Молитва за детей от суицида

Полное собрание и описание: молитва за детей от суицида для духовной жизни верующего человека.

Самоубийство — о молитве за самоубийц

Самоубийство — о молитве за самоубийц

У великого оптинского старца преподобного Льва был духовный сын Павел Тамбовцев, отец которого совершил самоубийство. Эта трагическая смерть вне Церкви ввергла сына Павла в тяжелое состояние. Старец Лев, утешая его, сказал: «Ты не должен чрезмерно печалиться. Бог без сравнения более чем ты любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблагоизволит помиловать, то кто может противиться Ему». Старец дал Павлу Тамбовцову молитву, которую можно читать и за Вашу подругу: «Помилуй, Господи, душу раба Твоего /имя/, отшедшего в жизнь вечную в отстулении от святой Твоей Православной Церкви. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя«.

Другой великий оптинский старец преподобный Иосиф позже говорил, что имеются свидетельства о плодах этой молитвы. Ее можно читать в любое время (в течение дня неоднократно). Помогает посильная милостыня, подаваемая нуждающимся за душу умершей. Хорошо молиться Матери Божией, прочитывая по четкам «Богородице Дево, радуйся…» (сколько позволяют силы: от 30 до 150 раз в день). Вначале и в конце этого правила просить Богородицу помочь душе умершей.

И еще хочется сказать: близкие не должны унывать, а делать все возможное, чтобы помочь, помня милосердие Господа и зная, что все окончательно определится на Суде Божием.

ИЗБЕРИ ЖИЗНЬ

Часовой пояс: UTC + 3 часа

молитвы против мыслей о самоубийстве. наши святые заступники

Помогло ли вам общение на форуме? Оставьте свои впечатления в анонимной анкете.

молитвы против мыслей о самоубийстве. наши святые заступники

Ренате » 06 янв 2013 20:42

подборка будет пополняться.

молитвы ко Пресвятой Богородице

Ренате » 06 янв 2013 20:44

и, яко светозарным солнцем, пришествием тоя озарися весь мир. Небесныя Силы и души праведных мысленно торжествуют, радующеся, мы же, на ню взирающе, к Богородице со слезами вопием: о Всемилостивая Госпоже, Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу, Богу нашему, да подаст мир и здравие всем христианом по велицей и неизреченной Своей милости.

О, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице, воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего, яко держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

молитвы ко Пресвятой Богородице

Ренате » 26 окт 2013 03:19

Предание о Богородоско-Уфимской иконе:

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Молитвы для отчитки неуспешной попытки самоубийства

«Грех самоубийства тяжек, но я слышала, что если человек остался жив после попытки самоубийства, то этот грех можно отчитать. Какая это молитва, очень Вас прошу мне ее сообщить. Для меня это очень важно, но по уважительной причине я не могу Вам сказать, почему это мне так необходимо. Знаете ли Вы эту отчитку?»

Для того, чтобы Господь простил попытку самоубийства (если человек остался жив), нужно прочитать над ним две молитвы. Я даю их.

Да воскреснет Бог,

Расточатся врази споро,

Яро затеплятся свечи.

При Господнем лице воск тает, дым оседает,

Три святых имени в одном имени восседают,

Корона Царя Небесного ныне и присно воссияет,

Господь карает, но Господь прощает,

Господь Бог всякую душу воскрешает.

Именем Господним от Духа Святого

Будь, враг человека, проклят.

Печать Христова на мне,

Жизнь моя в Божией руке,

Господу Богу по Его воле покоряюсь.

Крестом Ангела жизни встречаю,

Крестом врага своего прогоняю.

Господи, помоги, Господи, благослови.

На ныне, на вечно, на бесконечно.

Отец, Сын, Святой Дух. Аминь!

Ангел Божий в пути, приди,

Принеси Божие благословенье,

Кроткое ангельское терпенье.

