Молитва об оглашенных за литургией

Полное собрание и описание: молитва об оглашенных за литургией для духовной жизни верующего человека.

Молитва об оглашенных за литургией

Протоиерей Серафим Слободской

II. Литургия оглашенных

Вторая часть Литургии называется Литургией “оглашенных” потому, что при совершении ее могут присутствовать и оглашенные, т. е. готовящиеся к принятию Св. Крещения, а также кающиеся, отлученные за тяжкие грехи от Св. Причащения.

После великой ектении поются псалмы 102-й: “Благослови, душе моя, Господа . и 145-й: “Хвали, душе моя. Господа” . разделяемые малой ектенией: “паки и паки (еще, опять) миром Господу помолимся“. В означенных псалмах изображены благодеяния Божии роду человеческому: сердце (душа) христианина должно прославлять (благословлять) Господа, очищающего и исцеляющего наши душевные и телесные немощи, исполняющего благие наши желания, избавляющего от истления жизнь нашу, – и не забывать всех Его благодеяний (воздаяний); Господь – щедр, милостив и долготерпелив; Он хранит истину во век, творит суд обидимым, даст пищу алчущим, освобождает заключенных (решить окованные), любит праведников, принимает сирот и вдов и наказывает грешников. Псалмы эти называются изобразительными, а так как петь их положено на двух клиросах попеременно, то по-гречески они называются также “антифонами“. В двунадесятые Господни праздники изобразительные псалмы (антифоны) не поются; вместо них поются особые стихи из других псалмов, соответствующие празднуемому событию. За каждым стихом первого праздничного антифона поется припев: “Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас!” А за каждым стихом второго антифона, смотря по празднику: “Спаси нас, Сыне Божий, рождейся от Девы” (в Рождество Христово) или: “во Иордане крестивыйся” (в Крещение Господне) или: “Воскресый из мертвых” (в Пасху) и тому подобное . “поющия Ти: аллилуиа!” (хвалите Бога). По окончании второго антифона всегда поется песнь: “Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от святые Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас“. В этой песне изложено православное учение о Втором Лице Св. Троицы – Сыне Божием, Иисусе Христе; Единородный (единственный по существу) Сын и Слово Божие, Христос Бог, будучи бессмертным, сделался человеком, не переставая быть Богом (“непреложно” – неизменно “вочеловечивыйся“), принявши человеческую плоть (тело) от Свят. Богородицы и Приснодевы Марии и будучи распят, Он Своею смертью победил нашу смерть “смертию смерть поправый“, один из трех Лиц Св. Троицы, прославляемый наравне с Отцом и Св. Духом.

Далее следует малая ектения и пение блаженств евангельских (Матф. 5, 3-12), в которых указывается, что христианин, испрашивая милости у Бога, должен иметь смирение духа (духовную нищету), сокрушаться о своих грехах, быть кротким (незлобивым), поступать по правде Божией, иметь чистоту в сердце, быть милосердым к ближнему, умиротворять враждующих, быть терпеливым во всех испытаниях, готовым перенести поношение, изгнание (“ижденут“) и смерть за Христа, т. е. быть исповедником Его, за каковой подвиг ожидает великая награда (“мзда”) на небесах. В великие Господни праздники, вместо евангельских блаженств, поется несколько раз соответствующий тропарь со стихами. При пении евангельских блаженств царские врата открываются для малого входа. В конце “блаженств” священник берет с престола Св. Евангелие, передает его диакону и выходит, в предшествии диакона, несущего Св. Евангелие, северными дверями на амвон. – Этот выход священнослужителей с Св. Евангелием называется малым входом, в отличие от следующего великого входа, и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на всемирную проповедь. Получивши благословение от священника, диакон останавливается в царских вратах и, возвышая св. Евангелие, громко возглашает: “Премудрость! Прости!” входит в алтарь и полагает св. Евангелие на престоле. – Возглас: “Премудрость! Прости!” напоминает верующим, что они должны стоять прямо (по буквальному переводу с греческого языка, “прости” значит: правильно, прямо), т. е. быть внимательны, сосредоточены в мыслях. – Смотря на св. Евангелие, как на Самого Иисуса Христа, идущего на проповедь, верующие поют: “Приидите поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых (или молитвами Богородицы, или во святых дивен Сый), поющия Ти: аллилуиа! После сего поется тропарь (воскресный, или праздничный, или святого) и другие песнопения, а священник в это время в тайной молитве просит Отца Небесного, воспеваемого херувимами и славословимого серафимами, принять и от нас ангельскую (трисвятую) песнь, простить грехи, освятить и дать нам силы праведно служить Ему; конец этой молитвы: “Яко свят еси, Боже наш“. он произносит вслух.

