Молитва за тех кто в комедии

Полное собрание и описание: молитва за тех кто в комедии для духовной жизни верующего человека.

МОЛИТВА ЗА ТЕХ, КТО В АДУ. СИЛУАН АФОНСКИЙ.

"Брат наш есть наша жизнь" – говорил Старец. Через любовь Христову все люди воспринимаются, как неотъемлемая часть нашего личного вечного бытия. Заповедь – любить ближнего, как самого себя, – он начинает понимать не как этическую норму; в слове как он видит указание не на меру любви, а на онтологическую общность бытия.

"Отец не судит никого, но весь суд дал Сыну. потому что Он Сын человеческий" (Ин: 5:22-27). Сей Сын человеческий, Великий Судья мира – на Страшном Суде скажет, что "единый от меньших сих" есть Он Сам; иными словами бытие каждого человека Он обобщает со Своим, включает в Свое личное бытие. Все человечество, "всего Адама" воспринял в Себя и страдал за всего Адама.

После опыта адских страданий, после указания Божия: "Держи ум твой во аде" для старца Силуана было особенно характерным молиться за умерших, томящихся во аде, но он молился также и за живых, и за грядущих. В его молитве, выходившей за пределы времени, исчезала мысль о преходящих явлениях человеческой жизни, о врагах. Ему было дано в скорби о мире разделять людей на познавших Бога и не познавших Его. Для него было несносным сознавать, что люди будут томиться "во тьме кромешной".

В беседе с одним монахом-пустынником, который говорил: "Бог накажет всех безбожников. Будут они гореть в вечном огне". Очевидно, ему доставляло удовлетворение, что они будут наказаны вечным огнем. На это старец Силуан с видимым душевным волнением сказал: "Ну, скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай, и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?"- "А что поделаешь, сами виноваты" – ответил монах. Тогда Старец со скорбным лицом ответил: "Любовь не может этого понести. Нужно молиться за всех".

По материалам http://silouan.narod.ru

Запись 17 мая 2010 года (Л.Р.)

Вот что я подумал, читая Силуана, который когда-то был моим первым прводником в мир Добротолюбия.

Когда душа уподобится образу Святой Троицы, ее ждет не только радость Божественной любви. Какая великая скорбь ее ожидает! За тех, кто еще этого образа не принял. Пока хоть один такой останется, эта боль не пройдет.

Эта скорбь не давит на них, потому что они о ней не знают.

Когда мне на миг дано было испытать это сострадание, только тогда я понял, какую непрестанную боль я причиняю святым своей собственной "несообразностью". А раньше я только умом знал об этом, но сердцем не чувствовал.

Православные молитвы, которыми молились подвижники келейно

Молитвы с тремя поклонами, как встанешь с постели утром:

Господи, благослови ми день сей прейти без греха и во вся дни живота моего не остави меня, да не погибну аз окаянный. (Поклон)

Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, не остави мя от заступления Твоего, да в день сей, и во все дни живота моего, аз окаянный не погибну. (Поклон)

Ангеле Божий, Хранителю мой святый, сохрани мя в день сей без греха и во все дни живота моего от всякого злоключения, да за беззакония моя аз окаянный не погибну. (Поклон)

Господи, помоги мне исправиться.

Господи, помоги мне исправиться.

Когда в чем-то согрешил: Согрешил, Господи, прости; Матерь Божия, спаси мя; Святый Ангеле, сохрани мя.

Короткие молитвы

Не забуди меня, Господи, Тебя забывающего. (И воздохни о недостаточности веры и любви своей к Богу)

Господи Иисусе Христе! Покрый мя от языка моего.

Господи, мы поползновенны от юности. Ты освяти души наши, Ты освяти и наши мысли, слова наши, телеса наши.

Господи! Сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления, и творити во всем волю Твою! Господи! Даждь ми любовь нелицемерную.

Господи! Даждь ми положити начало благое. Иисусе Сыне Божий, помилуй мя. Заступнице моя Владычице, Пресвятая Богородице, спаси мя грешного.

Вси святии, молите Бога о мне грешном!

Святии Ангели Божии, молите Бога о мне грешном!

Господи, Боже мой, Создателю мой, Благодетелю мой, не остави мене, Ты мне помоги творити волю Твою, Ты просвети мои мысленные очи сердечные, Ты просвети тьму мою, яко Тобою избавлюся от искушения.

Сподоби мя Господи, любити Тя от всея души моея и помышления, и творити во всем волю Твою!

Господи, даждь ми смирение, терпение, незлобие, любовь нелицемерную.

Господи, души и телу моему буди Заступник.

Господи, яко Милосердный и Благий Человеколюбец, подаждь ми прощение грехов.

Господи Иисусе Христе, в день судный помилуй мя и благослови мя во вся дни живота моего.

Господи, сподоби мне умереть христианскою кончиною: не остави меня, Господи, на Страшном Суде Твоем, не лиши Царствия Небесного, Царица Небесная не остави мене.

Даруй мне, Господи, видеть грехи мои и оплакивать их.

Господи! Отпусти мне согрешения моя и не лиши меня Твоего милосердия, даруй мне победу на врага и на все страсти.

Господи, подаждь нам помощь к исправлению жизни нашей.

Преподобный отче Амвросие, моли Бога, да упокоит н души рабов Божиих (имена).

Владычице, приими молитвы раб Твоих за негодующих неверием (имена) и избави их от слепоты душевной, да узрят свет Веры Божественной, да сей обратятся в недра Матсри Церкви и избавятся всякия нужды и печали.

