|
|
Полное собрание и описание: молитва митрополита макария для духовной жизни верующего человека.
МАКАРИЙ МОСКОВСКИЙ
В миру Михаил, родился около 1482 года в Москве в семье благочестивых родителей. Известно, что отца его звали Леонтий и что мать его приняла впоследствии монашеский постриг с именем Евфросиния. Его дальним родственником, братом прадеда, был прп. Иосиф Волоцкий (+ 1515). Согласно поминальному синодику Успенского собора, в роду святителя Макария было и еще немало лиц монашеского и духовного звания: «инокиня Наталия, инок Акакий. инок Иоасаф, игумен Вассиан, архимандрит Кассиан, священноиерей Игнатий. инок Селиван. инок Макарий». Отец Михаила, очевидно, вскоре после рождения сына скончался, мать постриглась в одном из монастырей.
В обители он неленостно проходил школу монашеских подвигов бдения, смирения, молитвы и послушания, вникал в книжную премудрость, постигал писание святых икон. Сохранилось свидетельство о трудах и подвигах инока Макария в те годы: «много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив».
Будучи настоятелем обители, он заводит монастырский синодик, устанавливая поминовение всей преждепочившей братии, устраивает в монастырском соборе придел в честь прп. Макария Египетского.
Архиепископ Новгородский
29 июля того же года он прибыл на кафедру, которая вдовствовала без епископа, по словам летописца, 17 лет и 7 недель. Летописец говорит: «сед же святый на архиепископском столе, и бысть людем радость велия не токмо в Великом Новгороде, но и во Пскове и повсюде. И бысть хлеб дешев, и монастырем лекче в податех, и людем заступление велие, и сиротам кормитель бысть».
Архиеп. Макарий заботился о миссионерском просвещении северных народов огромной Новгородской земли. Он неоднократно посылал священников для проповеди Евангелия, повелевая разорять языческие требища и искоренять языческие обряды. Святительская грамота с этими, по выражению архиепископа Филарета (Гумилевского), есть «памятник апостольских трудов Макария для распространения света Христова между оставшимися язычниками». Благословение на миссионерские труды на самом севере Новгородской области, а также антиминс, священные сосуды и книги получил от святителя и преподобный Трифон Печенгский (+ 1583).
В 1528 г., исполняя постановление Московского Собора 1503 г., святитель предпринимает решение о введении общежительного устава во всех новгородских монастырях. По замечанию летописца, в обителях сразу возросло число иноков.
Большую заботу проявил святитель о создании и украшении храмов в своей епархии и, прежде всего, в Великого Новгорода. Он благоустраивает кафедральный Софийский собор , над входом в когорт по его благословению были написаны образы Пресвятой Троицы и святой Софии, Премудрости Божией. В соборе устанавливают амвон, изготавливают новые царские врата с богато украшенной завесой. Всего при святителе Макарии только в Новгороде строятся, перестраиваются и вновь украшаются после пожаров около сорока храмов, для которых пишутся книги, изготавливается церковная утварь и сосуды во владычной мастерской.
Получив еще в Пафнутиево-Боровском монастыре навык иконописания, святитель «поновляет» великую святыню Новгородской земли — икону Богоматери «Знамение», которая сильно обветшала к тому времени. После окончания работы он сам с крестным ходом проводил икону в Спасский храм на Торговой стороне, где она постоянно находилась для поклонения благочестивым новгородцам.
Святитель Макарий много сил и забот отдавал служению ближним, равно относясь к богатым и бедным, малым н великим. Он сам хоронит сгоревших в тюрьме во время пожара, собирает по епархии деньги для выкупа соотечественников из татарского плена, посылает великому князю Василию III часть свечи, чудесным образом возгоревшейся у мощей преподобного Варлаама Хутынского . Во время приключившихся в Великом Новгороде народных бедствий, мора и засухи, святитель созывает клир, произносит проповеди, совершает молебны с особым чином омовения святых мощей и затем велит кропить все в окрестностях этой водой. Вскоре мор и эпидемия прекращаются.
Святитель сам неоднократно совершал длительные поездки как по всей епархии. Бывал он и за ей пределами – так, в период новгородского святительства, он дважды бывал в Москве: в 1535 году по вызову государевой власти; и в 1539 году, когда он возглавлял избрание и поставление нового Всероссийского митрополита, святителя Иоасафа [1].
Известно, что святитель Макарий прилагал большие усилия в деле искоренения различных лжеучений. На Соборе 1553 г. была осуждена ересь Матфея Башкина и Феодосия Косого.
В 1542 г. по повелению святителя Макария на владычнем дворе строится храм святителя Николая.
По благословению святителя в Великом Новгороде составляется новый летописный свод, пишутся жития и службы русским святым. Племянник преподобного Иосифа Волоцкого, инок Досифей (Топорков), работает над исправлением текста Синайского Патерика, который затем был включен святителем в Великие Четьи Минеи; позднее инок Досифей написал Волоколамский Патерик и составил Хронограф. Софийский священник Агафон составляет в 1540 г. новую Пасхалию на всю восьмую тысячу лет.
