Молитва на роше шана

Полное собрание и описание: молитва на роше шана для духовной жизни верующего человека.

Рош Ха-Шана – подготовка и особенности празднования

Абсолютно у каждого народа в мире существует традиция в тот или иной день праздновать наступление Нового года, когда принято желать радости и благополучия во всех начинаниях. Не являются исключением и евреи, для которых Рош Ха-Шана имеет огромное значение, как с религиозной, так и со светской точки зрения.

В отличие от привычного для большинства однодневного торжества, еврейский Новый год отмечается на протяжении двух дней с начала новолуния месяца тишрей.

Точно сказать, какого числа будет Рош Ха-Шана в том или ином году, можно только с помощью лунного календаря – знаменательный день может попасть, как на сентябрь, так и на октябрь (в 2015 году праздник выпадает на 14-15 сентября).

Отсчет нового года у евреев, так же как Судный день (Йом-Киппур, который отмечают спустя десять дней после Рош Ха-Шана) относится к категории самых значимых иудейских торжеств. Поэтому существует обширный перечень правил по тому, как его встречать и что ставить на стол.

Если говорить о том, как празднуют этот день в обычных семьях, то можно увидеть много общего с общеизвестными традициями, такими как:

  • поздравления друзьям и близким
  • посиделки за праздничным столом
  • обмен подарками
  • отсутствие необходимости работать и т.д

Видео о том ак празднуют еврейский Новый Год — Рош Ха Шана

Особенности подготовки

Перед тем как наступит новый год, каждый благонравный последователь иудаизма должен сбросить с себя груз обид и грехов, накопленных за прошлые двенадцать месяцев.

Чтобы будущее было радостным, евреи просят прощения у всех, кого специально или неосознанно обидели. При этом важно не только позаботиться о том, чтобы окружающие не таили на вас злобы, но и самому научиться прощать и помогать другим людям, найти внутренний покой и начать год «с чистого листа».

Распространенным явлением можно назвать поход в микве перед кануном Рош Ха-Шана, где удается избавиться от внутренней нечистоты. Помимо этого, перед началом празднества есть возможность:

  • побывать на кладбище и вознести молитву на месте погребения предков, при этом обращается человек не к усопшим родственникам, а к Господу
  • освободиться от всевозможных обетов с помощью особой процедуры под названием хатарат недарим – для того, чтобы возложенные обязательства были сняты, необходимо предстать перед 3 мужчинами и попросить об этом с помощью молитвы

Согласно законам Торы, полноценной клятвой может считаться даже сказанное неосознанно обещание. Чтобы не нести за собой в Новый год бремя невыполненных обязательств, важно отменить их до наступления Рош Ха-Шана.

Что ставят на стол в этот праздник?

На Рош Ха Шана выпекают много сладостей, для того чтобы год был сладким

Характерной особенностью праздничного стола у евреев стоит назвать обилие мучных и сладких блюд – подобным способом они привлекают к себе счастье и «сладкую» жизнь.

В обязательном порядке трапеза должна включать круглую халу (хлеб), которую перед тем как есть, благословляют и макают в мед – сразу после этого, таким же образом необходимо съесть кусочек яблока, пожелав, чтобы новый год был сладким и добрым.

Поскольку благие замыслы Бога далеко не всегда воплощаются в приятной для человека форме, практические иудеи просят в Рош Ха-Шана не только «абстрактного» добра, но и того, чтобы год был «сладким» в действительности.

В еврейской культуре существует четкое определение того, что означают те или иные продукты, а также какую пользу они могут принести, причем при употреблении каждого из них нужно говорить особые пожелания.

К примеру, съедая за праздничным столом финики, можно попросить об уничтожении врагов, а зерна граната помогают преумножить достижения.

Главным принципом приготовления трапезы является разнообразие – чем больше блюд (в том числе мясных) будет на столе, тем больше вероятность процветания в новом году. Естественно, во время приема пищи, гости, и члены семьи желают друг другу счастья, удачи и прочих благ.

Махзор и Ташлих

Количество молитв, которые читаются на протяжении двух дней в Рош Ха-Шана, весьма велико, в связи с чем их собрали в Махзор – особый молитвенник. Стоит отметить, что в случае, если канун праздника попадает на шаббат, то не читается молитва «Отче наш…» (Авину Малкейну), а также не трубят в шофар.

