Молитва зодчие печерские

Полное собрание и описание: молитва зодчие печерские для духовной жизни верующего человека.

Молитвы святым

Память: 3 май / 16 мая, 10 июля / 23 июля, 14 августа / 27 августа (перенесение мощей), 28 августа / 10 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах – преподобного Феодосия, почивающих), 2 сентября / 15 сентября 28 сентября / 11 октября преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах – преподобного Антония почивающих

Преподобные Антоний и Феодосий являются основателями русского монашества и устроителями Киево-Печерской Лавры. Покровители русских монахов и благотворителей, собирающих средства для больных и малоимущих, обращаются к ним в молитве для помощи в обуздании страстей, приобретения смирения и аскетизма.

Тропарь преподобного Феодосия Печорского, глас 8

Возвысився на добродетель, измлада возлюбив монашеское житие, к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру и, украсив житие твое пощением и светлостию, в молитвах, яко безплотен, пребывал еси, в Российстей земли, яко светлое светило, просияв, отче Феодосие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Феодосия Печорского, глас 3

Звезду Российскую днесь почтим, от востока возсиявшую и на запад пришедшую, всю бо страну сию чудесы и добротою обогатившу и вся ны содеянием и благодатию монашескаго устава, блаженнаго Феодосия.

Тропарь преподобного Антония Печорского, глас 4

От мирскаго мятежа изшед, отвержением же мира евангельски Христу последовал еси и, равноангельное житие пожив, в тихое пристанище Святыя Горы Афона достигл еси, отонудуже благословением отцев в гору Киева пришед и тамо трудолюбно жизнь совершив, Отечество твое просветил еси и, множеству монашествующих стезю, ведущую к Небесному Царствию, показав, Христу сия привел еси, Егоже моли, Антоние преподобне, да спасет души наша.

Кондак преподобного Антония Печорского, глас 8

Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному от юности, преподобне, Тому от всея души любовию последовал еси, мира же тленная ни во чтоже вменив, в земли пещеру соделал еси и, в ней добре противу невидимаго врага козней подвизався, яко светозарное солнце, во вся концы земли возсиял еси, отонудуже, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом. И ныне со Ангелы Владычню престолу предстоя, поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, Антоние, отче наш.

Тропарь преподобных отцов Киево-Печерских, глас 4

Мысленное солнце и светлую луну, первоначальных Печерских, со всем собором преподобных днесь почтим, тии бо, церковную твердь озаряюще, просвещают во тьме страстей бедствующих, и подают от Христа Бога молитвами своими помощь во всех скорбех, и душам нашим просят избавления.

Кондак преподобных отцов Киево-Печерских, глас 8

Избраннии от всех родов угодницы Божии, святии преподобнии Печерстии, на сих горах добродетельми просиявшии, вас земля не потаила есть, но Небо отверзеся вам и райское селение. Темже мы похвальныя песни Богу, прославльшему вас, в памяти вашей приносим; вы же, яко имущии дерзновение, ваш собор почитающих от всех бед молитвами вашими заступайте, яко заступницы наши и к Богу ходатаи.

Молитва преподобным Антонию и Феодосию Печерским:

О угодницы Христовы, преподобнии отцы наши Антоние и Феодосие и вси святии Киево-Печерстии, светильницы пресветлые, святостию иноческаго жития первые просиявшие на земле Российстей, покровители града Киева и всего отечества нашего! К вам, молитвенникам теплым и предстателям непостыдным, усердно притекаем, в нуждах и скорбях наших утешения и помощи просяще. Помозите нам, рабам Божиим (имена), заступницы наши! Утвердите нас в вере святей, сохраните Церковь Божию от пагубных ересей и расколов, научите нас всегда творити заповеди Божия и вся предания церковная, от отец нам заповеданная, будите нам благосердые отцы и теплые молитвенницы, яко да прославим имя Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Акафист преподобным Антонию и Феодосию Печерским:

Житийная и научно-историческая литература о преподобных Антонии и Феодосии Печерских:

  • Преподобные Антоний и Феодосий Печерские – Православие.Ru
Читать другие молитвы раздела "Православный молитвослов"

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

Молитва зодчие печерские

ПОРТАЛ ИНТЕРЕСНЫХ ТЕМ ДЛЯ ДРУЖЕСКИХ БЕСЕД

Кому молиться строителю

Строители, строительные компании просят о заступничестве своих святых…

Основатель Киево-Печерской лавры святой Антоний родился в начале XI века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афон. В одной из Афонских обителей он принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ этого монастыря, которую до сих пор показывают.

Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране. Антоний повиновался.

Когда преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Это было в 1051 г. Здесь святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам.

Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий.

Узнав, что в храме иногда не служат литургию из-за недостатка просфор, он решил сам заняться этим делом: покупал пшеницу, своими руками молол и испеченные просфоры приносил в церковь.

За эти подвиги он терпел много неприятностей от матери, которая горячо его любила, но не сочувствовала его стремлениям. Услышав однажды в церкви слова Господни: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Матф. 10, 37), он решился оставить и мать (отец уже умер), и родной город и явился в Киев к преподобному Антонию.

«Видишь ли чадо, — спросил его Антоний, — что пещера моя скромна и тесна?» — «Сам Бог привел меня к тебе, — ответил Феодосий, — буду исполнять то, что ты мне повелишь».

Когда число сподвижников преп. Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл себе здесь пещеру и стал подвизаться в затворе.

Феодосий остался на прежнем месте; скоро он был избран братией во игумена и начал стараться об учреждении правильного общежития по уставу цареградского Студийского монастыря.

Кроме аскетических подвигов, преп. Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался расположить к ним и свою братию. В обители он устроил особый дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных и на содержание их уделял десятую долю монастырских доходов.

Кроме того, каждую субботу отсылал целый воз хлеба заключенным в темницах. Из сочинений преподобного Феодосия известны: два поучения к народу, десять поучений к инокам, два послания к великому князю Изяславу и две молитвы.

Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви.

Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, постриженников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский). преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преп. Нестор Летописец и Симон.

Св. мощи преподобного почивают под спудом в пещере, где он скончался и погребен. Вскоре преставился и св. Феодосий. Основанная ими каменная церковь была закончена уже в 1077 г., при игумене Стефане.

Церковь совершает память прп. Антония 10-го июля . Также память преподобного празднуется 2-го и 28-го сентября (Печер. ближ.), во 2-ю неделю Великого поста (Печер.), 10 июля (ст. ст.) и во 2-ю неделю по Пятидесятнице (Русс., Афон.).

Дни празднования памяти прп. Феодосия Печерского: 3-е мая, 14-е августа, 2-е сентября , 28-е августа (Печер. дальн.), 2-я неделя вел. поста (Печер.), 2-я неделя по Пятидес.

Таким образом, Святая Церковь почитает совместный день памяти преподобных Антония и Феодосия Печерских – 2/15 сентября.

Высокая духовная культура монашеского жития в Киевский период породила целый сонм преподобных отцев, повести о жизни и подвигах которых не утратили свое высокое духовное содержание до наших дней.

В некоторых из них можно почерпнуть образцы духовного делания великой силы; некоторые сказания поражают своей правдой, своим величием и не отличаются от сказаний о жизни мужей древних, мужей великой мощи.

Велики и те преподобные, которые в молчании, великом смирении и послушании формировали своего внутреннего человека; каждый из них – по-разному, в соответствии со складом своей души. Вместе же они составили воинство мужей крепких, на которых покоилось в то время величие православной Киевской Руси.

Здесь затворники и молчальники; здесь преподобные живописцы и врачи; здесь запоминающиеся образы преподобного Иоанна Многострадального и преподобного Моисея Угрина; здесь покоище игуменов и некоторых архиереев; здесь приснопамятный Нестор Летописец и святые просфорники Никодим и Спиридон.

