Полное собрание и описание: молитва с еретиками для духовной жизни верующего человека.

Допустима ли совместная молитва с еретиками?

Сам Богочеловек Господь большое значение придает молитве. Его сорокадневное молитвенное пребывание в пустыне было прелюдией к Его общественной жизни и деятельности (Мф. 4, 1 и далее). Наши священные Евангелисты сообщают о том, что молитва предшествовала важным событиям в Его жизни (Мф. 14, 23: 26, 36. Марк. 6, 36; Лук.5,16;6,12;9,28)

Апостолы и Отцы Церкви отмечают то значение, которое придавал молитве Само Боговоплощенное Слово Бога Отца, при намерении привести к бытию творение с помощью не велся диалог с Богом Творцом, потому что человеческий логос является способом удивительной связи с личностью. И это потому, что преодоление индивидуализма и прежде всего явление личности совершается с помощью молитвы. Святитель Иоанн Златоуст, выражая убеждение Церкви, говорит: «Ничтоже сильнее молитвы, и ничто же ей равно»( PG 48, 766).

Но Богочеловек Господь устанавливает и общую-групповую молитву, когда нас уверяет: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Совершающие совместную молитву беседуют с Троичным Богом как Его сыновья по благодати божией. Молящийся входит в общение внутренне с главой Церкви, Богочеловеком Господом, как и совершающие совместную молитву, пребывают в одной общей беседе истины и познания «в Духе Святом». Впрочем, этот смысл содержит в себе фраза Самого Господа «во имя Мое» (εἰς τὸ ἐμὸν ὄνομα). «Большое согласие обладает силой» (), подчеркивает святитель Иоанн Златоуст.

Следовательно, содержанием совместной молитвы является кафолическая истина Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви, которой является Православная Церковь. Если же один или многие члены колеблют, или искажают, или отвергают богооткровенную Истину, как она изложена в Священном Писании и Апостольском и Святоотеческом Предании, то разрывается общение совместно молящихся по той причине, что истина является образом (ὁ τρόπος) существования Церкви, вне всякого условного смысла и мнения. По этой то причине исповедание веры предшествует молитве. Невозможно совершать совместную молитву, если прежде не имеется единогласия в Православной Святоотеческой вере.

Церковь противодействовала сумасбродному виду совместной молитвы православного с еретиком, указывая на границы, с одной стороны, истины, а, с другой стороны, о недозволенности церковного общения и совершения совместной молитвы православного христианина с еретиком.

Это противодействие Церкви было отражено в священных канонах Апостольского собора, Вселенских соборов, но и поместных соборов, которые имеют вселенский авторитет.

Более конкретно 45 правило святых Апостолов принимает следующее: «Епископ, или пресвитер, или дякон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви: да буде извержен». (Ράλλη – Ποτλῆ, Σύνταγμα, τ. 2, σ. 60. Русский текст приводится по Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского (Далее ППЦ). Репринт. СТСЛ. 1996, с. 114)

Молитва клирика с еретиком обязывает налагать на него отлучение, даже если это произойдет в святом храме и во время богослужения, что устанавливает 10 правило святых Апостолов: «Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен» (Ράλλη – Ποτλῆ, Σύνταγμα, τ. 2, σ. 14, ППЦ., с. 69). Но даже если совершатся совместная молитва в храме и будет дозволено еретику совершать что-то как клирику, тогда необходимо накладывать, согласно в 45 правиле святых Апостолов указанию, болезненное извержение.

Категоричным в отношении совместной молитвы в еретическом храме звучит 64 правило святых Апостолов, которое говорит следующее: «Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного» (Ράλλη – Ποτλῆ, Σύνταγμα, τ. 2, σσ. 81-82 ППЦ, с. 142, правило65). В данном правиле достаточно ясно запрещается совместная молитва клириков и мирян с иудеями – сегодня же мы говорим с иноверцами – и еретиками. На участвующих в совместно молитве накладываются наказания – на клириков – извержение из сана, а на мирян отлучение.

