Молитва перед сном иврит

Полное собрание и описание: молитва перед сном иврит для духовной жизни верующего человека.

Как правильно произнести молитву перед сном?

Как известно, подготовка ко сну является одним из фундаментальных принципов служения Творцу. У евреев день начинается с вечера 1 . Когда человек читает молитву перед сном не так, как это требуется, то служение Творцу находится в постоянном сне. «Существует такая болезнь (не дай Б-г), что человек „вводит“ себя в спящее состояние: ходит, думает, разговаривает и все делает в спящей форме. Таким же образом и во время служения Творца: они молятся, одевают тфиллин, но все делают (как будто) во сне — пришло время проснуться!» 2 .

Правильно исполняющий заповедь 3 произнесения молитвы перед сном, читая ее сосредоточенно, изменяет сам процесс сна. Более того, его следующий день выглядит совсем по другому, так как происходит поднятие в службе Б-гу на более высокий уровень 4 .

До начала произнесения этой молитвы желательно подготовиться заранее, имея в виду, что день действительно закончен. Как только человек готов ложиться в кровать спать 5 и соответственно произнести молитву, вступают в силу определенные ограничения, не позволяющие ему как бы «продолжить» день (к примеру: есть, пить или даже разговаривать 6 ). Постфактум, если какой-то разговор был не закончен или внезапно появилось чувство жажды, то допускается при необходимости и сказать, и утолить жажду 7 , но после этого повторить снова молитву «Шма» 8 . Тем не менее, необходимо помнить следующее: после произнесения благословения «смежающий глаза» — запрещается пить или разговаривать.

Молитву перед сном не произносят в пижаме. Одежда должна быть соответствующей, как когда человек стоит перед королем 9 .

Изначально, молитву перед сном читают не лежа, а сидя или стоя 10 . У хасидов ХАБАДа принято произносить эту молитву стоя, за исключением, последнего благословения «смежающий глаза» 11 (смотри ниже).

Следует стараться читать эту молитву не возле кровати 12 . Постфактум, допускается молиться лежа в кровати не на спине и на животе, а полностью лежа на боку 13 .

До начала произнесения молитвы, проводится самоотчет («хешбон нефеш»), т.е. надо постараться прокрутить в своих мыслях весь день от его начала и до настоящего момента, и определить всё, что было сделано 14 не по законам Торы. И в полной надежде на милосердие Всевышнего, попросить извинение за это (и пообещать Ему, что будут приложены все усилия на исключение этих ошибок (если они были найдены), и, соответственно, опознав их, стараться не повторять 15 ). Работа эта абсолютно индивидуальная в зависимости от уровня в служении Б-гу 16 . При этом необходимо принять во внимание то, что отчёт производится в радости, с полной верой что все сказанное будет услышано и принята Б-гом, и нет ни каких оснований для грусти 17 .

В определенные дни, когда не делается «хешбон нефеш» (например в субботу 18 ) pабота хaсида заключается в постоянной и непрерывающейся связи с Ребе, на всех уровнях его бытия, в полной уверенности обратной связи Ребе Короля Мошиаха ШЛИТА с хасидом и его ни на мгновение не прекращающем руководстве и участии в каждой детали жизни. И достаточно наглядно, что эта мысль (даже без особенного размышления) определённо повлияет на хасида до самых глубин его души, тем самым укрепляя в нём твердое решение в исполнении желания Ребе Короля Мошиаха 19 .

Молитву перед сном принято читать по тексту, установленному святым АРИ 20 . Определённые части молитвы также относятся и к женщинам. Если женщина не молилась вечернюю молитву, то она должна 21 прочитать всю молитву «Шма» до слов «Благословен Ты, Г-сподь, освободивший Израиль» 22 . Далее женщины произносят последнее благословение «смежающий глаза» 23 . Но пропускается отрывок молитвы, в котором упоминается 4 наказание смерти небесным судом (этот отрывок часть от молитвы «Таханун») 24 .

В конце молитвы произносят все фразы три раза, как указано в сидуре «Теилат Ашем». Также существует мнение о необходимости повторить фразу «Вручаю тебе душу» три раза 25 .

Затем читают параграф «Повелитель всех миров!» 26 до слов «с надеждой на лучшее» (так как следующая часть относится к просьбе встать на «тикун хацот») 27 . Продолжают со слов «Ведь Ты с милосердием» и до конца.

После того, как закончена вся молитва перед сном, произносится благословение «смежающий глаза» 28 . Это благословение говорится прямо около кровати (тем самым предотвращая минимальную паузу перед сном 29 .

