Молитва о дожде в библии

Полное собрание и описание: молитва о дожде в библии для духовной жизни верующего человека.

“Молитва о дожде” и “Объяснения к молитве о дожде” Н. Зогара

(автор — неизвестный поэт раннего средневековья)

1. Начну я с песни и словами благодарения

2. Хорами будем Тебя воспевать,

3. Восхваляя величие Господа;

4. Излияния души преподносим тебе

5. О, Боже великий и вечный!

6. Ответь нам, Господи, освежающим дождем!

7. Прими мой шепот молитвенный

8. Внемли, Всевышний, зову моему

9. И вспомни любовь, оказанную Тобой.

10. Как убеленный сединою встаю пред Тобой

11. Ответь нам, Господи, благодатным дождем!

12. Вспомни к добру нас

13. И покажи нам свою щедрость

14. Одари нас милосердием

15. И спаси нас от несчастья.

16. Учи нас правдивому слову.

17. И уведи от беды

18. Ответь нам, Господи, желанным дождем!

19. Спасение сверху прикажи нам, Господь.

20. Когда стоим преклоненными в молитве.

21. Просьбу нашу выполни и щедро благослови.

22. Ответь нам, Господи, благословенным дождем!

23. К песнопениям моим прислушайся,

24. Пусть излияние души дойдет до тебя, как, жертвенное приношение,

25. Поднимаем глаза из давящих глубин

26. Ответь нам, Господи, радостным дождем!

27. Подними и спаси от смерти и горя,

28. Пусть правда ведет и радость спасет

29. Услышь наши мольбы и не дай нам слабеть

30. Ответь нам, Господи, благодатным дождем!

31. Наши чувства и песни пусть дойдут до тебя,

32. Всели в наши души спокойствие и мир

33. Ответь нам, Господа, животворным дождем!

34. Наши молитвы пусть дойдут до тебя

35. Укажи нам путь жизни –

36. Путь радости и счастья.

37. Встанем пред Тобою с песней-алелем

38. Ответь нам, Господи, счастливым дождем!

39. Пусть будут желанными слова моих уст

40. Прими их сегодня, как чистый подарок.

41. Не верни наши молитвы без ответа

42. Ведь Ты сотворил и небо и землю

43. Ответь же нам, Господи, дождем благоволения!

44. Дай мудрость и звание и разум нам дай,

35. Дабы постигнуть и славить вечность Твою.

46. Сегодня мы просим дождливый год

47. Ответь нам, Господи, с небесного свода!

ОБЪЯСНЕНИЯ К МОЛИТВЕ О ДОЖДЕ

В молитве Мусаф в восьмой день праздника Сукот молят Господа, чтобы год был дождливым, урожайным. В эпоху Мишны (трактат «Рош -Ашана») было впервые дано обоснование этой молитвы: «в этот праздник (в праздник Сукот) решается судьба года. Время это – как раз перед началом сезона дождей, началом посева, и молитва посвящена наступающему сельскохозяйственному году, чтобы он был благословенным годом».

Молитва эта основана на идее о «Заслуге предков». Так же как человек хочет отблагодарить сына того, кто ему сделал добро и это естественно, иначе это считалось бы неблагодарностью, так и мы просим Господа, зная, что благодаря заслугам и благочестивым делам праотцев наших, Господь Бог даст нам дождь.

В более глубоком понимании можно определить идею «заслуги отцов» как определенный этап в истории еврейского народа. Ибо тот организм, который мы называем «еврейский народ», включает не только евреев, живущих в настоящее время, но и евреев, живших в прошлые века, и тех, кто будет жить в будущем. Это единство охватывает тысячи лет и выходит за пределы исторических границ. И поэтому «заслуги отцов», истоки которых начинаются с древнейших времен, могут служить основой в наших ежегодных молитвах в каждом историческом периоде.

Первый абзац молитвы рассказывает о нашем праотце Аврааме; начальные слова молитвы гласят: «Вспомни Отца, который беспрекословно шел за Тобою как вода». Так же как вода идет по течению вниз, не поворачивая назад, так и Авраам шел за Господом Богом со всей преданностью и верой.

«Ты его благословил как дерево, посаженное при потоках вод». Эта метафора по отношению к праотцу взята из третьего стиха – первой главы книги псалмов Давида. Вся эта глава посвящена человеку, который «не ходил на совет нечестивых и не вступил на путь грешных… но о законе Господа помыслы его». Так и Авраам, который не преклонялся идолам и не ходил на совет окружавших его язычников, а шел непреклонно по пути, указанному Господом.