Господи, или словом, или делом, или помышлением согреших, прости мя.

Даруй мне, Господи, видеть грехи мои и оплакивать их.

Пресвятая Владычице Богородице! Сподоби мя при последнем издыхании причаститься Святых Таин Христовых.

Пресвятая Владычице Богородице! Сохрани мя от всякого зла и покрой мя честным Твоим омофором.

Не ввери мя человеческому предстательству, Пресвятая Владычице, но Сама заступи и помилуй меня!

Господи, или словом, или делом, или помышлением согреших во всей жизни моей, помилуй мя милости Твоея ради.

Господи Иисусе Христе Сыне Божий, благослови, освяти и сохрани мя силою Честнаго и Животворящего Твоего Креста и избави мя от всякаго зла.

Мати Божия, укрепи в нас правую веру, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, терпения и любви и в добрых делах преуспеяния.

Пресвятая Владычице, Дево Богородице, приими недостойную молитву пашу и сохрани нас от наглыя смерти и даруй нам прежде конца покаяние.

Пресвятая Владычице Богородице! Помоги мне во всех делах и избави от всякия нужды и печали.

Мати Божия, не остави меня грешную погрязнуть в нечувствии.

Господи, укрепи немощь мою и отврати очи мои от суеты и всего неполезного.

Господи, не дай мне возмечтать о себе, как бы о лучшем кого-либо из людей, но думать, как о худшем всех и никого не осуждать, а себя судить строго.

Страх Твой, Господи, всади в сердце мое.

Сподоби, Господи, в день сей без греха сохраниться нам. Даруй ми, Господи, да ни словом, ни делом, ни помышлением не прогневаю Тя, Создателя Моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятого Имени Твоего.

Отец наш Небесный! Сжалься над нами грешными и дай нам силы исправиться и стать действительно детьми Твоими!

Иисусе Сладчайший, услади любовию Твоею сердце мое и спаси мя, имиже веси судьбами: но не дай мне быть изменником святому призванию Твоему.

Господи, избави от всякого неверия и подозрительности и покрой Божественною Твоею благодатию.

Сохрани нас, Господи, от участия грешных и дай нам терпение в искушениях.

Даруй мне, Господи, чтобы слова уст моих и помышления сердца моего были благоугодны пред Тобою.

Спаси и помилуй рабов Твоих (имена) и просвети их ум светом разума Евангелия Твоего, и настави их на стезю заповедей Твоих, и научи их, Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш, ибо Ты сказал: яко да видят ваша добрыя дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех.

Иисусе Христе, вонми молитвам нашим.

Христе, услыши моления наша.

Ко пресвятой Деве Богородице

Святая Марие, моли за ны.

Святая Дево, паче дев молися за ны.

Мати Христова, молися за ны.

Мати Целомудреннейшая, молися за ны.

Мати Неврежденная, молися за ны.

Мати Непорочная, молися за ны.

Мати Любимая, молися за ны.

Мати Чудная, молися за ны.

Мати Создателя, молися за ны.

Мати Спасителя, молися за ны.

Мати Премудрая, молися за ны.

Дево Премудрая, молися за ны.

Дево чести достойная молися за ны.

Дево возвеличенная, молися за ны.

Дево Сильная, молися за ны.

Дево Благоутробная, молися за ны.

Дево Верная, молися за ны.

Зеркало истины, молися за ны.

Престоле премудрости, молися за ны.

Вино нашей радости, молися за ны.

Сосуде духовный, молися за ны.

Храме златый, молися за ны.

Кивоте завета, молися за ны.

Древе небесная, молися за ны.

Звездо утренняя, молися за ны.

Здравие немощных, молися за ны.

Утешение скорбных, молися за ны.

Пособствие христиан, молися за ны.

Царице Ангелов, молися за ны.

Царице патриархов, молися за ны.

Царице пророков, молися за ны.

Царице апостолов, молися за ны.

Царице мучеников, молися за ны.

Царице исповедников, молися за ны.

Царице всех святых, молися за ны.

Мати и Заступнице храма сего святого, молися за ны.

Конечная молитва: Многомилостивый и прещедрый Господи, рекший: просите и приимите; и аз надеяся тому словеси, понудихся проглаголати молитвы сии. Темже аще в которой молитве из грубых или со другом глаголя праздными беседами, или в помыслех, прости ми, и всегда угодно буди Твоему человеколюбию, и спаси мя раба Твоего по милости Твоей и даруй ми добродетели: смирение, любовь, кротость и рассудительность, да присно хвалю Тя до издыхания моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Конечная молитва: Господи, аще которую молитву без внимания прочитал и рассеялся в помыслах: прости и спаси мя по милости Твоей.

