Полное собрание и описание: молитва николаю кочанову для духовной жизни верующего человека.

Исторический ликбез. Юродивый Николай Кочанов. Храм «Великомученика Пантелеймона»

Новгородцы очень хорошо знают это место. Центр города, Первый роддом, напротив здание без вывески. Явно не современная постройка, вроде бывшая церковь, а может и нет.. Мало ли таких вот строений в городе, где старинные церкви являются повседневной деталью пейзажа….

Вот как обозначено это место на «Народной Яндекс-карте»:

Как-то обычно, правда? Но с этим местом, и этим зданием связана одна интереснейшая городская история. Само же здание является ни чем иным как храмом Пантелеймона целителя, более известного как храм Николы Кочанова. А сама эта церковь была построена на месте погребения новгородского юродивого Николая Кочанова. Это место могло бы быть куда более удачным брендом Великого Новгорода, чем Детинец или Александр Невский. Но то ли не знают, то ли не интересно.. А я вот расскажу. Вдруг кто заинтересуется?

Жил в Новгороде блаженный Николай Кочанов, Христа ради юродивый Новгородский.

Сын богатых новгородских горожан Максима и Иулиании. В детстве он не любил играть, а став взрослым, избегал общества своих веселых сверстников. С юности святой Николай отличался глубо­ким благочестием, усердно посещал храм Божий, лю­бил пост и молитву, щедро раздавал милостыню бед­ным. Видя его добродетельную жизнь, новго­родские вельможи стали прославлять его. Блаженный, испугав­шись славы «от человек», начал юродствовать. Он оставил свой богатый дом, оделся в рубище и так скитался по городу в любое время года. Что заставило человека зажиточного стать юродивым, бросить богатство, пренебречь элементарным комфортом? Меня всегда занимал этот вопрос. Психическое заболевание или вера в Бога, или религиозное помешательство? Не знаю… Не мне судить. Тем более, что дело было в самом конце XIV века…

В то время жители Софийской и Торговой стороны враждовали. Бывали случаи массовых драк, чем-то напоминавших сражения. Доходило до того, что противники сбрасывали друг друга с моста в Волхов. Усмиряло их только появление архиепископа, осенявшего дерущихся крестом. Помогало не всегда.. Юродивый Николай жил на Софийской стороне. В это же время на Торговой стороне Новгорода обитал другой юродивый, Феодор. Тоже сын богатых и именитых родителей, тоже с юности отличался благочестием, тоже по достижении какого-то момента своей жизни променял сытую и комфортную жизнь на судьбу юродивого Христа ради. Пародируя вражду двух частей одного города, юродивые Николай и Феодор стали враждовать..

Все источники, к которым я обращался, отмечают, что вражда была мнимой. Именно пародийной, обличительной. Юродивые изгоняли друг друга, когда каждый заходил не на свою сторону. Когда блаженному Феодору случалось переходить Волховским мостом на Софийскую сторону, то блаженный Николай гнал его на Торговую. То же делал и Феодор, когда заставал Николая на Торговой стороне. Однажды святой Николай, узнав, что блаженный Феодор находится на его стороне, стал гнать его и преследовать. Спасаясь от Николая, блаженный Феодор побежал по улицам, потом по огородам и наконец по реке Волхову. Идя по воде, как по суше, блаженный Николай продолжал погоню до половины реки, а потом бросил в убегавшего кочан капусты, который вырвал перед тем в огороде. Видя, что Феодор взял кочан с собою, он долго стоял и кричал ему вслед: «Феодор, отдай кочан капусты, мой он, а не твой». После этого случая народ прозвал блаженного Николая Кочановым.