Московский митрополит
В 1547 г. в Москве впервые в истории состоялось царское венчание Московского государя, которое совершил святитель Макарий.
На Соборах 1547 и 1549 гг. решался вопрос общецерковного прославления русских святых. До этого прославление святых осуществлялось на Руси решением местного архиерея, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов и подвигов. Макарьевские соборы явили целую эпоху в истории Русской Церкви, «эпоху новых чудотворцев», так называли тогда всех новоканонизованных русских святых. Хронология их имен охватывает чуть ли не весь период Христианства на Руси к тому времени. Эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе.
Прославление подвижников требовало написания им новых служб с литургическими указаниями типиконного характера о порядке их совершения, а также создания вновь или редактирования ранее написанных их житий. Историк Е.Е. Голубинский пишет, что в 20-летнее правление митрополита Макария «было написано житий святых почти на одну треть больше, чем во все предшествующее время от нашествия монголов, а если считать новые редакции прежних житий, то почти в два раза больше».
Летописи свидетельствуют о том, что Святитель ослеп на один глаз. Это несчастье с ним могло случиться во время великого пожара в Москве в 1547 г. Покидая Успенский собор, в котором он чуть не задохнулся от дыма, святитель вынес из него образ Богородицы, написанный чудотворцем Петром. За ним шел соборный протопоп с книгой церковных правил. Лица, сопровождавшие митрополита, погибли от ожогов и удушья. Святитель же чудом спасся, но при пожаре, как записал современник «опалеста ему очи от огня», так что, очевидно, правое око его совсем перестало видеть.
После того пожара в Кремле ведутся большие восстановительные работы, восстанавливаются пострадавшие храмы, которые святитель освящает сам. По его указанию строятся также храмы в Костроме, Пскове, Тихвинском монастыре и других местах.
В начале 1551 года в царских палатах Москвы начал работу Стоглавый Собор, созванный митрополитом Макарием. На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения. После Собора в различные пределы русской митрополии были посланы наказные грамота, которые затем были положены в основу соборных постановлений при их составлении и редактировании. Собор получил в истории именование Стоглавого, т. е. его материалы изложены в ста главах.
В 1552 году митрополит Макарий благословил царя Иоанна Грозного идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву, известный ныне как храм святого Василия Блаженного. Глава Русской Церкви сам освятил этот дивный собор, жемчужину русской архитектуры. После казанской победы в Русской Церкви была создана новая обширная епархия, в которой началась миссионерская деятельность с поставленном туда первого Казанского святителя — архиепископа Гурия (+ 1563).
3 февраля 1555 года святитель Макарий поставляет на новую Казанскую кафедру святителя Гурия (+ 1563), другого же своего современника, преподобного Макария Римлянина, Новгородского (XVI в.), еще раньше посвящает в игумены основанного им монастыря.
В 1555 году на праздник апостолов Петра и Павла из Вятки в Москву приносится чудотворная Великорецкая икона святителя Николая. Промыслом Божиим поновлял эту великую святыню митрополит Макарий с благовещенским протопопом Андреем, «бе бо иконному писанию навычен». Святитель трудился со многим желанием и верою, постом и молитвою над поновлением святого образа великого чудотворца.
Митрополит Макарий постоянно заботился не только о всей пастве, но и о каждом человеке, милостивно относясь к отдельным, даже заблудшим, чадам Церкви. Так, однажды, в Успенском соборе, после вечернего богослужения некто «вражьим научением умысли кражу сотворити», но невидимой силой был удержан и не смог этого сделать. Утром его обнаружили и, когда пришел митрополит Макарий, ему рассказали, как в церкви застали вора. Однако святитель повели отпустить его, но земские судьи хотели по закону судить преступника. Тогда митрополит строго воспретил это делать и послал церковного сторожа проводить «татя» в безопасное место. Придя на Кулишки, к церкви Всех святых, тот стал ходить там с неистовым видом и вскоре умер. Некоторые роптали на митрополита за то, что вора отпустили безнаказанно, но святитель не досадовал на них, а тело умершего повелел предать погребению.
Один из неизвестных его современников писал:
О высоте его духовной жизни свидетельствуют и случаи прозорливости. Он предсказал взятие русскими войсками Казани в 1552 и Полоцка в 1563 году.
Известно, что митрополит провидел грядущие бедствия Русской земли, которые принесла ей опричнина, учрежденная царем вскоре после его блаженной кончины:
Однажды попросил грозный царь митрополита Макария прислать ему душеполезную книгу. Получив же Чин погребения, он разгневался на святителя: «Прислал еси ко мне погребален, а в наши царьские чертоги такие книги не вносятца». И рече ему Макарий: «Аз, богомолец твой, послал спроста по твоему приказу, что еси велел прислати книгу душеполезную; и та всех полезней: аще кто ея со внимание[м] почитает, и тот во веки не согрешит».