Здесь же обрела себе упокоение святая дева Иулиания, княжна Ольшанская, здесь и двенадцать мастеров-зодчих – все они вместе и каждый в отдельности живо касаются душ живущих, ищущих, что им ближе по духу, по образу жития.

Почему мы чтим память 12 греческих зодчих?

В этот день наша Церковь чтит память особенных святых – 12 греческих зодчих (мастеров), история жизни которых повествует нам о создании уникальной церкви в честь Успения Пречистой Девы Богородицы в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре.

Необходимо отметить, дорогой читатель, что на территории Верхней Лавры находится Национальная историческая библиотека, в которой хранится оригинал одного из самых первых Патериков Печерских 1661 года, изданный в типографии Лавры. Оттуда мы черпаем достаточно интересные сведения.

Повествование о грандиозном проекте в Колыбели Русского Православия составил великий святитель Симон Суздальский, мощи которого покоятся в Ближних Пещерах Лавры, кстати, рядом с мощами святых 12 Зодчих!

Итак, каков же был принцип возведения храмов на территории современной Украины в древности? Рейдерские приемы с языческими капищами нам неизвестны, что исключает как таковую «нео-традицию» современной практики раскольников.

Может быть, были варианты политического православия? И снова нет, поскольку это не было нужно ни святым, ни князьям, ведь они тогда ещё они были настоящими правителями, вкладывавшими всю свою жизнь во благо своей земли и народа – Владимир Великий и Ярослав Мудрый, к которым сегодня апеллируют лукавые временщики…

Монастыри и храмы на нашей Родине возводили великие люди, прежде всего молитвенники, которые в ответ на свою молитву получали ответ, которые силой Божией творили многие чудеса. Например, наши великие преподобные Печерские: преподобный отец наш Антоний, первоначальник всех русских монахов, молился подобно ветхозаветному Гедеону о знамении, и Господь повторил Свое чудо – роса орошала определенное место в обители, а в другой раз орошала всё, кроме того избранного места.

Из патерика читаем: Антоний сказал: «Три дня будем молиться, и Господь обозначит нам». И в первую ночь, когда он молился, явился ему Господь и сказал: «Обрёл ты благодать передо мной». Антоний же сказал: «Господи! Если я обрёл благодать перед Тобой, пусть будет по всей земле роса, а место, которое тебе угодно освятить, пусть будет сухо». Наутро нашли сухим то место, где ныне церковь стоит, а по всей земле была роса. На другую же ночь, также помолившись, Антоний сказал: «Пусть будет по всей земле сухо, а на месте святом роса». Пошли и нашли так. В третий же день, ставши на месте том, помолившись и благословив место это, измерили золотым поясом ширину и длину. И, воздев руки к небу, сказал Антоний громким голосом: «Услышь меня, Господи, ныне отметь место огнем, пусть разумеют все, что Тебе оно угодно». И тотчас пал огонь с неба и пожёг все деревья и терновник, росу полизал и долину выжег, рву подобную. И все, бывшие со святыми, от страха упали, как мёртвые. Так положено было начало той божественной церкви.

Кто же эти зодчие? Зачем наша Церковь почитает особо строителей, да ещё и иностранцев?

Прежде всего для Церкви нет границ национальных и расовых, а уж тем более Церковь имеет божественное начало. Как говорили древние: Иисус Христос – это скала, благодаря которой стоит Церковь, что само по определению ставит точки над любыми сомнениями в человеке.