Но даже и совместное празднование праздников и обмен дарами с иноверцами и еретиками священными канонами запрещен: «Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев, или еретиков, ниже праздновати с ними» (ΛΖ´ καν. Λαοδικείας, Ράλλη – Ποτλῆ, Σύνταγμα, τ. 3, σ. 206. ППЦ – т.2, с. 107 См. Также правила того же святого собора 32, 34, 35, 39). А 33 правило Лаодикийского собора призывает: «Не подобает молиться с еретиком или отщепенцем» (Там же, ., σ. 198 См и 9 правило Тимофея Александрийского Ράλλη – Ποτλῆ, Σύνταγμα, τ. 4, σ. 336, ППЦ – т.2, с. 4843-483. Епископ Никодим дает важный канонический комментарий на это правило См. Там же, с. 484, Примеч. переводчиков).

Церковь, как мы убедились, нас учит тому, что невозможно принимающему богооткровенную истину о Троичном Боге сосуществовать с не приемлющим вышеупомянутую истину во время общей молитвы-исповедании ее принятия, тем более во время евхаристического общения в Божественной Литургии.

К сожалению, в эти времена мы переживаем сотрясающее положение, которое охватило нашу Вселенскую Патриархию.

Вселенский Патриарх кир Варфоломей, непосредственный соратник его митрополит Пергамский г-н Иоанн Зизиулас и другие из патриаршего окружения, высшего и низшего, клирики приступили к повседневным молитвам с ересиархом Папой Франциском (принимающего и проповедующего пятнадцать и более ересей), упражняя свой ум в области рассудочного богословия, а не сфере святоотеческого богословия того, что «говорит мне Церковь и слышит твой раб (клирик или мирянин)».

Совершенно неразумно и в тоже время антиканонично Православный Вселенский Патриарх явным образом стремиться, называть Папизм «Церковью», эту еретическую организацию, которая по причине многих ересей оторвана от Тела Христова, Единой Церкви. И при этом он старается заявить, что он свой целью ставит «обретение полного между нашими Церквами общения».

К сожалению, выше упомянутая позиция не приемлема с точки зрения того пути, на который указывает Православная Церковь, Единая Церковь, это пребывание в послушании священным канонам, Богочеловеческий путь. Патриарх не прислушался своими ушами к тому, что «передал Святой Дух и нам», что преобладает на всех Соборах Вселенских и Поместных, с помощью чего «в слове и во времени» излагается Богочеловеческая воля нашей Святой Церкви.

И вновь слышится в эти печальные дни для Православия голос свт. Василия Великого: «Мы весьма опечалены тем, что правила Отцов преданы забвению и всякая строгость Церквей стала считаться вздором, и мы опасаемся, что даже малое такое безразличие порождает путь, который приводит к полной путанице в вещах, относящихся к Церкви». (Ράλλη – Ποτλῆ, Σύνταγμα, τ. 4, σ. 275, перевод ПА.)

Итак, когда же поймет Патриарх Варфоломей, а это относится и ко все нам, что хранение веры, к чему призывают священные каноны, является послушанием Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви, Православной Церкви, но и признаком подчинения эгоистичности общей причастности всех верующих, клириков и мирян богооткровенной Истине?

Архимандрит Кирилл Коцопулос,

проповедник священной Патрской митрополии, доктор канонического права

Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет», декабрь 2014г.

protivkart.org

Совместная молитва с еретиками

Совместная молитва с еретиками запрещена канонами Церкви, независимо от того, общественная она, или частная. Запрещение Церковью молитвенного общения с еретиками проистекает из любви как к своим верным чадам, ради охранения их от лжи перед Богом и лукавства, так и из любви к самим еретикам: отказом от молитвы с ними христиане свидетельствуют, что заблуждающиеся находятся в опасности, так как они – вне Церкви и значит вне спасения.

45-е правило святых Апостолов: « епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви, да будет извержен » .

