Предначинательный псалом молитва

Полное собрание и описание: предначинательный псалом молитва для духовной жизни верующего человека.

Предначинательный псалом

Так как так называемое «обычное начало» церковных служб сделано недавно, пред девятым часом, и своим скорбно-молитвенным характером оно не отвечало бы торжественному началу бдения, то здесь оно имеет сокращенный вид стиха «Приидите поклонимся», который получает округляющую его добавку: «Приидите поклонимся и припадем Ему». Этот стих с предшествующим ему ответным «Аминь» и следует непосредственно за начальным возгласом бдения. При этом ввиду торжественности момента стих этот поется (о пении прямо не сказано, но это следует из непосредственно примыкающего к нему пения предначинательного псалма, и так делается в практике), и поется не обычным, а исключительным образом, как и другие важнейшие молитвословия служб — одним предстоятелем или екклисиархом, при этом с постепенным усилением голоса на каждом из 3 стихов (для выражения постепенно охватывающего молитвенного одушевления): «начинает предстоятель (ό προεστώς) или екклисиарх: Аминь, Приидите поклонимся. низким гласом (χαμάλη και ήσυχα) φωνή). Таже второе мало повыш-ше (ειθ’ οΰτως άνώτερον προς ολίγον): Приидите поклонимся. Паки третие выпилим гласом сице (πάλιν το γ’ άνωνοτέρα φωνή οΰτως): Приидите поклонимся. Таже особне (μόνον): Приидите поклонимся. И абие начинает выш-шим голосом (άνωνοτέρα φωνή) на гл. 8: «Благослови душе моя Господа» не скоро и со сладкопением, споющей и прочей братии (αργά και μετά μελών, συμψαλλόντων και των λοιπών αδελφών)». 8-й глас для пения предначинательного псалма выбран как наиболее спокойно-торжественный: как таковой, он употребляется преимущественно для пения заключительных стихир; из праздников он доминирует на Пятидесятницу и Воздвижение; им же поется акафист, как песнь победная. Впрочем, 8-й глас для этого псалма имеет не обычный свой напев (мелодию), а особый, на что указывает замечание «со сладкопением».

Развитие стиха «Приидите поклонимся» до нынешнего его вида показано выше. Устав пения его здесь подвергался небольшим изменениям. По Шиомгвимскому, «Аминь» и «Приидите поклонимся» «говорим мы громким голосом», после чего «игумен или екклисиарх начинает тихим голосом» пс. 103. Но по древнейшим греческим и славянским начинает с Аминь, как по нынешнему уставу, предстоятель (слав. игумен) или екклисиарх. О тоне голоса для стихов древнейшие славянские не говорят, а только для псалма славю. «большим гласом». Но греч. самый древний (Севаст.) указывает с самого начала (с Аминь) говорить (λέγων) громко и с пением (μεγαλοφόνως και μετά μέλους); ο псалме же древн. греческие — как нынешний, только Сев. и древн. слав, опускают здесь (для псалма) «предстоятеля» или «игумена» и говорят лишь о екклисиархе, церквеначальнике. По чину патр. Филофея, предстоятель или учиненный монах поет (ψάλλει) предначинательный псалом. Вполне совпадает с предписанием об исполнителе стихов и псалма и тоне голоса их с нынешним греч. Типик. Моск. Синод. библ. № 381 XIV в. (но разница в тексте стихов «Приидите поклонимся»). Настоящие предписания Типикона выполняются в Киево-Печерской лавре, где Аминь, Приидите поклонимся и начало 103 пс. на бдении поет с постепенными повышениями голоса соло бас (большей частью регент хора).

Характер и содержание предначинательного псалма

Псалом 103, которым начинается вечерня, «а с нею и все службы дня», и который посему называется предначинательным (προοιμιακός), выражает навеваемое вечером (ст. 19, 20: «солнце позна запад свой, положил еси тму и бысть нощь») с его упокоением от работ и досугом чувство восхищения славою Божией в природе, творением и промыслом о ней, созерцавшимися целый день. В псалме, параллельном к пс. 102, который изображает славу Божию не в природе, а в Израиле, и благодатный, а не естественный промысл о нем (почему употребляется за литургией), в пс. 103, по словам св. Симеона Солунского, «благословляется Господь, повествуется о всем Его создании (δημιουργίαν) и возносится Ему благодарение, так как по окончании дня прилично благодарить за все». Из ряда однородных псалмов, изображающих славу Божию в природе (каковы пс. 8 и 18 — слава Божия преимущественно в небесах, пс. 64 «Тебе подобает песнь Боже» — благость Божия, открывающаяся в плодородии земли, пс. 28 «Принесите Господеви сынове Божии» — величие Божие в атмосферных явлениях), настоящий псалом выбран для вечерни, должно быть, за особую полноту, а также за раздельность в описании дней творения, начало которых, по книге Бытия, совпадает с вечером. Ввиду такой исключительности, возвышенности содержания и уместности псалма здесь, — вечерня, одна из всех суточных служб, имеет в качестве начального псалма только один этот (даже часы имеют три предначинательных псалма, а утреня — шесть).

