Молитва пророку аввакуму

Полное собрание и описание: молитва пророку аввакуму для духовной жизни верующего человека.

Книга Пророка Аввакума

1 Молитва Аввакума пророка, для пения.

2 Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости.

3 Бог от Фемана грядет и Святый – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля.

4 Блеск ее – как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!

5 Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его – жгучий ветер.

6 Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные.

7 Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской.

8 Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки – негодование Твое, или на море – ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные?

9 Ты обнажил лук Твой по клятвенному обетованию, данному коленам. Ты потоками рассек землю.

10 Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои;

11 солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих.

12 Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы.

13 Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха.

14 Ты пронзаешь копьями его главу вождей его, когда они как вихрь ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно.

15 Ты с конями Твоими проложил путь по морю, через пучину великих вод.

16 Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его.

17 Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, –

18 но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего.

19 Господь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня! (Начальнику хора ).

При использовании указывать автора, название сайта и материала

Ветхий Завет

Книга пророка Аввакума

1 Молитва Аввакума пророка, для пения.

2 Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости.

3 Бог от Фемана грядет и Святый – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля.

4 Блеск ее – как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!

5 Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его – жгучий ветер.

6 Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные.

7 Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской.

8 Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки – негодование Твое, или на море – ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные?

9 Ты обнажил лук Твой по клятвенному обетованию, данному коленам. Ты потоками рассек землю.

10 Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; 11 солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих.

12 Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы.

13 Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха.

14 Ты пронзаешь копьями его главу вождей его, когда они как вихрь ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно.

15 Ты с конями Твоими проложил путь по морю, через пучину великих вод.

16 Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его.

17 Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах,- 18 но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего.

19 Господь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня! [Начальнику хора. ]

Молитва пророку аввакуму

Чем дальше «продвигаемся» мы по разделу «Пророки» (Невиим), тем короче (за редким исключением, о котором речь еще впереди) становятся «Книги малых библейских пророков». И тем меньше знаем мы о самих пророках, – их образы становятся все более расплывчатыми, исчезают индивидуальные черты. Но тем отчетливее выходят на передний план «проблемы», занимавшие авторов этих «Книг».

Какие же это проблемы? Справедливость и правда, честь и достоинство, грех и наказание, настоящее и будущее еврейского народа.

И такова «специфика» этих «проблем» и этих «вопросов» и «ответов» этих мудрецов, что вот уже несколько тысячелетий Человечество повторяет и эти «вопросы», и эти «ответы», экстраполируя их на свое время и на свои народы.

Однако вернемся к пророку Аввакуму (Хавакуку, Хабаккуку)–«обнимающему».

«Книга» начинается словами: «Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум». Это, конечно, позднейшая приписка составителя, точно так же, как начало третьей, последней главы: «Молитва Аввакума пророка, для пения». Кроме этих двух упоминаний, об Аввакуме ничего более неизвестно. Датировка его оракулов тоже довольно условна. Есть предположение, что он был пророком–профессионалом на службе у Иерусалимского Храма. Но это только предположение.

Правда, упоминание а нем имеется в сказании «О Виле (Беле) и Драконе». Но историки считают это «сказание» вымышленным, написанным позже, в 1 – 2 столетии н. э.

«Библейская энциклопедия» утверждает, что пророк Аввакум «жил в царствование Иосии и был современником пророка Иеремии» (с. 6). Но перейдем к его «Книге».

Пророчество начинается жалобой, обращенной к Яхве: «Доколе, Господи, я буду взывать, а Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь?» (Авв.1: 2). Далее пророк описывает царящие вокруг него произвол, насилие и беззаконие: «Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Авв. 1: 3, 4).

Вслед за этим без перехода начинается речь Яхве, грозящего поднять на провинившихся халдеев – «народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями. Весь он идет для грабежа. он забирает пленников, как песок. И над царями издевается. ; над всякой крепостью он смеется: насыплет осадный вал и берет ее» (Авв. 1: 6, 9 –10).