Далее поется “трисвятое”: – “Святый Боже”. В Рождество Христово, Крещение Господне, Пасху (всю седмицу), и день Св. Троицы, а также в субботы – Лазареву и Великую, вместо “трисвятого” поется: “Елицы (которые) во Христа крестистеся (крестились), во Христа облекостеся (облеклись в одежду правды): аллилуиа“, потому что в древней Церкви оглашенные преимущественно в эти праздники принимали св. крещение. В праздник Воздвижения Креста Господня (14-го сентября) и в третью “неделю” (воскресенье) Велик. Поста, когда совершается поклонение Кресту, вместо “трисвятого”, поют: “Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим”.

По окончании “трисвятого” читается очередной Апостол (апостольское чтение из книги Деяний св. апостолов, семи соборных апостольских посланий и четырнадцати посланы св. ап. Павла – по особому указателю). К внимательному чтению апостола верующие приготовляются возгласами: “Вонмем” (будем внимать!) “Мир всем! Премудрость!” и пением прокимна – особого краткого стиха (переменяемого). Во время чтения апостола совершается каждение в знак той благодати Св. Духа, с которою апостолы проповедали всему миру учение Иисуса Христа. На каждение, а также и на возглас священника: “мир всем!” нужно отвечать простым поклоном (без крестного знамения). Затем, поется: “аллилуиа” три раза с произношением особых стихов и читается очередное Евангелие (также по особому указателю), предваряемое и сопровождаемое пением радостной песни: “Слава Тебе, Господи, слава Тебе!” так как для верующего христианина не может быть более радостной вести, как благовестие (евангелие) о жизни, учении и чудесах Господа Иисуса Христа. Апостол и Евангелие должны быть выслушаны с особенным вниманием, при наклоненной главе, хорошо делают те, кто предварительно знакомятся с этими чтениями дома. Пред началом чтения Апостола и Евангелия следует перекреститься, а по окончании – совершить крестное знамение, с поклоном, троекратно.

После Евангелия следует сугубая (усиленная) ектения, в начале которой верующие приглашаются помолиться Господу Богу от чистого сердца, всеми силами души: “Рцем (будем говорить, молиться) вси от всея души и от всего помышления. ” Далее в двух прошениях мы сугубо (усиленно) просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: “Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молимтися (молимся Тебе), услыши и помилуй. – Помилуй нас, Боже. ” Следуют сугубые прошения: о патриархах, митрополитах, архиепископах, епископах, правящем Архиерее и всей “во Христе братии нашей” (о всех верующих христианах); о благоверных правителях; о священниках, о монахах, состоящих в священном сане, и о всех служителях Христовой Церкви; о блаженных и приснопамятных (всегда достойных памяти) святейших патриархах православных, и благочестивых царях, и благоверных царицах, и о создателях св. храма и о всех усопших православных отцах и братьях, здесь и повсюду погребенных. Нужно молиться за умерших по чувству христианской любви к ним, никогда не оскудевающей, тем более, что для умерших за гробом нет покаяния, а только воздаяние, – блаженная жизнь или вечные мучения. Христианская же молитва за них, добрые дела, совершаемые в память их, и особенно принесение бескровной Жертвы, могут умолить правосудие Божие и облегчить мучения грешников. – Еще сугубо молимся о милости (чтобы Господь умилосердился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого храма сего (т. е. прихожан). В последнем прошении сугубой ектении говорится о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся (для храма), поющих, и предстоящих в нем людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости. Под плодоносящими и добродеющими (делающими добро) для храма разумеются верующие, которые приносят в храм все необходимое для Богослужения (елей, ладан, просфоры и проч.), жертвуют на нужды храма и прихода деньгами и вещами (на благолепие храма, на содержание труждающихся в нем – причта, певчих, служителей, в пользу бедных прихожан и на другие общеприходские религиозно-нравственные нужды).

За сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой мы молимся за всех усопших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который не согрешил бы в своей жизни, умоляем Праведного Судно даровать им Царство Небесное, где все праведные упокоеваются.