Способ исполнения псалма

За такое содержание псалом заслуживает того исключительно торжественного пения, подобное которому Типикон назначает еще только для немногих псалмов (полиелейных, 136-го, 118-го). Псалом, как выше указано, начинает предстоятель или екклисиарх, который с братиею поет половину 1-го стиха «Благослови душе моя Господа» и припев «Благословен еси Господи». «Таже вторый певец праваго лика: Господи Боже мой, возвеличился еси зело. Благословен еси Господи, легко со гласом соглашающим и прочим братиям с ними», т. е. при этом и остальная братия слегка подпевает певцу (в греч. последнего замечания нет). Таким образом, к псалму указан здесь припев «Благословен еси Господи», взятый из пс. 118,12 и который, предполагается, должен быть присоединяем к каждому стиху. Но кроме этого припева Типикон предполагает к настоящему псалму и другие припевы, по крайней мере еще один, как показывает дальнейшее замечание Типикона о чтении священником светильничных молитв, что это чтение должно начинаться «егда начнут пети: Вся Премудростию сотворил еси и Слава Ти Господи, сотворившему вся». Первый из этих двух стихов составляет середину 24 стиха псалма, а второго выражения нет в псалме; следовательно, это припев; при этом Типикон не указывает, с какого стиха псалма этот припев сменяет предыдущий, если не считать таким указанием последнее замечание, т. е. если этот припев не предполагается с 24 ст. псалма. Если обратимся к традиции, сохранившейся в практике пения и в нотных книгах, то найдем здесь и еще один припев к псалму: «Дивна дела Твоя Господи», который приурочивается к ст. 6 псалма: «На горах станут воды» (привходит в пение псалма с этого стиха). Та же традиция говорит о пении не всего псалма, а только некоторых стихов его. О пении всего псалма не сказано прямо и в Типиконе, но оно, по-видимому, предполагается как вышеприведенным замечанием: «егда же начнут пети», так и тем, что чтение 7 светильничных молитв, требующее немало времени, полагается начинать с известного момента в пении псалма, до какового момента иерею указывается только стоять на своем месте.

103-й псалом для начала вечерни не указывается еще в известном описании синайской вечерни, даваемом аввами Иоанном и Софронием (должно быть, VI в.) у Никона Черногорца: здесь вечерня (воскресная) начинается с Блажен муж. Но по синайскому Орологию VIII — IX в. и св. Феодору Студиту (f 826 г.) вечерня начинается со 103 пс. И ряд дальнейших памятников IX—X в.: Ύποτύπωσις, приписываемый св. Феодору Студиту; Δια-τύπωσις св. Афанасия, уже согласно указывают в начале вечерни этот псалом. — Что касается способа пения его, то в «Каноне антифонов (припевов) для псалмов Великой церкви Божией», надписанном именем Константинопольского патр. Анфима (VI в.), для этого псалма указан припев: «Ущедри (οικτείρησον) мя Господи». Торжественное пение псалма в начале вечерни на бдении ввели, конечно, только Иерусалимские уставы, древнейшие списки которых из известных ныне, как грузинский Шиомгвимский и греч. Севаст. XIII в., греч. Синод. XIV в., говорят о пении псалма на 8 гл., но древнейшие славянские (XIV в.) молчат о гласе. Те и другие не указывают и припевов к псалму. Их не указывают и рукописи Типик. XVI в. Но все древ­нейшие уставы единогласно требуют повышения голоса, и вообще более торжественного пения, с середины 28 ст. псалма: «Отверзшу Тебе руку» (описание 6-го дня творения и Промысла): «когда же дойдем (φθάσωμεν) (слав. XIV в.: «по речении стиха от канонарха си есть») до стиха: «Отверзшу (Άνοίξαντος) Тебе руку», творит екклисиарх игумену поклон (μετάνοιαν) и поднимает голос на этом стихе выше (αναφωνεί τον στίχον ύψηλότερον) (+ Шиомгв. и Синод.:) игумен, если же его нет, екклисиарх». К этому слав. XIV в. прибавляют: «по скончании же псалма совокупльшеся оба лика поют стих: Яко возвеличишася дела Твоя, Слава — тойжде глас (то же), и ныне — також. И отступят на своя места, лик же первый поет: алеа алеа (аллилуиа) слава Тебе Боже».

Цитаты на с. 62. Согласно с этим на Афоне предначинательный псалом на бдении, по описанию архимандрита Антонина Капустина (от 1859 г.), исполняется следующим образом: «Началось чтение предначинательного псалма скорое и предвещавшее по-видимому очень быстрый ход службы. Но на половине 28 стиха псалма чтение прекратилось. Начались так называемые у певцов άνοιξαντάρια, т. е. остальные слова стиха и остальные стихи псалма, поемые на оба хора попеременно. Первый хор, или лучше первого хора псалт, начал выводить слова: Отверзшу (άνοίξαντος) Тебе руку и проч., и он же кончил псалом через два часа потом. Певцы после каждого стиха переменялись, становясь потом, облитые потом, в ряд припевателей» (Заметки поклонника св. горы. Киев, 1864, с. 31).

Припевы к псалму впервые указываются в древних Часословах. Так, в Часослове Краковского издания 1491 г. они вставлены в тексте киноварью (заменяем ее курсивом) после следующих стихов псалма: «Благослови душе моя Господа. Припель: Благословен еси Господи. И слуги Своя огнь палящь (ст. 4). Дивна дела Твоя Господи. От среды камения дадят глас (ст. 12). Слава Ти Господи сотворившему вся. Отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости (ст. 28). Слава Ти Господи анене наана неа пене на-ааинане сотворившему вся. И беззаконицы якоже не быти им. Благослови душе моя Господа» (ст. 35, последний). Те же припевы и на тех же местах псалма указывает и нынешний старообрядческий устав, но он указывает для пения не весь псалом, а избранные стихи его.

