Молитва соболезнование мусульман

Полное собрание и описание: молитва соболезнование мусульман для духовной жизни верующего человека.

Молитва соболезнование мусульман

Соболезнование в Исламе

Представляем вниманию читателя небольшой материал, посвященный теме соболезнования по Исламу. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто выразил соболезнование человеку, которого постигла беда, предназначено такое же воздаяние, как и тому, кого постигло это несчастье».

В книге «Шарх Мафруз» 1 Мухаммад Тахир аль-Карахи, да смилуется над ним Аллах, пишет:

«Под словом «соболезнование» подразумевается наставление тому, кого постигла беда, чтобы он проявил терпение, побуждая его к этому рассказывая о высокочтимости терпеливого и о воздаянии, предусмотренном ему за это.

Также предупреждение о том грехе, который он совершит, если не проявит терпение».

Кому выражают соболезнование?

Далее Мухаммад Тахир пишет:

ويسن تعزية نحو أهله ومصافحتهم بل هنا أولى من المصافحة في العيد من صهر وصديق وقريب ووميق وهي الأمر بالصبر، والحمل عليه بوعد الأجر، والتحذير من الوزر بالجزع وإظهار الضجر والدعاء للميت بالمغفرة، ولنحو أهله المصاب بجبر المصيبة . وسن أن يعمهم بها أي بالتعزية حتى الصغار المميزين والنساء إلا الشابة فلا يعزيها إلا محارمها ونحوهم من الأصدقاء أما تعزيتها له أي للرجل فحرام .

«Желательно выразить соболезнование близким покойного, например, зятю, другу и родне, и также желательно пожимать руки на соболезновании, и (это) даже является более предпочтительным, чем пожимание рук на мусульманском празднике.

Желательным является проявление беспокойства, и совершение мольбы о прощении грехов покойного и о ниспослании его родным блага взамен этой беды.

Также, желательно обобщить всех (выразить соболезнование всем), включая разумных детей и женщин, исключая молодую девушку. Что касается её, то не разрешается выражать соболезнование ей, кроме тех, кто является для нее махрамом (с кем нельзя сочетаться браком). А соболезнование молодой девушке посторонним мужчиной является харамом (запретным).

Когда выражают соболезнование?

وهي أي التعزية بعد دفنه أولى . ومدتها: ثلاثة أيام من الموت للحاضر، ومن بلوغ الخبر للغائب، وتكره بعدها .

Выражать соболезнования предпочтительнее после погребения покойного.

Срок соболезнования для того, кто узнал о смерти данного человека, проживающего в данном населенном пункте, составляет три дня, а для того, кто не находится в данном населенном пункте этот срок начинается с момента, когда он узнал (о смерти).

Совершать его в более длительный срок, чем указанный, является нежелательным.

Разрешается ли усаживаться в доме покойного?

В «Шарх Мафрузе» написано:

ويكره الجلوس لها، بل ينبغي لهم أن ينصرفوا ويتفرقوا في حوائجهم فمن صادفهم عزاهم.

«Также нежелательно усаживаться там, напротив, предпочтительнее уйти и разойтись по своим делам. Того, кто будет найден [в доме], тому и выражается соболезнование».

Зайнуддин аль-Малибари в «Иршаду Иббад» 2 пишет:

«Нежелательным является усаживаться для соболезнования, также и приготовление пищи, на которую соберутся люди, так как Ахмад передал от Джарира ибн Абдуллаха аль-Баджили, что он сказал: «Мы считали (считаем) собрание у родственников умершего и приготовление ими трапезы после похорон частью «Нияха» (запретный вид оплакивания мертвого, в книгах пишется, что это превышение голоса во время оплакивания покойного)».

Ограничивается ли выражение соболезнования только на людях?

التعزية في غير الأدمي سنة أيضا من حيوان وغيره من كل ما يعسر على المصاب ويدعو له بما يناسب . ومن ذلك كان بعض السلف يعزون من فاتت له الجماعة أو الإحرام مع الإمام .

