Молитва с воздетыми руками

Полное собрание и описание: молитва с воздетыми руками для духовной жизни верующего человека.

Молитва борьбы

Из Библии мы знаем, что на пути Израиля в стану обетованную стояли три сильнейших и злейших врага: Ог — царь васанский, Сигон — царь аморрейский и амаликитяне, потомки Исава, жившие разбоем и грабежом. Ог, Сигон и Амалик — диавольская троица, руками которой он создал план уничтожения евреев. Но Моисей сумел разгадать этот план, противостал диаволу и разрушил его замысел. С этой стороны он являет нам веру, противостоящую и активно борющуюся против врага Божия, веру побеждающую (1Ин. 5:4).

После чудесного напоения водой из скалы Израиль встретил новую большую и грозную опасность. Библия сообщает: «И пришли амаликитяне, и воевали с израильтянами в Рефидиме». Амаликитяне — один из коварнейших языческих народов-кочевников. Они обосновались на юге Палестины и вели разбойничий образ жизни, докучали Израилю набегами и грабежами (Быт. 36:12; Вт. 25:17-19; 1Цар. 15:1-2; 30:1-2). Вот как коварно поступал Амалик: он нападал не на главные силы народа, а на немощных, уставших в пути, а потому и отставших от колонны, неспособных защититься, и убивал их. Это было племя бедуинов, преданное Богом проклятию, которое Он повелел уничтожить полностью, чтобы от них не осталось даже памяти (1Цар. 15:3). Амалик — прообраз сатаны, который ставит преграды народу Божию на пути веры, чтобы губить души.

Когда амаликитяне напали на израильский стан, в тот момент весь народ, в полном его составе, не готов был к отпору из-за недавно пережитого ропота и недовольства. Что же предпринимает Моисей?

В виду того, что на этот раз ситуация была более опасной и угрожающей, чем прежняя (с водой), так как этих непримиримых, жестоких врагов поднял диавол, Моисей меняет тактику молитвы: он превращает ее в поле битвы, в духовную брань. Он ведет войну на двух фронтах — физическом и духовном. Ключевую, духовную и более ответственную позицию занял он сам, а физическую поручает Иисусу Навину. Для этой цели он повелел избрать отважных, мужественных, не потерявших духа воинов и во главе с Иисусом Навином вступить в сражение с амаликитянами. Сам же поднимается на вершину холма, чтобы оттуда обозревать поле сражения и одновременно молитвенно бороться против невидимого врага, стоящего за Амаликом.

Это одно из интереснейших мест Писания, открывающих средства и методы духовной войны с нашим противником. Там, на горе, Моисей воз­девает свои руки вверх; в руке у него жезл Божий — его духовное оружие. Это был тот самый жезл, которым он поражал Египет казнями и разделил во­ды Красного моря. Этим жезлом он в Рефидиме извел воду из скалы. А теперь Моисей поднимает его против невидимых поднебесных сил зла, восставших на Израиля, чтобы не допустить к пределам Обе­то­­ван­ной Земли.

Этот случай показывает, что главным противником народа Божия во все периоды его истории были не сами люди, а бесовские духи во главе с их князем, господ­ст­вующим в воздухе и действующим в сынах противления (Дан. 10:13; Еф. 2:2-3; 6:12). Это они поднимали и поднимают амаликов всех времен — людей мира сего, богоненавистников и богоборцев. Поднимают их с мечом и без меча в руках, чтобы преградить сынам света путь в небесную страну.

Заметим, что в методах борьбы и противостояния властям тьмы Иисус Навин впо­следствии в точности следовал Моисею. Когда он завоевывал Ха­наан, то, по повелению Господа, простирал свое копье против невиди­мых врагов, в то время как его воины сражались против видимых — сопротивля­ющих­ся языческих племен, и так одерживал победу (И.Нав. 8:18,26). В этом можно усмотреть некое чрезвычайно важное правило борьбы с духовны­ми врагами Церкви Божией. Ее брань с вражьей силой не прекратится, доколе ей не по­ложит конец Сам Христос, Господин вселенной. А пока это произойдет, каж­дый служитель и каждый христианин должен научиться искусству духовной борьбы, чтобы иметь победоносную жизнь. И как Моисей взошел на холм и, воздев к небу руки, тем самым явил «знамение креста» (Иустин Фило­соф), которым поражал диавола, так и мы должны верой подниматься на Голгоф­ский холм и воздетыми вверх руками, силой Его и Кровью Его, поражать вра­га в обстоятельствах своей жизни. Сегодня наш «холм» — это уединенная комната молитвы, где вдали от забот и суеты мы можем простираться к Богу, «воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим. 2:8).

