Молитва в храме читают все прихожане вместе

Полное собрание и описание: молитва в храме читают все прихожане вместе для духовной жизни верующего человека.

Какие воскресные молитвы читают на службе в храме и дома?

Когда идёт молитва, верующий склоняет голову в знак смирения и почтения, делает поясные и земные поклоны, может лежать ниц с головой, преклонённой до земли. Все эти поклоны при знании устава церкви верующий делает не просто так и не тогда, когда вздумается. Всё в богослужении наделено смыслом и имеет как внешнюю, так и внутреннюю стороны. К примеру, земные поклоны с касанием головой земли и последующим непосредственно за этим подниманием имеют глубокий символический смысл: из-за греха мы пали к земле и благодаря искуплению Христову вновь имеем возможность быть взятыми на небо. Среди всех молитв и служб воскресные – это особенные службы, праздничные.

Смысл воскресного молитвенного богослужения

Важно знать, например, что в церкви есть дни, когда земные поклоны не делают, более того, они запрещены уставом. Это вызвано смыслом празднуемого события. Прежде всего это воскресные молитвы, полиелейные дни, от праздника Рождества до самого Крещения, вся Пятидесятница от Пасхи до дня Святого Духа и дни, перед которыми проходят полиелейные торжественные всенощные бдения. Запрещение поклонов в эти дни было уже оговорено на первом Вселенском Соборе, где чётко сказано, что это правило распространяется на всю церковь, и молитвы в эти дни стоит совершать, стоя на ногах.

Постановления соборов

Церковь придаёт очень важное значение совершению молитвенного правила на службах и дома. Это видно из того, что постановление о том, как совершать воскресные молитвы, проводить полиелейные дни и Пятидесятницу, повторяется ещё в ряде правил. VI Вселенский Собор тоже разъясняет в 90 правиле о воздержании от земных поклонов с вечернего субботнего входа до вечернего воскресного входа. Это символизирует радость и почитание воскресения Христова.

Василий Великий в трудах «О Святом Духе» (91 правило) говорит, что в начале (1 день) седмицы воскресные молитвы необходимо совершать стоя и прямо, по причине воскресшего Христа и нашего будущего с ним воскрешения, нашей обязанности искать высших. Поэтому в день воскресный стоять прямо перед Богом во время молитвы – это напоминание нам о дарованной благодати. Этот день назван единым восьмым днём, символизирующим время, последующее за настоящим – вечность, нескончаемый век. Церковь учит своих прихожан совершать воскресные молитвы стоя, чтобы часто напоминать о нескончаемой жизни, не вознерадеть к преставлению в оную.

Цель церковной молитвы

Празднуя победу жизни над смертью, Христа над дьяволом, церковь в воскресный день строит соответствующим образом службу. Поэтому молитвы на воскресной службе на коленях в эти дни недопустимы, это будет противоречить всему смыслу праздника.

Церковное богослужение имеет назидательную для верующих цель при чтении псалтири и песнопениях. Важно знать об истинном учении Христа, стать расположенным к молитве и покаянию. При этом важно в молящихся вызвать чувство благодарности к Богу за все. Важно почувствовать молящемуся нужду в усиленной молитве о дальнейших милостях к нам и получить успокоение душе.

От домашней молитвы утренние воскресные в церкви отличаются тем, что совершаются священнослужителями, законно находящимися в храме, рукоположенными через таинство священства. Через молитву христианин входит в таинственное общение с Богом, а через таинства получает от Бога благодатные силы для праведной жизни.

Церковные молитвы соединены особым образом. В них входит и чтение псалмов, Священного Евангелия. На протяжении службы последовательно развивается определённая мысль.

Суть воскресной молитвы

В статье можно описать лишь некоторые моменты, раскрывающие смысл, который несёт воскресная молитва. Текст полной литургии стоит искать в специальных источниках.

