Молитва преподобной евпраксии девы

Полное собрание и описание: молитва преподобной евпраксии девы для духовной жизни верующего человека.

Преподобная Евпраксия

Преподобная Евпраксия была дочерью Константинопольского вельможи Антигона, родственника святого благоверного царя Феодосия Великого (379-395).

Антигон и его супруга Евпраксия были благочестивы и раздавали неимущим щедрую милостыню. У них родилась дочь, которую назвали также Евпраксией. Антигон вскоре умер. Мать удалилась от царского двора и вместе с дочерью отправилась в Египет под предлогом осмотра своих владений. Там близ Фиваиды был женский монастырь со строгим уставом. Жизнь насельниц привлекла благочестивую вдову. Она захотела помочь этой обители, но игумения Феодула отказалась и сказала, что инокини вполне предали себя Богу и не желают приобретения никаких земных богатств. Игумения согласилась принять только свечи, фимиам и масло.

Маленькой Евпраксии в это время исполнилось семь лет. Она полюбила монашеский уклад и решила остаться в обители. Благочестивая мать не препятствовала ее желанию. Оставляя дочь в обители, Евпраксия просила девочку быть смиренной, никогда не думать о своем благородном происхождении, служить Богу и сестрам с усердием. В скором времени мать скончалась. Узнав о ее кончине, царь Феодосий послал святой Евпраксии младшей письмо, в котором напоминал ей, что в пятилетнем возрасте родители обручили ее сыну одного сенатора и он желает, чтобы она выполнила данное родителями обещание. В ответном письме святая Евпраксия писала царю, что уже вступила в число невест Христовых и просит царя распорядиться ее имениями, раздав их в пользу Церкви и нуждавшихся.

Святая Евпраксия, приходя в возраст, все более усиливала свои подвиги. Вначале она вкушала пищу один раз в день, потом через два – три дня и более и, наконец, раз в неделю. Пост она соединяла с выполнением всех монастырских послушаний: смиренно трудилась в поварне, мыла посуду, подметала помещения и служила сестрам с усердием и любовью. Сестры любили смиренную святую Евпраксию. Но одна из них завидовала ей и все ее подвиги объясняла желанием прославиться. Сестра стала досаждать ей и укорять, но святая дева не противоречила ей, а смиренно просила прощения.

Много бед причинял святой и враг рода человеческого. Однажды она, доставая воду, упала в колодец, откуда ее вытащили сестры; в другой раз святая Евпраксия рубила дрова для поварни и рассекла себе ногу топором. Когда она несла охапку дров вверх по лестнице, то наступила на край своей одежды, упала и острая лучина вонзилась ей около глаза. Все эти напасти святая Евпраксия переносила с терпением, и когда ее просили дать себе немного отдыха, то не соглашалась. За подвиги Господь удостоил святую Евпраксию дара чудотворения: по ее молитве исцелился глухонемой и расслабленный ребенок, освободилась от недуга бесновавшаяся женщина. В монастырь стали приносить больных для исцеления. Святая дева еще более смирялась, считая себя последней из всех сестер. Перед кончиной святой Евпраксии игумении было видение. Святая дева была приведена в светлый чертог и покланялась сидящему на Престоле Царю, окруженному святыми Ангелами, а Пречистая Дева показала святой Евпраксии светлую обитель и сказала ей, что она приготовлена для нее и что она через 10 дней войдет в эту обитель.

Игумения и сестры горько плакали, не желая расставаться со святой Евпраксией. Сама же святая, узнав о видении, плакала о том, что она не готова для перехода в вечность, и просила игумению умолить Господа оставить ей жизнь хотя бы на один год для покаяния. Игумения утешала святую Евпраксию и говорила, что Господь удостоит ее Своей великой милости. Внезапно святая Евпраксия почувствовала себя плохо и, разболевшись, вскоре мирно скончалась в возрасте тридцати лет († 413).

7 августа. Святой Олимпиады диаконисы и Евпраксии девы, Тавеннской. Преподобного Прп. Макария Желтоводского, Унженского.

Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Свв. жен Олимпиады диакониссы (409) и Евпраксии девы, Тавеннской (413). Прп. Макария Желтоводского, Унженского (1444).

Память V Вселенского Собора (553).

Сщмч. Николая Удинцева пресвитера (1918); сщмч. Александра Сахарова пресвитера (1927); св. Ираиды Тиховой исп. (1967).

Тропарь праведной Анны, глас 4:

Жизнь ро́ждшую во чре́ве носи́ла еси́, Чи́стую Богома́терь,/ богому́драя А́нно./ Те́мже к прия́тию Небе́сному, иде́же веселя́щихся жили́ще,/ в сла́ве ра́дующися, ны́не преста́вилася еси́,/ чту́щим тя любо́вию/ прегреше́ний прося́щи очище́ние,// присноблаже́нная.

Прароди́телей Христо́вых па́мять пра́зднуем,/ тех ве́рно прося́ще по́мощи,/ изба́витися всем от вся́кия ско́рби, зову́щим:// Бог наш с на́ми, сих прославле́й, я́коже благоволи́.

Святая Олимпиада диаконисса была дочерью сенатора Анисия Секунда и внучкой по матери знаменитого епарха Евлалия (упоминается в сказании о чудесах святителя Николая). До брака с Анисием Секундом мать Олимпиады была замужем за армянским царем Арсаком и овдовела. Когда святая Олимпиада была еще совсем юной, родители обручили ее с благородным юношей. Брак должен был состояться по достижении святой Олимпиадой совершеннолетия. Однако жених вскоре умер, а святая Олимпиада не пожелала вступать в брак и предпочла девственную жизнь. После смерти родителей она осталась наследницей большого состояния, которое стала раздавать щедрой рукой всем нуждавшимся: нищим, сиротам, вдовам; посылала также большие средства в церкви, монастыри, больницы, приюты для убогих и странников.

Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский родился в 1349 году в Нижнем-Новгороде в семье благочестивых родителей. В двенадцать лет он тайно ушел от родителей и принял иноческий постриг в Нижегородской Печерской обители от святого Дионисия (впоследствии архиепископа Суздальского; † 1385; память 26 июня). Со всем пылом юношеской души он отдался делу спасения: строжайший пост и точное исполнение иноческих правил отличали его перед всеми братиями.

Сегодня день смерти праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. По преданию она почила ещё до Благовещения, и слава Дочери открылась ей в вечной жизни. Есть тайна человека, с которой он уходит из земной жизни к Богу, не раскрыв нам собранное богатство. Ею обретённое сокровище, не оценили соседи и родственники. Оно открылось для людей через многие и многие годы. Тайна святости остаётся сокрытой от современников. Прославление святых, совершается после их смерти. «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии». Потому и «не бывает пророка в своем отечестве». Трудно разглядеть великое, когда оно перед глазами.

Пятый Вселенский Собор (Константинопольский II) был в Константинополе, при святом благоверном царе Юстиниане I (527–565) в 553 году, для решения вопроса о правоверии трех давно умерших епископов: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, которые еще во времена Третьего Вселенского Собора (431; память 9 сентября) в своих писаниях выражали несторианские мнения. Так как Собор Халкидонский (451; память 16 июля), осудивший монофизитов и обвиняемый ими в несторианстве, не осудил трех указанных епископов (равно как и Третий Вселенский), то, чтобы отнять у евтихиан повод к обвинению православных в сочувствии несторианству и расположить еретичествующую партию к единению с последователями Халкидонского Собора, святой Юстиниан издал указ, в котором в трех отдельных «Главах» осуждались три упомянутых епископа. Но так как этот указ не был признан всеми представителями Церкви (особенно на Западе и, в частности, в Африке), то возник спор о «Трех главах». Для решения этого спора и был созван Пятый Вселенский Собор.

7 августа. Преподобная Евпраксия дева, Тавенская

Малый престольный праздник придела преподобных Иулиании и Евпраксии.