По Писанию можно проследить, что означали воздетые к небу руки или прос­тертые по повелению Господа. Образ служения с простиранием рук и с протянутым вперед перстом Сам Бог от Себя передал человеку. И потому все ветхозаветные служители (пророки и мужи веры) при необходимости прибегали к этим действиям. Во-первых, руки поднимали (простирали) вверх во время молитвы, тем самым вы­ражая молитвенное устремление души к Богу, при котором нисходит на нее Благодать и вдохновение (3Цар. 8:22; Пс. 133:2; 142:6). Во-вторых, руки простирали по повелению Бога с жезлом (Исх. 14:16,26-27) или копьем (И.Нав. 8:18,26). Библия показывает случай с Озой, который самовольно простер руку к Ковчегу Божию, за что был наказан (1Пар. 13:10). Многие праведники Ветхого Завета следовали этому святому правилу — молиться с поднятыми вверх руками: Моисей на горе, Давид (Пс. 27:2; 62:5; 142:6), Соломон (3Цар. 8:22; 2Пар. 6:12-13), Иеремия (Пл. Иер. 3:41). Такое же повеление дано молящимся мужам в Новом Завете (1Тим. 2:8).

Итак, служение рук ветхозаветных святых имело большое значение. Это видно из следующих за ними действий. Например, чтобы вывести евреев из Египта, Богу недостаточно было действия Его сил («руки крепкой и мышцы простертой» — Исх. 6:6; Вт. 4:34; 5:15; 7:19). Ему понадобился еще и служитель, который смог бы проявить перед фараоном авторитет этой «руки крепкой и мышцы высокой». Таким служителем оказался Моисей. Вместе с Аароном он должен был практически, неотразимыми доказательствами, убедить фараона отпустить народ. Для этого именем Иеговы ими были совершены все великие и страшные знамения и чудеса. Обращает на себя внимание тот факт, что они делались через одно, на вид не­зна­чительное, с точки зрения человека, действие — простирание руки. Оно пред­шествовало каждой казни, каждому событию или знамению, которое Господь хотел совершить перед фараоном (Исх. 7:19; 8:5-6,16-17; 9:22-23; 14:16,21,26-27).

Бог неоднократно повелевал: «Простри…», «Простри…», «Простри руку твою с жезлом». Неужели нельзя было иным путем, не таким почти «юродивым» (1Кор. 1:21,25), вызвать эти сильные и ужасные явления? Видимо, нельзя и не нужно было делать иначе, но именно так, как определил Бог. И это была не магия, не колдовство, не волхвование. Моисей и Аарон были мужами святой молитвы и глубокой веры. О них сказано, что «верой перешли они Чермное море, как по суше» (Евр. 11:29).

Тогда возникает вопрос: когда есть вера и усиленная молитва возносится к Богу, как было у моря перед Ваал-Цефоном (Исх. 14:15-16), то для чего еще простирать руки? Однако Бог повелевает простереть руку, чтобы разделить воды моря, а затем чтобы сомкнуть их. Неужели, совершая великое, о чем рассказывает 14 глава, Господь Сам, без простертой руки Моисея, не мог разделить и соединить воды моря?

Это действие осталось бы для нас загадкой, если бы его не объяснила Библия. Видимо, простертая рука имеет глубокий духовный смысл, что хорошо иллюстрирует эпизод с воздетыми на горе руками Моисея (Исх. 17:8-16). После того, как он целый день продержал свои руки поднятыми вверх, он устроил жертвенник и сказал: «Иегова Нисси — Господь знамя мое». Как радуга пред Богом и людьми была знамением милости и спасения (Быт. 9:11-16), так про­с­тертые к небу руки являются знамением силы и могущества Божиего над невидимым станом врагов. Только так могло быть проявлено могущество и победа Божия над властью сатаны в деле избавления Израиля.

