Молитва развитым быть

Полное собрание и описание: молитва развитым быть для духовной жизни верующего человека.

Молитва меняющая жизнь к лучшему

Молитва, чтобы все было хорошо — популярный текст, который часто используют для самых различных целей.

Причем имеют место как общие молитвы о благополучном исходе того или иного дела, так и молитвы, чтобы все было хорошо в конкретном, узком смысле.

Молитва — большая сила, меняющая самый неблагополучный предполагаемый исход часто в противоположную ожиданиям сторону. Каждый искренне молящийся человек может повлиять на ту или иную ситуацию с целью ее изменения.

Как помогает молитва?

Молитва — общение с самим Господом и Его святыми. Бог видит сердце каждого человека, ему ведомы тайные устремления человека.

Он может предугадать, как то или иное действие человека отзовется на других людях и, что самое главное — как оно откликнется в душе самого молящегося.

Если Бог ведает, что человеку полезен успех, Он дарует его всякому искренне молящемуся и желающему изменить жизнь к лучшему (как свою, так и жизни других людей).

Если же успех лишь навредит — не упорствуйте и не идите к гадалкам, возможно, Вы пока не готовы принять благодеяния, приготовленные Господом. Нужно время — так иногда бывает, не все можно получить мгновенно и легко.

Абсолютно нормальным и естественным является желание, чтобы судьба наша и близких, дорогих нам людей, складывалась удачно. Нужно не только прикладывать для этого все усилия в обычной жизни, но и укреплять уверенность молитвой к Господу.

Порой сложно бывает побороть смущение и стеснение — просите у Бога помощи, как просили бы помощи у своего отца или матери: Бог ведь и есть наш Небесный Отец. Не огорчайте его, не ходите к гадалкам и ведуньям, не колдуйте ради достижения своей цели.

Отдельным, частным случаем молитвы о том, чтобы все было хорошо, является молитва о успехе в ведении бизнеса — деле очень сложном и ответственном. Учитывая негативные факторы и дефекты системы, которые приходится преодолевать, сложно сохранить здравый рассудок и уверенность — если не подкреплять духовные силы молитвой.

Просите Господа об избавлении от всевозможных проблем — любую ситуацию можно изменить к лучшему.

Молитесь каждый день о исходе того или иного мероприятия, и просто о процветании и успехе дела. Не забывайте благодарить Бога, творя богатую милостыню, разделяя большой доход с большим количеством нуждающихся людей — и успех Вам будет обеспечен.

С недавних пор российские предприниматели получили своего особого покровителя — преподобного Иосифа Волоцкого. Ему можно и нужно молиться каждый день о процветании и успехе бизнеса — независимо от его масштабов и прочих факторов.

Если Вас преследуют неудачи, причиной которых являются люди — просите о помощи и заступлении святителя Николая Угодника, Мирликийского Чудотворца. Этот замечательный святой прославился многими чудесами, совершенными Господом по его святым молитвам, а особенно же — защитой и покровительством обделенных.

Все, кто потерпел незаслуженную обиду от людей, имеют своим защитником и предстателем перед Престолом Божиим святителя Николая — он никогда не оставляет в нужде и обиде верных чад Христовых.

Как молиться правильно?

Чтобы изменить жизнь к лучшему — нужно меняться самому. Становиться каждый час, каждый день немного лучше, не позволять унынию и злобе откатывать нас назад, стараться не раздражаться, не злиться и не завидовать.

Обязательно нужно молиться не только о своем успехе, а просить Бога и Его святых угодников также о благополучии своих родных, близких, друзей, не только друзей, но даже (более прочих) врагов своих нужно прощать и молиться о них! Так заповедал нам Господь, и мы, в меру своих скромных сил должны стараться соответствовать.

Не применяйте магию и колдовство для достижения успеха и положительных изменений в жизни.

Это оскорбляет Господа и влечет самые недобрые последствия для Вас и Ваших близких, которые в этом участвуют.

Молитвы чтобы все было хорошо: комментарии

Комментариев — 9,

Действительно молиться нужно как можно больше. Только, как сказано в статье, нужно быть терпеливым. Бог лучше знает когда и в каком объеме нам это нужно и нужно ли это в принципе. Ведь очень часто так бывает, что мы чего-то очень сильно хотим, а не получается. Кажется иногда, что сама судьба против этого. Но мы все равно упорно добиваемся и, в итоге, когда наше желание сбывается, мы видим, что ничего хорошего это не принесло.

мне плоха душе умене балышая долг

МАТРОНУШКА ПОМОГИ МНЕ ПОЖАЛУЙСТО В ТРУДНУЮ МИНУТУ И ПОПРОСИ У ГОСПОДА БОГА ЧТО БЫ МЕНЯ ПРОСТИЛ ЗА ВСЕ МОИ ГРЕХИ ВОЛЬНЫЕ И НЕ ВОЛЬНЫЕ.СПАСИБО.