Святые зодчие греки – разберём их историю. Сначала их было четверо, и пришли они к Преподобным Антонию и Феодосию по повелению Божией Матери, Которая явилась этим грекам в храме и сказала следующее: «Вы же возьмите золота с избытком, а что до того, чтобы почтить вас, то не может так никто, как я: дам вам, чего и ухо не слыхало и что на сердце человеку не всходило. Я и Сама приду посмотреть церковь и в ней буду жить». Дала Она нам и мощи святых мучеников: Артемия и Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Якова, Феодора, сказав нам: «Это положите в основание». Мы же взяли золота с избытком. И сказала Она нам: «Выйдите наружу, посмотрите церковь». И увидели мы церковь на небе, и, вернувшись, поклонились Царице, и спросили: «О, Госпожа, каково имя церкви?» Она же сказала, что хочет её Своим именем назвать. Мы же не посмели Её спросить: «Как Твоё имя?» Она же сказала: «Богородицина будет церковь», и дала нам эту икону, говоря: «Она будет наместной». Мы же, поклонившись Ей, пошли в дома свои, неся эту икону, полученную из рук Царицы».

Что до остальных восьми греков, то они пришли в Печерский монастырь уже по смерти святых отцов наших Антония и Феодосия, но пришествие их так же было сопровождено знамениями Божиими. Патерик Печерский называет этих 8 греков иконописцами, которые силой Божией плыли (в лодке) против течения в сторону Киева и ещё в Каневе видели Великую Успенскую церковь. Эти греки остались в монастыре Печерском до конца дней своих, приняв иночество и украсив церковь Божией Матери прекрасными иконами.

Итак, подвиг 12 строителей греческих состоит не в технической составляющей создания Успенского Собора Лавры Печерской, а именно в вере (!), в доверии словам Божией Матери, в милосердии, которое они явили к братии монастыря, а с тем и ко всему народу Руси.

Такой пример сегодня всем нам предлагает в назидание Святая Церковь, ведь сегодня нам особо нужно научиться быть милосердными подобно этим 12-ти зодчим, чтобы мы могли приносить нашему окружению реальное добро.

Увы, но культурный и интеллектуальный авангард, который формирует повестку дня изменений в стране, всё больше отдаляется от Церкви, а такие его поступки только ускоряют секуляризацию.

Потрясение общественности не перестаёт сходить с уст и блогов – недавняя передача Трапезного храма Святой Софии раскольникам.

И если немного подняться над сложившейся ситуацией, можем увидеть, что это борьба за золото, которое грозит рано или поздно превратиться в черепки.

Популярный теперь патриотизм – это чаще лукавство и ханжеская вуаль раскольников, ведь он не мешает им быть рейдерами или ворами.

Пусть же пример святых 12 зодчих будет сегодня перед всеми нами, а их молитвы и благословение пусть станут залогом мира на Украине и залогом воплощения реальных добрых дел!

Православный Церковный календарь

Календарь на год ►

О календаре

Богослужения

Библейские чтения

Календарь

Дни особого поминовения усопших 2017

Дни поминовения новопреставленных

Подписка

12-ти греков , строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры

Дни памяти:

Кратко о 12-ти греках, строителях соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры

В Ки­е­во-Пе­чер­ский па­те­рик вклю­чен рас­сказ зод­чих о том, как Са­ма Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца по­ве­ле­ла им воз­ве­сти цер­ковь: «Од­на­жды, ко­гда мы спа­ли в сво­их до­мах, ра­но на вос­хо­де солн­ца, при­шли к каж­до­му из нас бла­го­об­раз­ные юно­ши и ска­за­ли: «Зо­вет вас Ца­ри­ца во Влахер­ну». Мы по­шли, взяв­ши с со­бою дру­зей и ближ­них сво­их. При­шли мы все в од­но вре­мя и, рас­спро­сив­ши друг дру­га, узна­ли, что ту же речь Ца­ри­цы слы­шал каж­дый из нас, и од­ни и те же по­слан­ные бы­ли за все­ми на­ми. На­ко­нец уви­да­ли мы Ца­ри­цу и при ней мно­же­ство во­и­нов.

