Молитва матфею чернеевскому

Полное собрание и описание: молитва матфею чернеевскому для духовной жизни верующего человека.

МАТФЕЙ ЧЕРНЕЕВО-ШАЦКИЙ

В конце XVI века донской казак Матфей прибыл с Дона на реку Цну. Желая подражать древним пустынникам, он искал уединенное место для духовных подвигов и поселился в лесу близ селений мордвы. Опечаленный тем, что местное население исповедовало язычество, благочестивый старец решил возвестить им веру Христову. Матфей выучил язык мордвы, которая со временем стала собираться к старцу для беседы. С каждым днем увеличивалось число его учеников, и Матфей обратился к Рязанскому епископу Леониду за благословением основать в лесу обитель.

В 1573 году Матфей принял иночество, был рукоположен во иеромонаха и назначен строителем новоучрежденной обители в 18-ти верстах от города Шацка. Монастырь назвали во имя святителя и чудотворца Николая, а от окружавшего его черного густого леса получил он другое название – Чернеевский.

Многих трудов приложил преподобный для устроения обители в населенной язычниками стороне. Материальную помощь для постройки первого православного храма, освященного во имя святителя Николая, настоятель получил от донских казаков.

Строение монастыря преподобный совмещал с евангельской проповедью. В первое время ему удалось крестить около тридцати местных жителей. Однако проповеднический подвиг был нелегок. Мордва мстила преподобному, досаждала грабежами, сожгла пчельник, грозила разорить весь монастырь. Старец вынужден был обратиться за помощью к царю Иоанну Грозному (+ 1584). Повеление царя устрашило мордву, успокоило обитель, дало возможность старцу возвещать Евангелие язычникам, а благотворениями своими настоятель заслужил полное доверие местных жителей.

Мирно скончался в возрасте 69 лет [1], оставив о себе память первого провозвестника Православия в Мордовии.

Преподобне всеблаженне Матфее, богомудрым учением и святым житием твоим добре упасл еси стадо словесных овец. Молися за ны и обитель твою ко Господу, да сохранит ю и Отечество наше в мире и благоденствии и спасет души наша.

Использованные материалы

[1] В распространенных текстах жития указан год кончины – 1573, но в этот год преподобный только принял постриг и назначен строителем монастыря. И еп. Леонид (Протасьев), к которому преподобный обратился за помощью, именно в 1573 году занял Рязанскую кафедру.

Литургия в Николо-Чернеевском монастыре. День Ангела епископа Матфея

В Николо-Чернеевском монастыре, находящемся в пределах Скопинской епархии, 29 ноября было большое торжество. Будний день не помешал множеству людей собраться в удаленную от основных транспортных маршрутов обитель. Божественную литургию в Никольском соборе монастыря в этот день совершал митрополит Рязанский и Михайловский Марк в сослужении епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана, епископа Скопинского и Шацкого Матфея, епископа Валуйского и Алексеевского Саввы.

29 ноября Церковь празднует память апостола и евангелиста Матфея. Апостол из двенадцати, всем сердцем и душой уверовавший в Спасителя, убеждал ветхозаветный народ в том, что Христос – предсказанный древними пророчествами Мессия. Вера и труды апостола Матфея остаются примером для всех поколений христиан.

Для Николо-Чернеевского монастыря особо значимым является имя еще одного проповедника Евангелия, миссионера, также носящего имя Матфей. Дело в том, что в далеком XVI веке обитель была основана донским казаком Матфеем, прибывшим на Цну в поисках места для уединенных духовных подвигов. Его печалило язычество жителей местных Мордовских сел, и он решил возвещать им веру Христову, в чем имел большой успех. В 1573 году Матфей был назначен строителем нового монастыря в честь святителя Николая, названного также Чернеевским по причине окружавшего его «чорнаго густаго леса». По имени основателя обители ее также называли Матфеевой пустынью. Память игумена Шацкого Чернеевского монастыря, преподобного Матфея, празднуется в Соборах Рязанских и Тамбовских святых 18 октября по новому стилю.

В день празднования памяти апостола Матфея в монастыре, основанном преподобным Матфеем, принимал поздравления с днем Ангела нынешний предстоятель Скопинской епархии, владыка Матфей.

Митрополит Марк, поздравляя владыку, в частности, сказал: «Вы недавно восприняли это славное имя, и Господь поставил Вас на высокое служение. До этого Вы занимались миссионерским служением, трудясь в Великобритании, неся слово Божие тем людям, которые отошли от Христа. И, конечно, нашим соотечественникам, но и не только им. Сегодня мы радуемся, что Вы восприняли апостольское достоинство не только по имени, но и по благодати, поэтому дело миссии для Вас открыто в особом смысле». Владыка Марк пожелал епископу Матфею помощи Божией по молитвам его Небесного покровителя, апостола Матфея, и твердости в служении.

К поздравлениям присоединились епископ Флавиан, епископ Савва, духовенство и миряне Скопинской епархии, а также паломники из Тамбовской земли, где нынешний глава Скопинской епархии родился, вырос и первое время после рукоположения нес пастырское служение.