Существуют многочисленные жизнеописания Николая Кочанова. В рукописях XVI-XIX веков довольно часто встречаются разные по своему содержанию, стилю, жан­ровой природе произведения о Николае. Первым произведением о Николае было, вероятно, «Слово похвальное», написанное неизвестным автором в середине XVI века. «Слово похвальное» полностью соответствует жанру славословия. Начинается оно рассуждением о том, что ни богатство, ни слава, ни сила, ни «сладость» не достойны «хвалы и удивления», ибо все это «погибнет и разрушится… с привременным житием», только «добродетель бессмертна есть». Жизнь Николы для автора Слова — пример того, как человек оставил все соблазны этого мира, все временное во имя вечного. В рукописях XVI-XIX вв. встречается описание двух чудес Николая. Первое чудо или «Чудо о посадни­ке»:

Один вельможа пригласил Николу на пир. Посланным блаженный сказал: «Как Богу угодно, так да будет» и пошел с ними. Но когда он пришел, хозяина не было, и слуги, которые ничего не знали, его выгнали, и он ушел, говоря: «Пусть будет так, как Бог хочет!» Между тем оказалось, что вино непонятным образом исчезло из бочек. Тогда благочестивый боярин, которому сказали о проступке слуг его, послал лучших из них испросить прощения блаженного и привести его опять на пир. Он ответил: «Как Богу угодно, так да будет!» и пошел с ними. Встретив его, боярин поклонился ему до земли, ввел в дом, посадил за стол и сказал: «Блаженный Никола, прости мне согрешение слуг моих и благослови внести пития». «Пусть будет так, как ты хочешь!», отвечал блаженный. Хозяин сам пошел со слугами в погреб, и бочки оказались полными вина, причем это вино оказалось лучше прежнего. Блаженный велел скрыть это чудо до его смерти и незаметно ушел из дома.

Второе чудо, посмертное. Оно повествует о клирике Иоанне, которого Никола спас от ложного обвинения в при­своении серебра.

Некто Никифор дал некоторое количество денег взаймы своему другу Исааку. По неграмотности Никифора подписался за него пономарь Иоанн. Но затем Исаак отказался от долга и объявил, что Иоанн был подкуплен Никифором. В отчаянии Иоанн стал молиться блаженному Николаю. Ночью святой явился ему и сказал: «Не огорчайся и не бойся ничего! Иди завтра к судьям, Бог тебя оправдает. Исаак сознается перед всеми в том, что он оклеветал тебя!» Иоанн повиновался. Три дня защищался Исаак. Наконец, побуждаемый упреками людей, знавших правду, он всенародно покаялся в своем грехе.

Скончался блаженный Николай Кочанов 27 июля 1392 года , в один год со своим сподвижником, блаженным Феодором. Вот тут идет разночтение в источниках. Одни утверждают, что Николай Кочанов был похоронен в церкви Пантелеймона. Другие же источники, которыми я пользовался, утверждают, что храм Пантелеймона был построен позже, на могиле юродивого. Я больше склонен верить вот этой версии, указанной в энциклопедическом словаре «Великий Новгород»:

Церковь Пантелеймона (Николы Кочанова), расположена на Со­фийской стороне на пересечении улиц Яков­левой и Досланы. Более известна под своим названием. Построена в 1554 по велению архиепископа Пимена на средства именитых горожан над могилой местночтимого святого — юродивого Нико­лая Кочанова, похороненного в 1392 на кладбище при церкви Якова (Иакова) на Яковле­вой улице.

Церковь Иакова не сохранилась до наших дней. Храм же Пантелеймона, перестроенный и перепрофилированный, устоял. Возможно, его охраняет Юродивый Николай Кочанов?

После разорения Новгорода шведами (точнее, наемниками под командованием генерала Якоба Делагарди) церковь Пантелеймона была «возобновлена», то есть отстроена и освящена заново. Это случилось в 1626 году на средства из казны Дома Святой Софии.

В 1772 по инициативе губернского секретаря Фе­дора Ивановича Никитина к храму

был пристро­ен придел с трапезной в честь святого Дмитрия Ростовского. Никитин был родом из Рос­това Великого. Он передал храму полученный в наследство прижизненный портрет митрополита Дмитрия, подаренный самим святым предку Никитина.