Далее пишется в «Шарх Мафрузе»:

«Желательно выражать соболезнование не только тем, у кого умер кто-либо из людей, но также и по отношению к тому, у кого умерло животное, и также (выражают соболезнование) каждому, кто тяжело переносит потерю, и сделать дуа соответствующим образом.

И поэтому некоторые салафы выражали соболезнование тому человеку, который не успел на коллективный намаз или тому, кто не успел вступить в намаз вместе с имамом».

Кому не желательно выразить соболезнование?

Великий ученый Кайлюби в своем «Аль-Хашия аля Канзу Рагибин» 3 пишет:

«Нежелательно выражать соболезнование оставляющему намаз, новатору, тому, кто воюет против мусульман, вероотступнику, кафиру, который не состоит в мирном договоре с мусульманами, даже если их умерший родственник был мусульманином.

Не возбраняется, и даже не является нежелательным, выражение соболезнования мусульманину по поводу смерти зиммия (неверный, который находится в договоре с мусульманами на их земле), также как и обратное (выражение соболезнования зиммию по поводу смерти мусульманина). А если есть надежда на то, что такой зиммий примет Ислам, то желательно (сунна) выразить ему соболезнование».

Подготовил: Муса Багилов

1 – Мухаммад Тахир аль-Карахи, "Шарх Мафруз" 502 стр.

2 – Зайнуддин аль-Малибари "Иршадуль Иббад" 55 стр.

Молитва соболезнование мусульман

Главное меню

Как предписывается в Исламе выражать соболезнования?

Выражение соболезнования (тазия) совершается для успокоения семьи покойного. Моральной поддержкой со стороны родственников безусловно является напоминание близким умершего о терпении и о том, какую награду за терпение они получат, что жизнь и смерть это воля Аллаха и с этим нужно смириться и молиться за покойного (делать дуа). Скорбеть по умершему (если это не умерший муж) разрешается 3 дня и 3 ночи, а после этого порицается (макрух). Разрешается скорбеть больше 3 дней и ночей, если покойник находится далеко (т.е. умер вдали от своих родственников). Аллах установил 3 дня, как сказал Пророк, мир ему: «Непозволительно женщине, верующей в Аллаха и в Последний день, носить траур по покойному более трех дней, если только дело не касается ее мужа, по которому траур следует соблюдать четыре месяца и десять дней» (аль-Бухари; Муслим).

Кроме маликитов в других мазхабах порицается (макрух) повторять выражения соболезнования (тазия) несколько раз. Утешать и поддерживать семью умершего не желательно до и во время похорон, т.к. близкие умершего заняты подготовкой к похоронам; чувство одиночества и необходимость поддержки они испытывают, как правило, после совершения обряда погребения.

Ханафитские ученые считают, что допустимо сидеть во время выражения соболезнования, совершаемого в течение 3-х дней, но не в мечети. В книге «аль-Фатава аз-Зухайрия» сказано, что можно выражать соболезнования в доме или мечети; главное, чтобы люди не забыли поддержать близких в трудный для них час. Порицается ночевать в доме покойного, когда соболезнования выражаются в его доме.

Характер соболезнования зависит от индивидуальности соболезнующего и степени его близости к семье умершего. При этом необходимо соблюдение определенного ритуала.

Приносящий соболезнования мусульманину говорит: «А‘замал-лаху аджракя ва ахсана ‘аза-’акя ва гафара лимай-йитикя»; если же произносится соболезнование мусульманину, а покойник — кяфир, то говорят: «А‘замал-лаху аджрака ва ахсана ‘аза-’ака», а от мольбы дуа покойнику воздерживаются, так как дуа ему запрещено. Если же приносят соболезнование кяфиру, а покойник – мусульманин, то говорят: «Ахсанал-лаху ‘аза-’ака ва гафара лимай-итикя».

Доказательством желательности (мустахабб) выражения соболезнования являются хадисы Пророка Мухаммада, мир ему: «Тому, кто принес соболезнование потерпевшему, такая же награда» (Ат-Тирмизи; Ибн Маджа, хадис (гариб)); «Того, кто принес соболезнование своему брату в беде, Аллах оденет в одежды в Судный день» (Ибн Маджа).