Если один из дней праздника выпадает на субботу, то Рош Ха Шана продлевается на один день и таким образом Новый Год длится 3 дня.

Чрезвычайно тщательно подбирается кантор для торжественных служб – оптимальным выбором считается женатый мужчина возрастом от тридцати лет, который отличается скромностью характера и строго следует законам Торы.

Впрочем, допускаются некоторые вариации, например, вполне приемлемо будет назначить хазаном молодого человека с выдающими достоинствами или образованием.

Большое значение при праздновании Рош Ша-Хана имеет Ташлих – молитва, произносимая после полудня, как правило, недалеко от водоема, где водится рыба.

Цель Ташлиха заключается в побуждении евреев к самоанализу и исправлению совершенных ошибок, при этом вода символизирует Тору, а рыба с постоянно открытыми глазами не дает забыть, о «всевидящем оке» Господа.

Когда и сколько трубят в шофар?

Шофар — рог в который трубят на праздник

Одним из наиболее известных в мире еврейских новогодних обычаев стоит назвать звучание шофара. В свою очередь, для самих иудеев слушать, как он трубит – важнейшая заповедь, причем выслушать необходимо не меньше 30 серий из трех последовательных звуковых последовательностей.

Перепутать звуки данного инструмента с каким-либо другим невозможно – сначала труба звучит протяжно, потом раздаются плачущие звуки и, наконец, отрывистые ноты.

Визуально он представляет собой загнутый рог барана длиной от 10 сантиметров. Тот, кто трубит в шофар (делается это только стоя), автоматически берет на себя обязанности выполнять заповеди за всех своих слушателей. Кстати, в шофар трубят и на Йом Кипур.

Наслаждаться звуками инструмента предстоит, как мужчинам, так и представительницам прекрасного пола и детям – начинается трубление после утреннего чтения Торы и произнесения двух благословений.

До тех пор, пока шофар не смолкнет (общее количество серий достигает ста, из них 40 – после службы, а последний звук специально делается более длинным), всем присутствующим запрещено разговаривать.

You must be logged in to post a comment Login

РОШ А-ШАНА В ПЕРВОИСТОЧНИКАХ

«И сказал Г-сподь Моше так: „Говори сынам Израиля следующее: в седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой, напоминание о трубном звуке, священное собрание“ (Ваикра 23.23, 24)

Звук шофара возвещает нам, что наступает праздник Рош а-Шана – Новый год (дословно Глава года, т.е. его начало).

Вот еще три названия этого праздника:

День звучания шофара – Йом труа

День памяти – Йом а-зикарон

Как возникли эти названия? Как они связаны между собой? Что они означают? Что означают слова „День суда“? Кого судят, почему, за что?

Я хочу вас познакомить с древним текстом, записанным в Мидраше.

Раби Элиэзер учил, что первый день Сотворения мира был 25-м днем месяца элул (Элул – месяц в еврейском календаре перед Тишреем. Первый день Тишрея – это первый день праздника Рош а-Шана).

Вы знаете, что мир был сотворен в течение шести дней. Посмотрите внимательно на следующую таблицу:

День второй – 26 элула – отделение воды от суши

День третий – 27 элула – осушение земли.

День четвертый – 28 элула – Солнце, звезды, Луна и другие планеты

День пятый – 29 элула – птицы и рыбы

День шестой – 1 Тишрея – звери, а также мужчина и женщина

Отсюда мы видим, что Рош а-Шана – это День рождения человечества. А теперь послушайте молитву Рава . Она скорее похожа на поэму, воспевающую мудрость Всевышнего, сотворившего День суда:

„Этот день Сотворения мира, когда Ты сотворил мужчину и женщину, должен всегда быть напоминанием о Суде, который Ты создал в первый день Нового года. В этот день выносится приговор людям земли. Кому – война, а кому – мир. Кому – голод, а кому – Урожай. Кому – смерть, а кому – жизнь“.

Читая этот текст, мы задаемся вопросом: какой суд состоялся в первый день Творения, и каким образом Раву об этом стало известно?

Послушайте, что, по его мнению, произошло в Шестой день Творения.

Представьте себе прекрасный день в Ган Эдене – райском саду: 12 часов – свет, и 12 часов – тьма.

Первый час – в Б-жественном сознании возникает мысль о создании Адама.

