Полное собрание и описание: название нот ноты это молитва для духовной жизни верующего человека.

Откуда взялись ноты?

В настоящее время приняты следующие названия нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Если вдуматься, то не понятно, почему именно этими слогами мы называем ноты, какой за ними кроется смысл? Давайте попробуем в этом разобраться.

До нот в европейской музыке использовались особые знаки – невмы (от др.-греч. πνεῠμα – дыхание). Первоначальные невмы представляли собой набор чёрточек, точек и запятых проставляемый над текстом псалмов и использовались главным образом при католическом пении. В то время невмы обозначали лишь отдельные звуки и ход голоса (вверх или вниз), однако не обозначали их точную высоту, поэтому могли лишь напомнить уже известный мотив.Они подсказывали певцу, как должна двигаться мелодия. Подсказка помогала лишь тогда, когда музыкант знал мелодию наизусть.

Лотарингские невмы. Градуал «Ex Sion» (Пс 49. 2) в Антифонарии мессы. X в. (Лан. Франция)

Нотные знаки какое-то время после создания оставались безымянными. Название им придумал в начале XI века итальянский монах и музыкант Гвидо д' Ареццо (Guido D'Arezzo (примерно 991 – 1033гг)) .

Н екогда, на рубеже X-XI веков жил бенедиктинский монах по имени Гвидо Аретинский. В монастыре небольшого итальянского городка Ареццо, он обучал церковным песнопениям певчих своего хора.

В те времена еще не было системы записи музыкальных знаний, из-за чего занятие его было очень трудоемким и кропотливым – ведь обучать каждого ученика приходилось по отдельности. К тому же, псалмов в католической мессе великое множество, поэтому неудивительно, что на доскональное изучение всех песнопений только одному певчему требовалось почти 10 лет.

Во время выступления хора, Гвидо для указания нот использовал свою левую руку, сгибая суставы пальцев он указывал, какую ноту брать в то или иное время . Для того, чтобы легче запоминались названия звуков, Гвидо д' Ареццо дал задание своим ученикам – хористам: разучить молитву – гимн в честь покровителя церковных певцов Святого Иоанна. Молитва содержала просьбу о сохранении чистоты и силы голоса. Гвидо сам сочинил для этой молитвы новую мелодию, в которой стихотворные строчки располагались особым образом – каждая последующая начиналась на одну ступень выше предыдущей. Названием ноты и стал первый слог каждой новой строчки.

В последствии Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву.

Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si.

Это – первые слоги гимна св. Иоанну.

Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.

UT queant laxis REsonare fibris

MIra gestorum FAmuli tuorum,

(В переводе с латинского:

Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои,

очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоанн»)

Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь).

Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;

Худ. Маковский Владимир Егорович. Певчие

Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.

Музыканты и скоморохи". Фреска в южной башне Софийского собора в Киеве. Середина 11 в.

Понравилось: 4 пользователям

  • 4 Запись понравилась
  • 3 Процитировали
  • 0 Сохранили
    • 3Добавить в цитатник
    • 0Сохранить в ссылки

    Спасибо большое за познавательный,интересный пост. С ПРАЗДНИКОМ. ДОБРОГО ДНЯ И НАСТРОЕНИЯ.

    Название нот ноты это молитва

    Или это легенда? Или это дворник злой? 🙂

    существовала молитва, и первые слоги строчек этой молитвы стали названиями нот. Замене подверглось только СИ (первым слогом последней строки было СА), но решили, что СИ удобнее петь. )))) Извиняюсь за отсутствие имён и дат – помню только в общих чертах.

    Подобные названия нот появились только в 11 веке.. До этого они выглядели как:

    Потом появился гимн.

    Сам гимн “Ut queant laxis”

    представляет собой просьбу к Святому Иоанну

    сохранить голос певца чистым.

    Со временем Ut заменили на До

    а строчка SAncte Joannes и соответственно нота Sa

    стала более удобной Si.

    но это случилось позже, ибо в начале звуков было только 6.

