилища пробу. Согласно опытам, проведённым с участием Др. Масару Эмото (Автор книги «Послание Воды», доктор альтернативных наук) замороженные пробы воды, взятые до и после молитвы, значительно отличались друг от друга. Кристальная структура воды, взятой после молитвы, упорядочилась, и вода была очищена.

    Случалось ли с Вами, замечали ли Вы дорогой Читатель, что Ваши пожелания исполнялись? Заметили ли Вы, что те желания, исполнения которых вы просите у Бога, Ангелов, путём молитвы исполняются быстрее? Случалось ли, что желания другим людям исполнялись скорее? Всё более людей не сомневается в том, что их мысли и молитвы обладают созидательной способностью, это подтверждается фактами их жизни. Верующие люди во время своих молитв и медитаций согласно их вероисповеданию просят помощи и покровительства от милости Божьей, святых, Всемогущего, и т.д. И помощь, как правило, приходит.

    «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков,- и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой». (Иак.1,5-6)

    Возникает вопрос, на самом ли деле зависит сила исполнения желания, молитвы, медитации, мысли от количества молящихся? Для верующих несомненно то, что совместно произнесённая молитва за их близких гораздо сильнее, чем если бы её произносил кто-то один. Это упомянуто и в священной Библии.

    «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». (Мф.18,19-20)

    Возможно ли добиться изменений в судьбе нации, добиться поворота событий в будущем? Если – да, то – как это доказать?

    «…и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна». (Ин. 16,23-25)

    Могут ли что-либо сделать верующие венгры, для того чтобы сбылась мечта их предков в Карпатском Бассейне и за его пределами? Чтобы пришло подобие Царствия Небесного на землю, Царство Божественного Света, Мира, Счастья и Любви? Сможет ли возродиться в Карпатском бассейне духовное благородство, характеризующее венгров с древних времен? Может ли случиться это чудо?

    2008 год, месяц май

    ПРОСИ в молитве об исполнении без сомнений.

    ВЕРУЙ, что просьба твоя будет услышана.

    ДЕЛАЙ согласно своим возможностям и способностям то, что от тебя зависит во имя достижения цели.

    Свидетельство о публикации №215081600707

    Со значим интересом внимательно читал эту Вашу работу и другие. Спасибо и Вам за проявление внимания к моим усилиям.

    Нельзя не разделить Ваше неприятие и борьбу с глобальными силами искушения. Смущает лишь Ваше спасительное упоение на национальные ценности. Я верю Вам, что Венгрия в традициях Священной Короны это особое поле в сфере аналогичных движений и мироощущений человечества. Верю возможно потому, что достаточно знаю установки внутренних духовных мотивов финно-угорских народов в лице Эстонии и малых почти исчезнувших народов от южного берега Финского залива в Ленинградской области, где прошли мои отроческие и молодые годы. Всё же, когда Вы пишите о необходимости всяческого прививания любви к ценностям своего народа, но тут же справедливо замечаете, что это не должно вызывать неуважения к другим народностям, то это, верно согласитесь, срабатывает по истории человечества мало, иначе Вы бы и не делали акцент на этом. Допускаю, культура Ваших народов более добра в этом вопросе, но в большинстве других народов неизбежно рождается гордыня злой природы, которая, рано или поздно, при стечении «погодных» условий, выстрелит по соседям. В последнем ярком случае это породило Вторую Мировую войну.

    Согласен практически со всем, что Вы написали.

    Вот только немного про национальные особенности.

    Я за сохранение их самых лучших духовных сторон.

    Знаете, как у радуги есть разные цвета. Если все их смешать, наверное, мир станет однотонным, неярким и неинтересным. А если сохранить каждый цвет, то можно каждым любоваться до бесконечности и создавать из всех них прекрасные картины.

    Каждая нация имеет свою грань одного общего кристалла.

    Каждая нация несет в себе что-то очень ценное для всей Вселенной.

    Недаром произошло такое разделение.

    Но я не говорю, что мы должны обособиться. Нет.

    Мы должны объединиться,сохраняя самое ценное.