«Ты защищал его и спасал его от огня и воды». В мидраше рассказывается, как Нимрод, царь страны Ур-Касдим (Где родился Авраам), бросил Авраама в плавильный горн за его веру в Единого Бога. Авраам чудом спасся. Уже на старости лет, когда он шел выполнять повеление Господа о жертвоприношении Ицхака, то на пути его встал Сатана в виде реки и мешал ему пройти. Авраам вошел в воду и уже не смог дальше двигаться, и тогда он обратился к Богу, чтобы помог ему пройти, и просьба его была услышана.

В конце первого абзаца этой молитвы все молящиеся хором произносят: «За его заслуги не лишай нас, Господи, воды!»

Второй абзац молитвы рассказывает об Ицхаке. Он родился в связи с благой вестью ангелов.

Эта весть пришла к Аврааму после того, как увидел трех мужей, стоящих у входа в шатер.

Авраам попросил их остановиться. «Сейчас принесут немного воды, и омоют ноги ваши». Наши мудрецы, толкователи Торы, говорили, что благодаря этому, евреи заслужили, что в дни блуждания по пустыне их сопровождал все 40 лет колодец с водой.

«Ты повелел, Господи, привести Ицхака как жертвоприношение и пролить его кровь как воду».

В мидраше говорится, что Ицхак шел на это по собственному желанию, без принуждения, выполняя волю Господа, как и сказано в Торе «И пошли они оба вместе».

«И вновь выкопал Ицхак колодец воды».

Он выкопал в районе Беер-Шевы колодцы, которые завалили филистимляне после смерти Авраама. Здесь мы вспоминаем добрые дела, сделанные человеком и просим у Господа помощи, чтобы Он сделал благо нашей стране, нуждающейся в дожде и воде.

В конце второго абзаца молитвы, все молящиеся хором произносят:

«За его праведные дела одари нас, Господи, густыми облаками воды»,

Третий абзац рассказывает нам об отдельных событиях в жизни Яакова, связанных с водой.

«И сказал Яаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Ицхака, Господи, сказавший мне: „возвратись в землю твою, на родину твою и Я буду благотворить тебе“.

„И взял Яаков посох свой и перешел воду Иордана“.

„Встал Яаков и пошел в страну сынов востока…

…По дороге он увидел, что Рахель, подходит к колодцу со скотом, который она пасла. Подошел Яаков, отвалил камень от устья колодезя и напоил овец Рахель…“

Благодаря заслугам Яакова, мы просим Господа, чтобы он напоил наши поля водой (Этот мотив повторяется и в рассказе о заслугах Моисея).

„Когда Яаков боролся – продолжает поэт – с ангелом, созданным из огня и воды“. По толкованиям Мидраша, ангелы созданы из огня и волы. Из этой борьбы Яаков вышел победителем, хотя и был ранен, и за эту победу было дано ему имя „Исраэль“.

„И Ты обещал ему быть с ним все время, в огне и воде“.

Это предложение основано на стихе пророка Исайи (Исайя , глава 43): „…Так сказал Господь, сотворивший тебя Яаков, и создавший тебя Исраэль: не бойся. Будешь ли переходить через воды Я с тобою – через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь не обожжешься, и пламя не опалит тебя…“

В конце третьего абзаца, все молящиеся хором повторяют рефрен: „За его заслуги, не лишай нас, Господи, воды“.

Четвертый абзац этой молитвы рассказывает об отдельных праведных делах Моисея, связанных с водою.

„Вытащенный из воды, где он находился в тростниковой корзине“ – Это взято из библейского рассказа, где сказано (в книге „Исход“, гл. 2, стих. 5): «Дочь Фараона увидела корзину среди тростника и послала рабыню свою взять ее».

Затем следует другое событие, связанное с водой: «Он начерпал воду и напоил овец“.

Это событие связано уже со взрослым Моисеем, когда он убежал от фараона и остановился у колодца в земле Мидьян.

В Библии рассказывается:

У священника Мидьянского было семь дочерей. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец. И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, и напоил овец их».

Следующее событие, о котором рассказывается в молитве, связано с походом евреев из пустыни Син.

«И расположились станом – рассказывается в книге „Исход“, гл. 17 – в Рефидиме, и не было воды пить народу… и жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея…»

«И сказал Господь Моисею: …вот я стану пред Тобою на скале в Хориве и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода и будет пить народ».