Молитва за тех кто в комедии

  • МОЛИТВА БЛАГОДАРНОСТИ (1)
  • МОЛИТВА БЛАГОСЛОВЕНИЙ ДЛЯ ГОСТЕЙ (1)
  • МОЛИТВА БЛАГОСЛОВЕНИЯ ДЛЯ ВНУКА (1)
  • МОЛИТВА БЛАГОСЛОВЕНИЯ ДЛЯ ВНУЧКИ (1)
  • МОЛИТВА БЛАГОСЛОВЕНИЯ ДЛЯ ДОЧЕРИ (1)
  • МОЛИТВА БЛАГОСЛОВЕНИЯ ДЛЯ ЖЕНЫ (1)
  • МОЛИТВА БЛАГОСЛОВЕНИЯ ДЛЯ ЗЯТЯ (1)
  • МОЛИТВА БЛАГОСЛОВЕНИЯ ДЛЯ МУЖА (1)
  • МОЛИТВА БЛАГОСЛОВЕНИЯ ДЛЯ НЕВЕСТКИ (1)
  • МОЛИТВА БЛАГОСЛОВЕНИЯ ДЛЯ СЫНА (1)
  • МОЛИТВА В ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ (1)
  • МОЛИТВА ЗА ПРОПОВЕДУЩИХ (1)
  • МОЛИТВА ЗА РОДСТВЕННИКОВ (1)
  • МОЛИТВА ЗАЩИТЫ ОТ СИЛ ТЬМЫ (1)
  • МОЛИТВА НА ПОХОРОНАХ (1)
  • МОЛИТВА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ (1)
  • МОЛИТВА НАД УМИРАЮЩИМ (1)
  • МОЛИТВА О БЕДНЫХ (1)
  • МОЛИТВА О БИЗНЕСЕ (1)
  • МОЛИТВА О БЛАГОВЕСТНИКАХ (1)
  • МОЛИТВА О БОГАТЫХ (1)
  • МОЛИТВА О БОДРОСТИ (1)
  • МОЛИТВА О БОЛЬНЫХ (1)
  • МОЛИТВА О ВДОВАХ (1)
  • МОЛИТВА О ВЕРНОСТИ (1)
  • МОЛИТВА О ВЕРНОСТИ В ОБЕЩАНИЯХ (1)
  • МОЛИТВА О ВОЗВРАЩЕНИИ ИИСУСА ХРИСТА (1)
  • МОЛИТВА О ВОЗДЕРЖАНИИ (1)
  • МОЛИТВА О ВОСПИТАНИИ (1)
  • МОЛИТВА О ВРАЧАХ (1)
  • МОЛИТВА О ГОРОДЕ (1)
  • МОЛИТВА О ГРЯДУЩИХ ИСПЫТАНИЯХ (1)
  • МОЛИТВА О ДЕСЯТИНЕ И ПРИНОШЕНИЯХ (1)
  • МОЛИТВА О ДЕТЯХ (1)
  • МОЛИТВА О ЕДИНСТВЕ (1)
  • МОЛИТВА О ЖЕНИТЬБЕ (1)
  • МОЛИТВА О ЗАКЛЮЧЕННЫХ (1)
  • МОЛИТВА О ЗАМУЖЕСТВЕ (1)
  • МОЛИТВА О КРАСОТЕ (1)
  • МОЛИТВА О КРЕЩАЕМОМ (1)
  • МОЛИТВА О ЛЮБВИ (1)
  • МОЛИТВА О МАТЕРИАЛЬНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ (1)
  • МОЛИТВА О МУДРОСТИ (1)
  • МОЛИТВА О НЕВЕРУЮЩЕЙ ЖЕНЕ (1)
  • МОЛИТВА О НЕВЕРУЮЩЕМ МУЖЕ (1)
  • МОЛИТВА О НЕВЕРУЮЩИХ ДЕТЯХ (1)
  • МОЛИТВА О НИСПОСЛАНИИ ЖИЛИЩА (КВАРТИРЫ, ДОМА). (1)
  • МОЛИТВА О НИСПОСЛАНИИ РАБОТЫ (1)
  • МОЛИТВА О ПЕЧАТИ БОЖИЕЙ (1)
  • МОЛИТВА О ПИЩЕ (1)
  • МОЛИТВА О ПЛАНАХ (1)
  • МОЛИТВА О ПЛОДЕ ДУХА СВЯТОГО (1)
  • МОЛИТВА О ПРИОБРЕНИИ (1)
  • МОЛИТВА О ПРОДАЖЕ ДОМА (1)
  • МОЛИТВА О РАБОТЕ (1)
  • МОЛИТВА О РОДИТЕЛЯХ (1)
  • МОЛИТВА О РОДСТВЕННИКАХ (1)
  • МОЛИТВА О СВЯТОМ ДУХЕ (1)
  • МОЛИТВА О СИРОТАХ (1)
  • МОЛИТВА О СЛУЖЕНИИ АНГЕЛОВ (1)
  • МОЛИТВА О СОБЛЮДЕНИИ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖЬИХ (1)
  • МОЛИТВА О СОЛДАТАХ (1)
  • МОЛИТВА О СОХРАНЕНИИ СЕМЬИ ОТ РАЗВОДА (1)
  • МОЛИТВА О СРОЧНОЙ ПОМОЩИ (1)
  • МОЛИТВА О СТРАДАЮЩИХ ОТ АЛКОГОЛЬНОЙ, НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ, НАРКОЗАВИСИМОСТИ (1)
  • МОЛИТВА О СТРОЙКЕ ДОМА (1)
  • МОЛИТВА О ТЕРПЕНИИ (1)
  • МОЛИТВА О ТЕХ, КТО В МОРЕ (1)
  • МОЛИТВА О ТЕХ, КТО ЛЕТИТ НА САМОЛЕТЕ (1)
  • МОЛИТВА О ТРАНСПОРТЕ (1)
  • МОЛИТВА О ЦАРСТВЕ НЕБЕСНОМ (1)
  • МОЛИТВА ОБ ИЗРАИЛЕ (1)
  • МОЛИТВА ОБ ОДЕРЖИМОМ(ой) (1)
  • МОЛИТВА ОБ ОТПАВШИХ (1)
  • МОЛИТВА ОБ УМНОЖЕНИИ ВЕРЫ (1)
  • МОЛИТВА ОБ УСПЕХЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ (1)
  • МОЛИТВА ОБ УЧЕБЕ (1)
  • МОЛИТВА ОБ УЧЕНИКАХ И СТУДЕНТАХ (1)
  • МОЛИТВА ОБ УЧИТЕЛЯХ (1)
  • МОЛИТВА ОБ ЭКЗАМЕНЕ (1)
  • МОЛИТВА ОСВЯЩЕНИЯ КВАРТИРЫ (1)
  • МОЛИТВА ПЕРЕД ВСТРЕЧЕЙ СВЯТОГО ДНЯ (1)
  • МОЛИТВА ПЕРЕД ВЫХОДОМ ИЗ ДОМА (1)
  • МОЛИТВА ПЕРЕД ОПЕРАЦИЕЙ (1)
  • МОЛИТВА ПЕРЕД ПРИЧАСТИЕМ (1)
  • МОЛИТВА ПЕРЕД СЛУШАНИЕМ ПРОПОВЕДИ (1)
  • МОЛИТВА ПЕРЕД СНОМ (1)
  • МОЛИТВА ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ БИБЛИИ (1)
  • МОЛИТВА ПО КНИГЕ ПСАЛТИРЬ. РЕКОМЕНДАЦИИ (1)
  • МОЛИТВА ПОКАЯНИЯ (1)
  • МОЛИТВА ПОСЛЕ СЛУШАНИЯ ПРОПОВЕДИ (1)
  • МОЛИТВА ПРИ БЕДНОСТИ (1)
  • МОЛИТВА ПРИ БЕДСТВИИ (1)
  • МОЛИТВА ПРИ БЕРЕМЕННОСТИ (1)
  • МОЛИТВА ПРИ БОЛЕЗНИ (1)
  • МОЛИТВА ПРИ ОКОНЧАНИИ СВЯТОГО ДНЯ (1)
  • МОЛИТВА ПРИ ПЛОХОМ ПРЕДЧУВСТВИИ (1)
  • МОЛИТВА ПРИ ПОТЕРЕ (1)
  • МОЛИТВА ПРИ ПУТЕШЕСТВИИ (1)
  • МОЛИТВА ПРИ РАССТАВАНИИ (1)
  • МОЛИТВА ПРИ РОДАХ (1)
  • МОЛИТВА ПРОСЛАВЛЕНИЯ (1)
  • ОСОБАЯ МОЛИТВА «ПО СВЯТИЛИЩУ» (1)

