Молитва во время солнечного затмения

Полное собрание и описание: молитва во время солнечного затмения для духовной жизни верующего человека.

Солнечное и лунное затмения и молитва

Мусульмане воспринимают любое космическое явление как признак существования и могущества Аллаха.

Мусульманин прибегает к Аллаху во всякое время, особенно в моменты солнечного и лунного затмения, если нуждается в Его помощи.

При жизни Пророка (мир ему и благословение) произошло солнечное затмение. Люди поспешили связать его с мирским событием, а именно, со смертью сына Пророка, Ибрагима. Но Пророк (мир ему и благословение) объяснил им истинный смысл этого явления.

В своем собрании хадисов имам Муслим сообщает, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказала:

«(Когда) при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, случилось солнечное затмение, он стал молиться (вместе с людьми). (Сначала) он очень долго стоял, потом совершил очень долгий поясной поклон, потом (выпрямился и снова) стоял очень долго, но меньше, чем в первый раз. Затем он совершил (еще один) очень долгий, но более короткий, чем первый, поясной поклон, после чего совершил земной поклон. Потом он встал и стоял долго, но меньше, чем в первый раз, а потом склонился в долгом поясном поклоне, который занял меньше времени, чем первый. Потом он выпрямился и стоял долго, но меньше, чем в первый раз, и затем снова совершил очень долгий поясной поклон, но более короткий, чем первый поясной поклон.

Потом он совершил земной поклон, и затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, завершил (молитву), когда уже (ничто не мешало видеть) солнце, после чего обратился к людям с хутбой. Воздав хвалу Аллаху и восславив Его, (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

“Поистине, солнце и луна относятся к числу знамений Аллаха, и, поистине, они не затмеваются ни из-за смерти, ни из-за рождения кого-либо (из людей), а если вы увидите, (что начинается затмение), произносите слова “Аллаху акбар”, взывайте к Аллаху, молитесь и раздавайте милостыню. О (члены) общины Мухаммада, поистине, когда раб или рабыня (Аллаха) совершает прелюбодеяние, никто не ревнует сильнее Аллаха! О (члены) общины Мухаммада, клянусь Аллахом, если бы вы знали то, что известно мне, то, конечно же, плакали бы много, а смеялись мало! Разве не довел я (это до вашего сведения)?».

Директор мечети короля Фахда в Калвер-Сити, Калифорния, известный мусульманский ученый шейх Таджуддин бин Шуайб в своей книге «Доступно о предписанной молитве», пишет:

«Кусуф, или солнечное затмение, это полное или частичное сокрытие солнечного света в момент, когда Луна проходит между Солнцем и Землей. Люди привыкли объяснять это необычное явление некими сверхъестественными причинами. Случилось так, что в день смерти сына Пророка, Ибрахима, в Медине произошло солнечное затмение, и некоторые люди приписали его этой смерти. По этому случаю Пророк обратился к верующим, чтобы исправить их заблуждения о солнечном затмении.

Пророк велел призвать людей на намаз словами: «Спешите на групповой намаз!» (Ас-салаату джаамиъатун!). Когда люди собрались, он возглавил их намаз, после чего провозгласил:

«Воистину, солнце и луна являются одними из знамений Аллаха. Они не затмеваются по причине смерти или жизни кого-нибудь из людей. Посему, когда вы увидите затмение, устремляйтесь на намаз» (Муслим).

Салят аль-кусуф (намаз по случаю солнечного затмения) является сунной муаккада (подтвержденной сунной) как для мужчин, так и для женщин. Лучше совершать его коллективно в мечети. Он длится с начала затмения до тех пор, пока не покажется солнце. Азан не звучит, однако следует объявить: «Ас-салаату джаамиъатун!».

Согласно хадису, переданному Аишей (да будет доволен ею Аллах) салят аль-кусуф совершается в два ракаата, при этом в каждом ракаате верующий совершает два поясных поклона, вместо одного.

В первом ракаате, после произнесения суры «Фатиха», читается длинная или короткая сура. Затем произносится «Аллаху Акбар», и совершается долгий поясной поклон. После чего верующий поднимается и говорит: «Сами Аллаху лиман хамидах, раббана лакял-хамд».

Затем верующий говорит «Аллаху Акбар» и совершает второй поясной поклон, но не столь долгий. Поднявшись, он говорит: «Сами Аллаху лиман хамидах, раббана лакял-хамд».

Продолжая стоять прямо, он произносит «Аллаху Акбар», а затем совершает земной поклон. Второй ракаат он начинает словами «Аллаху Акбар». Второй ракаат следует совершать так же, как и первый. После молитвы имам может произнести проповедь.

Салят аль-хусуф (намаз по случаю лунного затмения) совершается так же, как и салят-кусуф (намаз по случаю солнечного затмения). Суру «Аль-Фатиха» можно читать вслух или про себя».

