Молитва в последний путь

Полное собрание и описание: молитва в последний путь для духовной жизни верующего человека.

В последний путь. Православное поминовение усопших.

Как помочь ближнему на смертном одре

Пути Господни неисповедимы. Случается так, что человек, всю жизнь проживший без Бога, на пороге смерти обретает веру, желает принять Крещение – то самое Таинство, о котором сказал Спаситель: “Кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин. 3, 5). Но нет рядом священника.

В такой ситуации долг всякого православного христианина – совершить Крещение “страха ради смертнаго”. Для этого нужно освященной или даже обычной водой трижды омыть (окропить) болящего, произнося при этом: “Крещается раб Божий (полное православное имя), во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь” . Это Крещение считается действительным, и если больной выздоравливает, оно восполняется уже в храме таинством Миропомазания.

Крестить человека, находящегося в бессознательном состоянии, против его воли, пользуясь его телесной слабостью, ни в коем случае нельзя. Цель не оправдывает средства.

Бывает и так, что крещеный, но далекий от Церкви человек на пороге смерти хочет покаяться в грехах. И здесь каждый православный христианин, конечно, если совсем невозможно позвать священника, обязан принять исповедь умирающего. Спросить о тяжких грехах – убийствах, абортах, супружеских изменах, разврате во всех формах, воровстве, пьянстве, участии в сектах, связи с сатанинскими силами посредством астрологов, экстрасенсов и знахарей. После исповеди, тайну которой надо

сохранять до гроба, вознести Богу горячую молитву о том, чтобы Он помиловал кающегося.

А если есть мало-мальская возможность призвать к одру смерти священника, нужно, невзирая ни на какие трудности, совершить это доброе дело.

+Заказ треб на Святой Земле

Умер кто-то из близких. Рано или поздно мы все сталкиваемся с таинственным явлением смерти. И всякий порядочный человек, в меру своих сил и возможностей, старается отдать усопшему последний долг, достойно проводить его в путь всея земли. Мы заботимся об изготовлении гроба, организации похорон, устройстве поминальной трапезы.

Во чтобы то ни стало нужно предать усопшего земле. Кремация – чуждый Православию обычай, заимствованный от восточных культур. Даже если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту волю не грешно.

Этот вопрос неоднократно поднимался и в прошлом, и в наши дни. Обратим внимание на то, что спрашивается не о том, можно ли вообще молится об умерших иноверцах, а можно ли их отпевать и служить по ним панихиды. Необходимо различать эти два вопроса: просто молитвы за умерших инославных христиан и совершении над ними православного чина. Частная, келейная молитва об инославном усопшем не запрещается – можно поминать его дома, у гроба прочесть псалмы. Но чин отпевания и панихиды составлены с уверенностью, что умерший и отпеваемый есть верный член Православной Церкви.

Верная во всем духу древней Вселенской Церкви, наша Русская Православная Церковь не только воспрещала отпевать инославных – римо-католиков, протестантов, армян и т.п., но даже совершать по ним панихиды. По чувству христианского милосердия она стала допускать в отношении к ним одно снисхождение – если умрет иноверец “христианского исповедания”, и для погребения его не будет священника или пастора того исповедания, к коему принадлежит умерший, то православному священнику разрешается, облачившись в фелонь, проводить тело усопшего до кладбища и пением Трисвятого сопроводить опускание гроба в могилу. Внесение тела усопшего иноверца в православный храм не допускается.

Как проводить в последний путь по православному обычаю?

Или почему хоронят головой на Восток и едят коливо?

В суете дней мы редко задумываемся о смерти. Но обязательно приходит время, когда родной человек уходит в Вечность. Зачастую именно в этот момент мы совсем не знаем, как правильно с ним проститься и помочь его душе обрести покой в ином мире. Поэтому разобраться в том, что такое смерть и как нужно провожать умершего в последний путь по православному обычаю, нам поможет статья Анны Войтко в газете "На пенсии", подготовленная при помощи Одесской епархии Украинской православной церкви.

Душу поддержат молитва и покаяние

  • завешивать зеркала в доме, где есть покойник;
  • класть в гроб деньги, вещи и продук­ты; считать, что ближайшим родственни­кам умершего нельзя нести гроб;
  • верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет;
  • считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию, а не то умрешь;
  • на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб;
  • сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня;
  • лить водку на могильный холм;
  • произносить: «Да будет тебе земля пу­хом»;
  • рассыпать по могиле хлебные крошки;
  • верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком.