Значение этого действия очень велико: «…для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (2Кор. 2:16), в зависимости от того, для чего простираются к Богу руки (Иер. 1:9-10). Не потому ли наши руки названы «мужами силы» (Еккл. 12:3), «мышцами» сокрушения, а наши персты — «перстами брани» (Пс. 17:35; 143:1)? Богу нужны не только слова и молитвы, но и руки, и персты верных Его служителей (Рим. 12:1; 1Кор. 6:20). О, если бы мы постигали «верность Ему в малом», чтобы стать сильными во всем!

Во имя Господне воздевание и простирание руки или обеих рук (Пс. 62:5) мы видим не только у мужей веры (Моисея, Аарона, Иисуса Навина, Давида и др.), но и у Самого Бога, от Него оно перешло и на Его рабов:

«Простру руку Мою и поражу Египет» (Исх. 3:8), — говорит Господь.

«Я всякий день простираю руки Мои к народу» (Ис. 65:2). Библия многократно свидетельствует о том, что Бог простирал Свои руки: Ис. 11:11,15; 26:11; 31:3; Иер. 6:12; 21:5; Иез. 13:9; 14:9,13 и др.

«Я поднял руку Мою и клялся Аврааму» (Исх. 6:8). Библия со всей ясностью показывает, как велико значение в духовном мире, когда Бог на небе, а человек на земле простирают руку. Это действие производит в стане врагов, духов поднебесных, великий ужас (Иер. 32:21), а в обществе Господнем — великое торжество, радость и песнь хвалы (Исх. 15:1-21). Это результат сотрудничества человека с Богом (1Кор. 3:9), производящий чудную симфонию единения, когда истина возникает «из земли» и правда «приникает с небес» (Пс. 84:11-12). Бог всегда ищет такого сотрудничества с верующими людьми.

Итак, простереть руку во имя Господа (Пс. 19:6) означает: с уверенностью возвестить победу Божию в тех обстоятельствах, где враг противостоит исполнению Его обетований, подобно тому, как через Вечерю смерть Господня возвещается, «доколе Он придет» (1Кор. 11:26). Так было и с Израилем: Бог обещал вывести его из Египта через четыреста лет (Быт. 15:13-14), а фараон усиленно стал препятствовать этому. Получилась задержка и нарушение верности Божией (Исх. 12:40). Вот здесь-то нельзя было ограничиться одними молитвами. Необходимо было проявить могу­ще­ство, силу и власть Бога. Поэтому повеление «простри руку твою» было грозным напоминанием врагу о том, что израильский народ не беспомощен, он под защитой Божией и поднимает знамя победы, знамя избавления от удерживающей силы врага. В книге Песни песней (6:4) народ Божий представлен грозным, «как полки со знаменами».

О даровании такого дерзновенного действия Давид и вопиет к Богу: «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» (Пс. 59:6).

Это «знамя» Моисей нес от пределов Египта до конца своего странствования на земле. Там, на холме, он прежде всего молился Богу о ниспослании народу помощи; но то, что он весь день простоял с воздетыми вверх руками, указывает именно на его молитву противостояния невидимому врагу. Моисей знал эту форму борьбы, так как был наставлен Господом еще в мадиамской пустыне. Он не просто молчаливо стоял с простертыми руками, но силой Господа «обще» с духом своим сокрушал силу вражью, как это впоследствии делал и Апостол Павел (1Кор. 5:3-5). Так Моисей связывал бесовские силы и развязывал силы народа Божия. Вот почему, когда он поднимал руки с жезлом вверх, побеждал Израиль; когда руки уставали и опускались, одолевал Амалик.

Иисус Навин в долине сражался с амаликитянами, а Моисей на горе — с невидимыми духами. В протянутом им жезле воедино соединились могущество власти и воли Божией и противодействие веры и духа Моисея, его властная молитва разрушения. Многие сегодня недооценивают опасности вмешательства властей тьмы в жизнь верующих и не знают методов борьбы с ними. Они недопонимают и того, что происходило во время пребывания Моисея на холме. Но фактически его молитвенное борение там — наглядный пример ведения духовной войны, который учит и нас, как мы должны бороться с врагом, осаждающим наши церкви.