МОЛИТВА О ТЕХ, КТО В МОРЕ

Великий и могущественный Господь Бог! Ты сотворил

небо, и землю, и море! «Tы Один распростираешь небеса и

ходишь по высотам моря» (Иов.9:8)! Ты укрощал штор мы и

бури! Ветер и волны повинуются Тебе! (Мат.8:27).

Только Ты Один знаешь, как небезопасно море или

океан! Даже большие корабли, такие как «Титаник» и другие,

ушли на дно, погубив многих. Поэтому упование – только на

Тебя! Сохрани тех, кто в море, тех, кто просит Тебя об охране

Твоей – по Твоей святой воле и любви к ним – исполни обетование

Твое: «Ты владычествуешь над яростью моря: когда вздымаются

волны его, Ты укрощаешь их» (Псал.88:10).

Благослови же тех, кто путешествует на корабле, сохрани от

всякого несчастья, от поломки, ошибки, непогоды, по Твоей

святой воле! Помоги им благополучно добраться до желаемой

гавани по Твоей святой воле!

О, Господи, благослови их также думать и о небесной

гавани, о том стеклянном море, где соберутся спасенные всей

земли, в великолепной славе ПО клониться Тебе! (Otkp.1S:2-3).

Да прославят они Тебя Отца, и Сына, и Святого Духа теперь и

Молитва за тех кто в комедии

МОЛИТВА ХОДАТАЙСТВЕННАЯ – МОЛИТВА ЗА ДРУГИХ

     Молиться нужно не только за себя, но и за других. “Молитва о себе самих, взятая отдельно от молитвы за других, как плод духовного своекорыстия, не может составить чистой христианской добродетели”, – говорит святитель Московский Филарет [77]. Христианин должен молиться за всех, как за себя, чтобы Бог даровал им преуспеяние веры и разума духовного, а от грехов и страстей свободу.

     Но спрашивается: есть ли в слове Божием указание о том, чтобы мы молились друг за друга?

     Сам Господь наш Иисус Христос дал всем нам одну молитву, не каждому за себя, но всем и каждому за всех, повелев просить у Отца нашего Небесного для всей земли, – для всех нас: действия воли Его, насущного хлеба, прощения долгов, избавления от искушений и прочего.