Второй час – Б-г советуется с главными ангелами.

Третий час – Б-г собирает прах земли.

Четвертый час – Б-г придает праху форму.

Пятый час – Б-г собирает отдельные части вместе.

Шестой час – Б-г ставит Адама на ноги.

Седьмой час – Б-г вдыхает в него жизнь.

Восьмой час – Б-г приводит его в райский сад.

Девятый час – Б-г предостерегает Адама, что, если он съест плод с Древа познания, то тотчас умрет.

Десятый час – Адам совершает первый в истории человечества грех и ест плоды запретного дерева.

Одиннадцатый час – Б-жественный суд над Адамом.

Двенадцатый час – милосердный Б-г дарует Адаму жизнь.

Обратите внимание: Б-г сказал Адаму, что в день, когда тот отведает плод Древа познания, он умрет. Но вот Адам съедает этот плод – и не умирает.

Посмотрим, что говорится в тексте.

„Святой сказал ему: „Пусть в том, что ты прощен, будет знак для твоих потомков. Когда ты пришел ко Мне на Суд в день, когда согрешил, отведав плоды Древа познания, ты был прощен, чтобы и дети твои могли приходить ко Мне на Суд год за годом и также быть прощенными в этот день – день Рош а-Шана.“

Кто же это – дети Адама? Да все люди земли, все мы – дети Адама, христиане считают Адама первым грешником. Для евреев Адам – это Адам а-ришон, первый человек, взвесив заслуги которого, Б-г отменил свой первоначальный приговор. Б-г сказал ему: если ты съешь плоды этого дерева, умрешь. Адам съедает плоды дерева и не умирает. Адам – первый из людей, кто был прощен.

Давайте вернемся к началу этого раздела. Мы узнали, что Рош а-Шана имеет четыре названия. Обратите внимание на то, как они связаны между собой. Йом труа – День звучания шофара приводит нас к Йом а-зикарон – Дню памяти, к напоминанию о том, что Б-г судит нас за то, что мы совершили в прошедшем году, следовательно – Он помнит. Мы тоже судим себя в Йом а-дин – День суда. Мы предстаем перед Б-жественным Судом, веря в Его милосердие. Поэтому мы ждем Рош а-Шана — Новый год с радостью и надеемся, что Всевышний простит нам наши прегрешения, а мы постараемся впредь не повторять ошибок… Иными словами, мы видим, что человек, анализируя в этот день свои дела и поступки, стремится измениться к лучшему. Между прочим, эта мысль, — что человек может и должен постоянно меняться к лучшему, — является ценнейшим вкладом иудаизма в развитие цивилизации.

Я был бы недостаточно честен, если бы не предупредил вас, что у вас возникнут трудности при исполнении многих заповедей – в том числе в праздновании Рош а-Шана и Йом кипура. Эти дни коренным образом отличаются от всех других праздников года. Во-первых, эти праздники мы в основном проводим в синагоге: мы обращаемся с молитвами к Б-гу, ибо еврейский народ верит в милосердие Б-га. В эти дни каждый из нас особенно остро ощущает, что если он не выполняет Б-жественные заповеди, то совершает тем самым грех. И мы понимаем, что за этот грех можем быть наказаны, и что лишь искреннее раскаяние может дать нам надежду, что Б-г простит нас.

Таким образом, мы с вами вовлечены в увлекательный процесс – процесс вечного обновления, в тот самый процесс, к которому был причастен и самый первый на земле еврей – Авраам. Первое, что велит Б-г Аврааму, — покинуть землю, где он родился, уйти из родительского дома в то место, которое ему укажет Б-г, чтобы строить там новую жизнь. Время Рош а-Шана – это время, когда вы в синагоге и в своем доме, собравшись вместе с семьей и друзьями вокруг празднично накрытого стола, должны задуматься о себе и своей жизни, подвести итоги прошедшего года и с надеждой заглянуть в будущее. Я бы сказал, что отличительной чертой еврейской натуры является стремление к вечному обновлению.

Почему на Рош а-Шана трубят в шофар?

Шофар – это рог животного, в который трубят в синагоге на Рош а-Шана в ходе особой праздничной молитвы. Одно из традиционных объяснений этого обычая связано с отрывком из текста Торы, который читают в Рош а-Шана, — Акедат Ицхак ( „Связывание Ицхака“). Трубя в шофар, мы выражаем надежду, что Б-г проявит к нам милосердие.

