Молитва оправданиям твоим

Полное собрание и описание: молитва оправданиям твоим для духовной жизни верующего человека.

Каких оправданий мы просим? Трудные места Всенощного бдения

Диакон Михаил АСМУС, переводчик и преподаватель ПСТГУ, разбирает несколько фраз из начала Всенощного бдения. Некоторые из них кажутся совсем простыми, но дают повод затронуть различные вопросы церковной жизни – например, может ли самый обычный прихожанин подпевать клиросу на богослужении.

«Встаньте!» – с этих слов начинается Всенощное бдение, потому что обычно все приходили в храм заранее и ожидали начала богослужения сидя. Монашеским уставом предполагается, что у каждого человека есть в храме свое место. В греческих монастырях это «стасидии», специальные стулья с высокими спинками и подлокотниками. Уставное (т.е. полное, по всем правилам) богослужение достаточно длительное, и в определенные моменты человек в стасидии может стоять просто или с опорой на подлокотники; полусидеть на поднятом сиденье (там есть специальная полочка); наконец, полностью сидеть на опущенном сиденье (во время чтения кафизм, паремий, поучений и др.). Отсутствие сидений – отличительная черта русских храмов.

Язык ангельский и языки человеческие

То и дело во время службы можно услышать древнееврейское слово «Аллилуия». Оно означает в переводе «хвалите Бога»: «аллел – хвалить», «Йя – Бог». Это не слово на ангельском языке, как иногда говорят в воскресных школах, а вполне человеческий призыв хвалить Бога подобно тому, как хвалят ангелы. Этот призыв часто встречается в Псалтири. Для некоторых Псалмов, в основном хвалебного содержания, этот призыв стал припевом, ведь Псалмы – это песнопения. При переводе на древнегреческий язык припев «Аллилуия» был оставлен без перевода, а в христианском Богослужении он вообще распространился на всю Псалтирь. Чтение и пение любой группы Псалмов заканчивается славословием Святой Троице: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» и припевом: «Аллилуия, Аллилуия, Алилуия: слава Тебе, Боже!» (трижды).

Какая молитва чаще всего звучит на богослужении? «Господи, помилуй!» Она входит в самый народный, если можно так выразиться, элемент богослужения – ектению («ектения» – череда кратких молитвенных прошений). Содержание ектенийных прошений затрагивает самые важные стороны жизни каждого христианина (мирная жизнь, прощение грехов, благодатная помощь Божия). Сугубая (т.е. усиленная) ектения начинается со слов «Рцем вси!» – «скажем все!». Это призыв ко всем молящимся. Диакон или священник произносят какое-то прошение, на которое певчие, а в идеале – все люди, отвечают самой простой молитвой: это или «Господи, помилуй!» единожды, или «Господи, помилуй!» трижды, или «Подай, Господи!». В ответ на призыв вручить себя Богу люди отвечают: «Тебе, Господи!»

В общественном богослужении все предназначено для произнесения вслух. То, что некоторые священнические молитвы стали «тайными», т. е. произносятся только священником и от них мы слышим только конечные фразы, «возгласы», – это особенность развития христианского богослужения, а отнюдь не закон жанра. Изначально эти молитвы не создавались для молчаливого произношения. Потому что молитва – это или хвала, или просьба. Когда люди собираются вместе для молитвы, то они вместе хвалят или вместе о чем-то просят. Во время общего богослужения просить о чем-то своем собственном, личном, о чем ты не хочешь, чтобы знал твой ближний, не совсем уместно. Конечно, когда мы на Литургии поминаем своих близких – то каждый поминает своих, близких ему людей и молится о каких-то своих нуждах, но это – моменты, специально оговоренные самим уставом Богослужения. Там, например, у священника в книге примечание: «…и поминает тех, кого хочет, по именам». Или в ответ на возглас священника «В первых помяни, Господи, великого господина и отца нашего Патриарха…» народ отвечает: «…и всех, и вся». Имеется в виду «и всех мужчин, и всех женщин-христиан», о которых в данный момент молится каждый из присутствующих. Это, наверное, единственный момент, когда мысли молящихся могут чуть-чуть разойтись в разные стороны, когда каждый вспоминает о своих частных нуждах.

Никакого запрета петь мирянам во время службы не существует. Константинопольское богослужение устраивалось так, чтобы максимально привлечь людей к пению. В частности, исполнение Псалмов антифонно, то есть с припевом, – это изобретение именно этого общественного, всенародного христианского богослужения.

Естественно, что чем более сложный музыкальный репертуар звучит в храме, тем труднее людям участвовать в совместном пении. Но исполнение ектений, как правило, по силам любому мало-мальски грамотному человеку. Если человеку, стоящему в храме, уж очень стыдно своего голоса или отсутствия слуха, то он может это петь совсем тихонечко, почти что про себя, чтобы не смущать стоящих рядом с ним.

Святейший Патриарх Алексий в своем обращении к московскому клиру несколько лет назад призывал к тому, чтобы в приходах насаждалось общенародное пение. И даже указал конкретно, что очень хорошо, если Евхаристический канон на Литургии будет петься всем народом.

Каждую субботу на воскресной вечерне мы слышим великий прокимен: «Господь воцарися, в лепоту облечеся… ибо утверди вселенную, яже не подвижится». «Прокимен» переводится как «выдающийся, стоящий впереди» и означает пение избранного стиха из какого-либо Псалма в качестве припева к одному или нескольким стихам того же Псалма. Мы знаем несколько видов прокимнов в богослужении, которые поются на разные мотивы – по-церковнославянски, «гласы».

«Воцарися, облечеся, утверди» – это прошедшее время славянского языка, которое обозначает действие, законченное в прошлом: «Он воцарился, Он облекся, Он утвердил». «Не подвижится» – это будущее время. «Яже не подвижится – которая не подвигнется, не изменится». Вселенная «не подвижится», так как она будет существовать по тому закону, который Господь для нее создал. В самой Вселенной нет той силы, которая бы изменила закон ее бытия. Это вообще смысл библейского отношения к миру как творению Божию. Основная антитеза «Творец и тварь» заключается в том, что тварь не имеет самостоятельности в определении своей участи. И в этом смысле человек отличается от всей прочей твари именно этой богоподобной способностью самостоятельно определять свою линию жизни, выбирать путь к Богу или путь к погибели.