Ангел мой, прибудь со мной всюду и везде,

В радости и в беде.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Об избавлении от мыслей о самоубийстве

Пресвятой Богородице перед Ее иконой "Страстная"

Днесь возсия неизреченно царствующему граду нашему Москве икона Богоматере, и, яко светозарным солнцем, пришествием тоя озарися весь мир, Небесныя Силы и души праведных мысленно торжествуют, радующеся, мы же, на ню взирающе, к Богородице со слезами вопием: о Всемилостивая Госпоже, Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу, Богу нашему, да подаст мир и здравие всем христианом по велицей и неизреченной Своей милости.

Благодать прияхом нетленния, еже даровала еси нам, спасительного Твоего целения чудотворным Твоим честным, Богородице Дево, темже вопием Ти и с радостью зовем, Госпоже Царице, молим Ти ся умильно, грешнии, со слезами глаголюще: о Пресвятая Владычице, скорое нам яви заступление и помощь, спаси ны от супостат наших и от всякия скорби соблюди, землю нашу миром огради, и вся люди Твоя покрый, и соблюди на Тя уповающия, потщися избавити, да не погибнем зле, раби Твои, но да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, высши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши. Помощница еси обидимых, ненадеющихся надение, убогих Заступница, печальных утешение, алчущих Кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление.

О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице, Владычице, милостию Твоею спаси и помилуй раб Твоих, Великого Господина и отца нашего Святейшаго Патриарха (имя), и преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, богохранимую страну нашу, военачальники, градоначальники и христолюбивое воинство и доброхоты, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без Семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша.

О, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице, воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего, яко держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О самоубийстве. Молитвы.

Прошу Крестом, истинным Христом.

Из этого дома, от его порога,

Здесь не жить, не бывать,

Горю не стоять, крови не литься,

Слезам не катиться,

Несчастьям не копиться, людей не хоронить.

Все так тому и быть. Аминь.”

Вот молитва, которую следует читать о таких несчастных:

Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила; воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть: препрославленный Господь, славно бо прославися.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Всемилостивый Господи, помилуй мя по милости Твоей, пети Тебе начинающа и молитися о убившемся дерзко, да не в суд ми сие будет, ни в осуждение, Судие Праведнейший.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Да не будет молитва моя во грех, яко кроткий Давид глаголет: ниже во отягощение души самовольней смерти предавшемуся; но мученик мольбами оставление прегрешений наших даруй нам.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Богатую милость присно всем источая, Всеблагий Христе Боже, и ныне рабу Твоему (имя), нами Тебе молящемуся, помилование даруй и с преставльшимися во благочестии причти, аще и нечестиво скончался в неразумии.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Утвердивши колеблемый ум мой, Мати Божия, укрепи мя Божественными повеленьми Рождшагося из Твоего освященного чрева и упразднившего, Владычице, адово мрачное царство, со дерзновением неосужденно молитися об усопшем (имя).

На камени мя веры утвердив, разширил еси уста моя на враги моя: возвесели бо ся дух мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш, и несть праведен паче Тебе, Господи.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Твоея красоты сиянием озаритися усопшему благоволи, в вере с почившими, богатый в милости; Ты бо еси Бог наш Единый безгрешный и многомилостивый.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

На месте прохлаждения в вечнем покоище сподоби прияти и раба Твоего, малодушие жизнь свою пресекшаго: Ты бо еси Един Сильный и немощи наша на Ся восприявый, Господи Боже наш.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

В чертозе небеснем водворитися, Владыко, приими раба Твоего (имя рек), да не услышит он праведнаго Твоего гласа: “не вем тя”, аще и воистину повинен есть сему.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Умерщвленных нас воздвигла еси, Богородице, жизни нетленней Жизнодавца рождши; и раба Твоего (имя) возведи из ада преисподнейшаго, Сына Твоего о милости умоляющи.