В случае совершения супружеских отношений, сразу же после молитвы 30 произносится 23-й псалом и т. д., как указано в сидуре. После исполнение этой заповеди, необходимо сделать омовение рук, прочитывается вновь первый параграф молитвы «Шма» (до слов «на воротах твоих»), и заканчивается благословением «смежающий глаза» 31 .

Если человек болен и не в состоянии произнести всю молитву, то разрешается сказать только первый параграф молитвы «Шма» (со слов «Слушай Израиль» до «На воротах твоих»), и закончить благословением «смежающий глаза» 32 .

В случае тяжёлой усталости, вплоть до сильной тяги ко сну раньше обычного времени чтения молитвы «Шма» перед сном, разрешается прочитать эту молитву заранее. Но тем не менее, перед сном необходимо прочитать еще один раз первый параграф молитвы «Шма», закончив благословением «смежающий глаза» 33 .

При бессоннице, после чтения молитвы «Шма», не следует произносить благословение «смежающий глаза», до момента, пока он не почувствует, что готов заснуть 34 . Но если благословение «смежающий глаза» уже было произнесено, и несмотря на это по каким либо причинам нет желания заснуть, то допускается думать о словах Торы, пока не овладеет сон. Мужчинам следует помнить о том, что спать необходимо с покрытой головой (кипа 35 ). У хасидов ХАБАД принято думать о словах Торы, глав из книги «Тания», Мишны, строк из Псалмов, и т.п., пока не наступит состояние сна 36 .

Существует знаменитое хасидское изречение: день должен закончится и начаться со святостью. Последнее действие — это подготовка кружки с водой около кровати на омывание рук утром. Последняя речь — чтение молитвы «Шма» перед сном. Последняя мысль — слова Торы, пока на заснешь. А утром все также, но в обратном порядке: самая первая мысль — представить себе, что находишься перед Всевышним. Первая речь — «Моде Ани» 37 и первое действие — омывание рук после сна.

1 Известно, что молитвы были установлены мудрецами вместо жертвоприношений в Храме. Самое первое служение было «трумат а-дешен», которое начиналось с вечера. Для этой службы требовалось одеть особую одежду и во время службы оставляли одну часть «дешена» около жертвенника, а другую выносили за пределом стана. В наше время мы таким образом очищаем свою душу для служения Б-гу. Мы должны изъять из себя негативные силы, а то, что возможно исправить, необходимо сделать это возвысить к Б-гу.

2 Слова Ребе РАШАБа, приведены в книге «Ликутей Дибурим>», том 3 №30.

3 Чтобы человек не был встревожен мыслями, дурными снами, и всеми видами ночными повреждениями души. А также существует закон о том, что человек должен заснуть со словами Торы (и) произнесением молитвы перед сном (Сидур «Тегилат Aшем»; «Шулхан Арух» 239:1; «Брахот» 1а; «Швуот» 15б; «Иерусалимский Талмуд» трактат «Брахот» 1,1).

4 «Маамар» Ребе РАШАБа 5572 г., стр. 595, «Торат Шалом» стр. 6, 239. Также объясняет Ребе Король Мошиах, что молитва перед сном является завершением работы еврея в течение всего дня и он (должен) полностью отдаться Б-гу. Более того, это молитва также является общей работой всего дня («Сефер а-Сихот» 5752 том 2, стр. 436, «Ликутей Сихот» том 34, стр. 97, сноска 14).

5 «Шулхан Арух» 239:1; «Маген Авраам» малый абзац 3.

6 «Шулхан Арух» 239:1.

7 «Сихот Кодеш» Ребе Короля Мошиаха ШЛИТА, 5727 г, том 1, стр. 496.

8 Со слов «Слушай Израиль» до слов «И на воротах твоих».

9 В книге «а-Томим» том 2, стр. 332 приводится письмо Межрического Магида к Алтер Ребе, в котором сказано, что надо одеть шляпу и костюм. Женатые мужчины также подпоясываются.

10 «Шлхан Арух» 339:1; РАМА 63:1 и «При Мегадим» 63:1.

11 Комментарии «Баэр Айтев» на «Шулхан Арух» глава 239, малый абзац 4.

12 Несмотря на то, что в некоторых общинах принято ее говорить около кровати («Мекор Хаим» от имение книги «ШЛО»). А также написано, что не снимают свою одежду до чтение этой молитвы.