В молитве «Сподоби, Господи», звучащей на Всенощной, есть такие слова: «Научи мя оправданием Твоим…» В современном языке слово «оправдание» приобрело сугубо юридический характер: когда есть какое-то подозрение и человек освобождается от этого подозрения, значит, он «оправдывается». Но в славянском языке слово «оправдание» соответствует греческому слову «дикеома», которое означает еще и «праведность», и «заповедь о праведности». Праведность – правда, правота. Дело в том, что ветхозаветные представления о праведности строго связаны с Законом Божиим, с исполнением Закона. Естественно, что человек, поступающий право, в соответствии с Законом Божиим, называется праведником. Вот эта укорененность в Законе Господнем и является в данном случае предметом молитвы – буквальное «научи меня Твоим заповедям о праведности» означает для нас: «научи меня укорененности в Твоем Законе, научи меня поступать правильно, как предписывает Твой Божественный Закон» – Закон, разумеется, не Ветхий, но Новый Евангельский Закон любви.

Молитва оправданиям твоим

“Научи мя оправданием Твоим”

Кто внимательно слушает Всенощную, не может не обратить внимание на троекратное повторение фразы Великой Вечерни: «Научи мя оправданием Твоим… Вразуми мя оправданием Твоим… Просвети мя оправдании Твоими…» Как правильно понять эти древние слова? Почему они повторяются трижды? Как можно научиться, вразумиться и просветиться оправданием?

Троекратное повторение фразы «оправданием Твоим» (из молитвы-песнопения «Сподоби, Господи») вызвано обращением к трем Лицам Пресвятой Троицы. Полный текст звучит так: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. / Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. / Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими». Не правда ли, перед нами полная аналогия с известной молитвой Пресвятой Троице: «Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради.»

В «Полном церковно-славянском словаре» протоиерея Григория Дьяченко слово «оправдание» переводится как «закон, установление, должность, обязанность». Итак, с какой любовью звучит понятие «закона» по-церковнославянски! Ведь «закон» в нашем понимании — это нечто внешнее, влияющее на жизнь человека, а вот «оправдание» — закон любви, имеющий целью спасти человека — через веру во Христа. В оправдании верой состоит наша надежда, а не в холодном исполнении буквы закона. На современном языке эта фраза могла бы прозвучать так: «Научи меня закону Твоему». Насколько же богаче по содержанию, причем по новозаветному содержанию, слово «оправдание»!

«Толковый Типикон» М.Скабаллановича обращает наше внимание и на стих, который предшествует троекратному слову «оправдание». Он звучит так: «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя». Мы просим у Бога милости, которая и выражается в слове "оправдание". «Научи меня жить по закону любви, исполнение которого и сможет оправдать меня пред Тобою!»

Что означает: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим»?

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Наталия! Бог Вас благословит!

Вы приводите стих из 118 псалма. Первая часть этого стиха – молитвенное прославление Господа. Слово «оправдания» переводится на русский язык как «повеление», «заповедь», «закон», «установление». То есть мы просим Господа научить нас жить по Его заповедям, по Его воле. Подробное толкование 118 псалма составил святитель Феофан Затрворник, думаю, Вам может быть интересно его прочитать.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

“Научи нас оправданиям твоим” Что понимается под этими оправданиями? И как можно им научить?

“68 Благ еси Ты, Господи, и благостию Твоею научи мя оправданием Твоим. “

и перевод синодальный:

“68 Благ и благодетелен Ты, (Господи) ; – научи меня уставам Твоим. “

И в другом переводе это место Библии подтверждает именно такой смысл ответа: “Учи меня своим постановлениям”. И обращение здесь идёт к Богу! :-)))))

И мне нравится, что какой-то автор перевода вложил в псалтырь слово оправдание! :-)))))

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Пс. 118:12

Свт. Афанасий Великий

Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим. Ощутив свое преспеяние вследствие того, что всем сердцем взыскал Бога, благословляет Его, благодаря за то уже, чего сподобился, и от Него желает узнать, какое значение имеют оправдания Его.

Свт. Феофан Затворник

Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим

Третий в естестве нашем, в частности, дом для заповедей есть богонаученный ум. Научи, дай понять, сообщи и умение действовать, дай уму моему знать заповеди и все относящееся к ним, – и видеть, как в каком случае должно мне действовать, чтоб ум мой был светом, освещающим пути жизни, и верным руководителем по ним; особенно благоволи, дабы в уме моем не было шатких колебаний, предположительных мнений, а все утверждалось на непоколебимых убеждениях.

Научи оправданиям, или заповедям. Когда действуют, можно одни заповеди иметь во внимании; но когда хотят познать заповеди, тогда нельзя ограничивать своего взора одними заповедями, а непременно надо обозревать всю область истины, чтоб заповеди в уме не висели ни на чем, или не были насыпаны в него, как песок, бессвязно, но входили как необходимый элемент в состав истины и сочетавались с ним живым союзом так, чтобы нельзя было коснуться одного, не колебля вместе с тем и всего.

В христианстве пути жизни освещаются истинами о триипостасном Божестве, Творце и Промыслителе, о падении, о Божием благоволении восстановить падшего, о снисхождении единородного Сына Божия на землю воплощением, о совершении Им нашего спасения Своими страданиями, смертию, воскресением и вознесением, о ниспослании Божественного Духа на святых апостолов, устроивших на земле Церковь Христову и учредивших в ней таинства для освящения благодатию всех верующих, и, наконец, о воскресении, суде и будущем всеблаженстве верных и неописанных мучениях неверных. Все эти истины то же для духа, что воздух для тела. Как воздух, приемлемый легкими, проходит по всему телу в крови и все оживляет, так и эти истины, будучи приемлемы верующим умом, проходят по всему составу духовной жизни и все в ней оживляют собою. От них и зарождается эта жизнь, ими руководится и в них зрит конец свой.

Жизнь духовная начинается с сознания падения и невозможности восстать самому. Это ведет к покаянию и прилепляет к Господу, как единому Спасителю. Отсюда обет и решимость быть верным Ему и вести непримиримую борьбу со всем, что восстает внутри и что встречается во вне противного тому, чего требует от нас Спаситель. Отсюда упование, что, несмотря на немощь естества нашего, Господь проведет верующего чрез все искушения и введет, наконец, в вечное Царство Свое. Отсюда терпение и безжалостный к себе труд над собою в очищении себя и исправлении в себе неисправного, чтобы во всем представить из себя непостыдного делателя. Отсюда вера, что, спострадая таким образом Господу, приобщаются светлого живота Его и здесь, хотя еще в предначинании и предызображении. Все это вытекает из основных истин христианства и составляет основу богоугодной жизни. Тут сущность христианских наших оправданий, и отсюда, наконец, развивается и вся система христианских заповедей.