Пою Тя, слухом бо. Господа услышах и ужасохся: до мене бо идеши, мене ища заблуждшаго. Тем многое Твое снизхождение, еже на мя, прославляю, Многомилостиве.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Во уповании на Тя, Боже, изнемогшего, и насилием вражиим одоленнаго, раба Твоего пощади, Спасе презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Милосердия имый неизследимую бездну, Господи, бездну греховную раба Твоего покрый, Человеколюбче, – омыв Кровию Своею грех неведения и маловерия его.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Живыми господствуя и мертвыми владычествуя, помилуй и раба Твоего (имя), власть бо имаши всякую на небеси и на земли, Христе Боже, Отцу соседый и Духом вся очищаяй.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Исцелила еси, Богородительнице, Евино поползновение окаянное; Зиждителя бо родила еси, исправити могущаго тварь погибающую: Того моли и сего раба (имя) неключимаго, заповедь Божию преступившего, спасти по единой милости.

Света подателю и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас: разве бо Тебе иного Бога не знаем.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Умертвишася и во дно адово поползнувшагося возведи, Боже, преступление того заглаждая; на Кресте бо грехи наша пришел еси омыти честною Кровию Своею, Христе, Искупителю всяческих.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Спасти нас пришедый, Христе Боже, приими ныне и наша недостойная моления о рабе Твоем (имя), да муки вечныя избавиши, помилован будет с нами, Спасителю Преблагий.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Молим Тя, Слове Божий, аще и дерзновенно сие, прогнева бо Тя раб Твой (имя), обаче благодатию Твоею умоляем, не возгнушайся молитв наших и помилуй нас, вкупе вси бо повинны есмы пред Тобою, Всесвятый Владыко.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Под кровом Твоим, Мати Божия, спасаются вси надеющийся на Тя: Твоим заступлением защити и нас, и сподоби со дерзновением неосужденно молити Сына Твоего о живот свой скончавших безнадежно (имя).

В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Из земли создавши человека, Боже, и в землю ныне возвратишася, пощади, Господи, в неразумии сокрушившаго скудельный сосуд свой: можеши бо, Владыко Творче, и паки возставити его от истления.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Неизреченный и непостижимый, Господи, щедротами несказаннаго Человеколюбия Твоего помилуй живот свой скончавшаго, презирая согрешения его, яже в ведении и неведении содеянная.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Озаритися милостию Твоею сподоби, Владыко, вольне оставльшаго (имя) житие свое и к свету Твоему возведи, из тьмы несветимыя изымая, милосердия ради.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Избавительнице, усердно призывающим Тя, Пречистая Владычице, Сына Твоего умоли скончавшагося (имя) ущедрити: живота и смерти Владыку родила еси.

Богопротивное веление беззаконнующаго мучителя высок пламень вознесло есть; Христос же простре благочестивым отроком росу духовную: Сый благословен и препрославлен.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Во ад с душею, яко Бог, сошедый, и в рай разбойника с Собою введый, помяни и ныне раба Твоего (имя), преступлением многим Тя прогневавша, ныне же Тебе нами молящася бедне.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Един безгрешный, в мертвых волею вменился еси, да умерщвленных силою человекоубийцы воскресивши с Собою, от державы того исхити и раба Твоего, Всесильне.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Радость присносущную даровати нам Воскресением Своим изволивый, от мрачнаго горькаго царства изми раба Твоего (имя), да от муки вечныя свободившися, узрит себе одесную Тебе, Судие Многомилостивый.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Сияние славы Отчей, плотию от Тебе явившегося умоли, Пресвятая, из адовы мглы свободити непотребнаго раба Твоего (имя), той бо яко Матерь, Тебе нами просит.

Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше, Божиим велением халдеи опаляющая, верныя же орошающая, поющия: Благословите, вся дела Господня, Господа.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Смертное царство Своею смертию разоривый, Божественною же силою вход в вечный живот отверзый, не затвори благоутробия Твоего и рабу Твоему, аще и прегрешившему, обаче из ада ныне горце взывающа.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Красоты Твоея насладитися сподоби, студ греха безобразнаго очищая умершаго смертию поносной: Един бо еси, Владыко, греха свободен, крестною смертию за нас умертвился еси.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Исправити хотя падших в персть смертную, Сам смерти причастен явился еси, Безсмертный, от смертных удолий силою Твоею возведи раба Твоего (имя), лютою смертию поползнувшагося.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Велия воистину есть Рождества Твоего тайна, Богомати: Бога воплотившагося родила еси; Его же моли, яко Сына Твоего, спасти бедне скончавшагося (имя): имаши бо дерзновение к Рождшемуся от Тебя Благоутробному Спасу мира.