    Как я вижу, это будет на одном уровне.

    Дальнейший уровень предполагает возрождение качественно нового из объединения самого ценного, но с сохранением этого ценного.

    Возможно, объяснил непонятно.

    Но хочу сказать, что очень рад всему, что Вы мне написали.

    Согласен с тем, что существует необходимость выработки нового понимания и движения против сил Зла. Такое уже существует, но пока в разобщении.

    Люди, которые верят и понимают необходимость, работают в этом направлении в одиночестве.

    Праведный Стефан I, король Венгрии

    Территория современной Венгрии была занята кочевыми племенами венгров в ходе переселения в 896 году. Венгерские племена изначально были язычниками, но уже в IX веке на своем продвижении с северного Кавказа они встречались с христианскими проповедниками. Так, в 860 году группа венгров, находившихся в Херсонесе, слушала проповеди святого Константина-Кирилла. В 880 году с венграми встречался святой Мефодий. Свое влияние должны были оказать на венгров также и покоренные на территории будущейе Венгрии христиане-славяне. На этот факт указывает то, что до настоящего времени в венгерском языке сохранились такие славянские по своему происхождению слова, как kereszt – крест, barat – брат и т.п.

    Первая половина Х века прошла в постоянных набегах венгров на Западную Европу и Византию. После ряда сокрушительных поражений вождям венгров пришлось искать пути примирения. Отношения начали налаживаться как с Византийской империей, так и с германскими княжествами, а также с папским престолом.

    К средине Х века венгры стали искать союза с Византией, был заключен мир, и венгерские вожди крестились в Константинополе. Началась систематическая проповедь Восточной христианской Церкви на территории Венгрии. Но позднее, в связи с ухудшением отношений, миссионерская работа византийцев приостановилась, в том числе из-за отсутствия проповедников. Проповедническую работу на территории Венгрии в тот период вела и Западная Церковь.

    Стоит учитывать, что после отпадения Рима от Православия деятельность византийских миссионеров по христианизации Венгрии замалчивалась, но о ней свидетельствуют археологические находки (византийские кресты и мощевики на покойных и т.п.).

    Родители святого Стефана

    Дед святого Стефана по матери князь Дьюла (в крещении Стефан), второй в Венгрии по влиянию властитель восточной части Венгрии, уже в 30–40-е годы Х века принял в Константинополе крещение и получил от византийского императора чин патрикия. После крещения «он взял с собою монаха по имени Иерофей, славного своим благочестием. Его патриарх Феофилакт (931–956) рукоположил в епископа Угорщины (Венгрии), и он многих из языческой прелести обратил в христианство. Дьюла и позднее не оставил веры, не оставлял христианских пленников невыкупленными, но выкупал их, подавал им помощь и освобождал их» [1] . Его трудами в восточной Венгрии были построены храмы, посвященные греческим святым. В храмах проводились богослужения по греческому обряду, в подчиненных ему областях вели миссионерскую деятельность византийские и болгарские священники и монахи. Место нахождения епископа было предположительно в городе Марошвар, а затем в городе Чанад.

    По свидетельству русского источника XII века, князь Дьюла «умер исполненный истинной христианской верой, сотворил множество угодных Богу дел, в мире ушел в царствие Божие».

    Шарлота, мать святого Стефана, дочь Дьюлы, также была обращена в христианство и воспитывалась в христианском духе. После своего брака с венгерским князем Гезой она обратила его в христианство и привела ко крещению. С собой в дом князя она привела христианских священников греческого обряда.

    Отец святого Стефана, князь Геза, обратившись от язычества к Евангелию, пожелал распространить его во всем народе, но не преуспел в этом, хотя при нем христианство приняли все его военачальники. На пути распространения христианской веры князь прибегал к принуждению, так что «тех, кого находил уклоняющимися, угрозами и запугиванием направлял на правильный путь».

    Такое насильственное распространение веры неугодно Богу, поэтому князю Гезе было чудесное видение, в котором Господь сказал ему: «Не тебе дано выполнить то, что обдумываешь в уме своем, так как руки твои осквернены кровью, но от тебя произойдет сын, которому суждено родиться, которому Господь поручает выполнение всего этого, в соответствии с планом Божественного промысла».