«Екклисиарх. Благослови душе моя Господа, припел: Благословен еси Господи. — . (правый лик). Меньший певец правого крылоса: Господи Боже мой возвеличился еси зело (ст. 1). Благословен еси Господи, — легко съ гласом соглашающим и прочим братиям с ними. Л. (левый лик): И в велелепоту ся облече. Благословен еси Господи.——–2-я статия. П. Духи и слуги Своя огнь палящь (ст. 4). Или: На горах станут воды (ст. 7). Припел: Дивна дела Твоя Господи. Л. По-среде гор пройдут воды (ст. 11). Или: От плода дел Твоих насытится земля (ст. 13). Припел: Дивна дела Твоя Господи. 3-я статия. П. И хлеб сердце человеку укрепит (ст. 15). Припел: Слава Ти Господи сотворившему вся. Л. Солнце позна запад свой (ст. 19)· Или: Испросите от Бога пищу себе (ст. 21). Слава Ти Господи сотворившему вся. П. Вся Премудростию сотворил еси (ст. 24). Слава Ти Господи—–— Л. Животная малая с великими (ст. 25.) Слава Ти Господи——-4-я статия. П. Отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости (ст. 28). Слава Ти Господи, аненененаани, сотворившему вся.——–Л. Обновиши лице земли (ст. 30). Слава Ти Господи с нененайки. П. Пою Богу моему дондеже есмь (ст. 33). Или: Аз же возвеселюся о Господе (ст. 34). Слава Ти Господи. Л. Благослови душе моя Господа (ст. 35). Слава Ти Господи. П. Слава Отцу и Сыну и Св. Духу. Слава Ти Господи. И ныне и присно и во веки веков аминь. Слава Ти Господи с нененайки же. Скончавшуся же псалму, поем аллилуиа, аллилуиа слава Тебе Боже, дважды, спроста, таже в 3 — поют разводно» (Устав, сир. Око церк. л. 9 об. 10;——-означены опущенные уставные замечания о действиях священника при пении псалма).

Действия священника на предначинательном псалме

Пение предначинательного псалма, несмотря на всю торжественность, не сопровождается никакими обрядами. Каждение, как мы видели, должно оканчиваться до него. Напротив, с начала пения его священник как бы оставляет на время совершение службы: он вместе с параекклисиархом, участвовавшим в каждении, выйдя из алтаря, творят пред св. дверьми — предполагается — закрыв предварительно их, — три поклона (μετάνοια); затем, обратившись назад, творят поклон предстоятелю и на оба лика по одному, и уходят на свои места (στασίδια).

Все это замечание не вполне приложимо к приходским храмам, где ни игумена, ни параекклисиарха нет.

Когда же начнут петь «Вся Премудростию сотворил еси» и «Слава Ти Господи сотворившему вся», т. е. 24 ст. псалма (всех 35 ст.) с его припевом, священник опять подходит к св. дверям и здесь в епитрахили с открытою головою (ασκεπής) читает (λέγει) светильничные молитвы, которые заключают моление о всем потребном для вечера и этим отвечают хвале предначинательного псалма за истекший день. Читаются эти молитвы пред св. дверьми, так как еще не совершен вход в алтарь. Посему, по сравнению с этими молитвами, высшую степень занимает молитва входа и еще высшую — молитва главопреклонения, читаемая пред св. трапезою.

Древние уставы имеют здесь незначительные разности с нынешним. Древнейшие греческие и Шиомгвимский говорят об одном поклоне священника св. вратам и по одному хорам (3 поклона вместо нынешних 6), древнейший славянский уже 3 поклона св. вратам (5 поклонов); те и другой не говорят о поклоне предстоятелю; списки XVI в. и старообр. — как ныне. Значительнее разница, что греческие и Шиомгвимский чтение светильничных молитв назначают с «Отверзшу Тебе руку», т. е. позже, чем нынешний, на 4 стиха псалма, со ст. 28; но древнейший славянский (XIV в.) и «Чин» патр. Филофея — уже как ныне. Изменение вызвано, может быть, укорочением напевов. Списки XVI в. и старообрядческий вместо нынешнего «в епитрахили» (не имеющегося во всех древних): «и восприем патрахиль и прекрестив его рукою крестообразно и целовав воскладает на ся». Предполагается практика, соблюдающаяся и ныне на Востоке и в Греции, что священник одевает епитрахиль каждый раз только на время молитв и свящ. действий, все же остальное время службы стоит без нее в ряду других братий; ввиду этого епитрахиль вешается на лицевой стороне иконостаса у св. дверей2.

Страница сгенерирована за 0.23 секунд !

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.

Предначинательный псалом молитва

Переводы Богослужебных книг

ПСАЛТИРЬ ЦАРЯ И ПРОРОКА ДАВИДА

ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЧТЕНИЯ ПСАЛТИРИ

Разумно да будет, како подобает особь пети Псалтирь

Аще иерей, глаголет: Благослове́н Бог наш, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Аще ли ни, глаголи умиленно: Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

Царю Небесный. Трисвятое. И по Отче наш:

После начальных молитв:

Тропари сия, глас 6:

Тропари покаянные, глас 6

П оми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас, / вся́каго бо отве́та недоуме́юще, / сию́ Ти моли́тву / я́ко Влады́це гре́шнии прино́сим: / поми́луй нас.

П омилуй нас, Господи, помилуй нас, / ибо, не находя себе никакого оправдания, / молитву эту мы, грешные, / Тебе приносим как Владыке: / помилуй нас.

Слава: Честно́е проро́ка Твоего́, Го́споди, торжество́, / Не́бо Це́рковь показа́, / с челове́ки лику́ют А́нгели. / Того́ моли́твами, Христе́ Бо́же, / в ми́ре упра́ви живо́т наш, / да пое́м Ти: Аллилу́иа.

