Молитва на снятие клобука при постриге

Полное собрание и описание: молитва на снятие клобука при постриге для духовной жизни верующего человека.

Чинопоследования Православной Церкви

Пострижение в монашество

Последование малой схимы, или мантии

Чинопоследование пострижения в малую схиму (греч. “то микро́н схи΄ма” – малый образ) совершается на Литургии. При чтении часов, перед Литургией, принимающий постриг приводится священнослужителем пред святые двери, преклоняет здесь колена, затем кланяется братии и настоятелю обители. После того выходит на паперть, где слагает свои обычные одежды и стоит в одной власянице, не опоясан, не обут, не покровен перед средними дверями из притвора в храм в знак отрешения от мира.

Во время пения антифонов по входе на “Слава, и ныне” поется тропарь: “Объятия Отча отве́рсти ми потщи΄ся, блудно мое ижди΄х житие, на богатство неизждиваемое взира́яй щедрот Твоих, Спасе. Ныне обнищавшее не пре́зри сердце, Тебе бо, Господи, умилением зову: согреши΄х, Отче, на небо и пред Тобою”.

Братия с возжженными свечами при пении этого тропаря встречает постригаемого как блудного сына евангельской притчи. Постригающийся трижды творит земной поклон: войдя в западные двери, на середине храма и перед алтарем. Здесь и совершается пострижение.

На солее, перед царскими дверями, устанавливается аналой, на котором полагаются Крест и Евангелие. Все держат возжженные свечи. Настоятель преподает постригаемому краткое увещание: призывает его отверзть уши своего сердца, внемля гласу Господа, зовущего взять Свое легкое иго и помнить, со страхом и радостью давая обеты, что Сам Спаситель, и Его Матерь, и все Небесные Силы внимают его словам, которые напомнятся ему в день Судный.

Затем настоятель вопрошает пришедшего: “Что пришел еси, брате, припа́дая святому жертвеннику и святей дружине сей?” Игумен знает, зачем он пришел, но спрашивает для того, чтобы всем было явно его искреннее желание. Получив ответ: “Желая жития постническаго, честны΄й отче”, опять вопрашивает: “Желаеши ли сподобитися ангельскаго образа и вчине́ну быти лику монашествующих?” – “Ей, Богу содействующу, честны΄й отче”, смиренно отвечает послушник; настоятель же одобряет его благое намерение словами: “Воистину добро́ дело и блаженно избрал еси, но аще и совершиши е (его): добрая бо дела́ трудом стяжаваются и болезнию исправляются”.

Но не довольствуясь добровольным приходом нового подвижника и его первыми признаниями, он приступает с подробным испытанием: вольною или невольною мыслию приступает он к Богу, а не от нужды и насилия, пребудет ли в монастыре и постничестве даже до последнего издыхания. Сохранит ли себя в девстве и целомудрии и благоговении, и в послушании настоятелю и братии? Потерпит ли всякую скорбь и тесноту жития монашеского ради Царствия Небесного? На все эти вопросы он слышит тот же смиренный ответ, исполненный сознания своей немощи и упования на благодатную поддержку: “Ей, Богу содействующу, честны΄й отче”.

Затем игумен раскрывает, в чем состоит совершеннейшее житие, и дает благие советы. Он полагает основанием его чистоту, смиренномудрие и совершенное самоотвержение, предостерегает об искушениях, которые воздвигнет на воина Христова враг человеческий воспоминаниями прежней жизни. В пример для подражания он предлагает святых мучеников за веру и Самого Господа, принявшего ради нас образ раба. В конце еще раз спрашивает: “Сия вся тако ли испове́дуеши в надежды силы Божия и в сих обетех пребывати обеща́ешилися даже до конца живота, благодатию Христовою?” – “Ей, Богу содействующу, честны΄й отче”, – звучит ответ.

Игумен молится о нем, вспоминая благоутробие Щедрого Бога, сказавшего Израилю: “Аще бы и жена забыла исчадие свое, Аз не забуду тебе”; укрепляет дух нового брата обетованием Небесной силы в подвигах духовных и утешения Святого Духа и части святых Антония, Евфимия, Саввы и сущих с ними во Христе Иисусе.