    Рождение святого и вступление на трон

    Обещанный сын – святой Стефан – родился в 979 или в 980 году. В возрасте трех лет ребенок, носивший до того языческое имя Вайк, был крещен и получил в крещении имя Стефан (на венгерском Иштван). Крещение, по-видимому, проходило по греческому обряду.

    По династическим причинам в 996 году святой Стефан взял в жены баварскую герцогиню Гизеллу, воспитанием которой до этого руководил Регенсбургский епископ святой Вольфганг. Сопровождавшие ее в Венгрию священники и монахи начали активную проповедническую работу, благодаря чему усилилось влияние Западной Церкви.

    После смерти отца и вступления в 997 году на княжеский трон святой Стефан поставил перед собой задачи укрепления государства и обеспечения победы в Венгрии христианства. Как пишет об этом большое житие святого Стефана, после смерти отца ему пришлось преодолеть внутреннюю войну и он «под знаменем святого Мартина и святого мученика Георгия… искупал народ в воде крещения».

    Принятие королевской власти

    Корона, которой был коронован святой Стефан, по-видимому, не идентична реликвии, которая использовалась в дальнейшем для коронации венгерских королей. Верхняя часть ее относится к концу ХII века, по-видимому, раньше в ней хранились мощи – череп святого Стефана, а нижняя часть короны состоит из подарка византийского императора Михаила VII Дуки, присланного в 1074 году.

    После коронации святой Стефан продолжил курс на крещение Венгрии.

    Если его отец, князь Геза, уничтожал языческие капища, то святой Стефан занялся, прежде всего, организацией проповеднической деятельности и строительством храмов.

    Чтобы привлечь народ в храмы по воскресеньям, указом короля проведение ярмарок было определено на воскресный день, в результате чего этот день недели до настоящего времени называется в переводе с венгерского «ярмарочным днем».

    Крещение Венгрии проводилось одновременно с ее объединением. Были разбиты восстания мятежных князей Дьюлы и Айтоня, укреплена королевская власть, необходимая для проведения крещения Венгрии.

    С целью распространения и укрепления в Венгрии христианства святой Стефан разделил страну на десять епархий. Эстергомтская епархия и, по-видимому, епархия в Калоче получили статус архиепископства. Епархиальные центры, чтобы быть надежно защищенными, размещались, как правило, в королевских замках.

    Святой Стефан в полной мере содействовал трудам христианских проповедников, но, в отличие от отца, не применял при этом силу.

    В соответствии с указаниями святого Стефана, каждые десять деревень должны были построить храм и снабдить его всем необходимым. Королевская власть взяла на себя снабжение храмов облачениями. На первом этапе это были совсем небольшие храмики, в которых размещались лишь алтарь и могли поместиться только священник и клир, а верующие участвовали в службе, стоя снаружи, но эти храмы создавали возможность для массового приобщения воцерковляющихся венгров к вере Христовой.

    Уже в начале царствования, после подавления мятежа феодалов, захваченные у мятежников земли были переданы на строительство монастыря (нынешнего монастыря в Паннонхалме) в честь святого Мартина, происходившего родом из Паннонии (Сабарии). Это был первый монастырь в Венгрии, но не последний, основанный при поддержке святого Стефана. Позднее строились монастыри Печварад (1015), Зобор (1019), Баконьбел (1020) и другие.

    Чтобы создать условия для паломничества венгерских христиан к святым местам, праведный Стефан построил паломнические дома и небольшой монастырь в честь своего небесного покровителя в Риме, монастырь и паломнические дома в Иерусалиме, а также «дивно украшенный» храм в Константинополе. На служение в них были направлены священники и монахи из Венгрии.

