Молитва за католиков в православном храме

Полное собрание и описание: молитва за католиков в православном храме для духовной жизни верующего человека.

Можно ли в церкви в записку о здравии вписывать католическое имя?

Можно ли подавать записки в церкви за католиков?

В православной церкви обычно при подаче записки пишутся имена православных христиан. Если Ваше имя по паспорту отличается от имени в крещении, то следует писать в записке имя, данное при крещении. Например, человека зовут Лилия. А в крещении она получила имя Лия. В записке нужно писать Лия. Если человек, о котором Вы хотите заказать обедню или молебен, католик, лучше обратиться в католический храм. В домашней молитве можно молиться за всех. Вообще, лучший ответ на Ваш вопрос может дать священник. Поговорите с батюшкой, расскажите ему подробно Вашу ситуацию и он посоветует как поступить.

С момента большой схизмы 1054 года католики являются по отношению к Православным схизматиками. На общецерковной молитве (подавать записки) за католиков православная церковь не молиться в виду того, что Церковь Христова насильно никого не спасает. Католики сами выбрали путь, в котором они отошли от Церкви Христовой. Но в домашней молитве и в своей личной молитве в храме вы можете молиться за любого человека, и за своего знакомого католика – так же.

А почему бы самому не попросить Бога помочь родственнику преодолеть болезнь? Бог ведь один. он не ставит ограничения на обращения в молитве. Бог не лицеприятен. Он не разделяет людей. Он один для всех. Это люди придумывают условности.

27. 2Фесс.3:1 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,

28. Евр.13:18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.

Кто нибуть из православных запрещает католикам входить в православный храм ?. К чему этот аргумент, который вообще не имеет никакого отношения к общецерковной молитве за "верного христианина" ?. Вы будете молиться всей церковью "за сатану" ?.

В Писании сказано:

11 Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.

Не больше, чем закупить журналов рядовому Свидетелю Иеговы в вишестоящей бруклинской организации.

Интересно, разве Христос продавал журналы апостолам ?

А вот пожертвы за молитву апостолы принимали уже во времена Христа: "Он имел при себе денежный

ящик и носил, что туда опускали." Иоанн 12:6. — 2 года назад

Не так. Если это так, то тогда никогда не молитесь вместе в Доме Молитвы, а молитесь только дома, закрывшись в комнате.

Иногда люди сваливают все на других, мол помолись за меня, а то я не умею.

Странно от вас такое слушать, потому что апостолы делали именно так: сваливали на других. — 2 года назад

тет-а-тет любит девушка с любимым парнем, или парень с любимой девушкой. Не опускайте Бога до уровня любовника.

20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

Если бы бог любил "тет-а-тет­ ", то СИ надо было бы жить по отдельности и никогда не встречаться.

В истинной церкви христовой основа жизни любого христианина – община (собрание, или "еклисиа" – Церковь).

Потому что Хрситос сказал:

18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;

19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

Ну и не без того когда нужна особенная молитва за друзей когда они в ней нуждаются.

В истинной церкви они нуждаются в этом всегда. — 2 года назад

Нет.Православная церковь это ,мягко говоря, не приветствует. Это связано с отличием церковных канонов , которые в Православии соблюдаются строго.Да и трактовка канонов отличается. Вот в католическом храме такое допустимо.

Можно ли молиться вместе с католиками?

Многие православные люди участвуют в общих мероприятиях с католиками: обсуждают актуальные проблемы общества, обмениваются опытом социальной работы. Такие межконфессиональные мероприятия часто начинаются и заканчиваются общей молитвой. Но ведь церковные правила запрещают молиться с инославными! В чем смысл такого запрета, не устарел ли он? На эти вопросы корреспонденту «Нескучного сада» ответил клирик кафедрального собора иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Сан-Франциско протоиерей Петр Перекрестов.

– Церковные каноны запрещают не только молиться с еретиками, но и входить в их храмы, трапезничать с ними, вместе мыться в бане и даже лечиться у них. Надо учесть, что в первые века, когда эти каноны были приняты, все еретики были людьми знающими, убежденными, шли против христианского учения не по невежеству, а из гордости. И врачи не только осматривали пациента и назначали лечение, но и молились и долго беседовали, тема веры была в то время актуальна. То есть на приеме у врача-еретика пациент неизбежно познакомился бы с его ересью. Для неискушенного в богословии человека это соблазн. То же самое в бане – там не только мылись, но много времени проводили в беседах. Каноническое правило актуально и в наши дни, просто жизнь изменилась. В секулярном мире мало говорят о религии, вероятность религиозных диспутов в бане или на приеме у врача почти нулевая. Но если применить этот запрет к сегодняшней жизни, то я убежден, что неподготовленному человеку, плохо знающему нашу веру, нельзя долго беседовать с сектантами, тем более впускать их в дом на чашку чая (а многие сектанты – иеговисты, мормоны – ходят с проповедью по домам). Соблазнительно это, неполезно и опасно для души.