Постригаемый преклоняет колена и преклоняет главу, игумен возлагает на его главу книгу (Большой Требник или Последование пострижения) и читает две молитвы: возгласную и главопреклонную, в которых просит Господа, призвавшего достойными Себе служителями тех, кто оставил все житейское, и показавшего нам различные пути ко спасению, оградить и этого раба Своего силою Святого Духа, принять его чистую жертву Богу и с отнятием его волос отнять и всякую похоть бессловесную, сподобив его легкого Своего ига и соблюдения святых заповедей, и сопричтения к лику избра́нных.

Затем игумен, указывая постригаемому на Святое Евангелие, лежащее на аналое, говорит: “Се, Христос невидимо зде предстоит; виждь, яко никтоже тя принуждает приити к сему образу; виждь, яко ты от своего предложения хощеши обручения великаго и ангельскаго образа”. Это подтверждает сам постригающийся, и по повелению настоятеля: “Возьми ножницы и подаждь ми я (их)” – трижды подает настоятелю верженные им долу ножницы и целует его руку.

Приняв в третий раз ножницы из рук постригаемого, игумен говорит: “Се, от руки Христовы приемлеши я (их); виждь, Кому сочетава́ешися, к Кому приступаеши и кого отрицаешися”. Затем, взяв ножницы от Евангелия, постригает власы на его главе крестообразно, произнося: “Брат наш (сестра наша, имярек) постригает власы главы своея во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Рцем о нем: Господи, помилуй!” Братия поет: “Господи, помилуй!”. Пострижение волос, отнятие их с главы выражает отложение, удаление помыслов земных, влекущих к миру. При этом первый раз произносится новое имя монаха. Есть несколько традиций избрания нового имени: по святому этого дня или начинающееся с той же буквы, что и мирское имя постригаемого. Выбор имени зависит от постригающего, ибо оно дается в знак того, что монах полностью отрекается от мира, покорно подчиняется воле игумена, посвящая себя служению Богу. Перечень принятых для монашеского чина имен предлагается в конце Большого Требника. Часть из них отсутствует в Месяцеслове, поэтому игумен должен сообщить новопостригаемому день, когда празднуется память его нового Небесного хранителя.

При тихом пении всей братии: “Господи, помилуй” начинается облачение нового инока в одежды его чина руками настоятеля, объясняющего постепенно их духовное значение, с призыванием имени Триединого Бога. Сперва надевается хитон (власяница) со словами: “Брат наш, имярек, облачается в хитон вольныя нищеты и нестяжания, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Рцем о нем: Господи, ппомилуй!”.

Затем надевается параман, то есть четырехугольный плат с изображением Креста, носимый на персях или ра́менах. “Брат наш, имярек, приемлет параман во обручение великаго образа и зна́мение Креста Господня”. Параман шнурами, пришитыми к его углам, объемлет плечи монаха и обвивает и стягивает одежду. Параман дается иноку во всегдашнее воспоминание о взятом на себя благом иге Христа, о легком бремени Его, в обуздание и связание всех похотей и плотских желаний. С параманом возлагается Крест, в воспоминание Крестных страданий Господа и смерти Его и в зна́мение последования Господу, то есть претерпевания всех скорбей и страданий.

Затем постригаемый одевается в рясу – одежду, носимую поверх власяницы, и игумен произносит при облачении: “Брат наш (сестра наша, имярек) облачится в ризу радования, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа”. Эта одежда черного цвета, как и другие, напоминающая иноку о смерти и плаче, именуется “ризою радования”, потому что надевающий ее избавляется от земных скорбей и печалей, вводится в нетленную жизнь, в полное послушание глаголам Господним.

Потом монаху при словах игумена: “Брат наш, имярек, препоясу́ет чре́сла своя силою истины, во умерщвление тела и обновление духа”, надевают пояс, чтобы, крепче стянув свое плотско́е естество, в бодрости и духовной силе он всегда творил заповеди Божии и соблюдал данное ему послушание.

Далее он облачается в мантию (па́ллий), что знамену́ет обручение ангельского образа. Игумен говорит: “Брат наш, имярек, приемлет па́ллий, обручение великоаго и ангельскаго образа, во одежду нетления и чистоты”. Мантия – знак покровительства Божия, она не имеет рукавов, напоминая иноку, что он не имеет воли творить дела ветхого человека, а свободно развеваясь при ходьбе, уподобляется крыльям Ангела, сообразно монашескому образу.