    Законы святого Стефана

    Крещение Венгрии закреплялось также на законодательном уровне в так называемых законах святого Стефана, большая часть которых посвящалась делам Церкви. Они начинаются с постановлений о неприкосновенности и особой королевской защите имущества Церкви. «Те, кто в высокомерной гордыне своей думают, что могут захватить дом Бога и без уважения обращаются с имуществом, посвященным Богу… должны быть прокляты, как нападающие на дом Божий… В то же время следует, чтобы они чувствовали на себе и гнев господина короля, чью добрую волю они отвергли и чьи распоряжения нарушили».

    В тексте законов есть даже элементы полемики с неверующими, и духовные замечания о принципах христианской жизни. «Не следует слушать тех, кто неразумно утверждает, что Господу нет необходимости в посвященном ему имуществе, то есть, в том, что передано Господу в дар. Это имущество находится под королевской защитой так, как если бы оно было его наследственной собственностью, более того, он защищает его даже сильнее, ведь насколько выше стоит Бог над людьми, настолько важнее имущество Бога по сравнению с имуществом людей. Поэтому обманывается тот, кто занимается своими собственными делами более, чем делами Бога». «Если же какой-либо безумный человек в своем злодействе глупо посмеет отвратить короля от его правильных намерений (по защите церковного имущества)… то, даже, если (в этом человеке) есть нужда для какой либо мирской службы, то пусть король отсечет и выбросит его от себя в соответствии со сказанным в Евангелии: если твоя нога, рука или глаз твой смущает тебя, отрежь или выколи его и отбрось от себя».

    Величайшее уважение к священству, как слугам Господним, отражено в главе «О работе священников»: «Да знают все наши братия, что более всех вас работает священник. Так как каждый из вас несет на себе только лишь свои тяготы, а он же несет на себе тяготы, как свои, так и иных людей. И потому, как он за вас, так и вы за него должны трудиться с полной силой, настолько, что если возникнет необходимость, то и жизни свои кладите за них».

    Законодательно предписывалось соблюдение всех христианских постов: «Если кто-либо строгий пост, о котором всем известно, нарушит мясоедением, то да будет поститься одну неделю под запором… Если же кто-либо в пятницу, которую соблюдает все христианство, ест мясо, то да будет поститься одну неделю, находясь днем под запором».

    Строгие меры вводились для поддержания порядка и благочиния в храмах. Законом предписывалось строго наказывать за неподобающее поведение в храме. «Тем, кто приходит в храм на слушание Божественной службы и там во время литургии перешептываются друг с другом, мешают другим, бесполезно сплетничая, и не слушают Божиих уроков и учения Церкви, если это люди высшего слоя, то их необходимо пристыдить и со стыдом выгнать их храма, если же это люди средних и низших слоев, то во дворе храма у всех на виду связанными их необходимо бичевать и остричь за их великую наглость».

    Святой Стефан стремился также определять и некоторые вопросы, относившиеся к выполнению церковных обрядов. Так закон говорит о тех, кто умер без отпущения грехов: «Если кто-либо сделал свое сердце настолько каменным (что должно быть далеко от каждого христианина), что, не внимая совету священника, не хочет исповедовать свои грехи, тот да покоится в могиле без всякого церковного погребения и милостыни как неверующий. Если же покойный умер без исповеди по причине упущения родных и его окружения, то обогатите его молитвами и подайте утешение милостынею, но родные должны искупить свое упущение постом в соответствии с определением священника. Те же, кто попали в беду внезапной смерти, да будут погребены со всеми церковными почестями, так как суды Божии – тайна и нам неизвестны».

    Законодательство святого Стефана, заложило основы для укрепления в диком кочевом языческом обществе основ христианской нравственности и морали. Уже последующие правители Венгрии не смогли удержать законодательство на его уровне терпимости к человеческим провинностям. Были введены значительно более строгие нормы наказаний за провинности, в том числе и незначительные.

    Личное благочестие святого Стефана

    Свое служение святой Стефан был вынужден нести в стране, населенной 120 различными племенами, «необузданным народом», еще недавно разорявшим набегами половину Европы. Языческое жречество сопротивлялось введению христианства, старая племенная аристократия противилась централизации страны. Подавив восстания противников в начале царствования, праведный Стефан не избежал и заговоров родственников в конце своего правления. При всем этом он стремился не допускать ненужной жестокости, был милостив к своим врагам, в особенности к раскаявшимся. Уже с самого начала правления его отличала взвешенность и справедливость поступков.