Некоторые считают, что запрет на совместную молитву относится только к богослужению, а в начале какого-то общего собрания помолиться можно. Я так не думаю. «Литургия» с древнегреческого переводится как «общее дело». Молитва на литургии – не частная молитва каждого прихожанина, это молитва общая, когда все молятся едиными устами, единым сердцем и единой верой. И для православного любая общая молитва имеет какой-то литургический смысл. Иначе в ней нет силы. Как можно молиться с человеком, если он не почитает Божию Матерь и святых?

– В современном секулярном мире представители не только других конфессий, но и других религий воспринимаются скорее как союзники по отношению к абортам, эвтаназии, другим явлениям. Казалось бы, что плохого, если они вместе помолятся?

– На Западе сейчас доминирует идея, что нет ничего важного, непреодолимого. То есть у вас своя вера, у меня своя, и лишь бы мы друг другу не мешали. Мешать, конечно, не надо, и мы должны любить всех людей, уважать их чувства. Мне приходилось бывать на отпеваниях католиков – родственников наших прихожан. Я там присутствовал из уважения к покойнику и его семье, но не молился за богослужением. О каждом из этих людей я могу помолиться келейно, как молюсь каждый день о моей бабушке-католичке: «Господи, помилуй рабу Твою». А потом уже «Упокой, Господи…» и по-православному поминаю всех моих православных родственников. Но по этой бабушке я не могу служить панихиду, вынимать за нее частички на проскомидии. Церковная молитва – молитва за членов Церкви. Бабушка знала о Православии, сделала свой выбор, надо его уважать, а не притворяться, что она была православной. Молитва – это любовь, но любовь должна помогать. Допустим на минуту, что наша церковная молитва об упокоении инославных, иноверцев и неверующих услышана Богом. Тогда по логике все они должны предстать перед Судом Божьим как православные. А они не понимали или не хотели понимать Православия. Мы им только навредим такой «любовью».

Пример подлинно христианской любви к неправославным людям показал святитель Иоанн (Максимович) – я составил книгу о нем, недавно вышедшую в Москве. Он часто посещал больницы, в которых лежали инославные и иноверные. Владыка вставал на колени и молился за каждого больного. Не знаю, может быть, кто-то из них молился вместе с ним. Это была действенная молитва – исцелялись евреи, мусульмане, китайцы. Но это не называется, что он молился с инославными. А когда на приходе он увидел, что в метрическую книгу вписали одним из крестных католика, издал указ, чтобы из всех метрических книг вычеркнули имена инославных восприемников. Потому что это нонсенс – как может ручаться за воспитание крещаемого в православной вере неправославный человек?

– Но разве плохо перед общей трапезой с католиком вместе прочитать «Отче наш»?