И в конце этого абзаца молитвы, все молящиеся произносят рефрен:

«За его праведные дела одари нас, Господи, густыми облаками воды.

Пятый абзац рассказывает о первосвященнике Аароне, брате Моисея, о духовном руководителе при службе в святом Храме. В день Йом-Кипур он должен совершить омовение пять раз перед молитвами. Жертвоприношения в храме предназначены были для очищения духовной жизни и всепрощения народа от его прегрешения, также как погружение в бассейн для ритуального омовения освежает и очищает тело.

Этот отрывок напоминает нам о Храмовой службе и об особой ответственности первосвященника в день Йом-Кипур перед Сукот, который является днем очищения от всех грехов за прошедший год.

Шестой абзац Молитвы не говорит нам ничего об определенной исторической личности, а о целом поколении во время исхода евреев из Египта и о народе Израиля во всех веках.

В начале этого рассказа говорится:

„Вспомни двенадцать колен, которых Ты провел по морю, и расступились воды и они прошли как по суше“. В книге „Исход“ (глава 14; 22) рассказывается: „И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону“. Второй эпизод в этом отрывке: „Как опреснил Ты им горькую воду“.

Это основано на рассказе Библии ( „Исход“, глава 15; 22-25). „И шли они три дня по пустыне и не находили воды. Пришли в Меру и не могли пить воды в Мере, ибо она была горька. И возроптал народ… и Господь показал Моисею дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою“. Следующий мотив в этой молитве:

„Вспомни, как потомки их проливали свою кровь как воду“… Отпрыски этих 12 колен также жертвовали своей жизнью в каждом поколении за веру в единого Бога, и также как в дни Авраама и Ицхака, так и в каждом поколении евреи жертвовали собою во имя веры.

„Обрати свое лицо к нам и не скрывай его от нас“. Эта метафора о „скрывании лица“, взятая из поэтических образов, используемых пророками в своих моральных проповедях, когда Господь Бог отворачивается от народа и не прислушивается к его молитвам; и наоборот: когда Господь обратит лицо свое к народу – означает удовлетворение его просьб.

„Ибо ты Господь, наш Бог, создаешь дуновение ветров и повелеваешь, чтобы шел дождь“.

Эта мысль основана на толковании Мидраша, где сказано, что ключ к дождю находится только во власти Господа.

Последняя формулировка в этой молитве произносится ежедневно во время зимнего периода.

Молитва о дожде

1. Начну я с песни и словами благодарения

2. Хорами будем тебя воспевать,

3. Восхваляя величие Г‑спода;

4. Излияния души преподносим тебе

5. О, Боже великий и вечный!

6. Ответь нам, Г‑споди, освежающим дождем!

7. Прими мой шепот молитвенный

8. Внемли, Всевышний, зову моему

9. И вспомни любовь, оказанную тобой.

10. Как убеленный сединою встаю пред тобой

11. Ответь нам, Г‑споди, благодатным дождем!

12. Вспомни к добру нас

13. И покажи нам свою щедрость

14. Одари нас милосердием

15. И спаси нас от несчастья.

16. Учи нас правдивому слову.

17. И уведи от беды

18. Ответь нам, Г‑споди, желанным дождем!

19. Спасение сверху прикажи нам, Г‑сподь.

20. Когда стоим преклоненными в молитве.

21. Просьбу нашу выполни и щедро благослови.

22. Ответь нам, Г‑споди, благословенным дождем!

23. К песнопениям моим прислушайся,

24. Пусть излияние души дойдет до тебя, как, жертвенное приношение,

25. Поднимаем глаза из давящих глубин

26. Ответь нам, Г‑споди, радостным дождем!

27. Подними и спаси от смерти и горя,

28. Пусть правда ведет и радость спасет

29. Услышь наши мольбы и не дай нам слабеть

30. Ответь нам, Г‑споди, благодатным дождем!

31. Наши чувства и песни пусть дойдут до тебя,

32. Всели в наши души спокойствие и мир

33. Ответь нам, Г-спода, животворным дождем!

34. Наши молитвы пусть дойдут до тебя

35. Укажи нам путь жизни —

36. Путь радости и счастья.

37. Встанем пред тобою с песней‑алелем

38. Ответь нам, Г‑споди, счастливым дождем!

39. Пусть будут желанными слова моих уст

40. Прими их сегодня, как чистый подарок.

41. Не верни наши молитвы без ответа

42. Ведь ты сотворил и небо и землю

43. Ответь же нам, Г‑споди, дождем благоволения!

