Николай новиков умная молитва

Полное собрание и описание: николай новиков умная молитва для духовной жизни верующего человека.

Путь умного делания *

Молитва и аскеза в традиции исихазма – читайте и слушайте на авторском сайте Николая Новикова nnproekt.ru

Позвольте мне, как автору издательского проекта «Путь умного делания», представить наш новый сайт и несколько слов сказать о концепции самого проекта, который существует уже более десяти лет. Одноименный сайт появился на свет в 2014 году, на нем представлены все вышедшие с 1999 года издания книжной серии «Путь умного делания» и анонсированы запланированные публикации. На сайте размещены аудиозаписи бесед, а также статьи и заметки автора проекта, посвященные различным аспектам духовной жизни христианина.

Цель проекта – помочь знакомству со святоотеческим Преданием, с теоретическими и некоторыми практическими аспектами молитвенной жизни, с аскетической традицией православия – традицией, основание которой зиждется на принципах древнейшего учения исихазма. Наша тематика – это прежде всего внутренний подвиг христианина. При этом мы задаемся жизненно важными вопросами, которые касаются буквально каждого верующего и потому представляют интерес для самого широкого круга читателей.

Все мы помним известное высказывание прп. Серафима Саровского о том, что смысл и цель христианской жизни заключается в стяжании Духа Святого. Но многие ли из нас, воцерковленных благочестивых людей, стяжали духовное преуспеяние, обрели некие дарования Духа? Ведь если годами стараемся жить по заповедям, добросовестно ходим на службы, постоянно исповедуемся, регулярно причащаемся, то мы уже должны были бы значительно возрасти в благочестии, обрести духовную зрелость, стяжать молитвенные плоды благодати. Но так ли это на самом деле? Положа руку на сердце, скажем: конечно, нет.

А одна из главных причин духовного застоя скорее всего в том, что мы до сих пор не владеем основами молитвенного искусства, методами трезвения, приемами внутренней брани. Тот, кто знаком с духовной литературой, непременно встречал высказывания подвижников самых разных эпох о том, что молитва есть «наука из наук», что молитва – это «искусство из искусств». Очевидно, что любая наука или искусство требует непременного обучения и немалых усилий для достижения мастерства. Но если так обстоит дело с искусством самым обычным, то что же сказать о молитвенном творчестве, которое отцами ставится превыше всех прочих? Можно с определенностью утверждать: молитва – это то, чему надо учиться, если хотим уготовить себя к стяжанию даров Божественной благодати. Тех даров, что в конечном итоге приведут к дарованию наивысшему – ко вхождению в Царство Небесное.

В церковных Таинствах Бог дает нам живительную энергию Своей обоживающей благодати. Но, как это ни прискорбно, получив ее, мы слишком скоро ее утрачиваем, – когда не готовы ее воспринять, удержать и усвоить. Приступающего к Евхаристической Чаше Господь Сам посещает и Сам приемлет его в Себя. Но как посещает, так же и покидает, если мы оказываемся неготовыми к встрече: если не способны Его принять, если не обучены, как, приняв Его, удержать, если не знаем, как с помощью умно-сердечной молитвы содействовать усвоению благодати, а значит – преодолению ветхости, обновлению нашего естества.

Когда душа не готова, когда не раскрыто в молитве сердце, мы остаемся теми же, что и были, пребываем всё в том же облачении ветхости. Божественная благодать, едва коснувшись нашей души, ускользает, оставляя нас по-прежнему опустошенными. Дух Божий, едва ступив в горницу и найдя ее не уготованной1, не задерживаясь – удаляется. Без очистительного молитвенного трезвения, предваряющего и последующего Святым Тайнам, невозможно полноценно войти «в Духа Святаго общение»2, нет возможности удержать в себе бесценное сокровище благодати. Тогда и «уды моя», и «вся составы»3 остаются не преображенными обоживающим Таинством. И такое может происходить с нами годами. Так может длиться всю жизнь. Если мы не вникаем в науку молитвы, если не постигаем основ отеческого учения, не овладеваем боевым духовным искусством трезвения и сердечного очищения.

Такова основная тематика, которой посвящен проект «Путь умного делания», таковы проблемы, побуждающие нас к поиску их святоотеческого разрешения. Об этом рассказывают наши книги, об этом ведем разговор в наших устных беседах и на электронных страницах сайта, – о том, зачем нам нужно молиться, о том, как нам нужно молиться.