– Это, наверное, иногда допустимо. В любом случае я должен помолиться перед едой. Если собираются разные люди, обычно читаю молитву про себя, крещусь. Но если кто-то другой предложит помолиться, православный человек может предложить: давайте прочитаем «Отче наш». Если все христиане разных конфессий – прочитают про себя каждый по-своему. В этом не будет измены Богу. А экуменические молитвы на больших собраниях, на мой взгляд, сродни супружеской измене. Такое сравнение мне кажется уместным, поскольку в Евангелии отношения Христа и Его Церкви описываются как отношения Жениха (Агнца) и его жены-Невесты (Церкви). Вот и давайте рассмотрим проблему не с позиции политкорректности (тут мы точно не найдем ответа), а в контексте семьи. В семье есть свои правила. Семью связывает любовь, а с понятием любви тесно связано понятие о верности. Понятно, что в миру всем приходится общаться со многими людьми другого пола. С ними можно иметь деловые отношения, дружить, но если мужчина вступает с другой женщиной в связь, это измена и законное (для его жены) основание для развода. Так и молитва… Вопрос о молитве с инославными обычно ставится либо людьми душевными, для которых главное – хорошие отношения, либо, чаще всего, апологетами экуменизма. Да, главное – любовь, Бог есть Любовь, но Бог есть и Истина. Нет истины без любви, но и любви без истины. Экуменические молитвы как раз размывают истину. «Пусть Бог у нас разный, но мы верим в Бога, и это главное» – в этом суть экуменизма. Понижение высокого. В восьмидесятые годы в экуменическое движение активно влились православные. Ответьте мне, пожалуйста, благодаря свидетельству Православия на экуменических собраниях хоть один человек перешел в Православие? Мне такие случаи неизвестны. Если и были отдельные случаи (реально всех приводит к вере Сам Господь, а для Него все возможно), они замалчивались хотя бы потому, что они не соответствуют экуменическому духу – толерантности и терпимости ко всем и вся. Я знаю случаи, когда люди приезжали в Россию, молились в храмах на литургии и переходили в Православие. Или ездили в монастыри, видели старцев и переходили в Православие. Но чтобы кого-то экуменические ассамблеи привели к истине, я не слышал. То есть плодов такая совместная молитва не приносит, а по плодам мы познаем правильность наших действий. Следовательно, в общей экуменической молитве нет смысла. И я считаю, что сегодня запрет на молитву с еретиками актуален как раз применительно к экуменическим собраниям.

– Вместе заседаем, обсуждаем вопросы, обмениваемся опытом социальной работы и одновременно считаем их еретиками?

– Конечно, мы сегодня стараемся не называть никого еретиками. Это не только некорректно, но и неэффективно. Я же начал с того, что в первые века каждый еретик сознательно шел против единой Церкви. Сегодня, в секулярном мире, большинство приходит к вере в сознательном возрасте, и, как правило, люди начинают с религии или конфессии, традиционной для их страны, семьи. При этом многие интересуются другими религиями, хотят больше о них узнать. В том числе и о Православии. «Здравствуйте! Вы – еретик!» – начнем мы разговор с таким человеком? Его интерес к Православию исчезнет. Наша же задача противоположная – помочь людям прийти к истине. Если человек искренне интересуется Православием, хочет разобраться, читает книги, общается с православными священниками и богословами, в какой-то момент он сам осознает, что его религиозные взгляды по определению Православной Церкви – ересь. И сделает свой выбор. В США последние годы идет быстрый рост православных общин, и в основном за счет коренных американцев. Почему американцы переходят в Православие? Они видят традицию, неизменность Христовой веры. Видят, что другие Церкви идут на уступки миру в вопросах женского священства, однополых браков, а Православие хранит верность заповедям. Вы в России это не так ощущаете, а для нас это реальная проблема – в Сан-Франциско в каждом квартале есть храмы разных конфессий.

Надо разделять сотрудничество и совместную молитву. Это разные вещи. Нам есть чему поучиться у инославных: у протестантов – знанию Писания, миссионерской напористости, у католиков – социальной деятельности. И мы не говорим, что все они погибшие и пропавшие. Мы только стоим на том, что Христос основал одну Церковь и только одна Церковь имеет полноту благодати и истины. Конечно, есть очень набожные, благочестивые католики, которые ежедневно причащаются на своих мессах. Особенно простые люди в Италии или Испании – там благочестие сохранилось. В Америке же католики стараются адаптироваться к духу времени. И вопрос о совместной молитве тоже этого духа, новый вопрос. Люди оскорбляются, когда объясняешь им, что не можешь участвовать в совместной с ними молитве. Особенно на официальных мероприятиях, когда на молитву все облачаются, протестанты тоже надевают специальные одежды. Для них это уже литургическое действо, пожалуй, единственное, так как у них нет Евхаристии. И всех, кто в этом действе участвует, они воспринимают как единомышленников. Это большой соблазн. В Зарубежной Церкви почти половина духовенства – люди, перешедшие в Православие из католичества или из англиканской церкви. Они очень чувствительны к таким явлениям, понимают, что компромисс в вопросах общей молитвы приведет к нежелательным последствиям. Поэтому еретиками мы никого не называем, со всеми стараемся сохранить добрососедские отношения, но стоим на истинности своей веры. А экуменические молитвы делают человека равнодушным к истине.

– Православные люди в России очень любят произведения Клайва Стейплза Льюиса. Англиканина. Его книги продаются во многих православных храмах, и они, действительно, по духу очень близки Православию. Неужели, если бы сегодня Льюис был жив и приехал в Россию, православные отказали бы ему в совместной молитве?