Далее хотелось бы привести цитату из статьи «Ислам и солнечное затмение», изданной Мусульманским советом Британии (Muslim Council of Britain) и Международным советом по исламской информации (International Council for Islamic Information):

”Солнце и луна – два знамения из числа знамений Аллаха и не бывает затмения из-за рождения или смерти кого-либо. Если вы увидите, что [произошло затмение] взывайте к Аллаху, восхваляйте Его величие, давайте милостыню и совершайте молитву, обращайтесь к Нему с мольбами и просите Его о прощении”.

Эти слова благородный Пророк (мир ему и благословение) произнес, когда произошло солнечное затмение, в тот же самый день умер его сын, младенец Ибрахим – 29 шавваля 10 года хиджры (27 января 632 года). Несомненно, ложный пророк заявил бы, что это величественное небесное явление – знак того, что небеса скорбят об утрате им своего любимого сына, но вместо этого последний Посланник возглавил молитву мусульман, которая длилась до конца затмения, а затем увещевал их помнить о воздаянии Господа в Судный день».

Таким образом, можно заключить, что реакция мусульман на лунное и солнечное затмения должна быть следующей:

1. Солнечное и лунное затмения – это напоминания о Судном дне, когда солнце, луна, звезды перестанут светить:

«Когда взор будет ошеломлен, луна затмится, а солнце и луна сойдутся. В тот день человек скажет: “Куда бежать?”» (Коран, 75:7-10)

2. Будучи напоминанием о Последнем Дне, затмение это время, когда следует совершать намаз, совершать милосердные дела, поминать Аллаха и просить у Него прощения.

3. Верить, что небесные тела – солнце, луна, планеты, звезды – каким-то образом властвуют над событиями и судьбами людей, значит отвергать Аллаха, приписывая Ему сотоварищей:

«Среди Его знамений – ночь и день, солнце и луна. Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь» (Коран, 41:37).

Таким образом, нельзя поклоняться Богу, поклоняясь творению, когда божественность приписывается природным явлениям, небесным телам, идолам или людям. Мусульмане считают любую форму поклонения кому-нибудь или чему-нибудь сотворенному принципиальной ошибкой многих религиозных групп. Ислам осуждает и широко распространенную, но ошибочную, пустую веру в астрологию, которая давно проникла в популярные издания. Вместо этого ислам учит людей постоянно обращаться к Единственному Источнику всех событий – Аллаху.

Салят аль-кусуф (намаз затмения)

Правило: Большинство ученых считают его подтвержденной сунной (муаккада). Имам Абу Ханифа называл его обязательным (ваджиб), тогда как имам Малик считал его равным по важности джума-намазу.

Форма: Намаз по случаю затмения состоит из двух ракаатов. До нас дошли сообщения о разных способах совершения этих ракаатов, но наиболее достоверные хадисы указывают, что во время каждого ракаата верующий дважды встает на ноги (киям), дважды читает Коран (кираа), два раза совершает поясной поклон (руку) и два раза – земной (суджуд). Этого мнения придерживается большинство ученых, в том числе имам Малик, имам Шафии и имам Ахмад. В разных хадисах передается о разном количестве руку в каждом ракаате: трех, четырех и более; ханафитские ученые отдают предпочтение одному руку, как во время ежедневного намаза. Но большинство достоверных хадисов свидетельствуют в пользу мнения большинства, изложенного выше.

Собрание верующих: Сунна этого намаза – совершение его в мечети, хотя, если нет возможности присоединиться к коллективной молитве, можно молиться в одиночку. Женщины могут молиться дома или участвовать в коллективной молитве.

Хутба (проповедь): по окончании групповой молитвы имам читает проповедь, основываясь на увещеваниях Посланника Аллаха, которые были частично процитированы в начале этой статьи. Проповедь рекомендовали имам аш-Шафии и большинство других имамов, тогда как ханафитские ученые считают, что проповедь не является частью намаза кусуф. Они считают увещевания Пророка общим напоминанием, а не формальной проповедью. Если проповедь произносится, она должна содержать восхваление Аллаха, два свидетельства веры, напоминания о Рае и Геенне.

Время: Намаз кусуф продолжается до конца затмения. Он должен начинаться во время затмения, а закончиться может после завершения затмения. Проповедь произносится после намаза, независимо от того, продолжается ли затмение. Когда затмение закончилось, требования, предъявляемые ко времени и форме намаза соблюсти невозможно, поэтому намаз кусуф по окончании затмения считается недействительным. Имам Абу Ханифа и имам Ахмад утверждали, что намаз кусуф нельзя совершать во время, когда в нормальных условиях намаз не поощряется, то есть, когда солнце восходит или садится за горизонт или находится в зените. Другие имамы считают, что требования к намазу кусуф превосходят по важности требования к обычному намазу.

