Молитва на джума намаз

Полное собрание и описание: молитва на джума намаз для духовной жизни верующего человека.

О дополнительных молитвах до и после пятничной (джуму’а) молитвы

Основой в религии Всевышнего Аллаха является то, что совершение любого поклонения, на которое не указали Аллах и Его посланник, мир ему и благословение Аллаха, является запретным. Что же касается бытовых вопросов и всего мирского, то основой этого Всевышний Аллах сделал дозволенность, и все мирское остается таковым до тех пор, пока не появится то, что будет указывать на его запретность.

Что же касается утверждающих о существовании в Сунне конкретных количеств рак’атов до пятничной молитвы, то они обязаны предоставить на это довод либо словами, либо поступком посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха!

Передается множественными путями о том, что в пятничный день, пророк, мир ему и благословение Аллаха, выходил из своего дома, поднимался на минбар, а затем муаззин начинал произносить азан. После завершения слов азана пророк, мир ему и благословение Аллаха, поднимался для произнесения хутбы (проповеди). И не сообщается о том, что он совершал какую-либо Сунну до хутбы. Об этом говорится в таких книгах, как «Фатхуль-Бари» 2/426, «Найлюль-аутар» 3/312, «Мисбаху зуджаджа» 1/377 и др.

Большинство ученых говорили, что нет никакой определенной Сунны узаконенной пророком, мир ему и благословение Аллаха, до пятничной молитвы. И это было мнением имамов Малика, аш-Шафи’и и большинства шафиитов, а также это распространенное мнение ханбалитов, и большинства имамов. И этому мнению отдавали предпочтение шейхуль-ислам Ибн Таймия и его ученик Ибн аль-Къайим, а также шейх аль-Альбани и ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима) во главе с шейхом Ибн Базом. См. «аль-Инсаф» 2/406, «Задуль-ма’ад» 1/432, «аль-Аджуиба аль-муфида».

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: «Большинство ученых были единогласны в том, до пятничной молитвы нет никакой определенной Сунны с определенным количеством. Дело в том, что подобное может быть утверждено либо словами пророка, мир ему и благословение Аллаха, либо его поступком, а он ничего в этом случае не установил ни словами, ни поступком!» См. «Маджму’ату-ррасаиль аль-кубра» 1/136.

Хафиз аль-‘Иракъи сказал: «Не передается от пророка, мир ему и благословение Аллаха, чтобы он совершал что-либо до джуму’а. Он выходил на пятничную молитву, после чего произносился азан и он начинал читать хутбу (проповедь)». См. «Фатхуль-Бари» 2/341.

Имам Абу Шама, учитель имама ан-Науауи, в своей известной книге «аль-Ба’ис ‘аля инка-риль-бида’ уаль-хауадис» писал: «Если кто-то скажет: „Может пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал молитву до джуму’а у себя дома, а затем выходил“, то я отвечу: Если бы такое имело место, то об этом передали бы его жены, как они передали о других добровольных молитвах, которые пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал у себя дома и днем и ночью! И по причине того, что на эту тему ничего достоверного не передается, основа состоит в отсутствии такой Сунны, и это указывает на то, что подобное не узаконено!»

Шейх Ибн аль-Каййим сказал: «После того как Биляль завершал слова азана, пророк, мир ему и благословение Аллаха, сразу же вставал для произнесения проповеди. И никто не совершал молитв из двух рак’атов. И азан произносился единожды. А это указывает на то, что и джуму’а подобна праздничной молитве. И нет до них никакой Сунны. И это является воззрением ученых, и Сунна это подтверждает, так как пророк, мир ему и благословение Аллаха, выйдя из дома сразу же направлялся к минбару и после того как он поднимался на него, Биляль начинал произносить слова азана. И после слов азана пророк, мир ему и благословение Аллаха, тот час же начинал произносить хутбу». См. «За-дуль-ма’ад» 2/128.

Что касается некоторых хадисов, в которых говорится о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал до джуму’а 4 или 2 рак’ата, то все они являются либо слабыми, либо выдуманными. Среди этих хадисов сообщение, которое приводит Ибн Маджах 1/347 от Ибн ‘Аббаса, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал четыре рак’ата дополнительной молитвы до пятничной, и не разделял их (салямом). Однако этот хадис недостоверен. Иснад этого хадиса переполнен слабыми передатчиками.

Имам ан-Науауи сказал: «Это ложный хадис, в котором четыре слабых передатчика, а Мубашир ибн Убайд передатчик ложных хадисов!» См. «Ху-лясатуль-ахкам» 2/812.