Враг страшен, но пророк все же надеется, что Яхве не допустит окончательной гибели его «избранного» народа: «Но не Ты ли издревле Господь Бог мой, Святый мой? мы не умрем! Ты, Господи, тоько для суда попустил его. Скала моя! для наказания Ты назначил его» (Авв. 1: 12). И как бы повторяя (?) Иеремию, пророк Аввакум обращается к Яхве: «Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглащает того, кто праведнее его, И оставляешь людей как рыбу в море, как пресмыкающихся, у которых нет властителя? Всех их таскает удою, захватывает в сеть свою и забирает их в неводы свои, и оттого радуется и торжествует. За то приносит жертвы сети своей и кадит неводу своему, потому что от них тучна часть его и роскошна пища его. Неужели для этого он должен опорожнять свою сеть и непрестанно избивать народы без пощады?» (Авв.1: 13 –17). Честное слово, не могу удержаться в цитировании: насколько это замечательно (даже в переводе).

Во второй главе пророк изрекает проклятия в адрес завоевателя, который «как смерть. ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена» (Авв. 2:5).

Но возмездие Божье неумолимо наступит: «Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех живущих в нем. Горе тому, кто жаждет неправедных приобреиений для дома своего, чтобы устроить гнездо свое на высоте и тем обезопасить себя от руки несчастья! Бесславие измыслил ты для дома своего, истребляя многие народы, и согрешил против души твоей» (Авв. 2: 8 – 10).

Глава 3 и по форме, и по содержанию – настоящий псалом. Недаром она и названа «Молитва Аввакума пророка, для пения» (Авв. 3:1) И какая Молитва!

«Господи! Услышал я слух Твой и убоялся. Господи! Соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости» (Авв. 3:2). А какие сравнения:

«. Покрыло небеса величие его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее – как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник его силы! Пред лицем его идет язва, а по стопам Его – жгучий ветер» (Авв. 3: 3 – 5). «Грустными видел я шатры Ефиопские, сотряслись палатки земли Мадиамской»(Авв. 3:7). И еще: «Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; Солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих» (Авв. 3:10 – 11).

Но пророк надеется и верит в то, что Б-г не оставит народа своего: «Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы. Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха. Ты пронзаешь копьями его главу вождей его, когда они как вихрь ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно» (Авв. 3: 12 – 14).

А завершается эта небольшая (и такая великая!) «Книга» гимном Б-гу. И гимном вере: «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – Но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Авв. 3: 17 – 19).

После такой поэзии и такого пафоса трудно предлагать стихи.

Но, тем не менее, послушайте, пожалуйста:

Монолог пророка Аввакума (Хавакука, Хабаккука)

ПРОРОК АВВАКУМ (VII в. до Р.Х.)

Святой пророк Аввакум был восьмым из 12 малых пророков (малых не потому, что они менее значимы, а просто потому, что их книги меньше по объему, чем произведения великих пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила).

Имя «Аввакум» в переводе с еврейского означает – любовь Божия, или обнимающий, обхватывающий, сильный борец, подвижник.

Родиной пророка Аввакума было небольшое селение Вифзахир (Вифхозир), иначе называемое Бетзохар. Он был сыном Асафата и происходил из колена Симеонова.

Местом проповеди Аввакума считается Иудея, возможно Иерусалим. Время его служения около 650 года до Р.X. в эпоху нечестивых иудейских царей Манассии и его сына Амона. Манассия совершал множество беззаконий и убийств невинных людей, убил он и пророка Исайю. Впоследствии царь Манассия, наказанный Богом и взятый в плен Ассирийцами, раскаялся и обратился к Истинному Богу. Но зло, посеянное им, пустило уже глубокие корни среди народа, сын же Манассии Амон еще больше соблазнил иудеев идолопоклонством.

