Молитва с употреблением псалтирь святого арсения

Полное собрание и описание: молитва с употреблением псалтирь святого арсения для духовной жизни верующего человека.

О молитве

Святогорец Паисий

Серия: Старец Паисий Святогорец слова

Содержание

  • В начало
  • Перейти на

Чтобы диавол прекратил искушать чувствительных людей хульными помыслами.

Псалом 139 («Изми мя, Господи, от человека лукава…»)

Чтобы укротил Бог своенравного главу семьи, который мучит всех своих домочадцев.

Псалом 140 («Господи, воззвах к Тебе, услыши мя…»)

Чтобы укротил Бог местного властителя–варвара, который мучит своих ближних.

Псалом 141 («Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся…»)

Чтобы укротил Бог бунтовщика, который творит зло. Пусть даже он курд, но станет как овечка.

Псалом 142 («Господи, услышу молитву мою…»)

Чтобы Бог защитил мать во время беременности и не было выкидыша.

Псалом 143 («Благословен Господь Бог мой…»)

Чтобы Бог успокоил возмущённый народ и не было гражданской войны.

Псалом 144 («Бознесу Тя, Боже мой, Царю мой…»)

Чтобы Бог благословил людские труды, чтобы были угодны Богу.

Псалом 145 (« Хвали, душе моя, Господа…»)

Чтобы Бог остановил у человека кровотечение.

Псалом 146 («Хвалите Господа, яко благ псалом…»)

Чтобы исцелил Бог людей, которых били в челюсть и ранили злые люди.

Псалом 147 («Похвали, Иерусалиме, Господа…»)

Чтобы Бог укротил диких зверей, живущих в горах, чтобы не делали зла людям и не наносили вреда посевам.

Псалом 148 («Хвалите Господа с небес…»)

Чтобы дал Бог благоприятную погоду, чтобы у людей в изобилии были плоды земли и они прославляли Бога.

Псалом 149 («Воспойте Еосподеви песнь нову…»)

В благодарение Богу за Его великие благодеяния и Его великую любовь, что не имеет границ и терпит нас (Старца Паисия).

Псалом 150 ( «Хвалите Бога во святых Его…»)

Чтобы Бог подал радость и утешение нашим скорбящим братьям, находящимся на чужбине, и усопшим братьям нашим, упокоившимся на самой дальней чужбине. Аминь (Старца Паисия).

с употреблением Псалтири Святого Арсения

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мнОю есть выну. Тебе единому согрешых и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегди судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоей явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония мои очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою). Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина Чистая, Едина Благословенная.

Житие богоугодное добре скончав, сосуд честен Утешителя явился еси, богоносне Арсение, чудес благодать приим, всем подаеши скорое вспоможение, отче преподобне, Христу Богу молися даровати нам велию милость.

Читаем прошение, о котором хотим помолиться, и затем соответствующий псалом.

Слава Отцу и Сышу и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слйава Тебе, Боже.

Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тебе слава подобает, Господи Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея. Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грех мира, помилуй нас. Вземляй грехи мира, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Едйн Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца, аминь.

На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века.

Господи, прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя.

Сподоби Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь.

Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими.

Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри: Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и прйсно, и во веки веков, амйнь.

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Издательский Дом «СВЯТАЯ ГОРА» выпустил в свет книгу иеромонаха Исаака «Житие Старца Паисия Святогорца» в 2–х частях — наиболее полное и авторитетное жизнеописание Старца Паисия, составленное его ближайшими учениками. Книга содержит 30 ранее не публиковавшихся фотографий.

Творения Старца Паисия на русском языке, вышедшие в свет:

1. Слова. Том I. С болью и любовью о современном человеке. М.: Святая Гора, 2010.

2. Слова. Том II. Духовное пробуждение. М.: Святая Гора, 2010.

3. Слова. Том III. Духовная борьба. М.: Святая Гора, 2010.

4. Слова. Том IV. Семейная жизнь. М.: Святая Гора, 2010.