Мы по­кло­ни­лись Ей, и Она ска­за­ла нам: «Хо­чу Я по­стро­ить се­бе Цер­ковь на Ру­си, в Ки­е­ве, и вот вам ве­лю это сде­лать. Возь­ми­те зо­ло­та на три го­да». Мы же, по­кло­нив­шись, ска­за­ли: «Гос­по­жа Ца­ри­ца! По­сы­ла­ешь Ты нас в чу­жую стра­ну, – к ко­му мы там при­дем». Она же ска­за­ла: «Я вас по­сы­лаю вот с ни­ми, с Ан­то­ни­ем и Фе­о­до­си­ем». Мы же ска­за­ли: «За­чем же, гос­по­жа, на три го­да зо­ло­та нам да­ешь? Им и при­ка­жи о нас, – что нам есть и что пить; а по­да­ришь нас, чем са­ма зна­ешь».

Ца­ри­ца же ска­за­ла: «Этот Ан­то­ний толь­ко бла­го­сло­вит и отой­дет из это­го све­та в веч­ный по­кой; а этот, Фе­о­до­сий, через два го­да по­сле него отой­дет. Итак, бе­ри­те зо­ло­та до из­быт­ка. А что до то­го, чтобы по­чтить вас, то ни­кто не мо­жет так, как Я: дам вам, че­го и ухо не слы­ха­ло, и глаз не ви­дал, и что на серд­це че­ло­ве­ку не вхо­ди­ло. Я са­ма при­ду ви­деть цер­ковь и в ней жить бу­ду». Да­ла Она нам так­же мо­щи свя­тых му­че­ни­ков: Ар­те­мия, По­ли­евк­та, Леон­тия, Ака­кия, Аре­фы, Иа­ко­ва, Фе­о­до­ра, и ска­за­ла: это по­ло­жи­те в ос­но­ва­ние».

Мы взя­ли зо­ло­та боль­ше, чем нам нуж­но бы­ло, и Она ска­за­ла: «Вый­ди­те на двор, по­смот­ри­те ве­ли­чи­ну церк­ви». Мы вы­шли и уви­де­ли цер­ковь на воз­ду­хе. Во­шед­ши опять к Ца­ри­це, мы по­кло­ни­лись и ска­за­ли: «Гос­по­жа Ца­ри­ца, ка­кое имя церк­ви?» Она же ска­за­ла: «Я хо­чу на­звать ее сво­им име­нем». Мы не сме­ли спро­сить, как Ея имя, а Она ска­за­ла опять: «Бо­го­ро­ди­цы­на бу­дет цер­ковь». И, дав­ши нам эту ико­ну, ска­за­ла: «Она бу­дет в ней на­мест­ной». Мы по­кло­ни­лись Ей и по­шли в до­ма свои, неся с со­бой ико­ну, по­лу­чен­ную из рук Ца­ри­цы».

По́лно о 12-ти греках, строителях соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры

Через несколь­ко лет по­сле то­го, как Си­мон вру­чил пре­по­доб­ным по­яс и ве­нец, при­шли из Ца­рь­гра­да к пре­по­доб­ным Ан­то­нию и Фе­о­до­сию чет­ве­ро очень бо­га­тых цер­ков­ных зод­чих и ска­за­ли: «Где хо­ти­те на­чать стро­ить цер­ковь?» Пре­по­доб­ные от­ве­ча­ли: «Где Гос­подь ука­жет это ме­сто». Ма­сте­ра за­ме­ти­ли: «Чуд­ная вещь, вы узна­ли вре­мя сво­ей смер­ти, а до­се­ле не на­зна­чи­ли ме­ста для сво­ей церк­ви, дав нам на ра­бо­ту столь­ко зо­ло­та». То­гда пре­по­доб­ные в при­сут­ствии всей бра­тии оби­те­ли про­си­ли гре­ков по­яс­нить, что озна­ча­ют сло­ва их. Те рас­ска­за­ли сле­ду­ю­щее: «Од­на­жды ра­но, при вос­хо­де солн­ца, к каж­до­му из нас в дом при­шли бла­го­об­раз­ные юно­ши, го­во­ря: “Зо­вет вас Ца­ри­ца во Влахер­ну”. И мы, со­брав­ши всех сво­их род­ствен­ни­ков и дру­зей, при­шли во Влахер­ну од­новре­мен­но все и при этом из рас­спро­сов узна­ли, что од­ни и те же юно­ши оди­на­ко­вы­ми сло­ва­ми зва­ли каж­до­го из нас. Вдруг мы уви­де­ли Ца­ри­цу и мно­же­ство во­и­нов во­круг Нее и по­кло­ни­лись Ей. И Она ска­за­ла: “Хо­чу Се­бе воз­двиг­нуть цер­ковь в Рос­сии, в Ки­е­ве. По­веле­ваю вам взять зо­ло­та на три го­да и ид­ти стро­ить ее”. При этом Она ука­за­ла нам ид­ти к пре­по­доб­ным Ан­то­нию и Фе­о­до­сию, при­ба­вив, что Ан­то­ний, бла­го­сло­вив­ши на­ча­ло по­строй­ки, отой­дет в веч­ность, а Фе­о­до­сий пой­дет за ним на вто­рой год. От­прав­ляя нас, Ца­ри­ца вру­чи­ла нам мо­щи се­ми свя­тых му­че­ни­ков: Ар­те­мия, По­ли­евк­та, Леон­тия, Ака­кия, Аре­фы, Иа­ко­ва и Фе­о­до­ра, чтобы мы по­ло­жи­ли их в ос­но­ва­ние церк­ви. О раз­ме­рах сей церк­ви Ца­ри­ца за­ме­ти­ла: “Для ме­ры по­сла­ла Я по­яс Сы­на Мо­е­го, по Его же по­ве­ле­нию, но вый­ди­те на от­кры­тое ме­сто и уви­ди­те раз­ме­ры ее”. Вы­шед­ши из церк­ви, мы уви­де­ли цер­ковь на воз­ду­хе и, вер­нув­шись, по­кло­ни­лись Ца­ри­це и спро­си­ли: “Гос­по­же, в чье имя бу­дет цер­ковь?” Она ска­за­ла: “Хо­чу на­звать ее во имя Мое”. При этом Она да­ла нам эту свя­тую ико­ну, го­во­ря: “Она бу­дет на­мест­ни­цей”. От­прав­ляя нас, Ца­ри­ца обе­ща­ла на­гра­дить нас за это де­ло и дать то, че­го око не ви­де­ло и ухо не слы­ша­ло, что не взо­шло и на серд­це че­ло­ве­ка». Вы­слу­шав этот рас­сказ, все ино­ки про­сла­ви­ли Бо­га и Пре­чи­стую Бо­го­ма­терь. При этом прп. Ан­то­ний ска­зал этим зод­чим, что ни­кто из них не при­хо­дил ни­ко­гда к ним, на что зод­чие от­ве­ча­ли: «Ца­ри­цы­но зо­ло­то мы по­лу­чи­ли от вас при мно­го­чис­лен­ных сви­де­те­лях и через ме­сяц по по­лу­че­нии от­пра­ви­лись мы в путь, и ныне де­ся­тый день, как мы вы­шли из Ца­рь­гра­да». По­сле это­го прп. Ан­то­ний разъ­яс­нил, что на все это во­ля Бо­жия, что дав­шие им зо­ло­то бы­ли Ан­ге­лы Бо­жии, а Ца­ри­ца во Влахерне – это Са­ма Пре­чи­стая Ма­терь Бо­жия. От­но­си­тель­но же сход­ства с вру­чив­ши­ми им зо­ло­то – один Бог зна­ет.