Этим последним благом преобразуется ум, а двумя первыми – воля и сердце. Замечательна последовательность! Она взята с жизни. Ум один никогда не знает вполне истины; она всегда у него в виде предположительных воззрений. Исключая чрезвычайных Божиих воздействий на душу, и богоугодная жизнь обыкновенно начинается при таком состоянии ума. Но потом, вместе с жизнию, эти воззрения начинают переходить в живые убеждения: они зреют, множатся и расширяются по мере навыка воли вести дела и начинания свои по заповедям и по мере возрождения сочувствий сердца к заповедям. Исполняются ли последние – полнота водворяется в первых. Впрочем, строго судя, нельзя сказать, что впереди и что позади: они все вместе зреют, не отставая друг от друга. Строит же это внутреннее здание Господь благодатию Своею, при всевозможных, без жаления себя, усилиях со стороны человека, – строит жилище, в которое, наконец, Он приходит и вселяется с Отцом и Духом Святым, как Сам обетовал: к нему приидем и обитель у него сотворим.

Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.

Блж. Феодорит Кирский

«Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим»; то есть, кроток Ты и человеколюбив, и достоин песнопения всех. Посему умоляю Тебя, позволь мне дознать от Тебя, чем можно оправдаться.

Евфимий Зигабен

Благословен ecи, Господи, научи мя оправданием Твоим

Давид славит Бога, хваля Его за полученную им от закона Его пользу. При чем просит о том, чтобы научиться ему еще более и пребрести еще вернейшее и высшее разумение о заповедях Его.

Оригена: Благословляет, благодаря Бога за то, чего уже удостоился. Ибо имея слова таинственные и достойная сокрытия, он благословляет за них Господа. Безименного: Те, которые хранят и исполняют слова закона, называются богонаученными.

Молитва оправданиям твоим

Переводы Богослужебных книг

НЕПОРОЧНЫ НА ДВЕ СТАТИИ

В СУББОТУ МЯСОПУСТНУЮ, ВТОРУЮ, ТРЕТЬЮ

И ЧЕТВЕРТУЮ СВЯТЫХ ПОСТОВ.

Кафизма 17. Псалом 118.

Поются Блажени непорочнии: на две статии с припевом: Благословен еси Господи: во глaс 5-й. На слaвах Аллилyиа не поeм, но поeм конeц: Яко аще бы не закон Твой: трижды. И по нeм ектения.

Поем, на 5-й глас непорочны (17-ю кафизму), разделяя её на две части (статии), с припевом: "Благословен Ты, Господи, / научи меня повелениям Твоим".

1 Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни.

1 Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем.

Припев: Благословен еси Господи, / научи мя оправданием Твоим.

Припев: Благословен Ты, Господи, / научи меня повелениям Твоим.

2 Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его,

2 Блаженны исследующие свидетельства Его, всем сердцем они взыщут Его.

3 не делающии бо беззакония, в путех Его ходиша.

3 Ибо не делающие беззакония пошли по путям Его.

4 Ты заповедал еси заповеди Твоя сохранити зело.

4 Ты заповедал заповеди Твои сохранить твёрдо.

5 Дабы исправилися путие мои, сохранити оправдания Твоя.

5 О, если бы направились пути мои к сохранению повелений Твоих!

6 Тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя.

6 Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои.

7 Исповемся Тебе в правости сердца, внегда научити ми ся судьбам правды Твоея.

7 Я прославлю Тебя в правоте сердца, когда научусь судам правды Твоей.

8 Оправдания Твоя сохраню, не остави мене до зела.

8 Повеления Твои сохраню; не оставь меня до конца.

9 В чесом исправит юнейший путь свой; внегда сохранити словеса Твоя.

9 В чём исправит юноша путь свой? В сохранении слов Твоих.

10 Всем сердцем моим взысках Тебе, не отрини мене от заповедей Твоих.

10 Всем сердцем моим я взыскал Тебя, не отринь меня от заповедей Твоих.

11 В сердце моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе.

11 В сердце моём я скрыл изречения Твои, чтобы не согрешить пред Тобою.

12 Благословен еси, Господи: научи мя оправданием Твоим.

12 Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим.

13 Устнама моима возвестих вся судьбы уст Твоих.

13 Устами моими я возвестил все суды уст Твоих.

14 На пути свидений Твоих насладихся, яко о всяком богатстве.

14 На пути свидетельств Твоих я насладился, как во всяком богатстве.

15 В заповедех Твоих поглумлюся, и уразумею пути Твоя.

15 О заповедях Твоих буду рассуждать и уразумею пути Твои.

16 Во оправданиих Твоих поучуся, не забуду словес Твоих.

16 В повеления Твои буду вникать, не забуду слов Твоих.

17 Воздаждь рабу Твоему: живи мя, и сохраню словеса Твоя.

17 Воздай рабу Твоему, оживи меня, и сохраню я слова Твои.

18 Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего.

18 Открой очи мои, и уразумею чудеса из закона Твоего.

19 Пришлец аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя.

19 Поселенец я на земле: не скрой от меня заповедей Твоих.

20 Возлюби душа моя возжелати судьбы Твоя на всякое время.

20 Возжелала душа моя стремиться к судам Твоим во всякое время.

21 Запретил еси гордым: прокляти уклоняющиися от заповедей Твоих.

21 Ты укорил гордых; прокляты уклоняющиеся от заповедей Твоих.

22 Отьими от мене понос и уничижение, яко свидений Твоих взысках.

22 Сними с меня поношение и презрение, ибо свидетельств Твоих я взыскал.

23 Ибо седоша князи, и на мя клеветаху, раб же Твой глумляшеся во оправданиих Твоих:

23 Ибо вот, сели князья и на меня клеветали, раб же Твой рассуждал о повелениях Твоих.

24 Ибо свидения Твоя поучение мое есть, и совети мои оправдания Твоя.

24 Ибо и свидетельства Твои – занятие моё, и советники мои – повеления Твои.

25 Прильпе земли душа моя: живи мя по словеси Твоему.

25 Приникла к земле душа моя; оживи меня по слову Твоему.

26 Пути моя возвестих, и услышал мя еси: научи мя оправданием Твоим:

26 Пути мои я возвестил, и Ты услышал меня; научи меня повелениям Твоим.

27 Путь оправданий Твоих вразуми ми, и поглумлюся в чудесех Твоих.

27 Дай мне понять путь повелений Твоих, и буду рассуждать о чудесах Твоих.

28 Воздрема душа моя от уныния: утверди мя в словесех Твоих.