     Святые апостолы еще прямее заповедали молиться друг за друга (Иак. 5, 16). Святой апостол Павел неоднократно приписывал свои успехи и свою безопасность молитвам за него многочисленных учеников его (2 Кор. 1, 10-11). Этот верховный апостол имел нужду в молитвенной помощи своих чад (Евр. 13, 18), умолял их Господом нашим Иисусом Христом и любовью Всесвятого Духа подвизаться с ним в молитвах за него к Богу (Рим. 15, 30). Апостол Христов чаще всего просил молиться за него о том, чтобы Бог отверз ему дверь для слова “проглаголати тайну Христову” (Кол. 4, 3), “да слово Господне (проповедуемое им – К. С.) течет и славится” (2 Сол. 3, 1). Если же апостольские дела требовали молитвенной помощи человеческой, то тем более мы, столь несовершенные в духовной жизни и обремененные житейскими заботами, имеем необходимость обращаться в своих нуждах к нашим братьям, чтобы они споспешествовали нам в молитвах за нас ко Господу. Нуждаясь в молитвах за нас других, мы, в свою очередь, должны молиться за них. Этот наш долг вытекает из христианской любви, которая видит во всех христианах своих членов и членов Христа Бога, общего всех Спасителя, желает им того же, чего себе, равно как и всеми мерами усиливается делать им то же, что и себе. “Молитесь друг за друга, – поучает святитель Тихон, – ибо все верные, по всему миру рассеянные, суть едино духовное тело, едину преблагословенную Главу имеющие – Христа и единым Духом Божиим просвещаемые и наставляемые (Рим. 12, 5)” [78]. Пусть слаба будет и недостойна наша молитва, – все равно и тогда мы должны молиться за других с верой, что этим мы принесем им пользу. И это будет самой надежной и действительной помощью для них.

     Замечателен в этом отношении рассказ из жизни святых, на который обратил внимание Н. Мотовилова преподобный Серафим в своей беседе с ним о цели христианской жизни.

     Одна блудница встретилась с женщиной, находившейся в отчаянии из-за смерти единственного сына. В страшном горе своем мать стала умолять блудницу, чтобы та помолилась о воскресении ее сына. Зная свое недостоинство, блудница ужаснулась в душе этой просьбе матери, но видя отчаяние последней и ее веру, и будучи не в силах видеть ее горе, она возопила ко Господу: “Не мене ради, грешницы окаянной, но слез ради матери, скорбящей о сыне своем и твердо уверенной в милосердии и всемогуществе Твоем, Христе Боже, воскреси, Господи, сына ее!” – И Господь воскресил его [79].

     В первую очередь мы должны молиться о лицах, облеченных светской и духовной властью, а также за близких и дорогих для нас лиц: членов семейства, сродников и благодетелей.

     Молитва за предержащие власти составляет одну из важнейших наших обязанностей. От решения властей зависит мир и тишина, безопасность от врагов внутренних и внешних. Благоустройство и порядок, промышленность, торговля и т. п. находят свое основание в мудром руководстве светских начальников. Чтобы эти их ответственные служебные обязанности исполнялись с подобающим успехом, христианин и должен возносить свои моления ко Господу, тем более, что всякая власть от Бога (Рим. 13, 1).

     Еще в Ветхом Завете избранный народ молился за своих властителей. Но и после того, как он попал под иго царей иноземных, не прекращал своих молитв за новых властителей: “. молите Господа за ня (то есть страну, в которую Бог переселил иудеев – К. С. ), – писал пророк Иеремия своим пленным соотечественникам, – яко в мире их будет мир вам” (Иер. 29, 7). Молились евреи и о жизни римских императоров, когда были покорены римлянами.

     Христианская Церковь с самого начала своего существования молилась о верховной власти. Спаситель признавал законною власть римского кесаря и повелевал воздавать ему все должное, что соответствовало его высокому положению и великому значению в государстве (Лк. 20, 25).

     Верные заветам Спасителя, святые апостолы только раскрывали Его учение, когда заповедали своим последователям молиться за предержащие власти (1 Тим. 2, 2).

     Заповедь апостолов свято исполнялась христианами. В первые времена своей жизни Церковь Христова терпела много гонений от римских императоров. Тогдашняя римская власть испробовала на христианах всевозможные способы мучения. Невинная хри-стианская кровь текла широким потоком по греко-римской империи. Вместе с тем, христиане терпели от римской власти и жесточайшие нравственные страдания: насмешки, презрения, лишения доброго имени и прочее. Казалось, кто бы мог в подобном положении удержаться от желания мести и проклятия гонителей?! И однако древняя Церковь, одушевляемая чувствами христианской всеобъемлющей и всепрощающей любви, неуклонно следовала заповедям святого Евангелия.

     Насколько живо первые христиане были проникнуты духом евангельского патриотизма свидетельствуют многие древние церковные писатели. “Мы, – говорит один из них, от лица христиан своего времени, карфагенский пресвитер Тертуллиан, – подымая глаза к небу, простирая свободно руки, . обнажая голову. не имея необходимости в понуждении. – мы просим у Бога императорам долгоденствия, мирного царствования, безопасности их дома, храбрости воинства, верности сената, благонравия народа, спокойствия всего мира и всего, что желательно человеку и императору” [80]. “Итак, – заключает свою пламенную речь Тертуллиан, – в то время как мы таким образом молимся, раздирайте тело наше, если угодно, железными когтями; пригвождайте нас ко кресту; повергайте в огонь; обнажайте против нас меч; бросайте нас на съедение зверям: молящийся христианин готов все претерпеть. Спешите, ревностные правители, исторгать жизнь у тех людей, которые проводят ее в молитве за императора” [81]. Подобно говорят и другие христианские писатели и апологеты: Афинагор [82], святой Феофил Антиохийский [83], святой Иустин Философ [84], историк Евсевий [85] и другие.

     О молитве за власти говорили и святые отцы “золотого века”. Так святитель Афанасий Александрийский в своем защитительном слове пред императором Констанцием говорит, что за него (Констанция) все приносят ревностные молитвы, которые и окажут ему необходимое содействие в предпринимаемых им делах [86]. Святитель Иоанн Златоуст говорит о молитве за властителей как общеизвестном христиан-ском долге [87].