Яже прежде солнца Светильника Бога возсиявшаго, плотски к нам пришедшаго, из боку девичу неизреченно воплотившая, Благословенная, Всечистая, Тя, Богородице, величаем.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Имеяй власть живых и мертвых, пощади, Спасе, раба Твоего (имя), смертию горькою скончавшагося: Тебе бо от Отца Твоего дадеся живити и миловати, ихже хощеши, Сыне Божий.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Преславное множество святых Твоих, Христе, непрестанно молит Тя за грешныя рабы Твоя, да помилуеши ихже волиши милосердием Твоим и геенны вечныя избавиши.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Благости воистину пучина неизследимая, благодатию Твоею помилуй прогневавшаго Тя раба Твоего (имя), и нас молящихся.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Достойно Тя, Богородице, ублажающе, к Тебе, яко Матери нашей, притекаем надежно; сами себе и брата нашего (имя), малодушие скончавшагося, Тебе Заступнице и с Тобою Христу Богу предаем смиренно.

Как удержать человека от самоубийства

Проблема суицида как никогда остра именно в наше время. Сегодня Россия выходит в мировые лидеры (и каким неуместным кажется слово лидер в таком контексте) по числу самоубийств.

Знание того смертна душа или бессмертна, касается целой жизни

«Знание того смертна душа или бессмертна, касается целой жизни»… Эти слова Блеза Паскаля из «Размышлений» звучат как эпиграф к разговору с Михаилом Игоревичем Хасьминским, кризисным психологом.

Михаил Игоревич – специалист православного кризисного центра, созданного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия при Патриаршем Подворье – храме Воскресения Христова на Семеновской, по инициативе настоятеля архимандрита Августина (Пиданова).

«История каждого кризиса развивается издалека. Человек растёт, приобретая определенные жизненные опоры и убеждения, ценности. С возрастом он меняет убеждения и поведение весьма неохотно. Только какой-то жизненный кризис заставляет менять их на новые. Собственно, кризис – это момент, когда старые опоры уже не работают, а новые ещё не созданы.

Если у корабля неправильная цель

Чтобы предупредить суицид у человека, который рано или поздно столкнется с кризисом, надо дать человеку надежнейшие убеждения и ценности. Человечество, несмотря на огромное желание уйти от Бога, так и не смогло создать никаких надежных основ для преодоления кризисов, кроме традиционных религиозных ценностей. Эти ценности аккумулировали в себя опыт преодоления кризисных ситуаций многих десятков поколений, разработали экзистенциальные объяснения смысла жизни, включили в себя опыт помощи людям, находящимся на грани. Современные философские течения, напротив, дав ложные и ограниченные цели, ничего для преодоления тяжелых кризисов (смерть близкого, сильнейшая экзистенциальная фрустрация и.т.п.) предложить не смогли.

Гедонизм и культ потребительства, господствующий сейчас, не только ничего не предлагает, но и активно провоцирует суициды, патологические зависимости и.т.п. Именно от этого и растет количество суицидов. Если у корабля неправильная цель и отсутствуют приборы навигации, то он непременно попадет в катастрофу.

Родителям, которые приводят ко мне ребёнка в состоянии кризиса, я задаю вопрос, который услышал в лекции профессора А.И. Осипова: «Если вы отправляете ребёнка в лес, в глухую тайгу, что вы дадите ему с собой?» Вспоминают про спальник, спички, котелки… И никто не говорит – «карту и компас».