Совокупляющийся с блудницей – становится одно тело с блудницей. Молящийся с еретиком становится одним телом с еретической синагогой, не зависимо от того молится он в собрании еретиков или «частным образом» дома перед обедом. Общение с еретиками в молитве – духовное прелюбодеяние, единение во лжи и онтологическая измена Христу. Именно поэтому каноны говорят о недопустимости не только «официальной» или богослужебной, но и вообще любой молитвы с еретиком в том числе и частной. Десятое апостольское правило гласит: «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен». Известный канонист XII века Антиохийский Патриарх Феодор Вальсамон в толковании на это правило говорит: «Итак кто молился с отлученным, где бы и когда бы ни было, должен быть отлучен. Это написано для тех, которые говорят, что отлученный извержен из церкви и что, следовательно, если кто либо вместе с ним будет петь в доме, или на поле, то не будет виновен. Ибо в церкви ли молиться вместе с отлученным, или вне ея, все равно». Также и авторитетный канонист XX столетия епископ Никодим (Милош) пишет: «Сам Иисус Христос положил начало отлучению от Своей церкви, сказав: “если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь” (Мф. 18:17), то есть другими словами, пусть будет отлучен от Церкви. Впоследствии Апостолы подробно разъясняли это в своих посланиях, а также применяли и на деле (1 Кор. 5:5; 1 Тим. 1:20; 2 Тим. 3:5; Тит. 3:10; 2 Сол. 3:6; 2 Иоан. 10 и 11). Таким образом, правило строго выражает мысль св. Писания, воспрещая молиться с отлученным от церковного общения не только в церкви, когда бывает общая для всех верных молитва, но даже и дома наедине с отлученным от Церкви».

Православная Церковь запрещает не только совместные молитвы с раскольниками и еретиками, но и намеренное вхождение для молитвы в собрание иноверцев (еретическую синагогу – 65 правило Святых Апостолов), приятие иноверческих «благословений» (32 правило Лаодикийского Собора), позволение иноверцам действовать в качестве служителей церкви (45 правило Святых Апостолов), приношение елея и возжигание свеч в иноверческих собраниях (71 правило Святых Апостолов).

Комментируя 45 апостольское правило, епископ Никодим (Милош) говорит: «10-е Апостольское правило, как мы видели, воспрещает молиться даже и дома с отлученным от церковного общения и налагает отлучение на каждого, имеющего молитвенное общение с отлученным. К отлученным от церковного общения, естественно, должны принадлежать и все еретики, в силу чего является последовательным воспрещение всякому православному молитвенного общения с ними. Тем строже должно быть воспрещено подобное общение духовным лицам, обязанным служить примером для остальных верных в охранении чистоты верования, не оскверненного никаким ложным учением. Под молитвенным общением, или как говорится в правиле, (“который только будет молиться”), по словам Вальсамона в толковании этого правила, нужно разуметь не только воспрещение епископу и остальным клирикам молиться в церкви вместе с еретиками, так как за это они уже подлежат извержению по 46-му Апостольскому правилу, как и за допущение еретиков к совершению чего-либо в качестве клириков; но слова нужно разуметь в смысле “имеющего просто общение” ( ) и “снисходительно смотрящего на молитву еретика” ( ), ибо от таковых, как достойных отвращения, нужно уклоняться. Поэтому, понимая таким образом смысл этих слов, Апостольское правило считает достаточным наказанием одно отлучение. Совсем другой оборот принимает дело, когда православное духовное лицо допустит какого-либо известного еретика служить в церкви, и вообще признает его настоящим священнослужителем или церковнослужителем. В таком случае данное духовное лицо становится недостойным священной службы и, по предписанию этого правила, должно быть извержено из священного сана.

То же самое предписывается как Апостольскими постановлениями (VI, 16. 18), так и многими другими правилами, и таково было учение всей Церкви первых веков. Весьма мудро замечает архим. Иоанн в толковании этого правила, говоря, что правила стремятся не только к охранению православных от заразы еретического духа, но и к охранению их от индифферентизма к вере и к Православной Церкви, который легко может возникнуть при близком общении с еретиками в делах веры. Такое отношение, впрочем, не противоречит духу христианской любви и терпимости, отличающей православную церковь, так как большая разница — терпеть у себя заблудших в вере, ожидая их добровольного обращения, или даже и настаивая на нем, жить с ними во внешнем гражданском общении, или вступать с ними без разбора в религиозное соприкосновение, так как последнее означает, что мы не только не стараемся об их обращении в православие, но и сами в нем колеблемся. Особенное значение должно это иметь для духовных лиц, обязанных служить для других примером в строгом охранении святыни православного верования. В силу этого православный священник, по правилам, не должен преподавать еретикам св. Таин, ни вообще совершать для них какой-либо священной службы до тех пор, пока они не изъявят твердого решения соединиться с церковью; тем менее он может допустить еретического священника к совершению какой-либо службы для православных».