Спасибо что пишите молитвы это нужая всем молитвы.

Слава тебе господи ! за все .СЛАВА ОТЦУ И СЫНУ И СВЯТОМУ ДУХУ АМИНЬ!

Матронушка помоги мне в трудную минуту и попроси у Господа чтобы он простил меня за все мои грехи Спосибо

Затронула помоги нашей семье. Помоги чтобы у нас было свое жилье

Матренушка, помоги чтоб было все хорошо, всем моим близким. И у меня все было в жизни хорошо. Аминь. Спасибо😘

Матренушка, помоги чтоб было все хорошо у меня и у моих близких. Прошу тебя .спасибо

Секреты успешной и эффективной молитвы

Сколько людей в мире, называющих себя христианами, обкрадывают самих себя, не используя те СЕКРЕТЫ УСПЕШНОЙ МОЛИТВЫ, которые любящий Отец Небесный приоткрывает детям Своим через Слово Свое, записанное в Библии! Сколько прихожан безуспешно молятся о своем исцелении и не получают ожидаемого! И причина вовсе не в Боге, Который все уже дал человеку для победоносной жизни во Христе, а в самом человеке, который в силу незнания Слова Божьего продолжает годами слезно просить и не получает. В чем же причина? А причина проста: неэффективность молитвы.

Так в чем же секрет успешной молитвы? Как сделать ее наиболее эффективной, работающей, чтобы видеть реальные плоды своей молитвы в жизни?

Давайте, начнем с главного: КАК СТРОИТСЯ ВСЯКАЯ МОЛИТВА.

Всякая молитва, неважно, о чем она, имеет четыре основных этапа:

1 Прошение

2 Провозглашение воли Божьей и Его обетований на свою жизнь

3 Принятие верою от Бога ожидаемого, как уже имеющегося

4 Выражение благодарности Богу за ответ на молитву

Давайте , разберем принципы успешной молитвы по каждому пункту в отдельности.

ПРОШЕНИЕ– это обращение к Богу Отцу с конкретной молитвенной просьбой, будь это просьба исцелить вас или просьба помочь найти работу. Молитвенная просьба-прошение должна быть конкретной. Если просите Бога дать вам работу, не молитесь в общих чертах, а заявите конкретно, что вам надо. Проиллюстрирую принцип такой эффективной молитвы-прошения:

“Отец Небесный, я прихожу к Тебе во имя Иисуса Христа. Ты видишь, что я нуждаюсь в работе, необходимой мне, чтобы обеспечить семью. Ты знаешь досконально все обо мне, мои дарования, возможности. Даруй мне работу по сердцу моему и с достатком, покрывающим все мои нужды. Я уже живу и вижу себя в в такой-то фирме и в таком-то качестве, рядом с моим домом. Вокруг меня доброжелательные люди и мудрый начальник. Эта работа приносит мне моральное удовлетворение и хороший доход, не менее 30000 рублей в месяц. ” и т.д.

Видите, чем конкретней мы увидим и выразим словесно, в силу своей веры, молитвенную нужду, тем более мощным и целенаправленным станет наш молитвенный ручей, текущий к престолу благодати Божьей. Просите и получите.

ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ВОЛИ БОЖЬЕЙ – это ваше ЛИЧНОЕ согласие с Его суверенной волей, исповедуемое и подтверждаемое вслух конкретными местами из Писания, включающими обетования Божьи на вашу жизнь.

К примеру, вы молитесь так:

“Господь, я исповедую Твою суверенную волю на мою жизнь, потому что она” благая, угодная, совершенная”. ( Рим.12:2). Я принимаю Твои обетования (обещания) для себя, конкретно для данной ситуации устройства на работу.

Ты Сам сказал в Слове Своем, что Иисус Христос, “будучи богат, обнищал ради меня, чтобы я обогатился Его нищетою” (2Кор.8:9).

Также Твоя воля есть на то, чтобы я “здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа моя”, это написано в 3Иоан.1:2.

Также написано, что “в доме праведника обилие и богатство, и правда его пребывает вовек” ( Пс.111:3). Господь, это обетование принадлежит мне по праву, потому что я омыт, очищен кровью Сына твоего Иисуса Христа, и в Твоих глазах я свят и праведен.”

Таким образом, мы ставим Бога Лицом к Лицу с Его же Словом, которое Он поставил превыше имени Своего. Бог не человек, чтобы дать обещание и не исполнить, потому что Он свят.

ПРИНЯТИЕ ВЕРОЮ ОЖИДАЕМОГО – это означает принятие сердцем и умом ответа от Бога на нашу нужду сейчас и здесь, даже если мы еще не видим своими глазами и не ощущаем своими чувствами то, о чем просили. Здесь мы принимаем результат верою в то, что Бог все уже приготовил любящим Его. Мы верим и полностью доверяем Божьему Слову (а на тому, что внушают нам наши физические чувства и ощущения). А Слово говорит: “Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” ( Евр.11:1). Это золотое правило веры, краеугольный камень, о который, к сожалению, приткнулись многие номинальные христиане.

ВЫРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ БОГУ ЗА ОТВЕТ – это естественное чувство благодарности, изливаемое из сердца человеческого на Того, Кто заслуживает всей чести, всей славы, всей похвалы, потому что Он есть Бог, Господь земли и Неба, всей вселенной, и что наполняет ее. Он наш заботливый и любящий Отец, прекрасно знает все наши нужды, еще до того, как мы, подобно малым детям, только собираемся открыть наши рты с молитвенной просьбой, Он уже ответил нам. Ведь Он – наш Отец.

Благодарение Богу является завершающей, исключительно важной фазой всей молитвы. Именно при благодарении случаются факты завершения исцеления и восстановления человека. Именно на этом этапе, при завершении молитвы, может внезапно, как ливень с небес, сойти на нас Божий поток благословений, открыться путь, который мы годами искали и не могли найти, именно здесь может прийти ответ на, казалось никогда не разрешимую, проблему всей вашей жизни.

Вот так, примерно, строится успешная и эффективная молитва. Это, как основание здания, на котором держатся стены и потолок. Все вместе скрепленное представляет наш молитвенный храм, который освящается живущим в нем Святым Духом. Но, чтобы этот молитвенный храм внутри нас засиял и наполнился великолепием славы Божьей, необходимо включить нашу веру. Только по неукоснительной и непоколебимой вере в Господа Иисуса Христа и в Его Святое Слово возможна действительно успешная и эффективная молитвенная жизнь, приводящая в движение бесчисленные небесные силы, и высвобождающая Божье благословение в жизнь многих людей. Ибо, “без веры Богу угодить невозможно. ” (Евр.11:6).

Молю Тебя, Отче! Даруй каждому ищущему и, читающему эти строки, личное откровение с Небес, чтобы они, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота. Аминь.

Посмотри обязательно видеоролик!

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь, пожалуйста, ею со своими друзьями в социальных сетях – нажмите кнопочки, расположенные ниже. И не забудьте подписаться на обновления сайта, чтобы получать новые статьи на Email

О молитве Иисусовой. Аскетический трактат

Умная деятельная молитва Иисусова называется умной потому, что читается мысленно, а деятельной именуется потому, что, до времени всецелой преданности в волю Божью, совершается человеком намеренно, а не самодвижно Духом Святым.

Навыкнув, как говорилось выше, в молитве словесной, ум начинает, по выражению святых отцов, теплее, усерднее прислушиваться к словам, читаемым языком, а прислушиваясь, постепенно начинает с удовольствием сам погружаться в молитву. Наконец, полюбив это делание, ум, вместо того чтобы увлекаться вращением в исходящих из сердца помыслах, начинает сам творить молитву. С этих пор, рожденная не на устах, а в тайных недрах ума, молитва не произносится, но умственно мыслится. Есть люди, у которых и прежде занятий молитвенных развиты от природы способности ума, такие могут, минуя словесную, сразу приступать к молитве, творимой мысленно.

С большей ясностью теперь различаются враждебные помыслы. Порожденная умом молитва естественно присуща уму, и все приходящие помыслы, как чуждые, легко опознать и отсечь. Для ума намного удобнее держать внимание на молитвенной мысли, которая рождена в его недрах. Сила ума возрастает, укрепляется готовность ума отражать мысленные нападения дьявола. Внимательно молясь своей, рождаемой им самим, мыслью, ум делается более утонченным, чем прежде, когда он лишь прислушивался к словам, произносимым языком.

С этого времени человек в устроении своего ума начинает следовать путем Ангельским. По существу, умная молитва духом питается и духом творится, такова же пища и постоянное делание Ангелов святых. Теперь такого человека без смущения можно облекать в Ангельский образ – в мантию, без смущения можно становиться его восприемником, во свидетельство обетов, даваемых им Богу при постриге власов. Сей уже есть подражатель Ангелов.

Постриг, совершаемый над человеком, не имеющим умной молитвы, сомнителен. Не потому ли монашество наших времен пришло в упадок и столь редким стало явление умного делания. Настоятели и настоятельницы сами, за некоторым исключением, не имеют этого Ангельского делания, хотя внешне и облечены в одежды Ангельского образа, нося их себе в осуждение. И представляемые ими к постригу ничем соответствующим Ангельскому образу не отличаются. Так и наполнились наши обители монашеством, которое увлекалось научными знаниями и отличалось от мирского общества одеждой, а не внутренним устройством человека, творящего Ангельское дело непрестанной молитвы. А что еще хуже, умное делание многими из них считалось ошибкой и прелестью, так как достоинство монашеское они полагали лишь во внешнем обиходе монастырской жизни. Но Богу нужно наше сердце. Если очищать внутреннее, то и внешнее будет чисто. Богу нужен наш дух, наш ум и душа, а не тело, облекаемое одеждой.