Такова и реальная жизнь. Родители обеспечивают любыми вещами, вместо того, чтобы дать карту и компас, который будет нравственно, социально ориентировать детей по жизни. Особенно важно дать смысл жизни, без которого жизнь не будет сознательной, а будет стихийной. Именно правильный ориентир дает возможность человеку, если он заблудился, выйти из леса.

Дать ориентир – выйти из леса

Именно ориентир дает возможность и осмысленного преодоления кризисной ситуации. Но если человек так заблудился, что у него нет правильных целей, он не понимает сам себя, не осознает настоящей, а не выдуманной реальности — такому практически невозможно выйти из больших трудностей, в которые он попал.

Большинство людей сегодня представляют себя как набор некоего имущества: дачи-квартиры-власть-связи-деньги-перспективы. Лишаясь этого, человек лишается смысла. Ведь «где сокровище ваше. там будет и сердце ваше». И получается жизнь ради оболочки, «рубашки», без которой тупик… И тогда всё равно, как помереть – в болоте, от волков или самому на дереве повиснуть.

И если родители не дали смысл, вектор развития, «карту и компас», а нарядили детей, выхваляясь друг перед другом, и отпустили в чащу леса, который и есть наша жизнь – это может закончиться трагически.

Почему дети страдают

Родители обрекают детей на страдания, не давая им понимания, что на самом деле является важнейшим в жизни. Они озабочены потребительством, финансовыми операциями, статусом, властью и т.д. Ребёнок видит это, перенимает те ценности, которые видит у старших, и в результате обладает тем же набором. И однажды он сталкивается с тем, что не может на этих ценностях переосмыслить кризисную ситуацию. Если в этой ситуации он не может потреблять, иметь власть, проводить финансовые операции, то он сначала теряется, а потом, понимая, что он не может жить в соответствии со своими ценностями, решает, что жить больше и не нужно. Для чего, получается, эта жизнь, если она не позволяет потреблять и получать от этого удовольствие, иметь то, что хочется (по каким-то материальным ли, физическим ли причинам)? А ничего другого он в семье и в окружении не видит… И все это происходит из-за того, что человеку были навязаны ложные ценности.

Берем от жизни все?

Относительно нашей жизни можно привести следующее сравнение. Человек приходит в школу – учиться. Не получать удовольствие, бегая с ребятами, сооружая снежную бабу, поедая бутерброды (хотя это тоже нужно, но не это является главным в обучении). Настоящее обучение всегда связано с определенным страданием и лишением. Человек вынужден сидеть на положенном месте, учительница задает задания, которые надо выполнять, ученик тратит время, ограничивает себя во многом. Человек учится, чтобы потом получить достойный результат, диплом в соответствии с качеством обучения, достойную работу. Но если человек не знает, не верит в то, что после выпуска что-то с ним ещё будет, в этом случае его труд, его просиживание штанов, его самоограничения во время учебы действительно не объяснимы! В этом случае получается, что никакого смысла в его обучении нету — учиться для того, чтобы просто пострадать, напрячься, закончить школу и уйти в темноту, в пустоту…

В этом случае, вместо сосредоточенной учёбы, естественней заняться потребительством, игрой, пикниками, что сейчас людям и предлагается со всех сторон: «Бери от жизни все», «Один раз живем». Ведь человеку непонятен смысл его «обучения» в школе Жизни. Непонятен и смысл страданий, лишений, которые он при этом терпит. Жизнь это школа, а не пикник — с этим согласны все религии. Но с этим не согласны атеисты, люди, не думающие о смысле, гедонисты и потребители. У них сегодня это вызывает непонимание и протест. Люди не хотят страданий, а жизнь ими полна и, сталкиваясь с ними, люди безоружны и ничего не могут понять… Их ложный смысл разрушается, а взамен они ничего принять не могут. И разрешить ситуацию им не удается, но находится, на их взгляд, легкий способ выхода…

Если человек видит, что его обучение связано со страданиями, он может сказать: ах, здесь так неприятно, лучше сразу уйти из школы в другой мир. Но что может встретить такого человека за порогом? Он не хотел учиться, не сдал своего экзамена, ушёл до окончания обучения, плюнул на Учителя, не захотел трудиться. Такому человеку не полагается диплома, да и вообще ничего хорошего. Он сам отказался от будущего. И сделал его невыносимым.