Далее произносятся ектении об оглашенных, чтобы Господь помиловал их, наставил в истинах св. веры (“открыл им Евангелие правды”) и удостоил Св. Крещения (“соединить их святей . Церкви”). Во время этой ектении священник развертывает на престоле антиминс, а ектению заканчивает возгласом: “да и тии с нами славят. “, т. е., чтобы и они (оглашенные) вместе с нами (верующими) прославляли Пречестное и Великое Имя Отца и Сына и Святого Духа. Затем оглашенные приглашаются выйти из храма: “Елицы оглашении изыдите”. Оглашенные, в точном смысле существуют и теперь; это – готовящиеся к Св. Крещению язычники (в Китае, Японии, Сибири), магометане и евреи в разных местах вселенной. Все они нуждаются в милосердии Божием, и потому мы обязаны молиться за них. Что касается повеления оглашенным выйти из храма, то эти слова должны быть предупреждением и нам, если даже и нет среди нас “оглашенных”. Мы, крещенные, часто грешим и без раскаяния присутствуем в храме без должного благоговения, или имеем в душе вражду и ненависть против ближнего. А потому при грозных словах: “оглашенной изыдите”, мы, как недостойные, должны углубиться в самих себя, поразмыслить о своем недостоинстве, простить своим личным врагам, иногда воображаемым, и просить у Господа Бога прощения своих грехов при твердой решимости сделаться лучшими.

Словами: “елицы вернии паки и паки миром Господу помолимся” начинается Литургия верных.

Молитва об оглашенных

Молитва об оглашенных

Господи Боже наш, иже на высоких живый и на смиренныя призираяй; иже спасение роду человеческому ниспославый, Единороднаго Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа: призри на рабы Твоя оглашенныя, подклоншия Тебе своя выя, и сподоби я во время благополучное бани пакибытия, оставления грехов и одежды нетления, соедини их святей Твоей, соборней и апостольстей Церкви и сопричти их избранному Твоему стаду.

Св. Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Д. Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии изыдите; елицы оглашеннии, изыдите; да никто от оглашенных; елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся.

Похожие главы из других книг

Беседа шестая ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ

Беседа шестая ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ Вторая часть Божественной литургии носит название литургии оглашенных. Так называется она потому, что при совершении ее могли присутствовать оглашенные, то есть те, которые только готовились ко святому крещению. Кроме них, здесь могли

Литургия оглашенных

Литургия оглашенных Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных, потому что при совершении ее могут присутствовать оглашенные, т. е. готовящиеся к принятию Святого Крещения, а также кающиеся, отлученные за тяжкие грехи от Святого Причащения.Диакон выходит из

Литургия оглашенных святого Кирилла Иерусалимского.

Литургия оглашенных святого Кирилла Иерусалимского. О литургии оглашенных сведений почти нет. Им упоминаются в Церкви следующие чины: катихумены, просвещаемые, монахи, девы, клир и певцы. Из Огласительных слов ясно, что во время литургии оглашенных читалось Слово Божие и

Литургия оглашенных.

Литургия оглашенных. Чтение Писаний.Иерей, восходя на трон, говорит: «Мир всем».Народ: «И духу твоему».Читающий Пророчества начинает: «Так говорит Господь».Читающий Апостола: «Явилась благодать Божия»… и т. д. из послания к Титу 2:11 [110] и след.Певчий поет, и все

Литургия оглашенных.

Литургия оглашенных. Вход.«Святый Боже и Отец, Святый Крепкий, Сын Божий, воплощенный и распятый плотию ради нас, Святый Бессмертный, Дух Святый, Единый Господь Саваоф, помилуй нас».Чтение Апостола и

Литургия оглашенных.

Литургия оглашенных. Каждение.Иерарх, закончив священную молитву у божественного жертвенника, начинает от него каждение и идет во всякое место храма.Затем описывается чтение Священного Писания и удаление оглашенных, одержимых и

Литургия оглашенных.

Ектении об оглашенных.