Владыка Матфей сердечно поблагодарил всех за поздравления и преподнес архиереям иконы преподобного Матфея Чернеевского на молитвенную память.

Запись на стене

Постепенно потянулись к Матвею такие же, как и он, казаки, ищущие спасения в вере, стали осваивать мордовский язык, вести с идолопоклонниками душеспасительные беседы. «Результатом этого было то, что многие язычники из мордвы, присматриваясь к православной обрядности и прислушиваясь к стройному пению, охотно и сами делались православными. Сам первый строитель Черниевой обители больше всей братии занимался миссионерством. Как свидетельствуют старинные акты, «подговором и лебезою он приобрел для Православной Церкви из мордвы 25 человек». С этого времени в глухой мордовско-мещерской стороне стали возникать сельские храмы, появилось под защитою «сторожевых и оборонных властей» русское духовенство, и вследствие этого наши инородцы все крепче и крепче притягивались к Московской державе».

Но не все шло гладко у новоявленного проповедника. Мордовские язычники оказывали сопротивление его миссионерской деятельности, грозились разорить скит. Матвей испросил у рязанского епископа благословения на строительство на месте скита православного монастыря. В 1573 году пус­тынник Матвей был посвящен в иеромонаха, принял иноческое имя Матфей и занялся обустройством новоучрежденной обители, нареченной во имя святителя и чудотворца Николая. В народе же долгое время, вплоть до начала XIX века, обитель именовалась Матфеевой пустынью.

Местное население продолжало чинить препятствия монастырской братии, и Матфею неоднократно приходилось искать защиты у московского царя. Так, в грамоте Ивана Грозного от 15 февраля 1583 года говорится: «Бил челом нам от Шацких ворот, с диких поль, от церкви святителя и чудотворца Николая, что в Черни, тоя церкви черный поп Матвей з братьею. <.> И я-де черный поп Матвей по благословению владыки Леонида Рязанского поставил церковь Николая Чудотворца нову и общинку братнюю устроил, <.> а со мною-де с черным попом с Матвеем, в той-де моей Матвея новой пустыни живет пять братьев черных же».</.></.>

Далее речь шла о том, что мордовское население не разрешает монахам рубить в лесу деревья, собирать валежник, крадет скот и птицу, грозит общину разорить и в степи выгнать. Государь своим указом защиту монастыря возложил на шацкого приказчика Дурова. Отныне Матфей мог невозбранно заготавливать на монастырские нужды лес, выбирать любые покосы, ловить в реках рыбу, «а от мордовских диких поль и от сторонних всяких обид и от усилы (насилия. – А. П.) его черного попа с браты тобе прикащику Юрке Дурову беречь».

Да видно плохо охранял монастырь приказчик, так как иеромонах Матфей снова и снова бьет челом государю. И Иван Грозный пов­торяет свой наказ. Более того, «кто по тебе, Юрке Дуровом (то есть после тебя. – А. П.), иные, а не ты, Юрка, на приказе в Мещоре будут, и те приказные по той же нашей царской грамоте попа Матвея и братью с монастырем Николы чудотворца берегут».Л. Е. Дмитриев-Кавказский. Казачья вышка. Офорт. 1887 год

Чернеев монастырь выполнял еще и роль «приюта для увечных в боях за родину казаков», сюда на покой стекались немощные и раненые донцы, а разбогатевшие в походах «за зипунами» донские удальцы щедро жертвовали на строительство Матфеевой пустыни, на помин души павших в сечах. Список казачьих имен в монастырском синодике был довольно внушительным: роды атаманов Василия Грешного, Ивана Горелкина, Ивана Подшивы, род донского казака из Черкасска Герасима Сурмина и многих других, побитых на Яике, под Азовом.

Известно, что казаки, отправляясь в поход, особенно усердно молились угоднику Николаю, обещая в случае удачи пожертвовать на Церковь часть добычи. «Для сих приношений избрали они два монастыря: один Никольский ниже Воронежа, в Борщеве, другой Чернеев в Шацке. К обогащению сих своих монастырей донцы ничего не жалели: для колоколов жертвовали отнятыми у неприятеля испорченными пушками; серебро же, золото, жемчуг и драгоценные каменья, блистая в ризницах и на иконостасе, свидетельствовали об усердной вере наших набожных рыцарей. В сих монастырях казаки, потерявшие силу воевать, посвящались в монахи, увечные и раненые, как в инвалидном доме, находили приют, покой и содержание». Печать Войска Донского (из книги И. Бреэре «Казаки». М., 1992)

В 1663 году герой «Азовского взятия» атаман Осип Петров хлопотал о «казачьей» обители перед царем Алексеем Михайловичем. «Били челом нам, Великому Государю, атаманы и казаки Осип Петров и все войско Донское: в прошлых-де годах, как учали они служить на Дону на реке, и пожаловано все войско Донское за их службу и за кровь изстари, при прежних их войсковых атаманах <.> в Шацком уезде <.> великого чудо­творца Николы Чернеев монастырь на вечное прибежище и на строенье, а старым и от ран увечным в том монастыре постригаться без вклада. И они-де издавна тот Чернеев монас­тырь всем войском Донским и доныне строят и многие вклады дают».</.></.>