     И в настоящее время Церковь Христова молитвенно испрашивает у Господа властям своего Отечества всех благ.

     Таким образом, Церковь всегда молилась и молится за светскую власть, и поэтому, кто живет с нею в действительном союзе, исполняет повеления ее пастырей, усваивает сердцем ее учение, тот должен проникаться духом молитвенных благожеланий своим начальникам.

     В благодатной помощи Божией в высшей степени нуждаются лица, облеченные духовной властью: пастыри, священнослужители. На этих лицах лежит великий и священный долг воспитывать людей в религиозно-нравственном духе как евангельским словом, так и своей жизнью.

     Пастырь, по словам святого апостола Павла, должен быть для паствы образцом в слове, жизни, любви, духе, вере и чистоте (1 Тим. 4, 12). Как всякий человек, пастырь имеет свои немощи и недостатки. Чтобы Господь помог ему ревностно исполнять свой служебный долг, чтобы благодать священства не осталась праздной, но всегда горела в нем верой, надеждой и любовью, чтобы Сам Господь был для него Учителем, Сам направлял его ноги на путь истины, правды и мира, Сам был для него светом, оком и устами, – мы и должны слезно и горячо молиться.

     ”Молиться, – поучает святитель Тихон, – за проповедников слова Божия, пастырей и учителей, “да слово Господне течет и славится” (2 Сол. 3, 1); да в житии и в звании своем будут исправны и непорочны, да право учат, и, что учат, того образ на себе показуют” [88].

     Пастыри, в свою очередь, молятся за народ и, в частности, за своих прихожан. Эта взаимная искренняя молитва крепко сродняет и сближает пастырей с пасомыми. А при таком молитвенном единении легко становится славить и воспевать пречестное и великолепое имя нашего Небесного Отца.

     Молитвы наши должны обнимать и самых дорогих для нас людей – членов семейства: отцов, матерей, детей, всех живущих в нашем доме, всех сродников и благодетелей. Желая от всего сердца им самого наилучшего, мы должны просить у Господа, чтобы Он ниспослал на них Свое Божественное благословение, чтобы Он сохранил их Своей всемогущей рукой от всякого зла и даровал все необходимое к временной и вечной жизни.

     Из прочих людей заслуживают нашего особого внимания и молитвы все скорбящие и бедствующие. Земная жизнь часто бывает для человека сплошной печалью, тьмой и тесной тюрьмой [89]. В таком состоянии человека не радует Божий свет, он готов впасть в отчаяние и погубить себя. Наша христианская любовь требует, чтобы мы просили Господа, дабы Он даровал им силы и крепость благодушно терпеть посылаемые испытания, избавил их от житейских бед и зол, излил в сердца их отраду и успокоение; чтобы исполнил к ним жалости и милосердия сердца богатых и сильных мира сего, вселил в них благую ревность к обильному и доброхотному подаянию милостыни, к заступлению и помощи меньшим братьям. Тем же труждающимся и обремененным, которым Господь судил перейти от этой жизни, – послал христианскую кончину – безболезненную, непостыдную, мирную, после причастия святых и животворящих Таинств.

     К числу несчастных, нуждающихся в наших молитвах, нужно отнести и подверженных духовным недугам, то есть отпадших от истинной веры и христианской жизни. Об этих людях тоже нужно молиться, чтобы Господь просветил их ум к уразумению истины Христова учения, к познанию Его Божественной силы, явленной в подвигах святых и в судьбах святой Церкви, чтобы все они уверовали в истинного Сына Божия – Бога во плоти (1 Тим. 3, 16), пришедшего в мир для спасения человеческого рода.

     О людях же, забывших свое назначение, забывших христианскую жизнь и возлюбивших более всего нынешний век, нужно просить Милостивого Подателя, чтобы Он вразумил их, как непостоянны земные блага и ничтожны плотские наслаждения, которым они служат. Нужно молить Господа, чтобы Он умягчил сердца этих людей, дал им слезное покаяние и сокрушение о своих грехах, вселил в сердца их любовь к Божественному Слову, указующему истинный путь спасения; укрепил немощные силы на преодоление страстей и преспеяние в добрых делах. Чтобы они, познав суету мира, более помышляли о кончине, Страшном Суде и будущей жизни, которой не будет конца.

     Итак, всякий раз, когда в храме священнослужитель призывает помолиться “о плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных” или “о всякой души христианстей, скорбящей, озлобленней, милости Божией и помощи требующей”, (прошения великой и литийной ектений), христианин должен мысленно переноситься к ним и всем сердцем молить Господа, чтобы Он помиловал их и соделал причастниками Своих небесных обителей.

     Своего высшего проявления молитва достигает не тогда, когда мы молимся за близких к нам людей, за наших благодетелей или за тех, кто относится к нам безразлично, но тогда, когда молимся за своих врагов, прощая им все причиненные нам обиды.

     Пример такой молитвы показал нам Сам Господь наш Иисус Христос, молившийся за Своих распинателей (Лк. 23, 34) и заповедавший нам молиться за своих врагов, чтобы быть сынами Отца, “Иже есть на небесех, яко солнце Свое сияет на злые и благие, и дождит на праведные и неправедные” (Мф. 5, 44-45).

     И святые апостолы учили, что христиане не должны воздавать злом за зло, или ругательством за ругательство, но должны благословлять, так как они призваны к тому, чтобы наследовать благословение (1 Пет. 3, 9).