Ектении об оглашенных. После этой ектении произносится ектения об оглашенных, напоминающая нам о древнем институте катихумената. В предшествовавшем историческом обозрении Литургии были приведены те древние чины литургий, основанных на апостольском предании и носящих

Молитва преподобных старцев и отцев Оптиной пустыни (молитва на каждый день)

Молитва преподобных старцев и отцев Оптиной пустыни (молитва на каждый день) Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что даст мне сей день. Господи, дай мне вполне предаться воле Твоей. Господи, на всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы

4. Литургия Оглашенных “Апостольских Постановлений”

4. Литургия Оглашенных “Апостольских Постановлений” Мы уже знаем Эфиопский извод этой Литургии, который есть в ваших хрестоматиях и занимает там всего 2 страницы. Причём вся анафора умещается в 25 строк. Схема её: PAEJ. “Санктуса” ещё нет, т.е. по-видимому, это действительно

Ектения об оглашенных

Ектения об оглашенных Д. Помолитеся, оглашеннии, Господеви.Л. Господи, помилуй.Д. Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их.Л. Господи, помилуй.Д Огласит их словом истины.Л. Господи, помилуй.Д Открыет им Евангелие правды.Л. Господи, помилуй.Д Соединит их Святей

Литургия Оглашенных

Литургия Оглашенных Вторая часть литургии, совершающаяся уже во всеуслышание предстоящего в храме народа, называется «Литургией оглашенных», так как на ней разрешалось присутствие «оглашенных», то есть только готовившихся к принятию Христовой веры, но еще не крещенных.

Литургия Оглашенных

Литургия Оглашенных По прочтении «Часов», и вслед за окончанием тайно (не вслух народа) совершенной «проскомидии», начинается часть литургии, называемая Литургиею Оглашенных, потому что при совершении ее могли присутствовать и оглашенные, т. е. готовившиеся к принятию

Молитва при бракосочетании (молитва христианских супругов)

Молитва при бракосочетании (молитва христианских супругов) Господи Боже наш, во спасительном Твоем смотрении, сподобивый в Кане галилейстей честный показати брак Твоим пришествием, Сам ныне рабы Твоя (имена) яже благоволил еси сочетатися друг другу в мире и единомыслии

Молитва во время засухи (молитва Каллиста, Патриарха Константинопольского)

Молитва во время засухи (молитва Каллиста, Патриарха Константинопольского) Владыко Господи Боже наш, послушавый Илию Фесвитянина ревности ради к Тебе, и во время посылаемому земли дождю удержатися повелевуй, таже паки молитвою его дождь плодоносный ей даровавый: Сам,

Литургия оглашенных

Литургия оглашенных Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных. Как первая часть, Проскомидия, соответствовала первоначальной жизни Христа, Его рожденью, открытому только ангелам да немногим людям, Его младенчеству и пребыванью в сокровенной неизвестности

Новые решительные шаги обновленческих реформ?

Или зачем убрали ектению «об оглашенных»

Многие православные Петербурга и паломники северной столицы недоумевают из-за очередных сюрпризов богослужебной практики некоторых центральных соборных храмов. По непонятным причинам из Божественной литургии свт. Иоанна Златоуста исчезла ектения об оглашенных и приготовительные ектении верных перед «Херувимской песней». На вопросы и недоумения верующих столичное петербургское духовенство ссылается на «благословение Святейшего Патриарха Алексия II». Однако члены нашей редакции, как впрочем и многие благочестивые миряне глубоко сомневаются в существовании такого «благословения», зная щепетильное отношение Святейшего Патриарха к литургическим новшествам, тем более такого рода.

Отметим, что с момента управления тогда ещё Ленинградской митрополией митрополитом Никодимом (Ротовым) стал заметно меняться облик пастырей северной столицы. Несмотря на то, что во времена патриарха Тихона Петроград охватила серьёзная обновленческая смута, тем не менее её удалось искоренить таким выдающимся иерархам нашей Церкви как митрополит Мануил (Лемешевский), митрополит Николай (Ярушевич). Важно также и то, что после обновленческого потрясения бывшей столицы Российской империи, именно Петроград стал мощным бастионом, который оказывал сильное противодействие реформам митрополита Сергия (Страгородского), а духовенство почти единодушно осудило «Декларацию» митрополита Сергия, которая по своему содержанию выходила за рамки церковного нейтралитета и затрагивала политику, фактически направляя священноначалие Русской Церкви на путь политических заигрываний с безбожным государством.

Деятельность митрополита Никодима (Ротова) в области межхристианских контактов была направлена на резкое и абсолютно необоснованное сближение с Римо-Католической церковью, введение intercommunion с римо-католиками. Ему же принадлежит выстраивание новой модели церковной жизни, основанной на жёсткой административной вертикали и полное исключение из церковной жизни клира и мирян. Всё это коренным образом ломало древний соборный принцип церковного устройства, поскольку в жизни церкви при её иерархическом устройстве участвуют все и хранителями веры является вся Церковь, а не только епископат. К глубокому сожалению, эти серьезные изменения митрополита Никодима сегодня не замечаются. Однако при оценке деятельности любого человека, в особенности крупных личностей, имевших большой политический вес и международное признание, должны присутствовать не светские критерии, а прежде всего церковные, святоотеческие, и замечаться не только плюсы, но и минусы. А последних у приснопамятного митрополита Никодима было предостаточно.