Праведному Аввакуму довелось жить и служить Господу в то тяжкое время, когда последний оплот государственности народа Божия, так называемое Южное царство оказалось на грани банкротства политического, экономического и, что самое страшное, банкротства духовно-нравственного. Ранее Господь отдал в руки врагов-ассирийцев северную часть когда-то единого еврейского царства. Однако южная половина, Иудея со столицей в святом граде Иерусалиме, сохранила независимость.

Северное Израильское царство и Южное Иудейское царство

По повелению Божию, пророк Аввакум предсказал евреям такое страшное событие, которому в его время даже трудно было поверить, – а именно, разрушение храма и самого Иерусалима халдеями, Вавилонское пленение и возвращение пленных на родину.

Разрушение Иерусалима и пленение евреев

Храм Божий всё ещё возносился над непокорённым Иерусалимом. Там, как и прежде, шли богослужения, совершались церемониальные жертвоприношения за грехи народа Божия. Внешне жители Южного царства, как и раньше, чтили Закон Божий. Но на поверку всё было не так благочинно. По выражению современника Аввакума пророка Иеремии «Бог был близок на устах людей, но страшно далёк от сердец их».

Иными словами, в последние дни Южного царства его жители преуспевали в религиозных беседах о Господе. Однако искренняя, богоугодная вера стала редкостью. Нечестивые укоренились на Святой земле, выросли и стали приносить свой омерзительный «плод». Южное царство преисполнилось злодеяниями, междоусобной враждой и нечестием. Сменявшие друг друга иудейские цари делали «неугодное в очах Господних во всём», а простой народ, не задумываясь, следовал пагубному примеру своих духовно слепых вождей.

Пророк Аввакум видел всё это, и ему было нестерпимо больно. Душевная мука праведника была столь велика, что он буквально кричал свою молитву Господу: «Для чего даёшь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстаёт вражда и поднимется раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет. » (Авв. 1:3-4).

Пророк поднимает один из самых мучительных для религиозного сознания вопросов: почему Бог допускает зло в мире?

Прямого ответа пророку не дается. Более того, Бог открывает ему, что новые бедствия посетят землю, что по высшему попущению поднимается народ "жестокий и необузданный", которому будет дано попирать царей и разрушать крепости. По замыслу Божьему халдеям предстояло захватить Южное Царство, разорить Святой Град и разрушить Иерусалимский храм.

Аввакум впал в ещё большую печаль. Почему для наказания народа Своего Бог избрал халдеев? Да, нравы в Иудее действительно царили дикие, но ведь халдеи были много хуже! Но пророк верит, что Господь посылает невзгоды лишь для исправления, и поэтому снова спрашивает: почему вообще в жизни торжествуют нечестивец и притеснитель?

Пророк мучительно и неотступно ждет ответа: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей». (Воин, стоящий на страже и внимательно вглядывающийся в темноту, не имеющий права ни на мгновение ослабить бдительность, — поразительный поэтический образ, показывающий неутолимую жажду, присущую человеку, встретиться с Богом лицом к лицу, найти выход из трагических противоречий бытия. Об этой «божественной страже» поется в гениальном пасхальном каноне, Иоанна Дамаскина, самом важном и прекрасном за весь церковный год: «На божественной страже богоглаголивый Аввакум, да станет с нами и покажет светоносна ангела ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен».)

И опять Бог не дает прямого ответа, а открывает лишь одну тайну: «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет». В этих словах заключена сама суть книги. Зло порождается злом. Род человеческий пожинает то, что посеял сам. Но это не значит, что Промысл Божий бездействует. Он непостижимым образом ведет людей через страдания к высшей цели. Человек не может охватить разумом всю необъятность путей Сущего. Бог лишь ждет от верных полного доверия к Себе. В бурях жизни сможет устоять только тот, кто сохранил веру. Уповающие на силу, на идолов, не верящие в нравственный миропорядок будут посрамлены. Рухнут грады, построенные "на крови", восторжествует правда Божья: «Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море».

