Молитва праведной феодоре царице греческой

Полное собрание и описание: молитва праведной феодоре царице греческой для духовной жизни верующего человека.

Праведная царица Греческая Феодора

Царица Греческая Феодора

Праведная царица Феодора была супругой греческого царя Феофила-иконоборца (829 – 842), но не разделяла ереси мужа и тайно почитала святые иконы. После его смерти, когда святая Феодора управляла государством вместо малолетнего сына Михаила, она восстановила иконопочитание, возвратила низложенного святого Патриарха Мефодия и созвала Собор, на котором иконоборцы были преданы проклятию. Ею установлено празднование этого события – Торжество Православия, которое ежегодно совершается в первое воскресенье Великого поста. Праведная Феодора много сделала для Святой Церкви и тем, что воспитала в сыне Михаиле твердую преданность Православию.

Когда Михаил вырос, она была отстранена от управления и, проведя 8 лет в обители святой Евфросинии в подвигах и чтении Божественных книг (известно Евангелие, писанное ее рукой), мирно скончалась около 867 года.

Мощи ее в 1460 году были отданы турками жителям города Керкира (совр. Корфу).

Молитва праведной феодоре царице греческой

Святая праведная царица Феодора. Память 11 (24) февраля

Феодора родилась около 815 года [1] в Пафлагонии (область на севере Малой Азии) в городе Эвиссе в семье друнгария Марина и Феоктисты. [2] Семья Феодоры имела армянское происхождение и, по предположению Н. Адонца. принадлежала к роду Мамиконянов. [3] [4] [5] [6] Родители были сторонниками иконопочитания и воспитали свою дочь очень набожной (это потом заставляло её чувствовать себя неловко при императорском дворе). Феодора стала женой императора Феофила. который выбрал её на смотре самых красивых девушек империи. проведённом по указанию его мачехи Евфросинии.

Венчание Феодоры и Феофила состоялось в 831 году в церкви святого Стефана в Дафнийском дворце Константинополя. После брака мать Феодоры получила чин «опоясанной патрикии », её сестры также были приглашены ко двору и вышли замуж за императорских сановников; быструю карьеру п ри дворе сделали и её братья Петрон и Варда.

В браке у Феодоры родилось пять дочерей (Фекла, Анна, Анастасия, Пульхерия, Мария) и два сына — старший Константин, утонувший в детстве (ок. 835 ), и младший Михаил. ставший в 842 году императором. [9]

Тайное иконопочитание

Вместе с Феодорой в императорской семье появилось тайное иконопочитание. Её супруг продолжал политику своего отца императора Михаила II в области иконоборства. Феодора хоть и пыталась оказывать поддержку своим друзьям, но сама была вынуждена скрывать от мужа и придворных иконы. Она прятала их под одеждой, а также во множестве ларцов в своей половине дворца. Продолжатель Феофана описывает случай, когда Феодору за молитвой перед иконами застал императорский шут Дендрис и без злого умысла проговорился об этом императору:

За свою болтливость шут был подвергнут Феодорой телесному наказанию, и когда потом император узнавал у Дендриса «не целует ли снова мама красивых лялек », тот схватился за зад и отказался отвечать о «ляльках».

К иконопочитанию в тайне от отца приучали и его детей, которые часто бывали в доме их бабки Феоктисты, матери Феодоры (согласно Продолжателю Феофана; по Логофету же это была Евфросиния, мачеха Феофила). Однажды младшая дочь Феодоры рассказала отцу, что их бабка в ларце держит «прекрасных кукол», которых прикладывает ко лбу своих внучек и просит, чтобы их с благоговением целовали. Император не стал наказывать Феоктисту, которой одной по праву родства дозволяли осуждать иконоборчество, но запретил возить детей к бабке. Историки отмечают, что практически всё окружение императора было на стороне иконопочитания, знал об этом и император.

Регентство Феодоры

На смертном одре Феофил провозгласил Феодору регентшей при своём двухлетнем сыне Михаиле и потребовал от неё и логофета Феоктиста поклясться, что они останутся верны проводившейся им политике и не поколеблют положения его друга, патриарха Иоанна. [10] Перед смертью Феофил, опасаясь борьбы за престолонаследие, потребовал принести ему голову влиятельного военачальника Феофоба, женатого на сестре императора. По рассказу Продолжателя Феофана Феофил умер, держа голову Феофоба в своих руках. [2] [11]

После смерти Феофила 20 января 842 года Феодора стала регентом на время несовершеннолетия юного монарха. Империей в этот период вместе с Феодорой управлял Совет, состоящий из логофета Феоктиста, Варды. брата Феодоры, и магистра Мануила, дяди Феодоры, которые были, как и императрица, сторонниками иконопочитания.