44. Дай мудрость и звание и разум нам дай,

35. Дабы постигнуть и славить вечность твою.

46. Сегодня мы просим дождливый год

47. Ответь нам, Г‑споди, с небесного свода!

Н. Зогар. Объяснения к молитве о дожде

В молитве Мусаф, которую читают в восьмой день праздника Сукот, обращаются к Г‑споду с просьбой, чтобы год был дождливым и урожайным. В эпоху Мишны впервые было дано обоснование этой молитвы: «В этот праздник [в праздник Сукот] решается судьба года. Время это — как раз перед началом сезона дождей, началом посева, и молитва посвящена наступающему сельскохозяйственному году, чтобы он был благословенным годом».

Молитва о дожде была основана на идее о «заслуге предков». Так же как человек хочет отблагодарить сына того, кто ему сделал добро, так и мы просим Г‑спода, зная, что благодаря заслугам и благочестивым делам праотцев наших, он дарует нам дождь.

Идею «заслуги отцов» можно определенный еще и как этап в истории еврейского народа. Ведь та общность, которую мы называем «еврейским народом», включает не только евреев, живущих в настоящее время, но и евреев, живших в прошлые века, и тех, кто будет жить в будущем. Это единство охватывает тысячи лет и выходит за пределы исторических границ. И поэтому «заслуги отцов», истоки которых начинаются с древнейших времен, могут служить основой в наших ежегодных молитвах в каждом историческом периоде.

Первый абзац молитвы рассказывает о нашем праотце Аврааме. Начальные слова молитвы гласят: «Вспомни Отца, который беспрекословно шел за тобою как вода». Так же как вода идет по течению вниз, не поворачивая назад, так и Авраам шел за Г‑сподом Б‑гом со всей преданностью и верой.

«Ты его благословил как дерево, посаженное при потоках вод». Эта метафора, взятая из третьего стиха первой главы книги псалмов Давида, относится к нашему праотцу. Вся глава посвящена человеку, который «…не ходил на совет нечестивых и не вступил на путь грешных… но о законе Г‑спода помыслы его». Так и Авраам, который не преклонялся идолам и не ходил на совет окружавших его язычников, а шел непреклонно по пути, указанному Г‑сподом.

«Ты защищал его и спасал его от огня и воды». В Мидраше рассказывается, как Нимрод, царь страны Ур-Касдим, где родился Авраам, бросил Авраама в плавильный горн за его веру в единого Б‑га. Авраам чудом спасся. Уже на старости лет, когда он отправился выполнить повеление Г‑спода о жертвоприношении Ицхака, то на пути его встал Сатана в виде реки и мешал ему пройти. Авраам вошел в воду и не смог дальше двигаться, тогда он обратился к Б‑гу, и просьба его была услышана. В конце первого абзаца этой молитвы все молящиеся хором произносят: «За его заслуги не лишай нас, Г‑споди, воды!»

Второй абзац молитвы рассказывает об Ицхаке. Он родился после благой вести ангелов, которая пришла к Аврааму после того, как он увидел трех мужей, стоящих у входа в шатер. Авраам попросил их остановиться: «Сейчас принесут немного воды, и омоют ноги ваши». Наши мудрецы, толкователи Торы, говорили, что благодаря этому поступку, евреев в дни блуждания по пустыне все 40 лет сопровождал колодец с водой.

«Ты повелел, Г‑споди, привести Ицхака как жертвоприношение и пролить его кровь как воду». В Мидраше говорится, что Ицхак пошел на это по собственному желанию, без принуждения, выполняя волю Г‑спода, как и сказано в Торе: «И пошли они оба вместе».

«И вновь выкопал Ицхак колодец воды». Он выкопал колодцы в районе Беер‑Шевы, которые завалили филистимляне после смерти Авраама. Во время прочтения этих строк, мы вспоминаем добрые дела, сделанные человеком и просим у Г‑спода помощи, чтобы он сделал благо нашей стране, нуждающейся в дожде и воде. В конце второго абзаца молитвы, все молящиеся хором произносят: «За его праведные дела одари нас, Г‑споди, густыми облаками воды»,

Третий абзац рассказывает нам об отдельных событиях в жизни Яакова, связанных с водой: «И сказал Яаков: “Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Ицхака, Г‑споди, сказавший мне возвратись в землю твою, на родину твою и я буду благотворить тебе”»; «И взял Яаков посох свой и перешел воду Иордана»; «Встал Яаков и пошел в страну сынов востока… По дороге он увидел, что Рахель, подходит к колодцу со скотом, который она пасла. Подошел Яаков, отвалил камень от устья колодезя и напоил овец Рахель…». Благодаря заслугам Яакова, мы просим Г‑спода, чтобы он напоил наши поля водой. Этот мотив повторяется и в рассказе о заслугах Моисея.