Церковь Пантелеймона неоднократно перестраивалась в XIX веке. Особое покровительство храму оказы­вал император Николай I и его третий сын, великий князь Николай Николаевич, который родился в день памяти Николая Кочанова и был назван в его честь. Известно, что в 1829 году церковь Пантелеймона была отремонти­рована, покрыта листовым железом, пол вы­мощен путиловской плитой. В 1835 был рас­ширен северный придел Дмитрия Ростовского. Его переосвятили в Покровский после перенесе­ния в 1837 чудотворной иконы Покрова Божией Матери из обветшавшего Яковлевского собора. В 1858-60 годах с южной стороны к основно­му объему пристроили придел Николая Ко­чанова и ризницу. К XIX в. относится также пристройка западной трапезной с колокольней и надстройка основного объема. Во второй половине XIX века клир церкви Пантелеймона совершал обряд погребения умерших в расположенной рядом земской больнице. Их хоронили на кладбище при церкви.

Храм пострадал в годы Великой Отечественной войны. После восстановления он был приспособлен под городскую санэпидемстанцию. Памятник остается неисследованным. Можно предпо­лагать, что от первоначальной постройки сохранилась нижняя часть основного объема.

В результате анализа проектного чертежа, составленного в 1773 связи с перестройкой церкви и обнаруженного в архиве ИИМК РАН, Д. А. Петров предположил, что храм XVI в. представлял собой квадратную в плане бесстолпную постройку с пощипцовым завер­шением и пониженным прямоугольным в плане алтарным выступом.

У южной стены основного объема «под спу­дом» находятся мощи святого Николая Кочано­ва. Такая гримаса судьбы, мощи святого в здании городской санэпидемстанции. Как говорится, без комментариев.

Молитва николаю кочанову

Аудио версия жития

В этот же день празднуется память святых:

ЖИТИЕ БЛАЖЕННОГО НИКОЛАЯ КОЧАНОВА, ХРИСТА

РАДИ ЮРОДИВОГО, НОВГОРОДСКОГО ЧУДОТВОРЦА

(память 27 июля/9 августа)

Блаженный Николай Кочанов жил в XIV веке. Он ро­дился в Новгороде

в богатой и знатной семье Максима и Иулиании. С юности святой Николай отличался глубо­ким благочестием, усердно посещал храм Божий, лю­бил пост и молитву, щедро раздавал милостыню бед­ным. Видя его добродетельную жизнь, новго­родские вельможи стали прославлять его. Блаженный, испугав­шись славы «от человек», начал юродствовать ради Господа. Он оставил свой богатый дом, оделся в рубище и так скитался по городу в любое время года, претерпевая холод и нищету, с тайной молитвой в сердце. Безрассуд­ные люди злословили святого, наносили ему всякие обиды и даже побои, но он радовался и молился о своих оскорбителях. Господь же укреплял его в подвиге.

Блаженный Николай жил на Софийской стороне Новгорода. На Торговой стороне в то же время подвизался блаженный Феодор, также юродивый Христа ради (па­мять 19 января/1 февраля). Оба святых, обличая распри новгород­цев Софийской и Торговой сторон, мнимо враждовали. Они изгоняли друг друга, когда каждый заходил не на свою сторону. Однажды, догоняя своего «неприми­римого врага», блаженный Николай пошел по Волхову как по суше и бросил

в бла­женного Феодора кочан капусты, отчего и был назван Кочановым.

Господь прославил Своего угодника дарами прозорливости и чудотворений. Тут не укрылся блаженный от молвы, ибо все взирали на него как на человека Божия. Как-то один новгородский посадник пригласил его на пиршество всех именитых мужей города, а слуги без ведома хозяина прогнали святого. Когда он ушел, то исчезло вино в сосудах. Посадник, узнав, что приходил блаженный Николай и что его прогнали, послал вернуть его. И когда святой вернулся, вино вновь обрелось в сосудах.

После кончины блаженного Николая, 27 июля 1392 года, его тело было пог­ребено по завещанию святого на краю кладбища, расположенного вокруг Иаковского собора, близ дороги.