15 сентября 1563 года святитель совершал крестный ход, во время которого сильно простудился и заболел. Он повелел сообщить о своей немощи в место своего пострижения, в Пафнутьев-Боровский монастырь, и попросить игумена прислать ему старца духовного. К святителю был прислан старец Елисей.
4 ноября святитель в последний раз молился в Успенском соборе. Затем святитель у всех смиренно испросил прощения.
3 декабря к митрополиту Макарию пришел царь Иоанн Грозный просить благословения. Святитель поведал ему о намерении удалиться в место своего пострижения — Пафнутиево-Боровский монастырь , но царь уговорил его остаться на кафедре. Перед самой кончиной митрополит выразил желание царю об удалении в обитель, даже написал ему об этом в письме, но по воле царя вынужден был вновь от этого отказаться.
Скончался 31 декабря 1563 года, когда колокол ударил к заутрени.
Когда перед выносом тела из митрополичьих покоев открыли его лицо, то оно было «яко свет сияя, за его чистое, и непорочное, и духовное, и милостивое житие и за прочая добродетели, не яко мертвецу, но яко спяща видети». Отпевали святителя 5 архиереев в присутствии царя и множества народа. После этого была прочитана первосвятительская прощальная грамота, которую перед концом своей жизни написал митрополит, прося у всех молитв, прощения и даруя всем свое последнее архипастырское благословение.
Почитание Святителя началось сразу же после его кончины. Вскоре на гробнице появилась и первая его икона. Известно, что, возвратившись из Литовского похода 1564 года, царь прикладывался в Успенском соборе к образам святителей Петра, Ионы и Макария, «любезно их целоваше».
Имя святителя начиная с XVII в., встречается в «Сказании о святых иконописцах», где говорится: «Святый, и предивный, и чудный Макарий, митрополит Московский и всея России чудотворец, писаше многие святые иконы, и книги, и жития святых отцев во весь год, Минеи Четьи, яко ин никто ж от святых российских написа и праздновати повеле российских святых, и на Соборе правило изложи, и образ Пресвятой Богородицы Успения написа».
В 1988 году на Поместном соборе святитель был канонизирован для общецерковного почитания.
Яко великим пастырем единонравна, и учителем вселенныя единомысленна, Божии Премудрости служителя изрядна, иже блаженству тезоимениту днесь вернии вси воспоим: Христа Бога моли, святителю Макарие, умирити мир и спасти души наша.
Богомудрым учением и книжным списанием потщался еси, святителю Макарие, люди Российския просветити, и святых земли нашея прославити. Сего ради чуден пронаречеся, преемниче первопрестольников Российских. Моли сохранитися нам в вере и благочестии невредимо.
О великий святителю, Церкве Российския первопрестольниче, града Москвы пастырю и учителю, отче наш Макарие блаженне, добре подвиг жития твоего совершивый и дерзновение у Господа стяжавый! К тебе во умилении сердец наших припадаем и усердно молим: буди о нас теплый предстатель у Престола Вседержителева и умоли Всеблагаго Бога: да не презрит нас, во многая и лютыя грехи впадших, но дарует нам вся благая и потребная, яже ко спасению. Вемы бо, яко немощни есмы, но молим тя усердно, святителю Божий, предстательством твоим сохрани невредимо всероссийскую паству, юже во святительстве твоем добре упасл еси. Архиереем и пресвитером у Господа испроси мудростъ, во еже право правити слово Божественныя истины, жертвенную любовь и ревностъ о спасении, да не погибнет ни един от паствы их; иночествующих в подвизех укрепи, в мире живущим истинный и потребньй им, иже во Христе Иисусе образ жительствования покажи; веру нашу укрепи, любви нелицемерней друг ко другу научи, в надежде на милосердие Божие утверди. Еще же молим тя, святителю, испроси нам у Всемилостиваго Бога духа разума и премудрости, да украсимся истинным боговедением спасительных писаний святых отец и мудростию их творений. Ей, святителю Божий, о мире всего мира Господа умоли, страну нашу твоим предстательством в мире и безмятежии соблюди; вся люди отечества нашего в добрем расположении друг ко другу сохрани и чужды междоусобных нестроений покажи; вся грады и веси добре сохрани, святую веру в людех непорочну соблюди. Буди всем нам скорый помощник в нуждах наших, да тобою окормляеми, мирно и благочестно поживем в жизни сей, да сподобимся и вечных благ восприятия на Небеси, славяще и превозносяще Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное о нас предстательство во веки веков. Аминь.
Иконография
Самое раннее прижизненное изображение святителя Макария находится на четырехчастной иконе 1547 г. в Благовещенском соборе в Кремле. В левой нижней части ее среди других известных лиц написаны царь и митрополит. Другое прижизненное изображение 1560 года было создано в алтаре Успенского собора Свияжского монастыря на фреске «Да молчит всяка плоть человеческая. ».
На иконах святитель изображается сухим, высоким, седым старцем. «Митрополит Макарий, стар и сед, в золотом саккосе и зеленом омофоре, на котором черные с золотом кресты; на голове святительская шапка, верх с разноцветными камнями; тушь белая, сбоку его надпись: «О агиос Макарий митрополит»; сияние над святителем празелень».