Слава: Пророка Твоего, Господи, / священное торжество / Церковь небу уподобило: / с людьми ликуют Ангелы. / Его молитвами, Христе Боже, / в мире жизнь нашу направь, / дабы мы пели Тебе: «Аллилуиа».

И ныне: Мно́гая мно́жества мои́х, Богоро́дице, прегреше́ний, / к Тебе́ прибего́х, Чи́стая, спасе́ния тре́буя: / посети́ немощству́ющую мою́ ду́шу / и моли́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего / да́ти ми оставле́ние, я́же соде́ях лю́тых, / Еди́на Благослове́нная.

И ныне: Безчисленно множество моих, Богородица, согрешений / – к Тебе я прибег, Чистая, нуждаясь в спасении. / Воззри́ милостиво на не́мощную мою душу / и хода́тайствуй пред Сыном Твоим и Богом нашим / дать мне прощение соделанных мною согрешений тяжких, / единая Благословенная.

Г о́споди, поми́луй (40). И поклонися, елико ти мощно.

Г осподи, помилуй (40). И поклонись сколько хочешь.

Таже молитва Святей Живоначальней Троице:

Молитва Святой Живоначальной Троице

В сесвята́я Тро́ице, Бо́же и Соде́телю всего́ ми́ра, поспеши́ и напра́ви се́рдце мое́, нача́ти с ра́зумом и конча́ти де́лы благи́ми богодухнове́нныя сия́ кни́ги, я́же Святы́й Дух усты́ Дави́довы отры́гну, и́хже ны́не хощу́ глаго́лати аз, недосто́йный, разуме́я же свое́ неве́жество, припа́дая молю́ся Ти, и е́же от Тебе́ по́мощи прося́: Го́споди, упра́ви ум мой и утверди́ се́рдце мое́, не о глаго́лании усте́н стужа́ти си, но о ра́зуме глаго́лемых весели́тися, и пригото́витися на творе́ние до́брых дел, я́же учу́ся, и глаго́лю: да до́брыми де́лы просвеще́н, на суди́щи десны́я Ти страны́ прича́стник бу́ду со все́ми избра́нными Твои́ми. И ны́не, Влады́ко, благослови́, да, воздохну́в от се́рдца, и язы́ком воспою́, глаго́ля си́це:

В сесвятая Троица, Боже и Создатель всего мiра! Поспеши и направь сердце моё, начать с пониманием и окончить делами добрыми богодухновенную сию книгу, которую Дух Святой изрёк устами Давида и которую ныне намерен читать я, недостойный. Но сознавая свое невежество, повергаюсь пред Тобою, молюсь и прошу помощи у Тебя: Господи, направь ум мой и утверди сердце моё заботиться не о словах уст, но о смысле произносимого веселиться и готовиться к исполнению добрых дел – того, чему учусь я и что произношу, – чтобы, добрыми делами просвещённый, на Суде Твоём я удостоился стать справа от Тебя со всеми избранниками Твоими. И ныне, Владыка, благослови, дабы, вздохнув от сердца, я и языком воспел, говоря так:

П рииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.

Таже постой мало, дондеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскоре, без лености, со умилением и сокрушенным сердцем. Рцы cиe: Блаже́н муж: тихо и разумно, со вниманием, а не борзяся, якоже и умом разумевати глаголемая.

П ридите, покло́нимся Царю нашему, Богу. Придите, покло́нимся и припадём ко Христу, Царю, нашему Богу. Придите, покло́нимся и припадём к Самому́ Христу, Царю и Богу нашему.

Затем постой немного, пока не успокоятся все чувства. Тогда сотвори начало не спеша, без лености, с умилением и сокрушенным сердцем. Скажи слова: “Блажен муж. ” тихо и вдумчиво, со вниманием, а не торопясь, чтобы и умом понимать произносимое.

Прочтя первую статию, там, где напечатано “Слава:” читай:

С лава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже! (трижды, с тремя поклонами) . Господи, помилуй (3) . Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

И начинай вторую статию. Дойдя до “Слава:” снова читай:

С лава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже! (трижды, с тремя поклонами) . Господи, помилуй (3) . Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

И начинай третью статию. Дойдя до “Слава:” читай:

С лава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже! (трижды, с тремя поклонами) .

И далее читай Трисвятое по Отче наш: покаянные тропари, Господи, помилуй (40) и положенную после кафизмы молитву.

Если продолжаешь чтение, начинай вторую кафизму с троекратного Придите, поклонимся: и далее псалмы по указанному выше уставу. Если же завершаешь чтение, читай заключительные молитвы: Достойно есть: и последующие и произноси отпуст.

Псалом 1

Псало́м Дави́ду, не надпи́сан у евре́й.

Псалом Давида, не надписанный у евреев.

1 Блаже́н муж, и́же не и́де на сове́т нечести́вых и на пути́ гре́шных не ста, и на седа́лищи губи́телей не се́де,

1 Блаже́н муж, который не пошёл на совет нечестивых, и на путь грешных не стал, и на седалище губителей не сел,

2 но в зако́не Госпо́дни во́ля eго́, и в зако́не Его́ поучи́тся день и нощь.

2 но в законе Господнем – воля его, и в закон Его вникать он будет день и ночь.

3 И бу́дет я́ко дре́во насажде́нное при исхо́дищих вод, е́же плод свой даст во вре́мя свое́, и лист eго́ не отпаде́т, и вся, ели́ка а́ще твори́т, успе́ет.

3 И будет как дерево, посаженное при источниках вод, которое плод свой даст во время своё, и лист его не опадёт, и во всём, что бы ни делал, преуспеет.