Из книги «Китаб аль-джаназа ва-ль-истифада мин хаза»

(Книга о джаназа) / Сост. и пер. с араб. А. Муслимов;

Ислам

Вспоминайте об Аллахе и Он будет помнить о вас

Главное меню

Ислам сегодня

Пятничный намаз и его значимость

Пятничный намаз и его значимость « О те, которые уверовали! Ко.

Источник чудес

В исламском мире известны сотни научных трудов о божественных чудесах Ко.

Зачем мы боимся смерти?

Отличительной чертой разумного человека является принятие мер ради страховки будущего. .

Школа ислама

Медресе Улугбека в Бухаре

Медресе Улугбека (1417+) Медресе Улугбека (1417+) – единственное строение такого масштаба, сохранившееся в Бу.

Медресе Гозиён

Квартал с одноименным названием Гозиён («борцы за веру») был одним из центров му.

Время ислама

Молитва ускоряет процесс выздоровления

Молитва ускоряет процесс выздоровления И говорит вам Господь: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу. Но .

Мусульманские имена

Аббас – хмурый, строгий, суровый Aвад – награда, вознаграждение Агиль – умный, понимающий, знающий Азер .

Авторизация

Последние статьи

Когда умерли мои родители (да будет милостив к ним Всевышний Аллах), самой большой проблемой для меня оказались люди, которые не умеют как положено выражать соболезнование. В Исламе для всех ситуаций есть свои нормы и правила этикета, которые входят в служение Творцу, и нарушение которых карается. Смерть – это о

бязанность для всех живых существ, и каждый человек пройдет через ее врата.

В то же время смерть является испытанием и для живых людей, которые остались в печали от разлуки с родными.

Силы верующим для того, чтобы достойно пройти это испытание, дает Всевышний Аллах.

Но на соболезнования приходят те, кто предпочитают людские обычаи, нежели Слово Аллаха и усугубляют это испытание.

Каким образом? В то время, когда вы поминаете Аллаха, чтобы укрепить терпение, делаете ду’а с просьбой о милости для вашего покойного родственника приходит сначала одна, потом другая, так называемые плакальщицы и начинают причитать: и что теперь делать, и как теперь быть, ой как все плохо, страшно, ой какое горе, как же теперь жить и т.д.

Что же делать: прогнать людей, пришедших на соболезнование, или принимать их со всеми причудами, которые очень болезненны для тех, кто переживает горечь утраты? Искреннее сочувствие и соболезнование верующего можно заметить только в его глазах и его отношении к вам.

Но выгонять не в силах, ибо это похой тон.

Поэтому все терпят это насилие над психикой.

Мне пришлось успокаивать пришедших и объяснять им, что нельзя так себя вести, иногда у меня не было сил делать это, разлука с родителями это очень тяжелое испытание, поэтому я просто удалялась в дальнюю комнату, чтобы переждать неестественные вопли.

«Почему они приходят, чтобы так рыдать на чужих похоронах? Разве это может быть нормальным, разве они могут сильнее меня переживать разлуку с людьми, которые так дороги мне?» – все эти вопросы, которые задавала себе тогда, я решила поднять здесь, в этой книге.

Нет, не может быть, чтобы посторонние люди могли так переживать, не контролировать свои эмоции, значит это лицемерие, которое считается в Исламе большим грехом, и за это их ждет наказание.

С другой стороны, даже если эмоции и бурлят в человеке, мусульмане обязаны их сдерживать и проявлять свое горе только в скудных слезах и молитвах.

Искреннее сочувствие и соболезнование верующего можно заметить только в его глазах и его отношении к вам.

Тот, кто хочет вам добра, придет в тяжелую для вас минуту и напомнит об обязанностях мусульман, одной из которых является смерть, а не станет громко причитать и рвать на себе волосы.

Битье по щекам, рыдания, плач-причитания – это остатки языческих обрядов, которые очень утомляют верующих и превращают такое соболезнование в пытку для них, а также причиняют дополнительную боль и обостряют чувство горя.

Мусульмане приходят на соболезнование, чтобы вы почувствовали единение с ними, они утешат вас словами о вечной жизни и милости Аллаха, молятся за вас и покойного.