28 Задремала душа моя от нерадения: укрепи меня в словах Твоих.

29 Путь неправды отстави от мене, и законом Твоим помилуй мя.

29 Путь неправды удали от меня и законом Твоим помилуй меня.

30 Путь истины изволих, и судьбы Твоя не забых.

30 Путь истины я избрал и судов Твоих не забыл.

31 Прилепихся свидением Твоим, Господи, не посрами мене.

31 Я прилепился к свидетельствам Твоим; Господи, не постыди меня!

32 Путь заповедей Твоих текох, егда расширил еси сердце мое.

32 Путь заповедей Твоих я пробежал, когда Ты расширил сердце моё.

33 Законоположи мне, Господи, путь оправданий Твоих, и взыщу и выну:

33 Положи мне, Господи, законом путь повелений Твоих, и буду искать его постоянно.

34 Вразуми мя, и испытаю закон Твой, и сохраню и всем сердцем моим.

34 Вразуми меня, и исследую закон Твой, и сохраню его всем сердцем моим.

35 Настави мя на стезю заповедей Твоих, яко тую восхотех.

35 Направь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я её возжелал.

36 Приклони сердце мое во свидения Твоя, а не в лихоимство.

36 Склони сердце моё к свидетельствам Твоим, а не к стяжательству.

37 Отврати очи мои, еже не видети суеты, в пути Твоем живи мя.

37 Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; на пути Твоём оживи меня.

38 Постави рабу Твоему слово Твое в страх Твой.

38 Поставь рабу Твоему слово Твоё в страх Твой.

39 Отьими поношение мое, еже непщевах: яко судьбы Твоя благи.

39 Удали поношение моё, которого я боюсь, ибо суды Твои благи.

40 Се возжелах заповеди Твоя, в правде Твоей живи мя.

40 Вот, я возжелал заповедей Твоих, в правде Твоей оживи меня.

41 И да приидет на мя милость Твоя, Господи, спасение Твое по словеси Твоему.

41 И да придёт на меня милость Твоя, Господи, спасение Твоё по слову Твоему.

42 И отвещаю поношающым ми слово: яко уповах на словеса Твоя.

42 И я отвечу поносящим меня слово, ибо уповаю на слова Твои.

43 И не отьими от уст моих словесе истинна до зела, яко на судьбы Твоя уповах.

43 И не отними от уст моих слова истины до конца, ибо на суды Твои я уповал.

44 И сохраню закон Твой выну, в век и в век века.

44 И буду хранить закон Твой всегда, вовек и во век века.

45 И хождах в широте, яко заповеди Твоя взысках.

45 И ходил я на просторе, ибо заповедей Твоих взыскал,

46 И глаголах о свидениих Твоих пред цари, и не стыдяхся:

46 и говорил о свидетельствах Твоих пред царями и не стыдился,

47 И поучахся в заповедех Твоих, яже возлюбих зело:

47 и упражнялся в заповедях Твоих, которые возлюбил крепко,

48 И воздвигох руце мои к заповедем Твоим, яже возлюбих, и глумляхся во оправданиих Твоих.

48 и поднял руки мои к заповедям Твоим, которые возлюбил, и рассуждал о повелениях Твоих.

49 Помяни словеса Твоя рабу Твоему, ихже упование дал ми еси.

49 Вспомни слова Твои к рабу Твоему, которыми Ты вселил надежду в меня.

50 То мя утеши во смирении моем, яко слово Твое живи мя.

50 Это утешило меня в унижении моём, что слово Твоё оживило меня.

51 Гордии законопреступоваху до зела: от закона же Твоего не уклонихся.

51 Гордые до крайности преступали закон, но я от закона Твоего не уклонился.

52 Помянух судьбы Твоя от века, Господи, и утешихся.

52 Вспомнил суды Твои от века, Господи, и утешился.

53 Печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой.

53 Печаль объяла меня от грешников, оставляющих закон Твой.

54 Пета бяху мне оправдания Твоя, на месте пришельствия моего.

54 Как песни были мне повеления Твои на месте странствия моего.

55 Помянух в нощи Имя Твое, Господи, и сохраних закон Твой.

55 Вспомнил я ночью имя Твоё, Господи, и сохранил закон Твой.

56 Сей бысть мне, яко оправданий Твоих взысках.

56 Это случилось со мной, ибо повелений Твоих я взыскал.

57 Часть моя еси, Господи, рех сохранити закон Твой.

57 Удел мой Ты – Господи; я сказал: сохранить постараюсь закон Твой.

58 Помолихся лицу Твоему всем сердцем моим: помилуй мя по словеси Твоему.

58 Помолился я пред лицом Твоим всем сердцем моим; помилуй меня по слову Твоему.

59 Помыслих пути Твоя, и возвратих нозе мои во свидения Твоя.

59 Обдумал я пути Твои и обратил ноги мои ко свидетельствам Твоим.

60 Уготовихся и не смутихся сохранити заповеди Твоя.

60 Я приготовился и не смутился, чтобы сохранить заповеди Твои.

61 Ужя грешник обязашася мне, и закона Твоего не забых.

61 Верви грешников обвили меня, – и закона Твоего я не забыл.

62 Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея.

62 В полночь я вставал прославлять Тебя за праведные суды Твои.

63 Причастник аз есмь всем боящымся Тебе, и хранящым заповеди Твоя.

63 Общник я всем боящимся Тебя и хранящим заповеди Твои.

64 Милости Твоея, Господи, исполнь земля: оправданием Твоим научи мя.

64 Милости Твоей, Господи, полна земля: повелениям Твоим научи меня.

65 Благость сотворил еси с рабом Твоим, Господи, по словеси Твоему.

65 Благостно поступил Ты с рабом Твоим, Господи, по слову Твоему.

66 Благости, и наказанию и разуму научи мя, яко заповедем Твоим веровах.

66 Доброте, и благонравию, и знанию научи меня, ибо заповедям Твоим я поверил.

67 Прежде даже не смирити ми ся, аз прегреших: сего ради слово Твое сохраних.

67 Прежде чем смирился, я погрешил, потому слово Твоё сохранил.

68 Благ еси Ты, Господи, и благостию Твоею научи мя оправданием Твоим.

68 Благ Ты, Господи, и в благости Твоей научи меня повелениям Твоим.

69 Умножися на мя неправда гордых, аз же всем сердцем моим испытаю заповеди Твоя.

69 Умножилась против меня неправда гордых, я же буду всем сердцем моим исследовать заповеди Твои.

70 Усырися яко млеко сердце их, аз же закону Твоему поучихся.