В 1554 году над могилой святого был построен каменный храм во имя святого великомученика Пантелеимона, но в народе он называется храмом святого Нико­лая чудотворца Кочанова. Этот храм пользовался особым почитанием Новгород­ских святителей, которые обязательно (по уставу Софийского собора) посещали его в четверг недели мясопустной: «А в тот же день (четверток мясо­пустной) едет святитель к святому Николе Кочанову в церковь прощаться». В XVII веке в день памяти блаженного Николая в том храме служба совершалась архиереем.

В 1815 году над мощами блаженного Николая был устроена новая резная гробница с сенью. На иконах блаженный Николай, в отличие от других юродивых Христа ради, не изображается босым, полунагим, едва прикрытым ветхой одеждой, но. «шуба княжеская, исподняя лазоревая, подпоясан платом», с кочаном в руке.

Молитва николаю кочанову

Изображения в галерее

* 9 августа (27 июля по старому стилю) *

Блаженный Николай Кочанов, Христа ради юродивый, Новгородский (1392 г.).

Священномученики Амвросий, епископ Сарапульский, Платон и Пантелеимон пресвитеры (1918 г.).

Священномученик Иоанн пресвитер (1941 г.). Гудко Амвросий, епископ, священномученик;

Богоявленский Пантелеимон, священник, священномученик;

Господь прославил Своего угодника даром прозорливости и чудотворения. Скончался святой Николай 27 июля 1392 г.

Вскоре св. Ангеляр скончался, а св. Климент получил назначение учительствовать в Кутмичивице — области в юго-западной Македонии. В Восточной Церкви на должность учителя избирался человек достойный, известный своей благочестивой жизнью и обладавший даром слова. Св. Климент еще в Моравии был в чине "стоявших на степени учителей".

В Болгарии св. Климент исполнял должность учителя до 893 г. Он организовал в первую очередь школу при княжеском дворе, достигшую высокого уровня в царствование Симеона, а в юго-западной Македонии создал школы отдельно для взрослых и детей. Св. Климент обучал детей грамоте. Общее количество его учеников было огромным: только избранных, принадлежавших к клиру, известно 3500 человек. В 893 г. св. Климент был возведен в сан епископа Дремвицы или Велицы, а его место занял св. Наум.

Святитель Климент первым из болгарских иерархов стал служить, проповедовать и писать на славянском языке. Трудился святитель во славу Божию до глубокой старости, исполняя и епископское служение, и продолжая переводческую деятельность. Он мирно отошел ко Господу в 916 г. Тело святителя было погребено в основанном им Охридском Пантелеимоновом монастыре.

Святитель Климент считается первым славянским писателем. Он не только продолжил переводческое дело, начатое свв. Кириллом и Мефодием, но и оставил свои писательские труды — первые образцы славянской духовной литературы.

  • 1 Память св. равноапостольных Кирилла и Мефодия 11/24 мая.^

    Текст книги "Помощь небесных покровителей. Полный сборник молитв на каждый день года (лето) – Таисия Олейникова"

    Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО “ЛитРес” (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

    Величаем тя, святый равноапостольный Германе, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

    Молитва блаженному Николаю Кочанову, Христа ради юродивому, Новгородскому

    из книги молебных пений

    О преблаженне угодниче Христов Николае! Ты, еще во плоти сый, красная мира сего уметы Христа ради вменил еси, и на путь спасения люди словесы и деяньми наставлял еси: был бо еси неимущим скорый помощник и молитвенник, богатящихся же обличитель. И ныне в вышних Троице предстоя, имаши сугубое дерзновение ко Владыце, освяти бо тя Господь Вышний яко Своего угодника. Блажен есть воистину Новград и место, на немже положено бысть честное тело твое. Сего ради молимся тебе: буди и нам помощник и заступник, избавляй нас от враг видимых и невидимых, такожде и всех, не токмо зде, в Велицем Новеграде, но и всюду призывающих имя твое святое. Призри, преблаженне Николае, на нас многогрешных, ныне творящих память твоего преставления, и милостив буди нам с верою притекающим к раце мощей твоих, яко да спасени будем твоими молитвами и непрестанно славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Тропарь блаженному Николаю Кочанову, Христа ради юродивому, Новгородскому чудотворцу, глас 8

    Горняя мудрствуя, свято жительствуя и славы мира отбегая, юродство Христа ради избрал еси, блаженне Николае, и ныне в Вышних Троице предстоя, нам, честную память твою славящим и с верою к раце мощей твоих приходящим, исцеление подаеши, и молиши Христа Бога спастися душам нашим.