4 Не та́ко нечести́вии, не та́ко, но я́ко прах, eго́же возмета́ет ветр от лица́ земли́.

4 Не так нечестивые, не так, но как прах, что сметает ветер с лица́ земли.

5 Сего́ ра́ди не воскре́снут нечести́вии на суд, ниже́ гре́шницы в сове́т пра́ведных.

5 Потому не восстанут нечестивые на суде, как и грешники – в совете праведных,

6 Я́ко весть Госпо́дь путь пра́ведных, и путь нечести́вых поги́бнет.

6 ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Псалом 2

1 Вску́ю шата́шася язы́цы, и лю́дие поучи́шася тще́тным?

1 Для чего разъярились язычники и народы замыслили тщетное?

2 Предста́ша ца́рие зе́мстии, и кня́зи собра́шася вку́пе на Го́спода и на Христа́ Его́.

2 Предстали цари земные и князья собра́лись вместе против Господа и против Помазанника Его:

3 Расто́ргнем у́зы их и отве́ржем от нас и́го их.

3 "Расторгнем узы их и сбросим с себя иго их!"

4 Живы́й на Небесе́х посмее́тся им, и Госпо́дь поруга́ется им.

4 Живущий на небесах осмеёт их, и Господь опозорит их.

5 Тогда́ возглаго́лет к ним гне́вом свои́м и я́ростию Свое́ю смяте́т я́.

5 Тогда обратится к ним во гневе Своём и в ярости Своей смутит их.

6 Аз же поста́влен есмь Царь от Него́ над Сио́ном, горо́ю свято́ю Его́,

6 Я же поставлен Им царём над Сионом, горою святою Его;

7 возвеща́яй повеле́ние Госпо́дне. Госпо́дь рече́ ко Мне: Сын Мой еси́ Ты, Аз днесь роди́х Тя.

7 возвещаю повеление Господне: Господь сказал Мне: "Ты – Сын Мой, Я сегодня родил Тебя.

8 Проси́ от Мене́, и дам Ти язы́ки достоя́ние Твое́, и одержа́ние Твое́ концы́ земли́.

8 Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твоё, и во владение Твоё – концы земли.

9 Будешь пасти их жезло́м железным, как сосуды горшечника сокрушишь их".

10 И ны́не, ца́рие, разуме́йте, накажи́теся вси судя́щии земли́.

10 И ныне, цари, поймите, научи́тесь, все судьи земли́.

11 Рабо́тайте Го́сподеви со стра́хом и ра́дуйтеся Ему́ с тре́петом.

11 Служи́те Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом.

12 Приими́те наказа́ние, да не когда́ прогне́вается Госпо́дь и поги́бнете от пути́ пра́веднаго, егда́ возгори́тся вско́ре я́рость Его́. Блаже́ни вси наде́ющиися Нань.

12 Примите наставление, чтобы не прогневался Господь, и вы погибнете, сбившись с пути праведного, когда вскоре возгорится ярость Его. Блаженны все, надеющиеся на Него!

1 Псало́м Дави́ду, внегда́ отбега́ше от лица́ Авессало́ма, сы́на своего́.

1 Псалом Давида, когда он бежал от Авессало́ма, сына своего.

2 Го́споди, что ся умно́жиша стужа́ющии ми? Мно́зи востаю́т на мя,

2 Господи, почему умножились теснящие меня? Многие восстают на меня,

3 многие говорят душе моей: нет спасения ему в Боге его.

4 Ты же, Го́споди, Засту́пник мой еси́, сла́ва моя́ и вознося́й главу́ мою́.

4 Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, и Ты возносишь главу мою.

5 Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, и услы́ша мя от горы́ святы́я Своея́.

5 Гласом моим я ко Господу воззвал, и Он услышал меня со святой горы Своей.

6 Аз усну́х, и спах, воста́х, я́ко Госпо́дь засту́пит мя.

6 Я уснул и спал; пробудился, ибо Господь защитит меня.

7 Не убою́ся от тем люде́й, о́крест напа́дающих на мя.

7 Не убоюсь множеств людей, круго́м нападающих на меня.

8 Воскресни́, Го́споди, спаси́ мя, Бо́же мой, я́ко Ты порази́л еси́ вся вражду́ющыя ми всу́е: зу́бы гре́шников сокруши́л еси́.

8 Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой, ибо Ты поразил всех враждующих против меня тщетно, зубы грешников Ты сокрушил.

9 Госпо́дне есть спасе́ние, и на лю́дех Твои́х благослове́ние Твое́.

9 От Господа спасение, и к народу Твоему – благословение Твоё.

Псалом 4

1 К исполнению, на струнах. Песнь Давида.

2 Внегда́ призва́ти ми, услы́ша мя Бог пра́вды моея́, в ско́рби распространи́л мя еси́, уще́дри мя и услы́ши моли́тву мою́.

2 Когда я призвал, услышал меня Бог правды моей; в тесноте Ты дал мне простор. Сжалься надо мною и услышь молитву мою.

3 Сы́нове челове́честии, доко́ле тяжкосе́рдии? Вску́ю лю́бите суету́ и и́щете лжи?

3 Сыны человеческие, доколе вы тяжки сердцем? Для чего любите тщету́ и ищете лжи?

4 И уве́дите, я́ко удиви́ Госпо́дь преподо́бнаго Своего́: Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему́.

4 И познайте, что дивным соделал Господь святого Своего. Господь услышит меня, когда я воззову к Нему.

5 Гне́вайтеся, и не согреша́йте, я́же глаго́лете в сердца́х ва́ших, на ло́жах ва́ших умили́теся.

5 Гневайтесь – но не грешите в том, что́ говорите в сердцах ваших; на ложах ваших сокрушайтесь.