Знамя Войска Донского (из книги А. В. Шишова «Казачьи войска России». М., 2007)Мало-помалу Матфеева пустынь расширяла свои владения. К концу XVII века ей принадлежало более 600 крестьянских дворов, пахотные земли, обширные лесные угодья, сенокосы, рыбные ловли. Монастырь богател преимущественно благодаря вкладам донских казаков. Обычно донцы, возвратившись из похода, просили на кругу Войска Донского разрешения отправиться на богомолье, «обещаясь помолиться в Москве Московским чудотворцам и великому чудотворцу Николаю в Чернеевском монастыре». Им выдавалась «проезжая память», и они отправлялись по святым местам. Кстати, непосредственной судебно-административной инстанцией для Чернеевского игумена и братии в те времена являлся Черкасский казачий круг – уже через него монастырь входил в сношения с Московским государством. Как правило, в Посольском приказе, который ведал делами казаков, их принимали доброжелательно. «Московское правительство в течение почти всего XVII века не находило ничего противозаконного в покровительстве Донского войска Чернееву монастырю и тем самым как бы признавало за ними право лично от себя ходатайствовать за обитель, хотя она находилась далеко за пределами войсковых земель». Вот, например, текст жалованной грамоты игумену Чернеева монастыря Артамону: «Били челом нам, Великому государю, царю и Великому князю Михаилу Федоровичу, донские атаманы и казаки Епифан Родилов с товарищи. И мы <.> донских атаманов и казаков Епифана Родилова с товарищи пожаловали: пустыни Чернеева монастыря с вотчины в городовое и острожное дело и никаких разметных дел делати не велели». Другими словами, царь запрещал местным властям вмешиваться в дела обители.</.>

Постепенно Чернеевский монастырь становился одним из форпостов православия на границе с Диким полем, одновременно обретая черты крепости. Влияние обители в крае усиливалось год от года.

В истории миссионерской деятельности монастыря – немало славных имен. Так, в 1656 году язычники убили архиепископа Мисаила, крестившего окрестную мордву. Тело святителя было первоначально упокоено в Чернеевском монастыре, а затем перенесено в Переяславль Рязанский (нынешнюю Рязань).Дорога к храму (Свято-Николо-Чернеевский монастырь). Фотография из архива О. В. Балашова. 2009 год

Сам основатель обители иеромонах Матфей скончался в 1643 году и, по преданию, захоронен в ее стенах. Со временем могила оказалась утраченной, но сегодняшняя братия не теряет веры в то, что мощи преподобного Матфея Чернеевского будут обретены.

Существует и такое предание: в монас­тыре после своего первого похода укрывался Степан Разин. Однако документальных подтверждений тому не найдено. Зато извес­тен следующий факт: в 1670 году Чернеев монас­тырь израсходовал на борьбу с мятежниками, то бишь на вооружение царских ратных людей, 980 рублей – почти все свои накопления. Хотя, могло статься, монас­тырь просто откупился от воинс­ких команд, чтобы они под горячую руку не разорили его дочиста. Воевода И. В. Бутурлин, следуя с карательной экспедицией через Шацк, взял деньги в Чернеевом монастыре и раздал их своим ратникам. Позднее казна вернула обители лишь 288 рублей. Тогда монастырь обратился за помощью к Войску Донскому, отправившему в Москву челобитную о возвращении денег чернеевским монахам. В челобитной, в частности, отмечалось, что «монастырская казна – это прежние старинные вклады атаманов и казаков, поэтому давать им какое-то назначение могут только казаки». Однако на сей раз московские власти, которым все меньше нравилась «казачья» принадлежность обители, в дипломатической форме отказались удовлетворить просьбу.

И еще одно предание: будто в Чернеевском монастыре отбывал ссылку известный деятель российского просвещения XVII века Сильвестр (Симеон) Медведев. В обители хранился синодик с «размышлением «О пособии мертвым», заканчивавшимся словами: «Всем вам всеусердный есмь желатель Семеон Медведев». Автор «размышления» достоверно неизвестен, однако полагают, что им был именно Сильвестр Медведев.