Преподобная Евпраксия была дочерью Константинопольского вельможи Антигона, родственника святого благоверного царя Феодосия Великого (379-395). Антигон и его супруга Евпраксия были благочестивы и раздавали неимущим щедрую милостыню. У них родилась дочь, которую назвали также Евпраксией. Антигон вскоре умер. Мать удалилась от царского двора и вместе с дочерью отправилась в Египет под предлогом осмотра своих владений. Там близ Фиваиды был женский монастырь со строгим уставом. Жизнь насельниц привлекла благочестивую вдову. Она захотела помочь этой обители, но игумения Феодула отказалась и сказала, что инокини вполне предали себя Богу и не желают приобретения никаких земных богатств. Игумения согласилась принять только свечи, фимиам и масло.

Маленькой Евпраксии в это время исполнилось семь лет. Она полюбила монашеский уклад и решила остаться в обители. Благочестивая мать не препятствовала ее желанию. Оставляя дочь в обители, Евпраксия просила девочку быть смиренной, никогда не думать о своем благородном происхождении, служить Богу и сестрам с усердием. В скором времени мать скончалась. Узнав о ее кончине, царь Феодосий послал святой Евпраксии младшей письмо, в котором напоминал ей, что в пятилетнем возрасте родители обручили ее сыну одного сенатора и он желает, чтобы она выполнила данное родителями обещание. В ответном письме святая Евпраксия писала царю, что уже вступила в число невест Христовых и просит царя распорядиться ее имениями, раздав их в пользу Церкви и нуждавшихся.

Святая Евпраксия, приходя в возраст, все более усиливала свои подвиги. Вначале она вкушала пищу один раз в день, потом через два — три дня и более и, наконец, раз в неделю. Пост она соединяла с выполнением всех монастырских послушаний: смиренно трудилась в поварне, мыла посуду, подметала помещения и служила сестрам с усердием и любовью. Сестры любили смиренную святую Евпраксию. Но одна из них завидовала ей и все ее подвиги объясняла желанием прославиться. Сестра стала досаждать ей и укорять, но святая дева не противоречила ей, а смиренно просила прощения.

Много бед причинял святой и враг рода человеческого. Однажды она, доставая воду, упала в колодец, откуда ее вытащили сестры; в другой раз святая Евпраксия рубила дрова для поварни и рассекла себе ногу топором. Когда она несла охапку дров вверх по лестнице, то наступила на край своей одежды, упала и острая лучина вонзилась ей около глаза. Все эти напасти святая Евпраксия переносила с терпением, и когда ее просили дать себе немного отдыха, то не соглашалась. За подвиги Господь удостоил святую Евпраксию дара чудотворения: по ее молитве исцелился глухонемой и расслабленный ребенок, освободилась от недуга бесновавшаяся женщина. В монастырь стали приносить больных для исцеления. Святая дева еще более смирялась, считая себя последней из всех сестер. Перед кончиной святой Евпраксии игумении было видение. Святая дева была приведена в светлый чертог и покланялась сидящему на Престоле Царю, окруженному святыми Ангелами, а Пречистая Дева показала святой Евпраксии светлую обитель и сказала ей, что она приготовлена для нее и что она через 10 дней войдет в эту обитель.

Игумения и сестры горько плакали, не желая расставаться со святой Евпраксией. Сама же святая, узнав о видении, плакала о том, что она не готова для перехода в вечность, и просила игумению умолить Господа оставить ей жизнь хотя бы на один год для покаяния. Игумения утешала святую Евпраксию и говорила, что Господь удостоит ее Своей великой милости. Внезапно святая Евпраксия почувствовала себя плохо и, разболевшись, вскоре мирно скончалась в возрасте тридцати лет († 413).

Служба преподобным Иулиании и Евпраксии – Уставные заметки

Служба преподобным Иулиании и Евпраксии

« previous entry | next entry »

май. 14, 2009 | 04:39 pm

Внимание: Синодальной Богослужебной комиссией к употреблению на приходах Русской Православной Церкви одобрены только тропарь и кондак из этой службы (см. «патриаршую» Минею Дополнительную, вып. I, стр. 279 – 281). Остальные тексты из этой службы пока не имеют официального одобрения церковных властей.