Подвижники XX века не только строго придерживались Православного Вероучения в отношении ереси и еретиков, но и призывали к отказу от участия в надцерковных организациях наподобие «Всемирного совета церквей». Архиепископ Серафим (Соболев) в свое время писал: “Присутствуя на еретическом собрании, которое экуменисты называют “Всецерковной конференцией”, “собранием всех христианских церквей” и “единою святою Христовой церковью”, православные представители тем самым фактически утверждают бытие этой “единой святой церкви Христовой” со всеми ее еретическими заблуждениями. Следовательно, без слов, без всякого писания православные представители-экуменисты одним своим присутствием на экуменической конференции будут содействовать ниспровержению нашей веры в догмат о Церкви”. А сербский богослов преподобный Иустин (Попович), убеждая не участвовать в «Мировом совете церквей», писал своему Священному Синоду: «Позиция Православной Церкви в отношении еретиков — т.е. всех, кто не является православным, — была установлена раз и навсегда Святыми Апостолами и Святыми Отцами, то есть боговдохновенным Преданием, единым и неизменяемым. Согласно этому положению, православным запрещается участвовать в какой-либо общей молитве или богослужебном общении с еретиками. Ибо какое общение у праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? (2 Кор. 6, 14-15). (…) Не объединяясь с еретиками, где бы ни был их центр, в Женеве или в Риме, наша Святая Православная Церковь, всегда верная Святым Апостолам и Отцам, не откажется этим от своей христианской миссии и евангельского долга, то есть она будет перед современным православным и неправославным миром смиренно, но смело свидетельствовать Истину Всеистины, живого и истинного Богочеловека и всеспасительную и всепреображающую силу Православия. Церковь, ведомая Христом, через свой святоотеческий дух и богословов всегда будет готова всякому требующему отчета дать отчет в нашем уповании (1 Пет. 3, 15). А наша надежда, во веки веков, является одной и единственной: Богочеловек Иисус Христос и Его Человеко-Божеское Тело, Церковь Святых Апостолов и Отцов. Православные Богословы должны участвовать не в “экуменической общей молитве”, но богословских собеседованиях в Истине и об Истине, именно как делали это Святые и Богоносные Отцы в течение веков. Истина Православия и истинная вера являются “частью” только “спасаемых” (7 правило II Вселенского Собора).

Ответ на вопрос о допустимости совместных молитв с иноверцами в конце концов совпадает с ответом на вопрос: веруем ли мы во Единую, Святую Соборную и апостольскую Церковь? Да? Нет? Или веруем, но не очень? Вот это «веруем, но не очень», к сожалению, и является наиболее распространенным явлением и, в то же время, показателем среднестатистической индифферентности к Вере. К Вере, за которую ее святые свидетели – мученики и исповедники отдавали плоть на растерзание и расставались с земной жизнью. Существенное отличие древних богословов от многих называющих себя богословами ныне не в том, что те имели дело с другими, как бы более страшными и ужасными еретиками (еретики всегда одинаковы), а в том, что богословие Церкви они исповедовали шествуя не с докладами на трибуны, а за Христом на Голгофу. Но и свидетельство о Православной Вере с трибун международных конференций, совсем не обязательно подразумевает ниспровержение этой Веры участием в совместных молениях иноверцев.

«Совместные молитвы с еретиками – это действительно нарушение канонов (45-го апостольского правила, 33-го правила Лаодикийского обора и др.

shabdua

Св. прп. Феодор Студит пишет: «Запрещено православному поминать на священных поминаниях, и на Божественной Литургии притворявшегося православным, но не перестававшего иметь общение с еретиками и еретичеством. Ибо если б он, хотя бы и в час смерти исповедал грех свой и приобщился Святых Тайн, то православному можно бы делать за него приношение. Но как он отошел в общение с ересью, то как можно вчинять такого в православное общение? – Св. Апостол говорит: чаша благословения, юже благословляем, не общение ли Крови Христовы есть? Хлеб, егоже ломим, не общение ли Тела Христова есть? Яко един хлеб, едино тело есмы мнози: вси бо от единого хлеба причащаемся (1Кор.10:16-17). Посему приобщение еретического хлеба и чаши делает приобщающегося принадлежащим противной православным части, и из всех таких причастников составляет одно тело, чужое Христу».

Не должно быть никакого духовного общения и «единства» с еретичеством, при сохранении дружелюбного отношения к самим людям-еретикам в надежде на их обращение в Православие – вот смысл многих канонических правил по отношению к ересям.