Но многие родители не хотят объяснять своему чаду такую «притчу» о школе, дипломе и дальнейшем пути, ради которого мы учились, потому что не готовы принять это сами. Потому что придется переделывать себя, принимать другие ценности, изменяться, а это всегда некомфортно. Но, не поступая так, родители обрекают своего ребенка на тяжелейшие кризисы. Это не обязательно будет суицид. Это могут быть наркотизация, алкоголизация, невозможность создать семью и.т.п.

Здесь есть и наша вина. Мы, православные, знаем, что святые отцы и великие старцы говорили, что в этом мире мы не должны быть привязаны ни к чему (власть, деньги, статус и.т.п.), что жизнь дается нам для обучения души, а не для бесконечных удовольствий, что нам важнее то, что ждёт за смертным порогом. А об этом говорится очень мало, даже в Церкви.

В результате неудовлетворенные «обделённые» люди, не хотят жить от всего, чего угодно — от отсутствия машины до отсутствия расположения какой-нибудь девушки.

Еще много проблем происходит и от банального неумения преодолевать трудности. Ребёнка освобождают от физкультуры, оберегают от армии, от проблем с учебой. Человек, не научившись преодолевать сложности, в один из дней решает, что единственный выход — уйти от них совсем. И жестоко ошибается.

Болит душа!

Удивительно, что, даже решив уйти из жизни, человек не хочет задуматься о том, как он сможет решить эту задачу. Когда приходят пациенты с суицидальными мыслями, они жалуются, что болит душа, а не тело. И я говорю: как же ты хочешь избавиться от боли в душе, лишив себя тела? Где логика? Эта банальная логика действует на многих достаточно отрезвляюще. А религиозная платформа позволяет ещё шире смотреть на вещи и понимать истинную цель, брать дополнительный ресурс для преодоления этой ситуации. Поняв то, что сознание переходит границу смерти, что пустоты после смерти нет — человек не станет совершать суицид, потому что тогда это бессмысленно. (Если не считать случаи психических заболеваний, которые надо рассматривать в отдельной статье).

Об этом говорит и логика. Ведь нет ни одного человека, по-настоящему верующего (не внешне верующего захожанина в церковь), который бы закончил жизнь самоубийством. Или ты – верующий, или самоубийца. Тут третьего не дано.

«Бессмертие, обещая вечную жизнь, тем крепче связывает человека с землей. Тут, казалось бы, даже противоречие: если жизни так много — то есть, кроме земной, еще и бессмертная,— то для чего бы так дорожить земной-то жизнью? А выходит именно напротив, ибо только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель свою на земле. Без убеждения же в своем бессмертии связи человека с землей порываются, становятся тоньше». Ф.М. Достоевский. Дневник писателя.

О чём нужно помнить, пытаясь помочь отчаявшемуся

Не каждое кризисное состояние приводит к суицидальным мыслям. Но каждый суицид это последствие кризисного состояния души.

Что мы можем противопоставить безысходности?

По словам психолога Михаила Игоревича Хасьминского, чтобы помочь человеку преодолеть кризис, надо, прежде всего, самому быть духовно и мировоззренчески, интеллектуально подготовленным. Нужно иметь опыт, который достойно противостоит потребительским стереотипам, эгоцентризму, безответственности. Кроме того, человеку который находится в кризисе, необходимо искреннее понимание и участие. Хотя надо быть готовым к тому, что человек в этом состоянии может быть и закрыт, и не идти на контакт. Его состояние не следует примерять на себя, погружаться в безысходность с ним. Первое дело – попытаться понять его, поговорить так, чтобы он чувствовал участие, но не давление. Иногда даже этого хватает.