преподобным Иулиании и Евпраксии

НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ

На Г осподи, воззвах: стихиры на 8, глас 5:

Подобен: Р адуйся, Живоносный Кресте:

М ироносицы земли Российстей,/ сестры бысть по плоти Святителя Алексия,/ уневестившиися Христу Богу,/ преподобнии Иулиания и Евпраксия,/ умудри Господь вас мнозим быти во спасение,/ и собранием дев непорочных множества/ вслед Пречистыя Богородицы/ во обители Царя Небеснаго хождаху,/ Емуже непрестанно молитеся// даровати нам велию милость.

С радуйтеся нам вся верных множества:/ велий град Москва и вся Россие православная./ Днесь немолчными гласы воспеваем/ светоносную и пресветлую память/ Иулиании мати нашей преподобной,/ с неюже и сестры ея Евпраксии,/ поклоняяся прославльшему вас/ Христу Богу Иисусу Сладчайшему,// дарующему нам мир и велию милость.

Н аста бо светлый день празднества,/ красуется ныне Церковь с вопиющими:/ радуйтеся, предивнии угодницы Божии, преподобная мати наша Иулиания/ и Евпраксия блаженная,/ к лицезрению красоты Небесныя возшедшии./ Мы же во умилении припадаем/ с верою к многоцелебным мощем вашим,/ в нихже, чудеся удивляема,// дарова Господь нам велию милость.

Подобен: О, преславнаго чудесе:

П реподобная мати Иулиания,/ инокинь преславная наставнице,/ земли Московския первая игумения/ богомудрая явилася еси./ Ныне же вкупе с преподобней Евпраксией/ в Горняя со Ангелы вселилися есте,/ молите Христа Бога нашего/ оставление грехов нам даровати// чтущим любовию память вашу.

К подвигом монашеским приведшая/ мнозии боголюбезныя жены,/ образ послушания и кротости/ и любве Божественней явила еси,/ преподобная мати Евпраксия,/ дивная голубица непорочная./ Ныне же со возлюбленней наставницей/ преблаженней Иулианией// молите Бога спастися душам нашим.

У блажают ныне верных множества/ память вашу всечестную, преподобнии,/ и веселия и радости духовней/ исполняются сердца вопиющих:/ О, предивнии заступницы,/ славнии молитвенницы к Богу,/ да усердными мольбами вашими/ избавление приимем грехов// и спасение душам нашим.

На литии стихира храма. И стихира, глас 1.

Подобен: Н ебесных чинов:

Подобен: Е гда от древа:

Стих: Д ивен Бог во святых Своих,/ Бог Израилев.

П рисно взирая на Небесную славу,/ воздержанием распясте плоти ваша,/ лествицу желания обретшии,/ еюже взыдоша во обители Горняя,/ в нихже ныне со святыми веселяся,/ не оставите и нас в молитвах ко Господу,/ почитающих пресветлую память вашу,/ радуйтеся, жены преподобнии,// православным людям заступление.

Стих: Ч естна пред Господем/ смерть преподобных Его.

В зыскати потрудилися еста Христа Бога/ верою и любовию от всея души,/ всеблаженнии Иулиания и Евпраксия,/ прославляя пресвятую Троицу/ Пресущественную и Пребожественную./ Ейже ныне предстоя в веселии/ со святыми Ангельскими лики,/ радуйтеся, инокинь наставницы/ и молитвенницы о душах наших.

На Б ог Господь: тропарь тойже, дважды, Слава, и ныне, Богородичен.

По 1-м стихословии седален, глас 8:

Стих: В церквах благословите Бога,/ Господа от источник Израилевых.

По 50-м псалме стихира, глас 6:

С подобите воспети постнические ваша подвиги и преславныя чудеса, имиже прославляется Господь наш Иисус Христос, возсиявый яко Солнце пресветлое в душах ваших.

В озлюбившии от юности всемилостиваго Бога, зане оставили вся утехи земныя и прилепишася к Нему всею душею своею, желая токмо иноческаго жития, и непрестанною молитвою и чтением Божественных Писаний умиленнии стяжали сердца.