Новый Завет говорит на эту тему очень много и открывает, что с момента Голгофской победы диавол — убегающий враг. На борьбу с ним указывает Петр (1Пет. 5:8-9), Павел (Еф. 6:12-18), Иаков (4:7). Сатана убегал от Иисуса Христа, Его Апостолов и от всех, кто облечен в силу Божию. Апостол Иоанн показывает в Откровении, что скоро он будет изгнан с поднебесных пространств и с земли и окажется в бездне (Отк. 12:7-12; 20:1-3).

Но сатана — убегает не от всех. Две тысячи лет он боится тех, кто противостоит ему твердой верой. Оказывается, твердая вера и противостояние связывают его действия, а поэтому не будем пассивными! Твердая вера тверда духом и сильна словами, заявляемыми вслух в силе Духа Святого, поэтому враг и убегает от нее (Отк. 12:11). Подавляющее большинство членов церкви знает диавола как порабощающего и оболь­щающего, но те, кто верой принял силу и власть Христа и стал активным воином Христа (Лук. 10:19; 2Тим. 2:3), узнают его и как убегающего. «Для сего приимите всеоружие Божие…», — говорит Павел. К нему относятся: препоясание истиной, броня праведности, благовествование мира, щит веры, шлем спасения, меч слова Божия и молитва (Еф. 6:13-18). Другими словами, святая благочестивая жизнь, употребление слова Божия с верой, имя Христа (Мр. 16:17; Деян. 3:6; 14:10), Кровь Христа (Отк. 12:11) и пост (Мф. 17:21), — все это дает право смело простирать свои персты в брани с врагом, и Бог дарует ему победу.

Чудесная истина преподана нам в этой главе через воздетые руки мужа веры. Оттуда, с неба, шла невидимая помощь к Моисею на холме и к Иисусу Навину в долине. Но исход битвы решился не полководческим талантом Навина, не мечами воинов, а силой веры и духа Моисея. Значит вера, обращенная к Богу в молитве в трудный час испытания, и вера, предпринимающая решительные шаги в борьбе против невидимых противников — это вера борющаяся и побеждающая.

Это очень важная истина, друзья! Мы должны понимать, что в любом испытании, искушении, за всеми тяжело сложившимися обстоятельствами или преследующими нас людьми стоит он, исконный враг. И наша брань не с людьми, а с тем, кто стоит за ними и направляет их, т. е. с диаволом, источником всякого зла, горя и страданий. Он яростно нападает на Церковь предпришественного периода через самые оболь­сти­тельные и опустошительные лжеучения, уязвляя души смертоносными стрелами, чтобы задержать их ход вперед. Будем же бдительны и благоразумны!

Нелегко было Моисею в его борьбе. Он устал, изнемог, руки его отяжелели и начали ослабевать. Но его братья, Аарон и Ор, подкрепили его свежими силами, поддерживая руки один с одной, другой с другой стороны. «И были руки его подняты до захождения солнца» (Исх. 17:12-13). Это чудный пример братской помощи от служителей, которые стоят на передовой линии духовного сражения Церкви. О, как нужны сегодня такие верные, преданные, ревностные и просвещенные в истине братья, готовые верой, молитвой и всяческой помощью поддержать в борьбе. Когда такие служители есть в Церкви, жизнь Божия в ней будет пульсировать.

Моисей стоял на холме до полной победы сынов Израилевых. «И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча». Победа приходит там, где противостоящий стоит до конца, как бы тяжело ему не было. И чем сильнее враг, тем больше борющийся выбивается из сил, пока не достигнет победы. Сразу же после сражения Моисей устроил жертвенник Богу и назвал его «Господь — знамя мое» в знак того, что «брань у Господа против Амалика в род и род». Иными словами, под знаменем Господа Церковь не прекратит своей борьбы вплоть до Второго Пришествия Христа, когда диавол и его легионы будут низложены совершенно.

Добавить комментарий Отменить ответ

Протестантские сми: журнал протестантизм в России, протестанты в России. Сми христианские новости: религия, христианское радио и музыка, телевидение благих новостей.

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на 1 Тим. 2:8

Свт. Феофан Затворник

Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления

Собирались на молитву не в одном месте, а в нескольких; во всяком, из таких мест, молитвы творить или исправлять богослужение Апостол заповедует мужам, жены же пусть слушают и молятся в безмолвии; но при сем все молящиеся должны быть непорочны, иметь чистую совесть, не питать неудовольствия на других и не держать сомнения, будто не услышит Бог. Таково общее очертание молитвословий церковных.