    Во внешней политике святой Стефан старался обходиться без агрессии. При нем воинственный по своему настрою народ был принужден к жизни в мире, кочевники начали переходить к оседлому образу жизни. В тот период через страну был налажен путь для прохождения паломников в Иерусалим. Как сообщает в 1044 году монах Родулфус Глабер, «все в это время, кто следовал из Италии и Галлии ко гробу Господню, стремились, оставив прежний, привычный путь, проходивший по морям, следовать по стране этого короля. Он создал путь, значительно более безопасный, чем все, имевшиеся до того, и когда он видел монаха (паломника), принимал его и нагружал неисчислимым количеством подарков. Под влиянием такого любезного (приема) и дворяне, и относящиеся к простому народу в несчетном количестве шли в Иерусалим» [2] .

    Ежегодно король слагал в храме свои полномочия перед Богом, показывая, что получил королевскую власть от Бога лишь во временное пользование, а не навечно. Удивительное христианское смирение короля резко контрастировало с нравом народа, сыном которого он был.

    Святой Стефан постоянно раздавал милостыню, в том числе тайно и переодевшись. Однажды во время такой раздачи милостыни нищие вырвали ему часть бороды, но святой только обрадовался этому, возблагодарив Божию Матерь за то, что пострадал Христа ради, и впоследствии еще чаще прибегал к раздаче милостыни.

    Постоянно пребывая днем в трудах на благо Церкви и государства, ночи праведный Стефан проводил в слезах и молитвах ко Господу. Господь неоднократно доказывал Свою поддержку святому, в том числе являя ему чудеса. О некоторых из них сообщает большое житие праведного Стефана. В одном случае, предупрежденный во сне о неожиданном приближении печенегов, король сумел вовремя организовать оборону города Фехервар в Трансильвании и разбить врагов. В другом случае, приближавшиеся к Венгрии войска императора Священной Римской империи Конрада по молитве Стефана получили от неизвестных посланников приказание вернуться, и тем самым нашествие было сорвано. Неоднократно, узнав о болезни кого-либо, святой Стефан посылал хлеб, овощи, и больные по его молитвам исцелялись.

    Характер святого Стефана хорошо отражают его наставления наследнику: «Правь кротко, со смирением, мирно, без злобы и ненависти! Самые прекрасные украшения королевской короны – это добрые дела, поэтому приличествует, чтобы король был украшен справедливостью, милосердием, а также другими христианскими достоинствами».

    В составленных им в 1013–1015 годах для поучения наследника престола герцога Имре наставлениях, святой Стефан дает следующие поучения.

    Сохранять верность христианской вере. «Если хочешь уважать королевскую корону, прежде всего, завещаю… сохраняй кафолическую (истинную) и апостольскую веру с такой ревностью и неусыпностью, чтобы давать пример всем данным тебе от Бога подданным, чтобы все церковные мужи по достоинству могли называть тебя настоящим христианином». «Верь во всемогущего Бога Отца, Создателя всякого создания, в Его Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, о Котором предвозвестил ангел и Которого родила Дева Мария, пострадавшего за спасение всего мира на кресте, и в Духа Святого, говорившего пророками и апостолами, как в единое, абсолютно нераздельное, чистое Божество. Те, кто пытаются… разделить, или приуменьшить, или увеличить Троицу – слуги ереси».

    C почтением относиться к Церкви. «Сын мой, изо дня в день со все увеличивающимся усердием тебе необходимо охранять святую Церковь, чтобы она скорее пополнялась, чем уменьшалась. Поэтому и называют первых королей великими, что они увеличили Церковь. Делай и ты так, чтобы твоя корона была прославленнее, жизнь счастливее и продолжительнее».

    С уважением относиться к высшему духовенству. «Украшение королевского трона – сословие высшего духовенства… Если они хорошо к тебе относятся, тебе не надо бояться врагов… их молитва предлагает тебя всемогущему Богу. Их необходимо защищать как Божиих людей, тех же кто, не дай Бог, совершил серьезные проступки, необходимо до трех-четырех раз предупредить наедине и лишь затем, если не слушаются, передавать вопрос Церкви».