– Я сам очень люблю Льюиса, а у моей матушки это просто любимый писатель. Его книги – замечательный мостик от чисто земного, секулярного восприятия жизни к духовному. Нельзя сразу давать неподготовленным людям – духовным младенцам – твердую пищу. Без подготовки они святых отцов просто не поймут. И трудно представить для новоначальных литературу лучше книг Льюиса. Но мы с матушкой убеждены, что, живи Льюис в наше время, он бы перешел в Православие (в его время в Англии это было очень сложно, означало отказ от своих предков, семьи). Если бы ему с любовью объяснили, почему не могут вместе с ним молиться. А если бы сказали, что никакой разницы нет, он почти православный, можно молиться, зачем ему было бы переходить в Православие?

Замечательный пример есть в Евангелии – беседа Христа с самарянкой. Он ее спрашивал, она отвечала, наверное, Спаситель молился и до встречи, и во время беседы, не знаю, молилась ли она, но общей молитвы не было. А после беседы она обратилась, побежала рассказывать всем, что встретила Мессию! Самаряне тогда для евреев были еретики. Надо открывать свою веру, ее красоту, истинность, можно и нужно молиться за каждого человека, но общая молитва с человеком другой веры только введет этого человека в заблуждение. Именно поэтому от нее надо воздерживаться.

Протоиерей Петр ПЕРЕКРЕСТОВ родился в 1956 году в Монреале. Отец его был сыном белого офицера, мать эмигрировала из СССР. С детства прислуживал в храме, учился в церковно-приходской школе. Окончил Троицкую семинарию в Джорданвиле, в магистратуре занимался русским языком и литературой, служил диаконом в Торонто. В 1980 году рукоположен во священники и переехал в Сан-Франциско. Клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Главная страница

Комментарий на заявление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) относительно применения правил Православной Церкви запрещающих молитвенное общение с инославными , высказанное 16 ноября Его Высокопреосвященством на круглом столе «Церковно-практические аспекты православной сакраментологии», который состоялся в рамках V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах».

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.

В настоящее время легкомысленное отношение в своим высказываниям, непроверенность своих мнений авторитетными вероучительными источниками уже становится нормой и в нашей Русской Православной Церкви. Очень часто приходится сталкиваться с фактами навязывания Церкви своих личных трактовок и мнений, которые противоречат опыту и святоотеческому преданию выверенному достижением христианского совершенства и святости, величайшим подвигом и страданиями Богу угодивших людей. Источником, регулирующим образ жизни христианина всегда является Священное Предание, неотъемлемой частью которого являются и священные каноны. Но если в светской науке любое поверхностное знание может стать причиной серьёзной трагедии и катастрофы, то тем более опасны подобные поверхностного характера мнения и высказывания в вопросах веры, где речь идёт уже о спасении или погибели человеческой души.

Его Высокопреосвященство на круглом столе в вопросе о совместных молитвах с инославными, выразил свое согласие с каноническим запретом Церкви на такие молитвы, но тут же фактически опроверг этот же запрет, как бы закрепляя за архиереем право исполнять данное предписание Церкви или нет. Митрополит Кирилл в частности сказал следующее:

«Однако этот же канон,- по мнению митрополита Кирилла,- "не работает" в "современной межхристианской ситуации", т.к. угроза для единства Церкви здесь отсутствует. "Допустим, отношения Православных Церквей и Католической, Православных Церквей и протестантских Церквей на уровне международных организаций полностью исключают эту опасность, потому что ни о какой мимикрии речь не идет. И опасность того, что совместная молитва, скажем, произнесение "Отче наш" (я не говорю о совместном богослужении), что это подорвёт единство Церкви – эта опасность не работает сейчас. Поэтому люди собираются и говорят: "Давайте вместе помолимся", но не для того, чтобы ввести кого-то в заблуждение и оторвать чад, а для того, чтобы помолиться вместе о своих грехах, о том, например, что мы до сих пор разделены", – объяснил председатель Отдела Внешних Церковных Связей (ОВЦС). 1

Выражая свое глубокое уважение к митрополиту Кириллу как архиерею Русской Православной Церкви, занимающему высокое и ответственное положение главы ОВЦС Московской Патриархии мы, тем не менее, считаем своим долгом сопоставить высказывания Его Высокопреосвященства с учением Православной Церкви, её отношением к вопросу молитвенного общения с инославными.

