Молитва в день новолетия

Полное собрание и описание: молитва в день новолетия для духовной жизни верующего человека.

Молитва в день новолетия

Владыко Господи Боже наш, Источниче жизни и безсмертия, всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, времена и ле́та во Своей власти положивый и управляяй всяческая премудрым и всеблагим Твоим Промыслом!

Благодарим о щедротах Твоих, яже удивил еси на нас в мимошедшее время живота нашего.

Молим Тя, всещедрый Господи, благослови венец наступающаго лета Твоею благостию.

Подаждь свыше благая Твоя всем людем Твоим, здравие же, спасение и во всем благое поспешение.

Церковь Твою Святую, град сей и вся грады и страны от всякаго злаго обстояния избави, мир и безмятежие тем даруяй.

Тебе, Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, Всесвятым и Животворящим Твоим Духом, во Едином Существе славимому Богу, всегда благодарение приносити и Пресвятое Имя Твое воспевати да сподобиши.

Слава Тебе, Богу, благодателю нашему во веки веков!

Молитвы на Новолетие

В первый день Нового Года следует обратится к Богу с молитвой, чтобы Господь благословил нас на этот предстоящий год душевным и телесным здоровьем, благополучием, мирными и радостными днями и Своей Небесной благодатью, которая была бы нам путеводной звездой, чтобы мы не сбивались с пути — благословлённого и освященного Спасителем и множеством святых последователей Его!

Смысл Нового года в том, что нужно поблагодарить Бога за прошедший год и взять благословение на год начинающийся. Помолиться, поблагодарить за прожитое и испросить благословение на начинающееся Новолетие – это священная обязанность всякого верующего человека.

Благослови Господи провести нам сей год грядущий и многие по нем в мире и согласии с ближними нашими…

Это можно делать и 14 января, в Старый новый год, и 1 сентября, это можно делать много раз в году, даже каждую неделю, меряя свою жизнь малыми Пасхами – воскресными днями. Это лишний способ оценить прошедшее и приготовится к будущему.

У каждого человека есть ещё свой «Новый год» – это День Рождения, когда мы прибавляем один год к возрасту, заканчивается одно и начинается другое. Это такие необходимые рубежи жизни, на которых мы должны сами стать новыми, потому что никакое новое счастье не ожидает человека, если он сам не стремиться к новизне, к Новому Завету.

В Новый год есть также о чём поговорить, и на приходах, и на других собраниях, особенно, если настроиться на серьезный разговор.

МОЛИТВЫ, ЧИТАЕМЫЕ НА НОВЫЙ ГОД

Молитва Святому Духу:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Молитва на Новый Год:

Господи Боже, всех видимых и невидимых тварей, Творец и Зиждитель, сотворивший времена и лета, Сам благослови начинающийся сего дня Новый Год, который мы считаем от воплощения Твоего для нашего спасения.

Благослови нам провести год сей и многие по нем в мире и согласии с ближними нашими; укрепи и распространи Святую Вселенскую Церковь, которую Ты Сам основал, и спасительною жертвою святoго Тела и пречистой Крови освятил.

Отечество наше возвыси, сохрани и прослави; долгоденствие, здравие, изобилие плодов земных и благорастворение воздухoв даруй нам; меня, грешного раба Твоего, всех родственников и ближних моих и всех благоверных христиан, как истинный наш верховный Пастырь, упаси, огради и на пути спасения утверди, чтобы мы, следуя по нему после долговременной и благополучной жизни в мире сем, достигнули Царствия Твоего Небесного и удостоились вечного блаженства со святыми Твоими. Аминь

Молитва перед началом всякого дела:

Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего Отца, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь.

Кондак Пресвятой Богородице

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная.

Краткая молитва святым:

Молите Бога о нас вси святии, яко мы усердно, к вам прибегаем, скорым помощникам и молитвенникам о душах наших.

Пожелаем друг другу помощи Божией в предстоящем году и не забудем молиться друг за друга!

Молитва в день новолетия

Главное меню

Индикт – церковное Новолетие

1/14 сентября – начало Инди́кта – церковное Новолетие.