В период регентства Феодора добилась успехов в области управления империей: ряд военных побед, одержанных над арабами. подавление восстания славян в Элладе. миссионерская деятельность среди хазар и болгар. В период её правления было отражено нашествие болгарского царя Бориса I. которому, по словам византийских писателей, Феодора направила послание со следующими словами: «Если ты восторжествуешь над женщиной, слава твоя не будет стоить ничего; но если тебя разобьет женщина, ты станешь посмешищем целого мира ». [3] Слова послания носят легендарный характер, воспроизводя слова амазонок в «Романе об Александре» Псевдо-Каллисфена. После военных неудач Борис принял решение в начале 860-х годов о принятии христианства своим народом и был крещён под именем Михаила — в честь сына императрицы Феодоры. [12] Продолжатель Феофана отмечает личную роль Феодоры в деле христианизации Болгарии. хотя, следуя агиографической традиции, основную причину крещения видит в избавлении болгар с помощью Бога от сильного голода.

В заслугу Феодоре следует отнести хорошее управление финансами империи. Когда она отошла от дел управления, государственная казна была наполнена: «имеется в царской казне золота – девяносто тысяч кентинариев, серебра же три тысячи, что часть денег добыл и накопил её муж, а часть она сама, ибо не любит роскошествовать и расточать средства ». [13]

Историки отмечают, что фактическая власть в империи в период регентства Феодоры принадлежала логофету Феоктисту [14]. имевшему огромное влияние на Феодору. Он добился права жить в императорском дворце, это порождало слухи при дворе насчет характера его отношений с императрицей. Диль отмечает, что Феодора даже думала выйти за него замуж или выдать одну из своих дочерей, а чтобы освободить ему дорогу к полной власти, она была готова по примеру императрицы Ирины ослепить своего сына.

Отход от управления и кончина

Сын Феодоры, молодой император Михаил III. отличался несдержанным поведением и заслужил у современников прозвище «Пьяница ». Он устраивал оргии, заставляя одного из собутыльников играть роль шутовского патриарха, а всё сборище делал шутовским духовным собором, подражая церковным церемониям.

В 856 году Михаил, которому было 16 лет, по наущению Варды (своего дяди по матери), который стал оказывать сильное влияние на молодого императора, приказал убить логофета Феоктиста. Феодора прокляла Варду, и, отдав отчет сенату о состоянии государственной казны, официально оставила регентство, передав всю власть сыну.

Вскоре, согласно Продолжателю Феофана, Феодора с 4 незамужними дочерьми была насильно пострижена по приказу своих братьев и сына-императора в монахини и заключена в константинопольском дворце Кариан. Там она вела тихую частную жизнь под надзором Варды, возможно там же была свидетелем набега русов на Константинополь в 860 году. После кончины её тело было перенесено в Гастриев монастырь, куда также переселились её дочери. По другим источникам Феодора 8 лет вела праведную жизнь в монастыре, где мирно скончалась 11 февраля 867 года. [15] Мощи Феодоры в 1460 году были перенесены на Корфу. [16] где и хранятся по настоящее время в кафедральном соборе. [17]

Восстановление иконопочитания

Константинопольский собор 843 года

Восстановление иконопочитания было произведено Феодорой сразу после смерти императора Феофила. На сороковой день его кончины в Константинополе для этой цели был созван церковный собор. Для восстановления иконопочитания необходимо было сменить патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика. Феодора, по совету Мануила, направила Иоанну письмо с просьбой оставить патриарший престол. Получив этот ультиматум от Феодоры, Иоанн попросил время на размышление, после чего нанёс себе ножом неопасные раны в живот, а затем заявил, что посланец Феодоры пытался его убить. Было произведено расследование, согласно которому патриарха признали, ссылаясь на показания прислуги, виновным в намеренном нанесении себе ран с целью вызвать волнение в обществе. [3] Иоанн был свергнут церковным собором с кафедры «за попытку самоубийства », изгнан из церкви и заключен в своём имении (по Логофету в монастыре Клидион на Босфоре). По хронике Георгия Амартола Иоанн после изгнания выскоблил глаза на нескольких иконах, за что «нанесли ему ременными плетьми 200 ран ». [18]