Человек, обретший навык в делании умной молитвы, тем самым свидетельствует о явленной ему милости Божьей, о том, что Господь принимает его покаяние. Это есть извещение Божье о том, что, трудясь и далее над очищением своего сердца, человек получит благодать полного прощения, и тогда все страсти будут сокрушены и изгнаны. Молитва умная – милость Божья – благодатью согревает ум человека, и он становится пленником сего делания. Обретший умную молитву да не отчаивается в своем спасении, но с укрепленной верой и с большей ревностью пусть приступает к дальнейшей борьбе с дьяволом, продолжающим через помыслы свои нападения.

Отныне помыслы, исходящие из сердца, уже не столь грубы, как прежде, – они проявляются в более тонких формах. Тонкие формы искушений распознавать труднее, но обретший по благодати умную молитву получает и благодатную помощь против хитростей дьявола. Теперь ум, не замечавший ранее тонких искушений, действующих в сердце, начинает их обнаруживать и посекает мечом умноделаемой молитвы. Всякий раз, когда вражеский помысел усмотрен и отражен, это заставляет дьявола изобретать все новые ловушки, но и ум, упорно внимающий лишь молитве и отвергающий все прочее, получает в благодатный дар еще большую тонкость в различении дьявольских нападений.

Это касается и внимания. Если с каждым отсечением враждебного помысла внимание продолжает удерживаться в молитве, то оно становится все сильней. Таков порядок борьбы. Ум искушается все более тонким помыслом, но, устоявший в молитвенном внимании, он являет свое презрение к дьяволу и любовь к Богу, а каждая такая победа усиливает внимание и тонкость ума. Внимательный ум способен бороться не только с помыслами, но и с иными попускаемыми благодатью сатанинскими искушениями.

Дьявол нередко подходит с помыслами, которые кажутся добрыми, чтобы удобнее отвлечь от молитвы, которая ненавидима им превыше всего. Он дает способность рассуждать о вопросах богословия, открывает какие-то тайны, предлагает подобие высоких дарований или некую иную ложь. Ум, возмечтавший о дарованиях вместо вымаливания прощения, ум, пустившийся в богословие, забыв о недостоинстве своем, ум, увлекшийся в общение с духами вместо покаянного предстояния Богу, ум, принимающий откровения от духов или склонный к чему-либо в этом роде, – таковой ум оставил Бога и уклонился в помощники к сатане. Велико прельщение такого ума, и что хуже всего – он ни от кого не примет советов, оставаясь в своем помрачении.

Для человека нет ничего более высшего, как беседовать умной молитвой с вездесущим Богом, предстоять Ему умственно, умоляя о прощении своих грехов. Молитва именуется матерью добродетелей, так как только через нее обретаются все истинные добродетели и приемлются благодатные дарования. Внимай и внимай молитве своей, а все великое и таинственное Бог Сам совершит, когда оно будет потребно, когда сердце твое очистится полностью от страстей и когда воля Божья будет совершаться всецело. В молитве и через молитву действует Сам Господь, а все, что помимо молитвы, каким бы оно ни казалось спасительным или добрым, не способно к победе над дьяволом, как не имеющее в себе истинной силы.

Умная молитва, по подобию словесной, имеет вначале потребность в количестве. Множить количество необходимо для того, чтобы ум окреп в мысленном творчестве, чтобы, неизменно предаваясь в волю Божью, мысленное действо обратилось в умственный навык. Признаком обретенного навыка в умной молитве является то, что, пробуждаясь от сна, человек прежде всего ощущает молитвенное движение ума, и то, что после всякого дела, отвлекающего ум, молитва сама начинает звучать в мыслях, а внимание само всегда склоняется к молитве. Молитва не оставляет человека во время еды и прочих дел. Признаком является и то, что человек, слушая что-либо, продолжает при этом внимать молитве и к помыслам не прислушивается, но ум его сам тянется к молитве.

В этот период, когда искушения от дьявола становятся более тонкими и сложными, весьма трудно не запутаться в них. Если имеется опытный наставник – старец, духовный отец, учитель, – тогда нет и проблемы, он укажет, когда как поступить, предупредит искушение. Если же опытных людей нет, то и тогда боязни предаваться не следует – пребывай с молитвой и лишь молитве внимай, а все прочее отгоняй. Бог всякому делателю молитвы попускает искушение по мере его умных сил, ничего дьявол сделать не сможет свыше попущенного. Только бы брань с сатаною велась мечом молитвы, а искушения будут на пользу, послужат к уразумению хитростей дьявольских и укреплению ума человеческого.