Символ Веры

В последний путь. Православное поминовение усопших

Умер кто-то из близких. Рано или поздно мы все сталкиваемся с таинственным явлением смерти. И всякий порядочный человек, в меру своих сил и возможностей, старается отдать усопшему последний долг, достойно проводить его в путь всея земли. Мы заботимся об изготовлении гроба, организации похорон, устройстве поминальной трапезы.

Только вот порой не отдаем себе отчета, что самому усопшему ни гроб, ни поминки не требуются. Нагим человек выходит из материнской утробы, нагим возвращается во чрево земли. И только одно ему от пас нужно, и нужно чрезвычайно. Это молитва.

Как помочь ближнему на смертном одре

Пути Господни неисповедимы. Случается так, что человек, всю жизнь проживший без Бога, на пороге смерти обретает веру, желает принять Крещение – то самое Таинство, о котором сказал Спаситель: “Кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин. 3, 5). Но нет рядом священника.

В такой ситуации долг всякого православного христианина – совершить Крещение “страха ради смертнаго”. Для этого нужно освященной или даже обычной водой трижды омыть (окропить) болящего, произнося при этом: “Крещается раб Божий (полное православное имя), во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь” . Это Крещение считается действительным, и если больной выздоравливает, оно восполняется уже в храме таинством Миропомазания.

Крестить человека, находящегося в бессознательном состоянии, против его воли, пользуясь его телесной слабостью, ни в коем случае нельзя. Цель не оправдывает средства.

Бывает и так, что крещеный, но далекий от Церкви человек на пороге смерти хочет покаяться в грехах. И здесь каждый православный христианин, конечно, если совсем невозможно позвать священника, обязан принять исповедь умирающего. Спросить о тяжких грехах – убийствах, абортах, супружеских изменах, разврате во всех формах, воровстве, пьянстве, участии в сектах, связи с сатанинскими силами посредством астрологов, экстрасенсов и знахарей. После исповеди, тайну которой надо сохранять до гроба, вознести Богу горячую молитву о том, чтобы Он помиловал кающегося.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка )

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении – только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию – первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Умер кто-то из близких. Рано или поздно мы все сталкиваемся с таинственным явлением смерти. И всякий порядочный человек, в меру своих сил и возможностей, старается отдать усопшему последний долг, достойно проводить его в путь всея земли. Мы заботимся об изготовлении гроба, организации похорон, устройстве поминальной трапезы.

Только вот порой не отдаем себе отчета, что самому усопшему ни гроб, ни поминки не требуются. Нагим человек выходит из материнской утробы, нагим возвращается во чрево земли. И только одно ему от пас нужно, и нужно чрезвычайно. Это молитва.

После смерти тела душа или наследует вечное блаженство, или отходит на вечную муку. Это зависит от того, как была прожито земная краткая жизнь. Но немало зависит и от молитвы за умершего.

Есть в Житиях Святых рассказ о преподобном Макарии Великом, который молился за всех, ушедших в мир иной. Однажды в пустыне он увидел череп, который силой Божией поведал Макарию о том, что даже самые лютые грешники по его молитвам получают некоторые облегчения от страданий.

Первейшей и непреложной обязанностью всякого верующего является организация отпевания своего усопшего сродника. Экономить можно на чем угодно, но только не на отпевании! Оно должно совершаться на третий день смерти, не раньше (при этом день кончины – первый, даже если человек умер за несколько минут до полуночи); лучше, если оно произойдет в храме или на кладбище. В крайнем случае можно отпеть заочно.

Во чтобы то ни стало нужно предать усопшего земле. Кремация – чуждый Православию обычай, заимствованный от восточных культур. Даже если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту волю не грешно.

В девятый и сороковой день после смерти нужно заказывать в храме панихиды – моления о прощении грехов усопшего. Особенно важен сороковой день, в который совершается частный суд Божий над душой, определяется ее участь до Второго Пришествия Христа.

Заупокойная молитва будет действеннее, если в памятные дни кто-либо из родственников почившего причастится Святых Христовых Тайн.

Панихиды нужно совершать и в дальнейшем, в дни рождения, смерти, именины покойного. Подавать записки в алтарь и ставить свечи о упокоении можно каждый день.

На кладбище нельзя оскорблять память почившего пьянством, лить водку на могильный холм. Лучше затеплить свечу, помолиться, прибрать могилу. Дома, на поминках, русские люди вкушают особую пищу – кутью (рис с медом или изюмом), блины, кисель. В постный день и пища должна быть постной.