Затем надевается шлем спасения – клобук, или камилавка, иначе кокуль, или “плат камилавки, еже и΄мать покрывало”. Впрочем, камилавку новопостриженный мог иметь и раньше, но клобук надевается только при пострижении в малую схиму. Как воин покрывает себя шлемом, идя на брань, так и инок надевает клобук в знак того, что стремится отвратить очи и закрыть уши, чтобы не видеть и не слышать суеты мира, “покрывается шлемом надежды спасения” и “покровом послушания”.

Далее постригающийся в малую схиму обувается в сандалии (ка́ллиги) при возглашении игумена: “Брат наш, имярек, обувается в сандалия во уготовление благовествова́ния мира”.

Наконец, постригающемуся в малую схиму дается ве́рвица, то есть веревочка с многими узлами или нанизанными на нее деревянными или костяными бусинами, иначе называемая четками. По четкам считают совершённые молитвы и поклоны, положенные монаху по молитвенному правилу. Игумен произносит: “Брат наш, имярек, приемлет меч духовный, иже есть глагол Божий, во всегдашней молитве Иисусовой. Всегда бо имя Господа Иисуса во уме, в сердце, в мысли и во усте́х своих имети должен еси, глаголя присно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго”.

Настоятель дает Крест в правую руку инока, напоминая ему слова Христовы: “Рече Господь: аще кто хощет последовати Мне, да отвержется себе, и да возмет крест свой, и да последует Мне”. Он дает ему и зажженную свечу, с которой тот должен стоять всю Литургию, до своего Причащения, у иконы Спасителя, и опять произносит: “Рече Господь: тако да возсияет свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех”.

По облачении новопостриженного игумен молится о нем, прося Господа ввести раба Своего в духовный Свой двор, сопричести к словесному Своему стаду, очистить его мудрование от плотски΄х похотей и дать ему непрестанно воспоминать блаженство, ожидающее любящих Бога и распявшихся житием монашеским ради Царствиа Небесного.

Если пострижение совершается не на Литургии, далее возглашается великая ектения, в которой возносятся моления и о принявшем монашеский образ. После возгла́са: “Яко Свят еси, Боже наш. ” поется: “Ели΄цы во Христа крести΄стеся. “, затем поется прокимен, и читается Апостол (Еф. 6, 10-17) о духовной брани каждого человека, для которой надо облечься во всеоружие Божие. После пения аллилуиария читается Евангелие (Мф. 10, 37 38; 11, 28-30), где благовеству́ется о том, что любовь к Богу должна быть более любви к отцу, к матери и что тот, кто не идет во след за Господом, недостоин Его.

Потом возглашается краткая сугубая ектения: “Помилуй нас, Боже”, и “Еще молимся о оставлении и прощении грехов раба Божия, имярек”. Затем постриженному даются Крест и свеча, а иеромонаху вручается еще и Евангелие. В завершение чина пострижения бывает братское целование при пении стихиры: “Познаим, братие, Таинства силу, от греха бо ко Отеческому дому востекшаго блуднаго сына Преблаги΄й Отец, предусрет лобызает. ” Затем следует отпу́ст.

Если пострижение совершается на Литургии, то по облачении новопостриженного и по молитве о нем игумена совершается Божественная Литургия обычным чином. Во время причащения духовник берет у стоящего перед иконой Спасителя инока Крест и свечу и он, приложившись к святому образу, причащается Святых Божественных Таин.

Молитва на снятие клобука при постриге

Текущее время: 18 дек 2017, 00:20

Часовой пояс: UTC + 3 часа

Снятие клобуков на вечерне

Зарегистрирован: 24 ноя 2006, 20:49

Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21

Откуда: Я здесь, я там, я всегда

О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость. (Иов 13:5)

Зарегистрирован: 10 авг 2010, 11:14

Выслушайте же рассуждения мои и вникните в возражение уст моих (Иов, 13.5)

Зарегистрирован: 22 мар 2005, 19:33

Следуйте местночтимым обычаям. По Уставу клобук на службе невыносим.

Если точно знаешь, кто виноват – не выдавай себя.