    Так как в средние века работали с шестизвучным звукорядом.

    Подобные названия нот появились только в 11 веке.. До этого они выглядели как:

    Ну, они и сейчас так выглядят, только c d e f g a b

    Во-вторых, сначала было a b c d .

    А только потом появились До ре ми.

    До “до ре ми” много разных систем было, в т.ч. и эта. И звукоряд с ля начинался, с а то есть.

    Да-да, b – это си-бемоль!

    От гармонии зависит. 🙂 Сейчас h нету уже практически.

    Да нет, насколько я знаю, h всегда употреблялось в классической нотации, а b как си характерно скорее для “поп-музыки” в самом широком смысле. Вот тут есть немного на эту тему, подробнее пока ничего не нашла. Вопрос, собственно, не в гармонии, а в ладе.

    Ну, если “поп-музыкой” считать все, что не относится к классической, то – да. Хотя, если верить моему личному консультанту :), то и “классики” потихоньку от h отказываются. Но мы, кажется, очень далеко ушли от темы комьюнити. Если хотите, эту животрепещущую тему можно продолжить где-нибудь в другом месте. 🙂

    А не знаете ли Вы, почему в англоязычной культуре (а может, и не только?) эти названия не привились, и почему, если они все же употребляются по-английски, “Си” звучит как “Ти”?

    Очень было бы интересно узнать!

    Это Вам спасибо. Я-то как раз не знал, почему и спросил. 🙂

    Интересно, что инициатива эта – исковеркать название Си исковеркала, а толку от нее все равно нуль: A B C D E F G H возобладали. С ребенком готовиться к занятию в музыкальной школе невозможно. Ты ему “до”, а он тебе “нет, си!” :))

    Ноты — это первые буквы молитвы Иоанну Крестителю

    Названия шести нот в 11 веке ввёл итальянский теоретик музыки, один из крупнейших в эпоху Средних веков и самых значимых во всей истории западноевропейской музыки, монах-бенедиктинец Гвидо д’Ареццо.

    Через 500 лет фламандский музыкант Хуберт Вальрант добавил ноту Си, путем соединения первых букв слов «Святой Иоанн». И, наконец, в 17 веке итальянский музыковед Джованни Дони, для удобства проговаривания при пении, заменил ноту Ут на До.

    А вот и сама молитва Ut queant laxis, составленная — Павлом Диаконом, лангобардским историком, жившем в VIII веке.

    Чтобы в полный голос

    Смогли воспеть рабы

    Твоих деяний чудеса,

    Сними грех с их уст,

    Похожие статьи

    Навигация по записям

    Дорогой читатель!

    Мы существуем исключительно на пожертвования, поэтому если Вам нравится наш проект – поддержите нас удобным для Вас способом!

    (Вы можете самостоятельно указать сумму)

    Сейчас читают

    Вопрос-ответ

    Благотворительность

    Поддержите! Без Вас мы не справимся!

    Нашли ошибку?

    Мы в Фейсбуке

    Мы ВКонтакте

    Дорогой читатель!

    Мы существуем исключительно на пожертвования, поэтому если Вам нравится наш проект — поддержите нас удобным для Вас способом!

    (Вы можете самостоятельно указать сумму)

    Названия нотам дала молитва

    Всем известны семь нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Однако мало кто знает, что свои названия они получили от слов молитвы, обращенной к святому Иоанну Крестителю.

    Названия нот ввёл итальянский теоретик музыки, бенедектинский монах Гвидо д’Ареццо (ок. 990-1050 гг.). Из григорианской молитвы «Ut queant laxis», в которой содержалось просьба о сохранении силы голоса («Дай нам чистые уста, святой Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний»), он взял первые слоги строф и обозначил ими шесть ступеней звукоряда:

    Седьмая нота – «si» – появилась в конце XVI века, но, опять-таки, из того же древнего гимна. Ее название состоит из первых букв слов последней строки молитвы – «Святой Иоанн».