Святитель Макарий внес огромный вклад в развитие древнерусской письменности. Еще в Новгороде он продолжил труды архиепископа Геннадия (+ 1504). И если архиепископ Геннадий собрал воедино библейские книги, то владыка Макарий поставил целью собрать вообще всю «чтомую» на Руси духовную литературу. Начал он свой труд по систематизации русской церковной литературы в 1529 году. Это начинание получило в истории именование Великие Четьи Минеи. Их первая редакция была вложена в новгородский Софийский собор в 1541 году, вторая в 50-х годах дана вкладом в кремлевский Успенский собор, а третью позднее получил первый русский царь. В Минеях собраны и отредактированы разные списки житий множества святых, гомилетическое, богословское и патриотическое наследие Русской Церкви.
Митрополит Макарий руководит работой не только редакторов-переписчиков, но и авторов духовных сочинений. Так, он повелевает протопопу из кремлевского храма Спаса на Бору Ермолаю написать книгу о Пресвятой Троице и житие епископа Василия Рязанского. По инициативе святителя был создан первый систематический труд по русской истории — «Книга степенная царского родословия», непосредственно над составлением которой трудился царский духовник — протопоп Благовещенского собора, Андрей (в монашестве Афанасий), будущий митрополит, преемник и продолжатель трудов святителя Макария. Особо близок, очевидно, к митрополиту Макарию был плодовитый писатель Древней Руси иерей Василий, в иночестве Варлаам, прославлявший своими гимнографическими и агиографическими трудами псковских святых.
Святитель Макарий стал покровителем печатного дела на Руси, при нем в Русском государстве впервые начинается печатание книг клириком церкви святителя Николы Гостунского в Кремле диаконом Иваном Федоровым. В послесловии Апостола 1564 года, вышедшей уже после кончины святителя, и в двух изданиях Часослова 1565 года говорится, что они также напечатаны «благословением преосвященного Макария, митрополита всея Руси». Эти книги в то время не только читались в храмах, по ним еще и учились грамоте.
Литература
- Шишов А. Всероссийский Митрополит Макарий и его заслуга для Русской Церкви // Странник. 1869, № 12.
- Макарий, архиеп. Литовский и Виленский. Московский Митрополит Макарий как литературный деятель // Христианское чтение. 1873, № 4.
- Лебедев Н. Макарий, Митрополит Московский (1482-1563). М.
- Заусцинский К. Макарий, Митрополит всея России // ЖМНП (список сокращений см. в конце статьи. – Ред.), 1881, № 10.
- Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 2. Ч. 1. М.
- Волнянский Н. Митрополит Макарий – светоч русской культуры // ЖМП, 1947, № 6.
- Муравьев Н. Митрополит Макарий как составитель Великих Четьих Миней (К 400-летию составления Великих Четьих Миней) // ЖМП, 1953, № 5.
- Макарий (Веретенников), игумен. Митрополит московский Макарий и церковно-литературная деятельность его времени. // Тысячелетие крещения Руси. Международная церковная научная конференция «Богословие и духовность». Москва 11-18 мая 1987 г. — М.: Издание Московской Патриархии, 1989. — Т. 2.
- Макарий (Веретенников), игумен. Всероссийский митрополит Афанасий (1564-1566). — БТ, сб. 25. — М., 1984.
- Макарий (Веретенников), архим. «Московский митрополит Макарий и его время»М., 1996.
- Макарий (Веретенников), архим. «Жизнь и труды святителя Макария митрополита Московского и всея Руси. » М., 2002.
- Макарий (Веретенников), архим. «Святитель Макарий митрополит Московский и архиереи его времени»М., 2007.
- Макарий (Веретенников), архим. «Святая Русь:Агиографми.История.Иерархия»М., 2005.
Святитель Макарий Московский
Макарий (Невский) (1835 — 1926), митрополит Московский и Коломенский, «Апостол Алтая», святитель. Память 16 февраля (1 марта), в Соборах Московских святителей и Московских святых.
Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая (в миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский) родился 1 октября 1835 года на празднование Покрова Божией Матери, в сел Шапкино Владимирской губернии. Отец его, Андрей Иванович, служил причётником сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. С детства мать приучила маленького Михаила к молитве. Любимым чтением юного Михаила были творения святого Тихона Задонского, Ефрема Сирина и житие преподобного Серафима Саровского.
В 1854 году он закончил Семинарию (здесь ему дали фамилию — Невский), и, согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия, поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по блестящим успехам мог бы продолжить обучение в Академии. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарёв, память 18 мая) основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Первое время будущий Святитель служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык.
16 марта 1861 года он принимает монашеский постриг с именем Макария, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукополагают в иеродиакона, а 19 марта — в иеромонаха. Теперь начинается его самостоятельное миссионерское служение. Сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане. Успех проповеди мог быть лишь в том случае, когда народу несли слово Божие на его родном языке. Поэтому отец Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречьями. И многие годы он посвящает переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани. В 1875 году отца Макария назначают помощником начальника Алтайской Миссии.