В конце концов, надменные халдеи, преклоняющиеся пред идолом своей военной мощи, будут жестоко наказаны. Настанет время, и народ этот почти полностью исчезнет с лица земли. А люди праведные, всем сердцем уповающие на Господа, верующие в Него – они выживут! Разумение Божие превыше разумения человеческого.

Когда вавилонский царь Навуходоносор подступал к Иерусалиму, то, по свидетельству предания, пророк Аввакум удалился из города. Зная, что бедствие уже неотвратимо, и что сопротивление столь сильному завоевателю будет бесполезно, пророк с горестью оставил свое отечество, чтобы не видеть разорения его и избежать жестокости победителя. По указанию Божию, Аввакум поселился в земле Аравийской, в городе Остракине (на границе с Египтом) и жил здесь добровольным изгнанником до самого удаления врагов из его отечества.

Вавилоняне под предводительством Навуходоносора в 586 год до н. э. захватили Иерусалим и полностью разрушили Храм Соломона до самого основания. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию. Ковчег Завета был при этом утерян.

Разрушение Иерусалима Навуходоносором (586г. до н.э.)

По удалении Халдеев, Аввакум возвратился в землю свою, оплакал бедствие ее и вместе с уцелевшими из народа стал заниматься земледелием. В молитве к Богу за народ свой ожидал он возвращения плененных из Вавилона.

Однажды во время жатвы пророк Аввакум сварил похлёбку, накрошил в него хлеба и отправился в поле, чтобы накормить обедом жнецов. По дороге он встретил Ангела Господня, который сказал ему: «Отнеси этот обед в Вавилон к Даниилу, в ров львиный.» В это время, действительно, пророк Даниил, живший при дворе царя Вавилонского, по ненависти нечестивых вавилонян, был ввергнут в львиный ров. Но Аввакум, не зная города Вавилона, отвечал Ангелу: «Господи! Вавилона я никогда не видал и рва львиного не знаю.» Тогда Ангел Господень силою своего духа мгновенно перенес Аввакума в Вавилон, где в это время томился в темнице пророк Даниил. И воззвал Аввакум: «Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе.» И сказал Даниил: «Вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя». Таким образом, гонимый пророк утолил голод пищей, которая предназначалась для жнецов. А Ангел Господень мгновенно возвратил Аввакума на то место, откуда его взял. Этим чудом Бог открыл Аввакуму, что иудейский народ возвратится из плена Вавилонского.

Но сам Аввакум не дожил до того. Он умер в старости и был с честью погребен на собственном поле.

Мощи святого пророка Аввакума были обретены в царствование императора Феодосия II Младшего (408-450).

Книга пророка Аввакума

Пророк Аввакум оставил книгу своих пророчеств, состоящую из 3-х глав. Его богодухновенная книга уникальна тем, что в ней записан откровенный разговор между искренне верующим человеком и Богом. Это не монолог (как это было у других ветхозаветных пророков), но диалог.

Книга Аввакума состоит из двух частей:

Первая часть книги — 1-я и 2-я глава, представляют собой диалог между Аввакумом и Богом. Пророк размышляет о причине страданий и зла и вопрошает Бога о насилии и несправедливости и задает Господу вопрос о причинах Его безучастности (Авв. 1:2). Бог отвечает, что орудием наказания будут халдеи, которые опустошат Иудею и будут судьёй народу Божьему (Авв. 1:5). Халдеи представлены как народ могущественный, но нечестивый. Особенно указывается на то, что они поклоняются своей силе (Авв. 1:11), которая на самом деле является даром Бога, а не их достижением. Такой выбор судьи шокирует пророка, зачем нужно нашествие нечестивых, которые не знают Бога. Всё-таки израильтяне немного праведнее халдеев (Авв. 1:13).