Также сказал и имам аз-Зайля’и: «Мубашшир ибн Убайд передатчик ложных хадисов, а Хаджадж и Атыйя слабые рассказчики!» См. «Насбу-ррайя» 2/206.

Также о слабости этого хадиса высказались и хафиз Ибн Хаджар, и шейх Ибн аль-Къайим, и хафиз аль-Бусайри, и шейх аль-Альбани. См. «ат-Тальхис» 6/626, «Задуль-маад» 1/170, «ас-Сильсиля ад-даифа» 1001.

Есть также сообщение от ‘Аиши, которая якобы говорила, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал два дополнительных рак’ата до пятничной молитвы у себя дома. Однако этот хадис является ложным. В цепи передатчиков этого хадиса Исхакъ аль-Асуари аль-Басри, который являлся лжецом. Имам Ибн Ма’ин говорил о нем: «Он лжец, выдумывающий хадисы». См. «Аджуиба ан-нафи’а» 28.

Также имам аль-Баззар передал от Абу Хурайры, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал до пятничной молитвы два рак’ат, а после четыре. Подобное передается и со слов Ибн Мас’уда, что приводит ат-Табарани. Но иснад обоих этих сообщений является слабым, о чем сообщил хафиз Ибн Хаджар. См. «Фатхуль-Бари» 2/426.

Однако некоторые мусульмане, не до конца поняв этот вопрос, стали порицать совершение любой добровольной молитвы до джуму’а.

На самом же деле как это было указано, нет конкретной узаконенной молитвы от пророка, мир ему и благословение Аллаха, с конкретным числом рак’атов до джуму’а, как например это обстоит скажем с 2 рак’атами до утренней молитвы и остальными намазами, узаконенными пророком, мир ему и благословение Аллаха. Но если человек пришел пораньше на пятничную молитву, то он может совершить сколько хочет добровольных (татау’) молитв, пока не выйдет имам. Доказательством этому является следующий хадис: «Тот, кто искупался, а затем отправился на пятничную молитву и молился столько, сколько пожелал, а затем молчал, пока не закончится хутба и совершил с имамом намаз, тому простятся его грехи, совершенные между двух пятниц и еще трех дней!» Муслим 857.

Также пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится так тщательно, как только сможет, смажет волосы или умастится благовониями, которые найдутся у него дома, после чего отправится на джуму’а, и не будет расталкивать сидящих рядом (в мечети), и помолится столько, сколько было угодно Аллаху, а потом будет хранить молчание, внимательно слушая слова имама, ему обязательно простятся грехи, совершенные им между этой и предыдущей пятницей» Муслим 883.

Именно так поступали сподвижники пророка, мир ему и благословение Аллаха, которые совершали добровольные намазы до пятничной молитвы. Са’ляба ибн Абу Малик рассказывал: «Во времена ‘Умара ибн аль-Хаттаба, мы совершали молитвы в пятницу, до того времени пока не выходил ‘Умар (для хутбы). Когда же ‘Умар выходил и садился на минбар, музаззин начинал произносить азан. Мы же садились и разговаривали, а когда муаззин заканчивал произносить азан, ‘Умар вставал и начинал произносить проповедь, а мы замолкали, и никто из нас не произносил ни слова». Малик 1/103, аш-Шафи’и 1/139. Достоверность подтвердил имам ан-Науауи. См. «аль-Маджму’» 4/550.

Также из числа сомнений в вопросе конкретной добровольной молитвы до джуму’а, это поступок Ибн Мас’уда, который совершал 4 рак’ата до джуму’а. Прекрасно ответил на это имам Абу Шама, который сказал: «Молитва в 4 рак’ата, которую совершал Ибн Мас’уд до джуму’а была добровольной, которую можно совершать пока не выйдет имам. И с чего вы взяли, что он совершал эту молитву, как пятничную Сунну?! Тем более от сподвижников передается совершение большего количества рак’атов до джуму’а. Абу Бакр Ибн аль-Мунзир передал, что Ибн Умар совершал 12 рак’атов до джуму’а, а Ибн ‘Аббас 8. Это является доказательством на то, что эти молитвы были из раздела добровольных (татау’), которые они желали совершать сами, а не опираясь на пророка, мир ему и благословение Аллаха. Поэтому и число рак’атов совершаемых до джуму’а, передаваемое от сподвижников отличается, поскольку двери добровольных молитв (не связанных ни с чем) открыты!» См. «аль-Ба’ис ‘аля инкариль-бида’ уаль-хауадис» 1/97.

Это то, что можно вкратце сказать о Сунне до пятничной молитвы.