    Еще через столетие была переименована первая нота. Подобно прочим пропеть ее было невозможно, поэтому «ut» заменили на «do». Поскольку в гимне святому Иоанну такого слога нет, предполагают, что первая нота получила свое название от латинского Dominus – Господь.

    guitarbloknot.ru

    Учитесь играть на классической гитаре, рок гитаре и гитаре фламенко у нас!

    История названия семи нот

    А вы знаете, что нотный стан не сразу приобрел тот вид, который мы знаем. Впрочем, как и большинство современных знаков и вещей. Время развивает всех нас и то, что вокруг нас. Иногда до неузнаваемости. Об нотном стане в следующей статье. А сегодня поговорим о названиях нот. Они, кстати, имеют свои первоначальное названия.

    Итак, какова же история названия семи нот? Проясним.

    Во-первых, кто придумал все это? Названия семи нотам, которые мы знаем с детского садика (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си), дал монах Гвидо Д’Ареццо, живший в далекие средние века (XI век) и слывший помешанным на музыке.

    Монахи пели свои молитвы и одна из молитв, в которой они просили Иоанна Крестителя дать им сильный голос, стала родительницей названиям нот. Дело в том, что первый слог каждой строчки из этой молитвы стал названием одной из нот:

    В переводе это звучало так: “Дай нам чистый и сильный голос, чтобы мы могли петь о чудесах, которые ты сделал, святой Иоанн!”

    Название первой ноты “УТ” было неудобно петь, поэтому чуть позже ее переиначили на “ДО” (“ДОминус” значит “Господь”).

    Вот такая интересная история названия семи нот!

    Поделиться в соц. сетях

    Readers Comments (3)

    Действительно интересная история. Это легенда или так оно и было?

    Как появились названия нот?

    Происхождение названий нот и развитие нотации вообще – это очень интересная история. Дело в том, что знакомые нам слоговые названия – ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ впервые появились лишь в эпоху Средневековья в XI веке. Значит ли это, что раньше никаких нот не существовало вовсе? Совсем нет.

    Ранее в европейской музыке были распространены, например, буквенные обозначения звуков – сначала на основе греческого, а затем латинского алфавита. Но буквы совсем неудобно петь вслух, а кроме того с помощью букв было трудно записать многоголосное сочинение для хора.

    Впрочем, певчие в хоре предпочитали совершенно другой способ записи музыки. Они записывали мелодии специальными значками, которые назывались НЕВМЫ. Невмы представляли собой всякие крючки и завитушки, которые помогали певцам вспоминать те песнопения, которые они уже знали наизусть.

    Невмами, увы, нельзя было зафиксировать мелодию точно, они лишь приблизительно указывали общий характер и направление мелодического движения (например, двигаться вверх или вниз). А ведь всю музыку не удержишь в памяти? А музыки певчим церковных хоров приходилось разучивать много. В церкви ведь отмечается много разных праздников, и для каждого праздника были свои песнопения, свои мелодии. Нужно было искать какой-то выход…

    Изобретение линейной нотации

    И выход был найден. Правда, не сразу. Сначала придумали такую вещь. Над некоторыми невмами ставили буквы, то есть их высоту, таким образом, как бы уточняли. Но от этого записи становились громоздкими, тексты песнопений, невмы и буквенные обозначения нот перемешивались между собой, мельтешили перед глазами. Многие признавали такую систему записи неудобной.

    Великое открытие совершил один монах, известный под именем Гвидо Аретинского. Он решил избавить певцов хотя бы от одного неудобства и вместо букв, обозначавших звуки, придумал рисовать линии. Каждая линия означала какую-либо ноту, таких линий сначала было две, затем их стало четыре. А между линиями помещались невмы, и теперь любой певчий точно знал, в каких границах диапазона ему следует петь.

    Со временем невмы превратились в квадратные ноты. Читать такие ноты было гораздо удобнее, музыкальный текст стал более опрятным и наглядным. А самим нотам были присвоены новые названия. И снова эта заслуга принадлежит Гвидо Аретинскому.

