Молитва по некрещенному

Полное собрание и описание: молитва по некрещенному для духовной жизни верующего человека.

Молитва по некрещенному

Однажды святой Уар посетил ночью темницу, в которой находились семеро христианских учителей. Святой Уар просил их помолиться, чтобы он избавился от страха перед мучениями и сподобился пострадать за Христа. «Если ты боишься временной муки, то не избежишь и вечной, если страшишься исповедать Христа на земле, то не увидишь Его Лика и на Небе», — ответили они. Услышав это, святой Уар почувствовал в себе такую любовь к Богу, что решился претерпеть страдания за Имя Его и остался в темнице. Утром один из мучеников скончался от ран. Святой Уар, представ вместе с шестью учителями перед наместником, сказал, что он хочет пострадать вместо скончавшегося узника. Святого Уара били палками, тело его строгали железными ножами, затем, прибив к дереву вниз головой, сдирали с его спины кожу, а чрево его терзали до тех пор, пока все внутренности не выпали на землю. Святые молились за него и воодушевляли на подвиг. Наместник приказал увести их обратно в темницу, а святой Уар возопил к ним: «Учители мои! Помолитесь за меня последний раз Христу, ибо я уже разлучаюсь с телом, вас же благодарю за то, что вы привели меня к Вечной Жизни». Через несколько часов святой Уар скончался. Мучители вытащили тело его из города и бросили на съедение псам. Одна благочестивая вдова, блаженная Клеопатра, муж которой был также военачальником в Египте, со скорбью смотрела издалека на страдания святого Уара. Когда тело святого было брошено вне города, блаженная Клеопатра ночью тайно принесла его в свой дом и погребла его в спальне. На следующее утро были усечены мечом христианские учители. Блаженная Клеопатра постоянно молилась над гробом святого Уара, почитая его великим заступником и ходатаем перед Богом. Когда гонение утихло, Клеопатра вернулась в Палестину, в свое родное селение Эдра. Под видом останков своего мужа блаженная Клеопатра перенесла мощи святого мученика Уара и положила в древней гробнице своих предков. Каждый день ходила она к гробнице, возжигала свечи и воскуряла благовония, а по ее примеру и другие христиане стали прибегать к молитвам святого Уара и получали при гробе его исцеления.

Блаженная Клеопатра, видя, что множество христиан собирается ко гробу святого, решила построить в его честь храм. К тому времени сын ее Иоанн достиг семнадцатилетнего возраста. Блаженная Клеопатра испросила для него у царя почетную должность в войске и решила, что начнет он службу по окончании строительства храма. Когда церковь была создана, блаженная Клеопатра призвала епископов и пресвитеров, и честные мощи святого Уара были переложены на драгоценный одр, а сверху мощей Клеопатра положила пояс и воинскую одежду, которую должен был вскоре надеть ее сын. Она усердно молилась святому Уару, чтобы он был помощником ее сыну и испросил бы для него у Господа то, что будет Ему угодно, а сыну полезно.

По освящении храма, мощи святого Уара положили под престолом, на котором совершили Божественную литургию. После службы блаженная Клеопатра устроила угощение для гостей и вместе с сыном прислуживала им. Внезапно святой Иоанн заболел горячкой и в полночь скончался, оставив мать в безутешном горе. С плачем блаженная Клеопатра устремилась в храм и, припав к гробнице, стала укорять святого мученика: «Так-то отплатил ты мне, угодник Божий, за то, что столько потрудилась для тебя? Такую-то помощь ты оказал мне тогда, как я для тебя презрела своего мужа и возлагала на тебя всю свою надежду? Кто погребет мое тело? Лучше мне умереть самой, чем видеть мертвым моего сына. Отдай же мне его или же и меня тотчас возьми отсюда, ибо мне от горькой печали жизнь стала в тягость».

