Молитва всею церковью

Полное собрание и описание: молитва всею церковью для духовной жизни верующего человека.

Ответы на вопросы

Церковная молитва – общая молитва всех прихожан

Духовная жизнь христианина не исчерпывается индивидуальной домашней молитвой. Для того, чтобы не только называться христианином, но и быть им на деле, необходимо регулярно участвовать в общей, то есть церковной молитве. Объединяясь в общей молитве, христиане образуют Церковь, и только в Церкви нам дается спасение.

Значение и смысл церковной молитвы

Иисус Христос говорил: «там, где двое или трое во имя Мое, там Я среди них». В храме перед Богом стоят не просто несколько человек, но вся Церковь в ее духовном единстве. Христос постоянно присутствует в жизни Церкви, и знаком Его присутствия являются церковные таинства, совершать которые может только священник. Участие в таинствах — важнейшая часть духовной жизни христианина.

Совместная общая молитва людей в храме

В храме во время богослужений верующие совершают общую молитву. В совместной молитве все молятся о каждом и каждый – обо всех: когда отвлекся один, другие продолжают молиться, и молитва не ослабевает. Поэтому совместная молитва важнее (и сильнее) частной.

Богослужение совершает священник, ему помогает диакон. В храме слова молитв от имени всех собравшихся произносят или поют чтецы и певцы. Остальные молящиеся должны внимательно слушать то, что читается и поется. Чтобы лучше понимать слова, можно следить за богослужением с текстом в руках. Можно при этом подпевать хору, лишь бы пение не мешало другим молящимся.

Богослужения суточного круга, кроме Литургии, могут совершаться верующими без священника, так называемым мирянским чином. Для этого не нужен храм, а достаточно часовни.

Богослужебные молитвы

Существует огромное множество богослужебных молитв — тропарей, кондаков, стихир. Некоторые из них читают только священники во время богослужений: светильничные молитвы, евхаристическая молитва, молитва Ефрема Сирина, молитвы для совершения таинств и треб. Такие молитвы называются иерейскими или священническими, и содержатся они в богослужебных книгах (Октоихе, Минее, Триоди, Часослове).

Некоторые молитвы собравшиеся на службе прихожане поют вместе со священниками и церковным хором, и мирянам необходимо знать их наизусть:

  • Символ Веры («Верую…»), молитву «Отче наш…» и причастный стих «Тело Христово приимите, источника безсмерного вкусите» – на Божественной Литургии;
  • песнь «Воскресение Христово видевше…» – на воскресном всенощном бдении;
  • возглас «Воистину воскресе!» в ответ на возглас священника «Христос воскресе!» – на пасхальной службе.

Молитва идущих в храм

Верующие освящают молитвой каждое свое действие. Тем более без нее не может обойтись такое важное дело, как путь в храм. Какие же молитвы читают, когда идут в церковь? Существует специальная молитва идущего в храм, и ее нужно про себя или тихим шепотом произносить по дороге. Если не помните ее наизусть, можно читать «Отче наш» или Иисусову молитву.

Входя в церковь, нужно трижды перекреститься и сделать поясной поклон.

Богослужение в православной церкви: устав, значение и порядок

Фото: Фотобанк Лори

Поскольку в повседневной жизни человека постоянно отвлекают суетные мысли и заботы, совершенно необходимо участвовать на богослужениях в храме. Только там возможно отвлечься от обыденности и посвятить свои мысли Богу. В этом и есть главное значение богослужения.

Православное богослужение составляют песнопения, молитвы, чтение отрывков из Священного Писания и священнодействия, порядок (чин) которых установлен Церковью.

Книга, в которой записан устав православных богослужений, называется Типикон.

Порядок и устав церковного богослужения сформировался очень давно. Ему обучают в семинариях будущих священников, диаконов, чтецов и регентов хора. Однако любой верующий должен иметь хотя бы общее представление о богослужебном уставе, для того чтобы понимать происходящее на службе.