Второе дело — осторожно проанализировать стереотипы и жизненные конструкты человека в кризисе. У всех опоры-стереотипы разные. Реакции на сложившийся кризис тоже индивидуальны: один соберётся, другой ударится в панику или не захочет жить.

Если человек очень сильно хочет добиться чьего-либо внимания, достатка, успеха, взаимности, важно осторожно задать ему вопрос — «зачем, какой смысл в этом»? Люди чего-то хотят, не понимая смысла. Допустим, человек очень хочет иметь семью, детей, но по каким-то причинам это не складывается, и он в депрессии. Когда задаешь вопрос, зачем ему семья, он не может ответить. Просто отвечают, что все женятся, потом детей заводят. Надо, и всё.

Невозможность удовлетворить свои представления и только их может привести человека к суицидальным мыслям. У любого суицидника мышление суженное. Он чувствует «как надо», но почти всегда не понимает – зачем. Он не может рассмотреть альтернативные точки зрения на проблему. Допустим, молодой человек хочет добиться расположения какой-то девушки, но не может ответить на вопрос «зачем», хочет потому, что так решил. Он просто в плену у своей мысли. Но альтернативные взгляды надо показывать ему очень аккуратно. Главное, чтобы он не замкнулся, не стал недоверчивым, понимал, что Вы это делаете в его интересах и пытаетесь ему помочь. В первую очередь, приступам отчаяния подвержены люди неверующие, не видящие смысла ни в жизни, ни за ней.

Расшатать испорченную опору

Чтобы человека сдвинуть с этой позиции, надо расшатать стереотипы, на которые он опирается. Его стереотипы, которые завели в тупик до такой степени, что он думает о суициде. Но, только «расшатав» и «вытащив», надо дать новые, настоящие. Такие как молитва, храм, помощь людям, опираясь на которые он выживет и будет жить с пониманием. Но, если не вытащив старые, «надстраивать» поверх, – это неверно. И, безусловно, заниматься таким душевным преобразованием можно только человеку сведущему и подготовленному.

Стереотип поведения образуется с детства: на какой-то стимул выдается определенная реакция. Реакция закрепляется, получается психологический рефлекс. Сейчас так подается реклама — стимул-реакция, как для собачек Павлова. Показывают в рекламе дорого одетую особу и сами же озвучивают: «О, как хорошо!». А у человека от многократного и повсеместного повторения образуется, например, рефлекс: дорого одеться – это хорошо. Почему хорошо, для кого хорошо — человек не задумывается. Такое отношение летит со всех сторон, и многие люди впитывают его как губки. Когда в душе человеку не на что опереться, ему «сгодится» любой суррогат. Если я понимаю, зачем живу, что я делаю, я уверенно себя чувствую и мне не нужны эти тряпки, эти суррогаты…

Вот такие и тому подобные жизненные стереотипы расшатываются посредством вопросов. Вот, допустим, человек воспитывался и рос с убеждением, что Бога нет. К нему возникает вопрос: «А откуда у Вас такие знания? Докажите. пожалуйста, так, чтоб и нам убедиться». Это «раскачивает» человека, он напрягает мозги и начинает думать над тем, что бы ответить «этим глупым верующим». Допустим, что он думает над аргументами и придумывает: «Ленин так сказал». Ему задается вопрос «Почему Ленин? А Паскаль и Достоевский сказали, что есть»: Человеку придётся «включать голову», чтобы вести разговор, а, следовательно, он начинает смотреть шире.