На основании изложенного следует отметить, что до пятничной молитвы нет никакой определенной узаконенной молитвы пророком, мир ему и благословение Аллаха, ни в 2, ни в 4 ни в большее количество рак’атов. Однако есть добровольные молитвы, которые человек может совершать сколько хочет, пока не выйдет имам для хутбы. И нет сомнений в том, что это мнение является самым сильным и аргументированным.

Что же касается добровольных молитв после пятничной (джуму’а), то существует молитва как в 2, так и в 4 рак’ата, узаконенные словами и поступком самого пророка, мир ему и благословение Аллаха. Посланник Аллаха говорил: «Если кто-нибудь из вас совершит пятничную молитву, пусть совершит после нее и дополнительную молитву в 4 рак’ата». Муслим 881.

Ибн ‘Умар рассказывал, что он совершал вместе с пророком, мир ему и благословение Аллаха, 2 рак’ата после пятничной молитвы. аль-Бухари 937, 1165, Муслим 729.

А в другой версии сообщается, что эти 2 рак’ата после джуму’а пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал у себя дома. Муслим 882.

Некоторые люди считают, что если человек будет совершать сунну после пятничной молитвы в мечети, то лучше сделать в ней 4 раката, а если у себя дома, то 2 раката. При этом они опираются на слова Ибн аль-Къайима, сказавшего: «Наш шейх Ибн Таймия говорил, что если совершать пятничную Сунну в мечети, то следует совершить 4 рак’ата, а если дома, то 2».

На самом деле на такое разделения нет указания в Сунне, а на «желательность» какого-либо действия в поклонении необходим далиль!

Имам аш-Шаукани говорил: «Желательность — это законоположение шариата, на которое также должно быть доказательство». См. «Сайлюль-джарар» 4/70.

Шейх аль-Альбани о словах Ибн аль-Къайма сказал: «На такое разделение я не знаю никакого основания в Сунне! Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: „Если кто-нибудь из вас совершит пятничную молитву, пусть совершит после нее и дополнительную молитву в 4 рак’ата“. Муслим 881. И нет в этом хадисе указание на совершения этой молитвы именно в мечети! Наоборот, известный достоверный хадис гласит: „Наилучший намаз человека после обязательного — это намаз совершенный у него дома!“ И если человек совершит после джуму’а 4 или 2 рак’ата в мечети, то это дозволено, а если он сделает это дома, следуя этому хадису, то это лучше!» См. «Тамамуль-минна» 341-342.

И в завершении мы воздаем хвалу Аллаху Господу миров!

Молитва на джума намаз

Пятница ( аль-джум‘а ) – священный день для мусульман. В этот праздничный день мужчинам обязательно ( фард ) совершение пятничной молитвы. В Священном Коране говорится:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِي لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَى ذِكْرِ اللهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُون. فَإِذَا قُضِيَتِ الصَّلَاةُ فَانتَشِرُوا فِي الْأَرْضِ وَابْتَغُوا مِن فَضْلِ اللهِ وَاذْكُرُوا اللهَ كَثِيراً لَّعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

«О вы, которые уверовали! Когда возглашают азан на пятничную молитву, то устремляйтесь поминать Аллаха усердно, оставив торговлю. Ведь то, что велено вам, лучше для вас, если вы знаете. А когда будет завершена молитва, то расходитесь по земле и ищите милости Аллаха, поминайте Аллаха часто, – чтобы были спасены» [1] .

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Кто верит в Аллаха и Судный день, для того пятничный намаз (аль-джум‘а) является обязательным (фард), кроме путников, рабов, детей, женщин и больных» [2] .

Пятничный намаз (аль-джум‘а) состоит из 4-х ракяатов сунны, 2-х ракяатов фарда и 4-х ракяатов сунны.

Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, до и после фарда пятничного намаза (джум‘а) читал 4 ракяата сунны и не разделял ракяаты между собой (т.е. читал не по два ракяата) [6] .

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, трижды повторил:

«Клянусь, либо люди прекратят пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся в числе пренебрегающих» [8] .

Пятничный намаз (аль-джум‘а) совершается в пятницу во время полуденного намаза (аз-зухр) и заменяет его. Пятничный намаз (аль-джум‘а) выполняется только коллективно.

Пятничный намаз (аль-джум‘а) является обязательным (фард) для мукалляфа – психически нормального и достигшего совершеннолетия мусульманина. Кроме этого есть 6 других обязательных условий:

  1. Мужчина (для женщин совершение пятничной молитвы не обязательно);
  2. Свободный от рабства;
  3. Не находящийся в пути;
  4. Здоровый;
  5. Не слепой;
  6. Имеющий здоровые ноги.