     Преподобный Зинон, подвизавшийся на Синае, беседуя однажды о значении молитвы, сказал: “Кто хочет, чтобы Бог скоро услышал молитву его, тот, когда станет перед Богом и прострет руки свои к Нему, прежде всего, даже прежде молитвы о душе своей, должен от всего сердца молиться о врагах своих. За это доброе дело Бог услышит его, о чем бы он ни молился” [90].

     По словам преподобного Марка Подвижника, мы своей молитвой за обижающих нас “благодетельствуем душам их” [91]. Это и понятно. Даже самый лютый враг наш, зная, что мы не желаем ему зла, а наоборот, молимся о его благополучии, естественно переменит свое плохое к нам отношение на хорошее. Во время молитвы за врагов, по учению святителя Иоанна Златоуста, не следует жаловаться на них Богу [92]. Прошения о наказании врагов он считает даже безумными [93]. Недобрым чувствам, возникающим в нашей душе при воспоминании о наших врагах, необходимо противопоставлять воспоминание о своих грехах и страх будущего наказания [94].

     Для нас молитва за врагов имеет очень большое значение, так как она, по заключению святителя Иоанна Златоуста, уподобляет нас не только Ангелам или Архангелам, а Самому Царю Небесному [95].

     Наконец, нужно молиться вообще о всех людях, чтобы Господь вложил в сердце всех и каждого любовь к святому Евангельскому закону и ревность к его исполнению, чтобы укрепил душевные и телесные силы на добрую, честную деятельность, чтобы всех помиловал и вел ко спасению Ему одному известными путями.

     Это учение о молитве за всех основывается на словах святого апостола Павла (1 Тим. 2, 1) и требуется самым характером любви христианской всеобъемлющей. “Расширим сердце наше молитвою, и обымем ею всех человеков, – поучает святитель Филарет (Дроздов). – В ней и отдаленное да соделается близким, . высокое и низкое равным пред лицем Всевышнего. В ней да угаснет вражда, и любовь да воспламенится более сильным и чистым пламенем” [96]. Молитву за всех людей с великим благоволением принимает всеблагой Отец Небесный, у Которого нет лицеприятия (Рим. 2, 11), ни тени перемены (Иак. 1, 17), Который есть беспредельная Любовь, все твари объемлющая и сохраняющая.

     Кроме молитвы за живых, христианство учит, что нужно молиться и за умерших.

     ”Бог. несть Бог мертвых, но живых”, – говорит Спаситель (Мф. 22, 26). Пред Богом все живы, и живущие в этом мире, и отшедшие в мир иной составляют одну семью у Отца Небесного, одно живое тело, одну святую Церковь. И как в живом теле не прекращается обмен поддерживающих жизнь элементов между разными частями тела, и как в доброй семье всегда поддерживается живое общение и взаимная помощь между членами семьи, – так и в Церкви Христовой не прекращается взаимная связь и помощь между членами ее, остающимися в этом мире и перешедшими в другой мир (1 Кор. 12, 26). Эта связь и взаимная духовная помощь выражается в молитве. Мы молимся друг за друга непрерывно – смерть не останавливает молитвы. Молимся за тех, кого любим, пока они здесь с нами, и не перестаем молиться, когда они оставляют нас, ибо “любы николиже отпадает” (1 Кор. 13, 8), ее нельзя вырвать из сердца, заколотить в гроб и закопать в землю. Христианство учит нас молиться не потому, что Бог будто бы без просьб наших не сделал бы всего возможного для тех, за кого мы желаем просить, но потому, что Отцу Небесному при любви к детям, без сомнения, угодно видеть и взаимную любовь детей, помнящих друг друга, заботящихся друг о друге, просящих друг за друга (Исх. 5, 18). Оно заповедует молиться не с надменными притязаниями – как бы изменять определения Божии к участи почивших, – но с живым упованием на то, что Бог от века предуставил все к благу нашему, – все, и то, между прочим, что должно зависеть от нашей взаимной любви друг к другу, ходатайства друг за друга.

     Нам неизвестны тайны загробного мира, участь умерших, но христианство призывает нас веровать, что молитвы за отшедших братий имеют для них спасительное значение. Особенно это нужно сказать о молитве, соединяемой с Бескровной Жертвой. “Когда весь народ и священный лик стоят с простертыми к небу руками, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – и когда предлежит страшная жертва, как не умолим мы Бога, прося за умерших” [97]. О важно-сти поминовения усопших на литургии свидетельствуют и другие отцы: святитель Кирилл Иерусалимский [98], блаженный Августин [99] и другие.

     В церковной истории имеются многочисленные рассказы о том, какое большое значение для умерших имеют молитвы о них живых. Вместе о тем, при усердной молитве за умерших последние сами становятся ходатаями перед Богом за живых.

     Можно вспомнить общеизвестный случай из жизни святителя Филарета, митрополита Московского.

     Святителю была подана на подпись бумага о за-прещении священнослужения одному священнику, злоупотреблявшему вином. Почему-то замедлил подписать эту бумагу святитель Филарет. Ночью видит он сон, что обступили его какие-то странные, оборванные и несчастные люди и просят его за провинившегося священника, называя его своим благодетелем. Три раза в ночь повторялся этот сон. На утро святитель позвал виновного и стал расспрашивать о его жизни, и спросил, за кого он молится. “Ничего достойного нет во мне, владыка, – смиренно отвечал иерей. – Единственно, что на сердце у меня лежит – это молитва за всех нечаянно погибших, утонувших, без погребения умерших и безродных. Когда я служу, я стараюсь усердно молиться о таких лицах, мне известных”. “Ну, благодари их”, – сказал провинившемуся святитель Филарет и, разорвав бумагу о запрещении служения провинившемуся иерею, отпустил его лишь с увещанием оставить свою слабость.