Длительность: Намаз кусуф должен быть дольше, чем обычный ежедневный намаз. Намаз кусуф, каким его совершал Пророк (мир ему и благословение) был очень долгим: он начался вскоре после начала затмения и закончился после завершения затмения. Во время своего намаза он четырежды читал Коран, при этом в первый раз он читал Коран дольше всего. Кроме того, по сообщениям, во время намаза кусуф он совершал киям, руку и суджуд дольше, чем обычно. Но имаму всегда следует помнить о возможностях молящихся, и если среди них есть старики и немощные, намаз не следует чрезмерно затягивать. По окончании затмения намаз кусуф продолжать не требуется. Предписанные два ракаата следует совершать, если это разумно в данной ситуации, а если они завершились раньше, чем закончилось затмение, остаток времени следует проводить, взывая и поминая Аллаха (в том числе, читая Коран), и раздавая милостыню.

Подробное описание намаза кусуф

1. Намаз начинается без азана или икамы, но можно объявить: «Ас-саляту джамия» («Спешите на общий намаз»).

2. Имам начинает с такбира, как обычно, затем читает суру «Аль-Фатиха» и еще одну суру или более. Читать можно вслух (мнение большинства) или про себя.

3. Имам совершает руку с такбиром, как обычно.

4. Имам поднимается после руку со словами «Сами Аллаху лиман хамидах», затем следует обычный зикр.

5. Оставаясь стоять, имам снова читает суру «Аль-Фатиха» и еще одну или более сур.

6. Имам совершает руку с такбиром.

7. Имам поднимается из руку со словами «Сами Аллаху лиман хамидах», затем следует обычный зикр.

8. Имам совершает два земных поклона как обычно, только дольше, как и перерывы между ними.

9. Имам поднимается для второго ракаата, который совершается так же, как и первый.

10. Таким образом, имам четыре раза находится в положении стоя (киям) (с чтением Корана), четыре раза совершает поясной и четыре – земной поклон. Сунна для каждого кияма, руку и суджуда – каждый последующий должен быть короче предыдущего.

И Всемогущий Аллах знает лучше.

«Ислам для всех» по материалам OnIslam.net

4 комментариев

Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.

(см.,Св. Коран, сура «аль-Бакара», аят 255).

Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим

«Аллах (Бог, Господь). Нет бога, кроме Него, вечно Живого, Сущего. Его не постигнут ни сон, ни дремота. Ему принадлежит всё, что в небесах и на Земле. Кто заступится пред Ним, иначе как по воле Его!? Ему ведомо то, что было, и то, что будет. Никто не в состоянии постигнуть и частицыиз знания Его, кроме как по воле Его. Небеса и Землю объемлет курсий (Великий Трон) Его, и не утруждает Его забота о них [Обо всем том, что находится в нашей галактической системе]. Он — Всевышний [по всем характеристикам выше всего и вся], Великий [величие Его не имеет границ]!» Аят «Аль-Курси»

(см.,Св. Коран, сура «аль-Бакара», аят 255).

Священный Коран.Сура 36 «Йа Син»

8. Мы сделали настойчиво отрицающих веру подобными тем, которым наложены оковы на шею до самых подбородков, и их головы задрались, стеснённые узкими оковами, а их глаза опущены, и не могут они повернуть головы, чтобы видеть.

9. И Мы сделали тех, которые не видят Наших знамений и доказательств, подобными тем, которые заключены между двумя преградами – одна перед ними, другая позади их – так, что они ничего не видят ни впереди, ни позади.

10. Увещеваешь ты их или не увещеваешь: всё равно они не веруют.

11. Твоё увещевание полезно только тем, кто следует за Кораном и боится Милостивого, хотя они Его не видят. Сообщи (о Мухаммад!) радостную весть этим людям о прощении Аллахом их грехов и о прекрасном награждении за их добродеяния.

12. Поистине, Мы оживляем мёртвых и записываем их деяния в ближайшей жизни и следы, которые они оставили после смерти. И всё Мы записываем в Ясной Книге.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

2. Клянусь мудрым Кораном!

3. Воистину, ты – один из посланников

4. на прямом пути.

5. Он ниспослан Могущественным, Милосердным,

6. чтобы ты предостерег людей, отцов которых никто не предостерег, из-за чего они оставались беспечными невеждами

82. Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: "Будь!" – как это сбывается.

83. Пречист Тот, в Чьей Руке власть над всякой вещью!

Информация доступна только зарегистрированным пользователям.

Размещение рекламы

Новости по теме

Физики придумали телескоп для мусульман

Завтра в РФ можно будет увидеть солнечное затмение

День зимнего солнцестояния совпадает с лунным затмением

Ключевые слова

Архив рубрики «Прямой путь»

Задачами информационно-аналитического канала с момента его появления является донесение объективной и достоверной информации о событиях в России и мире и происходящих в обществе процессах, консолидация мусульманской уммы России, выявление случаев дискриминации по религиозным и национальным признакам, защита прав верующих.