Ум не должен внимать никаким сверхъестественным явлениям: ни свету, хотя бы он исходил от иконы, ни голосу, хотя бы пели Ангелы, – так как ум предстоит и обращается в молитве к Самому Владыке Ангелов, незримо вездесущему. А что же может быть выше этого? Нельзя ни в коем случае принимать во внимание появившихся пред тобой Ангелов или святых, так как до полного очищения от страстей, до всецелого исполнения воли Божьей истинных явлений не бывает, а бывают лишь демонские наваждения. Если, зная это, ум не увлечется призраками, то все они пройдут мимо, благодать не попустит искуса выше силы молящегося.

Благодать всегда действует в молитве и через молитву своевременно подает все нужное уму. Утончаясь, ум обретает видение своей греховности, которой переполнено человеческое сердце, и тогда ум плачет и взывает к Богу о помиловании. Дьявол боится человека, находящегося в умном делании и зрящего свою греховность, он бежит от него со своими прелестями, так как знает, что потерпит поражение, а подвизающийся получит опытность в распознавании искушений и возмужание в борьбе с ними. Вновь и вновь побеждаемый благодатью, дьявол продолжает приступать к подвижнику с искусом. Вынужденный предлагать все новые хитрости, он тем самым, против воли своей, обогащает ум молящегося познанием искусства брани. В искушениях, благодатно попущенных, человек убеждается в бессилии дьявольском и постигает на деле, сколь сильно имя Всемогущего Господа.

Всего случающегося во время делания умного описать невозможно, и не со всеми бывает одно и то же. Многое зависит от ревности подвизающегося, а частью от сложности его внешней деятельности и от стечения обстоятельств. Главное же, чтобы ум очищался от помрачения, а душа освобождалась от страстей, чтобы видеть свою греховность и оплакивать ее. Кроме имени Господа, надлежит ничем не пленяться, не соглашаться ни с чем, а лишь знать всегда и во всем одну молитву со вниманием к ней.

В какой мере человек преуспевает в молитве, в той же мере растет преуспеяние во всех прочих добродетелях, он укрепляется в преданности воле Божьей, в исполнении ее. Сознанием собственной греховности отвергается представление о своем достоинстве. Постоянная память о Господе дарует уму зреть в себе десницу Божью, поражающую врагов. Держись памяти о Господе, молясь Ему со вниманием, и Он Сам отмстит за тебя, поразит за тебя супостатов, воевать с которыми ты бессилен. От человека зависит лишь доброе произволение, несогласие на зло, решимость со злом бороться, но все победы достигаются Иисусом Христом. Ты можешь без Бога предпринять против дьявола, против зла что угодно, но все будет сразу расхищено одной из страстей. Успех же совершается благодатью Божьей и незримо для человека.

Благодать приемлет доброе произволение человека и обучает его надеяться не на себя, а на Бога спасающего, научает вести брань именем Божьим, открывает человеку его бессилие, ничтожество и смиряет его. Благодать учит предавать себя в волю Божью, все находить и все полагать в едином Боге. Таким образом, деятельность человека успешно устраивается благодатью, и человек, видя о себе такое попечение, обретает естественное доверие и начинает в полноте вручать себя Богу, действуя не только по началу молитвы Гефсиманской: «Аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия» , прося помилования, но и по окончанию ее: «Обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты» ( Мф. 26,39 ), предаваясь в волю Отца Небесного, возгораясь все большей любовью к Нему. Так совершается подготовка к еще большим подвигам, к дальнейшей борьбе с дьяволом.

Человек убеждается, что всякую борьбу с врагом совершает за него Бог, а от него самого требуется лишь принуждение к молитве и внимание к ней. Он все более убеждается в необходимости усердного внимания к молитве, так как бесы неимоверно хитры и нападают с совершенно неожиданных сторон. Даже то, что доселе понималось как добро, вдруг оказывается хитросплетенной дьявольской сетью. И человек еще усерднее прибегает к Господу, скрываясь в молитве, ища у Бога защиты.

Как совокупность страстей образует собой цепь, так же и добродетели составляют единую неразрывную цепочку. Один добрый поступок влечет за собой и всю цепь, одно доброе дело питает и усиливает все добродетели. То же происходит и со страстями: победа над одной из них заставляет отступать все страсти, по причине их сочлененности. В соответствии с этим законом страсти истощаются по мере очищения ума, добродетели же оживают и укрепляются, и так происходит во весь период делания умной молитвы. Человек же, молитвенным делом не занятый, ни о чем подобном не знает.