70 Сгустилось, как молоко, сердце их, я же в Твой закон углубился.

71 Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим.

71 Благо мне, что ты смирил меня, чтобы мне изучить повеления Твои.

72 Благ мне закон уст Твоих, паче тысящ злата и сребра.

72 Благ для меня закон уст Твоих больше тысяч золота и серебра.

73 Руце Твои сотвористе мя, и создасте мя: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим.

73 Руки Твои сотворили меня и создали меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим.

74 Боящиися Тебе узрят мя и возвеселятся, яко на словеса Твоя уповах.

74 Боящиеся Тебя увидят меня и возвеселятся, ибо на слова Твои я уповал.

75 Разумех Господи, яко правда судьбы Твоя, и воистинну смирил мя еси.

75 Я познал, Господи, что правда – суды Твои, и по истине Ты смирил меня.

76 Буди же милость Твоя, да утешит мя по словеси Твоему рабу Твоему.

76 Да будет же милость Твоя утешением мне, по слову Твоему к рабу Твоему.

77 Да приидут мне щедроты Твоя, и жив буду, яко закон Твой поучение мое есть.

77 Да придёт ко мне сострадание Твоё, и буду жить, ибо закон Твой – занятие моё.

78 Да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на мя, аз же поглумлюся в заповедех Твоих.

78 Да постыдятся гордые, ибо неправедно сотворили беззаконие против меня, я же буду рассуждать о заповедях Твоих.

79 Да обратят мя боящиися Тебе, и ведящии свидения Твоя.

79 Да обратятся ко мне боящиеся Тебя и знающие свидетельства Твои.

80 Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся.

80 Да будет сердце моё непорочно в повелениях Твоих, чтобы мне не постыдиться.

81 Исчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах.

81 Изнемогает о спасении Твоём душа моя, и на слово Твое я уповал.

82 Исчезоша очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя;

82 Изнемогли очи мои о слове Твоём; я говорю: “Когда Ты утешишь меня?”

83 Зане бых яко мех на слане: оправданий Твоих не забых.

83 Ибо стал я, как мех на морозе, повелений Твоих не забыл.

84 Колико есть дней раба Твоего; когда сотвориши ми от гонящих мя суд;

84 Сколько дней раба Твоего? Когда сотворишь мне суд против гонящих меня?

85 Поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи.

85 Поведали мне законопреступники рассуждения, но не как закон Твой, Господи.

86 Вся заповеди Твоя истина: неправедно погнаша мя, помози ми.

86 Все заповеди Твои – истина; стали гнать меня неправедно, помоги мне.

87 Вмале не скончаша мене на земли: аз же не оставих заповедей Твоих.

87 Едва не покончили со мной на земле, но я не оставил заповедей Твоих.

88 По милости Твоей живи мя, и сохраню свидения уст Твоих.

88 По милости Твоей оживи меня, и сохраню свидетельства уст Твоих.

89 Во век, Господи, слово Твое пребывает на Небеси.

89 Вовек, Господи, слово Твоё пребывает на небесах.

90 В род и род истина Твоя. Основал еси землю, и пребывает.

90 В род и род истина Твоя: Ты основал землю, и она пребывает.

91 Учинением Твоим пребывает день, яко всяческая работна Тебе.

91 По велению Твоему пребывает день, ибо всё служит Тебе.

92 Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем.

92 Ибо если бы не был закон Твой занятием моим, тогда погиб бы я в унижении моём.

93 Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси.

93 Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты меня оживил.

И поeм конeц: Яко аще бы не закон Твой: и Во век не забуду оправданий Твоих: с припевом трижды.

Первая статия оканчивается 93-м стихом, перед словом: "Среда" (т. е. середина). После первой статии не произносится: "Слава, и ныне", но с припевом поются (трижды) заключительные 92-й и 93-й стихи: "Ибо если бы не был закон Твой занятием моим…" и "Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты меня оживил…".

Посем ектения:

Ектения малая

Паки и паки миром Господу помолимся.

Снова и снова в мире Господу помолимся!

Лик: Господи, помилуй. (Единожды.)

Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих праотец, отец, и братий наших, и о еже проститися им всякому прегрешению, вольному же и невольному.

Хор: Господи, помилуй.

Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих праотец, отец, и братий наших, и о прощении им всякого согрешения, как вольного, так и невольного.

Лик: Господи, помилуй.

Яко да Господь Бог учинит души их, идеже праведнии упокояются.

Хор: Господи, помилуй.

Дабы Господь Бог водворил души их там, где праведные обретают покой.

Лик: Господи, помилуй.

Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов их, у Христа, безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим.

Хор: Господи, помилуй.

Милости Божией, Царства Небесного и отпущения грехов их у Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, просим.

Лик: Подай, Господи.

Хор: Подай, Господи.

Священник: Господу помолимся.

Лик тихо: Господи, помилуй. (40)

Священник: Господу помолимся!

Хор тихо: Господи, помилуй (40) .

Священник глаголет молитву сию: Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот мiру Твоему даровавый: Сам, Господи, упокой души усопших рабов Твоих, в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом, или делом, или помышлением, яко благий человеколюбец Бог, прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо Един кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина.

Священник же произносит тайно следующую молитву: Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь мiру Твоему даровавший! Сам, Господи, упокой души усопших рабов Своих в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание. Всякое согрешение, соделанное ими словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя – правда навек и слово Твое – истина.

Возглас: Яко Ты еси воскресение и живот, и покой усопших рабов Твоих, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Возглас: Ибо Ты – воскресение и жизнь и покой усопших рабов Своих, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков.

Тaже поeт прaвый лик 2-ю статию: Твой есмь аз: На нeйже припев: Спасе, спаси мя. На конeц: Жива будет душа моя: трижды.

Вторая статия 17-й кафизмы: "Твой я, спаси меня…" поется с припевом к каждому стиху: "Спаситель, спаси меня".

94 Твой есмь аз, спаси мя, яко оправданий Твоих взысках.

94 Твой я, спаси меня, ибо повелений Твоих я взыскал.

Припев: Спасе, / спаси мя.

Припев: Спаситель, / спаси меня.

95 Мене ждаша грешницы погубити мя, свидения Твоя разумех.

95 Стали ждать меня грешники, чтобы меня погубить, я же понял свидетельства Твои.

96 Всякия кончины видех конец, широка заповедь Твоя зело.

96 Всякого свершения предел я узрел, широка заповедь Твоя весьма.

97 Коль возлюбих закон Твой, Господи, весь день поучение мое есть.