Новым константинопольским патриархом был избран Мефодий. пострадавший от иконоборцев. На соборе был зачитан и одобрен томос текст которого не сохранился, но из других источников известно, что он провозглашал необходимость восстановления почитания икон, подтверждал законность постановлений семи вселенских соборов и анафематствовал иконоборчество. [19] Также собор вернул из ссылок всех ранее осуждённых за почитание икон, епископы -иконоборцы были изгнаны с кафедр, на которые возвратились архиереи. пострадавшие при Феофиле.

Одной из просьб императрицы Феодоры при восстановлении почитания икон было не произносить анафемы на её покойного мужа и разрешить его от грехов. На возражение патриарха Мефодия, что церковь имеет право прощать живых, приносящих покаяние, но не может ничего относительно человека, умершего в состоянии смертного греха, Феодора рассказала, что император перед смертью раскаялся в грехах и целовал, принесённую Феодорой икону. [20] Некоторые историки считают, что это был благочестивый обман Феодоры, любившей своего мужа [10]. другие, однако не отрицают возможности, что она при последнем дыхании мужа прикладывала к его устам икону, следуя своим религиозным убеждениям. [21] Выслушав Феодору, собор постановил в течение недели по всем церквям столицы молиться за спасение души покойного императора.

Церковное предание сообщает, что патриарх Мефодий, чтобы принять решение об отпущении грехов Феофила, написал на пергаменте имена всех императоров-иконоборцев и положил его на жертвенник в алтаре Святой Софии, а потом во сне увидел ангела. возвестившего, что Бог помиловал императора. Утром в подтверждение сна патриарх увидел, что на пергаменте место с именем Феофила стало белым, что было расценено как знак прощения. [10] После этого собор письменно подтвердил отпущение грехов императора. Однако позже некоторые церковные деятели попрекали этим Феодору. Когда Феодора во время пира по случаю Торжества Православия опечалилась, увидев на лбу преподобного Феофана выжженные буквы (наказание за почитание икон), тот сказал: «За эту надпись я буду судиться с твоим мужем и царём пред нелицеприятным судилищем Божиим ». [2] Впрочем, патриарх и другие архиереи подтвердили отпущение грехов Феофила.

«Торжество Православия»

После церковного собора Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. бывшее в 843 году [22] 11 марта [14] [23] (по другим данным – 19 февраля [24] ).

В воспоминание об этом событии, значимом для христианского мира, и в память блаженной Феодоры ежегодно в первое воскресенье Великого поста православная церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое «Торжество Православия ».

Период реакции

После Константинопольского собора в империи начался период реакции. В Константинополь были торжественно перенесены останки знаменитых исповедников православия Феодора Студита и патриарха Никифора. пострадавших за свою веру и умерших в изгнании. На встречу останков вышла Феодора с сыном и весь двор, неся в руках свечи. Пешком они шли вслед за мощами до церкви Двенадцати апостолов. Была осквернена могила императора Константина V. без всякого уважения к императорскому сану его останки были выброшены на улицу, а из мраморного саркофага. распилив на тонкие плитки, сделали облицовку для одной из комнат императорского дворца. [10] В знак победы иконопочитания на монетах и печатях после 843 года вновь появляется изображение Христа. [26]

В период регентства Феодоры начались преследования людей, отрицающих иконопочитание. Диль сообщает, что она мечтала о славе истребления еретиков, и по её приказанию павликианам было предложено на выбор: обращение в православие или смерть. После отказа павликиан изменить религиозные убеждения в местность Малой Азии. населённую ими, были направлены с карательными экспедициями три военачальника: Аргир, Судал и Дука. [27] От рук императорских инквизиторов под пытками погибло около ста тысяч человек: «одних павликиан распяли на кресте, других обрекли мечу, третьих – морской пучине. Около десяти мириадов составляло число загубленных, их имущество было отправлено и доставлено в царскую казну ». [3] Гонения на павликан начались задолго до прихода Феодоры к власти. Обороняясь, те вступили в военный союз с мусульманами и совершали набеги на византийские владения. Несмотря на истребление павликан при Феодоре, секта потерпела поражение значительно позднее в 871 году. но церкви не удалось окончательно уничтожить ересь. [28]

Святые мощи святой царицы Феодоры хранятся в Кафедральном соборе острова. В день памяти С вятой Феодоры и Святого Власия, 11 февраля, а так же 15 августа, в день Богородицы, в Кафедральном соборе проходят большие торжества.