    Ин тропарь, глас тойже

    Терпением своим и мужеством Христа ради во юродство притворився, блаженне Николае, худость ризную имея, тягость вара дневнаго понесл еси и мразы земныя терпел еси. И ныне, в Вышних Троице предстоя, нам, приходящим с верою к раце мощей твоих, исцеление подаеши, твое успение честно славящим, и молиши Христа Бога спастися душам нашим.

    Яко Андрея блаженнаго ученик и наследник был еси, того же стопам последуя, юродиве Николае Кочанов, и паки от мирския чади унижение и пхание приемля, о ихже согрешениих Христу Богу моляся. По честнем же твоем успении Великий Новград имать мощи твоя в себе, яко неистощимое сокровище, подаеши бо исцеление верою к раце мощей твоих приходящим и успение твое честно славящим.

    Ублажаем тя, святый праведный Николае, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

    Тропарь Собору святых равноапостольных седмочисленных славяноболгарских просветителей, глас 1

    Венцы хваления увенчаем седмочисленники славныя, Кирилла со Мефодием, Климента, Наума со Саввою и Горазда со Ангеларием, яко светила возсиявшия и Триединаго Бога нам благовестившия, столпы незыблемии Церкве Болгарския и Богодухновенныя поборники слова нашего, бесовское идолом поклонение упразднившия и Христу Богу молящияся Церковь нашу утвердити и душам нашим даровати мир и велию милость.

    Непобедими в постничестве явльшеся, козни невидимых врагов Божественною силою победисте, множества же научивше непросвещенных болгар православней вере, восприясте венцы. О нас молитеся Христу, седмочисленницы, дати прегрешений оставление.

    Тропарь святителю Горазду, архиепископу Моравскому, глас 2

    Достойнейший преемник учителя своего Мефодия, Моравския Церкве перво престольника, был еси, святителю отче наш Горазде, столп Православия предивен, мученик без крове, и изгнание от своего стада коварными мужи претерпев, далече от своего отечества, Моравския земли, утвердив проповедию догматы Божественныя Истины, духом соединился еси со святыми учители своими Кириллом и Мефодием в Царстве Небеснем. Моли о нас, блаженне, верою почитающих память твою, умирити мир и спасти души наша.

    Тропарь равноапостольному Клименту, архиепископу Охридскому, глас 4

    Словесы наставил еси языки в веру Христову, делы же возвысил еси себе к Божественней жизни, святителю Клименте равноапостольне, чудесы сияя приступающим к тебе верою и знаменьми озаряя Церковь преславно, сего ради честную твою память славим.

    Ин тропарь, глас тойже

    Яко труба Архангела Божия оглашаеши роди словенстии на вся веки и к чудеси преславному утверждения людей твоих в Православии приглашаеши неиждиваемо чудеса велия даже доныне. Темже с любовию почитаем присночестную память твою, святителю Клименте равноапостольне, и молим: молися о душах наших.

    Храм твой, святе, врачевство духовное преславно показуется верою приступающим, всех бо различных болезней избавляет, страсти же душ всяческия усыпает. Сего ради тя, всеблаженне, тепла предстателя именуем.

    Тропарь равноапостольному Науму Охридскому, глас 4

    Мир оставил еси, прилепився Христу, плоть распял еси, пожив Духу, Науме всеблаженне, потщался еси апостольским подвизатися течением и уловил еси к вере болгарская неисчетная множества. Темже молитвами твоими избави нас от искушений.