97 Как возлюбил я закон Твой, Господи, целый день он – занятие моё.

98 Паче враг моих умудрил мя еси заповедию Твоею, яко в век моя есть.

98 Более врагов моих Ты умудрил меня заповедью Твоею, ибо она – моя вовек.

99 Паче всех учащих мя разумех, яко свидения Твоя поучение мое есть.

99 Лучше всех учащих меня я стал понимать, ибо свидетельства Твои – занятие моё.

100 Паче старец разумех, яко заповеди Твоя взысках.

100 Лучше старцев я стал понимать, ибо заповедей Твоих взыскал.

101 От всякаго пути лукава возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя.

101 От всякого злого пути удержал я ноги мои, чтобы сохранить слова Твои.

102 От судеб Твоих не уклонихся, яко Ты законоположил ми еси.

102 От судов Твоих не уклонился, ибо Ты дал мне закон.

103 Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим.

103 Как сладки гортани моей слова Твои, лучше мёда устам моим.

104 От заповедей Твоих разумех, сего ради возненавидех всяк путь неправды.

104 От заповедей Твоих я разум стяжал, потому возненавидел всякий путь неправды.

105 Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим.

105 Светильник ногам моим закон Твой и свет стезям моим.

106 Кляхся и поставих сохранити судьбы правды Твоея.

106 Я поклялся и постановил сохранить суды правды Твоей.

107 Смирихся до зела, Господи, живи мя по словеси Твоему.

107 Я унижен был до предела, Господи, оживи меня по слову Твоему.

108 Вольная уст моих благоволи же, Господи, и судьбам Твоим научи мя.

108 Добровольные жертвы уст моих прими же благосклонно, Господи, и судам Твоим научи меня.

109 Душа моя в руку Твоею выну, и закона Твоего не забых.

109 Душа моя постоянно в руках Твоих, и закона Твоего я не забыл.

110 Положиша грешницы сеть мне, и от заповедей Твоих не заблудих.

110 Устроили грешники мне западню, но я от заповедей Твоих не отклонился.

111 Наследовах свидения Твоя во век, яко радование сердца моего суть.

111 Унаследовал я свидетельства Твои вовек, ибо они – радость сердца моего.

112 Приклоних сердце мое сотворити оправдания Твоя в век за воздаяние.

112 Склонил я сердце моё, чтобы исполнить повеления Твои вовек, ради воздаяния.

113 Законопреступныя возненавидех, закон же Твой возлюбих.

113 Законопреступников возненавидел, а закон Твой я возлюбил.

114 Помощник мой и Заступник мой еси Ты, на словеса Твоя уповах.

114 Помощник мой и заступник мой – Ты, на слова Твои я уповал.

115 Уклонитеся от мене лукавнующии, и испытаю заповеди Бога моего.

115 Отступите от меня, творящие зло, и буду исследовать заповеди Бога моего.

116 Заступи мя по словеси Твоему, и жив буду, и не посрами мене от чаяния моего.

116 Поддержи меня по слову Твоему, и буду жить, и не постыди меня в ожидании моём.

117 Помози ми, и спасуся, и поучуся во оправданиих Твоих выну.

117 Помоги мне, и буду спасён, и буду вникать в повеления Твои всегда.

118 Уничижил еси вся отступающия от оправданий Твоих, яко неправедно помышление их.

118 В ничто Ты вменил всех отступающих от повелений Твоих, ибо неправедно помышление их.

119 Преступающия непщевах вся грешныя земли, сего ради возлюбих свидения Твоя.

119 Преступниками счел я всех грешников земли, потому возлюбил свидетельства Твои.

120 Пригвозди страху Твоему плоти моя, от судеб бо Твоих убояхся.

120 Пригвозди страхом пред Тобою плоть мою, ибо от судов Твоих я убоялся.

121 Сотворих суд и правду, не предаждь мене обидящым мя.

121 Сотворил я суд и правду, не предай меня обижающим меня.

122 Восприими раба Твоего во благо, да не оклеветают мене гордии.

122 Прими раба Твоего ко благу, чтобы не оклеветали меня гордые.

123 Очи мои исчезосте во спасение Твое, и в слово правды Твоея.

123 Изнемогли очи мои ради спасения Твоего и слова правды Твоей.

124 Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и оправданием Твоим научи мя.

124 Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей и повелениям Твоим научи меня.

125 Раб Твой есмь аз: вразуми мя, и увем свидения Твоя.

125 Я раб Твой, вразуми меня, и познаю свидетельства Твои.

126 Время сотворити Господеви: разориша закон Твой.

126 Время действовать Господу: разрушили закон Твой,

127 Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия.

127 потому возлюбил я заповеди Твои больше золота и топаза;

128 Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех.

128 потому ко всем заповедям Твоим я направлялся, всякий путь неправды возненавидел.

129 Дивна свидения Твоя, сего ради испыта я душа моя.

129 Дивны свидетельства Твои, потому стала исследовать их душа моя.

130 Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы.

130 Явление слов Твоих просвещает и вразумляет младенцев.

131 Уста моя отверзох, и привлекох дух, яко заповедей Твоих желах.

131 Открыл я уста мои и привлек в себя Дух, ибо заповедей Твоих вожделел.

132 Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое.

132 Воззри на меня и помилуй меня по суду любящих имя Твоё.

133 Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие.

133 Стопы мои направь по слову Твоему, и да не овладеет мною никакое беззаконие.

134 Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя.

134 Избавь меня от клеветы человеческой, и сохраню заповеди Твои.

135 Лице Твое просвети на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим.

135 Яви свет лица Твоего рабу Твоему и научи меня повелениям Твоим.

136 Исходища водная изведосте очи мои, понеже не сохраних закона Твоего.

136 Источники вод излили очи мои, ибо не сохранил я закона Твоего.

137 Праведен еси, Господи, и прави суди Твои.

137 Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои.

138 Заповедал еси правду свидения Твоя, и истину зело.

138 Ты заповедал правду – свидетельства Твои и истину – твёрдо.

139 Истаяла мя есть ревность Твоя, яко забыша словеса Твоя врази мои.

139 Изнурила меня ревность по Тебе, ибо забыли слова Твои враги мои.

140 Разжжено слово Твое зело, и раб Твой возлюби е.

140 Огнём очищено слово Твоё вполне, и раб Твой возлюбил его.

141 Юнейший аз есмь и уничижен, оправданий Твоих не забых.

141 Весьма молод я и презрен, – повелений Твоих не забыл.

142 Правда Твоя правда во век, и закон Твой истина.