    С уважением относиться к знати и рыцарям. Они воины, а не слуги, над ними необходимо господствовать без злобы, гордыни, мирно, смиренно. «Помни, что все люди рождаются в одинаковом состоянии, ничто не возвышает так, как смирение, ничто так не принижает, как гордыня и ненависть».

    Творить праведный суд и быть терпимым. «Если хочешь получить честь твоему королевству, люби справедливый суд, если хочешь держать душу в твоей власти, будь терпеливым». Особо терпеливо необходимо рассматривать дела, по которым полагается высшая мера наказания.

    Хорошо относиться к пришельцам-переселенцам. «Та страна, в которой говорят только на одном языке и где известна только одна культура, – слабая и бедная. Поэтому приказываю, сын мой, хорошо принимай иностранцев и хорошо с ними обращайся».

    Соблюдать молитвенное правило. Посещая храм Божий, необходимо постоянно молится Богу следующими словами: «Пошли (Боже) со святых небес от трона Твоей славы (мудрость), чтобы она была со мной и помогала, чтобы я мог понять, что Тебе угодно (во все времена)».

    Быть милосердным. «Если короля запятнает безбожие и жестокость, напрасно он претендует называться королем, его необходимо называть тираном». «Всегда и во всем, опираясь на любовь, будь милостивым. И не только к семье, родственникам, знати, богатым, соседям, но и к иностранцам, более того – ко всем, кто к тебе приходит. Так как творение любви ведет к наибольшему счастью. Будь милосердным ко всем, кто страдает от насилия, всегда сохраняй в сердце твоем Божие увещание: “Милости хочу, а не жертвы”».

    Отношение с Восточной Церковью

    Принятие короны от папы не означало разрыва с Византией и Восточной Церковью. Оно имело под собой, прежде всего, не религиозные, а политические причины, а именно: возможность получить королевский титул, не делаясь вассалом императора и папы. Следует учитывать также, что в то время Рим еще был в единстве с остальными патриархатами.

    Вся деятельность праведного Стефана свидетельствует об уважительном отношении к Восточной Церкви, о сохранении и развитии связей с Византией, о близких отношениях венгерского и константинопольского дворов. Во второй половине жизни святого Стефана отношения с Византией укреплялись. Был заключен союз. Произошло также и династическое сближение: невестой наследника престола (впоследствии трагически погибшего герцога Имре) стала византийская принцесса.

    В это же время (ок. 1118) в городе Веспрем был основан монастырь греческого обряда, посвященный Пресвятой Богородице. Монастырю были подарены в вечное пользование девять сел. Под угрозой проклятия святой Стефан запретил на вечные времена кому-либо, в том числе епископам и даже королю, покушаться на переданные монастырю имущество и владения.

    Предположительно, праведный Стефан возобновил в форме монастыря деятельность и греческой епархии в Савасентдеметере. Создававшиеся храмы в ряде случаев посвящались святым, почитаемым, прежде всего, Восточной Церковью (Космы и Дамиана, Пантелеимона, Георгия и др.). На почитание указанных святых при святом Стефане указывает и их изображение на одеянии, изготовленном для планировавшейся коронации наследника – герцога Имре и позднее служившем для коронации венгерских королей.

    Примечательно, что на гербе Венгрии, известном как герб святого Стефана, присутствует двойной крест, нехарактерный для католических стран. Вероятно, он повторяет форму креста-мощевика с частичкой Животворящего Креста, полученного праведным Стефаном в подарок от византийского императора Василия II.

    Как уже упоминалось, святой Стефан построил монастыри греческого обряда в Константинополе и в Иерусалиме. В стране по-прежнему продолжали жить и проповедовать византийские монахи. О влиянии Восточной Церкви на церковную жизнь Венгрии свидетельствует тот факт, что, несмотря на раскол Церкви, вплоть до XIII века основная масса монастырей по-прежнему проводила службы по уставу греческой Церкви. Позднейшие католические источники полагают, что они подчинялись латинским епископам, но есть основания считать, что в Венгрии и после отпадения Рима долгое время параллельно действовала православная епархия.