Если человек не соответствует одному из перечисленных выше 6 условий, то для него совершение пятничной молитвы (джум‘а) необязательно. Но если он совершит пятничную молитву, то этот намаз ему засчитывается. Человек, не совершивший пятничный намаз, должен совершить полуденный намаз (аз-зухр).

Условия для правильного выполнения пятничной (аль-джум‘а):

  1. Совершение во время полуденного намаза (аз-зухр);
  2. Чтение перед намазом проповеди (хутба);
  3. Место, где собираются для совершения пятничного намаза (аль-джум‘а) намаза, должно быть открыто для всех;
  4. Присутствие не менее трех мужчин, помимо имама;
  5. У имама должно быть разрешение для проведения пятничного намаза (аль-джум‘а) от религиозного руководства мусульман данной местности;
  6. Пятничный намаз (аль-джум‘а) намаз должен проводиться в населенном пункте.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА (АЛЬ-ДЖУМ‘А)

После первого призыва (азан) на пятничную молитву индивидуально совершается 4 ракяата сунны. Намерение для этого намаза можно сформулировать так: «Намерился выполнить 4 ракяата сунны пятничного намаза (аль-джум‘а) ради Аллаха». Порядок совершения этого намаза такой же, как у сунны полуденного намаза (аз-зухр).

После второго призыва (азан) имам поднимается на минбар для чтения проповеди (хутбы). После чтения проповеди читается икамат и коллективно совершается 2 ракяата фарда пятничного намаза (аль-джум‘а). Следующие за имамом делают намерение: «Намерился выполнить 2 ракяата фарда полуденного намаза (аль-джум‘а) за имамом ради Всевышнего Аллаха». Порядок совершения фарда пятничного намаза (аль-джум‘а) такой же, как у фарда утреннего намаза (аль-фаджр).

После фарда совершают 4 ракяата сунны пятничного намаза (аль-джум‘а), который совершается так же, как сунна полуденного намаза (аз-зухр). Намерение для этого намаза: «Намерился выполнить 4 ракяата сунны пятничного намаза (аль-джум‘а) ради Всевышнего Аллаха».

Молитва на джума намаз

Джума намаз – пятничная молитва

Джума-намаз (араб. صلاة الجمعة‎ — пятничная молитва) — обязательная коллективная молитва для мужчин. Совершается в пятницу во время полуденной молитвы в мечетях. Совершение джума-намаза предписано в Коране:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَىٰ ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ۚ ذَٰلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ

«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали…» (Сура 62 Джума, аят 9)

В хадисе от Тарикъа ибн Шихаба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Совершение совместной пятничной молитвы, является обязанностью для каждого мусульманина, за исключением четверых: раба, женщины, ребенка и больного». (Абу Дауд 1067, аль-Хаким 1/321)

Стоит отметить, что для тех мусульман, для которых пятничная молитва не обязательна, делают обычные 4 ракаата зухр (полуденной молитвы). Однако они могу участвовать в пятничной молитве и тогда с них, как и с других, кто сделал её, снимается обязанность совершения обязательной полуденной молитвы. Не установлено, чтобы на мусульманина ложилось совершение и пятничной и полуденной молитвы в один день. Поэтому после совершения пятничной молитвы нельзя совершать и зухр.

Время пятничной молитвы (джума намаз)

Обычное время пятничной молитвы — время захода времени полуденного (зухр) намаза в пятницу до времени асра. Были случаи, что Пророкﷺ начинал пятничную молитву и раньше этого времени.

Молитва на джума намаз

Ас-Саламу алейкум ва рахматуллаhи ва баракатух!

Дорогие братья и сёстры!

1. Что такое пятничный намаз.

4. Условия, при которых пятничный намаз является обязательным.

7. Желательные действия пятничного дня.

Пятничный намаз – это двух-ракаатный кол­лективный(джамаат) намаз, совершаемый в пятницу во время обеденного намаза всей мусульманской общиной. Пятничный намаз обязателен (фарз) для всех мусульман мужского пола, достигшим совершеннолетия (т.е. половой зрелости, пример­но 14,5 лет) и проживающих в данном населен­ном пункте.

Перед молитвой мусульмане должны совершить полное омовение , остричь ногти и надеть чистые, праздничные одежды. Желательно также надушиться благовониями и не есть заблаговременно чеснок, лук и другие продукты с острым запахом.

ЦЕННОСТЬ ПЯТНИЦЫ И ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА

Пятница ( аль-джум‘а ) – лучший день недели и праздник для мусульман. Это великий день, которым Аллаh возвеличил для верующих.