Рамбам дает другое объяснение этой традиции: шофар побуждает нас к тшуве – раскаянию. Трубные звуки шофара призывают нас к действию – к активному пересмотру своих дел и поступков с целью избежать ошибок и прегрешений в будущем.

Существует и еще одно объяснение этой традиции: звучание шофара – это как бы церемония коронации, включающая в себя особую молитвенную службу, в ходе которой, в определенной части молитвы, мы как бы провозглашаем вечное Царство Б-га, управляющего миром.

Если Рош а-Шана выпадает на Шабат, то в шофар трубят только на второй день.

Какие обычаи связаны с Рош а-Шана?

Праздник начинается вечером с зажигания свечей. Произносятся следующие благословения:

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас заповедями Своими и повелевший нам зажигать свечи Праздника

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, который даровал нам жизнь, и поддержал нас, и дал нам дожить до этого времени.

Затем приступают к трапезе. Она начинается с кидуша – благословения над вином, которое можно найти в Махзоре – специальном молитвеннике для Рош а-Шана. Краткое благословение, произносимое над вином:

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, сотворивший плод виноградной лозы.

Во время вечерней трапезы на Рош а-Шана принято ставить на стол традиционное угощение – яблоки с медом, выражая этим надежду, что наступающий год будет „сладким“. Перед тем как попробовать яблоки, мы произносим:

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, который даст нам добрый и сладкий год.

В честь Рош а-Шана едят круглые халы (вместо плетеных, используемых в Субботу и в другие праздники года) Круглая форма является символом цикличности года, плавного перехода от одного времени года к другому. Существует и другое объяснение этого обычая: круглая хала символизирует корону, которая напоминает нам о Царстве Всевышнего в мире.

Перед тем как есть халу, мы всегда произносим благословение А-моци:

В первый день праздника выполняют особый обряд, называемый ташлих ( „встряхивание“). Люди идут на берег реки или иного водоема и там, совершая обряд ташлих, как бы избавляются от грехов – встряхивают концы одежды и произносят при этом соответствующие псалмы. (Если первый день Рош а-Шана выпадает на Субботу, обряд ташлих совершают во второй день).

Что такое Асерет йемей тшува?

Десять дней между Рош а-Шана и Йом кипуром (который наступает в десятый день месяца Тишрей) называются Десятью днями раскаяния. В эти дни принято молиться и просить Всевышнего простить грехи, которые мы совершили, не выполнив или нарушив Его заповеди. Полагается также вспомнить о людях, которым вы нанесли вольные или невольные обиды, и попросить у них прощения. Принято также не таить в душе обиды и прощать людей, которые просят у вас прощения.

ЧЕТЫРЕ НАЗВАНИЯ РОШ А-ШАНА

Йом труа – День звучания шофара

Так Рош а-Шана назван в Торе. Это название напоминает нам о том, что звук шофара связан с самыми важными событиями в еврейской истории. И, конечно же, шофар звучал у горы Синай, когда наш народ получал Тору.

Йом а-зикарон – День памяти

Это название используется во время кидуша (благословение на вино) и в молитве Амида (одна из самых важных молитв). Мы благословляем Б-га, освятившего Израиль, и этот день – День памяти. Название это связано с тем, что Б-г избрал еврейский народ, чтобы он был святым народом. И вот во время молитвы на Рош а-Шана мы просим Б-га, чтобы он вспомнил о своем завете с еврейским народом..

Это название тоже используется в молитвах на Рош а-Шана. Оно отражает нашу веру в то, что в этот день, День суда, мы держим ответ перед Всевышним за наш прошедший год, а Он, наш Милосердный Судья, рассматривает все наши деяния и поступки и выносит свой приговор.

Это название встречается в Махзоре – специальном молитвеннике для этого праздника и в Мишне – книге еврейских законов.

КАК МЫ ПРИВЕТСТВУЕМ ДРУГ ДРУГА В ПРАЗДНИК?

На Рош а-Шана мы поздравляем друг друга. Традиционное приветствие обычно пишется на всех поздравительных открытках к празднику. Евреи во всем мире, желая друг другу счастливого Нового Года, произносят: „Ле-шана това тикатеву!“ (Пусть вам будет записан хороший год!)

ЧТО ПРИНЯТО ЕСТЬ В РОШ А-ШАНА?