    Как появились слоговые названия нот?

    Гвидо Аретинский, или как его еще иногда называют Гвидо из Ареццо, заимствовал названия нот из старинного церковного гимна, посвященного святому Иоанну Крестителю. В этом латинском гимне певцы восхваляют известного святого и просят, чтобы он очистил их уста от греха, чтобы они могли чистыми голосами славить его чудеса.

    Однако для нас больший интерес представляет не содержание гимна, а его музыкально-поэтическое строение. Гимн состоит из семи строк, а мелодия каждой строки все время начинается на тон выше по сравнению с предыдущей. Так получилось, что шесть первых строк начинаются с шести разных нот. Эти шесть нот получили названия по первым слогам текста каждой строчки гимна.

    Давайте, наконец, с текстом этого гимна познакомимся:

    Ut queant laxis

    Re sonare fibris

    S ancte I oannes

    Как видите, первые шесть строк начинаются со слогов UT, RE, MI, FA, SOL и LA. Похоже на современные ноты, не правда ли? Пусть вас не смущает самый первый слог. Он, конечно, неудобен для пения, и поэтому в XVII веке этот неудобный UT заменили на более мелодичное ДО, которое мы поем теперь. Есть вполне правдоподобная точка зрения, что название ноты ДО произошло от латинского слова DOMINUS, что значит – Господь. Впрочем, никто до сих пор не может эту гипотезу ни подтвердить, ни опровергнуть.

    А название седьмой ступени звукоряда – СИ – тоже появилось немного позднее. Оно сложилось из начальных букв слов Святой Иоанн, то есть из седьмой строки текста того же самого гимна. Вот такая вот история.

    Кстати, мы с вами имеем возможность и посмотреть на нотную запись того самого средневекового гимна, от которого образованы названия нот, и даже можем его послушать.

    Одна ошибочная гипотеза про полные названия нот

    В последнее время в Интернете, в частности, на сайте ВКонтакте в разных группах и на стенах пользователей часто можно увидеть запись, в которой сообщается что полные названия нот совсем другие. А именно:

    Вы, дорогие читатели, как носители света истины теперь знаете точно, что эта теория неправильная, поэтому не должны допускать заблуждения на этот счет. А кроме того вы можете рассказать другим, как дело обстоит на самом деле. Причем можете сделать это прямо сейчас, если поделитесь ссылкой на эту статью на своей страничке какой-либо из социальных сетей. Все-таки мир должен знать правду!

    Темпы в музыке: медленные, умеренные и быстрые

    Лад в музыке: мажор и минор

    Виды ритма в музыке

    Ритм и метр в музыке: что это такое и зачем они нужны?

    Увеличенные и уменьшенные интервалы: как их построить?

    Простые и составные интервалы

    Поделитесь с друзьями ссылкой на эту страницу:

    5 Responses

    Здорово! Никогда бы не подумала, что у нот такая интересная история. Хотя, вот чудесно — недавно я размышляла на тему, откуда произошло название нот. И вот — теперь вы мне так подробно всё объяснили. Спасибо! Очень интересный материал.

    Я даже и не задумывался, что у нот может быть своя история. Интересно было почитать и никогда бы не подумал их связать с космосом и богом

    Добрый вечер! С наступающим Рождеством Христовым!

    Я у вас впервые! Мне очень понравилось, так все доступно и понятно объясняете. С удовольствием прочитала историю нот и полное название. Прямо волшебство какое то. Удивили!

    Супер! как здорово, что появилось простое объяснение, тому сложному и не совсем понятному для детей материалу, изложенному в теории музыки.

    добрый день, случайно наткнулась на статью про ноты- вообще, даже не представляла, что так было сложно петь песни и запоминать знаки, какие же люди молодцы,особенно Гвидо из Ареццо, что все придумали доступно. Спасибо за информацию!

Оценка 4.2 проголосовавших: 39
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here