Ислам запрещает языческие пережитки, и если женщина-плакальщица умрет, не раскаявшись в своем грехе, то в судный день она воскреснет в одеянии из жидкой смолы.

Тот дом, в котором причитает плакальщица, покидают ангелы милости.

Радания над покойным указывают на неверие этих женщин.

Особенно ненавистны те, которые рыдают для того, чтобы вызвать слезы других.

Важно помнить, что смерть может застать и нас в любой миг нашей жизни, и то, что случилось, является напоминанием об этом.

Здесь же надо сказать и о том, что некоторые женщины считают себя мусульманками, но ничего не соблюдают, зато хотят посещать могилы своих близких.

В прозрачных одеждах, полуобнаженные они приходят на кладбище, сидят возле могил и плачут.

В этом нет утешения ни для них, ни для их покойных родственников.

Женщинам дозволено посещать кладбище с условием, что они будут одеты, как положено по шариату женщинам-мусульманкам, то есть покрытыми полностью одеждой, кроме лица и кистей рук.

А также желательно, чтобы они находились в состоянии ритуального омовения и имели цель не рыдать над могилой, а просто посетить покойного, прочитать молитвы, сделать ду’а и увидеть места, в которых и мы окажемся в определенный для нас час.

Самое главное, чтобы женщины не смешивались на кладбище с мужчинами.

Само кладбище должно находиться в окрестностях города, если же ваш родственник похоронен в другом городе, то надо ехать вместе с вашим махрамом или мужем.

Тем, кто направляется на кладбище, желательно читать Коран или хотя бы знать наизусть суры из Корана, например, аят «Аль-Курси», прочитав которую вы попросите Всевышнего передать вознаграждение покойным – то в их могилы войдет сорок сияний и могилы расширятся.

Также, если прочитать три раза суру «Аль-Ихлас», независимо от того на кладбище вы или у себя дома, и сделать ду’а, то и покойный, и вы получите вознаграждение, равное вознаграждению за чтение целого Корана.

Любому, кто в пятницу посетит могилу родителей и прочитает суру «Я-син», прощается столько грехов, сколько букв и слов в этой суре.

Соболезнования в исламе

Выражать соболезнование родственникам усопшего является настоятельной сунной, не зависимо от того, являются ли они родственниками, мужчинами, детьми (мумайз) или пожилыми женщинами. Также родственникам покойного желательно выражать друг другу соболезнования, к примеру, если умер отец, один сын другому сыну.

В хадисе говорится:

«Всякого верующего, который выразил соболезнование своему брату по вере, которого постигло несчастье, Всевышний Аллаh в Судный день оденет в одеяния почета и достоинства» [1] .

Соболезнование мужчин и женщин друг другу

Сунной является женщинам соболезновать друг другу, также мужчинам соболезновать пожилым женщинам и наоборот. Нежелательно постороннему мужчине (не махрам) пойти с соболезнованием к молодой женщине. Есть ученые, которые говорят, что это запретно. Молодой женщине соболезнуют ее махрамы [2] и муж (если он есть). А что касается того, чтобы молодая женщина подходила с соболезнованием к чужому мужчине, то это без сомнения является запрещенным, подобно тому как является запретным давать салям чужому мужчине.

Что представляет собой соболезнование?

Соболезнование – это повеление о терпении (сабру), побуждение его к терпению, рассказывая о вознаграждении, обещанном за терпение, о высокочтимости терпеливого перенесения беды и о воздаянии, предусмотренном ему за это, ду’а умершему, чтоб Аллаh простил ему грехи и тем, кто попал в беду, чтоб Аллаh побыстрее избавил их от этой беды.

Лучше всего соболезновать до погребения, если у родственников сильная печаль, чтобы успокоить их и призвать к терпению, но если нет такой сильной печали, то тогда предпочтительнее делать это после погребения, потому что они до этого, обычно, бывают заняты подготовкой к погребению.

И его время длится три дня со времени кончины. Для того человека, кто находится в городе или в селе, следовательно, соболезнование после истечения трех дней является нежелательной (макрух), потому что в течение этого времени печаль обычно уходит, а соболезнование после этого времени возвращает уже забытую печаль.