13 «Маген Авраам» в комментарии на «Шулхан Арух» 339 абзац 5; «Шулхан Арух» Алтер Ребе глава 63:1.

14 Требуется от человека дать Всевышнему отчёт за свои мысли, речь, действия (и т.п.), за весь минувший день. Поэтому следует попросить у Б-га извинения за нарушение законов, касающихся этих аспектов души. Дополнительно к этому, необходимо дать отчет даже за хорошие поступки (и т.п), так как может оказаться, что и наши Мицвы не были исполнены на полноценном уровне. Кроме того, еврей должен принять на себя твердое решение исправиться во всех этих аспектах на следующий день («Ликутей Сихот» Ребе Короля Мошиаха, том 14, стр. 459). И также это потребовал Ребе РАЯЦ: «Завтра (все) должно быть совсем по другому» («Святые письма» Ребе РАЯЦа том 3, стр. 310). Помимо исправления вышеупомянутых вещей (являющимися общими одеяниями души), также требуется исправить индивидуальные детали в служении Б-гу, и направление душевного состоянии во время этого исправления зависит от самого человека. Иногда дух человека надо поддержать, а иногда наоборот («Игрот Кодеш» Ребе Короля Мошиаха, том 21, ст. 53).

15 Комментарии «Маген Авраам» на «Шулхан Арух» 239 абзац 7. Там же объясняется, в необходимости особого внимания на нарушение, касающихся запретов: подлизывание, обмана, дурачество, злословие. («а-Йом Йом» за 6 Кислева; выступление в ночь на «Симхат Тора» 5715 г.; «Игрот Кодеш» том 11, стр. 98).

Даже в то время, когда душа не вела себя как это требуется в течение всего дня, но сделав «Тшуву» перед сном, Всевышний освобождает её от плохих ангелов, которых он сотворил своими негативными поступками. И посредством этого, разрешается этой душе войти (во время сна) в одну из небесных йешив и изучать там Тору («Сефер маамарим» Ребе РАЯЦа, 5702 г., стр. 102).

16 «Святые послания» Ребе РАЯЦа том 4, стр. 127.

17 «Игрот Кодеш» том 8, ст. 72; «Маамар» Ребе Короля Мошиаха ШЛИТА 5547 г., «Маргала бе-фумия де-раби».

18 Но даже в субботу требуется от еврея сделать «хешбон нефеш» в духовном аспекте, и Ребе Король Мошиах называет это «хешбон цедек». Есть также указание Алтер Ребе, что допускается исповедоваться в субботу («Итваадует» 5746 г., том 3, стр. 301; «Шулхан Арух» Алтер Ребе, глава 288:8).

19 «Игрот Кодеш» Ребе Короля Мошиаха, том 3, стр. 419.

20 Комментарий «Баэр Эйтев» на «Шулхан Арух» 339 малый абзац 6: «Молодец тот, кто читает молитву перед сном по порядку, который постановил «АРИ».

21 «Шулхан Арух» Алтер Ребе, 67:1; 70:1.

22 Именно так, как и произносят всю молитву «Шма», во время вечерней молитвы «маарив».

23 «Игрот Кодеш» Ребе Короля Мошиаха, том 19, стр. 389.

24 Поскольку они не обязаны в исполнении этих законах, за которые несут наказания (рав Й.-С. Гинзбург в брошуре «Порядок чтения Шма» стр. 6).

25 Так указано делать в «маамаре» Мителер Ребе «Покеах Иврим», конец главы 38.

26 Этот отрывок читают также в субботу и праздники (напечатано в махзоре на Рош а-Шана и Йом-Кипур 1987 г.).

27 Так учил рав и машпия р. Шломо-Хаим Кесельман (приведено в брошюре «Порядок чтения Шма» стр. 9).

28 «Шулхан Арух» 339:1.

29 Книга «Даркей хаим вэ шалом» глава 348, «Кицур Шулхан Арух» 71:4.

30 Так как благословение «смежающий глаза» не произносят до окончание выполнения заповеди.

31 «Маген Авраам» на «Шулхан Арух» главa 339, малый абзац 4.

32 «Шмират мицват а-йом» р. Гедаси, стр. 306.

33 «Сихот Кодеш» Ребе Короля Мошиаха ШЛИТА, 5727 г., том 1, стр. 496.