О несообщении с еретиками как с «НЕ-Церковью», как с отторгнутыми от Церкви говорят слова Преп. Ефрема Сирина: “Несообщение с еретиками есть красота Церкви и выражение ее жизненности, т. е. признак того, что Церковь не омертвела и жива духовно

Кроме того, совместная молитва с еретиками запрещена канонами Церкви, независимо от того, общественная она, или частная. Запрещение Церковью молитвенного общения с еретиками проистекает из любви как к своим верным чадам, ради охранения их от лжи перед Богом и лукавства, так и из любви к самим еретикам: отказом от молитвы с ними христиане свидетельствуют, что заблуждающиеся находятся в опасности, так как они — вне Церкви и значит вне спасения.

«епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви, да будет извержен».

«Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен».

«Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися: да будет и от чина священнаго извержен, и отлучен от общения церковнаго».

Не подобает молитися с еретиком, или отщепенцем.

Сложно придумать более ясные выражения. Так что у нас …четкие определения апостолов, Соборов и святых отцов.

Есть еще один распространенный ошибочный довод: «Когда в каноническом правиле говорится о недопустимости молитвы с еретиками, речь идет о молитве литургического характера, а не о молитве на «бытовом» уровне. Неужели вы не можете, пригласив в дом инославного христианина, прочитать вместе с ним «Отче наш» перед едой?»

На этот вопрос Церковь дает ответ 10-м правилом святых Апостолов: «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен». Как толкует канонист Аристин, «молящийся вместе с еретиками в церкви, или в доме да будет так же лишен общения, как и они».

Почему апостолы и святые отцы запрещали молиться вместе с еретиками, а также в храмах еретиков? Может быть, потому, что для них молитва и вера (богословие) мыслились не как две независимые друг от друга области? Для них это неразрывное целое. Вспомним замечательное выражение преподобного Макария Великого: «Кто богослов, тот молится, и кто молится — тот богослов», а также знаменитое раннехристианское изречение: «Закон молитвы есть закон веры». И, естественно, что единство в молитве может быть только там и только с теми, с кем есть единство веры.

А если мы молимся с еретиком, то тем самым, во-первых, лжем перед лицом Бога, а во-вторых, лжем тому еретику, с кем молимся. Мы вводим его в заблуждение, давая повод думать, что между его верой и верой православных христиан нет существенных различий и что с точки зрения христиан его учение также спасительно.

О недопустимости пребывания в молитвенно-евхаристическом общении с еретиками и находящимися с ними свидетельствует преп. Феодор Студит «…если же он поминает епископа-еретика, то, хотя бы он ублажал, хотя бы сам мыслил православно, нужно воздерживаться от Божественного приобщения вместе с ним и от общей трапезы… Если общение через одно поминовение производит нечистоту, то поминающий ересеначальника не может быть православным».

Нас убеждают в том, что простой народ якобы не несет пред Богом никакой ответственности за отступничества своего клира, т.к. не может разбираться в богословских тонкостях, а следовательно спастись возможно в силу одного только “блаженного неведения”.

Но не так учат св. Евангелие и св. Отцы Церкви.

Спаситель и Господь наш Исус Христос ясно возражает такой постановке вопроса и говорит: “Той же раб, ведевый волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воли его, биен будет много; неведевый же, сотворив же достойная ранам, биен будет мало” (Лк. 12,47.48). “Иные спрашивают: – объясняет блаж. Феофилакт Болгарский, – пусть так, что справедливо наказывается знавший волю господина и не делавший по ней; но почему наказывается тот, кто не знал? Потому что и он мог узнать, однакож не захотел, а по безпечности сам сделался виновным в незнании. Итак, он достоин наказания за то, что добровольно не узнал“. В чем же собственно состоит воля Божия? – “Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении” (Иоан. 7,17). “Без веры [истинной] невозможно угодити Богу” (Евр. 11,6).