Если родственник или тот, кто хочет пойти с соболезнованиями, не находятся в городе или в селе, то по возвращении родственника или того, кто соболезнует, им в течение трех дней желательно выразить соболезнование.

Тому человеку, который находился в городе, но был болен и не смог прийти или не знал, или у которого была другая уважительная причина, разрешается соболезновать, когда выздоровеет или узнает.

Также нежелательно родственникам умершего собираться в одном месте и сидеть там, чтобы люди приходили к ним на соболезнование. Потому что это является нововведением и каждый раз возвращает забытую печаль и вызывает затруднения для них. Так пишется в достоверных книгах по четырем мазхабам. В мазхабе Абу Ханифы есть алимы, которые говорят, что нет ничего предосудительного в том, чтобы родственники собирались три дня после смерти человека.

Также большие современные алимы, особенно алимы из Саудии пишут, что во время Пророка (мир ему и благословение) и сподвижников (да будет Аллаh доволен ими всеми) легко было не собираясь сделать соболезнование. А в наше время не будет предосудительным собираться в одном месте родственникам на три дня, если там не делается запретного, так как города большие и трудно найти родственника покойного тем, кто приехал из другого города, и есть возможность за короткое время принять много соболезнующих приехавших издалека.

Что следует говорить на соболезновании?

К мусульманину, у которого умер родственник мусульманин, в соболезновании обращаются словами:

أعظم الله أجرك، وأحسن عزاءك، وغفرلميّتك

Смысл: «Да преувеличит Аллаh твое вознаграждение, сделает хорошим твое терпение и утешение и да простить Аллаh твоего покойного».

Является сунной до этого начать со слов, сказанных Пророком Хизри, мир ему, на соболезновании семейству Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, по причине его ухода из этого мира:

إنّ في الله عزاءمن كل مصيبة، وخلفا من كلّ هالك، ودركًا من كلّ فائت، فبالله فثقوا، واياه فارجوا، فإنّ المصاب من حُرم الثواب

А к мусульманину, у которого умер родственник неверный, обращаются словами:

أعظم الله أجرك وصبرك وأخلف عليك

Смысл: «Да преувеличит Аллаh твое вознаграждение и терпение и да заменит тебе его Аллаh еще лучшим».

А что касается неверного, у которого умер родственник мусульманин, то разрешается соболезновать ему, и желательно, если есть надежда, что он примет ислам. При соболезновании к нему обращаются со словами:

غفر الله لميّتك وأحسن عزاءك

Смысл: «Да простит Аллаh грехи вашего покойного и сделает хорошим ваше утешение».

Также дозволяется идти на соболезнование к неверному, когда умер его родственник неверный, но это является нежелательным если нет надежды, что он в дальнейшем примет ислам. А вот если есть такая надежда, тогда это даже желательно.

«Спросили у имама Рамли: «Является ли желательным идти с соболезнованием к мужу, у которого умерла жена или к человеку, у которого умер друг. И делается ли соболезнование тому человеку, которого настигла беда, подобно тому, как у которого умер человек?»

И он ответил: «Является желательным идти с соболезнованием к мужу, у которого умерла жена и к человеку, у которого умер друг. Потому что сунной является соболезновать человеку от всего того, от чего он получает печаль. И доводы, которые приводятся на соболезновании, подобно вышеприведенному хадису обобщают. Также соболезнование человеку, которого постигла беда по поводу его имущества, но ученые, когда говорят о соболезновании, всегда имеют в виду соболезнование по поводу кончины»».

[1] Ибну Маджа 1601, Байхаки 59/4

[2] Близкие родственники, которые не имеют права жениться друг на друге

[3] Статья составлена по материалам книг: «Мугн-иль Мухтадж» 527-528/1, «Тухфат-уль Мухтадж» 151-157/4, «Фатава Рамли» с. 177

Популярное

  • Объявления

    Наши партнеры

    Подписка на обновления

    Фотогалерея

    Видео недели

    Центральная джума-мечеть. г. Буйнакск, ул. имама Шамиля.

  • Оценка 4.1 проголосовавших: 183
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here