В 1883 году отца Макария возводят в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности Владыка прослужил восемь лет. За это время число крещёных возросло до 19216 человек (во время основания миссии при преподобном архимандрите Макарии (Глухарёве) число крещёных —675 душ), число приходских храмов — до 49, открыто такое же количество школ и училищ с числом учащихся до 1168 человек.
За 36 лет своего миссионерского служения Владыка Макарий приобрёл всероссийскую известность. В 1891 году его назначают епископом Томским. Владыка Макарий считал, что пастырь должен быть готов «во всякое время износить из сокровищницы души своея для одних утешение, для других — наставление, для третьих — ободрение, а для иных обличение». Он занимался также попечительством: к концу пребывания его на Томской кафедре в Томске было одиннадцать церковно-приходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, шесть приютов для детей, ночлежный дом, пять богаделен. За время его служения в епархии было открыто 217 новых приходов, два женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 442 приходских попечительства.
Святитель Макарий предчувствовал грядущие события в России. В одном из своих поучений он говорил: «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно; а теперь не то. Тогда были за Царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его… В подмётных письмах и листках их мы читаем, что они, как вестники ада, жаждут разрушения, безпорядков… Их желание — всё перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги наверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими…». Владыка предрекал, обличая смутьянов: «Не хотите вы своей Русской власти, так будет же у вас власть иноплеменная».
В Мае 1906 года его возвели в сан архиепископа. А в 1912 году назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, Владыка большое внимание уделяет катехизации народа, смело обличает нравственную распущенность современников, выступает против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией». Священномученик Арсений (Жадановский) (память 14 сентября) в своих воспоминаниях писал: «Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление. Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки».
Владыка Макарий известен и как добрый восстановитель мира в афонских спорах об Имени Божием (1912 год). Его совесть не могла мириться с теми грубыми методами, какие были применены к русским имяславцам на Афоне — последователям древнего аскетического учения о внутреннем безмолвии (исихазме). И Святитель в 1914 году создал особую Комиссию при Московской Синодальной Конторе, которая определила учение имяславия Православным, не содержащим ереси и, таким образом, несправедливое решение Святейшего Синода относительно афонских старцев было упразднено.
Митрополит Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет.
В 1917 году, после Февральского переворота в газетах начинается кампания клеветы на Владыку, который остался верен присяге Государю и отказался присягнуть Временному правительству. Его не допустили на Всероссийский собор 1917-18 годов. Святителя принуждают «как несоответствующего духу времени» — под угрозой заключения в Петропавловскую крепость — подать прошение об отставке. Это было явно беззаконное, противоканоническое действие со стороны Временного правительства, так как московские митрополиты, благодаря своему особому статусу, никогда не увольнялись на покой — ни по причине болезни, ни по старости. Кроме того, 82-х летнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре — священноархимандритом которой он был — сослав в Николо-Угрешский монастырь.
Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не потерял способность говорить. Не раз посещал больного Владыку св. Патриарх Тихон, последнее их свидание было в августе 1924 года, оба испросили друг у друга прощение. Священномученик митрополит Пётр, став Патриаршим Местоблюстителем, просил у старца благословения и Владыка с любовью подарил ему свой белый клобук.
Выдающийся Святитель-миссионер, «Апостол Алтая», «Сибирский столп Православия», «живой Русский святой» — так называли его современники — почил 16 февраля 1926 года в посёлке Котельничи Московской области Люберецкого района. В 1957 году его честные нетленные останки были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и захоронены в храме Русских Святых Успенского Собора.
Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе в августе 2000 года. Включен в Собор Московских святых (память в воскресенье перед 26 августа по старому стилю).
Избранный и чудный архиерею Церкве Российския, града Москвы первопрестольниче, блаженне святителю Макарие! Восхваляем тя ныне мы, недостойнии, но, яко имея дерзновение у Святыя Троицы, предстательством твоим Небесным помогай нам, сущим в бедах и скорбех, радостно взывающим ти:
Радуйся, блаженне Макарие, похвало Церкве Христовы и предивный чудотворче.
Ангела земнаго и человека Небеснаго прославляем тя, яко ревнителя Православия: от земных бо к Небесным обителем возшел еси. И ныне, предстоя Престолу Святыя Троицы вкупе с лики чудотворцев Российских, не престай моляся о воспевающих тя:
Радуйся, корене благаго ветве многоплодная;
Радуйся, благочестивых родителей плоде богодарованный.
Радуйся, от юности возлюбивый Бога всем сердцем твоим;
Радуйся, яко Ему Единому работати возжелел еси.
Радуйся, яко измлада мудрости прилежал еси;
Радуйся, поста и молитвы ревностный блюстителю.
Радуйся, блаженне Макарие, похвало Церкве Христовы и предивный чудотворче.