Новиков Н. М. | www.nnproekt.ru | [email protected]

2. Молитва 1-я ко Святому Причащению.

3. Молитва 3-я по Святом Причащении.

* Статья публикуется с разрешения автора проекта «Путь умного делания» Н. М. Новикова.

На авторском сайте Николая Новикова можно ознакомиться с его творчеством, а также в режиме онлайн читать и скачать электронные версии книг. На сайте вы также найдёте аудиозаписи бесед автора проекта «Путь умного делания».

Авторский сайт Н. М. Новикова доступен по адресу: www.nnproekt.ru

Смотрите также: Н. М. Новиков. Внутренний подвиг (Беседа автора издательского проекта «Путь умного делания» Н. М. Новикова со скитоначальником схиигуменом Серафимом (Покровским) и братией скита Всех Святых на Валааме).

Купить книги Николая Новикова, можно в интернет-магазине Ozon.ru:

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждения

Серия книг Николая Новикова "Путь умного делания". Ваше мнение?

60 сообщений

Что немаловажно, описываются и состояния прелести, в которые может впасть новоначальный, и способы их избежать. После чтения книг становятся вполне понятны смысловые значения трудов таких авторов, как Григорий Синаит, Макарий Великий, Симеон Новый Богослов, и других Святых Отцов – исихастов."

тогда лучше читать именно святых. черпать знания из первоисточника.

а если основано на личном опыте автора, то вообще читать нельзя.

А в краткой аннотации в начале – "Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней. "

В оглавлении к 1 тому достаточно полно отражены все стороны учения по этому вопросу. Поэтому, видимо, данная работа является сводной, а не новой и может быть принята для чтения, но, конечно, за недоступностью полного текста, нельзя без внимательной проверки окончательно что-то утверждать, но читать, проверяя тоже, мне кажется, допустимо. По крайней мере это просто сборник, сведенный из разных источников. Если это так, то цены ему нет. Обязательно поищу полный текст и при наличии за сутки могу предоставить полную оценку.

Само издательство "Отчий дом"- это весьма авторитетное издание.

"Только глупец говорит о том, чего не знает."(с)

"Ты назовешь меня односторонним, не довольно просвещенным? Оставь мне односторонность мою и все прочие недостатки: желаю лучше при этих недостатках быть послушным Восточной (Православной) Церкви, нежели при всех мнимых совершенствах быть умнее ее. " Свт. Игнатий Брянчанинов

Игнатий Брянчанинов , конечно говорил о иезуитах, но тем не менее, мне не по душе все эти новые собрания, как будто все старые себя исчерпали.

я и говорю, если собрать все, что хоть каким то образом связано с Иисусовой молитввой, то можно собрать целый архив библиотечный, вся история России, начиная с 988г туда войдет. А хотелось бы конкретики. Иоанн Лествичник написал одну маленькую книжицу-а скольких наставил. В самом издании об авторе Новикове ни слова, только написано какой он титанический труд проделал собрав все это. Зачем?

Зачем же надо было переводить "Добротолюбие" второй раз? Ведь "баки и так переполнены".

Это видео недоступно.

Очередь просмотра

  • Удалить все
  • Отключить

ПУТЬ УМНОГО ДЕЛАНИЯ. Начало молитвы. Новикoв Н.

Хотите сохраните это видео?

  • Пожаловаться

Пожаловаться на видео?

Понравилось?

Не понравилось?

Часть 1. Движение мысли:

03. Истоки традиции 01:05:02

05. Богословие тайнозрителей 02:14:53

07. Искусство молитвы 03:13:09

08. Круговая оборона 03:56:16

09. В себе и вне себя 04:33:56

10. Ученики и старцы 05:17:43

11. Послушание Христу 05:57:28

12. Учение старцев 06:29:11

13. Духовный организм 07:06:58

16. Дар созерцания 08:33:09

17. Закон и свобода 09:02:44

18. Смерть духовная 09:26:15

19. Порча естества 09:54:14

21. Человек молящийся 10:49:57

22. Культура мышления 11:21:11

24. Начало прелести 12:08:09

25. Внутренний крест 12:29:21

26. Отеческий опыт 13:00:27

27. Проблемы восприятия 13:17:27

29. Источник благодати 14:09:48

31. Обратная перспектива 15:05:29

33. Словесный уровень 16:07:59

34. Молитва словесная 16:31:44

36. Встреча с сердцем 17:18:25

39. Тайна очищения 18:46:02

40. Молитва живая и мертвая 19:18:52

Лицензия

  • Стандартная лицензия YouTube

Богородичное правило – Продолжительность: 34:16 Good Way 109 766 просмотров

Главная

Внутренний подвиг

monves 15 Мар 2015

Прошлой осенью Николай Михайлович Новиков, автор книжной серии «Путь умного делания», посетил Валаамский монастырь, в частности, он жил и общался с братией Всехсвятского скита. Предлагаем вашему вниманию беседу Николая Новикова со скитоначальником схиигуменом Серафимом (Покровским) и братией скита Всех Святых.

Значительным явлением в церковной жизни наших дней стали публикации книжной серии «Путь умного делания» автора Николая Михайловича Новикова. Эти книги дают возможность приобщиться к сокровищнице святоотеческой мысли. Здесь мы находим тщательно, по крупицам собранное, глубоко осмысленное и обстоятельно изложенное учение об умно-сердечном молитвенном делании. Достоинства этой работы вполне оценит тот, кто уже утвердился на пути молитвенной жизни и стремится к дальнейшему продвижению вглубь. Но, в то же время, неоценимую помощь получит и тот, кто лишь приступает к молитвенной практике. В цикле передач по радио «Радонеж», посвященных серии «Путь умного делания», четырехтомник Николая Михайловича Новикова был назван «исчерпывающей современной антологией на тему молитвы».

Можно вспомнить пример – отца Ефрема Катунакского. У него был старец, который ничего не мог дать ему в плане молитвы и внутреннего подвига, более того – он даже был не из тех, кого признают духоносными. Сам же отец Ефрем имел расположенность к умному деланию, он жаждал, искал, стремился внутренне к умной молитве, поскольку это было его призванием. Ничего не получая от старца, отец Ефрем претерпевал огромные трудности, но при этом он оказывал своему старцу полное, преискреннее послушание. Он не помыслил о том, чтобы старца оставить, чтобы искать другого – более благодатного. Он явил верность, безропотное терпение, а все упование возложил только на волю Божию. И что происходит: Господь начинает Сам такого человека вести. Господь приводит отца Ефрема к старцу Иосифу Исихасту, вручает ему в ученики. И он оказывается в послушании у двух старцев: одному продолжает верно служить, а второй дает ему все, что нужно в плане внутреннего пути и умного делания.

Один из критериев для начинающих молитвенников, который я нахожу у святых отцов, это внимание. Оно должно всегда сопутствовать молитве, поэтому так важно соблюдать все то, что помогает удерживать внимание. И вот, часто задают вопрос о земных поклонах. Имею в виду тех братьев, которые не ленятся и класть поклоны готовы, но у них во время молитвы иногда появляется помысл поклоны оставить. Тут возникает сомнение: что это – голос плотского мудрования, призывающий посидеть (который потом предложит прилечь, а потом и поспать), или это все-таки здравый помысл, даже, может быть, вразумление свыше, указующее, что поклоны уже излишни, что ради поддержания внимания лучше их оставить?

Очищение организма духовного – это непосредственно умное делание. Это очищение ума и сердца с помощью умно-сердечной молитвы. Это брань за сердечную чистоту, ту, что позволит нам узреть Бога[4]. Молитва умная, молитва сердечная даруется в свое время Господом, самому без содействия благодати невозможно взять и взмолиться умно-сердечно. С нашей стороны нужен труд по подготовке внутренних условий. Если мы должным образом обустроим внутренняя своя[5], то Господь все остальное сделает и введет нас в состояние умной молитвы. Но только после того, как я свою работу исполню. Я должен размягчить и вспахать почву своего окаменелого сердца. Тогда Господь посеет зерно, и оно прорастет. Но если не вспахано, Сеятель сеять не будет, бросать зерна на камень – бессмысленно.

В связи с этим, кстати, понятны древние правила, по которым не всем дозволялся уход в пустыню на безмолвие. Прежде нужно пройти послушание в монастыре или в скиту, и лишь преуспевших, имеющих достаточный общежительный опыт, благословляли удаляться в уединение. Это традиция, это закон. Причем отметим, что сам человек обычно не способен верно определить степень своей готовности к безмолвию.