5. Слова. Том V. Страсти и добродетели. М.: Святая Гора, 2010.

6. Святой Арсений Каппадокийский. М.: Святая Гора, 2008.

7. Письма. М.: Святая Гора, 2008.

8. Отцы–святогорцы и святогорские истории. М.: Святая Гора, 2009.

9. Афонский старец Хаджи–Георгий (1809–1866). М.: Святая Гора, 2009.

МОЛИТВА с употреблением Псалтири Святого Арсения

Об аудиозаписи

VI том «Слов» Паисия Святогорца посвящен центру духовной жизни — молитве. Как и всегда у Паисия Святогорца, «О молитве» — не систематическое учение, а доходчивые ответы на конкретные вопросы. Приведем три таких ответа Паисия Святогорца на вопросы о молитве:

— Вы молитесь? Я с весны по осень провожу мобилизацию молитвы, без шума, молюсь, чтобы Бог нас помиловал, чтобы нам избежать войны и мобилизации. [. ]

— Геронда, теперь, когда у нас опасность миновала, нужно продолжать молиться об этом?

— Что, в других местах нет войны? Что значит “у нас” и “у них”? И там, где сейчас война, наши братья. Разве все мы люди не от Адама и Евы? Но семья наша разделилась: одни люди здесь, другие там. С другими православными мы братья и по плоти и по духу, а с.

VI том «Слов» Паисия Святогорца посвящен центру духовной жизни — молитве. Как и всегда у Паисия Святогорца, «О молитве» — не систематическое учение, а доходчивые ответы на конкретные вопросы. Приведем три таких ответа Паисия Святогорца на вопросы о молитве:

— Вы молитесь? Я с весны по осень провожу мобилизацию молитвы, без шума, молюсь, чтобы Бог нас помиловал, чтобы нам избежать войны и мобилизации. [. ]

— Геронда, теперь, когда у нас опасность миновала, нужно продолжать молиться об этом?

— Что, в других местах нет войны? Что значит “у нас” и “у них”? И там, где сейчас война, наши братья. Разве все мы люди не от Адама и Евы? Но семья наша разделилась: одни люди здесь, другие там. С другими православными мы братья и по плоти и по духу, а с остальными людьми братья только по плоти. Значит, еще один повод больше за них молиться, потому что они несчастней нас».

«— Геронда, я чувствую себя бессильной перед лицом какого бы то ни было искушения и трудности.

— Ты не творишь молитву? Как корабли, находящиеся в опасности, посылают сигнал SOS, так и ты постоянно повторяй: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя”, — и будешь получать помощь».

«На Афоне был один рабочий, который много работал, работал за троих, и потому отцы платили ему двойную зарплату. Иногда он заглядывал и ко мне в каливу Честного Креста. Однажды я ему сказал: “Когда работаешь, твори молитву, чтобы и дело, которое делаешь, освящалось”. Он послушался меня в простоте и привык творить молитву. Однажды он пришел ко мне и говорит: “Я сплю и во сне говорю молитву. И когда встаю, молитва продолжается. Чувствую в душе радость”. — “Забрезжил сладостный рассвет”, — говорю ему. Мирской человек — а достиг такого состояния!»

[Книгу озвучили Андрей Тенетко и Светлана Кузнецова; использование контента в коммерческих целях запрещено.]

Отзывы

Благотворительный фонд «Предание»

в вашем почтовом ящике

каждые 2 недели

С чего начать

Священное Писание

Святоотеческое наследие

Предметный каталог

Художественная литература

Фильмы и ТВ

Детям

Благотворительный фонд «Предание» – важнейшая часть интернет-проекта Предание.ру. Фонд учрежден в 2009 году как независимая, некоммерческая, нерелигиозная, неполитическая общественная организация.

Мы собираем средства для адресной материальной помощи нуждающимся. Нам не важны возраст национальность и проблема. Главное – что мы можем помочь человеку. Это один из принципов оказания помощи Фондом “Предание”.