Зарегистрирован: 29 ноя 2011, 09:03

Откуда: Краснодарский край

Как не указывает и на снятие шапок при освящении хлебов. Зато указывается, что "Владыко Многомилостиве" следует произносить лицом на запад, но как правило, ушло то что положено и привнесено что не обязательно. Впрочем чем дольше интересуешься (конечно не изучаешь) Уставом, то более и более сомневаешься в чем был вчера уверен.

Зарегистрирован: 16 ноя 2011, 17:45

Типикон указывает снятие на этой молитве в чине Великого повечерия 1-й седмицы. Так что видимо по аналогии.

Зарегистрирован: 29 ноя 2011, 09:03

Откуда: Краснодарский край

И там этого нет.

Часовой пояс: UTC + 3 часа

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Вы не можете отвечать на сообщения

Вы не можете редактировать свои сообщения

Вы не можете удалять свои сообщения

Вы не можете добавлять вложения

Молитва на снятие клобука при постриге

Год назад, 20 марта, протоиерей Владимир Коцаба принял постриг с именем Виктор. Как постриг меняет человека – читайте в интервью.

– Воин-христианин Виктор (с греч. «победитель») за отказ поклониться языческим богам мученически пострадал за Христа в средине II веке в Дамаске. По человеческим понятиям кончина святого была очень тяжелой. Его бросали в раскаленную печь, где он пробыл невредимым три дня, заставляли съесть отравленное мясо, ему вытягивали жилы, бросали в котел с кипящим маслом, повесили на дереве и опаляли тело свечами. Затем выкололи глаза, содрали кожу и обезглавили, после чего произошло чудо: из его тела потекли кровь и молоко. Память святого ежегодно совершается 24 ноября. Кстати, в росписях Киевского Софийского собора есть одно из древних изображений мученика Виктора (1 пол. ХІ века).

Монашество – тяжелый труд

Академический в честь Рождества Пресвятой Богородицы храм Киево-Печерской лавры

– Вы после пострига по правилам три дня не выходили из храма?

– Да, как полагается. В пятницу вечером в пещерном храме преп. Феодосия Печерского в Дальних пещерах состоялся постриг. Вместе со мной постригали еще одного студента академии, отца Агафадора. До воскресенья мы находились в академическом храме Рождества Богородицы, но не были обделены вниманием и заботой: к нам постоянно приходили студенты, монашествующие, преподаватели, владыка ректор. Непрерывно читали Псалтырь. В полночь в храмовой тишине и полумраке с зажженными свечами совершали полунощницу, во время пения которой особые трепетные чувства наполняют душу. В воскресенье на Литургии мы причастились, с нас сняли клобуки. До этого все это время надо было находиться в головных уборах.

– Совсем. А вот когда сняли, то такое состояние наступает, будто рождаешься заново на свет Божий: очень тяжело находится так долго в клобуке. Для пострига их даже шьют чуть большего размера, чтобы голова не так болела и уши остались целы. Только после прочтения молитвы на снятие клобука монах впервые покидает стены храма.

– После пострига у всех бывает окрыленное состояние: чувствовалось особое вдохновение, сила, которую дает Господь. Создавалось впечатление, что искушения и страсти отходят от тебя, словно Бог ограждает щитом. Но, конечно, это ненадолго. Все мы, люди, грешные, и постепенно наши чистые души и сердца омрачаются грехом. Но отчаиваться не надо, ни в коем случае. Я всегда держу в уме и сердце слова одного современного монаха-подвижника, наместника монастыря возле Нью-Йорка схиархимандрита Иоакима (Парр): «Монашество – это когда человек в один день сто раз падает и сто раз поднимается». Монахи призваны к тому, чтобы всегда идти вперед, не останавливаться, падать, но подниматься, и так совершенствоваться… Монашество – тяжелый труд со многими искушениями, но Господь дает силы монахам для того, чтобы они прошли этот путь. Каждый верующий понимает и осознает, что человеческих сил недостаточно. Только полагаясь на волю Божию и Его всесильную помощь, соблюдая Евангельские заповеди, можно спасти свою бессмертную душу.

– Верно, что монаха может понять только монах? Вы прочувствовали это? Мирянин не может так понять и посочувствовать.