Встречая Рош а-Шана, евреи традиционно ставят на стол сладкий душистый мед. Когда семья собирается за столом на праздничную трапезу, глава семьи произносит благословение над халами и обмакивает их в мед (а не в соль, как это принято в течение года), а первое традиционное блюдо – это яблоки с медом. При этом говорится благословение: «Да будет воля Твоя, Г-сподь, Б-г наш и Б-г отцов наших, чтобы у нас был хороший и сладкий год!“

Xaла – это особый плетеный хлеб, который мы едим почти на каждый еврейский праздник. На Рош а-Шана пекут круглую халу.

Существует по меньшей мере два объяснения этой традиции. Во-первых, круглая новогодняя хала символизирует то, что жизнь как бы идет по кругу, снова и снова повторяясь в своих проявлениях, — например, весна постоянно приходит на смену зиме. Во-вторых, круглая хала напоминает по форме корону, ибо Б-г — Царь Вселенной.

Шофар – специально обработанный рог кошерного животного, который используют во время молитвы в синагоге. Одна из основных заповедей (мицвот ) на Рош а-Шана – слушать трубление в шофар.

Есть три разновидности трубления:

ткиа – одиночный длинный глубокий звук;

шварим – три коротких звука, следующих один за другим;

труа – серия из девяти отрывистых звуков.

На Рош а-Шана не устраивают веселых вечеринок и развлечений. Напротив, это время для хешбон нэфэш – серьезных размышлений о драгоценнейшем даре жизни, о том, как мы прожили этот год, что нужно изменить в нашей жизни и как нам самим стать лучше. Это имеет на иврите особое название – тшува, что означает возвращение (к Всевышнему).

КАК ПРАЗДНУЮТ РОШ А-ШАНА?

Люди заблаговременно готовятся к этому празднику, отправляя поздравительные открытки с пожеланиями сладкого и счастливого Нового Года своим друзьям и родственникам. В дни Рош а-Шана евреи во всех странах идут в синагогу молиться и слушать шофар Они приглашают на праздник гостей, зажигают свечи, произносят кидуш и устраивают семейную праздничную трапезу. Как уже упоминалось, в дни Рош а-Шана принято при благословении на хлеб обмакивать халу в мед (а не в соль, как в течение всего года) Кроме того, принято подавать на стол яблоки в меду.

КАК ПОТУШИТЬ ПОЖАР?

Магид из Дубны, раввин и известный рассказчик, объяснил, почему так важно слушать шофар во время Рош а-Шана, рассказав такую историю.

Однажды в городе случился сильный пожар. В этот день Яков пришел на городской базар из ближней деревни. Проходя по площади, он вдруг услышал шум и треск и увидел людей, бьющих в барабаны и трубящих в трубы. Жители города – с топорами, лопатами, ведрами – сбегались на площадь. Яков удивился: что за странные люди в городе! Тут пожар, все кругом полыхает, а они устраивают концерт! К чему вся эта трескотня? Он подошел к одному из горожан и спросил его:

— Послушайте, что здесь происходит? Горожанин ответил:

— Мы трубим и бьем в барабаны, чтобы потушить пожар!

Яков очень удивился, но все же зашел в лавку и купил большой барабан. С этим барабаном он и вернулся домой.

Через некоторое время в деревне случился пожар. Собрались все жители деревни и принялись его тушить. Яков же стал кричать:

— Погодите! Перестаньте тушить! Да послушайте же! Я ведь был в городе и своими глазами видел, как они там тушили пожар! Смотрите же!

С этими словами Яков взял барабан, встал рядом с горящим домом и во всю мочь принялся барабанить. Но странно: чем больше он старался, тем огонь разгорался сильнее.

— Вот глупец! — засмеялись люди, — Ты что же, решил потушить пожар барабанным боем? В городе били в барабан, чтобы собрать народ! А потом они все вместе тушили пожар и спасли город от огня!

— Вот то же самое происходит, когда мы слушаем шофар, — продолжал рассказчик. — Но для того, чтобы измениться к лучшему, одного шофара недостаточно. Слыша зов шофара, мы должны вспомнить о том, что Рош а-Шана призывает нас задуматься, подумать о том, что нужно изменить в нашей жизни и в самих себе, в первую очередь!

Оценка 4.1 проголосовавших: 192
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here