От крайней усталости и великой скорби блаженная Клеопатра заснула прямо у гроба. В сновидении ей явился святой Уар, который держал за руку ее сына. Оба они были светлы, как солнце, а одежды их были белее снега; на них были золотые пояса и прекрасные венцы на головах. Увидев их, блаженная Клеопатра бросилась к ногам святых, но мученик Уар поднял ее и сказал: «О женщина, что ты жалуешься на меня? Неужели ты думаешь, что я забыл те благодеяния, которые ты оказала мне? Разве я не внимаю всегда твоим молитвам и не молюсь за тебя Богу? И прежде всего я умолил Бога о сродниках твоих, с которыми ты положила меня в гробнице, чтобы им были отпущены грехи их. Потом я взял на служение Небесному Царю твоего сына. Не ты ли сама молила испросить у Бога для него то, что будет Ему угодно и полезно тебе и сыну твоему? Сын твой теперь предстоит Престолу Божию и служит Царю Небесному, но, если хочешь, чтобы он служил царю земному и временному, возьми его обратно». Но отрок, сидевший на руках у святого Уара, обнял его и сказал: «Нет, заступник мой! Не слушай матери моей, не лишай меня общения со святыми». Обращаясь к блаженной Клеопатре, святой Иоанн сказал: «Что ты плачешь, мать моя? Я причислен к воинству Небесному и предстою Христу вместе с Ангелами». Блаженная Клеопатра сказала: «Возьмите же и меня с собой, чтобы мне быть с вами». Но святой Уар ответил: «И здесь, оставаясь на земле, ты все-таки с нами; иди же с миром, а потом, когда повелит Господь, придем взять тебя».

После этих слов оба они стали невидимы. Придя в себя, блаженная Клеопатра почувствовала несказанную радость и рассказала пресвитерам о видении; вместе с ними она с честью погребла своего сына при гробе святого Уара, уже не плача, а веселясь о Господе. После этого, раздав имение свое нуждавшимся, отрекшись от мира, Клеопатра стала жить при церкви святого Уара, проводя день и ночь в посте и молитвах. Каждое воскресенье во время молитвы являлся ей святой Уар с ее сыном. Проведя семь лет в таких подвигах и благоугодив Богу, блаженная Клеопатра преставилась в 327 году.

День памяти святого мученика Уара — 19 октября (1 ноября по новому стилю).

Господи, прости и помилуй!

Молитву эту, не иную,

Тверди и там ты, за могилой,

С надеждой: «Господи, помилуй!»

Господи, его душа окончила жизнь земную, и вот он в начале воздушных мытарств.

Его воля связана, я читала, что он не может уже покаяться, если при жизни не принял Христа. Я не знаю какими были последние мгновения его жизни, поэтому прибегаю к Тебе.

Боже, прости мне, я осмелюсь просить у Владыки Неба и земли помилования душе этого человека. Матушка-Богородица, помоги, родная! Твои святые молитвы Господь слушает, Ты можешь умолить Господа подать прощение душе заблудшей и не узнавшей при жизни Господина своего.

Архангел Михаил и все Небесные Силы бесплотные, помогите!

Святой мучениче Уар, помоги!

Николае Чудотворец, помоги!

Батюшка Серафим, помоги!

Все святые Божии угодники, помогите, спасите вашими молитвами его душу из ада!

Он был человеком добрым, хотя и грешным. Все мы на земле грешники перед Тобой, Боже.

Прости мне, Господи, если оскорбила Величие Твое прошениями моими.

Матушка, Пресвятая Богородица, теплая Заступница за нас, грешных, уповаем на Тебя!

Блаженная матушка Матронушка, святой мучениче Уаре, не оставьте их своими святыми молитвами и ходатайством!

Да будет воля Твоя, Господи!

Блаженная Клеопатра, видя, что множество христиан собирается ко гробу святого, решила построить в его честь храм.

А я ничего истинно доброго не сделала за свою жизнь, Боже, я еще даже не начала служить Тебе как должно.

Прости меня, Господь! Прости мое дерзновение в молитвах об умерших некрещенными, здесь поминаемых, если соизволишь, помилуй их и меня.

Спаси меня, Господи, святыми молитвами моего Ангела-Хранителя и всех молящихся обо мне, грешной!

КАК МОЛИТЬСЯ ЗА НЕКРЕЩЕНЫХ?

Предание Церкви доносит до нас немало свидетельств о действенности молитвы за людей некрещеных, не принадлежащих к Церкви.

Однажды преп. Макарий Египетский шел по пустыне и увидел лежащий на земле человеческий череп. Когда преподобный прикоснулся к нему пальмовой палкой, череп подал голос. Старец спросил: «Кто ты?» Череп ответил: «Я был языческим жрецом идолопоклонников, которые жили в этом месте». Он также сказал, что, когда св. Макарий, умилосердясь над теми, кто находятся в вечной муке, молится за них, то они получают некоторое утешение. «Сколько отстоит небо от земли, на столько огня под ногами нашими и над нашими головами», — вновь сказал череп, — «Мы стоим посреде огня, и никто из нас не поставлен так, чтобы видеть ближнего своего. Но когда ты молишься о нас, то каждый несколько видит лицо другого. Вот в чем наша отрада». После беседы старец предал череп земле.