«Ансар.Ru» имеет собственных корреспондентов в различных регионах России и предлагает вниманию читателей как оперативную новостную информацию, так и эксклюзивные аналитические статьи, обзоры, религиозно-богословские материалы, мнения известных экспертов по различным вопросам.

Материалы, публикуемые на «Ансар.Ru», рассчитаны на самую широкую аудиторию. Сайт освещает как собственно религиозную, так и политическую, экономическую, культурную, общественную жизнь мусульман России и зарубежья. Одной из наиболее актуальных тем, которые находят место на страницах “Ансар.Ru”, является развитие исламской банковской сферы, исламских финансов и халяль-индустрии.

Призыв Саляфии

Вы находитесь: Главная » Статьи » Молитва во время солнечного или лунного затмения

Молитва во время солнечного или лунного затмения

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Многие русскоязычные мусульмане не сталкивались с таким положением, как «молитва по случаю затмения солнца или луны», и не совершали ее никогда. А некоторые даже и не слышали о такой молитве.

В связи с этим хотелось бы с дозволения Аллаха ознакомить русскоязычных мусульман с этой молитвой и положениями, связанными с ней.

Затмение солнца и луны – из числа знамений Всевышнего Аллаха

Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Мы ниспосылаем Наши знамения только для устрашения» (аль-Исра 17: 59).

Всевышний Аллах также сказал: «Он спрашивает, когда же наступит День воскресения? Когда взор будет ошеломлен, луна затмится, а солнце и луна сойдутся» (аль-Къияма 75: 6-9).

Всевышний Аллах также сказал: «Среди Его знамений – ночь и день, солнце и луна. Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь» (Фуссылят 41: 37).

Аль-Мугъира ибн Шу’ба (да будет доволен им Аллах) сказал: “В день смерти Ибрахима – (малолетнего) сына посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произошло солнечное затмение, и люди стали говорить: “Затмение началось из-за смерти Ибрахима”. Услышав это, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, солнечные и лунные затмения не происходят ни из-за смерти, ни из-за жизни кого бы то ни было. Если же вы увидите подобное, молитесь и взывайте к Аллаху»”. аль-Бухари 1043, Муслим 915.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды, во время солнечного затмения посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) воздав хвалу Аллаху и восславив Его, сказал: «Поистине, солнце и луна являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, а затмения их не происходят ни из-за смерти, ни из-за рождения кого бы то ни было из людей. И поэтому, если вы увидите подобное, взывайте к Аллаху, произносите слова “Аллаху акбар”, молитесь и раздавайте милостыню»”. аль-Бухари 1044, Муслим 901.

Абу Бакрат (да будет доволен им Аллах) сказал: “Однажды, когда мы находились у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) началось солнечное затмение. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поднялся с места, и направился к мечети, волоча за собой свою накидку, и вошел туда. Мы также вошли в мечеть, где он совершал с нами молитву в два рака’ата до тех пор, пока солнце не появилось снова. Закончив же молиться, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, солнечные и лунные затмения происходят не потому, что кто-то умирает, однако посредством этого Всевышний Аллах устрашает Своих рабов. А поэтому, когда вы увидите подобное, молитесь и взывайте к Аллаху, пока затмение не закончится»”. аль-Бухари 1040.

‘Абдуллах ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды произошло затмение солнца и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву и сказал: «Мне было показано пламя Ада, и я никогда не видел более ужасного зрелища, какое видел сегодня!»” аль-Бухари 431, Муслим 907.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Это извещение от пророка (мир ему и благословение Аллаха), что затмение солнца и луны являются причиной, содержащей наказание для людей и тем, в чем содержится вред для них. Если бы эти явления не несли в себе вреда для людей, то они не были бы причиной устрашения”. См. “Маджму’уль-фатауа” 24/259.

К примеру, современные врачи говорят, что во время солнечного затмения ни в коем случае нельзя смотреть на солнце, поскольку это может привести к серьезным проблемам со зрением и даже к слепоте. Более того, они не рекомендуют делать это даже в солнцезащитных очках.