6 Пожри́те же́ртву пра́вды и упова́йте на Го́спода.

6 Принесите жертву правды и уповайте на Господа.

7 Мно́зи глаго́лют: кто яви́т нам блага́я? Зна́менася на нас свет лица́ Твоего́, Го́споди.

7 Многие говорят: "Кто покажет нам благо?" – Отметил нас свет лица́ Твоего, Господи!

8 Дал еси́ весе́лие в се́рдце мое́м: от плода́ пшени́цы, вина́ и еле́а своего́ умно́жишася.

8 Ты дал веселье сердцу моему: от плода́ пшеницы, вина и еле́я своего они преисполнились.

9 В ми́ре вку́пе усну́ и почи́ю, я́ко Ты, Го́споди, еди́наго на упова́нии всели́л мя еси́.

9 С миром лягу и сразу усну, ибо Ты, Господи, мне одному дал с надеждою жить.

1 О насле́дствующем, псало́м Дави́ду.

1 О наследующей. Псалом Давида.

2 Слова мои услышь, Господи, уразумей вопль мой,

3 Вонми́ гла́су моле́ния моего́, Царю́ мой и Бо́же мой, я́ко к Тебе́ помолю́ся, Го́споди.

3 внемли́ гласу моления моего, Царь мой и Бог мой, ибо к Тебе помолюсь я, Господи.

4 Зау́тра услы́ши глас мой, зау́тра предста́ну Ти, и у́зриши мя.

4 Рано утром услышь голос мой, рано утром предстану Тебе и буду взирать.

5 Я́ко Бог не хотя́й беззако́ния, Ты еси́: не присели́тся к Тебе́ лука́внуяй,

5 Ибо Ты Бог, не желающий беззакония, не посе́лится при Тебе творящий зло,

6 ниже́ пребу́дут беззако́нницы пред очи́ма Твои́ма: возненави́дел еси́ вся де́лающыя беззако́ние.

6 не пребудут и беззаконники пред очами Твоими; возненавидел Ты всех, делающих беззаконие.

7 Погуби́ши вся глаго́лющыя лжу: му́жа крове́й и льсти́ва гнуша́ется Госпо́дь.

7 Ты погу́бишь всех, говорящих ложь; кровожадным и коварным гнушается Господь.

8 Аз же мно́жеством ми́лости Твоея́, вни́ду в дом Твой, поклоню́ся ко хра́му свято́му Твоему́, в стра́се Твое́м.

8 Я же по множеству милости Твоей войду в дом Твой, поклонюсь пред храмом святым Твоим в страхе Твоём.

9 Го́споди, наста́ви мя пра́вдою Твое́ю, враг мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю путь мой.

9 Господи, поведи меня в правде Твоей ради врагов моих, направь пред Тобою путь мой.

10 Я́ко несть во усте́х их и́стины, се́рдце их су́етно, гроб отве́рст горта́нь их: язы́ки свои́ми льща́ху.

10 Ибо нет в устах их истины, сердце их су́етно, гроб открытый – гортань их, языка́ми своими обманывали.

11 Суди́ им, Бо́же, да отпаду́т от мы́слей свои́х, по мно́жеству нече́стия их изри́ни я́, я́ко преогорчи́ша Тя, Го́споди.

11 Осуди их, Боже, да отстанут они от замыслов своих, по множеству нечестия их изгони их, ибо они огорчили Тебя, Господи.

12 И да возвеселя́тся вси упова́ющии на Тя, во век возра́дуются, и всели́шися в них, и похва́лятся о Тебе́ лю́бящии и́мя Твое́.

12 И да возвеселятся все, надеющиеся на Тебя, вовек возрадуются, и Ты посе́лишься среди них, и будут хвалиться Тобою любящие имя Твоё.

13 Я́ко Ты благослови́ши пра́ведника, Го́споди: я́ко ору́жием благоволе́ния венча́л еси́ нас.

13 Ибо Ты благослови́шь праведника, Господи; как оружием благоволе́нием Ты оградил нас.

1 В коне́ц, в пе́снех о осмо́м, псало́м Дави́ду.

1 К исполнению, по образу гимнов, о дне восьмом. Псалом Давида.

2 Го́споди, да не я́ростию Твое́ю обличи́ши мене́, ниже́ гне́вом Твои́м нака́жеши мене́.

2 Господи, не обличи меня в ярости Твоей и не накажи меня гневом Твоим.

3 Поми́луй мя, Го́споди, я́ко не́мощен есмь, исцели́ мя, Го́споди, я́ко смято́шася ко́сти моя́.

3 Помилуй меня, Господи, ибо немощен я, исцели меня Господи, ибо сотряслись кости мои,

4 и душа моя смутилась сильно; и Ты, Господи, доколе?

5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей.

6 Я́ко несть в сме́рти помина́яй Тебе́: во а́де же кто испове́стся Тебе́?

6 Ибо нет среди мёртвых того, кто помнит Тебя, а во аде кто прославит Тебя?

7 Утруди́хся воздыха́нием мои́м, измы́ю на вся́ку нощь ло́же мое́, слеза́ми мои́ми посте́лю мою́ омочу́.

7 Устал я от стенания моего; каждую ночь омывать буду ложе моё, слезами моими постель мою орошать.

8 Смяте́ся от я́рости о́ко мое́, обетша́х во всех вразе́х мои́х.

8 Смутилось от гнева око моё: я состарился среди всех врагов моих.