За людей, которые умерли без святаго крещения или принадлежали к другой конфессии или вере, мы не можем молиться на Божественной Литургии и совершать за них заупокойные службы в Церкви, но никто не возбраняет нам молиться за них в наших личных домашних молитвах. Т.е. во время Литургии вообще нельзя молиться за некрещеных, ни вслух, ни даже про себя, потому что в это время приносится бескровная Евхаристическая Жертва, а она приносится лишь за членов Церкви. Такое поминание допускается лишь во время панихиды, про себя, и никогда на Литургии.

Преподобный Лев Оптинский, утешая своего духовного сына Павла Тамбовцева, отец которого трагически умер вне Церкви, сказал: «Ты не должен чрезмерно печалиться. Бог без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблагоизволит помиловать, то кто может противиться Ему». Великий старец дал Павлу Тамбовцеву молитву, которую, несколько изменив, можно произносить и за некрещеных:

«Помилуй, Господи, душу раба Твоего (имя) , отшедшего в жизнь вечную без Святаго Крещения. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя»

Эту молитву вполне можно употреблять при чтении Псалтири за усопших, читая ее на каждой «Славе».

Другой святой Оптинский старец, преподобный Иосиф, позже говорил, что имеются свидетельства о плодах этой молитвы. Ее можно читать в любое время (в течение дня неоднократно). Мысленно можно творить ее и в храме. Помогает посильная милостыня, подаваемая за умершего нуждающимся. Хорошо молиться Матери Божией, прочитывая по четкам «Богородице Дево, радуйся…» (сколько позволяют силы: от 30 до 150 раз в день). В начале и в конце этого правила надо просить Богородицу помочь душе умершего.

Православная Церковь свидетельствует, что есть христианский святой, имеющий особую благодать молиться об умерших некрещеными. Это пострадавший в III в. св. мученик Уар. Существует канон этому святому, в котором основное содержание – просьба к св. мученику помолиться о некрещеных. Этот канон и молитва св. мученику Уару читаются вместо тех заупокойных молитв, которые Церковь возносит о крещеных.

У близких покойного (особенно у детей и внуков — прямых потомков) есть большая возможность повлиять на загробную участь покойного. А именно: явить плоды духовной жизни (жить в молитвенном опыте Церкви, участвовать в Святых Таинствах, жить по заповедям Христовым). Хотя отошедший некрещеным не сам явил эти плоды, а его дети и внуки, но и он причастен к ним как корень или ствол.

И еще хочется сказать: близкие должны не унывать, а делать все возможное, чтобы помочь, помня милосердие Господа и зная, что все окончательно определится на Суде Божием.

Почему мученику Уару молятся за умерших некрещеных?

У Бога все живы — об этом знает каждый христианин. Это значит, что молиться надо не только за живых, но и за усопших. Но почему тогда в Церкви не поминают некрещеных? Кто такой мученик Уар и почему ему молятся за иноверцев?

Как свидетельствует жизненный опыт, для многих путь ко храму начинается после столкновения с болезнями, скорбями и даже потерями родных. Когда любимого человека рядом уже нет, возникает вопрос «Что я для него могу сделать?». Как пережить боль потери?

В церкви действительно можно найти ответы и утешение. Ведь каждый христианин верит в то, что земными пределами жизнь не заканчивается. После физической смерти душа человека не перестает существовать. А после второго пришествия Христова точно определится, что заслужил каждый человек. Одних ждет Царство Небесное, а других — тьма кромешная.

Но никто не знает, когда на землю придет Христос во славе, чтобы рассудить каждого. До этого времени еще можно повлиять на окончательное решение. Как? Молитвами за усопших.

Но то, как будут выглядеть эти молитвы, зависит от того, какую жизнь проводил усопший на земле.

Молитва за православных усопших

Если умерший верил в Бога, был крещеным не формально, приступал к Таинствам, то такого человека можно спокойно назвать членом Церкви и поминать не только в домашней молитве, но и в храме.

Вы можете и ставить свечи, и подавать записки на проскомидию — особую часть Литургии, во время которой за каждого поминаемого вынимается частица из просфоры, которая будет погружаться в чашу для Причастия под слова молитвы:

Омой, Господи, грехи здесь поминавшихся кровью Твоею Честною, молитвами Святых Твоих.

Также за усопших православных принято совершать особые поминальные богослужения — панихиды. На такие службы обычно пишут списки имен для поминовения и приносят всевозможные продукты — каждый по своим возможностям.