Что же касается того, что астрономы могут вычислить о наступлении затмения солнца или луны, или указывают о причинах этого, как становление в один ряд планет солнечной системы; что во время солнечного затмения луна закрывает солнце, а во время лунного земля закрывает луну и т.п., то это не противоречит тому, о чем говорится в хадисах! Нет ничего удивительного в этом, ибо Аллах установил для каждой вещи свои причины. Хафиз Ибн Хаджар передал, что имам Ибн Дакыкъ аль-‘Ид, который жил более 800 лет назад, говорил: “Может быть так, что кто-то полагает, что слова астрономов противоречат хадису, что Аллах устрашает этими затмениями Своих рабов. Это абсолютно не так! Ведь у Аллаха есть поступки, которые соответствуют установлениям и которые выходят за границы каких-либо Его установлений. Его власть превышает любую причину, и Он может нарушить любые условия, которые пожелает. И обладатели знания о Всевышнем по причине сильного вероубеждения знают о безграничной силе Аллаха, которая превыше естественных установлений. Аллах творит, что пожелает, и когда происходит что-то странное, то они испытывают страх по причине силы своего убеждения. И все это не препятствует тому, что для подобных явлений существуют какие-то установленные причины, которые если Аллах пожелает, может обойти. Одним словом, то, о чем говорят астрономы, даже если и является правдой, не препятствует тому, чтобы эти вещи являлись устрашением для рабов Аллаха!” См. “Фатхуль-Бари” 2/561.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “У затмения луны и солнца есть определенные периоды, подобно тому, как и у новолунья есть свой период. Что же касается знания этого на основании вычислений, как это делают астрономы, то это не имеет отношения к претензии на знание сокровенного”. См. “Маджму’уль-фатауа” 24/256.

Что такое молитва затмения?

Многие имамы называют молитву затмения солнца и луны «салят аль-кусуф», не делая в именовании между ними разницы, поскольку «аль-кусуф» – это исчезновение света одного из светил: солнца или луны, которое покрывается в этот момент темнотой. См. “Асна аль-маталиб” 1/385.

Также было сказано, что «аль-кусуф» – это когда свет исчезает по причине затмения полностью, а «аль-хусуф» – когда исчезает частично. См. “Фатхуль-Бари” 2/535.

Некоторые же имамы говорили, что «аль-кусуф» касается именно затмения солнца, тогда как затмение луны именуется «аль-хусуф», и это более распространено в арабском языке. См. “Лисан аль-‘араб”, “Джами’ аль-усуль” 6/164.

А некоторые имамы считали, что нет проблем говорить на молитву по причине затмения солнца, как «салят аль-кусуф», так и «салят аль-хусуф», ибо оба выражения передаются в хадисах от сподвижников.

Что касается шариатского определения, то под «салят аль-кусуф» речь идет о совершении определенной молитвы, в определенном исполнении, в момент затмения солнца или луны. См. “Мауахиб аль-джалиль” 2/199, “Нихая аль-мухтадж” 2/394.

Хадисы, относительно молитвы затмения солнца и луны

Хадисов, о совершении молитвы затмения посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижниками очень много, но с дозволения Аллаха приведем некоторые из них:

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Когда при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произошло солнечное затмение, он стал молиться вместе с людьми. Сначала он долго стоял, потом совершил долгий поясной поклон, потом выпрямился и снова стоял долго, но меньше, чем в первый раз, а затем совершил еще один долгий поясной поклон, но более короткий, чем первый. Потом он дважды совершил долгий земной поклон, после чего таким же образом совершил второй рака’ат, а когда солнце показалось снова, закончил молиться и обратился к людям с хутбой (проповедью). Воздав хвалу Аллаху и восславив Его, он сказал: «Поистине, солнце и луна являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, а затмения их не происходят ни из-за смерти, ни из-за рождения кого бы то ни было из людей. И поэтому, если вы увидите подобное, взывайте к Аллаху, произносите слова “Аллаху акбар”, молитесь и раздавайте милостыню». Затем он сказал: «О община Мухаммада! Клянусь Аллахом, при виде того, как Его раб или Его рабыня совершают прелюбодеяние, никто не испытывает большей ревности, чем Аллах! О община Мухаммада, клянусь Аллахом, если бы вы знали то, что известно мне, то, конечно же, смеялись бы мало, а плакали много!»” аль-Бухари 1044, Муслим 901.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “В хадисе ‘Аиши содержатся различные пользы. Так, в нем говорится о том, что во время затмения необходимо приступать к молитве как можно быстрее, и упоминается о прочих необходимых действиях. Этот хадис удерживает людей от того, чтобы они много смеялись, и побуждает их к тому, чтобы они много плакали. В нем говорится о том, что человек неизбежно придет к смерти, и указывается на необходимость принимать во внимание знамения Аллаха. Кроме того, в этом хадисе отвергаются заявления тех, кто полагает, что планеты оказывают влияние на землю, разъясняется, что следует опасаться неправильных воззрений, и упоминается о том, какое значение придавали сподвижники передаче сообщений о делах пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы им могли следовать люди”. См. “Фатхуль-Бари” 2/531.