Видя тщету мирскаго жития, блаженне святителю Макарие, во ограду обители преподобнаго Пафнутия Боровскаго удалился еси, идеже имя египетскаго пустынника, монашествующих наставника, Макария Великаго, приял еси и, яко звезда небосветлая возрастая на тверди церковней, весь живот свой от младых ногтей Богу предал еси, сердцем и усты непрестанно поя Ему: Аллилуиа.
Разум твой богодухновенный, научением книжным в Пафнутиево-Боровстем монастыре просвещаемый, богомыслию предал еси, блаженне Макарие, молитвою и пощением во служение Богу себе уготовляя. Восхваляюще же ныне твоя благая тщания, взываем ти сице:
Радуйся, яко, отложив вся мирския сласти, Христов ярем носити изволил еси;
Радуйся, юность твою, яко жертву непорочну, отвержением мира Богу принесый.
Радуйся, в постех и подвизех твоих добродетельми украсивыйся;
Радуйся, ангельски во плоти поживый.
Радуйся, монашескаго послушания светлый облаче;
Радуйся, иноков обители Боровския украшение.
Радуйся, блаженне Макарие, похвало Церкве Христовы и предивный чудотворче.
Силою Вышняго, уготовлявшаго тя во спасение многих, досточудне святителю, ведом был еси от силы в силу во святем житии твоем, день и нощь поучался еси в Законе Господнем, присно взывая Богу: Аллилуиа.
Имея чистое житие и душу непорочну, в монашеския ризы облеклся еси, еще млад сый, и, подвигом добрым труждаяся, искус жестокаго жития прошед и саном архимандрита обители Лужецкия от первосвятителя Даниила почтен быв, ревностно подвизался еси о спасении Богом данного тебе стада словеснаго, с нимже и мы днесь радостно взываем:
Радуйся, красото смиренномудрия и воздержания;
Радуйся, образе кротости и послушания.
Радуйся, соборов иноческих похваление;
Радуйся, преподобных и праведных сонаследниче.
Радуйся, премудрый монахов наставниче;
Радуйся, добрый о них попечителю.
Радуйся, блаженне Макарие, похвало Церкве Христовы и предивный чудотворче.
Бури страстей избежав, архипастырски трудился еси, святителю отче Макарие; достойный служитель святыя Софии, Премудрости Божия, явился еси, и сокровища премудрости ревностно собирати потщался еси, ко просвещению народов российских, научая разумно пети Богу: Аллилуиа.
Слышавше ближнии и дальнии людие, дивляхуся о трудех твоих неустанных, имиже трудился еси на кафедре богоспасаемых градов Великаго Новаграда и Пскова, и радовахуся, яко приял еси жезл архипастыря от митрополита Российскаго Даниила. Мы же, овцы пажити твоея, светом твоего богораэумия озаряеми, вопием ти:
Радуйся, на престоле святительстем достойно возседый;
Радуйся, архиерею и премудрый учителю.
Радуйся, в подвизе учительства неустанный ревнителю;
Радуйся, винограда Христова усердный делателю.
Радуйся, яко твоим благословением некрещеная лопь светом Евангелия просвещена бысть;
Радуйся, благочиния монастырскаго мудрый устроителю.
Радуйся, блаженне Макарие, похвало Церкве Христовы и предивный чудотворче.
Боготечному солнцу уподобился еси, блаженне Макарие, егда волею Пастыреначальника Христа на свещнице Церкве Российския собором архиереев поставлен был еси, да светиши светло отечествию твоему. Мы же Небесному Царю, Триединому Богу, дивно прославльшему тя, поем: Аллилуиа.
Видевше тя православнии людие, яко светило безоблачно сияюща многими дарованьми, радовахуся. Ты же, добрый пастырю Христов, мучениколюбец сый, соборне уставил еси празднования творити святым новым чудотворцем земли нашея, ихже Господь Бог прослави, якоже Своя угодники, многими различными чудесы и знаменьми. Мы же, чудящеся о таковей неизреченней благости Божией, Церкви нашей Российстей дарованней, умильно взываем ти сице:
Радуйся, святителю, други Божия достолепно прославивый;
Радуйся, деяния подвижников российских писанию предавый.
Радуйся, труды и подвиги мужей святых в песнех славословивый;
Радуйся, образы новых чудотворцев благоговейно писавый и лобызавый.
Радуйся, научивый паству достойно покланятися святым новым чудотворцем;
Радуйся, яко купно с сими святыми ныне и от нас славословие приемлеши.
Радуйся, блаженне Макарие, похвало Церкве Христовы и предивный чудотворче.
Проповедник веры Православныя и ревнитель благочестия словом и житием был еси, достославне святителю, блаженне Макарие, потщался еси труды неленостными нравы и обычаи людей российских исправити, научая непрестанно воспевати Богу: Аллилуиа.
Возсиял еси, яко звезда лучезарная, в Церкви Российстей светом Христова учения и ревностию твоею о славе Божией, иерарше блаженне, и созвал еси великий собор, Стоглав нарицаемый, ко исправлению и утверждению в добродетелех верных чад, внимающих учению Христову и похваляющих тя сице:
Радуйся, благочиния церковнаго строгий блюстителю;
Радуйся, яко тобою вера Христова утвердися.