142 Правда Твоя – правда вовек, и закон Твой – истина.

143 Скорби и нужды обретоша мя, заповеди Твоя поучение мое.

143 Скорби и беды настигли меня; заповеди Твои – занятие моё.

144 Правда свидения Твоя в век, вразуми мя, и жив буду.

144 Свидетельства Твои – правда вовек; вразуми меня, и буду жить.

145 Воззвах всем сердцем моим, услыши мя, Господи, оправдания Твоя взыщу.

145 Воззвал я всем сердцем моим, услышь меня, Господи, повелений Твоих взыщу.

146 Воззвах Ти, спаси мя, и сохраню свидения Твоя.

146 Воззвал я к Тебе, спаси меня, и сохраню свидетельства Твои.

147 Предварих в безгодии и воззвах, на словеса Твоя уповах.

147 Поспешил я в неурочный час и воззвал: – на слова Твои уповал.

148 Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим.

148 Открылись очи мои до рассвета, чтобы углубляться в слова Твои.

149 Глас мой услыши, Господи, по милости Твоей: по судьбе Твоей живи мя.

149 Голос мой услышь, Господи, по милости Твоей, по суду Твоему оживи меня.

150 Приближишася гонящии мя беззаконием, от закона же Твоего удалишася.

150 Приблизились гонящие меня беззаконно, от закона же Твоего удалились.

151 Близ еси Ты, Господи, и вси путие Твои истина.

151 Близок Ты, Господи, и все пути Твои – истина.

152 Исперва познах от свидений Твоих, яко в век основал я еси.

152 От начала я познал из свидетельств Твоих, что навек Ты их основал.

153 Виждь смирение мое и изми мя, яко закона Твоего не забых.

153 Воззри на унижение моё и избавь меня, ибо закона Твоего я не забыл.

154 Суди суд мой и избави мя, словесе ради Твоего живи мя.

154 Рассуди дело моё и избавь меня, по слову Твоему оживи меня.

155 Далече от грешник спасение, яко оправданий Твоих не взыскаша.

155 Далеко от грешных спасение, ибо повелений Твоих не взыскали.

156 Щедроты Твоя многи, Господи, по судьбе Твоей живи мя.

156 Велико сострадание Твоё, Господи, по суду Твоему оживи меня.

157 Мнози изгонящии мя и стужающии ми, от свидений Твоих не уклонихся.

157 Много изгоняющих меня и теснящих меня, – от свидетельств Твоих я не уклонился.

158 Видех неразумевающия и истаях, яко словес Твоих не сохраниша.

158 Увидел неразумных и изнемогал, ибо они слов Твоих не сохранили.

159 Виждь, яко заповеди Твоя возлюбих, Господи, по милости Твоей живи мя.

159 Узри, что я заповеди Твои возлюбил, Господи, по милости Твоей оживи меня.

160 Начало словес Твоих истина, и во век вся судьбы правды Твоея.

160 Начало слов Твоих – истина, и навек – все суды правды Твоей.

161 Князи погнаша мя туне, и от словес Твоих убояся сердце мое.

161 Князья стали гнать меня безвинно, но от слов Твоих убоялось сердце моё.

162 Возрадуюся аз о словесех Твоих, яко обретаяй корысть многу.

162 Возрадуюсь я о словах Твоих, как находящий много добычи.

163 Неправду возненавидех и омерзих, закон же Твой возлюбих.

163 Неправду возненавидел я и возгнушался ею, закон же Твой возлюбил.

164 Седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея.

164 Семь раз в день восхвалил я Тебя за суды правды Твоей.

165 Мир мног любящым закон Твой, и несть им соблазна.

165 Великий мир – любящим закон Твой, и нет им преткновения.

166 Чаях спасения Твоего, Господи, и заповеди Твоя возлюбих.

166 Ожидал я спасения Твоего, Господи, и заповеди Твои возлюбил.

167 Сохрани душа моя свидения Твоя и возлюби я зело.

167 Сохранила душа моя свидетельства Твои, и возлюбила их крепко.

168 Сохраних заповеди Твоя и свидения Твоя, яко вси путие мои пред Тобою, Господи.

168 Сохранил я заповеди Твои и свидетельства Твои, ибо все пути мои пред Тобою, Господи.

169 Да приближится моление мое пред Тя, Господи, по словеси Твоему вразуми мя.

169 Да приблизится моление моё пред лицо Твоё, Господи, – по слову Твоему вразуми меня.

170 Да внидет прошение мое пред Тя, Господи, по словеси Твоему избави мя.

170 Да взойдет прошение моё пред лицо Твоё, Господи, – по слову Твоему избавь меня.

171 Отрыгнут устне мои пение, егда научиши мя оправданием Твоим.

171 Изольют уста мои песнь, когда Ты научишь меня повелениям Твоим.

172 Провещает язык мой словеса Твоя, яко вся заповеди Твоя правда.

172 Произнесёт язык мой слова Твои, ибо все заповеди Твои – правда.

173 Да будет рука Твоя еже спасти мя, яко заповеди Твоя изволих.

173 Да будет рука Твоя во спасение мне, ибо заповеди Твои я избрал.

174 Возжелах спасение Твое, Господи, и закон Твой поучение мое есть.

174 Возжелал я спасения Твоего, Господи, и закон Твой – занятие моё.

175 Жива будет душа моя и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне.

175 Будет жить душа моя и восхвалит Тебя, и суды Твои помогут мне.

176 Заблудих, яко овча погибшее, взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых.

176 Заблудился я, как овца пропавшая; взыщи раба Твоего, ибо заповедей Твоих я не забыл.

Поeм конeц: Жива будет душа моя: и Заблудих, яко овча погибшее: с припевом трижды.

В конце трижды поются с припевом заключительные 175-й и 176-й стихи: "Будет жить душа моя…" и "Заблудился я, как овца пропавшая…". Далее тропари по Непорочных.

В конец же кафисмы поем тропари мертвых, глас 5.

Тропари усопшим, глас 5

Припев: Благословен еси Господи, / научи мя оправданием Твоим.

Припев: Благословен Ты, Господи, / научи меня повелениям Твоим.

Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую, / да обрящу и аз путь покаянием: / погибшее овча аз есмь, / воззови мя, Спасе, и спаси мя.

Хор святых обрел источник жизни и дверь рая; / да обрету и я путь покаяния. / Я – пропавшая овца; / призови меня, Спаситель, и спаси меня!

Благословен еси Господи, / научи мя оправданием Твоим.

Припев: Благословен Ты, Господи, / научи меня повелениям Твоим.