– Конечно, мирянину сложно понять монаха и войти в его состояние. Семейный человек живет иной жизнью. У монаха есть только Бог. Вспоминаю рассказ одного нашего архиерея, мама которого спрашивала перед постригом, кто же ему подаст чашку воды на старости лет. Он приехал к матери со своим духовником, и тот сказал, что Господь пошлет человеку, который Его избрал, людей и они подадут не только чашку воды, но и намного больше. Об этом не надо беспокоиться. Я это и раньше понимал, но в монашестве полностью осознал. Дела, которые совершаются в жизни по благословению, управляются очень просто и быстро – Господь помогает и Ангелы сопутствуют. Это очень важно, тем более для монаха, ведь он обязан жить по благословению.

Главный обет

– Монах обещает Богу сохранить целомудрие, нестяжание и послушание. Это три столпа, на которых строится вся монашеская жизнь. Человеку, который всецело предается обету послушания, намного легче жить. Если что-то делаешь по своей воле – результат бывает плачевен. Кажется, что все правильно сделал, но чего-то не хватает. Для монаха быть в послушании – это основа жизни.

– Вам знакомо чувство одиночества? В монашестве оно не усугубилось?

– Когда-то у меня состоялся разговор с приснопамятным Блаженнейшим Митрополитом Владимиром. Мы говорили на тему выбора жизненного пути. Тогда мне было 23 года. Я сказал, что как-то тревожно осознавать, что монах на всю жизнь остается один. Владыка мне ответил, чтобы я не переживал по этому поводу, ибо никогда не буду одинок. С монахом всегда Бог, и Он пошлет людей, которые ему нужны на определенном этапе жизни. Эти слова я всегда помню, даже выражение лица и эмоции, с которыми Блаженнейший говорил их. А теперь, спустя 10 лет, я нахожу подтверждение сказанному в своей собственной жизни. Господь посылает мне достаточное количество прекрасных людей, некоторые из них открываются для меня по-новому. Человек не должен лишаться общения. Но самое главное – гармония в общении с Богом.

– От каких привычек пришлось отказаться, став монахом? Что Вы оставили в прошлой жизни?

– В монашестве я осознал всю серьезность самодисциплины. Очень важно иметь правильный и твердый жизненный настрой. После пострига владыка ректор митрополит Антоний подарил мне «Отечник» святителя Игнатия Брянчанинова с дарственной подписью и кратким пожеланием: «Всегда помни монашеские обеты». Эти слова красной нитью должны проходить в жизни монаха. Когда человек расслабляется, даже немножко, он перестает чувствовать падение. А упав, понимает, что надо было очнуться раньше. Искушения будут в любом случае, потому что жизнь монаха – это постоянная борьба с самим собой, со своими помыслами. Монах должен победить себя. Мне всегда памятно выражение нашего Предстоятеля – Блаженнейшего Митрополита Онуфрия: «Мы должны быть строгими к себе и милостивыми к другим».

– Как Вы боретесь с чувством жалости к себе?

– Когда я анализирую все свои мысли, поступки и дела, мне себя не жалко. Я никогда не пытаюсь находить вину в другом человеке, но ищу ее в себе. Иногда мысли направлены на самооправдание, но их надо глушить, потому что враг в тонких межчеловеческих отношениях пытается посеять вражду, недопонимание, которое потом переходит в гнев и озлобление. С греховными помыслами размышлять нельзя, их нужно пресекать в зарождении.

Расстояние – не помеха!

– Почему именно 20 марта было выбрано днем пострига?

– Блаженнейший Митрополит Онуфрий назначил этот день для пострига.

– Когда была объявлена дата пострига? Быстро это время пролетело?

– Мой разговор о постриге с Митрополитом Онуфрием состоялся за несколько месяцев до Великого Поста. В один из воскресных дней перед началом Четыредесятницы за богослужением Блаженнейший подозвал меня к себе и благословил готовиться к постригу на ближайший пост. Тогда я поехал к своему духовнику отцу архимандриту Серафиму, который несет послушание наместника монастыря в Беларуси (возле города Бреста). Он много лет подвизается в своей обители, за пределы которой выезжает крайне редко, поэтому к поездке в Киев на мой постриг он готовился весьма серьезно и заблаговременно. Он и стал моим восприемником. Я благодарю Бога, что когда-то Он сподобил меня встретиться с этим духовным и умудренным годами человеком.