Из практики кризисного психолога

Михаил Игоревич приводит примеры из своей практики: «Ко мне приходит подавленный человек, у которого умирает от рака жена. Он приходит за тем, чтобы получить «алгоритм чуда», чтобы я рассказал ему, что бывают всё же чудеса… Я сказал ему об этом. Но основная цель – «сдвинуть» его с мыслей об этом мире, навести на мысли о том, что будет за ним. Я сказал, что, мол, Вы занимаетесь качеством жизни супруги — это крайне важно. Но понимаете ли Вы, что отвечаете и за то, что будет в вечности? В данном случае для него болезнь — зло, прекращение земной жизни, смерть — плохо, просто невыносимо. Но когда спрашиваешь: что такое болезнь? – человек начинает думать, и ответа не находит, он не знает. Нельзя думать, что если сейчас откроешь ему истину – болезнь это посещение человека Богом. Тогда человек развернется и уйдет в своем горе. Но человеку надо задать вопрос: почему мудрые люди, старцы говорили, что болезнь это посещение Божие, и сами много и сильно болели? Прп. Амвросий Оптинский, старец Паисий, блаженная Матрона… И человек начинает задумываться… Он пытается понять и постепенно у него начинается другое мышление. Наша задача — вывести человека из кризиса и отчаяния в другое состояние сознания, в начале размышление.

А когда начинаешь спорить — настрой даже подавленного человека может измениться, он начинает искать аргументы, возмущаться. И когда люди начинают активно возмущаться, интересоваться, спорить – о настроении небытия и суицида речь уже не идет.

Так, девушка, которая не хотела жить, придя на форум на pobedish.ru возмутилась статьей кризисного психолога: «кто это такой, чего он учит. Да я ему сейчас сама всё объясню». Вышел оживленный спор, который девушка проигрывала и разозлилась. У нее появился некий азарт, и мысль перестала крутиться вокруг суицида. Постепенно кризисный психолог, который беседовал с нею и обладал аргументами, стал для нее авторитетом, у которого она уже просила совет. И в итоге психолог посоветовал ей сходить в церковь, исповедоваться. Девушка уже смогла принять его слова. А если бы разговор начался с «иди, покайся», она бы отвернулась.

Никакие лозунги и программы человек в кризисном состоянии не услышит. Он не приемлет даже то, что реально помогает. Часто бывает, что человек приходит к психотерапетву и начинает рассказывать свою проблему. А когда ему указываешь на то место в его жизни, где была сделана ошибка и откуда проблема пошла, пациент говорит, что это его не интересует, и продолжает рассказывать о своих ощущениях.. Но задача психотерапевта — вылечить, исправить. Бывает, что человек просто хочет сочувствия. Он не исправится, опять вляпается в тот же кризис, но ему нужно сочувствие. Тут надо понимать — с кем достаточно поговорить, выразить сочувствие в данный момент, а с кем можно работать над собой…

И конечно, нужна диагностика, потому что суицидальные мысли и отчаяние могут возникать от болезни, от органических причин. И тогда человек нуждается в соответствующей терапии.

В поведении людей с суицидальными мыслями и намерениями, есть общие черты. Согласно исследованиям, это чувство изоляции от других людей, чувство брошенности, ненужности, абсолютного одиночества. Человеку кажется, что его страдания невыносимы, что никто не переживал подобного, и неспособен его понять. Продолжение жизни для него означает продолжение страданий. Кроме того, восприятие самоубийцы предельно сужено, внешнее для него не существует. Исходя из этого, человек, стремящийся помочь, должен «дистанцироваться», не навязываться и, в то же время, готовым быть рядом, принять и понять. Это поможет ослабить чувство брошенности и изоляции. Исследователи рекомендуют избегать конфронтации, убеждения в неправильности и неприемлемости шага, лозунгов и подобного. Напротив, доверие и участие в человеке позволит в определенный момент высказаться против самоубийства как решения, указать на то, чего человек в своем ослеплении не замечает. Это может быть напоминание о близких или прямое указание на нелогичность поступка «от душевной боли уничтожением тела не спасёшься», а также указание на кризис и пути выхода из него. В конце концов, поколения людей испытывали те же проблемы. Но умели, с Божьей помощью, их переживать.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал “Православие и мир”, но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Лицензия Минпечати Эл № ФС77-44847

может не совпадать с позицией редакции.

(книгах, прессе) возможна только с письменного

Оценка 4.1 проголосовавших: 189
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here