Каждый момент времени одновременно является частью суток, частью недели и частью года. По этому же принципу богослужения современной православной Церкви делятся на три «круга»:

  • Суточный круг: каждому часу в сутках соответствует какое-то событие из жизни Иисуса Христа
  • Седмичный, или недельный круг: каждый день недели посвящен воспоминаниям о каком-либо событии Священной Истории
  • Годовой круг: каждый день года связан с воспоминаниями о каком-то событии из жизни Иисуса Христа, апостолов и святых.

Богослужебные сутки начинаются вечером, поэтому вечерняя служба (вечерня) считается первой службой следующего дня. В течение суток служатся также утреня, 1-й, 3-й, 6-й (и иногда 9-й) часы и Божественная Литургия. Вечером накануне праздничных и воскресных дней вечерня, утреня и 1-й час объединяются в одну торжественную службу – всенощное бдение.

Литургия и таинство Евхаристии

Важнейшее общественное богослужение суток – это Литургия. Только на Литургии совершается главное таинство православной Церкви – Евхаристия, или Причащение. Во время Евхаристии действием благодати Святого Духа хлеб и вино незримо превращаются в Тело и Кровь Христовы. Верующие, вкушая их, причащаются, то есть соединяются с Господом Иисусом Христом ради оставления грехов и вечной жизни.

В последовании Литургии можно выделить три этапа:

  • проскомидия: священник готовит Святые Дары – хлеб и вино – к освящению;
  • литургия оглашенных: поются псалмы, читается Священное Писание, поминаются по записками живые и усопшие родные и близкие молящихся;
  • литургия верных: освящаются Святые Дары, совершается таинство Евхаристии, причащаются верующие (сначала священнослужители, затем – прихожане).

Значение Евхаристии в православной церкви очень велико. Участвуя в этом таинстве, верующие реально, а не символически, становятся носителями божественного Естества.

Евхаристическая молитва

Ключевым моментом литургии является чтение евхаристической молитвы (анафоры) над Святыми Дарами на проскомидии.

В современной Церкви анафору читает священник тайно, в алтаре, и только некоторые возгласы слышны молящимся в храме.

Начинается евхаристическая молитва словами «Станем добре!», и в этот момент в храме зажигают свет, а по окончании молитвы свет гасят.

Каждение в храме

Каждение – символическое окуривание ароматным дымом с помощью кадила (сосуд с горящими углями) в определенные моменты службы.

Во время малого каждения священник или диакон находятся на амвоне и кадят алтарь, иконы и собравшихся людей. Люди в ответ на каждение кланяются.

Во время полного каждения священнослужители обходят с кадилом весь храм. Молящимся следует отойти от стен ближе к середине храма, чтобы освободить место. Когда священнослужители с кадилом проходят мимо вас, слегка повернитесь и поклонитесь. Однако поворачиваться к алтарю спиной не надо.

Когда совершаются крестное знамение, земной и поясной поклоны

Во время молитв в храме нужно креститься и совершать поклоны в соответствии с церковным Уставом:

Крестное знамение без поклона:

  • в начале чтения Священного Писания (Апостола, Евангелия, Ветхого Завета)
  • на отпусте в конце службы, когда священник возглашает «Христос, истинный Бог наш. »
  • на вечерней службе в начале Шестопсалмия на словах «Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение» (три раза) и посередине, на слове «Аллилуия» (три раза)
  • на Литургии во время пения Символа веры

Крестное знамение с поясным поклоном (три раза):

  • при входе в храм и при выходе из него
  • при чтении «Приидите, поклонимся. »
  • при чтении «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя»
  • при чтении «Святый Боже, святый крепкий, святый безсмертный. »
  • при возгласе священника «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. »
  • на словах «Буди имя Господне благословенно отныне и до века»
  • на словах «Сподоби, Господи, в сей день (вечер) без греха сохранитися нам»
  • на литии после первых двух прошений ектении

Крестное знамение с поясным поклоном (один раз):

  • на словах «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»
  • на литии во время ектении после всех прошений, кроме первых двух
  • во время ектений на остальных службах на словах «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи»
  • во время любой молитвы, когда звучат слова «поклонимся», «припадем», «помолимся»
  • на Литургии на словах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих Тебе приносяще»
  • после «Честнейшую херувим. » перед «Именем Господним благослови, отче. » (низкий поясной поклон)
  • на утрене после чтения Евангелия
  • на вечерне и утрене после окончания каждой стихиры
  • на утрене на каноне на каждом припеве и словах «Слава Отцу и Сыну и Святому духу», «и ныне и присно и вовеки веков, аминь»
  • на молебне с акафистом в начале каждого кондака и икоса