П оложили бо вы в сердце своем устроите обитель девичию во славном граде Москве для спасения многих душ православных. И услыша Господь пламенныя молитвы ваша и дарова преславный монастырь всем ищущим спасения.

Х риста Бога невесты возлюбленнии, смиренномудрием и кротостию от Него украшеннии, молитеся, да дарует нам Господь оставление прегрешений заступления вашего ради.

Богородичен: Т ебе, Премилостивая Владычице, усердно молимся и всю надежду возлагаем на Твое милосердие. Спаси от всякия скорби и нужды вся веси и грады страны Российския.

М нозии знатнии женихи желаша имати вас невесты себе красоты и доброты вашея ради. Но вы уневестилися Единому Жениху Небесному, с Нимже ныне обрели вечную радость и веселие.

В елиим воздержанием плотские страсти умертвившии, древних пустынножительных жен преемницы явилися есте, с нимиже ныне сликовствуете вкупе с Небесными Ангелы во обителех райских.

Я ко жены-мироносицы некогда служили Христу и учеником Его, тако и вы, блаженнии, обрели наставника себе в брате своем по плоти Святителе Алексии, с нимже ныне возносите теплые молитвы за землю Русскую.

Д ве свещи горящие на свещнице Российстей постави вас Господь, дабы сияли вы миру многоразличными исцелении и чудесы, прославляя Христа Бога нашего, Егоже молите., да исцелит от мрака греховнаго очеса наша.

Б огородичен: Тебе, Пречистая Владычице, честь и поклонение приносим, якоже узрят небеса дела перст Бога нашего, Емуже слава в Троице Единому во веки.

О твергосте вся блага мира сего и многоискусныя утехи земная, обретосте вы Небесных благ сладость превечную. Ныне радуетеся со Ангелы в чертогах Царя Небеснаго, прославляя Его неизреченную милость.

П рияша бо светильники своя и изыдоша в сретение Жениху Христу, преподобнии, елеем Духа Святаго исполняете души непорочнии свои, славя Господа сил в претрудном житии вашем.

Н е дали сна очима своима, ни дремания веждам, но во всех стяжаша мудрость Божественную, благодаряще и призывающе всемогущаго Бога.

У красиша светильники своя добродетельми мнозими, девы премудрыя показастеся, и чистотою сердечною возлюбили Христа Бога, сладчайшаго всех Жениха.

Богородичен: Д ево, Мати Пречистая, подаждь нам прощение множества прегрешений и исполни умиления Божественнаго души наша, молим Тя.

С вятым житием украшеннии, удалившися славы земныя, возлюбили вы слезы умиленнаго покаяния и воздержание предивное, такожде обрели славу Превечнаго Бога и радость неизреченную.

Я ко кадило благоухающее приятны быша молитвы ваша, преблаженнии, имиже облагоухаете вся приходящая к вам верою и любовию и на путь спасения наставляете.

П равославныя веры твердыя хранительницы явилися есте в лютую годину нашествия варварскаго, сирым и убогим прибежище даруя, страждущим и немощным утешение и заступление.

С окровище драгоценнейшее евангельскаго купца, яко жемчужину предивной красоты воздвигли и возлюбили обитель вашу, преподобнии, о нейже попечение имуще велие присно.

Богородичен: В сех Творец из Тебе явися, Пречистая Владычице, избавивший нас от зол велиих, и возлюбивший нас безмерною Своею милостию.

И же на добрей земли возрастили плод в терпении, благим и добрым сердцем сеющи слово Божие. Не прельсти вас лукавый богатством и сластьми житейскими, но в терпении стяжали души ваша.

У строив обитель для инокинь в сердце страны Российстей, прославили ея мнозими чудесы и исцелении, такожде и ныне возводите в сердцах верных обители Духа Всесвятаго, наставницы премудрии.

О гнь Божественной любви возгореся в ваших пречистых душах, о, молитвенницы чуднии, и пламень неопалимый ревности духовней объят вы, имже возжигаются души притекающих с верою и любовию к заступлению вашему.

Я ко купина неопалимая, любовь ваша несгораемая ко Господу нашему Иисусу Христу и всякому творению Его Премудрости, сего ради Господь воздвиже храм Пречистыя Богородицы в честь образа Ея “Неопалимая Купина” на месте погребения вашего.