Пророк с трепетом и нетерпением ожидает ответа (Авв. 2:1). Бог отвечает: «праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4). Такой ответ не объясняет причин решения Бога, а даёт универсальное правило жизни людей верующих в Бога.

Вторая часть второй главы представляет собой пророчество об участи надменных, жестоких и нечестивых поработителей. Оно исходит от Бога и имеет достаточно язвительный характер. Основное содержание: Бог управляет человеческой историей, идолопоклонство является тяжким грехом.

Вторая часть книги — 3-я глава, представляющая собой псалом восхваления Бога. Псалом — пример истинной радости в Боге, это псалом абсолютной веры в Бога (Авв. 3:17-18).

В завершающем книгу псалме рисуется грозное Богоявление, описанное как очистительная буря, сметающая зло с лица земли. Надеждой на эту бурю праведник спасается от отчаяния, живет верой в небесную правду, за которой — рано или поздно — останется последнее слово. Если прежде знаком милости Божьей ветхозаветный человек считал земное благоденствие, то пророк Аввакум поднимается на новую ступень духовного сознания. Жизнь для него не в этих знаках, а в Самом Господе, Которому он доверяет безраздельно. Вера и любовь поглощают все, преображая дух человека. Пусть, говорит пророк, лозы не дают плодов, пусть засохли маслины и исчезли стада, Но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего.

Это сказано еще до того, как была открыта тайна воскресения и вечной жизни. Поэтому несокрушимая вера Аввакума приобретает характер героического самоотречения ради любви к Господу.

Значение книги пророчеств Аввакума

Вера Аввакума послужила исходной точкой для учения апостола Павла о спасающей вере в Иисуса Христа.

Для понимания связи обоих Заветов следует подчеркнуть, что евр. слово אמונה, ЭМУНА́ (Вера) означает не просто убеждение, а верность, преданность, доверие (от евр. אמון, АМУ́Н — надежный, ср. евр. аме́н — верно, церк. слав. — аминь). Эта верность-доверие есть главное средство для единения с Богом как в Ветхом, так и в Новом Завете. Вера дает жизнь. В широком понимании она есть не только жизнь века сего, но и жизнь вечная.

В заключительной главе своей книги пророк поясняет о какой вере в данном случае идет речь: «Бог от Фемана грядет и Святый – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!»

Свет, о котором предвозвещает Аввакум, — это свет воскресения Христова, «просвещающий всех», который и воспевается Иоанном Дамаскиным. Именно вера в Спасителя человечества, Иисуса Христа, Мессию, во времена Аввакума только ожидаемого, а для нас уже явившегося, — то, чем жив будет праведник, чем он спасется от зла и смерти. Это самое важное в пророчестве Аввакума .

Святая Церковь под горою приосененною (Фаран) разумеет Божию Матерь, как бы некую гору добродетелей, осененную Святым Духом.

Ввиду такого ясного мессианского значения пророчеств Аввакума Церковь христианская усвоила ему наименование «Богоглаголивого» (пасхальный канон, песнь 4-я, ирмос).

Молитвенная песнь пророка Аввакума служит основанием 4-й песни церковных канонов, изображающей всемогущество Бога и непостыдную надежду на Него.

  • «Господи, услышал слух Твой и убояхся.»
  • «Покрыло небеса величие Его.»
  • «Изшел еси во спасение людей Твоих, спасти помазанная Твоя, пришел еси.»

Эти фразы пророка Аввакума святые отцы относят к Мессии. Пророк Аввакум видел то далекое будущее, когда «земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море» (Авв. 2:14).

Материал подготовила Светлана Финогенова

Пророка Твоего Аввакума память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.

Возгласивый вселенней от юга пришествие Божие от Девы, Аввакуме Богоглаголиве, и на Божественной страже предстоянием слышания от светоносна Ангела Христово Воскресение возвестил еси миру; сего ради весело зовем ти: радуйся, пророков светлая доброто.

Оценка 4.1 проголосовавших: 189
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here