Однако мы не станем останавливаться на деятельности этого маститого иерарха, предоставив точную оценку его деятельности Божественному правосудию, а только лишь окинем общим взглядом те последствия его деятельности, которые по нашему мнению отразились на качестве петербургской митрополии. Во-первых , митрополия давно славится своими филокатолическими взглядами и размытыми экклезиологическими воззрениями. При беседе с клириками времен митрополита Никодима приходится удивляться не просто симпатиям к Римо-Католической церкви, а странной убежденности в том, что латиняне вовсе не являются еретиками – это равноправная Церковь. Подхватывая филокатолические высказывания проф. А. П. Лебедева, они утверждают, что из-за раскола 1054г. невозможно собирать Вселенские соборы, ибо присутствие Римского папы или его легатов на соборе является необходимым и обязательным условием проведения Вселенского собора. Список подобных убеждений можно было бы продолжить и дальше. Но, как известно, мировоззрения человека всегда отражаются на его личной духовной аскетической жизни. благочестии и наоборот. Не касаясь отдельных представителей «никодимовского» духовенства лишь укажем на несколько характерных черт окормления паствы в Петербурге во многих соборных храмах:

отсутствие частной исповеди и настойчивое проведение только общих исповедей,

безответственное не послабление, а даже разрешения от Великого поста, едва у кого-то где-то кольнуло, выхолащивание аскетического духа Церкви, который ей присущ был всегда,

отсутствие пастырской заботы о духовном возрастании мирян, повышения уровня церковного сознания,

сокращение богослужебных последования до ужасающего минимума: например урезание вечерних богослужений, в некоторых храмах служится вечерня без утрени, но утреня не совершается утром перед Божественной литургией. (например в Спасо-Преображенском соборе еще в 80-е гг. умудрялись «служить» вечерню с утреней за 50 минут. Один из известных старцев, узнав об этом скорбно лишь ответил: «Такую молитву Бог не приемлет».)

Чтение Апостола и даже иногда Евангелия на русском языке в Синодальном переводе, под предлогом якобы непонимания церковно-славянского языка. Но при этом категорический отказ наблюдать за внятностью речи чтеца и громкостью, не говоря уже об необходимости обучении этому языку прихожан, традиционно негативное отношение к монашеству, в то время как именно монашество является евангельским и церковным институтом, носителем церковного сознания по преимуществу. Именно по этой причине прп. Феодор Студит и называет монашество «нервами Церкви», а прп. Иоанн Лествичник «светом для человеков».

Безусловно, эти многие «упущения» часто исправляются традиционно присущим многим петербуржцем стремлением к просвещению, любви к чтению и знаниям. А оно часто бывает вызванное интуитивным стремлением к личному благочестию, более глубокому и осознанному отношению к вере. Здесь нельзя не видеть мистической роли тех многочисленных Новомучеников, которых огромное количество имеет Петербург-Петроград.

Теперь перейдем к вопросу о ликвидации ектений «об оглашенных» и «верных» пред Херувимской песнью.

Немного скажем об их значении и месте в Божественной литургии.

Кроме того, свт. Иоанн в беседе на первое Послание апостола Павла к Коринфянам упоминает о древности церковного обычая после Евангелия перед Евхаристией совершать молитвы и об усопших, ектении о которых частенько также опускаются: «Да не обленимся помогать отшедшим и приносить за них молитвы, ибо предлежит общая для всего мира Очистительная Жертва… Не напрасно установлено апостолами, чтобы при Страшных тайнах мы поминали отшедших: от этого бывает им немалое приобретение, многая польза».

Этот обычай в Православной Церкви фактически сохранялся всегда и даже тогда, когда Церковь несла свое служение в исконно православных странах, т.е. там, где произнесение ектении об оглашенных и возглашение об исхождении их из храма носило лишь характер исторического воспоминания. Не считала нужным и русская Православная Церковь удалять эту ектению в дореволюционное время, хотя никакого института оглашенных уже не было и в помине.