    Светлых твоих подвигов пречестная память, яко велие солнце, всем возсиявает, лица воспевающих тя просвещает, демоны и всяку болезнь отгоняет: сего ради, сошедшеся, любовию сию верно восхвалим.

    Тропарь общий равноапостольным Мефодию и Кириллу, учителям Словенским, глас 4

    Яко апостолом единонравнии и Словенских стран учителие, Кирилле и Мефодие богомудрии, Владыку всех молите, вся языки словенския утвердити в Православии и единомыслии, умирити мир и спасти души наша.

    Священную двоицу просветителей наших почтим, божественных писаний преложением источник богопознания нам источивших, из негоже даже до днесь неоскудно почерпающе, ублажаем вас, Кирилле и Мефодие, престолу Вышняго предстоящих и тепле молящихся о душах наших.

    Величаем вас, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, вся Словенския страны ученьми своими просветившия и ко Христу приведшия.

    Величаем вас, святии равноапостоли седмочисленнии, Кирилле, Мефодие, Клименте, Науме, Савво, Горазде и Ангилярие, вся словенския страны ученьми своими просветившии и ко Христу приведшии.

    Равноапостольным Кириллу и Мефодию, учителям Словенским, молятся о просвещении разума и о научении духовной грамоте.

    28 июля/10 августа

    Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводителъница) (принесена из Царьграда в 1046 году).

    Святителя Питирима, епископа Тамбовского (1698).

    Гребневской (1380), «Умиление», или «Радость всех радостей, Серафимо-Дивеевской (1885) и Тамбовской (XVII) икон Божией Матери.

    Чтимые списки со Смоленской иконы Божией Матери: «Югская» (1615), «Шуйская» (1654–1655), «Смоленская-Полонская».

    «Густынской» или «Ярмарковой» иконы Божией Матери (1670).

    Молитвы ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Смоленская», именуемою «Одигитрия» Молитва первая,

    чтомая в Кирилло-Белоезерском монастыре Вологодской епархии

    О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных, в час сей молящихся, и припадающих к Твоему пречистому образу со слезами, и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша, от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

    чтомая в Смоленской Богородицкой, над Днепровскими враты, церкви

    К кому возопию Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище грешным? Приклони, о Пречистая Владычице, уши Твоя к молению моему. Мати Бога моего, не презри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Госпоже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя, нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое, но буди ми покров и заступление в жизни моей, и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада, и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.

    человека, в путь шествовати хотящего

    О Пресвятая Владычице моя, Дево Богородице, Одигитрие, покровительнице и упование спасения моего! Се в путь, мне предлежащий, ныне хощу отлучитися и на время сие вручаю Тебе, Премилосердой Матери моей, душу и тело мое, вся умныя моя и вещественныя силы, всего себе вверяя в крепкое Твое смотрение и всесильную Твою помощь. О Благая Спутнице и Защитнице моя! Усердно молю Тя, да не ползок путь мой сей будет, руководствуй мя на нем и направи его, Всепетая Одигитрие, якоже Сама веси, ко славе Сына Твоего, Господа моего Иисуса Христа, буди ми во всем помощница, наипаче же в сем дальнем и многотруднем путешествии соблюди мя под державным покровом Твоим от всяких находящих бед и скорбей, от враг видимых и невидимых, и моли о мне, Госпоже моя, Сына Твоего Христа Бога нашего, да послет в помощь мне Ангела Своего мирна, верна наставника и хранителя, да якоже древле даровал есть рабу Своему Товии Рафаила, на всяком месте и во всякое время хранивше его в пути от всякаго зла, тако и мой путь благополучно управив и сохранив мя небесною силою здрава, да возвратит мя мирна и всецела к жилищу моему во славу имени Своего Святаго, славяща и благословяща Его во вся дни живота моего и Тебе величающа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    чтомая в кафедральном соборе града Смоленска

    О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Бога и Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая! Умилосердися на немощныя люди Твоя: рассеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения. Милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшнем Суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и всю жизнь нашу предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    чтомая в Московском Новодевичьем монастыре