9 Отступи́те от мене́, вси де́лающии беззако́ние, я́ко услы́ша Госпо́дь глас пла́ча моего́:

9 Отступи́те от меня, все делающие беззаконие, ибо услышал Господь глас плача моего,

10 услышал Господь моление моё, Господь при́нял молитву мою.

11 Да постыдя́тся и смяту́тся вси врази́ мои́, да возвратя́тся и устыдя́тся зело́ вско́ре.

11 Да постыдятся и смутятся все враги мои, да обратятся вспять и устыдятся очень скоро.

1 Псало́м Дави́ду, его́же воспе́т Го́сподеви о словесе́х Хуси́евых, сы́на Иемени́ина.

1 Псалом Давида, который он воспел Господу о словах Хуси́я, сына Иемени́ина.

2 Го́споди Бо́же мой, на Тя упова́х, спаси́ мя от всех гоня́щих мя и изба́ви мя:

2 Господи, Боже мой! На Тебя уповаю; спаси меня от всех гоня́щих меня и избавь меня,

3 да не когда́ похи́тит я́ко лев ду́шу мою́, не су́щу избавля́ющу, ниже́ спаса́ющу.

3 да не похитит враг, как лев, душу мою, когда нет ни избавляющего, ни спасающего.

4 Го́споди Бо́же мой, а́ще сотвори́х сие́, а́ще есть непра́вда в руку́ мое́ю,

4 Господи, Боже мой, если я соделал это, если есть неправда в руках моих,

5 а́ще возда́х воздаю́щым ми зла, да отпаду́ у́бо от враг мои́х тощ.

5 если я воздал воздающим мне злом, то пусть паду я без сил от врагов моих.

6 Да пожене́т у́бо враг ду́шу мою́ и да пости́гнет, и попере́т в зе́млю живо́т мой, и сла́ву мою́ в персть всели́т.

6 Пусть же враг погонит душу мою и настигнет, и втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет во прах.

7 Воскресни́, Го́споди, гне́вом Твои́м, вознеси́ся в конца́х враг Твои́х, и воста́ни, Го́споди Бо́же мой, повеле́нием, и́мже запове́дал еси́.

7 Восстань, Господи, во гневе Твоём, возвысься на пределах врагов Твоих и пробудись, Господи, Боже мой, по велению, которое Ты запове́дал;

8 И сонм люде́й обы́дет Тя, и о том на высоту́ обрати́ся.

8 и собрание народов окружи́т Тебя, и ради него на высоту возвратись!

9 Госпо́дь су́дит лю́дем: суди́ ми, Го́споди, по пра́вде мое́й, и по незло́бе мое́й на мя.

9 Господь будет судить народы; суди меня, Господи, по правде моей и по беззлобию моему во мне.

10 Да сконча́ется зло́ба гре́шных, и испра́виши пра́веднаго, испыта́яй сердца́ и утро́бы, Бо́же, пра́ведно.

10 Пусть окончится злоба грешных, и Ты направишь праведного, испытывающий сердца́ и внутренности, Боже, праведно.

11 По́мощь моя́ от Бо́га, спаса́ющаго пра́выя се́рдцем.

11 Помощь мне от Бога, спасающего правых сердцем.

12 Бог суди́тель пра́веден и кре́пок, и долготерпели́в, и не гнев наводя́й на всяк день.

12 Бог – судия́ праведный, и крепкий, и долготерпеливый, и не на всякий день наводящий гнев.

13 А́ще не обратите́ся, ору́жие Свое́ очи́стит, лук Свой напряже́ и угото́ва и́

13 Если вы не обратитесь, Он меч Свой начистит; лук Свой Он натянул и приготовил его,

14 и в нем угото́ва сосу́ды сме́ртныя, стре́лы Своя́ сгара́емым соде́ла.

14 и с ним приготовил орудия смерти, стрелы Свои для сжигаемых соделал.

15 Се боле́ непра́вдою, зача́т боле́знь, и роди́ беззако́ние:

15 Вот нечестивый в муках произвёл неправду, зача́л бедствие и родил беззаконие;

16 вырыл ров и выкопал его, и упадёт в яму, которую устроил.

17 Обрати́тся боле́знь eго́ на главу́ eго́, и на верх eго́ непра́вда eго́ сни́дет.

17 Возвратится бедствие его на главу его и на темя его сойдёт его неправда.

18 Испове́мся Го́сподеви по пра́вде Его́ и пою́ и́мени Го́спода Вы́шняго.

18 Я прославлю Господа по правде Его и воспою имени Господа Всевышнего.

Псалом 8

1 К исполнению, о точилах. Псалом Давида.

2 Го́споди, Госпо́дь наш, я́ко чу́дно и́мя Твое́ по всей земли́, я́ко взя́тся великоле́пие Твое́ превы́ше небе́с.

2 Господи, Господь наш, как чу́дно имя Твоё по всей земле, ибо превознеслось великолепие Твоё превыше небес!

3 Из уст младе́нец и ссу́щих соверши́л еси́ хвалу́, враг Твои́х ра́ди, е́же разруши́ти врага́ и ме́стника.

3 Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу ради врагов Твоих, чтобы уничтожить врага и мстителя.

4 Когда увижу небеса – дела персто́в Твоих, луну и звёзды, которые Ты утвердил,

5 Что есть челове́к, я́ко по́мниши eго́? или́ сын челове́чь, я́ко посеща́еши eго́?

5 то что́ – человек, что Ты помнишь его, или сын человеческий, что посещаешь его?

6 Чем-то малым Ты ума́лил его пред Ангелами, славою и честью увенчал его,

7 И поста́вил еси́ eго́ над де́лы руку́ Твое́ю, вся покори́л еси́ под но́зе eго́.