С 2009 года мы помогли 300 обратившимся. Это дети и взрослые с тяжелыми травмами и болезнями, в том числе с онкологией.

С помощью благотворителей мы восстановили православную школу в Кинешме, провели газ в детский приют под Троицком и отремонтировали его.

Мы собираем средства для расширения библиотеки, аудио и видео медиатеки. Создали более сотни аудиокниг для свободного распространения и не намерены на этом останавливаться.

Почему нам доверяют

Мы открыто публикуем документы о каждом потраченном рубле. Все отчеты в специальном разделе, там же можно ознакомиться с выпиской по нашим счетам. В архиве можно прочитать обо всех, кому мы когда-либо помогли.

Закон Российской Федерации позволяет благотворительным организациям использовать 20% пожертвований на свое содержание. Но мы приняли решение каждый пожертвованный рубль использовать только для наших подопечных. Более того, мы из личных средств покрываем затраты на комиссии платежных систем, которые оставляют у себя до 5% от суммы пожертвования. Таким образом, до получателя доходит вся сумма, отправленная жертвователем.

Фонд прошел аудиторскую проверку в 2010 и 2011 году, которая не обнаружила в деятельности фонда никаких нарушений.

Текст книги "О молитве"

Автор книги: Паисий Святогорец

Религия

с употреблением Псалтири Святого Арсения

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мнОю есть выну. Тебе единому согрешых и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегди судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоей явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония мои очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою). Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

БОГОРОДИЧЕН

Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина Чистая, Едина Благословенная.

ТРОПАРЬ Святому Арсению Каппадокийскому

Житие богоугодное добре скончав, сосуд честен Утешителя явился еси, богоносне Арсение, чудес благодать приим, всем подаеши скорое вспоможение, отче преподобне, Христу Богу молися даровати нам велию милость.

Читаем прошение, о котором хотим помолиться, и затем соответствующий псалом.

Слава Отцу и Сышу и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слйава Тебе, Боже.

Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

СЛАВОСЛОВИЕ

Тебе слава подобает, Господи Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея. Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грех мира, помилуй нас. Вземляй грехи мира, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Едйн Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца, аминь.

На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века.

Господи, прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя.

Сподоби Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь.

Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими.

Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри: Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и прйсно, и во веки веков, амйнь.

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Издательский Дом «СВЯТАЯ ГОРА» выпустил в свет книгу иеромонаха Исаака «Житие Старца Паисия Святогорца» в 2–х частях – наиболее полное и авторитетное жизнеописание Старца Паисия, составленное его ближайшими учениками. Книга содержит 30 ранее не публиковавшихся фотографий.

Творения Старца Паисия на русском языке, вышедшие в свет:

1. Слова. Том I. С болью и любовью о современном человеке. М.: Святая Гора, 2010.

2. Слова. Том II. Духовное пробуждение. М.: Святая Гора, 2010.

3. Слова. Том III. Духовная борьба. М.: Святая Гора, 2010.

4. Слова. Том IV. Семейная жизнь. М.: Святая Гора, 2010.

5. Слова. Том V. Страсти и добродетели. М.: Святая Гора, 2010.

6. Святой Арсений Каппадокийский. М.: Святая Гора, 2008.

7. Письма. М.: Святая Гора, 2008.

8. Отцы–святогорцы и святогорские истории. М.: Святая Гора, 2009.

9. Афонский старец Хаджи–Георгий (1809–1866). М.: Святая Гора, 2009.

О молитве

Будем всегда молиться об усопших

— Геронда, в костнице зажигают лампадку?

— Да, это жертва об усопших. Даже просто свечку поставить за душу почившего уже большая польза.

Усопших надо помнить и всегда о них молиться. Не будем забывать молиться об их душах, дабы обрели упокоение. Я каждый раз, когда у меня в каливе бывает литургия, служу панихиду и обо всех почивших, имена которых не поминались. На Афоне в монастырях вечером в пятницу служат краткую панихиду по усопшим с коливом, а в субботу утром служат утреню в кафоликоне [91] и литургию в кладбищенской церкви. Там, на кладбище, мы слагаем оружие. И из этого «дома» отправимся в другой.