Для того, чтобы иметь достаточно ясное представление по поднятому вопросу, мы обратимся к самим канонам и комментариям на них выдающегося канониста Православной Церкви конца XIX начала XX столетия епископа Никодима Милаша. При этом мы хотели бы заметить, что сами священные каноны Православной Церкви для неё имели «извечно абсолютный авторитет, поскольку они были написаны богодухновенными мужами, или установлены и утверждены Вселенскими соборами, решения которых восприняты под непосредственным руководством Святого Духа и являются непогрешимыми». 2 Эти каноны по точному выражению известного греческого канониста являются "столпом и утвеждением" Православия. 3

10 Апостольским правилом Церковь воспрещает домашнюю, «хотя бы то дома», молитву с отлучённым от церковного общения. И нарушителя этого правила Церковь повелевает отлучать самого от церковного общения.

Такая казалась бы строгость в отношении совместной молитвы с отлучёнными, как замечает епископ Никодим, «полностью выражает мысль Священного Писания воспрещая молиться с отлучённым от церковного общения не только в церкви, когда бывает для всех верных молитва, но даже и дома наедине с отлучённым от церкви». Отлучённым от Церкви, как подчёркивает Преосвященный Никодим, являются не некоторые еретики, как считают некоторые современные отечественные богословы, но «все еретики». 4 Останавливаясь на 6 правиле Лаодикийского собора, согласно которому категорически запрещён вход еретика «коснеющего в ереси», в православный храм, епископ Никодим подробно излагает учение Церкви о ереси как о явлении чуждом христианству, а, значит, и Самому Христу: «Каждый еретик чужд Церкви, отрицая ту или иную основу христианской веры и тем попирая откровенную истину, а следовательно и Того, Кто открыл эту истину, т. е. Иисуса Христа – Основателя Церкви. В силу этого, вполне естественно, что таковой должен быть лишён церковной молитвы и той благодати, которую только в Церкви, Церкви православной, может получить человек. ». 5

4 5 Апостольское правило подвергает отлучению всякого пресвитера или дьякона «с еретиками молившегося токмо». Кроме того, если кто-то из них дозволяет еретику священнодействовать «яко служителю Церкви», Церковь повелевает извергать из священного сана: «Да будет извержен». 6

Относительно мер строгости в отношении к духовенству епископ Никодим замечает, что они непосредственно вытекают из непосредственной и первостепенной обязанности священнослужителей «служить примером для остальных верных в охранении чистоты верования, не осквернённого никаким ложным учением». 7 Кроме того, по его же замечанию уже на 46 апостольское правило, епископ или священник, принимающий какое-либо священнодействие, совершённое еретическим епископом, показывает, что «не знает сущности своего верования, или сам склонен к ереси и защищает её». 8 Вследствие этого православный епископ или священник лишь доказывает свое недостоинство для священнослужения.

33 правило Лаодикийского собора запрещает молиться не только с еретиком, но с «отщепенцем», т.е. с раскольником.

65 Апостольским правилом запрещается под угрозой извержения из сана клирика, а мирянина отлучения категорически входить и молиться в синагоге или у еретиков»: Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдёт помолитися: да будет от чина священнаго извержен, и отлучен от общения церковного. 9 Об этом же церковном запрете вхождения в иноверческий храм 10 и совершения в нём молитвы говорит и свт. Никифор исповедник в 49 правиле (Вопрос 3) 11 . Он даже называет храмы еретиков не просто обыкновенными домами, но оскверненным еретическими священниками . 12 Даже в случае передачи такого храма православным необходимо его освящение, «постановлено, чтобы совершалось открытие церкви несовратившимся епископом или священником, с произнесением молитвы». 13

В поднятой нами теме отношения православных к еретикам, безусловно, большой интерес представляет 9 правило Тимофея, епископа Александрийского. Этим правилом запрещается священнику приносить безкровную жертву в присутсвии еретиков. В крайнем случае все еретики обязаны покинуть храм при возглашении диакона «оглашенные изыдите». Дальнейшее пребывание в храме на литургии верных может быть дозволено лишь тем еретикам, которые «обещаются покаятися и оставити ересь». 14 Однако, по замечанию Вальсамона таковые имеют права присутствовать на службе не внутри храма, а вне его в притворе вместе с оглашенными. Этого святоотеческого правила по отношению к инославным придерживается Святая Гора, хранительница Православного Предания.