иконы святых покровителей

Иконописец Марина Филиппова пишет иконы святых покровителей проникаясь личностью желающего получить икону, пишет менно для этого человека, чувствуя, какая палитра, какое звучание цвета, а вернее, света, идущего от написанных образов, будут ближе душе молящегося, целительней для его духа.

Иконы святых покровителей преподобных несут в себе первообразы тех, кто всей своей земною жизнью, всеми силами стремились уподобиться духовной высоте, к какой призывает нас Господь. Блаженные тоже, например, стоят в одном ряду с преподобными, только их земная жизнь слагалась иначе. Они вели жизнь юродивых, но, как и преподобные, имея еще при жизни своей дар пророческий и чудотворный.

Святителями мы называем людей, имевших при жизни митрополичий – епископский чин, которые своею жизнью предстоятелей воспитывали паству в христианском духе. Их лики мы видим на иконах Святых покровителей Николая Мирликийского. Спиридона Тримифунтского. Тихона Задонского, Филарета Московского, Феофана Затворника.

Равноапостольные несли людям свет Христова учения, отстаивали, подобно апостолам христианскую веру во всех уголках земли, то есть вели жизнь, равную жизни учеников Его после Вознесения Его, отстаивая истинную веру и ее ценности и расширяя границы христианского мира, но не мечом, а словом и примером. Издревле иконы святых покровителей, где изображены равноапостольные Константин и Елена. княгиня Ольга. благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской становились образами домовых церквей и домашних иконостасов.

Тем, у кого в семье есть болящие и кому необходима частая ежедневная молитва об исцелении от недуга, стоит выбрать иконы святых – покровителей целителей и врачей-чудотворцев, например Пантелеймона. или врачей-бессребреников мучеников Косьмы и Дамиана. Кира и Иоанна.

Иконы святых покровителей. их лики, удивительные, светлые сопровождают духовную и мирскую жизнь каждого православного христианина. И когда нам необходима высочайшая помощь самого Господа, а нам кажется, что молитва наша не полна или не сильна, за молитвенной помощью и заступничеством мы обращаемся к ним и, стоя перед иконами святых – покровителей целителей, мучеников, равноапостольных и преподобных, просим их донести моления наши до самого Его Престола.

Праведная царица Феодора

Святая Феодора была супругой византийского императора Феофила иконоборца. Она удерживала, насколько могла, своего мужа от гонений на иконопочитание; сама имела в своих комнатах иконы, тайно поклонялась им, прося Господа утишить бурю иконоборчества. По смерти своего мужа (842 г.) блаженная Феодора восстановила иконопочитание.

Произошло это так. По малолетству своего сына Михаила, она вступила в управление государством и сейчас же начала водворять мир в церкви: велела вернуть находившихся в ссылке иконопочитателей, сместила Константинопольского патриарха Анния иконоборца и на его место поставила блаженного Мефодия, ревностного защитника иконопочитания. Чествование икон было восстановлено, и в воспоминание этого великого события было решено праздновать ежегодно торжество православия в первое воскресение великого поста, что соблюдается до сих пор в православной церкви.

Восстановив своими мудрыми мерами среди православных мир, царица Феодора принялась также мудро управлять и государством, чем приобрела себе любовь и уважение от всех благомыслящих людей. Однако, ее полезное для государства управление было непродолжительно: против нее восстал ее властолюбивый брат Варда. Феодора должна была отказаться от дел правления.

Уступив их Варде, она всецело отдалась делу воспитания своего сына Михаила в полной преданности православию. Для этого она выбирала в наставники ему лучших людей своего времени. Но Михаил не оправдывал надежд своей матери: он проводил жизнь развратную и беспутную. Видя это, мать скорбела, принимала разные меры, но все было напрасно: когда Михаилу исполнилось 17 лет, он даже не хотел слушаться чьих бы то ни было советов. Тогда Феодора, предав сына воле Божией, оставила двор и постриглась в монастырь, где проводила время в молитвенных подвигах и посте.