Хорошо заказывать в храме долгосрочные поминовения – на сорок дней (сорокоуст), полгода или год. В монастырях принимаются вечные (пока стоит обитель) поминовения усопших.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,

Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Можно ли отпевать иноверцев?

Этот вопрос неоднократно поднимался и в прошлом, и в наши дни. Обратим внимание на то, что спрашивается не о том, можно ли вообще молится об умерших иноверцах, а можно ли их отпевать и служить по ним панихиды. Необходимо различать эти два вопроса: просто молитвы за умерших инославных христиан и совершении над ними православного чина. Частная, келейная молитва об инославном усопшем не запрещается – можно поминать его дома, у гроба прочесть псалмы. Но чин отпевания и панихиды составлены с уверенностью, что умерший и отпеваемый есть верный член Православной Церкви.

Охраняя чистоту своего Православного учения и всего богоустановленного порядка жизни, Церковь искони запрещала епископам, клирикам и мирянам вступление в молитвенное общение не только в храме, но и на дому со всеми еретиками, раскольниками и отлученными от церковного общения. Строгость, с какой Церковь оберегала своих чад от опасности заражения какой-либо ересью, простиралась до того, что священнослужителям было возбранено совершать молитву или срященнодействие даже только в присутствии еретиков. В основе этих канонических постановлений лежит вечное слово Христово: “аще и Церковь не послушает (брат твой), буди тебе, якоже язычник и мытарь” (Мф. 17,18).

Будучи вне Церкви при жизни, еретики и раскольники еще дальше отстоят от нее после смерти, ибо тогда для них закрывается сама возможность покаяния и обращения к свету истины.

Вполне естественно поэтому, что Церковь не может приносить за них умилостивляющей бескровной жертвы и никакой молитвы вообще: последняя явно возбраняется апостольским словом (1 Иоан. 5, 16). Следуя апостольским и отеческим заветам, Церковь молится только о упокоении православных христиан, в вере и покаянии скончавшихся – как живых членов Тела Христова. Сюда могут относиться и те, кто прежде были в числе отпадших, но потом раскаялись и соединились с Церковью.

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

Верная во всем духу древней Вселенской Церкви, наша Русская Православная Церковь не только воспрещала отпевать инославных – римо-католиков, протестантов, армян и т.п., но даже совершать по ним панихиды. По чувству христианского милосердия она стала допускать в отношении к ним одно снисхождение – если умрет иноверец “христианского исповедания”, и для погребения его не будет священника или пастора того исповедания, к коему принадлежит умерший, то православному священнику разрешается, облачившись в фелонь, проводить тело усопшего до кладбища и пением Трисвятого сопроводить опускание гроба в могилу. Внесение тела усопшего иноверца в православный храм не допускается.

Широта православной христианской любви, во имя которой иные призывают допустить церковную молитву за умерших христиан любого исповедания, не может простираться до пренебрежения православным учением веры, сокровище которой хранит в течение веков наша Церковь. Иначе сотрется всякая грань, отделяющая Единую Истинную Церковь от тех, кто оторван от благодатного союза с нею.

Из сказанного ясно, что тем более воспрещается всякая церковная молитва за усопших мусульман, буддистов, иудеев и других иноверцев, не признающих Господа Иисуса Христа.

Церковные требы в православных храмах Иерусалима

Сорокоуст о упокоении

Неусыпаемая псалтирь

Церковная записка

Молебен о здравии

Сорокоуст о здравии

Храмы и монастыри в которых совершаются богослужения

Copyright Символ Веры ©2007 – 2017. All Rights Reserved.

Как проводить близкого в последний путь? (+Видео)

Как подготовиться к отпеванию близкого человека? О чем не забыть, провожая его в последний путь? Рассказывает протоиерей Федор Бородин.

Если вы готовитесь прийти на отпевание близкого вам человека, родственника или друга, ушедшего с мир иной, собираетесь проводить его по-христиански, тогда вам нужно приготовиться — сделать несколько вещей.

Протоиерей Феодор Бородин

Первое. Вам нужно понять, что чин отпевания — это молитвенное прощание Церкви с человеком. И ваша молитва, если вы любите ушедшего, очень для него важна. Даже если вы раньше не пробовали молиться, не умеете этого делать, для вас это что-то новое, пожалуйста, пока вы будете стоять в храме, особенно первые 40 дней после ухода человека, произносите хотя бы самую простую молитву: «Господи, упокой душу усопшего раба Твоего (или рабы Твоей) такой-то». Вы почувствуете некое тихое облегчение. Почувствуете, что ему стало легче, и вам станет легче в вашей скорби.