Радуйся, чтения и пения Божественнаго искусный учителю;
Радуйся, соблазнов и нестроений мудрый искоренителю.
Радуйся, яко страх Божий, начало премудрости, в сердцах пасомых насаждал еси;
Радуйся, яко праведныя жизни образ верным подавал еси.
Радуйся, блаженне Макарие, похвало Церкве Христовы и предивный чудотворче.
Хотяй враг спасения рода человческаго нарушити мир Церкве нашея, воздвиже еретическое мудрование в людех о Божестве, и о Церкви, и о православных догматех веры христианския. Мы же, трепетни суще о таковем злочестии, прославляем святителя Макария, православных догматов защитителя, взывающе Богу: Аллилуиа.
Новаго тя Петра Александрийскаго и Николая Мирликийскаго зрим, святителю Макарие: овии отсекоша Ариа безумнаго, раздравшаго, яко ризу Церковь Христову, ты же еретическая лжемудрования соборне осудил еси, прелесть их посрамив да не сеют злобы своея в роде человечестем, и тако утвержден бысть истинный Закон Христов. Мы же, чада Церкве Православныя, благодарно прославляем тя, блаженне Макарие:
Радуйся, Православия великий ревнителю;
Радуйся, стада Христова от волков хищных верный оградителю.
Радуйся, жезлом догматов лжемудрствование посрамивый;
Радуйся, небрегущия о святыни от Церкве Божия отлучивый.
Радуйся, презрители законоположений церковных низложивый;
Радуйся, громе, поражаяй злочестивых.
Радуйся, блаженне Макарие, похвало Церкве Христовы и предивный чудотворче.
Странника и пришельца в мире сем себе помышляя, святителю отче наш Макарие, в подвизех и постех присно пребывая, кроток же, смирен и милостив был еси, отроком в незлобии подражая всегда, совершен умом быв, поя Всемилостивому Богу: Аллилуиа.
Весь ум твой, святителю, вперил еси к Богу, пастырски врученное тебе от Христа стадо упасл еси: лица бо сильных не стыдяся, наставлял еси их на путь спасения, его ради чтуще святую память твою, любовию ти вопием:
Радуйся, великий благочестия столпе;
Радуйся, святопомазанная главо, честный наш учителю.
Радуйся, Христа Господа всею душею и сердцем возлюбивый;
Радуйся, христианскаго благочестия истинный ревнителю.
Радуйся, неутомимый проповедниче Евангелия Христова;
Радуйся, каменю драгий, всю землю Российскую украшаяй.
Радуйся, блаженне Макарие, похвало Церкве Христовы и предивный чудотворче.
Всего себе вперив в премудрость книжную, составил еси многими труды и подвиги Великия Четия Минеи во славу Божию, в похвалу святых и в научение всему роду православному. Мы же, дивящеся дарованней ти от Бога премудрости, прославляем тя, зовуще Богу: Аллилуиа.
Витии любомудрии прославляют деяния славных мира сего, ты же, пчеле уподоблялся, воедино собирал еси жития иже в постех просиявших и за Христа кровь свою пролиявших. Мы же, писании твоими просвещаеми, поем и благодарим тя за толикие труды твоя и преусердно приносим ти сицевая:
Радуйся, книжную премудрость, яко бисер, собравый;
Радуйся, сокровища премудрости чадом Божиим явивый.
Радуйся, имиже люди российския просветивый;
Радуйся, деяния святых писанию предавый.
Радуйся, начало книгопечатанию положивый;
Радуйся, духовный пастырю словесных овец.
Радуйся, блаженне Макарие, похвало Церкве Христовы и предивный чудотворче.
Спасти хотя душу твою, святителю, покоя духовнаго возжелел еси, хотя оставити первосвятительский престол и паству российскую, но, умолен быв от собора святителей и самодержцем державным, показал еси нам пример послушания Церкви Христове, да поем Богу: Аллилуиа.
Стена и крепкое ограждение земли Российстей был еси, святителю, многими добродетельми украсивыйся, постнически пожив, течение скончав, ко отшествию от земнаго бытия приблизился еси и предал еси душу свою в руце Бога Жива. Собор же народа многа, стекшеся ко одру твоему и видевше лик твой, яко свет сияющий, чистаго и непорочнаго жития твоего ради, прославиша Бога, даровавшаго таковаго светильника, вопиюще:
Радуйся, святителю, пред кончиною твоею явления Богоматере сподобивыйся;
Радуйся, мирно и радостно час кончины твоея сретивый.
Радуйся, яко пресветлое житие твое на земли прешел еси;
Радуйся, святителю, и по смерти твоей нас не оставляяй.
Радуйся, яко и по преставлении твоем с нами пребываеши;
Радуйся, гражданине Иерусалима Небеснаго.
Радуйся, блаженне Макарие, похвало Церкве Христовы и предивный чудотворче.