Скончалась блаженная Феодора мирно 11 февраля 867 г. проведши в обители восемь лет.

← Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец

Святой Мелетий, архиепископ Антиохийский →

Святая царица Феодора прославилась тем, что установила иконопочитание в Православной Церкви на Седьмом Вселенском Соборе в 9 веке. В память об этом событии Церковь установила праздник Торжества Православия, память которого отмечается в I неделю Великого Поста.

Святая Феодора (867г.) была супругой Византийского императора Феофила-иконоборца. Она, как могла, удерживала мужа от гонений на иконопочитание.

В то время иконоборцы подвергали иконы поруганиям, снимали их со стен храмов, сжигали их, монастыри закрывались, а монахи разбивались о те образа, которые они защищали.

Святая Феодора сама имела в своих покоях иконы и тайно поклонялась им. После смерти своего мужа, святая царица Феодора, став полноправной правительницей империи, поставила окончательную точку в борьбе с иконоборцами. Для этого был созван Седьмой Вселенский Собор, на котором все иконоборцы были преданы Анафеме и было установлено празднование иконопочитания – Торжество Православия. В память об этом, на иконах святая царица Феодора всегда изображается держащей в руке святые иконы.

Когда вырос сын святой Феодоры, император Михаил, она покинула мир и ушла в монастырь, где 8 лет прожила строгой аскетической жизнью до самой смерти. Скончалась мирно 11 февраля по старому стилю/ 24 февраля по новому стилю.

Святые мощи святой царицы Феодоры хранятся в Греции, в Кафедральном соборе острова Керкира (Корфу).

Память святой царицы Феодоры

11 февраля по ст.ст. / 24 февраля по н.ст.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Святая Феодора была супругой царя Феофила иконоборца 1. но она не разделяла иконоборческой ереси своего мужа. Царь – иконоборец изгнал из столицы константинопольского патриарха Мефодия 2. на его место поставил Анния и сжег святые иконы. Пламенная же царица Феодора, хотя явно и не смела поклоняться святым иконам, но тайно имела их в своей спальне и ночью бодрствовала на молитве, молясь Богу, да ниспошлет Он Свою милость православным. Она имела сына по имени Михаил, которого воспитала в православной вере. По смерти своего мужа блаженная Феодора снова восстановила на константинопольском патриаршем престоле святого Мефодия 3 и созвала священный собор, на котором иконоборцы были преданы проклятию, Анний низведен с престола, и святые иконы внесены были в церкви Божии 4. По совещанию со всем святым собором отцов Феодора помолилась Богу о муже своем, чтобы изъял его от вечной муки, дабы он мог получить жизнь неизреченную. После того блаженная царица Феодора добре подвизалась в благочестии и потом вскоре предала душу свою Богу, к Которому стремилась, оставив царство сыну своему Михаилу 5 .

1 Император Феофил иконоборец царствовал с 829 по 842 г.

2 Св. Мефодий I, патриарх Константино- польский, управлял патриаршим престолом с 842 по 846 г. В этом году он был низложен и изгнан царем-иконоборцем.

3 Это было в том же 842 году, в котором он изгнан был из Константинополя. В первое время по восшествии на престол царский (в 842 году) Михаила государством управляла мать его Феодора – по 855 год.

4 Таким образом состоялось восстановление иконопочитания на Константинопольском соборе 842 года. В память этого тогда же был установлен в Церкви особый "чин православия", совершаемый и ныне в первый воскресный день святой Четыредесятницы.

5 Император Михаил III царствовал с 855 по 867 г.

Жития святых в изложении Дмитрия Ростовского

Особые разделы в интернет магазине Русский Паломник:

Источники: http://www.rentvillacorfu.ru/index/svjataja_pravednaja_carica_feodora_pamjat_11_24_fevralja/0-107, http://iconkuznetsov.ru/index.php?sid=358&did=555, http://hramnagorke.ru/life/2535, http://www.agiaellada.ru/kalendar/feodora-carica.htm, http://idrp.ru/zhitiya-svyatih-lib212/NULL Комментариев пока нет!

Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Оценка 4.1 проголосовавших: 203
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here