Решение начинать Новый год 1 сентября (по старому стилю) было принято на I Вселенском соборе в 325 году. Это было сделано в память о двух событиях. Во-первых, в 313 году византийский император Константин Великий Миланским эдиктом законодательно даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру. За год до этого, 1 сентября 312 года, император Константин разбил своего противника Максентия. После этой победы прекратились гонения на христиан. Во-вторых, в память новогодней проповеди Спасителя в синагоге Назарета – города, где он вырос. Это было в тот день, когда иудеи праздновали Рош а-Шана́ (перевод: глава [начало] года, или Новый год).

Что значил этот день для древних иудеев? Рош а-Шана́ – всегда приходится на первое число месяца Тишрэ́я – это день сотворения первого человека – Адама, шестой день творения. В этот же день Адам нарушил запрет и состоялся суд над ним – ради его исправления и возвращения на путь к Творцу, исполнению Его Воли. В праздничный день Рош а-Шана́, согласно преданию, все мысли и поступки человека рассматриваются и взвешиваются Всевышним. В тот же день Небесный суд выносит справедливый приговор. Творец в любом случае желает не смерти человека, а его исправления. Наступивший год может стать последним годом его жизни, а может – новой возможностью для его исправления и утверждения Добра в мире. Этот праздник также известен под названием Йо́м Труа́ – День трубного звука. В этот день, призывая к покаянию, трубят в полый бараний рог – шофа́р. Примечательно, что слово «шофа́р (שופר – в иврите слова пишутся и читаются справа налево) происходит от корня «шипе́р» (שפר), что означает «исправление», «улучшение».

И именно в этот день – день призыва к покаянию, исправлению и улучшению – Иисус из Назарета вошел в синагогу и прочитал слова пророка Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать. проповедовать лето Господне благоприятное» (Ис. 61:1-2; Лк. 4:18-19). Тогда Христос впервые засвидетельствовал о том, что исполняются ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии, что пришел конец Ветхого Завета и начался Новый. Поэтому считается, день церковного Новолетия – благоприятное время для начала пути духовного спасения. Кстати, на праздничном богослужении Новолетия читается отрывок из Евангелия, описывающий именно этот эпизод. Оптинские старцы рекомендовали с Новолетия, помолившись о помощи Божией, начинать ежедневное чтение Библии. Согласно их правилу, если в день читать одну главу из Евангелия, две главы из Апостола и три главы из Ветхого Завета, то за весь год Новый Завет будет прочитан четыре раза, а Ветхий Завет – один раз.

Интересно, что учебный год в Средневековой Руси начинался не с 1-го сентября, а три месяца спустя 1 декабря на память пророка Наума. И незадачливый школяр, отправляясь к учившему его за горшок каши дьячку, представлял его тяжелую десницу и бормотал рифмованную молитву: «Пророк Наум, наставь на ум». И в Римской империи, и на Руси наступление Нового года праздновалось первого марта. Александрийские ученые обосновали эту традицию тем, что Бог, по их расчетам, завершил творение мира именно первого марта, в пятницу, которая предшествовала дню отдохновения – субботе.

Первое сентября, сменившее привычное 1 марта в России в 1363 году, а в Римской Империи в царствование Константина Великого, – дань гражданской византийской традиции. С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. Происходило это так. Сооружался помост, с которого митрополит и великий князь возвещали об окончании года и поздравляли народ. Митрополит святил воду и кропил князя и стоявших вокруг горожан, и все поздравляли друг друга. В Новолетие было принято первый раз представлять народу наследника престола, когда он достигал совершеннолетия (14 лет). Будущий князь выступал с помоста с публичной речью. Именно в Новолетие 1598 года на царство венчался Борис Годунов.

На Руси Новый год праздновали 1 сентября до тех пор, пока великий реформатор Петр I не захотел внести изменения в календарь. В 1699 году Петр повелел отмечать Новолетие 1 января, как это было принято в Европе. Но церковная традиция отмечать Новолетие 1 сентября сохранилась и до сегодняшнего дня. Кстати, учебный год в церковно-приходских школах всегда начинался с Новолетия. Впоследствии эта традиция, естественно, распространилась и на все другие учебные заведения.