На Литургии в воскресенье и в период с Пасхи до Пятидесятницы, когда не совершаются земные поклоны, делается крестное знамение с поясным поклоном:

  • после песнопения «Тебе поем»
  • после «Достойно есть»
  • при возгласе «Святая святым»
  • при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно. » перед пением «Отче наш»
  • при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите»
  • затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»

Поясной поклон без крестного знамения:

Земной Великий поклон

Для земного поклона становятся на колени и касаются пола руками и головой.

Земные поклоны совершаются:

  • во время поста при входе в храм и перед выходом из него (три раза)
  • во время поста на утрене во время Песни пресвятой Богородице по окончании припева «Честнейшую херувим. »
  • Великим постом во время чтения молитвы Ефрема Сирина (на каждой фразе)
  • Великим постом на великом повечерии на каждом чтении стиха «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных»
  • Великим постом на вечерне при пении «Богородице, Дево, радуйся. » (три раза)
  • на Литургии в будний день (не в праздник): после песнопения «Тебе поем», после «Достойно есть», при возгласе «Святая святым», при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно. » перед пением «Отче наш», при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите», затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»

По воскресеньям и в период с Пасхи до Пятидесятницы земные поклоны заменяются поясными.

Как правильно молиться в церкви перед иконой

В храм нужно прийти за некоторое время до начала службы, чтобы приложиться к иконе дня или чудотворным иконам.

Икона дня — это изображение святого или события Священной истории, память о котором отмечается в этот день. Икона дня лежит посередине храма на аналое (небольшом наклонном столике). Если в этот день нет праздника и не вспоминается какой-либо святой, то иконой дня является икона святого или праздника, в честь которого освящен храм.

Перед иконой нужно дважды перекреститься с поясным поклоном.

При этом про себя произносят молитву:

  • у иконы Христа – Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»
  • перед ликом Богородицы – «Пресвятая Богородице, спаси нас»
  • у образа святого – «Святый угодниче Божий (или: святая угоднице Божия) (имя), моли Бога о нас»

После этого нужно приложиться губами к определенному месту иконы:

  • у Христа целуют благословляющую руку, ноги или край одежды
  • у Богородицы и святых — руку или одежду
  • на иконе Нерукотворного Спаса или главы Иоанна Крестителя — волосы

Церковнославянский язык — значение и роль

Богослужение в Русской, Сербской и Болгарской православных церквях ведется на церковнославянском языке. На русском языке могут читаться только отрывки из Священного Писания. Церковнославянский язык на слух воспринимается не всегда легко, поэтому на службы с собой можно брать распечатку текста с переводом.

Часто спрашивают: можно ли молиться по-русски и почему не переводят богослужение на русский язык?

По-русски молиться можно, в русском, как и в любом национальном языке, нет ничего скверного или недостойного молитвы. Однако в настоящее время полный перевод богослужения на русский невозможен: нормы и стилистика современного русского литературного языка постоянно меняются, язык очень быстро устаревает. К тому же, в русском языке попросту нет многих слов, которые используются в молитвенной поэзии.

Тел.: +7 495 668 11 90. ООО «Рублев» © 2014-2017 «Рублев»

Авторизуйтесь

Для выполнения действия вы должны быть авторизованы.

Что такое православная молитва

Самое простое, трогательное и согласное душе определение молитвы находим в Законе Божием: молитва – беседа или разговор с Богом.

Каждый из нас чувствует, знает, что Господь любит его. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дочерями, говорит Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 18). И мы всегда, в любое время, как к своему родному отцу или родной матери можем обращаться к Богу, к нашему Отцу небесному, и к владычице нашей Божией Матери. Обращение наше есть молитва. Она необходима для нас, как хлеб надсущный необходим для души нашей. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища – все дается Богом. Поэтому в минуты печали, безутешного горя или, наоборот, светлой радости мы обращаемся к Богу, молимся Ему.