Хощу убо. Хощет Апостол Апостольским хотением, равносильным законоположению. Убо — связывает начинающуюся речь с предыдущею, и именно с первыми стихами сей главы (см.: 1 — 2). Там заповедано творить молитвы за всех, к чему нужда была присоединить прояснительные положения (см.: 3 — 7). Теперь опять возвращается к наставлениям о молитве и говорит: вообще же Церковные молитвословия совершайте так и так.

Воздеюще преподобныя руки. «Воздевать руки и молиться свойственно было иереям Ветхого Завета» (блаженный Феодорит). То же делать Апостол велит и христианским мужам, исправляющим общественное богослужение. Но Апостольское же предание есть, как говорит Василий Великий, христианам, при совершении молитв, творить на себе крестное знамение. В нашем богослужении совмещается то и другое: и воздеяние рук, и крестное знамение, сопровождаемы бывая поклонами поясными и земными. Воздеяние рук ум к Богу возносит, а крестное знамение — путь восхождения к Богу показывает: ибо дверь приближения к Богу — крест Христов.

Но Апостол при сем не столько на внешность обращает внимание, сколько на состояние души; почему не просто сказал: воздеюще руки,— по: руки преподобныя, — то есть не запятнанные никаким пороком. Святой Златоуст говорит: «что значит: преподобныя? Чистые. А что значит: чистые? Конечно,— не водою вымытые, а чистые от любостяжания, убийств, хищения, уязвления». Блаженный Феодорит то же выражает так: «Апостол повелевает делать сие (воздевать руки) преподобно,—то есть освободившись от всякой неправды и от всякого беззакония»,—или «очистив их милостынею» (Экумений), «которая била бы из них, как из ключа бьет вода» (блаженный Феофилакт). Так это слово требует приступать к молитве с чистою совестию и с чистым сердцем. «Ибо руки тогда лишь бывают преподобны и святы, когда сердце чисто» (Амвросиаст).

Без гнева и размышления. В состоянии гнева и невозможно молиться. «И во время молитвы разве кто-либо гневается?» (святой Златоуст). Но помнить зло можно и при молитве; потому что это чувство тихо и скрытно. Когда наверху молитва, внизу может скрытно утаиваться злопомнение. Наши все толковники и разумеют здесь памятозлобие. «Пусть душа молящегося будет чиста и свободна от всякой страсти, пусть никто не приступает к Богу с враждою, пусть никто не приступает с негодованием» (святой Златоуст). «Так узаконил и Господь: если придешь принести дар твой ко олтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем, и шед смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой (ср.: Мф. 5, 23 — 24)» (блаженный Феодорит). И еще: егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого (Мк. 11, 25) (см.: святой Златоуст). «Итак, Апостол учит, что в молитве надлежит быть мирну духом, если желаем, чтоб она принесла плод» (Амвросиаст).

Без размышления, χωρις διαλογισμου, — без раздумывания, без колебания в мыслях, услышит ли Бог. Просящему чего-либо молитвенно святой Иаков предписывает: да просит с верою, ничто же сумняся. Сумняйся бо уподобися волнению морскому ветры возметаему и развеваему. Да не мнит человек он, яко прнимет что от Бога (ср.: Иак. 1, 6 — 7). Так разумеют все наши толковники. Святой Златоуст: «что значит: без размышления? Послушаем. Значит, что не нужно нисколько сомневаться в том, что мы будем услышаны. Ибо Господь говорит: елика аще воспросите верующе, приимете (ср.: Мф. 21, 22)». Феодорит: «без размышления — значит: без сомнения, веруя, что непременно получишь, чего просишь». Экумений: «без размышления, — то есть без раздумывания, услышит ли меня Бог? Не всуе ли, не напрасно ли я молюсь? Ибо надлежит быть уверену, что Бог услышит, если просим у Него того, что Ему любезно, чисты суще». Феофилакт: «размышлением назвал Апостол сомнение и учит, чтоб молящийся молился без сомнения и колебания в мыслях, получит или не получит, чего просит; только бы просил сообразного с волею Божиею,—духовного, и без гнева и с чистыми руками».—«Если таким образом приступаешь, то во всяком случае получишь просимое. Ибо аще вы, лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7, 11)» (святой Златоуст).