34 «Кцот а-Шулхан» 27:9; РАМА 239:1. Но, несмотря на это, если человеку понадобилось пойти в туалет, то надо произнести благословение после туалета. Это касается также той ситуации, когда человек вспомнил, что не прочитал молитву «маарив», отчёт «омера», «Освящение луны» или последнее благословение после еды («Шаарим мецуяним бэ Алаха» глава 71, малый обзац 2; «Мекор Хаим» главa 239).

35 «Игрот Кодеш» Ребе Короля Мошиаха ШЛИТА, том 3, стр. 397.

36 «Сефер а-сихот» Ребе РАЯЦа, 5701 г. стр. 56; 5705 г. стр. 16.

А также личное указание Ребе Короля Мошиаха человеку, у которого были проблемы со сном, учить до этого (момента) несколько строчек из бесед Ребе РАЯЦа и представить себе его лицо («Игрот Кодеш» Ребе Короля Мошиаха ШЛИТА, том 4, стр. 206).

37 У хасидов ХАБАДа принято до этой фразы произнести слова «Йехи Адонейну»!

K I F A .kz

сидур онлайн для начинающих

Иврит для начинающих t.me/kifakz

Справедливость легче всего найти в словаре, на букву “С”

Шма Исраэль – сборник еврейских молитв на иврите

Тора заповедует читать “Шма” дважды в день, утром и вечером.

Сказано, что, читая “Шма”, еврей принимает на себя абсолютную власть Б-га.

Читающий “Шма” не с группой молящихся (не в миньяне) произносит:

Эль Мэлэх нээман

Б-г – верный Царь.

Принято закрывать глаза рукой при чтении следующего предложения, чтобы сосредоточиться:

Слушай Израиль А-донай Г-сподь А-донай один!

Благословенно Имя Его славного царства навечно.

Затем читают три отрывка из Торы, входящие в Шма:

Люби Г-спода, твоего Б-га, всем своим сердцем, всей своей душой и всем своим существом.

Да будут эти слова, которые Я заповедую тебе сегодня, на твоём сердце.

вешина́нтам леванэ́ха ведиба́рта бам бешивте́ха бевэтэ́ха увлэхте́ха вадэрэ́х увшохбе́ха увкумэ́ха

И повторяй их своим детям, и тверди их, сидя в своём доме, находясь в дороге, ложась и вставая.

И повяжи их как знак на свою руку, и будут они знаками перед твоими глазами.

И напиши их на дверных косяках своего дома и на своих воротах.

И вот, если прислушаетесь к Моим заповедям,

ашэр Анохи мецавэ этхэм айом

которые Я даю вам сегодня,

леаава эт А-донай Элоэхэм улеовдо бехоль левавхэм увхоль нафшехэм,

– с любовью к Г-споду и служа Ему всем своим сердцем и всей своей душой,

ве натати метар арцехэм беито йорэ умалкош веасафта деганэха ветирошеха вейицарэха.

– то буду давать дождь вашей земле вовремя – и ранний, и поздний; а соберёшь свой хлеб, своё вино и своё оливковое масло.

Венатати эсэв бесадеха ливэмтэха веахалта весавата,

И дам траву на твоём поле для твоего скота, и будешь кормиться досыта.

ишамеру лахэм пэн йифтэ левавхэм весартэм ваавадтэм элоим ахэрим веиштахавитэм лаэм,

Но берегитесь, чтобы ваше сердце не соблазнилось, чтобы вы не свернули с пути и не стали служить другим богам и поклоняться им.

вехара аф А-донай бахэм веацар эт ашамайим вело ийэ матар веаадама ло титэн эт йевула

Иначе разгневается на вас Г-сподь и замкнёт небеса: не станет дождя – и земля не принесёт свои плоды;

веавадтэм меэра мэаль аарец атова ашэр А-донай нотэн лахэм.

и исчезнете вы вскоре с хорошей земли, которую Г-сподь даёт вам.

Весамтэм эт деварай элэ аль левавхэм веаль нафшехэм

Возложите эти Мои слова на своё сердце и на свою душу,

укшартэм отам леот аль йэдхэм веаю летотафот бэн энэхэм

повяжите их как знак на свою руку, да будут они знаками перед вашими глазами.

велимадтэм отам эт бенэхэм

И учите им ваших сыновей,

ледабэр бам бешивтеха бевэтэха увлэхтеха вадэрэх увешохбеха увкумэха,

чтобы произносить их, сидя в своём доме, находясь в дороге, ложась и вставая;

ухтавтам аль мезузот бэтэха увишарэха,

напиши их на дверных косяках своего дома и на своих воротах,

лемаан йирбу йемэхэм вимэй венэхэм аль аадама

– чтобы ваши дни и дни ваших сыновей в стране,

ашэр нишба А-донай лаавотэхэм латэт лаэм кимэй ашамайим аль аарэц.