Молитва – это возношение ума и сердца, которое выражается в благоговейном слове человека к Богу.

Какие бывают православные молитвы

Мы пробуждаемся от сна и благодарим Господа за то, что Он сохранил нас в ночи, благодарим по окончании дела за помощь, после вкушения пищи – за то, что Он дал нам ее, а вечером, отходя ко сну, возносим слова благодарности за проведенный день. Мы благодарим и славим Господа, когда все в нашей жизни обстоит благополучно.

Такие молитвы называются благодарственными, а само молитвословие благодарением.

В огорчениях, неприятностях, горестях и скорбях усиливается наша молитва. Слезы – частые спутники ее. Мы взываем к Господу, просим о помощи. Просим не оставить нас в горести, а наставить и утешить. А как важна и необходима молитва, когда несчастье случается с нашими близкими – родственниками или друзьями. Преподобный Серафим Вырицкий, великий молитвенник и святой говорил: “И особенно сильна молитва близких, молитва матери, молитва друга – она имеет великую силу”.

Молитвы, в которых мы просим Господа о чем-то, называются просительными, а само молитвословие называется прошением.

Человек постоянно согрешает, провиняется перед Богом. Поэтому должен молиться о прощении, каяться в совершенных им грехах.

Такие молитвы называются покаянными. О чем бы мы ни просили Господа, обращаясь к Нему, сначала нужно покаяться, а потом уже просить о наших нуждах. То есть любая просительная молитва начинается с покаяния.

Приступая к молитве, надо примириться с теми, кого обидел, кому причинил зло, а потом уже со вниманием и благоговением встать на молитву. Потому что, как мы будем просить что-нибудь у Бога, имея нечистое сердце, как будем просить о прощении, если сами не простили своему ближнему даже малых обид?

Церковные молитвы

Молиться можно везде – на дороге, дома, на работе. Но особенным местом молитв служит Божий храм. В воскресные дни, а также и в будни, если позволяет время, мы должны ходить для молитвы в храм, туда, где собираются наши братья и сестры во Христе – христиане, чтобы молиться сообща, все вместе. Такая молитва называется церковною.

О силе молитв служителей Церкви

Особой силой обладает молитва священнослужителя, человека, который принял таинство священства.

Хорошо бы помнить, что Бог скорее услышит вас (христиан), когда о вас и за вас будут с вами молиться служители Церкви. Молитвы, воссылаемые к Богу служителями Церкви, особенно святы пред Ним и доступны к Нему. Яко же некие многоценные бисеры приемлет их Господъ, как кадило благовонное, приятны Ему.

Мы, христиане, знаем, как скоро Бог слышит молитву служителей Церкви, когда они молятся Ему при совершении святых Тайн. При освящении, например, даров хлеба и вина священник говорит: и сотвори убо хлеб сей, честное Тело Христа Твоего, а еже в чаше сей, честную кровь Христа Твоего, и по слову его молитвы тотчас хлеб претворяется в Тело, а вино в Кровь Христову. И такую могущественную силу имеет эта молитва только в устах служителей Церкви: никто, кроме них, не имеет власти совершать святые Таинства.

Если так скоро и непреложно Бог слышит служителей Церкви при совершении ими святых Таин, то, без сомнения, и во всех других случаях, и во всякое другое время, и во всяком другом месте Он скорее слышит их молитву.