     Но не за всех умерших людей молится святая Православная Церковь. Она заповедует молиться только о тех, которые умерли с верой в Бога, с раскаянием и надеждой на милосердие Божие, умерли в союзе с Церковью и за гробом являются ее членами. Православная Церковь не совершает молитв за умерших без веры в Господа нашего Иисуса Христа, ибо кто не имел веры при жизни, по слову Спасителя, тот не может увидеть Царствия Божия, не будет спасен, а будет осужден – “иже не имет веры, осужден будет” (Мк. 16, 16).

     Не совершает она молитв и за повинных в смертном грехе, то есть за тех лиц, которые не только не веровали в Бога, но даже хулили Его, направляли все свои силы к тому, чтобы противоборствовать Евангельской вере. Этот грех, в котором невозможно покаяние по самому существу согрешающего, не может быть прощен ни в этом веке, ни в будущем (Мф. 12, 32; Евр. 6, 4-6, 10, 26-31). Священник А. Никольский считает молитву за таких грешников не только бесполезной, но и даже оскорбительной для Бога, так как ей “мы требовали бы от Бога насильного взятия в общение с Собою тех, которые упорно отреклись от Него и по своему внутреннему состоянию совершенно не способны к жизни в общении с Ним” [100].

     В Священном Писании указывается еще, что Царства Божия не наследуют “ни блудницы, ни идолослужителе, ни прелюбодее, (ни сквернителе), ни малакии (предающиеся тайному пороку – К. С.), ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татие, ни пияницы, ни досадителе, ни хищницы” (1 Кор. 6, 9-10). Но Церковь молится об этих грешниках, потому что для них возможно еще покаяние пред смертью и потому, что их грехи бывают следствием слабой природы человеческой, а не противоборством Богу хулой на Него.

     Не совершает святая Церковь молитв и за самоубийц. “Царствие Небесное нудится, – учит Спаситель, – и нуждницы восхищают его” (Мф. 11, 12). Жизнь человеческая и должна представлять ряд усилий к достижению этого Царства. На этом пути человек может много раз падать, вставать, пока Господь не прервет его. Но самовольно остановить жизнь – значит не желать Царства Небесного, не прилагать никаких усилий к восхищению его. Поэтому Церковь, помогая слабым, не молится о вольных самоубийцах. Не отказывает она в своей молитве только тем из самоубийц, которые лишили себя жизни в душевном расстройстве и безумии [101].

     Наконец, святая Православная Церковь не отпевает полным своим чином христиан инославных. По указу Святейшего Синода 1797 года православный священник имел право только в церковном облачении провожать тело умершего до кладбища и опускать в землю при пении “Святый Боже” [102].

     В настоящее время, согласно распоряжению Святейшего Патриарха Алексия I, блаженно почившего 17 апреля 1970 года, инославных отпевают с опущением только тех песнопений чина, в которых от лица усопшего исповедуется его правая вера, или от лица Церкви обещается ему упокоение со святыми и вечная память.

     Но если Церковь в лице ее священнослужителей, как ближайших исполнителей ее закона, не за всех умерших возносит общественную молитву, то для любви христианской, для сердца человеческого нет закона, нет запрета. Сам Христос молился за Своих распинателей с той мыслью, что они не знали, что творят (Лк. 23, 34). Так поступали и первые христиане с побивающими их каменьями (Деян. 7, 60). Поэтому не может быть запрещения для частной молитвы христианина о всех почивших и даже вольных самоубийцах. Оптинский старец иеромонах Леонид (в схиме Лев) на вопрос ученика: “Каким образом молиться о самоубийцах?” отвечал: “По духу добродетельных и мудрых так: “Взыщи, Господи, погибшую душу, аще возможно есть, помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя” [103]. Сердце христианина должно успокаиваться при этом на мысли, что молиться о всех людях, по апостолу, “добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, Иже всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти. Един бо есть Бог и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех” (1 Тим. 2, 1-6).

     Таким образом, по содержанию молитва бывает хвалебной, просительной, покаянной, благодарственной и ходатайственной. Однако ни один из этих видов не может мыслиться совершенно отдельно. Все они тесно связаны между собою, что вполне, конечно, естественно. Если христианин прославляет Бога за дивные Его дела, то он в то же время и просит Его о помощи [104], ибо эту помощь он может получить только от Него одного. А поскольку главным препятствием к излиянию Божиих даров являются наши грехи, то, испрашивая у Господа Его великие милости, человек вместе с тем возносит и покаянную молитву [105]. Получив же от Господа содействие, он не может не благодарить Его за неизреченные щедроты [106]. А так как каждый христианин является членом великого церковного организма, то молитву о себе он всегда соединяет с молитвой о других [107]. Все эти виды молитвы находят прекрасное выражение в церковных пе- снопениях: “Великом славословии” и в гимне святителя Амвросия Медиоланского “Тебе Бога хвалим”.

     С указанным содержанием молитв может обращаться к Богу и один христианин, и целая община во главе со священнослужителем. Отсюда молитва может быть частной и общественной.   

Оценка 4.1 проголосовавших: 189
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here