Однако сегодня, когда большая часть нашего народа не воцерковленная и должен ставиться вопрос о необходимости восстановления института оглашения, некоторые настоятели петербургских храмов бесцеремонно удаляют ектении «об оглашенных» и «ектению верных». При современной ситуации требуются шаги совершенно в другом направлении. И наиболее целесообразно было бы после возглашения «оглашенные изыдите», людям не причащающимся и находящихся под епитимьей, а также нецерковным людям предлагать покинуть храм. Ибо все даже нецерковные люди по сути своей остаются «непосвящёнными», которым по сути воспрещается присутствовать при самом святейшем тайнодействии Православной Церкви.

Полагаем, что все эти дерзостные шаги петербургского духовенства вызваны опасной обмирщённостью, духом беспредельного либерализма, убивающего элементарный страх Божий и благоговение к тому, что было установлено не падшей человеческой логикой, а церковным святоотеческим сознанием, просвещенным благодатью Святого Духа. Ведь если идти по пути этой обмирщённой логики, которая так странно боится всякую лишнюю минуту посвятить молитве Богу – то неизбежны будут и дальнейшие шаги: ликвидация литургии оглашенных и оставление только евхаристического канона. И чем тогда литургия не уподобится латинской еретической мессе, которая имеет лишь внешний вид тайнодействия, а по сути является еретической скверной, по верному замечанию «православия светильника» свт. Григория Паламы. Нужно помнить то, что в нашей церковной жизни мы руководствуемся не мирскими принципами размытой толерантности, вернее религиозного релятивизма, конформизма и безразличия, а сообразуем наши дела и поступки с волей Святейшего Бога. Легко сползать с идеала к плохому примеру, но еще страшнее когда этот пример превращается в норму жизни и поведения там, где главная цель – это совершенство во Христе. А оно требует совершенно обратных шагов: из плотского человека перерождаться в духовного, созданного в святости и истине.5 И преодоление своих страстей, дурных привычек и наклонностей, обязательная жизнь в непрестанном подвиге как внешнем так и внутреннем составляет путь спасения, усвоения себя Богочеловеку Христу, обретения подлинного сыновства и обожения. И если мы не ставим в своей пастырской практике такой задачи, задачи личного преображения и просвещения – то наше спасение как и православной ставятся под глубокое сомнение. 6

В заключении мы в качестве назидания и повода для критического размышления приводим слова вселенского отца Церкви свт. Иоанна Златоуста: «Несмотря на то, некоторые до того несмысленны, безумны и рассеянны, что не только во время молитвы оглашенных, но и во время молитвы верных стоят и разговаривают. Вот отчего у нас всё не в порядке, вот отчего всё идет к погибели, — оттого, что мы и тогда, когда более всего должны умилостивлять Бога, прогневляем Его и так уходим из церкви. Нам повелевается здесь, в присутствии верных, молить человеколюбца Бога о епископах, о пресвитерах, о царях, о властях, о земле и море, о воздухах и всей вселенной. Итак, если мы, которые должны иметь дерзновение молиться о других, не молимся и о себе с должным вниманием, то какое будем иметь оправдание, какое извинение? Потому, размысливши обо всём этом, прошу помнить время молитвы, быть возвышеннее духом, отрешаться от земли и воспарять в самыя выси небесныя, да возможем умилостивить Бога и получить обетованныя блага, которых и да сподобимся все мы достигнуть благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».7

1К. Субботин. Руководство к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб. Сатис. 1994, с. 92, Новая скрижаль. Репринт. М. 1992, т. 1, с. 181

2Правила св. Поместных соборов с толкованиями. Тутаев. 2001, ч. 2, стр. 233-234

4Свят. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. СПб. 1905, т. 10, кн. 2, стр. 478-479

5См словва ап. Павла:

6Старец иосиф Ватопедский. Аскеза – матерь освящения. М. 2005. мы эту книгу настоятельно рекомендуем прочесть всем пастырям и инокам.

7Свт. Иоанн Златойст. Указ. сочин., с. 484-485

The Author

Килияс Росикос

Никакой пощады врагу, любить будем когда победим!

4 комментария

Если не найдется в Питере 10-ти праведников, то и верно уйдет град Петров под воду, как говорили прозорливые старцы и старицы и пусть не обольщаются — еретики не праведники, а погубители всякой праведности и веры в народе.

Помню еще десять лет назад в храме не пели херувимскую, наверное реакцию людей проверить, народ поволновался и спокойно пошел причащаться.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Оценка 4.1 проголосовавших: 189
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here