Богородичен: К упина Неопалимая явилася еси, о, Пречистая Богородице, укрепи веру нашу Православную и спаси страну Российскую и сотвори ея неопалиму от всякаго зла.

В сем приходящим к вам были яко матери и сестры любезныя: алчущих напитавшии, жаждущих напоившии, душевную скорбь и тесноту ижденувшии и помазующие елеем радования.

В идя Господь наш Иисус Христос веру вашу и усердие преизрядное дарова множество чудес молитв ради ваших, преблаженнии Иулиания и Евпраксия, имиже доныне прославляется славная обитель Зачатиевская.

О бщему житию женскому на Руси начальница бывши, премудрая мати наша Иулиания, собраша мнозии черницы во обитель свою, и с сестрою своею Евпраксией присно молитеся о душах наших.

Б лагими делами прославляется имя твое, преблаженная Евпраксия, яко милостивая мати явилася еси всем имущим нужду и алчбу, тако во всем была для них помощь и отрада, кормительница и утешительница.

Богородичен: П омилуй мя, Владычице, Мати Бога нашего Иисуса Христа, яко немощен есмь и мнозими страстьми обуреваема есть душа моя окаянная, но молитвами Твоими да спасет ю Сын Твой от всякия беды и напасти.

О брели веселие вечное и радость неизреченную прехвальнии наставницы жен боголюбивых, молитвами сугубую благодать восприяли есте, еюже добре послужили Христу Богу и Церкве Его святей.

З ело богобоязлива бывши, преподобная Иулиания, научала ближния своя благоговению и Страху Божию, без него никтоже спастися может, но всяк ему научен обрящет премудрость и любовь Божию.

П риидоша в пустыню сердца своего и тамо едина с Богом безмолвствуя, имела еси ты собеседники себе Ангелы Небесныя, преподобная мати Евпраксия, ныне с ними воспеваете славу Премилостивому Господу вкупе с сестрой твоей премудрой Иулианией.

Л епота бо Церковная показалася еси обитель ваша, преподобнии, преходит от земли к Небесным, указуя путь ко спасению всем притекающим к вам в молитвах, и научая славословити: Господа пойте и превозносите во веки.

Богородичен: Т ы родила еси Превечнаго Бога, о Пресвятая Мати Дево, спаси нас от всякия напасти возносящих славу и благодарение Сыну Твоему, Егоже поем и превозносим во веки.

Н а пажить чисту воздержания пресладкаго и ко источнику прохладному безстрастия иноческаго приводили вы есте, о премудрии левы, агниц своих непорочных, соблюдая их от волка коварнаго.

Д ве горлицы прекрасныя, две голубицы Небесныя, стоящии пред Богом земли, и принесшие в жертву живую и непорочную души пречистыя ваша Иисусу Христу Господу нашему, Емуже ныне со всеми святыми поете славу во веки.

Д ень празднственный днесь созывает монахов в лик духовный собиратися и воспевати песнь победную и славу Господу вопиюще: несть раб и несть свободь, несть мужеск пол, ни женский, но вся и во всех Христос.

С ветися, светися, обитель преславная Зачатиевская, в тебе бо две благовонныя отрасли насади Господь, из нихже древо бысть пространное и благоухающее, на всю Россию православную аромат свой духовно изливающее.

Богородичен: О чисти нас от скверны сердечныя, Пресвятая Матерь Господа, и украси души наша умилением и избави муки вечныя.

В озсия неизреченный свет яко светило красное/ чудесы ваша, девы преподобнии,/ и радостию и веселием озарилися сердца./ Ныне празднует Церковь Русская/ всечестную память Иулиании и Евпраксии,/ преподобных и богоносных матерей// и молитвенниц о душах наших.

П реподобнии жены земли Российстей,/ Иулиания и Евпраксия богопослушливии,/ в Царские Чертоги Господа вшедшии/ и собою Церковь Русскую украсившии/ велиими своими .добротами/ молитеся спастися нам.

Оценка 4.1 проголосовавших: 191
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here