Такие, казалось бы жёсткие предписания канонов, имеют глубокий спасительный смысл. И он имеет две стороны:

охранить паству, верующих православных христиан «от индифферентизма к вере и к Православной Церкви»,

всякое без разбора вступление в религиозное соприкосновение православных с еретиками означало бы то, что мы проявляем. полное безразличие к их обращению в Православие и сами колеблемся в вере. 15

Безразличие к своей православной вере, которое пораждается бесконтрольным общением с инославными-еретиками представляет собой самую серьёзную опасность для душевного здоровья человека в личном плане, и для поместной церкви в случае активных контактов церковной иерархии , превышающих границы канонического права. Неслучайно свт. Никифор Исповедник в своём 49 правиле (Вопрос 10), запрещая православным христианам даже вместе принимать пищу с теми мирянами, которые поставили свои подписи под иконоборческими определениями (подписавшимися под ересью), замечает, что «безразличие – причина зол». 16

В связи с частыми контактами православных христиан с инославными возникает вопрос и о дозволительности посещения неправославных храмов, например католических.

Вполне очевидно, исходя из канонических запретов на всякие виды молитв с инославными-еретиками, Церковь Христова устами соборов и богоглаголивых отцов воспрещает и вхождение в инославные храмы. Свт. Никифор, патриарх Константинопольский в 46 правиле касаясь этого деликатного вопроса, допускает посещение храма «основанного еретиками» 17 , но делать это дозволяется: «по нужде» и «когда на середину поставлен будет крест». 18 В таком случае дозволяется «петь» , то есть в нашем понятии дозволено совершать молебное пение. Тем не менее православным не дозволяется входить в алтарь, совершать каждение и молиться. В каноническом послании прп. Феодора Студита (приложение к правилам святителя Никифора Исповедника) указывается ещё одна причина , по которой православному христианину дозволяется вход в инославные храмы (там речь идёт о посещении усыпальниц святых для молитвы, если они заняты нечистыми священниками, т. е. еретиками): только для поклонения останкам святого, можно войти. 19

С точки зрения канонов Православной Церкви молебен, совершённый православными клириками в католическом храме Нотр Дам Де Пари в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, полностью вписывается в рамки дозволенности. Поэтому крайний ажиотаж вокруг этого события, и бесконечные укоры Святейшего будто бы в совершении совместной молитве с католиками, является откровенной ложью и проявлением дерзостной бестактности. Подобного рода выкрикивания и укоры не принесут нашей Церкви ничего кроме раздора и ослабления её внутренних сил.

Из вышеприведённого анализа, не "канона" как считает митрополит Кирилл, а целого списка канонов и разъяснений, вытекают следующие замечания:

1. Мнение митрополита Кирилла о том, что запрет на молитвенное общение с "так называемыми еретиками", который предписывается канонами Православной Церкви, не работает в "современной межхристианской ситуации", из-за отсутствия угрозы для единства Церкви, не соответствует учению Церкви, её пониманию меры и границ общения с еретиками- инославными . Церковь в любом молитвенном общении с инославными всегда видела прежде всего серьёзную угрозу для духовного здоровья православного человека, входящего в это общение. Подобные общения неизбежно приводят к религиозному индифферентизму.

2. Любое молитвенное общение с еретиками Церковь расценивала и как измену Православию, независимо от обстановки и условий в каких совершается совместная молитва.

3. Кроме того, Церковь Христова в молитвенном общении с еретиками всегда чувствовала серьёзную опасность для них самих – препятствие для их возможного обращения к Православию, то есть опасность лишения возможности для их спасения.

Поэтому, проводимые сегодня молитвенные общения с инославными христианами, римо-католиками и протестантами, в действительности создают ложное впечатление о единстве Православной Церкви с этими деноминациями.

4. Совершенно неприемлема с точки зрения Церковного сознания фраза митрополита Кирилла, в которой говорится о допустимости совершения молитвы «Отче наш» в которой выражается желание преодолеть существующее разделение в христианском мире, т.е., «что мы до сих пор разделены». И это потому, что Церковь Христова не разделена, ею остаётся всегда и незыблимо Святая Соборная и Апостольская Православная Церковь, все же остальные инославные деноминации являются "отпавшими от неё" в разное историческое время. Всякие высказывания о разделённости христианства, о разделённости Церкви означают ни что иное как поддержку и соглашение с ложной экуменической теорией ветвей.

5. Мнение митрополита Кирилла о том, что частные лица могут совершать молитвенное общение с инославными: «с благословения священноначалия и не по принципу самостийности» 20 также не может быть принято, поскольку авторитет канонов превышает власть и полномочия не только архиерея, но и поместной церкви . Положение епископа в отношении к священным канонам Церкви подчинённое, а не распорядительно-самовластное.