То есть, кроме молитвы, вы совершаете еще и милостыню, что считается одним из видов «помощи» умершим.

И конечно, никто не отменял домашнюю, «келейную» молитву за усопших:

  1. Чтение Псалтири об упокоении.
  2. Акафист за единоумершего (40 дней после смерти и столько же перед годовщиной).
  3. Всевозможные молитвы — за всякого усопшего, вдовицы и вдовца, детей за родителей и наоборот и т. д.

В православном молитвослове вы увидите много разных молитвенных текстов. Лучше посоветоваться со священником, что в вашем случае больше подходит. Главное — не объем и количество, а искренность и горение сердца. Бог быстрее услышит несколько слов, но от всего сердца, с глубокой надеждой на Божий отзыв, чем длинные молитвы, которые мы не пережили ни сердцем, ни умом.

Молитва за некрещеных и иноверцев не возносится Церковью

Если с поминовением усопших православных все более-менее понятно, то ответ на вопрос «Как молиться за некрещеных и иноверцев?» выглядит не так прозрачно.

Таковых людей не отпевают православные священники, даже если очень настаивают родственники. Подавать записки за умерших некрещеными так же нельзя, как и за иноверцев. Почему? Потому что эти люди при жизни не захотели стать православными — членами Православной Церкви. Они не крестились и, соответственно, не участвовали в Таинствах.

А Бог же никогда не действует насильно, никого не заставляет ничего делать. Так может ли Церковь отпевать по православным обычаям того, кто не принадлежал Ей при жизни? Ведь это будет насилием! Поэтому некрещеных в православии не принято отпевать в наших храмах, за них не подают записки для церковного поминовения и соответственно — не звучит соборная молитва за некрещеных.

Поэтому, как бы больно это ни звучало для родных, друзей и близких, но они также не смогут поминать в записках имена дорогих людей, которые были крещены в католичестве или протестантизме, не говоря уже о мусульманах, буддистах и представителях иных течений, которые вообще не верят в христианского Бога.

Если умершие не верили в Бога, то Церковь насильно не может просить Господа принять этих людей к Себе, поселить в райских обителях вместе с праведниками.

Келейная молитва Льва Оптинского

Но родственники или друзья могут возносить личную молитву за некрещеных и иноверцев. Как? С любовью и упованием на Бога. Стоит просить Господа проявить милосердие к людям, так и не познавшим истинный смысл жизни, потерявшимся во мраке неверия.

Оптинский старец Лев предлагал келейную молитву за умерших вне православия. Текст этого прошения наполнен надеждой на Божью волю:

Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Святому Уару молятся за некрещеных: правда или миф?

В последнее время также обрела особую популярность молитва мученику Уару за некрещеных и даже самоубийц.

Ее приверженцы считают, что якобы святой Уар, которому ревностно молилась благочестивая христианка Клеопатра за своих умерших родственников-язычников, вымолил у Господа спасение усопших. Но где здесь правда, а где — выдумка? Попробуем разобраться.

Мученик Уар — отнюдь не вымышленный персонаж. Он был воином времен императора Максимина — одного из известных гонителей христианства — и тайным христианином. Поэтому ночами он навещал посаженных в тюрьму христиан. Однажды он посетил семь учителей и обратился к ним с просьбой — помолиться за него, так как он еще не настолько тверд в вере, чтобы исповедовать Христа до мученической кончины.

Через короткое время после этого один из учителей заболел и умер. Тогда мученик Уар решил «заменить» его и пострадать с остальными. Святой умер от жесточайших пыток, но так и не отрекся от Бога.

Одна благочестивая вдова, видя его веру и страдания, решила спрятать мощи мученика у себя дома. Она вместе с сыном неоднократно молилась святому.

Когда гонения на христиан прекратились, она решила вернуться из Египта в Палестину. Чтобы забрать с собой мощи святого, она сказала, что это останки ее мужа, который был военачальником. Так ей удалось перевезти святые мощи и положить их там же, где была гробница ее предков.

Вместе со своим сыном Клеопатра каждый день молилась у гробницы. За ней последовали и другие христиане. Они получали по молитвам мученику Уару исцеление и облегчение в болезнях.

Нужно построить храм святому — задумала вдова и начала осуществлять свой план. Во всем ей помогал сын Иоанн. Вместе с епископами и собранием христиан они переложили останки праведника в новую гробницу, возле которой Клеопатра горячо помолилась за себя и сына. Она мечтала, чтобы мальчик стал воином. Но попросила мученика Уара, чтобы он помог сыну выбрать жизненный путь.