  • На литургии вместе со священниками во время пения «Тебе поем» нужно с благоговением и страхом Божиим молиться о ниспослании Святого Духа на всех стоящих в храме. При этом про себя произносят тропарь третьего часа, а затем: «Сердце чисто созижди во мне, Боже…». И опять по себя произносят тропарь с последующими словами стиха: «Не отвержи мене от лица Твоего…». Ещё раз читается молитва и повторяется тропарь: «Господи, Иже Пресвятого Твоего Духа. » Все эти молитвы творят молча, про себя и с умилением.
  • Когда освящаются в алтаре Святые Дары, нисходит Святой Дух, присутствующие члены церкви потщатся получить освящение и обновление. Тогда со смирением призывают Дух Святой.

Про воскресные стихиры и тропарь

В стихирах воскресения идёт речь о том, чтобы Бог извёл душу из темницы. Обращаясь ко Христу, молящийся говорит о Его великой победе над адом, о крестной смерти, об освобождении мертвых. Душа кающегося грешника молит Христа, источника жизни, помиловать её и даровать молящемуся пребывать с праведниками. Он из глубины сердца взывает к Господу и просит услышать его, грешника, глас. Душа вопиет к Богу и радуется Воскресению Христову!

Воскресный тропарь говорит об ангельских силах и Марии, ищущей Христа во гробе. Но нет Его там – Он воскрес!

Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви

Задать вопрос

Здравствуйте, Николай! На некоторых службах прихожане поют песни, что это за тексты и где их найти?

протоиерей Николай Караичев отвечает:

Есть разные точки зрения на общенародное пение в храме. Например, владыка Санкт-Петербургский Иоанн считал, что участие всего прихода в пении должно быть максимальным. Вероятно, для того, чтобы вовлекать верующих в службу, преодолевать пассивное к ней отношение. До революции у одного московского священника – отца Николая Смирнова – было общенародное пение. Его «хор» состоял из 2000 человек, и именно этим людям поручили петь на первой литургии Патриарха Тихона! А я лично не уверен, что все должны петь. Хочешь и умеешь петь – бери благословение и иди на клирос. Какое дарование имеешь, в том и служи. А не имеешь дарования, то смирись.

В какие моменты должно петь всем вместе? Когда приходит пора на литургии для «Символа веры» и «Отче наш». В Светлую седмицу принято вместе петь «Воскресение Христово видевши. »

Молитвы , которые прихожане поют хором в церкви :

I. НА ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Благословлю Господа на всякое время,/ выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя,/ да услышат кротции, и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною,/ и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя,/ и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся,/ и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и,/ и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его,/ и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь;/

блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа вси святии Его,/ яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша;/ взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Приидите, чада, послушайте мене,/ страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот,/ любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла,/ и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла, и сотвори благо,/ взыщи мира, и пожени и. Очи Господни на праведныя,/ и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящия злая,/ еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их,/ и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем,/ и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным,/ и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их,/ ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта,/ и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь души раб Своих,/ и не прегрешат вси уповающии на Него.

Воскресение Христово видевше,/ поклонимся Святому Господу Иисусу,/ Единому Безгрешному./ Кресту Твоему покланяемся, Христе,/ и святое Воскресение Твое поем и славим:/ Ты бо еси Бог наш,/ разве Тебе иного не знаем,/ имя Твое именуем./ Приидите, вси вернии,/ поклонимся святому Христову Воскресению;/ се бо прииде Крестом радость всему миру./ Всегда благословяще Господа,/ поем Воскресение Его;/ распятие бо претерпев,/ смертию смерть разруши.

Величит душа Моя Господа,/ и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.

Яко призре на смирение Рабы Своея,/ се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Яко сотвори Мне величие Сильный,/ и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.

Сотвори державу мышцею Своею,/ расточи гордыя мыслию сердца их.

Низложи сильныя со престол,/ и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ,/ и богатящияся отпусти тщи.

Восприят Израиля отрока Своего,/ помянута милости,/ якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его, даже до века.

К каждому стиху припев:

Честнейшую Херувим/ и Славнейшую без сравнения Серафим,/ без истления Бога Слова рождшую,/ сущую Богородицу, Тя величаем.

в некоторых храмах поют:

Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина Чистая и Благословенная.

Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Света и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки гряду-щаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со От-цем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшаго пророки. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго

Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите.

Царю Небесный,/ Утешителю, Душе истины,/ Иже везде сый/ и вся исполняяй,/ Сокровище благих/ и жизни Подателю,/ прииди и вселися в ны,/ и очисти ны от всякия скверны,/ и спаси, Блаже, души наша.

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи,/ о Твоих великих благодеяниих на нас бывших,/ славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие,/ и рабски любовию вопием Ти:// Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений,/ не отврати Твоя раби тщи,// Тя бо и Едину надежду имамы.

Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас,/ верно зовущих Ти;/ ускори на молитву, и потщися на умоление,/ предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Почему католики стоят а православные сидят?

протоиерей Николай Караичев отвечает:

Уважаемая Фарида! Во-первых, Вы “немного” ошиблись в формулировке вопроса: на самом деле католики в значительной части богослужения сидят, а православные,наоборот, в основном стоят.

И,во-вторых,по сути Вашего вопроса:

На Западе молились (и молятся сегодня) по-разному: иногда на коленях, иногда сидя или стоя.

Редко, или почти никогда, восточные христиане сидят во время богослужений, согласуясь с мнением Тертуллиана, который в Книге о молитве говорит: «Непристойно вообще сидеть в присутствии и пред лицом того, кого боишься и почитаешь, а тем более нечестиво сидеть пред лицом Бога живого, которому предстоят и Ангелы со страхом и трепетом».

В остальных случаях лучше всего молиться (это помогает собранности, бодрит) стоя.

А вот мнение архиепископа Викентия:

– В нашей Православной Церкви принято стоять на богослужении. Так как в этот момент мы стоим пред Богом, и это тоже своего рода подвиг. Также у нас есть традиция уважать и почитать старших. Поэтому мы при виде человека, который старше нас, с почтением к нему относимся и встаем. Об этом написано еще в Ветхом Завете: «Востани перед лицом старца, и чти лицо его». Тем более мы должны почитать Бога, так как Он является нашим Творцом, Промыслителем и Попечителем. Мы пришли в церковь беседовать с Богом, попросить прощения в своих грехах. В знак того, что мы осознаем свою греховность, мы приносим этот маленький подвиг – мы стоим на службе. Бывает тяжело, болят ноги, но мы терпим, – ради того, чтобы Господь простил нам наши прегрешения. Для того, чтобы Господь увидел нашу жертву, услышал наши молитвы и даровал нам Свою милость. Вот почему в нашей Русской Православной Церкви мы стоим на службе, а не сидим.

Когда же, речь идет о больных людях, как сказал митрополит Московский Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». Но даже больным, если они в силах, во время чтения Евангелия лучше стоять.

Скажите,пожалуйста,если в простую воду добавть Крещенскую,то она считается ” святой ” или тоже Крещенской

протоиерей Николай Караичев отвечает:

Как пользоваться святой водой?

Так что правильно эту святыню так и называть:”святая вода”.

Валентина КАМЛОВСКАЯ спрашивает:

мОЖНО ЛИ УЗНАТЬ КТО КРЕСТИЛ МОЮ ВНУЧКУ КАРНОУХОВУ АННУ ?ГОД РОЖД.1994

протоиерей Николай Караичев отвечает:

Уважаемая Валентина! Вам лучше подойти в церковь и получить ответ на свой вопрос на месте.

Наш адрес: г.Камышин, Волгоградская область, ул.Воинов-интернационалистов, д.11, церковь Успения Божьей Матери. т. (84457)4-55-62, 89275008310.

Можно ли христианину носить крестик без изображения Христа?

протоиерей Николай Караичев отвечает:

Кресты нынче в моде. Непоколебимая стойкость атеистов в ненависти к распятию (помните “Смерть пионерки” Багрицкого: “не противься ж, Валенька, он тебя не съест. “?) сменилась новой модой. Кресты разнообразных форм и размеров, дорогие и не очень, продаются в кооперативных ларьках рядом с водкой, в подземных переходах и ювелирных магазинах. Крест становится символом нашего времени, но не как знамение веры, а как образ глумления над Православием.