    К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плачь мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Услыши убо стенания мое, и приклони ухо Твое ко мне, Владычице Мати Бога моего, и не презри мене, требующаго Твоея помощи, и не отрини мене, грешнаго. Вразуми и научи мя, Царице Небесная: не отступи от мене, раба Твоего, Владычице, за роптание мое, но буди мне Мати и Заступница. Вручаю себе милостивому покрову Твоему, аще токмо восхощеши устроите о мне. Приведи мя, грешнаго, к тихой и безмятежнейжизни, да плачуся о гресех моих. Увы мне, к кому прибегну повинный аз, токмо к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты? Кое ли слово за преступления моя изрещи возмогу к величеству славы Твоея? О Владычице Царице Небесная, Ты мне Мати и надежда: Ты ми упование и прибежище, покров, заступление и помощь. Царице моя преблагая и пребыстрая заступнице, покрый Твоим ходатайством моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых: умягчи сердца злых человек, возстающих на мя. О Мати Господа моего Творца, Ты корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице, Ты подаждь ми помощь немощствующему плотскими страстьми и болезнующему сердцем: едино бо Твое, и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего, имею заступление, и Твоим пречудным заступлением да избавлюся от всякия беды и напасти, о Пренепорочная и Преславная Божия Мати Марие. Темже со упованием глаголю и вопию: радуйся, Благодатная; радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная; Господь с Тобою. Аминь.

    чтомая в Галичской Богоотцевской церкви Костромской епархии

    Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, прибежище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, направи мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко же волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

    чтомая в Костромском Богоявленском Анастасиином монастыре

    О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом многим и верою и любовию благодарственная пения Тебе приносяще, молимся Ти пред сею честною Твоею иконою, дивными чудесы просиявшею: не затвори нам грешным щедрот Твоих, Всенепорочная, не отвержи нас, к Тебе прибегающих, Милосердая. Умоли Твоего Сына и Бога, Господа нашего Иисуса Христа, да Своею благодатию обитель сию ко спасению душ Ему уневестившихся в мире сохранит. Сама благая сущи Мати Вышняго, пребуди неотступна от обители сея, яко жребия и достояния Твоего, и всесильными Твоими молитвами зде подвизающияся покрый и заступи от всех бед и нужд душевных и телесных, не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Смиренно убо к Тебе припадающе, молим Тя, Преблагословенная Владычице: приемли милостивно молитвы, прошения и благодарения всех с верою притекающих к сему честному Твоему образу, приносящи я Сыну Твоему, избавляй их от падения греховнаго, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей же и бед, от внезапныя смерти и вечных мук, и даруй им дух сокрушения, смирение сердца, ума чистоту, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси мы, благодарно величия Твоя воспевающе, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

    чтомая в Спасо-Всеградской церкви града Великого Устюга

    О Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небесе и земли, Вышшая Ангел и Архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая помощнице и утверждение и всем во всяких нуждах избавление! Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, умиленною душею и сокрушенным сердцем Тебе молящияся, и со слезами к Тебе припадающия, и пречестному и цельбоносному образу Твоему покланяющияся, Твоея же помощи и заступления во всяких скорбех, печалех и напастех усердно просящия. О Всемилостивая Дево, Богородице Чистая! Буди о нас ходатаица к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. Мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе, Владычице: Ты еси наше упование, Ты еси заступница наша и предстательница, Ты обидимым защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, слезящим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой образ взирающе, с любовию покланяемся Тебе с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом, и молебное пение приносяще, вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошения наша исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему пред Богом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Тропарь Божией Матери ради иконы Ее «Одигитрия» Смоленская, глас 4

    К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

    Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

    Ин кондак, глас тойже

    Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

    Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

    Пред иконой Пресвятой Богородицы «Одигитрия» Смоленская молятся о сохранении и помощи в пути, о путешествующих, о помощи заблуждшим и потерявшим цель в жизни, о покровительстве вдов и сирот, об исцелении болезней глаз, от нашествия иноплеменных.