— Геронда, как молиться об усопших?

— Говори в общем: «Боже, упокой души усопших раб Твоих», — и если придёт тебе на ум имя кого-нибудь из почивших или случится, что умрёт кто-либо из знакомых или незнакомых и ты об этом узнаёшь, то помяни и эту душу в той же молитве.

Хорошо сначала поминать почивших, имеющих большую нужду, затем тех, у кого нужда меньше, и под конец знакомых. Я, хотя никогда не думаю о родственниках, если вдруг из-за усталости или по отсутствию времени не помолюсь об усопших, то вижу потом во сне своих родителей. Потому что когда я молюсь вообще об усопших, то и они получают помощь и радуются, а если не молюсь, то лишаются этого утешения. Если наши ничтожные молитвы приносят бедным усопшим помощь, тогда с нас, монахов, если мы о них не молимся, нужно с живых содрать кожу и посыпать солью.

Усопшим нужна молитва

— Геронда, на службе я больше молюсь о себе. Даже когда читаются непорочны [92] об усопших, я часто продолжаю молитву о себе.

— Что, всё только для себя самой хочешь? Почившим нужна наша молитва, потому что сами они ничего не могут для себя сделать, а мы можем.

Жил на Афоне некто дядя Янис, он везде ходил и говорил: «Есть какая работа? Давай, какую тебе работу надо сделать?» Он был такой добрый, что отцы говорили, чтобы он стал монахом. А он отвечал: «Нет, нет, только молитесь обо мне; не представляете, что я был за человек и что творил на войне!» Как-то он мне помогал делать аналой и сказал: «Молись обо мне, потому что я большой грешник». Потом я потерял его из виду. Спустя приличное время пришёл ко мне один отец и сказал: «Дядя Янис почил. Он являлся мне два раза, отправил к тебе сказать, чтобы ты поминал его об упокоении». Что же произошло? Дядя Янис пошёл в один монастырь помогать монахам. Когда пришло время умирать, он сказал иеромонаху, который нёс послушание на кладбище: «Брат, я большой грешник. Пожалуйста, служи на моей могиле каждый день краткую панихиду». И тот на самом деле каждый вечер ходил и служил панихиду на могиле дяди Яниса. Но через некоторое время ему дали послушание в архондарике. Иеромонах когда помнил, а когда забывал служить панихиду. Однажды ночью ему во сне явился дядя Янис и сказал: «Пожалуйста, не забывай меня. Если не можешь сам служить по мне панихиду, то сходи к отцу Паисию и скажи ему, что я умер, потому что он каждый день меня поминает, но поминает о здравии и молится, чтобы я покаялся. А я теперь не могу покаяться».

Усопшим молитва нужна больше, чем живым, потому что для живых ещё есть надежда покаяния. И Бог хочет, чтобы были люди, которые просят Его об усопших, потому что окончательный Суд ещё не произошёл. На войне один тяжелораненый попросил у священника воды, а тот не дал. Проявил равнодушие, хотя во фляжке у него было немного воды. Вскоре раненый умер, и священник, как только осознал свою ошибку, впал в отчаяние. Постоянно поминал того человека. Он пришёл ко мне в каливу и рассказал о своей беде. На самом деле это был отзывчивый человек, но сам не понял, как всё случилось. Бог попустил этому произойти, ненадолго отнял Свою благодать, потому что раненому очень нужна была молитва. Если бы священник дал ему воды, то скоро забыл бы о раненом, а теперь его мучила совесть, и он постоянно о нём молился.

Облегчение для почивших

— Геронда, какую пользу получают почившие от наших молитв?

— Скажу тебе один пример. Если бы как-нибудь ты нашла меня в подвале и сказала бы игуменье: «Жалко человека, давайте переведём его на верхний этаж, чтобы он, пока живёт, видел солнце». Как думаешь, игуменья исполнила бы это?