Молитвы тех, кого Господь допускает к Своему святому престолу, без сомнения святее и доступнее к Нему. От кого Господь всегда с любовью принимает дары и жертвы духовные, от тех Он с особенной любовью всегда выслушивает и всякую просьбу. Да, устам служителей Церкви преимущественно внимает Бог и по их преимущественно молитве нисходит благодать свыше, объявляется милость Божия; преимущественно благословляющей рукой священнослужителя подается вам благословение Господне; через них преимущественно все от вас принимает и все подает Господь. Отчего это? Откуда у служителей Церкви такая благодать и сила? Отчего так святы и доступны Богу их молитвы? Не от собственной их святости и силы,- они не святее других, хотя должны быть святее. От святости и благодати Того, Кого они собой представляют, когда молятся, – святую Церковь, которой они служат. А кто составляет славу святой Церкви? Господь Иисус Христос, всегда с ней неразлучно пребывающий Своей благодатью. Следовательно, о ком служители Церкви совершают молитву, о том молится вся Церковь, о том ходатайствует Сам Иисус Христос, единый ходатай Бога и человеков (1 Тим. 2, 6). Иисус Христос обещал всегда быть там с молящимися, где их соберется двое или трое во имя Его (см.: Мф. 18, 20). Тем более Он бывает со всей Церковью, молящейся в лице служителей ее, и их устами Он молится тогда, их руками Он приносит приношения. Да, когда служители Церкви о вас и за вас молятся с вами, то это все равно что Сам Иисус Христос со всей Своей Церковью молится о вас и за вас Отцу Своему. Молящимися устами священника Сам Иисус Христос подает вам милость Божию. Вот чья благодать льется из уст служителей Церкви, когда они совершают молитвы церковные, и вот чья сила исходит от их десницы, когда они благословляют молящихся во имя Божие. Вот отчего святы и доступны Богу молитвы служителей Церкви: в лице их Сам Сын Божий молится Своему Богу. Итак, христиане, молитесь непрестанно, но соединяйте молитвы свои с молитвами служителей Церкви; просите их, чтобы они с вами о вас всегда молились: тогда будете получать от Бога всякую милость, тогда будет исполняться вся, яже ко спасению ваши прошения; не мы, служители Церкви, молящиеся о вас и за вас, но Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистой Своей Матери и всех святых будет спасать и миловать вас.

Сила молитв служителей Церкви основана на силе самой Церкви, на том, что церковная молитва – истинный путь к спасению, конечно, для тех, кто ищет спасения, стремится к нему очищением своего сердца. Поэтому нужно верить в силу молитв Церкви.

Когда во время богослужений вы не в храме, мысленно пребывайте в нем, вспоминайте о нем и духом будете в нем за совершаемым священнодействием, молитвой.

Духовная связь членов Церкви в молитве

Молитва – проявление жизни Церкви. Духовная связь членов ее с Богом и всех между собой происходит через молитву. Она так неразлучна с верой, что может быть названа воздухом Церкви или дыханием Церкви. Молитвы – нити живой ткани тела Церковного. Она соединяет каждого члена Церкви с небесным Отцом нашим, членов земной церкви между собой и членов земных с небесными.

Молитва не прекращается, а еще более усиливается и возвышается в небесном Царствии.

Молитва озаряет дух, помогает удалиться от земной суеты. Душа, беседуя с Богом, успокаивается, вновь обретает надежду. Кто не испытал это на себе? Лучшие наши поэты в лучших своих стихах говорили об этом.

Возьмем, к примеру, молитву святого Ефрема Сирина: “Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь”.

Самые проникновенные, из глубины души идущие слова говорит об этой молитве Пушкин в своем стихотворении “Отцы пустынники”:

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв.

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста.

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей –

Не дай мне зреть мои, о Боже, согрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

О чудодейственной помощи и воздействии молитвы на душу говорит и другой наш великий поэт Лермонтов в стихотворении “Молитва”:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых.

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко-легко.

Какие книги относятся к церковно-богослужебным

Служебник, Часослов, Требник, книга молебных пений, Октоих, Минея месячная, Минея общая, Минея праздничная, Триодь постная, Триодь цветная, Типикон, или Устав, Ирмологий и Канонник. Эти книги составлены на основании Священного Писания и Святого Предания отцами и учителями Церкви. И называются “церковно-богослужебные”.

Служебник – книга для священника и диакона. Она содержит в себе порядок вечерни, утрени и литургии. В конце Служебника помещены отпусты, прокимны, величания и месяцеслов, то есть список святых, ежедневно воспоминаемых Церковью.

Архиерейский Служебник (или Архиерейский чиновник) отличается тем, что содержит в себе еще чин освящения антиминса и чины посвящения в чтеца, диакона, священника и другое.

Часослов – книга, служащая руководством для чтецов и певцов на клиросе. Часослов содержит в себе порядок всех повседневных служб, кроме литургии.