которую Г-сподь поклялся дать вашим отцам, продлились, пока небеса стоят над землёй.

И сказал Г-сподь (пророку) Моше:

скажи сынам Израиля, чтобы делали себе кисти на краях своей одежды

аль канфэй вигдээм ледоротам венатену аль цицит аканаф петиль техэлэт,

во всех поколениях и вдевали в кисть на краю голубую нить.

веая лахэм лецицит уреитэм ото узхартэм эт коль мицвот А-донай вааситэм отам,

И будет это у вас кистью, посмотрев на которую вспомните все заповеди Г-спода и будете их исполнять,

вело татуру ахарэй левавхэм веахарэй энэхэм ашэр атэм зоним ахарээм

а не брести вслед за своим сердцем и своими глазами, за которыми влечётесь,

лемаан тизкеру вааситэм эт коль мицвотай вийитэм кедошим лЭлоэхэм.

– чтобы помнили и исполняли все Мои заповеди, и были святы перед вашим Б-гом.

Ани А-донай Элоэхэм ашэр оцэти этхэм мээрэц Мицрайим лийот лахэм лЭлоим.

Я, Г-сподь, – ваш Б-г, Который вывел вас из страны Египта, чтобы быть вам Б-гом.

Я, Г-сподь, – ваш Б-г, – Истинно.

Если текст мелкий, нажми Ctrl и крути колесо на мышке. Или Ctrl +

Синагога и молитва

Тора – это послание Всевышнего человеку и народу. Молитва же (на иврите тфила – תפלה ) – это обращение человека к Всевышнему. Традиция уточняет: настоящая молитва – это разговор человека с Б-гом. Каждый знает: что в разговоре с человеком значение имеют как произносимые слова, так и выражение лица, мимика, жесты и т. д., потому что без них остается мало доверия к словам – даже самым красивым и убедительным.

Традиционное убранство синагогиЦифрами обозначены: 1 – бима, 2 – нер-тамид, 3 – арон hа-кодеш, 4 – парохет

Также и в молитве важны как слова, так и сопровождающие их чувства и мысли.

Еврейская традиция установила порядок молитв. Он один и тот же для каждого еврея: от знаменитого раввина до мальчика, которому исполнилось 13 лет (молятся и маленькие дети, но 13 лет – возраст совершеннолетия, о чем мы будем говорить в разделе "Бар-мицва" третьей части учебника; это, впрочем, не означает, что молиться надо только с этого возраста). Каждый говорит свою молитву сам, оставляя на ней "отпечаток души", но единство молитвы объединяет в ней весь народ Израиля.

Многие считают, что молитва – это, прежде всего, просьба к Б-гу: "дай то, дай это" (возможно, потому, что по-русски слово "молитва" происходит от слова "молить", т. е. "просить"). На самом же деле просьбы – лишь часть молитв, при этом почти все они – просьбы за весь еврейский народ, а не только за самого себя. Большинство молитв – это размышления о сущности мира и месте человека в нем, о связи между еврейским народом и Торой, а также выражение благодарности Всевышнему.

В связи с этим почти во всех молитвах есть две главные части: Шма и Амида – обе короткие, но исключительно важные: первая концентрирует философскую сущность еврейства и идею преемственности, вторая выражает чувство благодарности еврея к Творцу и пожелания о благословении для еврейского народа.

Шма ( שמע – "Слушай!") – начинается словами "Слушай, Израиль: Б-г Всесильный наш – один". Мидраш рассказывает: когда уходил из этого мира наш праотец Яаков, он хотел убедиться, что дети его, оставшись в Египте, не забудут, чему он учил их, не станут идолопоклонниками, как другие народы, и передадут эту эстафету своим детям, чтобы они затем передали своим… И сказали его дети: "Слушай, Израиль (то есть Яаков)…". И до сегодняшнего дня традиция говорит: еврей должен дважды в день произнести: "Слушай, Израиль (и праотец Яаков, и весь народ), я знаю…". Эту молитву должен читать еврей, как только он научится говорить и когда приходит его последний час. С этих слов начинали еврейские дети учиться; с этими словами евреи готовы были погибнуть во все века – на кострах инквизиции и от римских пыток.