Пение наше молебное презри, богомудре и блаженне отче, любовию подвизаеми, к честному образу твоему притекаем и, прославляюще Триединаго Бога, молимтися: молися выну у Престола Господа Славы избавитися нам от мятежей и треволнений, да благодарне зовем Богу: Аллилуиа.
Светодательная свеща явился еси стране нашей, Макарие чудный, и по смерти своей. Темже сиянием учений и трудов твоих озаряеми, почитаем святую память твою, просвети убо очи наша душевная, да благодарно взываем ти:
Радуйся, бедствия, грядущая на землю Российскую, предзревый;
Радуйся, о всех людех российских усердный молитвенниче.
Радуйся, вместо временных вечная блага нам подаваяй;
Радуйся, бисере честный, сиянием Небесныя славы сердца наша увеселяяй.
Радуйся, светильниче многосветлый, светом истиннаго богопознания нас озаряяй;
Радуйся, святителей Московских достойный преемниче.
Радуйся, блаженне Макарие, похвало Церкве Христовы и предивный чудотворче.
Благодать Господню и благовременную помощь испроси нам, святителю Макарие, во дни нестроений, и буди нам в скорбех утешитель и в бедах заступник. Молим тя, иерарше блаженне, пролей за нас теплую молитву ко Господу, да сохранит Церковь Российскую невреждену от ересей и расколов и спасет вопиющих Ему: Аллилуиа.
Поюще преславное житие твое и богомудрая деяния, святителю отче Макарие, блаженству тезоименитый, восхваляем Подателя всех благих, Бога, даровавшаго в последняя времена стране нашей великаго чудотворца. Озари, иерарше чудный, нас светоизлиянием твоея благодати, увеселяя сердца наша пети ти со умилением:
Радуйся, Православия поборниче нелицемерный;
Радуйся, архиереев доброто, священников и иноков похвало.
Радуйся, звездо, сияющая во тьме сущим;
Радуйся, первопастырю и учителю христоименитых людей земли нашея.
Радуйся, иконописче благоговеен, дела рук своих посвящаяй Богу;
Радуйся, от Царя Небеснаго венец славы приемый.
Радуйся, блаженне Макарие, похвало Церкве Христовы и предивный чудотворче.
О чудотворче преславный и боголюбезный пастырю, первопрестольниче изрядный, великое украшение церковное, всем архиереем и иереем неленостный учителю, всея российския паствы истинное управление, святителю Макарие чудный! Милостивно прием сие малое моление наше, в похвалу тебе приносимое, умоли Господа Бога даровати мир душам нашим, Церкви и стране, да взываем присно: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й
Молитва святителю Макарию, митрополиту Московскому и всея Руси
О великий святителю, Церкве Российския первопрестольниче, града Москвы пастырю и учителю, отче наш Макарие блаженне, добре подвиг жития твоего совершивый и дерзновение у Господа стяжавый! К тебе во умилении сердец наших припадаем и усердно молим: буди о нас теплый предстатель у Престола Вседержителева и умоли Всеблагаго Бога: да не презрит нас, во многая и лютыя грехи впадших, но дарует нам вся благая и потребная, яже ко спасению. Вемы бо, яко немощни есмы, но молим тя усердно, святителю Божий, предстательством твоим сохрани невредимо всероссийскую паству, юже во святительстве твоем добре упасл еси. Архиереем и пресвитером у Господа испроси мудростъ, во еже право правити слово Божественныя истины, жертвенную любовь и ревностъ о спасении, да не погибнет ни един от паствы их; иночествующих в подвизех укрепи, в мире живущим истинный и потребный им, иже во Христе Иисусе образ жительствования покажи; веру нашу укрепи, любви нелицемерней друг ко другу научи, в надежде на милосердие Божие утверди. Еще же молим тя, святителю, испроси нам у Всемилостиваго Бога духа разума и премудрости, да украсимся истинным боговедением спасительных писаний святых отец и мудростию их творений. Ей, святителю Божий, о мире всего мира Господа умоли, страну нашу твоим предстательством в мире и безмятежии соблюди; вся люди отечества нашего в добрем расположении друг ко другу сохрани и чужды междоусобных нестроений покажи; вся грады и веси добре сохрани, святую веру в людех непорочну соблюди. Буди всем нам скорый помощник в нуждах наших, да тобою окормляеми, мирно и благочестно поживем в жизни сей, да сподобимся и вечных благ восприятия на Небеси, славяще и превозносяще Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное о нас предстательство во веки веков. Аминь.
Тропарь святителю Макарию, митрополиту Московскому и Всея Руси
Яко великим пастырем единонравна, и учителем вселенныя единомысленна, Божии Премудрости служителя изрядна, иже блаженству тезоимениту днесь вернии вси воспоим: Христа Бога моли, святителю Макарие, умирити мир и спасти души наша.
Богомудрым учением и книжным списанием потщался еси, святителю Макарие, люди Российския просветити, и святых земли нашея прославити. Сего ради чуден пронаречеся, преемниче первопрестольников Российских. Моли сохранитися нам в вере и благочестии невредимо.
Величаем тя, святителю отче Макарие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.