Православный Крест с изображением распятого Христа – величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления. В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: “Крест – хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва”. С первых веков христианства всякий верующий носит на груди крест, исполняя слова Спасителя: “Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет” (Мк. 8, 34). Нательный крестик надевается каждому новокрещеному как щит веры и оружие на демонов.

Ничего так не боится нечистая сила, как креста. И ничто так не радует бесов, как неблагочестивое, небрежное обращение с крестом, а также выставление его напоказ. Право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епископы, позже – священники. Всякий, кто дерзает уподобляться им, совершает грех самосвятсва. На современных безбожниках распятие появилось, но вряд ли это хорошо.

Те крестики, что продаются в храме, освящаются особым чином. Существуют канонические формы крестов четырех-, шести-, восьмиконечные, с полукружием внизу и другие, каждая линия в которых имеет глубокое символическое значение. На обороте русских крестиков по традиции делают надпись “Спаси и сохрани”.

Современные “ларечные” кресты зачастую даже не похожи на Голгофский. В некоторых епархиях (например, Крымской) архиереи запрещают принимать к освящению распятия, приготовленные вне церковных мастерских. В этом есть смысл, ведь порой подают батюшке крестик, а на нем вместо Христа – окруженная сиянием женщина! “Где вы это взяли?” “Да ребята продавали на улице, в голубых балахонах. “

Но и освященный крест нельзя носить без благоговения. Святыня, употребляемая без должной чести, оскверняется и вместо помощи свыше навлекает на осквернителя Божий гнев. Крест – это не медальон, не драгоценная побрякушка. “Бог поругаем не бывает” (Гал. 6,7).

Не существует каких-либо правил о материале для крестов. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста – отсюда стремление его украсить. Но, безусловно, простые деревянные или металлические крестики ближе по духу ко Кресту Господню. Также нет принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой: важно, чтобы крестик держался прочно.

Мы с мужем официально разведены,но продолжаем жить вместе,как муж и жена.Является это грехом ?

протоиерей Николай Караичев отвечает:

Здравствуйте Татьяна! Ваш вопрос сформулирован без упоминания важных в этих ситуациях деталей, как то :причин развода, являетесь ли Вы и Ваш муж православными, т.е. принявшими православное крещение и других. В общем случае есть по этому поводу наставление Апостола Павла(См.1-е Послание Коринфянам стихи 10-11). Но Ваш случай требует уточнения некоторых важных деталей. Вам лучше подойти в церковь и поговорить на эту тему более конкретно. Рад буду Вам помочь.

Евгений г. Камышин спрашивает:

Обязательно ли должен крещеный человек носить крестик?

протоиерей Николай Караичев отвечает:

« Крест- хранитель всей вселенной, крест- красота церкви, крест – царей держава, крест – верных утверждение, крест- ангелов слава и демонов язва!»

«19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу 20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня».

Поэтому нательный крестик снимать не принято ни при каких обстоятельствах.

Крест это орудие нашего искупления! И носить крест значит сораспинать себя Христу. Видимый образ даётся нам в напоминание о том, как должен жить христианин.

Для христианина крест становится бессловесной молитвой, которая исходит от сердца христианина и защищает носителя всегда, даже если он не имеет возможности перекреститься.

Известны случаи и в наше время, когда люди отдавали жизнь, но не снимали с себя нательного крестика.

См. также: http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=54 и приходите на наши воскресные занятия в церковь Успения Божьей Матери. Начало в 13-00.Адрес на главной странице.

Денис, г. Псков спрашивает:

Почему в храме принято стоять? Почему в католических соборах принято сидеть, а в православных храмах – стоять? Ведь когда несколько часов стоишь и, как правило, не имеешь возможности присесть, мысли далеки от того, чтобы самозабвенно возносить молитвы Богу.

протоиерей Николай Караичев отвечает:

Как мы участвуем в Богослужении, стоя или сидя, это вопрос традиции. Если вы зайдёте в Троицкий собор Тоице –Сергиевой Лавры, то у западной станы в увидите «стасидии» это что то похожее на высокие кресла без седушек. Они имеют подлокотники, на которые монахи опираются во время длительных Богослужений.