Амида ( עמידה – "Стояние", так как она читается обязательно стоя) состоит из 19-ти коротких стихов-благословений, каждый из которых выражает благодарность Всевышнему за все, что составляет предмет еврейской веры: за то, что Он защищает праотца Авраhама и обещает оживить умерших, за святость Его и за то, что дал человеку разум, за то, что вернет еврейских изгнанников в Землю Израиля и отстроен будет Иерусалим – и т. д. Всего, как уже было сказано, – 19 таких благодарностей; при этом 13 из них – одновременно и просьбы о благополучии (всего народа). Каждая из них заканчивается словами "ברוך אתה" – "Барух ата…" ("Благословен Ты…") с конкретным добавлением. Поэтому эти благодарности называются "благословения" (на иврите брахот, в единственном числе – браха). Изначально в Амиде было 18 благословений, и поэтому у этой молитвы есть также другое историческое название – Шмоне-Эсре ( שמונה עשרה – "Восемнадцать" на иврите). Еще одно благословение добавили позже, во времена Талмуда. Но название Шмоне-Эсре сохранилось.

Кроме этих 19-ти, существуют еще много других брахот, которые в молитву Амида не входят. Как и брахот из Амиды, они начинаются словами "Барух ата…". Это – короткие фразы, которые произносятся в разных ситуациях: до еды и после; при зажигании субботних и праздничных свечей; при изучении Торы; при встрече с мудрым человеком; в момент, когда наблюдают какое-либо удивительное явление природы; при избавлении от опасности или достижении важной цели; просыпаясь утром и перед сном. Когда кто-то говорит благословение, окружающие отвечают "амен" (в приблизительном переводе с иврита – "верно").

Практически все молитвы – на иврите (есть несколько очень коротких молитв на арамейском языке): ведь если Всевышний избрал этот язык для того, чтобы на нем дать евреям Тору, было бы странно, если бы евреи благодарили Его за это на другом языке. Однако незнание иврита не считается препятствием для молитвы: традиция разрешает молиться на том языке, который человек понимает – разумеется, если это не мешает коллективной молитве. Исключение составляет биркат коhаним. Об этой молитве мы будем говорить в параграфе "Особенности общественной молитвы".

Молятся евреи с покрытой головой. Очень часто для этого используют специальный головной убор – кипа. Придерживающиеся традиции евреи покрывают голову постоянно (не только во время молитвы). Постоянно покрывать голову – не заповедь, но – обычай. Столь древний, что на сегодняшний день он принят всеми общинами.

Что такое молитва в еврейской традиции?

Что такое благословение? С каких слов оно начинается?

Какие две части присутствуют почти во всех молитвах?

Что такое молитва "Шма"? Когда ее произносят?

Что вы знаете из традиции о словах этой молитвы"?

Сколько благословений в молитве "Шмонэ-Эсре"? Почему она так называется?

Какие другие благословения вы знаете?

На каком языке нужно молиться?

Что такое кипа? Ее ношение – заповедь или обычай?

Общественная и личная молитва

В принципе почти все молитвы человек может читать сам. Однако еврейская традиция рекомендует всегда, когда это возможно, молиться вместе. Для этого необходимо 10 молящихся (на иврите миньян – מנין ) – взрослых (не моложе 13 лет) мужчин-евреев.

Наиболее удобно молиться в синагоге, где есть расписание постоянных миньянов на каждую молитву. Кстати говоря, синагога – слово греческое, на иврите она называется бейт-кнессет ( בית כנסת ), что означает "дом собрания". Человек, который молится регулярно, обычно имеет постоянное место в синагоге и молится в привычном ему миньяне.

Миньян можно собрать и в любом другом подходящем для этого месте. В некоторых случаях это надо делать именно дома: например, во время соблюдения траура по умершему молятся в доме его родственников.

Есть три главные ежедневные общественные молитвы: шахарит ( שחרית ) – утренняя, минха ( מנחה ) – послеполуденная и маарив ( מעריב ) – вечерняя. В субботу и праздники после шахарит есть дополнительная молитва – мусаф. Все эти молитвы рекомендуется читать в миньяне – особенно в праздники.

Шма читается в шахарит и в маарив. Амида читается во время каждой из названных главных общественных молитв, причем во время шахарит и минхи молящиеся сначала читают ее – каждый про себя, а затем Амиду повторяет ведущий молитву шлиах-цибур (см. следующий раздел).

Что такое общественная молитва?

Что для нее необходимо?

Обязательно ли читать общественную молитву в синагоге?

Какие ежедневные общественные молитвы вы знаете?