Из Византии на Русь пришла традиция называть Новолетие началом Инди́кта. Инди́кт – (лат. indicto – назначение, налог, подать) – римское название первого числа сентября месяца и 15-летний период времени сбора податей в Римской империи, разделявшийся на 3 срока по 5 лет. В первую пятилетку налог платили железом и медью – на оружие, щиты; во вторую пятилетку – платили серебром на монеты, а в третью пятилетку налог платили золотом на украшение языческих божеств и идолов. В христианскую эпоху при святом равноапостольном Константине Великом 15-летний период лег в основу летоисчисления, начиная с 312 года. Год по инди́кту начинался в Византии с 1 сентября. Введен он был взамен языческого 4-х летнего периода исчисления по олимпиадам, как промежуточная единица времени между годом и веком. Инди́кт мог обозначать как собственно период в 15 лет, так и каждый год этого периода. В таком случае он обозначался в сочетании с порядковым числом (от 1 до 15). При императоре Константине инди́ктом назывался и налог на содержание солдат, вышедших в отставку после 15 лет службы. Слово «инди́кт» сохранилось в церковном Уставе и служит для обозначения начала церковного года.

С понятием Инди́кта или простого Индиктио́на связано еще одно понятие – Пасхалии, Великого Индиктио́на или, как его называли на Руси, Миротворного Круга. Великий Индиктио́н, в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Это период времени продолжительностью в 532 года – такое число получится, если солнечный круг, состоящий из 28 лет, помножить на лунный круг, состоящий из 19 лет (28×19=532). По истечении этого цикла все времена церковные, месяцы, числа, дни недели, а также фазы луны будут следовать в таком же порядке, в каком они следовали в предшествовавшем периоде. Это определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Календарь – это, в первую очередь, ритм, который связывает индивидуальную жизнь человека с мирозданием. Вместе с этим, календарь – это еще и историческая память человечества. Удовлетворяя этим двум потребностям, Великий Миротворный Круг включает Всемирную историю в Священную историю Церкви.

Всякий новогодний праздник – довольно условная дата. Астрономы знают, что все точки земной орбиты абсолютно равноправны, и совершенно безразлично, какую из них принять за начало отсчета. Но то, что безразлично для астрономов, подчас имеет большое значение для людей – те исторические события, в память которых мы выбираем ту или иную дату. Дата может говорить о мирской суете, а может напоминать о Боге и вечности. Первое сентября Юлианского календаря (14-е – по новому стилю) – имеет, как можно видеть, свою богатую историю и глубокий духовный смысл – вот почему Православная Церковь бережно хранит эту дату. Ближайший к 1 сентября большой праздник – Рождество Богородицы. Это хронологически самый ранний из праздничных сюжетов, именно с него и начинается годовой цикл церковных праздников.

Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны.

В вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.

(Индикту – церковному Новолетию)

Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире Императора, и град Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны.

Ирмос: Поим вси людие, от горькия работы фараони Израиля Изведшему и во глубине морстей ногами немокрыми Наставльшему, песнь победную, яко прославися.

Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Воспоим вси Христу, Имже составишася всяческая, и в Немже совершишася неразлучна, яко из Безначальнаго рождшуся Бога Отца Ипостасному Слову, песнь победную, яко прославися.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Воспоим вси Христу, Отчим благоволением явльшуся из Девы, и проповедавшу лето Господне приятно, нам на избавление, песнь noбедную, яко прославися.

Слава: В Назарет пришед Податель закона, в день субботный учаше, законополагая евреем пришествия Своего неизреченнаго: имже яко Милостив спасает род наш.

И ныне: Поюще вси вернии Предивную Отроковицу, Христа вселенней возсиявшую, и радости всяческая исполнившую, Присносущныя Жизни, присно восхваляем, яко прославися.

Ирмос: Утверди мене, Христе, на недвижимом камени заповедей Твоих, и просвети мя светом лица Твоего. Несть бо свят паче Тебе Человеколюбче.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Утверди, Блаже, егоже насади любовию на земли десница Твоя, плодовит виноград, сохраняя Твою Церковь, Всесильне.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

В делех духовных Богокрасных красящияся, наставшее, Господи, лето сие, преведи, Владыко, иже верою Тя песнословящия, Боже всяческих.

Слава: Тихий ми, Христе, летный круг давай, Щедре, и насыти мя словес Божественных Твоих, яже явился еси глаголя иудеем в субботах.

И ныне: Яко Едину преестественно паче человека благодать во Твою утробу приемшую, и невращно рождшую Христа Бога нашего, присно Тя славим.

Иже времена плодоносна, и дожди с небесе подая сущим на земли, и ныне приемля мольбы рабов Твоих, от всякия избави нужды град Твой: щедроты бо Твоя истинно на всех делех Твоих. Темже входы благослови и исходы, дела исправи в нас рук наших, и согрешений прощение даруй нам, Боже: Ты бо из не сущих всяческая во еже быти, яко силен, привел еси.