Как уже говорилось, в XVII веке Чернеев монастырь широко пользовался покровительством Войска Донского. Войсковое начальство посредничало между настоятелем и правительством, охраняло неприкосновенность монастырских привилегий. Братия то и дело искала защиты и поддержки у донского казачества по разным поводам. Однако в благодарность за заступничество приходилось терпеть прихоти донских покровителей. В 1685 году чернеевский игумен Моисей жаловался царям Ивану и Петру: «И те казаки, забыв страх Божий, озорничали и, напився пьяни, старцев били плетьми и ослопами (ослоп – жердь, дубина. – А. П.) безвинно и в смиренье сажали, а крестьян монастырских с женами и детьми увозили на Хопер, на Дон и на Медведицу, и про то ведают старосты и выборные крестьяне. Да те же казаки в кельях из пищалей стреляли и в гудки играли и в ложки били и служилых царских людей поленьями били и монастырь запирали». Казаки озорничали, заводя в обители свои порядки. Под их влиянием она постепенно превратилась в перевалочный пункт для беглых крестьян на пути в донские степи. «Монастырские крестьяне платят казакам <.> оброк большой деньгами, медом, вином и всякими запасами, отвозят к пристани на своих подводах. Посыльных людей в тот монастырь от воевод и от приказных людей для всяких дел казаки бьют смертным боем, а монастырские крестьяне и служки чинятся во всем, сильны и непослушны. В монастырских вотчинах казаки заводят круги по донскому обычаю».</.>

В конце концов правительство решило прекратить «казачий протекторат» над Чернеевым монастырем, и 10 декабря 1685 года пустынь приписали к Тамбовскому архи­ерейскому дому преосвященного Питирима. Царские грамоты на сей счет были высланы и Питириму, и на Дон. Влиянию донского казачества на монастырь настал конец. Казакам впредь запрещалось вмешиваться в дела обители и принимать кого-либо из ее насельников у себя на Дону. Правда, донцам не запрещалось делать вклады в Чернеевский монастырь, посещать его, а при достойном поведении – и постригаться там в монашество. С 1686 года монастырь отошел к Тамбовской епархии и был отдан «на пропитание преосвященному Питириму со всем его причтом вечно», окончательно утратив над собой опеку донского казачества.

Молитвы святому апостолу и евангелисту Матфею

ТРОПАРЬ И КОНДАК СВЯТОМУ АПОСТОЛУ И ЕВАНГЕЛИСТУ МАТФЕЮ

Усердно от мытницы к звавшему Владьще Христу, явльшуся на земли человеком за благость, Тому последовав, апостол избранный явился еси и благовестник Евангелия вселенней велегласен. Сего ради чтим честную память твою, Матфее Богоглаголиве, моли милостиваго Бога, да грехов оставление подаст душам нашим.

Мытарства иго отверг, правды игу притяглся еси и явился еси купец всеизряднейший, богатство принес, тоже с высоты премудрость. Отонудуже проповедал еси Истины слово и унылых подвигл еси души, написав час судный.

МОЛИТВА СВЯТОМУ АПОСТОЛУ МАТФЕЮ

О, преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.

О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся й конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь

Православный Церковный календарь

Календарь на год ►

О календаре

Богослужения

Библейские чтения

Календарь

Дни особого поминовения усопших 2017

Дни поминовения новопреставленных

Подписка

Апостол Матфей (Левий) , евангелист , брат ап . Иакова Алфеева

Дни памяти:

13 июля – Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов

Свя­той апо­стол Мат­фей обо­шел с бла­го­ве­сти­ем Си­рию, Ми­дию, Пер­сию и Пар­фию, за­кон­чив свои про­по­вед­ни­че­ские тру­ды му­че­ни­че­ской кон­чи­ной в Эфи­о­пии. Стра­на эта бы­ла на­се­ле­на пле­ме­на­ми кан­ни­ба­лов с гру­бы­ми обы­ча­я­ми и ве­ро­ва­ни­я­ми. Свя­той апо­стол Мат­фей сво­ей про­по­ве­дью здесь об­ра­тил несколь­ких идо­ло­по­клон­ни­ков к ве­ре во Хри­ста, ос­но­вал Цер­ковь и по­стро­ил храм в го­ро­де Мир­ме­ны, по­ста­вил в ней епи­ско­пом сво­е­го спут­ни­ка по име­ни Пла­тон. Ко­гда апо­стол усерд­но мо­лил Бо­га об об­ра­ще­нии эфи­о­пов, во вре­мя мо­лит­вы явил­ся ему Сам Гос­подь в об­ра­зе юно­ши и, дав жезл, по­ве­лел во­дру­зить его у две­рей хра­ма. Гос­подь ска­зал, что из это­го жез­ла вы­рас­тет де­ре­во и бу­дет при­но­сить пло­ды, а от кор­ня его бу­дет ис­те­кать ис­точ­ник во­ды. Омыв­шись в во­де и вку­сив пло­дов, эфи­о­пы из­ме­нят свой ди­кий нрав, ста­нут доб­ры­ми и крот­ки­ми. Ко­гда апо­стол нес жезл к хра­му, то встре­тил на пу­ти же­ну и сы­на пра­ви­те­ля этой стра­ны Фул­ви­а­на, одер­жи­мых нечи­стым ду­хом. Свя­той апо­стол име­нем Иису­са Хри­ста ис­це­лил их. Это чу­до об­ра­ти­ло ко Гос­по­ду еще мно­же­ство языч­ни­ков. Но вла­сте­лин не хо­тел, чтобы его под­дан­ные ста­ли хри­сти­а­на­ми и пе­ре­ста­ли по­кло­нять­ся язы­че­ским бо­гам. Он об­ви­нил апо­сто­ла в кол­дов­стве и при­ка­зал каз­нить его. Свя­то­го Мат­фея по­ло­жи­ли ли­цом вниз, за­сы­па­ли хво­ро­стом и по­до­жгли. Ко­гда ко­стер раз­го­рел­ся, то все уви­де­ли, что огонь не вре­дит свя­то­му Мат­фею. То­гда Фул­ви­ан при­ка­зал до­ба­вить хво­ро­ста в ко­стер, об­лив его смо­лой и по­ста­вив во­круг две­на­дцать идо­лов. Но пла­мя рас­то­пи­ло идо­лов и опа­ли­ло Фул­ви­а­на. Ис­пу­ган­ный эфи­оп об­ра­тил­ся к свя­то­му с моль­бой о по­ща­де, и по мо­лит­ве апо­сто­ла пла­мя улег­лось. Те­ло свя­то­го апо­сто­ла оста­лось невре­ди­мым, и он ото­шел ко Гос­по­ду (60 г.). Пра­ви­тель Фул­ви­ан горь­ко рас­ка­ял­ся в со­де­ян­ном, но со­мне­ний сво­их не оста­вил. Он ве­лел по­ло­жить те­ло свя­то­го Мат­фея в же­лез­ный гроб и бро­сить в мо­ре. При этом Фул­ви­ан ска­зал, что ес­ли Бог Мат­фе­ев со­хра­нит те­ло апо­сто­ла в во­де, как со­хра­нил его в огне, то сле­ду­ет по­кло­нять­ся это­му Еди­но­му Ис­тин­но­му Бо­гу. В ту же ночь к епи­ско­пу Пла­то­ну в сон­ном ви­де­нии явил­ся апо­стол Мат­фей и по­ве­лел ему ид­ти с кли­ром на бе­рег мо­ря и об­ре­сти там его те­ло. При­шел на бе­рег и Фул­ви­ан со сво­ей сви­той. Вы­не­сен­ный вол­ной гроб был с че­стью пе­ре­не­сен в храм, по­стро­ен­ный апо­сто­лом. То­гда Фул­ви­ан по­про­сил у Мат­фея про­ще­ния, по­сле, че­го епи­скоп Пла­тон кре­стил его с име­нем Мат­фей, ко­то­рое дал ему по ве­ле­нию Бо­жи­е­му. Фул­ви­ан впо­след­ствии при­нял епи­скоп­ство и про­дол­жил де­ло про­све­ще­ния сво­е­го на­ро­да.

Тропарь апостолу и евангелисту Матфею

Усе́рдно от мы́тницы к зва́вшему Влады́це Христу́,/ я́вльшуся на земли́ челове́ком за бла́гость,/ Тому́ после́довав, апо́стол избра́нный яви́лся еси́/ и благове́стник Ева́нгелия вселе́нней велегла́сен./ Сего́ ра́ди чти́м честну́ю па́мять твою́, Матфе́е Богоглаго́ливе,/ моли́ ми́лостиваго Бо́га,// да грехо́в оставле́ние пода́ст душа́м на́шим.

Кондак апостолу и евангелисту Матфею

Мыта́рства и́го отве́рг,/ пра́вды и́гу притя́глся еси́,/ и яви́лся еси́ купе́ц всеизря́днейший,/ бога́тство прине́с, ю́же с высоты́ прему́дрость./ Отону́дуже пропове́дал еси́ и́стины сло́во,/ и уны́лых воздви́гл еси́ ду́ши,// написа́в час су́дный.

Молитва апостолу и евангелисту Матфею

О, пресла́вный апо́столе Матфе́е, ду́шу за Христа́ преда́вший и кро́вию твое́ю па́жить Его́ удо́бривший! Услы́ши ча́д твои́х моли́твы и воздыха́ния, се́рдцем сокруше́нным ны́не приноси́мыя. Се́ бо беззако́ньми омрачи́хомся, и того́ ра́ди беда́ми, я́коже ту́чами, обложи́хомся, еле́а же до́браго жития́ обнища́хом зело́, и не возмо́жем проти́витися волко́м хи́щным, и́же расхища́ти насле́дие Бо́жие де́рзостно тща́тся. О, си́льный! Понеси́ не́мощи на́ша, не отлуча́йся ду́хом от на́с, да не разлучи́мся в коне́ц от любве́ Бо́жия, но кре́пким заступле́нием твои́м на́с защити́, да поми́лует Госпо́дь все́х на́с моли́тв твои́х ра́ди, да истреби́т же рукописа́ние безме́рных грехо́в на́ших, и да сподо́бит со все́ми Святы́ми блаже́ннаго Ца́рствия и бра́ка А́гнца Своего́, Ему́же че́сть и сла́ва, и благодаре́ние и поклоне́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Канон святому апостолу и евангелисту Матфею

Ирмо́с: Отве́рзу уста́ моя́, и напо́лнятся Ду́ха, и сло́во отры́гну ца́ри́це Ма́тери, и явлю́ся све́тло торжеству́я, и воспою́ ра́дуяся тоя́ чудеса́.