    Тесные связи с Константинополем продолжались и после смерти святого Стефана. Примером тому были принятие королем Эндре I в 1047 году короны от Константина IX Мономаха и признание на время подчинения Византии, получение новой короны из Византии в 1074 году (она стала частью так называемой короны святого Стефана) и угрозы в XV веке со стороны другого великого венгерского короля Матиаса Корвина, вошедшего в конфликт с папой, перевести Венгрию в Православие. Кроме того, стоит отметить, что в последние десятилетия существования Византии именно венгры чаще всего откликались на просьбы о помощи со стороны угасающей под ударами турков империи.

    Кончина праведного короля

    Последние годы жизни святого Стефана были омрачены смертью сына – наследника герцога Имре, а также борьбой с мятежными феодалами, боровшимися с престарелым королем за власть и престолонаследие. Сам же король, наряду с решением государственных дел, все чаще проводил время в молитвах. Как повествует об этом большое житие святого, «часто бросался он на колени в святой церкви и со слезами предлагал Богу выполнение Божией воли по Божию усмотрению… Всегда он вел себя так, как если бы находился на суде Христовом» [3] .

    Перед самой смертью святой Стефан торжественно передал Церковь Венгрии и саму страну под Покров Пресвятой Богородицы, столь горячо любимой им. Большое житие, составленное епископом Хартвиком, так описывает это. 15 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, перед смертью, праведный Стефан, «подняв вверх руки и возведя глаза к звездам, воскликнул так: Царица Небесная… в последних моих молениях поручаю под Твой покров святую Церковь с ее епископами и священством, страну с народом и с господами, прощаясь с ними, предаю мою душу в Твои руки». Как добавляет епископ Хартвик, король просил в своих молитвах о даровании ему возможности умереть именно в день Успения.

    Так и случилось: праведный Стефан отошел ко Господу 15 августа 1038 года и был похоронен при массовом стечении народа в усыпальнице в базилике Успения Пресвятой Богородицы вместе со своим сыном герцогом Имре.

    При погребении праведного Стефана, как сообщает житие, произошло много чудес: «пришедшие со всей страны немощные и больные исцелялись, слепые прозревали, хромые обретали крепость ног, прокаженные очищались, боровшиеся за жизнь исцелялись, кто бы какой болезнью ни болел, удостаивались исцеления».

    В период междоусобиц средины XI века мощи праведного Стефана были перенесены из саркофага в более безопасное место. Погребение в саркофаге в то время было принято лишь в Византии и в Киевской Руси. Изображения на нем выполнены в византийском стиле и показывают переселение души в небесный Иерусалим, куда так стремился всю свою жизнь святой Стефан. Сам саркофаг сохранился до нашего времени.

    После захвата турками в 1514 году Секешфехервара мощи праведного Стефана были в большей части утеряны. Святая десница, а также часть черепа святого, были вывезены и с 1590 по 1771 год находились в г. Дубровнике, затем мощи были возвращены в Венгрию.

    С 1951 года мощи находятся в базилике святого Стефана – крупнейшей базилике Будапешта, и являются, наряду с короной праведного Стефана, наиболее почитаемой святыней страны.

    20 августа 2006 года одна из частиц сохранившихся мощей святого Стефана была передана православному кафедральному собору Успения Пресвятой Богородицы в Будапеште. Также частица его честных мощей хранится в мощевике храма Христа Спасителя в Москве.

    В приходах Венгерской епархии Московского Патриархата очень распространено почитание святого Стефана, к памяти которого православные венгры относятся с большим благоговением, а 20 августа / 2 сентября в его честь совершаются торжественные богослужения во всех храмах.

    2 сентября 2009 г.

    Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

    Рассылка выходит два раза в неделю:

    • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
    • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
    • Специальная рассылка к большим праздникам.
    Оценка 4.1 проголосовавших: 191
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here