В благородном хадисе говорится: «Суббота дарована иудеям, воскресенье – христианам, а пятница – мусульманам. В этот день мусульманам ниспосылается обилие, всяческие блага, всё доброе».

В хадисе от Абу Храйры говорится: «Лучший день, в котором восходит солнце, – это пятничный день. В этот день был создан Адам, введён в Рай, в этот же день выведен оттуда, и не настанет Судный день, кроме как в пятничный день». (Муслим, Ат-Тирмизи и др.) Абу Давуд добавил: «И в этот день было принято покаяние Адама, и в этот день он умер…». Конец света также наступит в пятницу. По пятницам обитатели Рая будут наслаждаться высшим наслаждением – будут лицезреть особым зрением Всевышнего Аллаhа.

В другом хадисе от Абу Хурайры говорится, что когда посланник Аллаhа рассказывал о пятничном дне, он сказал: «В нём есть время, если верный раб, когда стоит и молится, просит что-нибудь у Всевышнего, Он даст ему это». (Аль-Бухари, Муслим). Ангелы называют пятницу днём изобилия, потому что Всевышний Аллаh в этот день одаривает Своих рабов безграничными милостями и благами.

В Священном Коране говорится:

«О вы, которые уверовали! Когда возглашают азан на пятничную молитву, то устремляйтесь поминать Аллаhа усердно, оставив торговлю. Ведь то, что велено вам, лучше для вас, если вы знаете. А когда будет завершена молитва, то расходитесь по земле и ищите милости Аллаhа, поминайте Аллаhа часто, – чтобы были спасены»

Имам Малик рассказал, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаhа, сказал:

«Тот, кто искупается совершенным образом и отправиться в соборную мечеть на пятничную молитву в первом часу после зари, то это приравнивается к принесению им в жертву одного верблюда, тому, кто пойдёт во втором часу – к принесению им в жертву коровы, кто в третьем – барана, в четвёртом – курицы, а в пятом – яйца».

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаhа, говорил:

«Кто верит в Аллаhа и Судный день, для того пятничный намаз (аль-жум‘а) является обязательным (фард), кроме путников, рабов, детей, женщин и больных»

«Тому, кто в пятницу, сделав омовение, придет на пятничный намаз (аль-джум‘а) и будет молча слушать проповедь, простятся грехи от одной пятницы до следующей пятницы и еще за 3 дня»

«Если (человек) совершит в пятницу малое омовение (вуду), будет хорошо, если же кто-нибудь совершит полное омовение (гусль), то это лучше»

«Клянусь, либо люди прекратят пропускать пятничные молитвы, либо Аллаh запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся в числе пренебрегающих»

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА,

который проводится в Днепропетровской мусульманской общине.

6. Суннат-ратибат намаз (2 ракаата)

Прежде всего обращаем ваше внимание на то что и порядок, и количество ракаатов мы выполняем таким образом, следуя за имамом аш-Шафии.

При условии, что вы пришли в пятничный день во время в мечеть, то вы совершаете 2-х ракаатный суннат – тасбих намаз (за мечеть).

После АЗАНА начинается проповедь имама (на русском языке). Она длиться минут 30 – 40.

(Предыдущие проповеди Вы можете прочитать в соответствующем разделе нашего сайта).

После этого читается 1 раз сура Аль-Фатиха, 3 раза сура Ихлас и салават Прроку (САС).

Салават можно читать любой, какой вы знаете. У нас, как правило, читается вот этот:

«Ал-лахгьумма салли г’ала саййидина Мухаммадив ва г’ала али саййидина Мухаммадив васаллим».

Затем имам читает дуа, а все присутствующие говорят «Амин».

После этого проводится

ДЖАНАЗА-НАМАЗ (Заупокойная молитва)

Одной из обязанностей мусульман по отношению к умершему мусульманину является со­вершение над усопшим джаназа-намаза. Просить у Аллаха за умершего о прощении грехов – последняя обязанность мусульманина перед братом по вере. Поэтому в Днепропетровской мечети перед пятничной молитвой всегда читается джаназа-намаз за души умерших на протяжении этой недели мусульман.

В джаназа-намазе поклоны не совершают, молятся стоя. Джаназа-намаз можно совершать в одиночку и с джамаатом.

Порядок совершения джаназа-намаза подробно описан в статье “джаназа-намаз”.

После джаназа-намаза совершаются два 2-х ракаатных суннат-ратибат намаза.

Делаются они отдельно от джамаата, то есть каждый делает их сам по отдельности.

Намерение для этого намаза можно сформулировать так: «Я намереваюсь совершить 2 ракаа-та сунны пятничного намаза (аль-джум‘а) ради Аллаhа».