С духовником, архимандритом Серафимом

– Это тот человек, под духовное водительство которого вручается новопостриженый монах. Восприемник должен наставлять и вести врученное ему духовное чадо. Меня с моим духовником разделяет 600 км и граница с другим государством, но я стараюсь ездить к отцу Серафиму при первой же возможности. Он мне так и говорит: «Жаль, что ты так далеко, но ничего, расстояние не помеха!» Если возникают вопросы, звоню ему, советуюсь, принимаю благословение. Его слово для меня закон, даже если у меня есть свое видение на тот или иной вопрос. Бывает, звоню старцу, а он уже ждет и знает что я по делу, а не просто с праздником поздравить. Очень важно не самочинствовать, а выполнять благословение духовника, через которого человеку приоткрывается воля Божия.

– Я еще молод (улыбается).

– Это от возраста зависит или теоретически Вы можете стать?

– Теоретически могу, конечно. На практике, по установившейся уже традиции, новопостриженных иноков воспринимает духовник монастыря. Это, как правило, опытный и духовный человек, который является авторитетом для братии. В духовной академии тоже есть духовник, который свой опыт передает молодым монахам, ставшим на эту стезю.

Испытания нужны каждому человеку, а особенно монаху

– Что бы Вы посоветовали тем, кто решил стать монахом? Может быть, испытать себя как-нибудь? Как отличить юношеский порыв от реального желания стать монахом?

– В первую очередь я бы посоветовал не спешить. Этот выбор должен быть осознанным и обдуманным. Нужно внимательно послушать себя. Если человеку на жизненном пути начертано быть монахом, то рано или поздно Бог приведет его к этому.

– Интересно, у Вас всегда к монашеству было стремление?

– С юности своей я всегда смотрел на монашествующих по-особенному, с благоговейным трепетом, воспринимал их как непростых и неземных людей, как часть чего-то небесного. Мне всегда импонировали монахи, имеющие глубокий духовный опыт, трезвомыслящие, рассудительные, которые могут красиво держать слово, защищать Церковь, поднимать Ее авторитет в обществе. Образ ученого монаха всегда был перед моими глазами. Так Господь управил, что я сподобился пополнить ряды монашеской братии. Теперь каждый день пытаюсь опытно стремиться к достижению того монашеского идеала, который нарисовал себе с ранних лет.

Каждый должен пройти свой путь, который без ошибок просто невозможен. Говорят, что лучше учиться на чужих ошибках, но все же есть такие ситуации, в которые нужно попасть самому для того, чтобы все почувствовать и понять. Тогда ты можешь поделиться с другими приобретенным опытом, твоя теория будет подтверждена практикой, а слова будут весомыми, пронизанными пережитым. Они станут подспорьем и помощью другим. Все испытания, которые Господь посылает в жизни, надо с благодарностью принимать. За все благодарить Бога! Помните, как в жизни одного египетского пустынника наступило спокойное время, без искушений. Он очень опечалился, что Господь его забыл, если не посылает ему испытаний, благодаря которым человек становится ближе к Богу. Ведь когда в жизни исчезают проблемы, мы расслабляемся и отдаляемся от нашего Творца. Испытания нужны каждому человеку, а особенно монаху. В падении и восхождении глубокий опыт школы монашеской жизни. Так человек познает Бога. Это бесценный путь. Приобретая знания и опыт, надо помнить, что когда-то они могут принести пользу другому человеку.

Беседовала Наталья Горошкова

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.

С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!

Днепропетровская епархия УПЦ (МП), 49027, Украина, г. Днепропетровск, Храм святителя Николая, Монастырский остров, 1,

телефоны: +38 (056) 767 19 30, +38 094 910 89 30, +38 067 708 16 52,

При использовании материалов сайта будем признательны за обратную ссылку

На сайте собраны авторские материалы, а также материалы, взятые из открытых источников.

Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.

Если Вы являетесь автором материала и Ваше авторство не указано,

или Вы против использования материала на нашем сайте, пожалуйста, свяжитесь с администрацией сайта.

Copyright by Храм Святителя Николая на Монастырском острове

Оценка 4.1 проголосовавших: 189
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here