После этого Иоанн, которому уже исполнилось 17, скоропостижно скончался от горячки.

Женщина была в полном отчаянии и даже начала роптать на мученика — как он мог такое допустить? Но ей явился святой и сказал, что Иоанну действительно достался лучший путь. Если на земле он должен был стать воином и служить земному царю, то в Царстве Божьем он служит Небесному Царю. Счастливый сын попросил мать не страдать, ведь он вместе с Ангелами служит Господу.

После этого Клеопатра похоронила сына рядом со святым, раздала свое имущество и все свое время молилась в построенном храме, возле мощей мученика Уара.

Как видим, в житии святого нет ни одного слова о том, что вдова молилась за родственников-язычников. Она молилась только за своего сына. Но он отнюдь не был язычником. Если Иоанн вместе с матерью строил храм святому и молился у мощей, то мог ли он быть неверующим?

К сожалению, красивая история о том, что святой Уар вымолил родственников Клеопатры, которые были язычниками и при жизни избрали путь отречения от Бога, остается всего лишь историей, вдохновляющей на молитву за некрещеных.

Можно ли «вымолить» некрещеного?

Если святой Уар не вымаливал язычников, то как относиться к молитве за некрещеных и иноверцев? Есть ли вообще смысл молиться за тех, кто при жизни не стремился к Богу?

Обратим внимание на два нюанса:

  1. Бог даровал каждому человеку свободную волю. И если кто-то не верит в Бога и не хочет быть с Ним после смерти, то Господь не действует насильно. Он уважает выбор человека, какие бы негативные последствия он ни имел.
  2. Даже в самой молитве мученику Уару сказано, что она ослабляет вечные мучения некрещеного, но не «гарантирует» ему рай.

Ведь что такое Царство Небесное? Это не какой-то заграничный курорт, не райское местечко, где растут пальмы и поют птицы, никто ничего не делает, все наслаждаются красотой природы, вкусом плодов и радуются жизни. Царство Небесное — это соединенность с Богом, пребывание вместе с Ним и праведниками, которые сами захотели быть с Богом.

Душе того, кто при жизни не хотел быть с Богом, пребывание в Царствии Небесном будет совсем не таким сладостным, как праведнику. Да и можно ли «отправлять в рай» того, кто при жизни сам не делал никаких усилий, но если за него так горячо молятся родные?

Вопрос спорный. Но ответить на него человек не в силах. Это решает Бог. Не какой-то грозный судья, а Милостивый Господь. Как Он отнесется к усопшему некрещеному, за которого молятся близкие, — никто не скажет наверняка.

Стоит надеяться только на Его милосердие и искренне творить молитву за некрещеных. Не только мученику Уару, а и другим святым, Пресвятой Богородице, Милостивому и Любящему Богу. Своими словами, текстами из молитвослова или так, как предлагал Лев Оптинский.

Но перед этим лучше посоветуйтесь со священником, расскажите о жизни человека, за которого вы хотите молиться. Опытный священнослужитель даст советы и предупредит о трудностях и искушениях.

О молитве за усопших некрещеных говорит протоиерей Димитрий Смирнов:

2. Автор отнюдь не перечеркивает традицию молиться келейно святому мученику Уару за некрещеных. Он указывает лишь на то, что не надо делить святых на «специализации». Например, если в некой семье уже веками особо почитают святителя Николая, то разве не может кто-то из членов этой семьи обратиться к Николаю чудотворцу с молитвой об усопших родственниках, или в защите от страсти пьянства, или в келейной молитве за иноверцев только потому, что для этого нет оснований в житии святого? Не умаляет ли такой подход святость и всемогущество Господне? На самом деле с молитвой за некрещеных можно обращаться не только к мученику Уару, но и к тому святому (или святым), к которому мы обращаемся особо часто, который нас слышит и доносит нашу молитву Богу.

3. В первую очередь стоит молиться Господу и Богоматери, ведь иногда в «погоне за специализацией» святых мы превращаем молитву в своего рода магию. Чтобы получить «эффект», надо делать только так и так. И получается — не тому святому молишься, не так свечку ставишь… Наше дело — молитва за усопших, а судить их, крещеных и некрещеных, верующих и неверующих — это зависит только от Бога. Нам же не надо брать на себя роль Творца и излишне фантазировать. Молиться и надеяться на любовь и милосердие, всеблагую волю Божью.

Оценка 4.1 проголосовавших: 189
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here