Главная опасность в тонком и неявном нападении врага, которое остается неприметным, но разрушительным. При таком демоническом воздействии на сознание человека у него искажается восприятие и самооценка. А поскольку рядом нет ни духовника, ни братии, то человек лишен критериев для оценки своих состояний – вне общения трудно заметить потерю самоконтроля. Человеку начинает изменять разум, а ему кажется, что все нормально: дьявол не нападает, молитва идет, даже преуспеяние есть духовное. Он не видит, что впал в ошибку, а потому и покаяться не может – не в чем, и за помощью обращаться незачем. Он и к старцу не идет за советом: зачем совет, когда и так все в порядке – вокруг тишина, внутри молитва, откровения свыше появляются.

Достигший высшего совершенства будет постоянно пребывать в созерцании. Такие люди бегут из мира, уходят в пещеры, прячутся в пропастех земных[14] только ради одного – чтобы, сокрывшись от всего и вся, предстоять непрестанно пред Богом. Таких людей единицы, но они всегда есть у Господа, они поддерживают своей молитвой все человечество, на них мир стоит. Однако такой человек окажется недееспособным в плане общения, во взаимодействии с другими, он весь в Боге, для него земля исчезает. Чтобы иметь дело с людьми, ему пришлось бы выйти из своего высокого состояния, прервать богосозерцание. Но тогда само высшее дарование утрачивает свой смысл.

Схиигумен Серафим. Антоний Великий учился у простого сапожника, когда его Бог послал к нему. У Бога другая иерархия. Вы сказали очень важные вещи. Здесь найдется пища и для размышления, и для духовного делания. Благодарим Вас.

[2] См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. М., 1996. Т. 1. С. 284.

[3] См.: Мф. 13, 3; Мк. 4, 3; Лк. 8, 5.

[5] Ср.: Быт. 16, 6; Ис. 16, 11; Пс. 102, 1.

[7] Иак. 4, 6; 1 Пет. 5, 5.

[9] Ср.: Мф. 25, 15–28.

[10] «Монаха можно уподобить оранжерейному цветку, а мирянина – полевому. Оранжерейные цветы требуют особенного ухода за ними, не могут переносить непогод, при незначительной свежести воздуха повреждаются, между тем как полевые не нуждаются ни в каком уходе и присмотре, растут на свободе и переносят удобно воздушные перемены. Все святые отцы заповедуют монахам строжайшее наблюдение за собою, строжайшее хранение себя. От ничтожного по наружности обстоятельства может для монаха возникнуть величайшее искушение и самое падение». Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. М., 1998. Т. 5. С. 27, 28.

[11] Ср.: 1 Кор. 15, 50.

[13] Леонов Вадим, прот. Основы православной антропологии. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2013.

[14] Ср.: Евр. 11, 38.

[16] Ср.: 2 Кор. 12, 2.

[17] Мк. 12, 30; Лк. 10, 27.

[18] Григорий Синаит, прп. Творения. М., 1999. С. 113.

[19] Григорий Синаит, прп. Творения. М., 1999. С. 95, 113.

[20] «Седя на седалищи единыя пяди». Григорий Синаит, прп. // Добротолюбiе (на слав. яз.). М., 2001. Т. 1. С. 220.

[21] Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. М., 1998. Т. 2, С. 293.

Новиков – Молитва Иисусова – том 1 – ПУД

Нужно предуведомить читателя о том, что книги серии «Путь умного делания» не следует рассматривать в качестве некоего практического пособия по обучению молитве. Цель серии чисто ознакомительная, популяризаторская. Наша задача – привлечь внимание благочестивых христиан к духовной литературе, вдохновить на изучение святоотеческого наследия, расположить душу читателя к внутреннему деланию и тем самым помочь углублению молитвенной жизни, подъятию посильного личного подвига.