Благодать Божья, совершая спасение человека, утаивает от него свои благодеяния, чтобы подвижник не остановился на пути. Благодать угашает страсти, показывает уму коварство демонов, восстанавливает добродетели в душе, оставаясь при этом сокрытой и от молящегося, и от дьявола. Действуя тайно, благодать своевременно наказывает подвижника скорбями, попускает уклоняться в малые погрешности, а затем строго требует исправления и вразумляет, научая таким образом надеяться на Бога спасающего, но не на себя самого. И так во все время прохождения умной молитвы, от чего ум делается все более искусным, готовясь принять в свое время силу и самовластие, даруемые от Бога для победы над дьяволом, плотью, миром и всяким злом, для того, чтобы впредь человек, по подобию Господа, будучи сам искушен, смог помогать и другим, имеющим ум еще неискусный, смущающийся. При делании умной молитвы всякое лишнее знакомство следует прекратить и касаться лишь тех людей, с которыми связан крайней необходимостью. Следует жить как можно уединеннее, уста связать более строгим, чем при молитве словесной, молчанием. Всякое правило, читаемое по Молитвеннику, лучше заменять умной Иисусовой молитвой. Когда бываешь среди людей и правило читается по книге кем-то другим, можно занимать ум привычным делом умной молитвы. Воздержание необходимо иметь во всем и всегда, это неотложно при молитве, а приучаться к воздержанию лучше постепенно. Питаться нужно умеренно и, выходя из-за стола, всегда чувствовать, что съел бы еще. Иначе отяжелевший желудок будет располагать к сонливости, бдительное око ума омрачится, и ум начнет склонять человека к отдыху.

Уму свойственно быть свободным от всего, что приводит его в бездействие и сонливость, что мешает внимать молитве, им же творимой. Нужно еще строже прежнего уклоняться от общества, не по презрению к человеку, а по любви к Богу, ради удобнейшего совершения молитвы. Печали о земных заботах нужно избегать еще строже, довольствуясь тем, что Бог дает, и не скорбеть о том, чего не дано. О земном следует заботиться вообще как можно меньше, об этом пекутся те, кто не знает цели и назначения земной жизни. Все, что недоброго бывает тебе от брата, прощай, не воздавая злом за зло. Молись о нем, – и ты виноват пред Богом. Сознавая греховность, действующую в сердце, до отчаяния не доходи, а лишь о содеянном плачь и кайся, воздыхай и сожалей, сокрушая страсти молитвой покаяния. Дела других не суди, так как и сам грешен без числа, да еще всего находящегося в своем сердце зла не видел, а там целое гнездо из страстей свито, о чем и сказано: «От сердца бо исходят помышления злая» ( Мф. 15,19 ).

Плакать есть нужда, чтобы душа омывалась слезами, горько скорбя и сокрушаясь о сердце греховном, утвержденном на корне самости горделивой. Когда нет слез, из глаз истекающих, восполняй это скорбью сердечной, подавляя тем деятельность страстей, не соизволяя им, не исполняя их требований. Поклоны следует класть по силам и по действию страсти блудной. Когда есть силы и здоровье или страсть действует сильно, тогда поклонов нужно класть побольше, не лениться, а при слабых силах, осудив себя, довольствоваться малым числом поклонов. Поблажек телу в его требованиях нельзя давать, нельзя доверять ему даже тогда, когда оно будет являть свои немощи. Внимать ему надо очень осторожно, иначе от него не отделаться. Лучше же этого врага своего совсем не слушать. Дай ему разумно необходимое, и пусть будет довольно. Святые отцы говорят, что назначение тела в этой жизни – быть в роли глухонемого слуги, исполняя все, что ему указано. Святые к телам своим были строги, внимали им очень мало, зная, что сея храмина придана душе лишь для принесения покаяния, а не для чего иного.

Судить о себе надо честно и цену давать правдивую. Поскольку видишь сердце свое переполненным страстями, постольку считай себя грешным более всех людей – вот суд о себе правый. Следует считать себя худороднейшим и никудышным, признавать себя низшим всех по уму. Надо видеть, что все исполняют предназначенное им от Бога, лишь ты один не исполняешь воли Божьей, видеть, что грешишь даже тогда, когда Сам Господь помогает тебе не грешить, еще и услаждаешься грехом.

Жить в келье лучше одному, держать ее следует в простоте, в устроении среднем, когда нет ни лишних забот, ни излишнего нерадения о порядке. То же следует отнести и к одежде, и к прочему, необходимому в быту. В случае если Господь пошлет тебе жизнь беднее среднего, прими от руки Его и бедность с благодарностью, веруя, что Он знает, в чем наибольшая польза для тебя. Если же крайняя бедность постигнет тебя, и ею не тяготись, зная, что наше богатство – Господь, и все наше в Господе, и мы все готовы отдать, дабы обрести Господа, близ сущего, чем и исполняется назначение земной жизни. Провести земную жизнь впустую – очень бедственно, потому заботься прежде всего о совершении покаяния, примиряющего с Господом.