Порядок совершения этого намаза такой же, как у сунны полуденного намаза (зухр).

Более подробно о порядке совершения в Днепропетровской мечети коллективных как фарз-, так и суннат-намазов Вы можете ознакомиться в статье о джамаат-намазе .

Затем все присутствующие вместе 3 раза произносят салават Пророку (САС).

«Ал-лахгьумма салли г’ала саййидина Мухаммадив ва г’ала али саййидина Мухаммадив васаллим».

Имам поднимается на минбар (очень высоко находящаяся кафедра), дает салам.

После этого мы слышим еще один АЗАН, и начинается хутба.

ХУТБА – это обязательная проповедь, состоящая из двух частей. Хут’ба – специальная пятничная проповедь на арабском языке, во время которой запрещается разговаривать между собой и с самим собой вслух.

Если вы пропустили хут’бу, то есть не успели услышать хотя-бы ее конец, то ваша пятничная молитва не полноценна. Это означает, что она засчитывается, но вознаграждение за неё не будет таким полным, как в случае присутствия на ней.

После окончания первой части хутбы имам садится, и в это время читают дуа (молитву-мольбу). Затем имам встает и читает вторую часть хут’бы.

По окончании ХУТБЫ звучит иКАМАТ (второй призыв на молитву, похожий на АЗАН (но короче) имам спускается с минбара и становится перед джамаатом и вот теперь начинается обязательный пятничный – джума-намаз.

Порядок совершения фарза пятничного намаза (аль-джум‘а) такой же, как у фарза утреннего намаза (аль-фаджр). Намерение для этого намаза можно сформулировать так: «Я намерева-юсь выполнить 2 ракаата пятничного фарз-намаза (аль-джум‘а), следуя за имамом, ради Всевышнего Аллаhа».

Более подробно о порядке совершения в Днепропетровской мечети коллективных как фарз-, так и суннат- намазов Вы можете ознакомиться в статье о джамаат-намазе .

После 2 ракаатов фарз-намаза имам чи­тает дуа, а затем азкары (молитвы и славословия, читаемые после намаза). Каждый при этом также их читает про себя.

Какие именно азкары желательно читать, и каким образом, вы можете ознакомиться в статье азкары.

ПОЛУДЕННЫЙ НАМАЗ (4 ракаата)

Одним из условий правильного проведения пятничной молитвы согласно последнему (джа-дид) решению имама аш-Шафии и других богословов, является необходимость наличия 40 человек, живущих в данной местности и умеющих правильно и без ошибок читать (по правилам тажвида и махраджа) суру «Аль-Фатиха» и «Аттахийят».

Так как в нашей мечети в Днепропетровске не всегда могут собираться 40 таких мусульман, а также есть вероятность того, что в другом месте Днепропетровска раньше нас начали проводить джума-намаз, то мы совершаем после пятничной молитвы и обеденную (4 ракааа). И эту молитву мы совершаем как обязательную для уверенности в том, что если вдруг нам пятничная молитва не будет засчитана, то зачтётся этот обязательный фарз намаз.

Порядок совершения этих 4 ракаатов стандартный (более подробно смотри в статье о джамаат намазах ). Намерение для этого намаза можно сформулировать так: «Я намереваюсь выполнить 4 ракаата полуденного фарз-намаза, следуя за имамом, ради Всевышнего Аллаhа».

После 4 ракаатов фарз-намаза имам чи­тает дуа, а затем про себя азкары (молитвы), читаемые после намаза. Каждый при этом также их читает про себя. Очень желательными азкарами являются:

– по 1 разу прочитать суры Аль-Кюрси , Ихлас , Фаляк , Ннас ,

– 10 раз прочитать «Астагафируллаh»,

– по 33 раза прочитать «Субхана Ллаh», «АльхамдулиЛляh», «Аллаhу акбар»,

– «Ля илягьа илля-Ллаhу вахдаху ля шарика лях, ляху-ль-мульку уа ляху-ль-хамду, йюхи уа йюмиит уа хува аля кули шей’ин кадир».

Если не успеваем вслед за имамом по 33 раза читать эти слова, то надо дочитать, даже если он уже начал читать последующие азкары.

УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ПЯТНИЧНЫЙ НАМАЗ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ

Пятничный намаз – это обязательный (фарз) намаз, совершае­мый коллективно (джамаатом) во время полуденного намаза. Кроме условий, свойственных пятикратному намазу, у пятнич­ной молитвы есть ещё две группы дополнительных условий:

– вуджуб – условия, при которых пятничный намаз является обязательным (фарз);

– сыххат – условия, обеспечивающие действительность пятничного намаза.