Припев: Святый Апостоле Матфее, моли Бога о нас.

Бога́тно пода́ждь ми́ все́льшуюся в тя́ бла́года́ть, Матфе́е всесла́вне, и слуго́ Христо́в: да вопию́ све́тло пропове́дая, и воспою́ ра́дуяся твоя́ чудеса́.

Весьма́ оста́вил еси́ земны́х смуще́ние: сло́ва бо, я́ко услы́шав вопло́щшагося гла́с, и бла́года́ти яви́лся еси́ строи́тель, и пропове́датель Богоприя́тен, Богоблаже́нне.

Самови́дец бы́в и слуга́ возсия́вшаго сло́ва, апо́столе, преве́чнаго Отца́, и проте́кл еси́, того́ прише́ствие бла́говеству́я все́м язы́ком.

Сме́рти потребле́ние и тли́ разруше́ние, жи́зни же явле́ние, благовести́л еси́, му́дре: Де́ва бо во утро́бе заче́нши непости́жнаго, и ми́р обнови́.

Ирмо́с: Твоя́ песносло́вцы, Богоро́дице, живы́й и незави́стный исто́чниче, ли́к себе́ совоку́пльшия, духо́вно утверди́, в Бо́же́ственней твое́й сла́ве венце́в, сла́вы сподо́би.

Твоя́ апо́столы, сло́ве Бо́жий, свети́льники показа́л еси́ жи́зни, мра́к отгоня́щия безбо́жия, Влады́ко, и Боже́ственною твое́ю сла́вою ми́р ве́сь просвеща́ющия.

Твои́м вооружи́в всеору́жием Матфе́а хра́брейшаго, Спа́се, мучи́телей крепча́йша сего́ соде́ял еси́, Влады́ко, и потреби́теля показа́л еси́ и́дольския ле́сти, человеколю́бче.

Язы́ка твоего́ о́гненнаго веща́ние де́монская пожже́ ка́пища, Матфе́е Богодохнове́нне, паракли́тов орга́не, чрез его́же Христо́с пропове́дается, все́х жи́знь ипоста́сная.

Богоро́дичен:

Труба́ Богосло́вная, веща́ющая кре́пко, просвети́ лю́ди, Матфе́а Богому́драго, Тро́ицы сия́ние, па́че ума́ же воплоще́ние сло́ва, из Тебе́, Пречи́стая.

Седа́лен, гла́с 8. Подо́бен: Прему́дрости:

Во вся́ концы́ протече́ му́дрых твои́х глаго́л я́ко вои́стинну веща́ние, всехва́льне Госпо́день Апо́столе, Бо́говиде́ние все́м я́сно пропове́дал еси́, и язы́ков неразу́мие, в ра́зум приве́л еси́. те́мже и́дольское омраче́ние отгна́в, све́т зна́ния во тме́ су́щим возсия́л еси́, Матфе́е всехва́льне, моли́ Христа́ Бо́га, грехо́в оставле́ние дарова́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Сла́ва, подо́бен то́йже:

Яко свети́льника све́та и ученика́, я́ко самови́дца сло́ва Боже́ственнаго, вси́ хва́лим тя́, Госпо́день апо́столе: и́бо благода́тныя твоя́ мре́жи простира́я, слове́сныя ры́бы уловля́еши повеле́нием. Те́мже и язы́цы уловля́хуся си́лою Ду́ха, наставля́еми ве́рою, неботаи́нниче всехва́льне: моли́ Христа́ Бо́га, грехо́в оставле́ние дарова́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

И ны́не, Богоро́дичен:

Яко всенепоро́чная неве́сто творца́, я́ко неискусому́жная Ма́ти Изба́вителя, прия́телище я́ко су́щи уте́шителя, Препе́тая, беззако́нию мя́ су́ща скве́рное оби́телище, и де́моном игра́лище в ра́зуме бы́вша, потщи́ся от те́х злоде́йства мя́ изба́вити: и све́тлое жили́ще доброде́телей соверши́, светоно́сная, нетле́нная: отжени́ о́блак страсте́й, и вы́шняго прича́стия сподо́би, и све́та невече́рняго, моли́твами Твои́ми.

Ирмо́с: Неизсле́дный Бо́жий сове́т, е́же от Де́вы воплоще́ния тебе́ вы́шняго, проро́к авваку́м усмотря́я, зовя́ше: сла́ва си́ле твое́й, Го́споди.

Ипоста́сному твоему́ сло́ву, Бо́же, науче́н, мирску́ю му́дрость разруши́ богови́дец учени́к, велегла́сно зовя́ тебе́: сла́ва си́ле твое́й, Го́споди.

Ублаже́нному от Христа́, ко́е благохвале́ние принесе́м тебе́, Богоглаго́ливе? Не мо́жет бо челове́к цветя́щия на тебе́ благода́ти сло́вом изрещи́, досточу́дне.