Ко­гда же гре­ки вто­рич­но спро­си­ли о ме­сте, на ко­то­ром им пред­сто­ит стро­ить цер­ковь, пре­по­доб­ный Ан­то­ний ска­зал: «Мы про­ве­дем три дня в мо­лит­ве, и Гос­подь по­ка­жет нам». Во вре­мя мо­лит­вы пре­по­доб­но­му Ан­то­нию явил­ся Ан­гел Бо­жий и ска­зал: «Ты об­рел бла­го­дать пре­до Мною». Пре­по­доб­ный со сми­ре­ни­ем за­ме­тил: «Гос­по­ди, ес­ли я об­рел бла­го­дать пред То­бою, то пусть бу­дет зав­тра на всей зем­ле ро­са, а на ме­сте, ко­то­рое Ты бла­го­во­лишь освя­тить, пусть бу­дет су­хо». На дру­гой день на­шли то ме­сто, где те­перь цер­ковь, су­хим, а во­круг бы­ла ро­са. На дру­гую ночь пре­по­доб­ный Ан­то­ний мо­лит­вен­но возо­пил: «Гос­по­ди, да бу­дет по всей зем­ле су­хо, а на ме­сте свя­том ро­са!» Так и ока­за­лось, и та­ким об­ра­зом Сам Гос­подь ука­зал ме­сто для но­вой церк­ви. Все бра­тия со­бра­лись во­круг ме­ста, на­зна­чен­но­го для церк­ви, и пре­по­доб­ный Ан­то­ний, раз­ме­рив ши­ри­ну и дли­ну хра­ма по­я­сом, при­не­сен­ным Си­мо­ном, бла­го­сло­вил это ме­сто и, под­няв ру­ки, гром­ким го­ло­сом ска­зал: «Услышь ме­ня, Гос­по­ди, услы­ши ме­ня днесь ог­нем, да ра­зу­ме­ют вси, яко Ты еси, хо­тяй се­го». И упал огонь с неба, и по­жег весь хво­рост и тер­ние, и ис­тре­бил ро­су, и сде­лал углуб­ле­ние, по­доб­ное рву, на от­ме­рен­ном ме­сте. Все при­сут­ству­ю­щие па­ли от стра­ха как мерт­вые. На сем ме­сте в 1073 го­ду пре­по­доб­ны­ми от­ца­ми Пе­чер­ски­ми Ан­то­ни­ем и Фе­о­до­си­ем бы­ла ос­но­ва­на ка­мен­ная Лавр­ская цер­ковь во имя Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри. В ос­но­ва­ние церк­ви бы­ли по­ло­же­ны чест­ные мо­щи по­име­но­ван­ных вы­ше свя­тых му­че­ни­ков, дан­ные стро­и­те­лям во Влахерн­ском хра­ме.

Со­глас­но опре­де­ле­нию Ца­ри­цы Небес­ной, прп. Ан­то­ний через несколь­ко вре­ме­ни, в са­мый год ос­но­ва­ния церк­ви, мир­но скон­чал­ся, а прп. Фе­о­до­сий усерд­но за­бо­тил­ся о по­стро­е­нии хра­ма и через год, ко­гда уже сте­ны церк­ви бы­ли под­ня­ты над фун­да­мен­том, так­же мир­но по­чил. По­строй­ка цер­ко­ви бы­ла окон­че­на в тре­тий год игу­мен­ства свя­то­го Сте­фа­на (1074–1094), пре­ем­ни­ка прп. Фе­о­до­сия.