Подстилку на ложе ночном имей жесткую, но теплую, иначе можешь застудиться и сам себя опечалишь, явив препятствие себе в делании молитвы. Лиц другого пола, образы которых вызывает дьявол из твоей памяти, представляй лежащими в гробу, разлагающимися со зловонием во множестве червей. Вспомни о неизвестности и своего часа смертного, быть может, идут последние минуты твоей жизни на земле, после чего ожидает тебя за грехи мучение, не имеющее конца. Так мысли скверные и желания страстные быстро исчезнут.

В случае когда будет беспокоить один и тот же навязчивый помысел, не отступая дня два или три, а рядом нет опытного человека, которому можно об этом поведать, и ты изнемогаешь в борьбе, тогда встань в келье своей перед иконой, подними вверх руки и скажи вслух Господу, здесь присутствующему, о нападающем на тебя помысле. Твердо веруй, что Бог приемлет твое исповедание, и дьявольские козни оставят тебя, будучи объявлены перед Господом. Дьявол есть тьма и тайна беззакония и действовать может лишь тайно и во тьме, до времени своего объявления. Когда же он обнаружен и свет проникает туда, где он пребывал во мраке и лукавстве, – он без оглядки бежит, палимый светом. Так же откровение обессиливает дьявола и во время исповеди помыслов старцу. Обнаруженный, да еще при свидетелях, он вынужден удаляться.

Если борьба не отступает от тебя даже после исповедания помыслов пред Богом, тогда принимайся усерднее со вниманием за молитву и знай, что Господь хочет через такую брань научить тебя еще большему терпению, подготавливает тебя, как отец дитя, к большим искушениям, чтобы в этой борьбе и терпении созидалось дело твоего спасения. Господь, попуская продолжение брани, укрепляет, усиливает в борьбе твои добродетели, в то время как страсти сердечные в этой борьбе обессиливаются. Во всех случаях устраивает Бог полезнейшее для тебя, ты же не отчаивайся и сильно не унывай, а, внимая молитве, борись с неотвязчивым помыслом, зная, что он не твой, а дьявольский. Это может служить тебе некоторым подобием того, как бесы будут непрестанно мучить грешников в аду, воздействуя на их страсти, возбуждая одну за другой, при полной невозможности избавиться от назойливости дьявольской. Так что не следует тяготиться попускаемой бранью, а надо благодарить Бога, наказующего нас на земле ради избавления от мучений в вечности.

Прибегать к Господу, как указано выше, умоляя избавить от борьбы с помыслом, следует как можно реже – лишь в крайних случаях изнеможения и отчаяния, ибо борьба есть удел воина и надо сражаться, а не уклоняться от борьбы. Лучше всего, внимая молитве, не унывать, а бороться и бороться. Борьбой достигается победа, борьбой обретаем мы добродетель, приближаемся к Богу и сплетаем венец славы на главу разума. Бояться различных неприглядных помыслов не надо, так как в борьбе с ними человек благодатью готовится успешно проходить поприще еще больших искушений и постигать силу и славу Божью, от Господа получая помощь и терпение в борьбе.

Если имеешь духовного отца, старца-руководителя, от него ничего не таи, все тайны своего сердца поведай ему. Если он невысокого звания или вообще не имеет сана, то этим не смущайся, лишь бы он имел истинно духовный разум, который есть плод всей борьбы и венец за победу над страстями. Духовника избери по указанию своего старца и спроси старца, что и как ты должен исповедовать духовнику. Что старец скажет тебе, то и делай, не нарушая ни одного слова его. Он знает лучше тебя, что тебе полезно, ты лишь ничего не таи от него. Лучше всего, когда сам старец имеет посвящение в сан.

Если не имеешь отца, руководящего тобою в делании молитвы, не говори никому, в том числе и на исповеди, о делании твоем. Лишь повергнись пред Господом, поведай Ему в молитве все тайны и всю печаль свою с твердой верой, что Он слышит и смотрит на тебя, что по скорбной молитве твоей устроит то, что полезно тебе. Ты же молись и молись, внимая молитве, но не ропщи на посылаемые тебе, к пользе твоей, искушения. Все святые именуются подвижниками, так как все они боролись, терпели и побеждали искушения с помощью благодати, а искушений у святых было несравненно больше, чем у тебя.

При отсутствии старца избери себе духовника, если есть возможность, из монашества. Если духовник ничего не знает о молитве Иисусовой, то лучше и не говори ему о ней, лишь исповедуй грехи свои, тяготящие совесть. Иначе, не зная делания молитвы Иисусовой, он своими советами лишь повредит тебе. А опытно знающих делание молитвы Иисусовой встретить в наши дни трудно.