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произошло солнечное затмение, он совершил молитву. Сначала он долго стоял, примерно столько, что этого времени хватило бы для того, чтобы прочитать суру “аль-Бакъара”. Потом он надолго склонился в поясном поклоне, потом выпрямился и снова стоял долго, но меньше, чем в первый раз. Потом он совершил долгий поясной поклон, занявший меньше времени, чем первый, после чего дважды склонился в земном поклоне. Потом он встал и долго стоял, но меньше, чем в первый раз. Потом он совершил поясной поклон, который был короче первого, потом выпрямился и долго стоял, но меньше, чем в первый раз. Потом он совершил поясной поклон, который был короче первого, потом выпрямился и дважды склонился в земном поклоне, а потом, когда уже показалось солнце, он завершил молитву. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, солнце и луна являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, и затмения их не случаются ни из-за смерти, ни из-за жизни кого бы то ни было из людей, а поэтому, если вы увидите подобное, поминайте Аллаха!» Люди сказали: «О посланник Аллаха, мы видели, как ты взял что-то, находясь на своем месте, а потом мы видели, как ты отошел назад». В ответ на это он сказал: «Поистине, я видел Рай и протянул руки, чтобы взять гроздь (растущих там плодов), и если бы я сумел сорвать ее то вы, несомненно, могли бы питаться (этими плодами) до скончания мира этого. Кроме того, мне было показано пламя Ада, и я не видел ничего более ужасного, чем то, что увидел сегодня, и я увидел, что большинство обитателей Ада составляют женщины». Его спросили: «О посланник Аллаха, почему же так?» Он сказал: «Потому что они неблагодарны». Его спросили: «Они неблагодарны по отношению к Аллаху?» Он сказал: «Они неблагодарны по отношению к мужьям, и не благодарят за оказываемые им благодеяния. Если ты всю жизнь станешь делать одной из таких добро, а потом она увидит от тебя что-нибудь, что ей не понравится, то скажет: “Я никогда не видела от тебя добра!»” аль-Бухари 1052, 3202, 5197, Муслим 907.

Со слов Абу Бакрата (да будет доволен им Аллах) сообщается, что он сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал в два рака’ата молитву затмения солнца и луны, как это делаете вы”. Ибн Хиббан 2908, аль-Байхакъи 3/337. Имам Ибн Хиббан и аз-Захаби подтвердили достоверность.

Имам Ибн Хиббан сказал: “Затмение луны произошло в пятом году по хиджре, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил со своими сподвижниками молитву затмения. И это была первая молитва, совершенная по причине затмения”. См. “Китаб ас-сикъат” 1/261.

Предыдущий хадис и эти слова Ибн Хиббана опровергают слова тех, кто говорил, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал молитву именно по случаю затмения луны.

А Аллаху ведомо обо всем лучше.

Каково положение молитвы по причине затмения?

Ученые разошлись касательно положения молитвы, связанной с затмением солнца и луны. Большинство имамов считало совершение этой молитвы весьма желательным, но не обязательным. См. “Фатхуль-Бари” 2/527.

Однако Абу ‘Аууана заявил, что эта молитва является обязательной. Также это было одним из мнений Абу Ханифы, а Малик сравнивал ее положение с положением пятничной молитвы. И из тех ученых, кто также склонился к обязательности молитвы по случаю затмения: аш-Шаукани, Сыддыкъ Хасан Хан и аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 2/527, “ас-Сайль аль-джарар” 1/323, “Тамамуль-минна” 261.

Эти ученые опирались на хадисы, в которых посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил своей общине о совершении молитвы по причине затмения в повелительной форме, как хадисы: «Если вы увидите затмение, то совершайте молитву».

Но большинство ученых ответило на это тем, что в хадисе, в котором содержится веление совершать молитву, связанную с затмением, также велено возвеличивать Аллаха, обращаться к Нему с мольбой и раздавать садакъа, а эти вещи по единогласному мнению являются желательным во время затмения, но не обязательным. Ученые часто говорили о том, что когда касательно какой-то вещи есть веление, но она упоминается наряду с велением добровольных вещей, то веление носит желательный характер, а не обязательный. См. “Бадаи’ аль-фауаид” 4/183.

На основании этого, мнение большинства имамов является более правильным. См. «Бугъятуль-мутатаууи’ фи саляти-ттатауу’» 107.

А Аллаху ведомо обо всем лучше.

Когда наступает и завершается время молитвы затмения?

Время молитвы по случаю затмения начинается с момента затмения и длится до его завершения. Со слов аль-Мугъиры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы увидите эти два затмения, то взывайте к Аллаху и совершайте молитву, пока не пройдет затмение». аль-Бухари 1060, Муслим 904.

Также и со слов ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, они (затмения) являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, и поэтому если вы увидите подобное, то молитесь, пока затмение не закончится». Муслим 901.

Молитву по случаю затмения можно совершать в любое время, даже если речь идет о трех порицаемых периодов времени для совершения добровольных молитв, потому что пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел совершать эту молитву при наступлении затмения, и не делал каких-либо оговорок касательно нежелательных периодов времени. Сказал аш-Шаукани: “Нет конкретного времени для молитвы затмения, поскольку эта молитва связана с видением затмения солнца или луны, а это может произойти в любое время. И это выбрал аш-Шафи’и. Ханафиты сделали исключением порицаемые периоды времени (для добровольных молитв). И это является известным мнением в мазхабе Ахмада. А маликиты считают, что эта молитва дозволяется в период начала дозволенность добровольных молитв и до заката солнца. Однако правильным является первое мнение, ибо суть в том, что бы совершить это поклонение до завершения затмения. И ученые единогласны, что молитва затмения не возмещается после завершения затмения”. См. “Найлюль-аутар” 7/150.