Агнца Божия проповедавше, / и заклани бывше якоже агнцы, / и к жизни нестареемей святии, / и присносущней преставльшеся. / Того прилежно мученицы молите, / долгов разрешение нам даровати.

Об Агнце Божием провозгласившие / и заколотые как агнцы, / и к жизни нестареющей, святые, / и вечной переселившиеся, / Его усердно, мученики, просите, / долгов прощение нам даровать.

Благословен еси Господи, / научи мя оправданием Твоим.

Припев: Благословен Ты, Господи, / научи меня повелениям Твоим.

В путь узкий хождшии прискорбный, / вси в житии крест яко ярем вземшии, / и Мне последовавшии верою, / приидите насладитеся, / ихже уготовах вам почестей, / и венцов небесных.

Путем узким ходившие, прискорбным, / все в жизни крест как ярмо поднявшие, / и за Мною последовавшие с верою, / придите, наслаждайтесь тем, / что Я приготовил вам: / наградами и венцами небесными!

Благословен еси Господи, / научи мя оправданием Твоим.

Припев: Благословен Ты, Господи, / научи меня повелениям Твоим.

Образ есмь неизреченныя Твоея славы, / аще и язвы ношу прегрешений: / ущедри Твое создание Владыко, / и очисти Твоим благоутробием, / и возжеленное отечество подаждь ми, / рая паки жителя мя сотворяя.

Образ я неизреченной Твоей славы, / хотя ношу и язвы согрешений: / пожалей Твое создание, Владыка, / и очисти по Своему милосердию, / и вожделенное отечество подай мне, / снова делая меня / гражданином рая.

Благословен еси Господи, / научи мя оправданием Твоим.

Припев: Благословен Ты, Господи, / научи меня повелениям Твоим.

Древле убо от не сущих создавый мя, / и образом Твоим Божественным почтый, / преступлением же заповеди / паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, / на еже по подобию возведи / древнею добротою возобразитися.

В древности из небытия создавший меня / и образом Твоим Божественным почтивший, / но за нарушение заповеди / снова меня возвративший в землю, / из которой я был взят! / К тому, что по подобию Твоему возведи, / чтобы в прежней красоте / мне восстановиться.

Благословен еси Господи, / научи мя оправданием Твоим.

Припев: Благословен Ты, Господи, / научи меня повелениям Твоим.

Упокой, Боже, рабы Твоя, / и учини я в раи, / идеже лицы святых, Господи, / и праведницы сияют яко светила, / усопшия рабы Твоя упокой, / презирая их вся согрешения.

Упокой, Боже, рабов Твоих, / и посели их в раю, / где хоры святых, Господи, / и праведники сияют как светила, / усопших рабов Твоих упокой, / не смотря на все их согрешения.

Слава: Трисиятельное единаго Божества, благочестно поем вопиюще: / Свят еси Отче Безначальный, / Собезначальный Сыне, и Божественный Душе: / просвети нас верою Тебе служащих, / и вечнаго огня исхити.

Слава: Светом Тройственным сияющее / единое Божество / благоговейно воспоем, взывая: / "Свят Ты, Отче Безначальный, / Столь же Безначальный Сын и Божественный Дух: / просвети нас, верою Тебе служащих, / и исторгни из вечного огня.

И ныне: Радуйся Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, / Еюже род человеческий обрете спасение: / Тобою да обрящем рай, / Богородице Чистая благословенная.

И ныне: Радуйся, Досточтимая, / Бога по плоти родившая для спасения всех, / благодаря Тебе род человеческий обрел спасение; / да обретем через Тебя рай, / Богородица Чистая, благословенная.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды.

Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. Трижды.

Посем ектения о усопших:

Ектения малая

Паки и паки миром Господу помолимся.

Снова и снова в мире Господу помолимся!

Лик: Господи, помилуй. (Единожды.)

Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих праотец, отец, и братий наших, и о еже проститися им всякому прегрешению, вольному же и невольному.

Хор: Господи, помилуй.

Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих праотец, отец, и братий наших, и о прощении им всякого согрешения, как вольного, так и невольного.

Лик: Господи, помилуй.

Яко да Господь Бог учинит души их, идеже праведнии упокояются.

Хор: Господи, помилуй.

Дабы Господь Бог водворил души их там, где праведные обретают покой.

Лик: Господи, помилуй.

Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов их, у Христа, безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим.

Хор: Господи, помилуй.

Милости Божией, Царства Небесного и отпущения грехов их у Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, просим.

Лик: Подай, Господи.

Хор: Подай, Господи.

Священник: Господу помолимся.

Лик тихо: Господи, помилуй. (40)

Священник: Господу помолимся!

Хор тихо: Господи, помилуй (40) .

Священник глаголет молитву сию: Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот мiру Твоему даровавый: Сам, Господи, упокой души усопших рабов Твоих, в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом, или делом, или помышлением, яко благий человеколюбец Бог, прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо Един кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина.

Священник же произносит тайно следующую молитву: Боже ду́хов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь мiру Твоему даровавший! Сам, Господи, упокой души усопших рабов Своих в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание. Всякое согрешение, соделанное ими словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя – правда навек и слово Твое – истина.

Возглас: Яко Ты еси воскресение и живот, и покой усопших рабов Твоих, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Возглас: Ибо Ты – воскресение и жизнь и покой усопших рабов Своих, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков.

И абие седален, глас 5:

И по возгласе седален, глас 5

Покой Спасе наш, / с праведными рабы Твоя, / и сия всели во дворы Твоя, / якоже есть писано: / презирая яко благ прегрешения их / вольная и невольная, / и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.

Упокой, Спаситель наш, с праведными рабов Твоих / и посели их во дворах Твоих, как написано, / не взирая, как Благой, на согрешения их / вольные и невольные, / и на все, в ведении и в неведении содеянное, Человеколюбец.

Слава: И вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.

Слава: И на все, в ведении и в неведении содеянное, Человеколюбец.

И ныне, Богородичен: От Девы возсиявый миру Христе Боже, / и сыны света Тою показавый, помилуй нас.

И ныне, Богородичен: От Девы воссиявший миру, Христе Боже, / и через Нее сынами Света нас явивший, / помилуй нас.

Псалом 50-й. Молитва: Спаси, Боже, люди Твоя: не глаголется.

Псалом 50-й. Молитва: "Спаси, Боже, народ Твой…" не произносится.

(c) Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).

При любом использовании материалов сайта, ссылка на автора обязательна.

Оценка 4.1 проголосовавших: 189
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here