Особые функции в общественной молитве

У общественной молитвы есть свои особенности. При ее чтении необходимо некоторое количество людей, выполняющих определенные функции:

Шац ( ש"צ ) – сокращение от слов шлиах-цибур ( שליח ציבור – "посланник общины") ведет молитву; остальные повторяют за ним.

В праздничные дни значительные части молитвы принято петь, поэтому шац должен петь молитву, используя общепринятую мелодию – тогда его называют хазан – חזן (на идише – кантор).

Бааль-криа ( בעל קריאה , буквально "чтец") – для чтения свитка Торы нужен человек, умеющий читать Тору по свитку "правильно" (то есть с огласовками и таамим, не указанными в свитке – см. параграф "Дарование Торы"); о чтении свитка мы еще будем говорить отдельно.

Любой молящийся может быть шац или бааль-криа. Обычно в общине либо есть постоянные люди, выполняющие эти обязанности, либо их по очереди выполняют уважаемые люди, а иногда уважение оказывают гостю общины.

В Эрец-Исраэль в определенный момент молитв шахарит и мусаф (в остальном мире – только в праздники) принято произносить специальное благословение коhенов ( ברכת כהנים – биркат коhаним). Коhен ( כהן ) – это потомок Аhарона, брата Моше, первого еврейского первосвященника. Во времена Храма коhены несли храмовую службу. Это звание передается от отца к сыну: коhеном нельзя стать, можно только родиться. Биркат коhаним – единственная молитва, которую не произносят на других языках, только на иврите.

Какие особенности общественной молитвы вы знаете?

Любой ли человек может выполнять особые функции?

В любой синагоге (или в зале, используемом для молитв) есть арон hа-кодеш – шкаф, в котором хранятся свитки Торы. Обычно он закрыт и занавешен специальным покрывалом – парохет. Арон hа-кодеш открывается только для того, чтобы взять свиток Торы для чтения или вернуть его обратно; его также держат открытым во время определенных молитв. Впереди арон hа-кодеш (и несколько выше него) постоянно горит источник света – нер-тамид, символически напоминая светильник в Храме.

Обычно синагоги во всем мире строились так, чтобы арон hа-кодеш был обращен в сторону Иерусалима (чтобы человек, стоящий перед арон hа-кодеш, молился в сторону Иерусалима). Если же синагога (или просто молящийся) находятся в Иерусалиме – арон hа-кодеш направлен в сторону hар hа-Байит – Храмовой горы.

Посреди синагоги находится бима – возвышение, а на нем – стол, на который кладут свиток Торы для чтения.

По еврейским законам мужчины и женщины не молятся вместе, поэтому часть синагоги специально отделена для женщин (чаще всего – второй этаж) – эзрат нашим.

Обычно в любой синагоге проводятся также уроки Торы, поэтому по стенам синагоги, как правило, расставлены книжные полки с молитвенниками и книгами для занятий.

Синагога – место, где молятся, а не музей и не клуб. Поэтому желательно, чтобы ничто не отвлекало человека от молитвы: в частности, на стенах зала синагоги не вешают ни портретов знаменитых людей, ни картин великих художников (даже если на них нарисованы сцены из еврейской истории). Синагога должна быть чистой, аккуратной и, если возможно, – красивой, но главное – она должна отвечать своему предназначению.

В синагогу всегда надо входить с покрытой головой.

Какие предметы есть в любой синагоге?

Какие требования предъявляются к внутреннему убранству синагоги?

Свитки Торы, находящиеся в арон hа-кодеш, вынимаются из него для чтения во время коллективной молитвы в некоторых особых случаях: по субботам и праздникам, а также для короткого чтения – утром в понедельник и четверг. Читают отрывок из недельной главы или всю ее целиком, а в праздники – фрагмент, имеющий отношение к этому дню.

Когда свитки Торы из арон hа-кодеш выносят или возвращают на место, присутствующие в синагоге встают. Принято вставать в тот момент, когда раскрывают парохет, и садиться, когда его закрывают.

Свиток кладут на биму и раскрывают в нужном месте. Читает свиток бааль-криа – человек, который умеет читать его правильно, помнит наизусть то, чего не видно в свитке: огласовки, таамим, знает, как текст разбивается на отрывки для чтения.