Относительно высказывания митрополита Кирилла о большей опасности так называемого Филаретовского раскола (лжецерковное объединение под наименованием «Киевский патриархат», возглавляемое лжепатриархом Филаретом (Денисенко)) для Русской Православной Церкви нежели католицизма мы выражаем наше полное согласие. Потому что мимикрия Церкви, чем как правило является раскол, представляет собой крайне тонкую и хитрую уловку, которую людям распознать крайне трудно и сложно.

Тем не менее мы не можем согласиться с мнением Его Высокопреосвященства, что при совершении молитв с римо-католиками и протестантами опасности мимикрии не существует. Ибо, как мы уже ранее подчеркнули любой вид молитвенного общения с инославными является внешним свидетельсвом и доказательством единства Православной Церкви с инославными деноминациями. Кроме того, с точки зрения традиционного церковного сознания, и протестанты и римо-католики являются еретиками в действительности, и высказывание митрополита Кирилла вроде «так называемые еретики» необходимо расценивать как сомнение в этом православного иерарха РПЦ.

Двойственность позиции митрополита Кирилла к каноническим правилам Православной Церкви вполне конкретно запрещающим всякое молитвенное общение с еретиками на самом деле скрывает в себе некую неуверенность в правильности канонов Церкви с одной стороны, с другой же – попытку оправдать нередко применяемые православной стороной на межхристианских конференциях и встречах совместные молитвы. Поэтому такая позиция не может быть православными христианами быть принята в принципе. Эта позиция лишь нанесёт серьёзный удар по традиционному православному сознанию, ориентированному на Святых Отцов Церкви и её священные каноны. Когда некоторые современные архипастыри в своих речах выказывают желание подправить каноны или что-то отменить в силу их якобы неприменимости к каких-то конкретных ситуациях, то вспоминаются замечательные слова свт. Марка Эфесского из его речи при открытии собора в Ферраре: « Зачем нужно презирать слова святых отцов, и мыслить и говорить другое, чем то, что содержится в общем их Предании? Неужели мы будем полагать, что их вера была недостаточной, и мы должны ввести нашу веру как более совершенную?»

О традиционном отношении Православной Церкви к Римо-Католической церкви

В 1054 году произошло окончательное разделение между Восточно-Православной Церковью и Римской церковью. Этому трагическому в истории Церкви событию предшествовали неоднократные временные разрывы между Востоком и Западом. Однако после 1054 года, римские епископы фактически навсегда были вычеркнуты из диптихов восточных патриархий. Интересен факт частого перекрещивания греками латинян при переходе в их церковную юрисдикцию, о чем упоминает в 1054 г. ещё кардинал Гумберт, зачинщик составления скандальной грамоты об отлучении от Церкви патриарха Константинопольского Михаила Кируллария. 21 Уже он свидетельствует о том, что многие греки перекрещивали латинян при переходе в Православие. То есть ещё до окончательного утверждения Схизмы представители греческого духовенства принимали латинян исключительно по первому и строгому чину. Причин тому было несколько: крещение в одно погружение и кропление, а также еретическое исповедание исхождения Святого Духа и от Сына (Filioque). Уже тогда мы не встречаемся с упоминаниями о молитвенном общении греков с римо-католиками. Не было его и позже. Так при заседании соборных совещаний между греками и латинянами в Эфесе 1234 г. была лишь ещё в большей мере подчёркнута разница между ними в вероучении. Обе стороны не только не пришли к каким-либо компромиссным заключениям, но и анафематствовали друг друга, фактически подтвердив содержание грамот обеих церквей 1054 года. 22 В 1274 году после насильственной унии римской церкви с греками в Лионе, афонские иноки в своём протестном письме императору Михаилу Палеологу писали о невозможности никакого общения с теми иерархами, которые совершают хотя бы одно только поминовение папы во время богослужения. 23 Ни о каких совместных молитвах и служениях в документах даже не имеется намёков. Даже во время заседаний собора в Ферраре и Флоренции, который латиняне рассматривали как Вселенский, не было ни одной совместной молитвы и сослужения 24 , хотя к XV столетию римо-католики уже не являлись и не рассматривались православным Востоком как новоявленные раскольники и еретики. Они не угрожали расколом Православной Церкви. Кроме того необходимо заметить, что сразу же после трагедии 1204 г., когда был захвачен Константинополь крестоносцами, ими были показаны одни лишь примеры надругательства и святотатства над Православной Церковью. Этот дух крайней нетерпимости к инакомыслию, доходящий до откровенной вражды и войны всегда присущ духу ереси.