Ико­но­пис­цы при­ня­лись за де­ло укра­ше­ния и рос­пи­си свя­той церк­ви, и Сам Гос­подь див­ны­ми зна­ме­ни­я­ми и чу­де­са­ми по­мо­гал им. Ко­гда ико­но­пис­цы крас­ка­ми рас­пи­сы­ва­ли ал­тарь в этой бо­го­з­дан­ной церк­ви, то чу­дес­ной си­лой изо­бра­зил­ся в ал­та­ре див­ный об­раз Ма­те­ри Бо­жи­ей. Чу­до это со­вер­ши­лось на ви­ду у всех. Ико­но­пис­цы в это вре­мя все вме­сте на­хо­ди­лись внут­ри ал­та­ря, за­ни­ма­ясь сво­им де­лом, в чис­ле их был в уче­нии и один из Пе­чер­ских по­движ­ни­ков – пре­по­доб­ный Али­пий († ок. 1114; па­мять 17/30 ав­гу­ста). Вдруг на стене явил­ся чуд­ный об­раз Бо­го­ма­те­ри. И ко­гда все здесь при­сут­ство­вав­шие устре­ми­ли на яв­лен­ный об­раз свои удив­лен­ные взо­ры, то вдруг об­раз этот за­си­ял необы­чай­ным све­том, яр­че солн­ца, так что смот­реть на него бы­ло нель­зя, и ви­дев­шие это чу­до па­ли ниц. Ко­гда, под­няв­шись, ико­но­пис­цы ста­ли опять всмат­ри­вать­ся в этот див­ный об­раз, то из уст изо­бра­жен­ной на нем Ма­те­ри Бо­жи­ей вы­ле­тел бе­лый го­лубь, по­ле­тел к иконе Спа­си­те­ля и за ико­ной скрыл­ся. За­тем этот го­лубь вы­ле­тел из уст Спа­си­те­ля и ле­тал по церк­ви, под­ле­тая к каж­дой иконе свя­тых и са­дясь од­но­му на ру­ку, дру­го­му на го­ло­ву, и по­том за­ле­тел за ико­ну Ма­те­ри Бо­жи­ей. Ико­но­пис­цы хо­те­ли пой­мать го­лу­бя, при­ста­ви­ли лест­ни­цу, но, под­няв­шись по ней, ни­че­го не на­шли за ико­ной и за­тем, обыс­кав всю цер­ковь, ни­где го­лу­бя не на­шли. Все сто­я­ли с устрем­лен­ны­ми взо­ра­ми на ико­ну, чу­дес­но явив­шу­ю­ся в ал­та­ре, и вдруг сно­ва го­лубь вы­ле­тел из уст Ма­те­ри Бо­жи­ей и по­ле­тел к об­ра­зу Спа­си­те­ля. Сто­яв­шие вни­зу лю­ди с кри­ком «Ло­ви­те его!» об­ра­ти­лись к ма­сте­рам, ра­бо­тав­шим на­вер­ху; те рас­про­стер­ты­ми ру­ка­ми окру­жи­ли го­лу­бя, чтобы его пой­мать, а он сно­ва вле­тел в уста Спа­си­те­ля, и яр­кий свет опять оси­ял ико­ны, и быв­шие здесь ма­сте­ра па­ли ниц, по­кло­ни­лись Гос­по­ду с ду­шев­ной бла­го­дар­но­стью, что спо­до­би­лись ви­деть дей­ствие Пре­свя­то­го Ду­ха, пре­бы­ва­ю­ще­го в Пе­чер­ской церк­ви.

Тропарь 12-ти грекам, строителям соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры

Преблаженнии и Богоноснии отцы наши,/ двоенадесятице честная,/ устроению великия церкве Киево-Печерския послужившии/ и равноангельным житием Богу угодившии/ и Того ради дерзновение велие у Него стяжавшии,/ молим вас прилежно,/ испросите душам нашим очищение и велию и богатую милость.

Кондак 12-ти грекам, строителям соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры

Богатство благодати и сыноположения стяжавше/ многими подвиги и добродетельми,/ ихже ради Христос всели души ваша в Небесная селения Своя,/ даровав благодать нетления и чудес мощем вашим./ Сего ради вопием вам:/ радуйтеся, двоенадесятице честная/ великия церкве Печерския здатели/ и ликов иноческих похвало и утверждение.

Случайный тест

Цитата дня

Горе нам, что, предавшись суетным заботам и тщеславию, мы забыли страх Божий

Оценка 4.1 проголосовавших: 192
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here