— Конечно, исполнила бы, геронда.

— Ну вот, если игуменья сделает, то неужели Бог не подаст облегчения почившим, когда мы Его просим? Разве не переведёт в темницу с лучшими условиями содержания или даже в отдельную квартиру?

В молодости я знал одну старушку, которая в противоположность своей дочери, очень щедрой и милостивой женщине, была очень скупой. Только со мной она не была скупа, потому что очень меня любила. Спустя три года после её кончины — останки ещё не доставали из могилы — в то время, когда я творил молитву, со мной случилось нечто странное. Из всего я понял, что один молодой человек зовёт меня пойти посмотреть на старуху, потому что она меня звала. Он взял меня за руку и привёл к ней на могилу. Поднял плиту и я увидел старушку, которая кричала: «Монах, спаси меня! Монах, спаси меня!» Тело её истлело наполовину и испускало невыносимое зловоние. Мне так было её жалко, что я крепко обнял её и облобызал. Несмотря на очень плохой запах, мне не хотелось от неё отходить, если бы она сама не ушла. Меня очень это удивило. Когда есть настоящая любовь с состраданием, то ни гнилая плоть не вызывает отвращения, ни зловоние. Я, когда вижу светскую женщину, наряженную и благоухающую ароматами, чувствую внутреннее отвращение, а с этой бабушкой, несмотря на зловоние, не хотел расставаться, потому что чувствовал к ней сострадание. Удивительные вещи происходят в духовной жизни! У неё была большая нужда в молитве, поэтому Бог устроил, чтобы я увидел её в таком состоянии. Потом я стал молиться об этой душе. Спустя два месяца я увидел, будто нахожусь в какой-то яме наподобие воронки. Там, к несчастью, было много людей, ужасного вида, чёрных, которые страшно мучились. Выше я увидел старушку на светлом облаке; казалось, что она далеко, но самом деле была близко. Она была словно маленький ребёнок, но со своими чертами лица, и рядом ангел — наверное, её ангел–хранитель — он тёр и мыл ей лицо. Вид у неё был радостный. Я обнял её и почувствовал такую радость, что не передать словами!

Усопшие, это подсудимые, рабы. Порой, когда мне приходит на память одна патриотическая песня, я прилагаю её к усопшим:

Свобода, освободи мою слабую плоть, Свобода, подари мне голос красивый. Дай огонь сердцу, которое изнемогло в страданиях, И я пропою тебе радости песню, как весной соловей. Пусть песня прозвучит и в глубине порабощённой земли, Проливая бальзам на душу рабов.

Я прилагаю это и к себе. Разве я не изнемогаю от страданий [93] ? Я раб в этой жизни. «Порабощённая земля», под которой в песне подразумеваются порабощённые греки, для меня — усопшие, которые находятся в плену, и я прошу Многоблагоутробного Бога, чтобы Он «пролил бальзам» на их души.

Псалтирь — гроза диавола

Псалмы Давида боговдохновенны

— Геронда, меня удивляет, что дети понимают Псалтирь, и им хочется её читать.

— Псалтирь подходит для любого возраста. Детям она может даже нравиться больше, чем тебе и мне. Псалтирь боговдохновенна, написана по божественному просвещению, поэтому содержит такие сильные и глубокие мысли. Всех богословов и филологов собрать вместе — одного псалма не напишут с таким содержанием. А если даже и напишут что-нибудь, то это будет похоже на искусственный цветок. Давид не имел никакого образования, а с какой глубиной писал! Ясно видно, что им руководил Дух Божий.

— Геронда, я не успеваю читать Псалтирь.

— Хорошо бы находить немного времени для неё днём. А если нет времени, то лучше прочитать половину кафизмы [94] , следя за смыслом, чем всю Псалтырь впопыхах. Прочитанные мысли потом имей всё время в уме. Псалтирь — это молитва.