Стасидии – греческая традиция, ими оборудованы многие греческие монастыри, так как Богослужения в монастырях долгие и стасидии помогают переносить утомление. Лавочки в католических храмах это упрощённая и дешёвая форма стасидий. В Греции, да и в Западной Европе во многих Православных храмах используются во время Богослужений скамейки или стульчики.

Один из святых отцов, если не ошибаюсь преп. Серафим Саровский, говоря о домашней молитве сказал « во время молитвы лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах». Конечно скамеечки могут помочь больным людям учавствовать в Богослужении, но не нужно забывать, что некоторые моменты Богослужения требуют того, чтобы человек стоял, чтение Евангелия, например. Поэтому редко, или почти никогда, восточные христиане не сидят во время богослужений, согласуясь с мнением Тертуллиана, который в Книге о молитве говорит: «Непристойно вообще сидеть в присутствии и пред лицом того, кого боишься и почитаешь, а тем более нечестиво сидеть пред лицом Бога живого, которому предстоят и Ангелы со страхом и трепетом».

И очень прискорбно наблюдать, когда во время Богослужения, повернувшись лицом к народу для преподания мира, священник видит отвалившегося на спинку стула «болящего».И уж совсем неправильна та ситуация, когда церковь оценивают по тому принципу, есть ли там скамеечки и можно ли во время Богослужений сидеть.

Дарья, г. Киров спрашивает:

Я замужем за некрещеным человеком(Сама я крещеная.) Мы с мужем очень любим друг друга, он не препятствует мне посещать богослужения. Считается ли наш брак, с точки зрения Церкви, греховным?

протоиерей Николай Караичев отвечает:

В современной практике церковной жизни есть тяжкое наследие двадцатого века – это непонимание основ церковного вероучения.

Очень часто можно слышать, что с неверующим человеком жить нельзя, что если пара невенчана – это блуд и ещё многие заблуждения подобные этим. Мне хочется спросить этих людей: «а как же нам тогда относиться к словам апостола Павла?, который говорит: « неверующий муж освящается верующей женою, и неверующая жена освящается верующим мужем, иначе дети бы ваши были нечисты, а теперь святы »»(1 Кор.7-14). Совершенно очевидно, что апостол Павел, как и всё учение святых отцов главным считали любовь между супругами. А семью называли «домашней церковью». Ведь главное в церкви это Бог, а Бог есть любовь. “Кто не любит, тот не познал Бога, ибо Бог есть ЛЮБОВЬ”(1ИН 4,8)

И когда неверующий видит глубокую веру своего супруга или супруги и ту любовь которая от него исходит, то очень часто случается так, что неверующий принимает крещение.

Антонина Васильевна Пелешинцева, г. Благовещенск спрашивает:

Можно ли просить благословения у священника, когда он в мирской одежде, например, при встрече на улице, или только когда он в облачении?

протоиерей Николай Караичев отвечает:

Когда мы принимаем благословение священника, то принимаем благословение Божие. В любом таинстве есть видимая часть, которая совершается руками священника и, часть таинственная, через которую верующие получают Благодать Божию. Господь наш Иисус Христос называл себя пастырем, а верующих в него овцами стада.

Брать благословение принято тогда, когда мы собираемся делать какое о важное дело: нести молитвенный подвиг, нести подвиг борьбы со своими страстями, то есть исправления своих недостатков. Принято просить благословения у священнослужителей при встрече, это делается в знак уважения к священному сану ,который является знаком особой Благодати Божией, данной в знак того, что этот человек имеет право совершать Таинства Божии и пасти стадо церковное. Именно поэтому священнослужители носят специальную одежду, которая называется облачением. Но и без облачения священник остаётся священником.

Когда у меня просят благословения в таких случаях, то я не преподаю благословения рукой, а отвечаю: « Бог благословит вас», и лишь близких людей могу благословить рукой и мы совершим троекратное целование, как это положено любому христианину.

Оценка 4.1 проголосовавших: 188
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here