    Молитвы святителю Питириму, епископу Тамбовскому Молитва первая

    Благословен и препрославлен Господь Бог, призвавый тя, святителю отче наш Питириме, от перваго часа делателя в виноград Свой, явивый в тебе послушание воли Его неуклонное, ревность Предтечеву и любовь Павлову, таже и на свещник Церкве Тамбовския тя поставивый и архиерея велика тя показавый. Благодатию святительства укрепляемь и огнем любве Христовы распаляемь, не дал еси, пастырю наш добрый, сна очима твоима, ниже веждома дремания, на всяк день труждаяся, моляся и благовествуя, неверныя просвещая, заблуждшия вразумляя, падшия возставляя, немощныя укрепляя, плачущия утешая, всем быв вся, якоже и святый Павел, да всяко некия спасеши. Егда же время делания твоего в вертограде Домовладыки Христа исполнися и отшел еси от земных в селения Горняя прияти мзду трудов твоих, дадеся ти, угодниче Божий, престолу Царя Славы с лики святых предстояти и оттуду паству твою назирати, за ны, грешныя, молитися, немощи немощных носити, недуги целити, скорби утоляти. Сего ради от дне блаженнаго успения твоего вернии не престаша притекати к тебе в скорбех и болезнех, и овии прикосновением ризы твоея, овии от воды из кладязя твоего здравие и избавление от всяких бед улучаху. Темже и ныне, к цельбоносному гробу твоему сошедшеся, славим Бога, дивнаго во святых Своих, и тебе, отче священнейший, величаем и молим: не отступай от нас любовию твоею, сохраняй молитвами твоими Церковь Православную незыблему от неверия и раскола, страну же Российскую от бед и напастей защити, мир и безмятежие той даруя, от всяких врагов огради, пастырем Церкве Святыя благопоспеши, дела рук их исправи и ревностию о спасении врученнаго им словеснаго стада сердца их распали, вся же ны в послушании спасительному благовестию Христову соблюди и дело спасения, яко едино на потребу, вменяти помози, да купно с тобою единеми усты и единем сердцем вси на всяк день и час поем и славим Спаса Христа со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

    О великий угодниче Божий и преславный чудотворче, святителю Питириме! К тебе смиренно припадаем и усердно молимся: яви нам, грешным, любовь твою отеческую и многомощное твое заступление. Веруем бо, яко велие дерзновение имаши ко Господу и яко много может предстательство твое пред престолом благости Его. Сохрани молитвами твоими Церковь Святую от ересей и расколов, от суеверия и неверия. Испроси нам веру праву, надежду несомненну, любовь нелицемерну, в добрых делех преспеяние, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, мир и благоустроение стране нашей, здравие же и спасение людем ея. Призри милостивно на предстоящии и молящиися пред святою иконою твоею и вся прошения их во благо исполни, и всем вся в жизни временней и вечней потребная даруй, во славу дивнаго во святых Своих Бога, в Троице славимаго и покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО “ЛитРес” (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

    Похожие книги

    2. Текст должен быть уникальным. Проверять можно приложением или в онлайн сервисах.

    Уникальность должна быть от 85% и выше.

    3. В тексте не должно быть нецензурной лексики и грамматических ошибок.

    4. Оставлять более трех комментариев подряд к одной и той же книге запрещается.

    5. Комментарии нужно оставлять на странице книги в форме для комментариев (для этого нужно будет зарегистрироваться на сайте SV Kament или войти с помощью одного из своих профилей в соц. сетях).

    2. Оплата производится на кошельки Webmoney, Яндекс.Деньги, счет мобильного телефона.

    3. Подсчет количества Ваших комментариев производится нашими администраторами (вы сообщаете нам ваш ник или имя, под которым публикуете комментарии).

    2. Постоянные и активные комментаторы будут поощряться дополнительными выплатами.

    3. Общение по всем возникающим вопросам, заказ выплат и подсчет кол-ва ваших комментариев будет происходить в нашей VK группе iknigi_net

  • Оценка 4.1 проголосовавших: 42
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here