С момента отпадения Римской церкви от Вселенской Православной Церкви римо-католики и их церковь рассматривались не иначе как еретики. 25 Поэтому в отношении к ним применяются все правила Православной Церкви, что и к еретикам. Совершенно очевидно, что ни общественная, ни частная молитва (прочтение Отче наш) с римо-католиками категорически запрещены. Нарушение же этих правил означает не только то, что епископ или клирик благословляя или сам совершая подобные молитвы ставит себя выше канонов Церкви, а значит и самой Церки, но и соблазн как для католиков, так и для православной паствы. При отсутствии общности в вере по причине тех или иных догматических отступлений разных христианских исповеданий не может быть общения не только в таинствах 26 , но и в обыкновенной молитве, о чём столь недвусмысленно говорят священные каноны Православной Церкви .

«Православный Апологет». Содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений. www.apologet.spb.ru

10Вопрос 3: О церквах, оскверненных священниками, вступившими в общение с ересью. Ответ:«Подлинно, как скоро введена ересь, то отлетел ангел хранитель тех мест, по слову Великого Василия; и такой храм стал обыкновенным домом. И не вниду, говорит псалмопевец, в церковь лукавнующих (Пс. 25, 38)»

11Вопросы и Ответы на них, это приложение к 49 правилу – Послание прп. Феодора Студита к монаху Мефодию.

12Там же. Вопрос 4, с. 597

13т.2, с. 597, Ворос 4.

20Митрополит Кирилл: Совместное произнесение "Отче наш" не подрывает единства Церкви

Председатель ОВЦС МП дал свою трактовку православного канона о запрете молитвенного общения с инославными…Русская линия.

«Человек не должен сам определять меры своего участия в молитве с другими. Он должен следовать пастырским указаниям своей Церкви», – заявил владыка, порекомендовав обращаться к "очень хорошим руководящим указаниям"

21«Подобно арианам, перекрещивают крещенных во имя Святой Троицы, в особенности латинян». Цит. по. А. П. Лебедев. История разделения церквей в 9, 10 и 11 веках. Спб. Алитейя. 1999, с. 250

22См. И. И. Соколов. Лекции по истории Греко-Восточной Церкви. СПб. Изд-во Олега Обышко, 2005, стр. 222-223

23См.http://apologet.spb.ru/Romanism/poslanieMikhailu Послание Святогорских (Афонских) монастырей отправленное императору Михаилу Палеологу по поводу принятия им Лионской унии 1274

24См. Архимандрит Амвросий (Погодин). Свт. Марк Эфесский и Флорентийская уния. Джоданвилль.

Остроумов И. Н. В своем замечательном и подробном труде, посвященном истории Ферраро-Флорентийского собора История Флорентийского собора (М. 1847) сообщает о единственном случае, который может дать повод для мнения о совершении греками и латинянами совместной молитвы – в самом начале открытия Собора. Однако при тщательном рассмотрении этого события (папа дал воглас Благословен Господь Бог Израилев! Затем началось славоссловие, прочитаны некоторые молитвы. После чего греческим архидиаконом было прочитано воззвание Вселенского патриарха, который отказался присутсвовать на открытии собора), данный случай нельзя рассматривать в качестве основания для оправдания совершения совместных молитв. Кстати все заседания собора и в Ферраре и во Флоренции проходили в виде публичных рассуждений и диспутов без всяких совместных молитв.

25В Окружном послании Вселенского Патриарха от 1894 Римская церковь называется папской церковью и она не признается за Единую Соборную и Апостольскую Церковь, а за еретическое сообщество, отравшее от Православия. «Поэтому она благомысленно и справедливо отвергнута и отвергается, пока упорствует в своем заблуждении». Догматические послания православных иерархов 17-19 вв. о Православной вере. Репринт. СТСЛ. 1995, с.263, п. 20

26Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. М. 2000, с. 9

Последние обновления

Популярные

При использовании материалов с сайта ссылка обязательна.

замечания и предложения, от преподавателей и студентов и всех благочестивых православных христиан,

способных помочь и стремящихся содействовать хранению чистоты Апостольского Кафолического Православного вероучения.

Оценка 4.1 проголосовавших: 189
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here