Если будет нужда срочно исповедаться у незнакомого священника, то ты грехи ему открывай, а о делании молитвы не говори ни слова. Благодать через него простит грехи твои с успокоением совести. Когда будешь у незнакомого священника исповедовать борения блудной страсти, учти, что иные духовники, не зная жизни аскетической и борьбы со страстями, часто неразумно советуют оставить борьбу и идти в мир проводить жизнь брачную. Они руководствуются при этом словами апостола: «Лучше вступить в брак, нежели разжигаться» ( 1Кор. 7,9 ), не понимая, что апостол говорит это тем одиноко живущим людям, которые борьбу вести не хотят, а страстью распаляются. Если ты избрал жизнь борьбы со страстями, то совет такой отвергни и духовника неразумного вторично не посещай. Он сам болен душевно сильнее других. Он потворствует страстям, не зная, что нужно с ними бороться всю жизнь, бороться как с помыслами, так и с желаниями, распаляющими похотную часть души. Духовники такие известны, потому приходится об этом писать в предупреждение беды.

Монахиням приходится исповедоваться у своего батюшки, и если вдруг окажется, что он советует идти в мир жить семейно, нужно немедленно открыть это игуменье, от которой ничего не должно быть сокрыто. Скрывать неразумный совет духовника, хотя и данный на исповеди, никак нельзя, ибо монахиня соединена своей душой с душой игуменьи, и ответ за гибель души монахини придется давать игуменье, если только монахиня была в полном у нее послушании. Игуменья должна такого монастырского батюшку-духовника из монастыря уволить, доложив архиерею, так как он разоряет души сестер, препятствуя подвигу борьбы со страстями.

Возможен также путь покаянной жизни, называемый святыми отцами «средним» и весьма одобренный ими. Это нечто среднее между уединением и монастырским общежитием, когда собираются двое или трое единомышленников, имеющих согласные взгляды и желания относительно прохождения покаянной жизни и делания молитвы. Таких благоразумных, простых и единомысленных людей в наше время встретить трудно. Они должны отречься своеволия, отсекая друг перед другом свои желания. Недоумения, искушения и сомнения должны разрешаться на общем совете в согласии с указаниями святых отцов. Руководителями их должны быть только Бог и святые отцы. Но самый безопасный путь жизни покаяния и молитвы есть путь жительства со старцем, лишь будь послушен и исполняй сказанное, а старец предупредит всякую опасность, указывая, как поступить. Только бы старец был истинно разумеющим духовную жизнь, был бы известен правостью веры.

Не менее всего остального в умной Иисусовой молитве важно то, в каком месте установится внимание ума при совершении молитвы. Святые отцы, молитвенники, делатели священного трезвения указывают, и опыт подвизающихся о том свидетельствует, что молитва, творимая умом, естественно творится там, где у всякого человека находится орган слова, то есть в гортани. Вот здесь, в гортани, в области голосовых связок, и следует стоять вниманием во все время совершения умной молитвы, но отнюдь ни в каком другом месте. Не направляй внимание ни в голову, ни в чрево, ни в желудок, ни в похотную область, что особенно бедственно, но всячески удерживай ум твой вниманием в гортани, стой здесь и не уклоняйся никуда. Не напрягайся переходить вниманием в сердце, это возможно лишь при делании молитвы умно-сердечной, когда сердце молится вместе с умом. Об этом сказано будет в свое время, сейчас же запомни одно: из области органа слова вниманием никуда не отклоняйся во все время молитвы умной.

Действие страстей во время прохождения умной молитвы значительно усиливается. Сатана будоражит страсти, которые он держит в своих руках как оружие в борьбе с человеком, а ум обостренным вниманием яснее прежнего ощущает волнение возбуждаемых страстей. Человек, видя нападения душегубов бесов, понимает со скорбью, что если молитва оставит его, то душа будет живой взята в преисподнюю, а потому он еще усерднее держится за молитву, укрывается в ней умом от супостатов и помощью Божьей избегает восстаний страстей, возводимых дьяволом.

Все важнейшее при делании молитвы умной здесь описано. Не унывай, а делай. Вниманием стой, как указано, пред Богом и только об этом заботься. Сердце еще не очищено от страстей, и ум не свободен от помрачения, нет у тебя возможности приближения к Небожителям, потому ни Ангелы, ни святые Божьи не могут явиться тебе. Как бы что ни казалось чисто и свято, отстрани от себя прочь и согласия ни на что не давай, тогда помощью благодати любой прелести избежишь. Что бы ни встретилось тебе – не принимай, а, как говорилось, пребудь в молитве и молитве внимай, молитвой отгоняй всякую злобу. Молитвой дорожи. Плодом молитвы умной бывает очищение ума и зрение грехов в сердце своем, покаянное сокрушение сердечное и восстановление добродетелей.

Монашество или мирская жизнь – это в деле молитвы значения не имеет. Быть ли монахом, послушником или простым мирянином, не важно, лишь бы окружение и обстановка не мешали делу молитвы, не препятствовали созиданию внутреннего монашества.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Оценка 4.1 проголосовавших: 191
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here