Господь так создал Церковь, что наши молитвы друг за друга, и за живых, и за усопших, помогают нам. И ваш труд, ваше ходатайство об ушедшем человеке могут очень ему помочь. Господь часто готов простить человеку какие-то его грехи, в которых он даже, может быть, не успел раскаяться, если семена любви, которые этот человек посеял во время своей земной жизни, всходят ростками благодарности, молитвы, скорби за него. Но скорби не тупиковой, мрачной, а скорби о состоянии его души. Если человек жил так, что вам хочется за него молиться, это значит, что есть надежда на его прощение. Поэтому молитесь, особенно первые 40 дней.

Второе, что вы должны знать: чин отпевания заканчивается прощением или прощанием, что очень близко одно к другому. По уставу каждый человек подходит к гробу умершего или умершей, делает земной поклон, крестится, целует лоб усопшего. Это символ того, что подходя, мы просим прощения за то, в чем мы перед этим человеком виноваты. Может быть, это нужно прежде всего нам. Очень важно, чтобы мы все человеку простили. В нашей власти, чтобы Господь его не наказывал за очень многое.

В Евангелии от Иоанна есть эпизод, когда Господь говорит с женщиной, взятой в прелюбодеянии. «Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин 8:3–11) Господь прощение людей поставил в очень тесную связь со Своим прощением человека. Если мы вспомним год за годом, месяц за месяцем, может быть, даже еще плотнее, всю нашу совместную жизнь с этим человеком и найдем в себе силы простить даже то, в чем он был, очевидно и точно, перед нами неправ, а мы были пострадавшей стороной, есть надежда, что Господь ему эти грехи отпустит. И этому человеку станет намного легче. Потом когда то, когда мы будем точно так же лежать, Господь простит нас.

Третье, что очень важно сделать: понять, что ничто в жизни не происходит случайно. Если смерть близкого любимого родного человека пришла в нашу жизнь, это промысл Божий, это всегда звоночек оттуда, всегда напоминание о том, что это и наш путь тоже, когда-то мы обязательно будем так лежать. Дай Бог, чтобы нас тоже отпевали, чтобы у нас тоже были такие христианские проводы в Вечную Жизнь.

Из милости

Смотря на лежащего человека, надо вспоминать о краткости своей жизни, думать: «А с чем я пойду к Господу? Исповедал ли я свои грехи? Жил ли я церковной жизнью, или я пришел в храм, мне здесь ничего непонятно, и я здесь чужой, и церковь для меня чужая?». Этот урок надо извлекать и реализовывать. Надо начинать ходить в храм.

Дома можно читать Псалтирь по усопшему. Вы будете чувствовать, повторюсь, что вам легче, что ему, ушедшему, легче.

Можно и нужно раздавать милостыню и делать дела милосердия в память об усопшем. Вообще, милостыня покрывает множество грехов. Дерзновение любящего сердца, именно дерзновение, может превосходить правосудие Божие, потому что Бог любит больше быть милосердным, чем справедливым.

Поэтому, если вы покажете Богу, что вы так любите усопшего, что готовы творить добро по принципу: пусть правая рука твоя не знает, что делает левая — для Бога, для души, для себя, не напоказ, то Господь может очень многое простить этому человеку. Возьмите его вещи, раздайте их нищим. Найдите возможность дать милостыню, накормить голодного человека. Найдите какую-нибудь пожилую соседку, которая еле сводит концы с концами, купите ей лекарств, помогите ей что-то сделать по дому.

Или поддержите многодетную семью, или дом малютки, или детский дом. Найдите какую-нибудь такую возможность и скажите Господу: «Господи, я делаю это в память о моем друге или моем брате, моем отце. Прими это, пожалуйста, как бы Ты принял от него». Господь примет. Для вашей души это будет очень много и очень полезно, и для усопшего это будет очень хорошо.

Потом, когда вы будете вспоминать этого человека — и на поминках, и в разговоре с друзьями, даже, если он делал что-то некрасивое, плохое и грешное, не говорите об этом, не осуждайте его, простите это ему. Вспоминайте хорошее. Если хорошего мало, то останавливайте разговор, лучше молитесь за него.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал “Православие и мир”, но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Лицензия Минпечати Эл № ФС77-44847

может не совпадать с позицией редакции.

(книгах, прессе) возможна только с письменного

Оценка 4.1 проголосовавших: 189
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here