Николай Новиков – Путь умного делания – 1- Молитва Иисусова – Опыт двух тысячелетий – Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней

Николай Новиков – Путь умного делания – 1- Молитва Иисусова – Опыт двух тысячелетий – Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней – Содержание

Ведение и неведение

Путь, вводяй в живот

Наш враг – сам диавол

Искусство среднего пути

Жертва спасающая Прп. Симеон Новый Богослов

Самоукорение Свт. Игнатий Кавказский

Возвращение в ничто

Схимон. Иосиф Исихаст

Без пощады к себе

Великая наука Прп. Силуан Афонский

В руце Твои, Господи

Он обязан нам помочь

Монастырь в сердце

Оптина в Москве

Прав. Алексий Московский

Се ныне день спасения

Полюбивший страдания Сщисп. Лука Крымский

Затвор без затвора

Внутреннее безмолвие Схимон. Паисий Святогорец

Молитва среди мира

ОБРАЗ ПУТИ

Монах – произведение Святого Духа

Две ступени к единой цели

Монастырь в миру

На греческой земле

На земле русской

Подвиг в миру Схимон. Антония (Сухих)

В немощах пренемогать

Если снова гонения

Отречение от мира

Философия аскетизма Сщмч. Иларион Верейский

По внушению Духа

Блажен нашедший советника

Откровение и рассуждение

Приближение к идеалу

Жизнь по совету Свт. Феофан Затворник

Бог дважды не судит

Пастырь и паства

МОЛИТВА ИИСУСОВА – Предуведомление от составителя трактата

Со старцем и без него

В пределах сил человеческих

В тайнике сердца

Высшие степени молитвы

  • 1. Правило: подходы и методы
  • 2. Аскеза: воздержание от всего
  • 3. Намерение: залог посмертного дара
  • 4. Псевдомолитва: игры воображения
  • 5. Три периода: восхождение к обожению
  • 6. Внимание: гортань и губы
  • 7. Целомудрие: ум, рассудок и сердце
  • 8. Искушения:идеже не бе страх
  • 9. Место сердечное: общение в Духе
  • 10. Прелесть: молитва в ней неповинна
  • 11. Причастие: ценность не в частоте
  • 12. Трезвение: очищение сердца
  • 13. Правило: количество и скорость

Биографические сведения об авторе келейных записок

О книжной серии «Путь умного делания»

Сведения об изданиях серии «Путь умного делания»

Николай Новиков – Путь умного делания – 1- Молитва Иисусова – Опыт двух тысячелетий – Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней – Введение

Речь идет о любви всею крепостию,то есть всеми силами человеческой души, о таком состоянии, когда к Богу устремлены все три основных вида жизненной энергии:мысль, чувство и воля. А такое гармоничное взаимодействие внутренних сил возможно только в исцеленной от ветхости, в преображенной благодатью душе. Это коренное перерождение нашего естества достигается путем очищения от страстей и полной перестройки действия сил души, поскольку в исходном своем состоянии душа,которая «трехчастна и созерцается в трех силах: мыслительной, раздражительной и желательной», больна, поражена врожденным недугом. Это невольное наше наследие, следствие грехопадения праотцев. Единственной лечебницей, способной исцелить человека, как мы знаем, является Церковь, где через участие в таинствах и исполнение добродетелей, заповеданных Богом, вершится наше преображение. Однако и эти средства оказываются бесплодны, когда человек причастен к ним только внешне, по форме, когда действует по образу столь сурово обличаемых Христом фарисеев. Новозаветное учение открывает нам, что всякая добродетель в полноте своей осуществима не иначе как через подвиг внутренний, а сущность его составляет не что иное, как умное делание.

Духовная практика умносердечной Иисусовой молитвы, известная как священный метод трезвения и молитвы, или просто умное делание, – это тот предмет, исследованию которого посвящена настоящая работа, да и вся наша книжная серия. Понятие умное делание напрямую связано с судьбой первого человека, а в его лице с судьбой всего человечества. Адам при сотворении получил от Бога созерцательную способность – возможность непосредственного богообщения. Этот высочайший дар был утрачен в грехопадении, однако не окончательно – созерцательная способность может быть возвращена в процессе преображения души. Более того, ее обретение признается святыми отцами необходимой предпосылкой к стяжанию полноты благ Царства Небесного, которое по сути своей и есть пребывание души в Боге,созерцание Бога – богообщение, богопознание. А умное делание оказывается тем уникальным, незаменимым практическим средством, которое приносит двойные дары: с одной стороны, это вид оружия, обоюдоострый меч трезвения и молитвы, которым ведется мысленная брань, очищающая и исцеляющая душу, возвращающая ей способность богообщения; с другой – это своего рода инструмент, посредством которого человеческий дух вводится под действием благодати в непосредственное общение с Духом Божиим.

Ваша оценка: от 1 до 10:

Опубликовано пн, 13/07/2015 – 23:45 пользователем viz

Оценка 4.1 проголосовавших: 192
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here