Имам ат-Тахауи сказал: “Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Совершайте молитву и обращайтесь к Аллаху с мольбами» указывают на то, что завершивший молитву прежде, чем затмение пройдет, обращается с мольбами до выхода затмения”. См. “Шарх ма’ани аль-асар” 1/331.

Можно ли совершать молитву затмения, опираясь на астрономические вычисления или если этого затмения не видно?

Многие мусульмане совершают молитву затмения на основании астрономических вычислений, по заранее указанной дате и времени затмения солнца или луны, даже если в их местности этого затмения не видно вообще. На самом деле мало кто из них знает, что подобное противоречит Сунне!

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если сообщения астрономов будут единогласны относительно наступления затмения, то вряд ли они ошибутся. Но вместе с тем, на основании их сообщений не строится шариатское знание. Поистине, молитва по случаю затмения солнца и луны не совершается, кроме как если мы сами увидим это!” См. “Маджму’уль-фатауа” 24/258.

Шейх Ибн Баз, говоря о молитве затмения, сказал: “Является обязательным для всех мусульман держаться Сунны и поступать в соответствии с ней, остерегаясь всего, что противоречит ей! И становится ясным, что те, которые совершают молитву затмения, опираясь на астрономические вычисления, допустили ошибку и пошли в противоречие Сунне. И также становится ясно, что не узаконено совершать ее жителям страны, у которых не видно этого затмения, ибо посланник (мир ему и благословение Аллаха) связал молитву с лицезрением затмения, а не с сообщением астрономов, что это произойдет, или случится в другом городе”. См. “Фатауа Ибн Баз” 13/31.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Бывает так, что объявляют о том, что будет затмение, а затмение происходит частичное, которое незаметно. А некоторые люди устремляются к совершению молитвы по этому случаю, как это произошло год или два назад. Было объявлено о затмении, однако оно было незаметным. Если будет объявлено о затмении, но оно не будет явным, то молитва по этому случаю не дозволена, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы увидите это, то молитесь». И под «затмением» астрономы иногда имеют в виду тень, при которой свет лучей уменьшается, однако все равно заметен”. См. “аль-Баб аль-мафтух” 16/31.

Также когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили: «Каково постановление касательно того, что солнце сокрыто облаками, но в газетах писали до этого, что с дозволения Аллаха должно произойти затмение в такое-то время? Следует ли совершать молитву затмения, даже если затмения не видно?»

Шейх ответил: “Не дозволено совершать эту молитву, опираясь на то, что пишут в газетах или говорят некоторые астрономы, если небо тучное и не видно затмения. Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) связал положение с видением затмения, сказав: «Если вы увидите это, то устремитесь к молитве». Возможно, Аллах сокрыл это затмение от одних людей и не сокрыл от других по причине мудрости, которую пожелал”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 16/309.

Как следует призывать людей на молитву затмения?

При затмении луны или солнца нет для этой молитвы ни произнесения азана, ни икъама, однако можно возвестить о ней словами: «Общая молитва!» (ас-Саляту джами’а).

‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) сказал: “Когда при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произошло солнечное затмение, был возглашен следующий призыв: «Общая молитва!»” аль-Бухари 1045, Муслим 910.

Имам Ибн Дакыкъ аль-‘Ид говорил: “Не следует произносить слова азана для молитвы затмения по единогласному мнению ученых. А этот хадис указывает на то, что к этой молитве призывают словами: «Общая молитва!» И в этом доказательство для тех, кто считал это желательным”. См. “Шарх аль-‘Умда” 3/158.

О коллективном совершении молитвы затмения в мечети

Сунной является совершение молитвы затмения в мечетях. Имам аль-Бухари в своем Сахихе назвал главу так: “Глава: Молитва по случаю затмения в мечетях”.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произошло затмение солнца и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в мечеть. Он встал и возвеличил Аллаха, а люди выстроились в ряд за ним”. аль-Бухари 1046, Муслим 901.

Со слов Махмуда ибн Лябида (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы увидите затмения солнца и луны, то устремитесь к мечетям!» Ахмад 5/428. Хафиз аль-Хайсами назвал всех передатчиков хадиса передатчиками «ас-Сахих», а Шу’айб аль-Арнаут назвал иснад его сильным. См. “Маджма’у-ззауаид” 2/207, “Тахридж аль-Муснад” 23679.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Является достоверным то, что Сунна – это совершение молитвы затмения в мечети, а иначе пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал бы ее в пустынной местности, что облегчило бы видение завершения затмения”. См. “Фатхуль-Бари” 2/673.