Некоторые люди неправильно понимают пророка Давида и говорят, что в некоторых его псалмах есть проклятия. Но когда Давид говорит: «Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им» [95] , — он имеет в виду не то, чтобы грешники погибли, а чтобы покаялись, и не было бы грешников на земле.

Я от Псалтири испытываю радость; там везде пророчества, везде утешение. В трудной ситуации, если прочитаешь Псалтирь, чувствуешь облегчение, освобождение, уверенность, что Бог поможет. «Спасение же праведных от Господа, и защититель их есть во время скорби» [96] , — говорится там.

Чтение Псалтири по святому Арсению [97]

— Геронда, как Вы стали читать Псалтирь, пользуясь указаниями святого Арсения?

— Святой Арсений, не находя в Требнике соответствующих молитв для случаев, с которыми к нему обращались люди, использовал Псалмы. В одной тетрадке он записал для какого случая какой псалом читать. Когда эта тетрадь попала мне в руки, я стал читать Псалтирь и молиться по этим указаниям. Помысел говорит мне, что молитвам с Псалтирью по указаниям много помогает и святой Арсений.

— Геронда, святой Арсений усердней молится Богу, потому что видит, что мы молимся так же, как молился и он сам?

— Да, конечно. И тому есть примеры!

— Геронда, как читать псалмы и молиться о каком-то конкретном вопросе?

— Читаю сначала указания, а потом псалом.

— Нет, сначала нужно хорошее вступление. Святой Арсений был святым и пришёл в такую меру, что читал только псалом. А мы, неужели не прочитаем в начале «Помилуй мя, Боже…» [98] ? А после псалма разве не прочитаем славословие? Разве не сделаем несколько поклонов? Итак, сначала читай 50–й псалом и смиренно проси милости Божией. Потом богородичен «Под Твою милость прибегаем, Богородице» и тропарь святого Арсения, чтобы призвать на помощь Пресвятую Богородицу и святого Арсения. Потом читай указание, о чём хочешь молиться, и соответствующий псалом. В конце читай: «Слава и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже» (трижды) и в конце славословие как благодарение Христу и «Достойно есть» как благодарение Божией Матери. Сделай и поклонов сколько можешь.

— Геронда, иногда я пытаюсь найти связь между псалмом и той нуждой, в которой его использовал святой Арсений.

— Указания для конкретных нужд примерно совпадают со смыслом псалмов. Но святого Арсения больше интересовала молитва, а не то, насколько содержание псалма соответствует нужде, о которой он молился.

— Геронда, можно читать сначала указания о нескольких нуждах, а потом все вместе соответствующие псалмы?

— Если станешь читать несколько указаний вместе, то будешь их забывать. Лучше читать отдельно каждое указание перед псалмом, чтобы уязвлялось сердце, пробуждалось усердие. Когда человек молится о каком-нибудь конкретном вопросе, то это очень помогает сердечной молитве.

— Геронда, во время службы мне трудно следить, когда читают Псалтирь [99] .

— Можешь в келье смотреть указания псалмов, которые будут читаться за службой, и потом молиться о конкретных нуждах. А если забудешь, к каким нуждам что относится, то говори так: «Боже мой, помоги в нужде, к которой относится псалом», — и твори молитву.

Кафоликон — главный соборный храм монастыря.

Так называется 118–й псалом, начинающийся словами: «Блаженны непорочны в путь».

Сказано в декабре 1993 года.

Кафизма (греч. ) — в богослужебной традиции византийского обряда раздел Псалтири. Псалтирь разделена на 20 кафизм таким образом, чтобы все кафизмы были приблизительно одинаковой длины. Поэтому разные кафизмы содержат разное число псалмов.

См. приложение к настоящему изданию, С. 237

В соответствии с церковным богослужебным уставом на вечерне читается одна кафизма из Псалтири, а на утрене две кафизмы. Таким образом в течение недели вся Псалтирь прочитывается полностью.

Оценка 4.1 проголосовавших: 203
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here