Текст, предназначенный для чтения, разбит на внутренние отрывки (например, недельная глава – на дни), число которых может быть от трех до семи. Для чтения каждого из отрывков вызывается кто-то из молящихся – сначала коhен, затем левит, затем остальные. Вызванный не читает свиток сам (это делает бааль-криа), а следит за чтением по свитку; перед и после чтения он говорит специальные благословения. Принято вызывать к Торе людей накануне их свадьбы или бар-мицвы, к Торе вызывают мужчину, у которого родился ребенок, или того, кто счастливо избежал опасности (в этом случае после чтения отрывка вызванный говорит специальное благословение – биркат hа-гомель). Принято вызывать также гостей – особенно почетных, новых членов общины и т. д. Если по каким-либо причинам хотят вызвать более семи человек, то иногда разбивают (по определенным правилам) отрывок на два или читают отрывок дважды.

Между чтениями отрывков из Торы и после них читаются некоторые специальные молитвы: за здоровье больных людей и новорожденных, за погибших, за правительство страны (если оно позволяет евреям жить еврейской жизнью) и др. В особых случаях читают два разных фрагмента из Торы – по двум свиткам (а в некоторых, редких случаях – по трем свиткам). На праздник Симхат-Тора (см. вторую часть пособия) из арон hа-кодеш вынимают все свитки, которые есть в синагоге.

Отметим еще раз, что чтение Торы – это чтение вслух по свитку. Остальные молящиеся следят за текстом – обычно по книге.

Когда свиток прочитан, вызывают еще двух молящихся. Это – магбиаh ( מגביה – "поднимающий") и голель ( גולל – "сворачивающий"). Первый поднимает Свиток Торы, чтобы его увидели все и сказали: "Это – та самая Тора, что передал нам Всевышний из уст Своих руками Моше-рабейну…", а затем второй сворачивает свиток Торы и накрывает его специальным образом.

После чтения свитка Торы в субботу и праздники читают соответствующий отрывок из ТаНаХа – по книге. Этот отрывок называется hафтара ( הפטרה ). Подробнее об этом мы будем говорить во второй части поосбия, в главе "Суббота".

Когда читают Тору в синагоге?

Читают ли ее по печатному тексту?

Как происходит чтение?

В каком порядке вызывают молящихся к чтению Торы?

Кто такие магбиаh и голел?

Что такое hафтара?

Ряд молитв человек читает сам или в кругу семьи. Например:

Биркат hа-мазон ( ברכת המזון ) – молитва после еды;

Кидуш ( קידוש ) – специальное благословение в субботу и праздники (читается перед праздничной трапезой вечером и утром);

Тфилат hа-дерех ( תפילת הדרך ) – "Дорожная молитва" (ее читают, отправляясь в дорогу, когда покидают свой город.

Чтение Шма ночью ( קריאת שמע על המיטה ) – молитва перед сном.

Большинство благословений относятся к личным молитвам.

Какие личные молитвы вы знаете?

Ясно, что число молитв велико, запомнить их все – трудно. Поэтому существуют специальные сборники – молитвенники (на иврите סידור – сидур), содержащие молитвы и благословения в удобном для использования порядке. Молитвенник, содержащий молитвы какого-то праздника, называется махзор ( מחזור ).

Текст сидуров разных общин совпадает примерно на 80-90%, однако между ними имеются и некоторые различия. Поэтому на молитвеннике обозначен нусах (зсер) – "стиль", "вариант" текста молитв Самые распространенные варианты (нусахим): ашкеназ, сфарад, эдот hа-мизрах (восточных общин), Ари-заль (по имени его составителя, великого каббалиста из Цфата рабби Ицхака Лурье). Традиция рекомендует каждому человеку молиться так, как это было принято у него в семье или (если в семье традиции не соблюдали) – как принято у того человека, который научил молитвам. Внутри синагоги молятся по нусаху, принятому в данной общине.

При этом надо помнить, что по своей структуре еврейская молитва практически не отличается не только географически (то есть у разных общин), но и по времени: на протяжении, по крайней мере, последних двух тысяч лет общая структура молитвы почти не изменилась. Это происходило на фоне подъема и распада культур, на всех континентах Земли. Если вы раскроете сидур и прочитаете в нем Шма, подумайте о том, что от Китая до Аргентины, от Йемена до Аляски, от Австралии до Голландии и от Йоханнесбурга до Москвы – вот уже сотни поколений евреев примерно в одно и то же время читают те же слова. Представьте себе, сколько людей сейчас одновременно с вами (возможно, с поправкой на часовые пояса) говорят их, какой мощный "Слушай, Израиль!" звучит с вами в унисон. И тогда, наверное, вы почувствуете себя по-другому.

Оценка 4.1 проголосовавших: 187
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here