Нескве́рный Тво́й и чи́стый у́м ви́дев высоча́йший, я́коже свещу́ на све́щник высо́кий, су́щим во тме́ светя́щую, все́м, Богоявле́нне, предложи́.

Умерщвле́нное естество́ челове́ческое, бла́гослове́нная, возвы́сила еси́, я́ко высоча́йшаго ро́ждшая кре́пость, па́че естества́, всепе́тая отрокови́це, я́коже Матфе́й научи́.

Ирмо́с: Ужасо́шася вся́ческая о Боже́ственней сла́ве твое́й: ты́ бо, неискусобра́чная Де́во, име́ла еси́ во утро́бе над все́ми Бо́га, и родила́ еси́ безле́тнаго Сы́на, все́м воспева́ющим тя́ ми́р подава́ющая.

Благода́ть прие́м всесвя́та́го Ду́ха, Боже́ственное оби́телище показа́лся еси́: Боже́ственно научи́в Богозна́ния све́ту, вве́рен бы́в догма́ты Христо́вы письме́ны изложи́ти, я́ко самови́дец Богоизбра́нный.

Язы́к тво́й тро́сть паракли́та бы́сть, ско́рое избавле́ние даю́щаго позна́вшим Влады́чество его́, и му́дрых вды́шущаго душа́м ра́зум Небе́сный, о, Матфе́е всече́стне.

Сия́юща чудесы́ и исцеле́ний благода́тьми, тя́ Христо́с посла́ ми́ру, де́монскую попира́юща кре́пость, и ду́ши просвеща́юща ве́рных, все́х пою́щих тя́, ми́ра пропове́дника.

Богоро́дичен:

Де́ва родила́ еси́ Сы́на преве́чнаго, в естество́ обле́кшася челове́ческое, я́коже науча́я Богоглаго́ливый рече́, и спа́сшаго сие́ от тли́ коне́чною благосты́нею, и Де́ва пребыла́ еси́.

Ирмо́с: Приидо́х во глубины́ морски́я, и потопи́ла мя́ е́сть бу́ря мно́гих грехо́в: но, я́ко Бо́г, из глубины́ возведи́ живо́т мо́й, многоми́лостиве.

Евангели́ст от мы́тарства, я́ко после́дова тебе́, претвори́ся Богоглаго́ливый, всеси́льною твое́ю, вседе́телю, кре́постию, Матфе́й всеизря́днейший.

Управля́ется твоего́ благове́стия душепита́тельными словесы́ язы́ков мно́жество, возвыша́емо к доброде́телей высо́кому верху́, о, Матфе́е всеблаже́нне.

Матфе́а уловля́ются Богоплете́нными ученика́ мре́жами собо́ры ве́рующих всегда́, к твоему́ позна́нию, бла́годе́телю, наставля́еми.

Богоро́дичен:

Де́ву ро́ждшую воспису́я, благовеству́ет Тя́ вся́ческая сотво́ршаго, без се́мене и тли́, Всенепоро́чная, Матфе́й всеизя́щнейший.

Конда́к, гла́с 4. Подо́бен: Вознесы́йся:

Мыта́рства и́го отве́рг, пра́вды и́гу припря́глся еси́, и яви́лся еси́ купе́ц всеизря́днейший, бога́тство прине́с, ю́же с высоты́ прему́дрость. Отону́дуже пропове́дал еси́ и́стины сло́во, и уны́лых воздви́гл еси́ ду́ши, написа́в ча́с су́дный.

Вра́жие мучи́тельство ну́дит мя́ несы́тно, и души́ моея́ все́ се́мя восхища́ет, Матфе́е, дру́же Христо́в, но са́м се́мя моли́тв твои́х да́в, уплоди́ к твоему́ служе́нию и покажи́ мя песнопе́вца твоего́ мале́йшаго, и сказа́теля мно́гих твои́х и вели́ких исправле́ний: и ко Христо́ве любви́, ка́ко, вся́ а́бие оста́вив, после́довал еси́ те́пле зва́вшему, пе́рвый бы́в благове́стник в ми́ре, написа́в ча́с су́дный.

Ирмо́с: Не послужи́ша тва́ри Богому́дрии па́че созда́вшаго, но о́гненное преще́ние му́жески попра́вше, ра́довахуся пою́ще: препе́тый Отце́в Госпо́дь и Бо́г, благослове́н еси́.

Бы́л еси́ пе́рваго осия́ния Боже́ственное изображе́ние, я́ко учени́к того́ светлостьми́ распаля́емь, ему́же поя́ глаго́лал еси́: препе́тый отце́в Госпо́дь и Бо́г, бла́гослове́н еси́.

Яко слуга́ сло́ва, всеблаже́нне, в Боже́ственныя оби́тели, иде́же Христо́с обита́ет, ты́ всели́лся еси́, я́коже тебе́ обеща́ Пребоже́ственный отце́в Госпо́дь и Бо́г еди́н все́х.