ВУДЖУБ ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА (пятничный намаз обязателен):

1. Для жителей данного города, населённого пункта. А также для тех, кто живёт в пределах одного фарсаха (5 040 метра).

Те же, кто находятся за пределами этой территории, обязаны посещать молитву в том случае, если услышали призыв высоким голосом с минаретов. Одним словом, пятничная молитва обязательна для жителей города и пригорода, связанного с ним, и не обязательна для тех, кто живёт в отдельном от города населённом пункте (в селе или деревне). Тот же, кто находится в городе проездом и не является его жителем, обязан совершить пятничный намаз, если намеревается остаться там в течение 15 полных дней. Путешественникам пятничный намаз не обязателен.

2. Для тех, кто здоров.

Больным и тем, кто не может оставить больного одного, молитва в мечети не обяза-тельна.

3. Для свободных людей.

Работа или учёба не являются уважительной причиной для пропуска молитвы более 3-х раз подряд. Существуют различные формы соглашений и с работодателями, и с преподава-телями. Правда, и тут существуют случаи, когда договориться просто невозможно. Тогда эти люди становятся несвободными.

Женщинам и детям пятничный намаз не обязателен.

5. Для совершеннолетних и дееспособных.

Слепым, хотя бы и имеющим поводыря, пятничный намаз не обязателен.

7. Имеющим возможность ходить.

Безногим, прикованным к инвалидному креслу и парализованным пятничный намаз не обязателен.

8.Обязателен для тех, кто не сидит в тюрьме, не боится преследования властей, не боится попасть в плен, подвергнуться нападению разбойников и т. п.

Не обязателен пятничный намаз в случае стихийных бедствий (сильные морозы, угроза схо-да лавин, ливневые дожди и т. п.).

Те, которым пятничный намаз не вменяется в обязанность, совершают обеденный намаз дома поодиночке без азана и икамата, а если вдруг они пойдут на пятничный намаз, то совершение его хватает вместо обеденного.

ССЫХАТ ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА (условия для того, чтобы пятничная молитва считалась действительной).

1. Молитва должна читаться в любом населённом пункте, где проживают мусульмане, даже если в этом населенном пункте нет мечети.

В больших городах, где несколько мечетей, пятничную молитву могут совершать в нескольких местах, если считают, что это необходимо для того, чтобы не приводить людей к проблемам и трудностям, особенно в больших городах, где бывает порой трудно добраться до центра с окраин.

2. Совершается во время полуденной молитвы.

3. Чтение проповеди перед обязательной пятничной молитвой.

4. Присутствие на проповеди хотя-бы одного мужчины в здравом уме.

Если проповедь слушали только женщины и дети, то такая хутба недействительна.

5. Чтение пятничной молитвы джамаатом.

Кроме имама, необходимо наличие джамаата в количестве трёх совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мужчин-мусульман, даже если они будут больными или путешественниками.

6. Двери мечети (или другого помещения, где проводится молитва) должны быть открыты для всех.

Нельзя одних впускать в мечеть, а другим запрещать входить. Исключения составляют здания, закрытые из соображений безопасности.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПРИ КОТОРЫХ МОЖНО ПРОПУСТИТЬ ПЯТНИЧНУЮ МОЛИТВУ

В хадисе Посланника Аллаhа (мир ему и благословение) приводятся следующие категории людей, кому выполнение пятничной молитвы не обязательно, – это раб, женщина, ребёнок и больной. Для них выполнение пятничной молитвы не обязательно, следовательно, они могут её пропустить, выполняя при этом обычную обеденную молитву. А остальные должны выполнять её неукоснительно и в лучшем виде.

Если пятничная молитва пропускается без уважительных причин – это является харамом (запрещённым).

ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПЯТНИЧНОГО ДНЯ

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил о пятнице: «Поистине, пятница – и праздник, и день, отданный упоминанию Аллаhа».

Собираясь в мечеть, нельзя есть чеснок, лук и другие продукты с острым запахом.

Перед пятничной молитвой мусульманину желательно искупаться, остричь ногти, надеть чистую и нарядную одежду, использовать самый приятный запах, и пораньше, насколько это возможно, прийти в мечеть. Там приносить покаяния за вольные и невольные грехи, совершённые в течение недели, читать Коран, вспоминать прекрасные имена Аллаhа и прославлять Его, Всемогущего и Всесильного (произносить зикр). В пятницу у входа в мечеть сидят ангелы и отмечают: «Первым пришёл такой-то мусульманин, вторым – тот-то, третьим – тот…».

Как только имам начинает проповедь, ангелы прекращают запись, и книга закрывается.