Требник – книга, заключающая в себе чинопоследования святых таинств (кроме таинств святого причащения и священства) и других треб – чин отпевания и погребения усопших, чин освящения воды, молитвы по рождении младенца, при наречении младенца и воцерковлении его и другие.

Книга молебных пений содержит чинопоследования молебнов (молебных пений) на разные случаи жизни.

Октоих, или Осмигласник, заключает в себе песнопения (тропари, кондаки, каноны и прочее), разделенные на восемь напевов, или “гласов”. Каждый глас, в свою очередь, содержит в себе песнопения на всю седмицу, так что службы Октоиха повторяются раз в восемь недель. Разделение церковного пения на гласы совершено было знаменитым песнопевцем греческой Церкви святым Иоанном Дамаскиным еще в VIII веке. Ему приписывается и составление Октоиха, хотя надо заметить, что в составлении Октоиха принимали участие святой Митрофан, епископ Смирнский, святой Иосиф Песнописец и другие.

Минея месячная содержит в себе молитвы в честь святых на каждый день года и торжественные службы на праздники Господни и Богородичные, приходящиеся на определенный день месяца. По числу 12 месяцев она разделяется на 12 отдельных книг.

Минея общая заключает в себе песнопения, общие целому лику святых, например в честь пророков, апостолов, мучеников, преподобных и прочее. Она употребляется при богослужении в том случае, если какому-либо святому не составлено отдельной службы в Минее месячной.

Минея праздничная содержит в себе службы великих праздников, извлеченные из Минеи месячной.

Триодь постная содержит в себе молитвословия на дни Великого поста и на приготовительные недели к нему, начиная с недели Мытаря и Фарисея и до Пасхи. Слово “Триодь” греческое и означает трипеснец. Такое название эта книга и следующая за ней Триодь цветная получили потому, что в них имеются неполные каноны, состоящие всего из трех песней вместо обычных девяти песней канона.

Триодь цветная заключает в себе песнопения со дня святой Пасхи до недели Всех Святых (то есть до 9-го воскресенья, считая со дня Пасхи).

Типикон, или Устав, содержит в себе подробное указание: в какие дни и часы, при каких Божественных службах и в каком порядке должно читать или петь молитвословия, содержащиеся в Служебнике, Часослове, Октоихе и других богослужебных книгах.

Ирмологий содержит в себе избранные из различных канонов песнопения, называемые ирмосами (ирмос есть начальное песнопение каждой песни канона).

Какие молитвы должны читать миряне

Чтобы поддерживать свое духовное и физическое здоровье, миряне, прежде всего, должны читать утренние и вечерние молитвы. Надо приучить себя: не прочту вечерних молитв – не лягу спать. Не прочту утренних молитв – не буду есть. Архимандрит Георгий, слова которого уже приводились в этой брошюре, говорит: “Никакие другие молитвы не заменят утренних и вечерних молитв. Так, человек употребляет пищу, чтобы набраться сил для физической и умственной работы; любая еда – это пища для плоти, а для подкрепления души – нужна духовная пища, которой всегда являлись утренние и вечерние молитвы. Их нужно читать ежедневно, не пропуская. Утренние молитвы, к примеру, занимают всего 20 минут – это вполне доступно для любого человека”.

Кроме того, обязательными для христианина должно быть чтение Псалтири и Евангелия. Ни одна книга не прославляет Бога так, как Псалтирь. “Читая Псалтирь, – говорит святой преподобный Ефрем Сирин, – даже тот, кто не имеет мудрости, получит ее, а если у него много грехов – простятся ему эти грехи. “

Обязательно нужно читать молитву перед едой и после вкушения пищи. “Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за трапезой, не призываем Божие благословение на пищу. Раньше все делали с молитвой на устах: пахали – молились, сеяли – молились, собирали урожай – молились” – говорил преподобный Серафим Вырицкий. Но это не значит, что мирянин целый день стоит на молитве. Есть время для работы и есть для молитвы. Если вы поработали 3-4 часа, можно 20-30 минут уделить молитве. Лучше идти средним путем, который называется “царским, спасительным”, и не брать на себя больше того, что ты должен и можешь.

Оценка 4.1 проголосовавших: 188
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here