Неду́зи, Матфе́е, отго́нятся и отбега́ет мно́жество де́монов, су́щими в тебе́ дарова́ньми Боже́ственнаго Ду́ха, в ни́хже пе́л еси́: препе́тый отце́в, Госпо́дь и Бо́г, бла́гослове́н еси́.

Богоро́дичен:

Всепе́тую Де́ву написа́л еси́ Боже́ственными твои́ми словесы́, творца́ все́х ро́ждшую, апо́столе, ему́же вси́ пое́м: препе́тый отце́в Госпо́дь и Бо́г, бла́гослове́н еси́.

Ирмо́с: О́троки благочести́выя в пещи́ рожде́ство́ Богоро́дичо спасло́ е́сть, тогда́ у́бо образу́емое, ны́не же де́йствуемое, вселе́нную всю́ воздвиза́ет пе́ти тебе́: Го́спода по́йте дела́, и превозноси́те его́ во вся́ ве́ки.

Манове́ньми, я́же в Тебе́, неосла́бными, Матфе́й свяще́ннейший обожа́емь, положе́нием же бы́в, естество́м е́же бы́л еси́, вселе́нную, Влады́ко, привлече́, пе́ти тебе́: Го́спода по́йте дела́ и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Якоже мо́лнию вселе́нней, сло́во Богосло́ва посла́, мра́к у́бо отгоня́ща, язы́ки же просвеща́юща Богосло́вия догма́ты. те́мже и поя́ше: Го́спода по́йте дела́, и превозноси́те его́ во вся́ ве́ки.

Сло́вом чи́стым и умо́м Бо́г с тобо́ю бесе́довал е́сть: ти́ну бо я́ко изсе́кл еси́, тому́ прибли́жился еси́ и премеси́лся еси́, сла́вне. те́мже и пое́ши: Го́спода по́йте дела́, и превозноси́те его́ во вся́ ве́ки.

Богоро́дичен:

На благодея́ние челове́ков сло́во воплоти́тися изво́ли: две́рь бо де́вства про́йде Госпо́дь, и Богоро́дицу показа́. Те́мже зове́м: Го́спода по́йте дела́, и превозноси́те его́ во вся́ ве́ки.

Ирмо́с: Вся́к земноро́дный да взыгра́ется, Ду́хом просвеща́емь, да торжеству́ет же безпло́тных умо́в естество́, почита́ющее свяще́нное торжество́ Богома́тере, и да вопие́т. ра́дуйся, всебла́же́нная Богоро́дице, чи́стая Присноде́во.

Добро́ты у́мныя прия́л еси́ диади́му Боже́ственную апо́столе, и ца́рствия же благоле́пнейшим венце́м украси́лся еси́, десни́цею вседержи́телевою, и све́тишися, му́дре, со а́нгелы престо́лу предстоя́ Влады́ки Христа́, всеблаже́нне.

Дре́ва жи́зни досто́йно получи́л еси́, пропове́дник жива́го Бо́га, благовествова́в жи́знь ми́ру Боже́ственное посеще́ние: са́дом бо зна́ния не растли́л еси́ у́м, пребы́в незы́блен и неколе́блен це́ркве степе́нь, всебла́же́нне.

Неве́сту Христо́ву Боже́ственно украси́л еси́ Ева́нгелием твои́м, я́ко диади́мою, це́рковь, Богоблаже́нне, и ны́не Боже́ственную твою́ па́мять торжеству́ет све́тло, ю́же изба́вити вся́каго обстоя́ния и бе́д лю́тых, моли́ Матфе́е апо́столе.

Богоро́дичен:

Не́др не отступи́в безнача́льнаго роди́теля Сло́во Безнача́льное, я́коже благовеству́ет Матфе́й, пиша́, Бо́г воплоти́ся из Тебе́, Чи́стая Всепе́тая, в челове́чь о́браз всеобра́зно ве́сь оде́явся, и того́ прие́м сво́йства.

Свети́лен. Подо́бен: Посети́л ны́ е́сть.

Сказа́ на́м Боже́ственная чудодея́ния, сла́вный Христо́ва Ева́нгелиа списа́тель, Матфе́й Богоприя́тный: его́же, любо́вию чту́ще, благосочета́нно воспои́м.

Мыта́рства и́го отве́рг разу́мно, Христу́ после́довал еси́, о, Матфе́е Богому́дре! следо́м же того́ чу́дно после́дуя, в прича́стии бы́л еси́ того́ ца́рствия, и сла́вы о́бщник, и таи́нник неизрече́нных.

И ны́не, Богоро́дичен:

Всесвя́ты́я ру́ки Твоя́, Богоро́дице Де́во, и́миже зижди́теля носи́ла еси́, поднеси́ в моли́тву о на́с к нему́, я́ко да изба́вит ны́ вся́ких искуше́ний диа́вольских, и получи́ти бу́дущих о́ных бла́г сподо́бит, всепе́тая.

Случайный тест

Цитата дня

Горе нам, что, предавшись суетным заботам и тщеславию, мы забыли страх Божий

Оценка 4.2 проголосовавших: 208
ПОДЕЛИТЬСЯ
Facebook
Twitter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here