Преподобный Ефрем Сирин

Ст. 8-9 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою

Дав потом наставление, чтобы мужи молились без гнева и досады, он кроме того дает увещание и женам, призывая их к благоразумию, чтобы они бросили пустые наряды бесстыдства и позлащенные завивки волос, украшенные жемчугом, и драгоценную одежду.

Прп. Петр Дамаскин

Если мы и не имеем преподобных рук, то есть чистоты души и тела, то, по крайней мере, постараемся не иметь злопамятства и помыслов, ибо это значат слова апостола: воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи

Как же Христос запрещает молиться на всяком месте? Так Он советует не делать этого на площадях, а повелевает входить для молитвы в комнату (Мф. 6:6). Нет, Христос не запрещает молиться на всяком месте, а научает не делать этого из тщеславия, напоказ. Он напомнил только о комнате, подобно тому, как в изречении пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6:3). Он говорит не о руках, но указывает на чрезвычайную важность творить милостыню без тщеславия. Поэтому и Павел желает, чтобы мужчины молились на всяком месте, так как Христос не запретил этого. Сказал же он это для противопоставления молитве иудейской. Ибо молитва совершалась у них в одном месте, то есть в Храме Иерусалимском. А у нас не так: благодать беспредельна, и как молится христианин за всех, так и на всяком месте.

Воздевая чистые руки. Не о месте молитвы должно рассуждать со всею тщательностью, а об образе ее. Ибо он требует рук чистых от любостяжания, хищения, убийств, язв, – рук полных милостыни.

Без гнева и сомнения. То есть без злопамятства и возбуждения против брата своего. Апостол учит, чтобы молящийся молился без сомнения и колебания в мыслях, получит или не получит, чего просит. Как же это бывает? Отвечает: если ты не просишь ничего противного Его воле, – ничего недостойного Царя, но просишь всего духовного, с чистыми руками и без гнева.

Прп. Макарий Великий

Апостол говорит: «хощу, да молитвы мужие творят без гнева и размышлений» лукавых; потому что, по Евангелию, помыслы от сердца исходят (Мф. 15, 15). Посему, приступай к молитве, и обращай внимание на сердце свое и на ум; желай, чтобы чистая молитва воссылалась тобою к Богу, преимущественно же смотри при этом, нет ли чего препятствующего молитве, чиста ли молитва, занят ли ум твой Господом так же, как у земледельца — земледелием, у мужа — женою, у купца — торговлею; и когда преклоняешь колена свои на молитву, — не расхищают ли помыслов твоих другие?

Собрание рукописей типа II. Беседа 15.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления.

Под именем мужей Апостол разумеет христиан, достигших христианского совершенства. Только совершенным христианам свойственно молиться без гнева и размышления, то есть в глубоком мире, в чистейшей любви к ближнему, без малейшего памятозлобия к ближнему и осуждения его, без развлечения посторонними помыслами и мечтаниями (без размышления). Таковые могут на всяком месте и во всякое время приносить молитву Богу, воздевая и вознося к Нему преподобные руки: ум и сердце, очищенные от страстей, освященные Духом.

Лопухин А.П.

Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения

Апостол доказал необходимость молиться за всех людей. Теперь он приступает к наставлениям относительно порядка совершения молитвы в общественном богослужении.

Итак, т. е. в силу того, что он, Павел, является руководителем и учителем верующих, о чем он сказал в 7-м стихе.

Желаю – правильнее: хочу (boulomai), высказываю решительно свою волю (ср. различие между qelw желаю и boulomai хочу в Ев. Mф. I:19).

На всяком месте – т. е. на всех местах, где собираются христиане для общественного богослужения.

Произносили молитвы – как видно из всего хода мыслей, молитвы от лица всей Церкви.

Мужи – т. е. мужчины. Женщинам апостол воспрещал активно выступать в общественном богослужении (1 Кор. XIV:34).

Воздевая чистые руки. Воздаяние рук при молитве было в обычае не только у Иудеев, но и у язычников.

Чистые руки – символ чистоты человеческих действий и поступков вообще.

Без гнева. – Христианам того времени естественно было иногда питать гневное раздражение против преследовавших их Иудеев и язычников.

Сомнения – и в отношении к успеху молитвы, и в отношении к людям, которые могли казаться молящимися и не заслуживающими молитвы.

Оценка 4.1 проголосовавших: 189
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here