Ирмос: Разумех, Всесильне, Твое смотрение, и со страхом прославих Тя, Спасе.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Начало Тебе лета людие Твои приносят, ангельскими песньми славословяще Тя, Спасе.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Яко Человеколюбец сподоби наченшим лето и скончати Тебе благоугодно, Христе.

Слава: Вседержителю Едине Господи, лет обхождения утишив, миру даруй.

И ныне: Яко пристанище ныне душ наших и тверду надежду, Богородицу вси воспоим.

Ирмос: От нощи утренююще, поем Тя, Христе, Отцу Собезначальна и Спаса душ наших, мир мирови подаждь, Человеколюбче.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Исполняяй всяческая благости, Христе, Ты благорастворением и благоплодием, благословенми венчаемо, многокружное лето рабом Твоим даруй.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Летное воздаяние покажи нам преложение к лучшим: мирное же устроение ведущим Тя, Слове Божий, уподобльшася человеком.

Слава: На землю пришел еси, Собезначальне Отцу, пленником отпущение, слепым же прозрение от Отца возвещая, и время приятно.

И ныне: Наши надежды, Богородице Чистая, и наше желание на Тя возлагаем, Милостива нам даждь, Дево, Егоже родила еси.

Ирмос: Пророка спасл еси от кита, Человеколюбче, и мене из глубины прегрешений возведи, молюся.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Житие начати, благоугодно Тебе, Владыко, с летным начинанием, нас сподоби. (Дважды)

Слава: Дней духовных, в поучении закона Твоего, покажи исполнены, Щедре Спасе, поющия Тя.

И ныне: Рождшая Господа, Богородице Всенепорочная, избави от бед верою поющия Тя, Пречистая.

В Вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире православнаго Императора и град и люди Твоя, Многомилостиве.

Ирмос: Отроцы благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшася, но посреде пламене стояще пояху: отцев Боже благословен еси.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Начинающии лето и песней начаток сотворяем царствующему Христу, Царством безконечным, православнии людие, благочестно поюще: отцев Боже благословен еси. (Дважды.)

Слава: Сый прежде век, на век же, и еще Господь, воспевающим Тя, Христе, источник благости, благих Твоих даров лето сие исполни: отцев Боже благословен еси.

И ныне: Яко раби Владыце на молитву, Чистую Матерь Твою Тебе предлагаем, Христе, от всякаго обстояния люди Твоя, Блаже, избавити поющия: отцев Боже благословен еси.

Ирмос: Песнословцы в пещи спасшаго дети, и громопламенную преложшаго на росу, Христа Бога пойте, и превозносите во вся веки.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Яко Начальнику спасения, Христе, начаток Тебе приносит летный, честная Церковь зовущи: пойте и превозносите Христа во веки.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Из не сущих всяческая мудре обновившаго Создателя, и Производящего времен обращения хотением, пойте и превозносите Его во веки.

Слава: Изводящему всяческая Богу, и времена Изменяющему, на многообразное человеков управление, поем: хвалите и превозносите Христа во веки.

И ныне: Богоматерь Деву Чистую, лет обхожденми же и обращенми, православно человечестии собори, поем Тя яко Богородицу, и всех спасение.

Ирмос: Образ чистаго Рождества Твоего, огнепалимая купина показа неопальная, и ныне на нас напастей свирепеющую угасити молимся пещь: да Тя, Богородице, непрестанно величаем.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Слово Божие, и Сила, истинная Мудрость и Ипостасная, содержащая и правящая всяческая мудре, и ныне наставшее рабом Твоим время, во устроении тисе произведи.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Вся дела Твоя, Господи: небеса, земля, свет и море; воды, и вси источницы; солнце же, луна и тьма; звезды, огнь, человецы и скоти со Ангелы восхваляют Тя.

Слава: Един еси Превечный, яко Творец веков: и царствующее Триипостасное Едино Божество нераздельное, мольбами Чистыя Богоматере, лето плодоносно наследию Твоему покажи.

И ныне: Спасе всего, и Строителю и Зиждителю и Вседержителю твари, мольбами безсеменно Рождшия Тя, мир миру Твоему подаждь, соблюдая Церковь всегда немятежну.

Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия администрации сайта.

Оценка 4.1 проголосовавших: 192
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here