Является сунной читать в ночь на пятницу суру 44 («Дым»), а днём до полудня – суру 18 («Пещера»).

Имаму желательно до проповеди сесть на минбар, повернувшись к джамаату. Второй азан муэдзину желательно произносить перед ним. Хут’бу сначала начинают с восхваления Всевышнего Аллаhа, затем с произнесения обоих свидетельств и чтения салавата Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Желательно также прочитать несколько аятов из Корана и хадисов, разъяснить их смысл. Затем прочитать проповедь, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для укрепления богобоязненности в сердцах и делах мусульман.

Во время второй проповеди желательно совершить дуа мусульманам. Так как совершают две проповеди, то желательно между ними сесть.

Также желательно вместе с имамом, в соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение), прочитать тасбихи. Это особенно желательно в Днепропетровском регионе, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джамаате) мольбах-дуа, особенно в такой великий день, как пятница. Совершив вместе тасбихи, верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются, делятся радостями.

НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПЯТНИЧНОГО ДНЯ

1. Нежелательным, приближённым к запрещённому действию, является перешагивать через других верующих с целью пройти в передние ряды мечети, так как этим вы приносите им определённый вред.

Здесь имеется в виду перешагивание через плечи сидящих плотно друг к другу людей, наступая на части тел или их одежду. Если в задних рядах мест нет, но есть свободные места в передних рядах и есть возможность пройти сквозь людей, то это не порицается.

Порицается когда кто-то ходит между рядами и, бесцеремонно раздвигая людей, беспокоя их, старается занять место в передних рядах. Безусловно, передние ряды весьма почётны. Но они для тех, кто пришёл раньше.

После азана или икамата, когда люди встанут для молитвы плотнее друг к другу, свободные места в переднем ряду займут стоящие сзади. Тем, кто пришёл позже, лучше всего занять любое свободное место, чтобы не впасть в грех, пробираясь вперёд.

Пробираясь в передние ряды, задевая других, вы отвлекаете их, мешаете им сосредоточиться, оскорбляете их чувства и навлекаете на себя гнев Аллаhа .

В хадисе сказано: «Если кто-либо, придя на пятничную молитву, будет, беспокоя людей, пробираться в передние ряды, то пусть знает, что он прокладывает себе мост прямо в ад».

2. Нежелательно имаму во время выхода для чтения хутбы приветствовать джамаат, так как этим он вынуждает их отвечать ему, а это является порицательным для них.

3. Также относится к порицаемому, приближённому к запрещённому, продавать что-либо или покупать что-либо после пятничного азана, и также относятся к порицаемому, прибли-жённому к запрещённым вещам, все действия, которые отвлекают человека от намаза.

4. Нежелательным является есть, пить в мечети во время хутбы. Категорически запрещается разговаривать и произносить что-либо.

5. Нежелательным является поднимать другого человека, чтобы сесть на его место, так как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Пусть никто из вас не поднимет другого с его места в пятничный день, чтобы сесть туда, однако пусть скажет, чтобы ему дали место».

6. Также запрещено совершать намаз или дуа, здороваться и разговаривать в то время, когда имам поднялся на минбар для чтения проповеди, так как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас зайдёт в мечеть в то время, когда имам делает хутбу, пусть он не совершает намаз и не разговаривает до тех пор, пока имам не завершит свою хутбу, и пусть также не отвечает на салам».

С момента восхождения имама на минбар и до окончания двух ракаатов фард-намаза все люди в джамаате должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (мир ему и благословение) предупреждал: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу своему “Замолчи”, то твой приход в мечеть на пятничную проповедь будет впустую». Учёные-богословы, комментируя сказанное, уточнили: «Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будет полным». Но все богословы без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва засчитывается данному человеку, то есть она канонически действительна, и перечитывать её не надо.

В соответствии с двумя упомянутыми и несколькими другими достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо слушать имама и строго сохранять молчание. В противном случае мы уходим с пятничной молитвы без вознаграждения (саваб), в котором мы так сильно, особенно сегодня, нуждаемся.

Пусть Всевышний примет наши молитвы, будет Милостив к нам и убережёт нас от ошибок!

Намаз
Халяль и харам

Имам мечети г.Днепр ул.Оренбургская,86

От центра маршруткой 105 до ул.Оренбургская

С ж/м Победа маршрутка 62 до ул.Оренбургская

С ж/м Красный Камень автобус 95-а до остановки Байкал

На авто – от кинотеатра Правда в сторону ж/м Клочко по ул.Байкальская на восьмой улице повернуть направо. На столбе есть указатель “Мечеть” со стрелкой.

Оценка 4.1 проголосовавших: 183
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here