Посему невежество в вопросах православного вероучения, канонической и догматической его области, никогда св. Отцами не считалось ни оправданием, ни заслугой или добродетелью, а всегда признавалось тягчайшим смертным грехом. “Незнание Божественных законов, – говорит св. Епифаний Кипрский, – великое предательство своего спасения“. А еп. Игнатий замечает: “Покаяние возможно только при точном, хотя бы и простом, знании православной христианской веры, чуждом всякой ереси и злоумия <.> Неведение христианства – величайшее бедствие“. Еп. Феофан Затворник выражается в том же духе: “Странный ходит у нас предразсудок, что как скоро мирянин, то ему нет нужды утруждать себя полным знанием Христианской истины, стыдятся заявить сие знание, если имеют его, – и тем более заступиться за него. – И расширяется у нас таким образом область лжи и царство отца ее <.> Стало быть, всякий неведущий истины есть уже изменник ее, и изменник общества верующих или Святой Церкви. – Строго? Но так есть“.

Архиепископ Иоанн Максимович в 1938-м году писал: ” . необходимо, чтобы Церковь Христова в России принялась за главную свою миссию: призыв к всенародному покаянию. В первую очередь исполнение этой заповеди лежит на архипастырях и пастырях.

Но если они впадают в жестоковыйность и неправомыслие, народ Божий не только может, но и обязан возвысить свой голос в защиту Истины Христовой, ибо он тоже несёт ответственность за канонический порядок в самой Церкви. Св. Иоанн Златоуст призывал верующих не всё возлагать на одно духовенство, но и самим заботиться о Церкви. Грешно и преступно рядовым священникам и верующим отстраняться от ответственности за духовные пути Церкви, прикрываясь ложным смирением — “владыка знает лучше”, “батюшка не благословил”. Миряне не представляют собой лишь пассивный объект управления, с единственной обязанностью повиновения иерархии. Крещение и миропомазание есть своего рода рукоположение в христианское звание. Миряне в каком-то смысле тоже облечены в священный сан, по слову апостола Петра: Вы народ Божий, царственное священство Петр. 2:9).

Достаточно вспомнить замечательное место из “Окружного Послания” Восточных Патриархов 1848 г., которое гласит:

У нас ни патриархи, ни соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, то есть самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцов его“.

Церковь есть наше общее достояние, и она требует общей нашей заботы, нашего личного участия. Кто любит Церковь, кто хочет Ей блага, кто думает о Её будущем, может ли остаться хладнокровным и равнодушным к Её призыву: “чадо, иди днесь, делай в винограднике Моём”?

Священное Писание заповедует противостоять злу: Покоритесь Богу; противостаньте диаволу. исправьте сердца, двоедушные (Иак. 4: 7-8).

Отсюда естественный вывод: всякий, приступающий по неведению к лжетаинствам еретиков, хотя бы он оправдывался незнанием, не только не освящается ими, но близок к погибели, ибо вне Церкви нет спасения.

Recent Posts from This Journal

Власть России для людей: молодую семью с ребёнком выселили в их отсутствие. Программа переселения

Жителей Энгельса Саратовской области выселили из аварийного дома в их отсутствие. Многоквартирный дом попал в программу переселения в 2017 году.

Как возродить российское село? Ответ есть

Народолюбивые чиновники России решили сэкономить на многодетных и инвалидах и лишили их льгот

Сэкономить на многодетных и инвалидах решили чиновники Кстовского района – у них решили срезать льготы. На детских садах появились объявления,…

Украина — полигон электронно-банковского концлагеря

В марте 2015 года Международный валютный фонд (МВФ) и Украина заключили соглашение о шестой программе помощи Украине на сумму 17,5 млрд. долл. МВФ…

Как будет выглядеть будущее, в котором твое лицо узнают машины

Технология распознавания лиц стремительно развивается и по точности уже начинает догонять человеческие способности. В США эта технология уже…

В России создаются все условия для деградации рабочих кадров

В конце октября в РФ были опубликованы результаты исследования «Россия 2025: от кадров к талантам» The Boston Consulting Group,…

ЗА ТОРЖЕСТВО ИМЯСЛАВИЯ!

Имяборцы очень напоминают иконоборцев по сути их ереси.Но все они будут посрамлены Богом. “… зачем им богодейственное, непобедимое и…

“Рекорды” сталинизма

*Самая массовая гибель людей от голода: в течение 1932-1933 гг. умерли не менее 7 миллионов человек по заключению специальной комиссии…

«Охота на русских детей»

Русские дети за границей в опасности. Елена Сааристо из маленького финского поселка умоляет помочь вернуть 11-летнюю дочь Патрицию в семью. Органы…

Оценка 4.1 проголосовавших: 30
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here