Имамы Малик, аш-Шафи’и и Ахмад, а также большинство ученых считало, что совершение молитвы затмения солнца и луны в джама’ате является Сунной. Абу Юсуф и Мухаммад из числа ханафитов говорили, что совершением в джама’ате является условием. Яхья говорил, что она является условием в джама’ате именно при совершении молитвы затмения солнца. Имамы Ирака считали, что как молитва затмения солнца, так и луны совершаются по отдельности. А от Абу Ханифы и Малика передавали, что наоборот, условием является совершение молитвы затмения в одиночку. Но от Малика передается и иное мнение. См. “аль-Мудаууана” 1/163, “аль-Умм” 2/523, “аль-Мугъни” 3/322, “аль-Бахр аз-захар” 2/71.

Приведя все эти мнения, аш-Шаукани сказал: “Сторонники первого мнения опирались на достоверные упомянутые хадисы, а те, кто склонился к иному мнению, что совершать эту молитву в одиночку является условием или желательностью, нет у них довода. А что касается тех, кто дозволил оба варианта (совершать эту молитву и в джама’ате и одному), то они говорили, что нет довода указывающего на то, что совершение в джама’ате является условием, поскольку поступок пророка (мир ему и благословение Аллаха) не указывает на обязательность, не говоря уже о том, чтобы это было условием. И это верное мнение, однако, это не исключает то, что правильнее совершать эту молитву в коллективе”. См. “Найлюль-аутар” 7/170.

О совершении женщинами молитвы по причине затмения в коллективе с мужчинами

Так назвал главу в своем Сахихе имам аль-Бухари, который привел под ней следующий хадис:

Асма бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды я зашла к ‘Аише во время затмения, когда люди совершали молитву, и она совершала молитву, и спросила ее: “Что происходит с людьми?” В ответ она указала рукой на небо и сказала: «Субхана-Ллах!» Я спросила: «Знамение?» И она кивнула мне головой. Тогда я тоже приступила к молитве и молилась, пока не начала терять сознание, из-за чего мне пришлось полить себе голову водой”. аль-Бухари 86, 1053, Муслим 905.

Также и ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Когда наступило затмение, я вышла вместе с женщинами (для совершения молитвы)”. Муслим 903.

Правила совершения молитвы затмения

Поделись этой записью в своей социальной сети:

Рекомендуем также следующие статьи:

Свежие записи

Толкование хадиса «Найди для своего брата семьдесят оправданий»

Вопрос: «Ассаламу алейкум уа рахматуЛахи уа баракату. Да даст вам Аллах еще больше знаний. Пожалуйста растолкуйте мне хадис в котором говорится что если твой брат сделал ошибку или т.п. то ты должен найти 60 70 оправданий. Как мне понять это?» Ответ: Шейх ‘Адель ас-Субей’и, да хранит его Аллах, ответил: «Вагалейкум […]

Потеря сознания при видения крови

Вопрос: «Ассаляму аляйкум! 1) При виде крови, девочка лет 13 теряет сознание или ей становится плохо.2) взрослый мужчина при виде того, как вывернули сустав руки во время борьбы, тоже же потерял сознание.Что это? Связано ли это с джинами?Плохо или нет? И что надо в этих случаях делать?» Ответ: Шейх ‘Адель […]

Остатки пищи во время совершения молитвы

Вопрос: «Ассаляму ‘алейкум уа рахмату-Ллахи уа баракятуху дорогие братья, разъясните по милости Аллаха вопрос, связанный с проглатыванием остатков пищи во время совершения намаза. До нас дошло, что данное действие делает намаз недействительным, хотелось бы ответ обладателей знания. Джазакуму-Ллаху харан!» Ответ: Шейх ‘Умар аль-‘Умар, да хранит его Аллах, ответил: «Вагалейкум ассалям […]

Просить извинения перед умершим человеком

Вопрос: «Ассалям алейкум уа рахматуЛлах уа баракатуХу. Можно ли извиниться перед мертвым человеком, находясь рядом с ним. А также, можно ли подсказать ответы на вопросы в могиле, после его погребения? ДжазакумуЛлаху хайран». Ответ: Шейх ‘Адель ас-Субей’и, да хранит его Аллах, ответил: «Извиняться перед покойником — это глупое деяние. Умерший человек […]

Работа адвокатом.

Вопрос: «Эссэлэмугалейкум, дозволено ли мусульманам работать адвокатом в России. Джазака Аллаху хайран». Ответ: Шейх ‘Адель ас-Субей’и, да хранит его Аллах, ответил: «По более правильному мнению, работать адвокатом является дозволенным, но ему следует отдаляться от любого постановления и закона, который явно противоречит исламскому шариату. Имеется в виду, если есть такие законы, […]

Оценка 4.1 проголосовавших: 191
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here