Яаков также боролся с ангелом, созданным из огня и воды. Из этой борьбы он вышел победителем, хотя и был ранен, и за эту победу было дано ему имя Исраэль: «И ты обещал ему быть с ним все время, в огне и воде». Это предложение основано на стихе пророка Исайи: «…Так сказал Г‑сподь, сотворивший тебя Яаков, и создавший тебя Исраэль: не бойся. Будешь ли переходить через воды я с тобою — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь не обожжешься, и пламя не опалит тебя…» (Исайя, 43). В конце третьего абзаца, все молящиеся хором повторяют рефрен: «За его заслуги, не лишай нас, Г‑споди, воды».

Четвертый абзац молитвы о дожде рассказывает об отдельных праведных делах Моисея, связанных с водою: «Вытащенный из воды, где он находился в тростниковой корзине». Этот эпизод взят из библейского рассказа: «Дочь Фараона увидела корзину среди тростника и послала рабыню свою взять ее» (Шмот, 2:5).

Затем следует другое событие, связанное с водой: «Он начерпал воду и напоил овец». Оно рассказывает нам о взрослом Моисее, который убежал от фараона и остановился у колодца в земле Мидьян.

В Библии говорится: «У священника Мидьянского было семь дочерей. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец. И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, и напоил овец их».

Следующее событие, о котором рассказывается в молитве, связано с походом евреев из пустыни Син: «И расположились станом в Рефидиме, и не было воды пить народу… и жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея…»; «И сказал Г‑сподь Моисею: “…вот я стану пред тобою на скале в Хориве и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода и будет пить народ”» (Шмот, 17).

В конце этого абзаца молитвы, все молящиеся произносят рефрен: «За его праведные дела одари нас, Господи, густыми облаками воды.

Пятый абзац рассказывает о первосвященнике Аароне, брате Моисея, духовном руководителе при службе в святом Храме. В день Йом‑Кипур он должен был пять раз совершить омовение перед молитвами. Жертвоприношения в храме были предназначены для очищения духовной жизни и всепрощения народа от его прегрешения, также как погружение в бассейн для ритуального омовения освежает и очищает тело.

Этот отрывок напоминает нам о храмовой службе и об особой ответственности первосвященника в день Йом‑Кипур перед Сукот, который является днем очищения от всех грехов за прошедший год.

Шестой абзац молитвы не рассказывает нам ничего об определенной исторической личности, а повествует о целом поколении во время исхода евреев из Египта и о народе Израиля во всех веках.

В начале этого рассказа говорится: «Вспомни двенадцать колен, которых ты провел по морю, и расступились воды и они прошли как по суше». В книге «Шмот» рассказывается: «И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону». Второй эпизод в этом отрывке: «Как опреснил ты им горькую воду» (14:22).

Это отсылает нас к рассказу из Библии: «И шли они три дня по пустыне и не находили воды. Пришли в Меру и не могли пить воды в Мере, ибо она была горька. И возроптал народ… и Г‑сподь показал Моисею дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою».

В этой молитве есть и другой мотив: «Вспомни, как потомки их проливали свою кровь как воду…» Отпрыски этих двенадцати колен жертвовали своей жизнью в каждом поколении за веру в единого Б‑га, как в дни Авраама и Ицхака, так и в за всю дальнейшую историю еврейского народа.

«Обрати свое лицо к нам и не скрывай его от нас» — это метафора о скрывании лица, взятая из поэтических образов, используемых пророками в моральных проповедях. В них Г‑сподь Б‑г или отворачивается от народа и не прислушивается к его молитвам, или наоборот, обращает свое лицо к народу. Эта метафора означает удовлетворение его просьб.

«Ибо ты Г‑сподь, наш Б‑г, создаешь дуновение ветров и повелеваешь, чтобы шел дождь» — эта мысль основана на толковании Мидраша, где сказано, что ключ к дождю находится только во власти Г‑спода.

Последняя формулировка в этой молитве произносится ежедневно во время зимнего периода.

Оценка 4.1 проголосовавших: 191
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here