7 и поставил его над делами рук Твоих, всё покорил под ноги его:

8 О́вцы и волы́ вся, еще́ же и скоты́ польски́я,

8 овец и всех волов, а ещё и скот на полях,

9 пти́цы небе́сныя, и ры́бы морски́я, преходя́щыя стези́ морски́я.

9 птиц небесных и рыб морских, всё проходящее стезя́ми морскими.

10 Го́споди, Госпо́дь наш, я́ко чу́дно и́мя Твое́ по всей земли́.

10 Господи, Господь наш, как чу́дно имя Твоё по всей земле!

По 1-й кафисме,

Трисвятое по Отче наш:

После кафизмы 1

Трисвятое по Отче наш:

И тропари сия, глас 1:

В беззако́ниих зача́вся аз, блу́дный, / не дерза́ю взира́ти на высоту́ небесну́ю, / но дерза́я на человеколю́бие Твое́, зову́: / Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго, и спаси́ мя.

Тропари, глас 1

В беззакониях зача́т я, блудный, / и не смею взирать на высоту небес, / но, дерзновенно надеясь на человеколюбие Твоё, взываю: / "Боже, очисти меня, грешного, и спаси меня!"

А́ ще пра́ведник едва́ спаса́ется, / аз где явлю́ся, гре́шный? / Тяготы́ и зно́я дневна́го не понесо́х, / но с нае́мники единонадеся́того часа́ / сопричти́ мя, Бо́же, и спаси́ мя.

Е сли праведник едва спасается, / где окажусь я, грешный? / Тягости и зноя дня я не перенёс, / но к работникам одиннадцатого часа / сопричти меня, Боже, и спаси меня.

Слава: Объя́тия О́тча отве́рсти ми потщи́ся, / блу́дно мое́ ижди́х жити́е, / на бога́тство неиждива́емое взира́яй щедро́т Твои́х, Спа́се, / ны́не обнища́вшее мое́ да не пре́зриши се́рдце. / Тебе́ бо, Го́споди, умиле́нием зову́: / согреши́х на не́бо и пред Тобо́ю.

Слава: Объятия отеческие открыть мне поспеши: / блудно я растратил жизнь мою, / на богатство неисчерпаемое милостей Твоих, Спаситель, взирая безучастно! / Ныне не пре́зри обнищавшего моего сердца, / ибо к Тебе, Господи, в сокрушении взываю: / "Согрешил я, Отче, против неба и пред Тобою!"

И ныне: Упова́ние христиа́н, Пресвята́я Де́во, / Его́же родила́ еси́ Бо́га / па́че ума́ же и сло́ва, / непреста́нно моли́ с го́рними си́лами / да́ти оставле́ние грехо́в нам всем, / и испра́вление жития́, / ве́рою и любо́вию при́сно Тя чту́щим.

И ныне: Надежда христиан, Пресвятая Дева, / непрестанно моли с Горними Силами / Бога, рожденного Тобою превыше и ума и слова, / дать прощение грехов и исправление жизни всем нам, / с верою и любовью всегда Тебя почитающим.

Г о́споди, поми́луй (40) и молитва:

Г осподи, помилуй (40) и молитва:

В лады́ко Вседержи́телю, Непостижи́ме, Нача́ло све́та и преу́мная Си́ло, и́же Ипоста́сного Сло́ва Оте́ц и еди́носильнаго Твоего́ Ду́ха Испусти́тель: милосе́рдныя ра́ди ми́лости и неизрече́нныя бла́гости не презре́вый челове́ческого естества́, тмо́ю греха́ содержи́мого, но Боже́ственными све́ты свяще́нных Твои́х уче́ний, зако́ном и проро́ки свети́вый ми́ру, последи́ же нам того́ единоро́дного Твоего́ Сы́на благоволи́вый пло́тию возсия́ти и ко осия́нию нас Твоего́ просвеще́ния наста́вити: да бу́дут у́ши Твои́ вне́млюще гла́су моле́ния на́шего, и да́руй нам, Бо́же, во бде́нном и тре́звенном се́рдце, всю настоя́щего жития́ нощь прейти́, ожида́ющым прише́ствия Сы́на Твоего́ и Бо́га нашего, судии́ всех, да не возлежа́ще и спя́ще, но бо́дрствующе и воздви́жени в де́лание за́поведей Твои́х обря́щемся и в ра́дость Его́ совни́дем, иде́же пра́знующих глас непреста́нный, и неизрече́нная сла́дость зря́щих Твоего́ лица́ добро́ту неизглаго́ланную. Я́ко Благ и Человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ славу возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

В ладыка Вседержитель, Непостижимый, Начало света и превышающая познание Сила, Ипоста́снаго Слова Отец и Единосильного Твоего Духа Источник, по безконечной милости и неизреченной благости не презревший человеческого естества, во тьме греха заключённого, но Божественным светом священных Твоих учений, законом и пророками светивший миру, после же сего благоволи́вший, чтобы Сам Единородный Твой Сын во пло́ти явился нам и к просвещению светом Твоим нас направил. Да будут уши Твои внимательны к голосу моления нашего, и да́руй нам, Боже, с бодрствующим и трезвенным сердцем всю ночь нашей нынешней жизни пройти, ожидая пришествия Сына Твоего и Бога нашего, Судии́ всех. Да найдёт Он нас не лежащими и спящими, но бодрствующими и поднявшимися, при исполнении заповедей Твоих, и все мы в радость Его войдём, где празднующих глас непрестанный, и невыразимое наслаждение созерцающих несказа́нную красоту лица́ Твоего. Ибо Ты благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

(c) Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).

При любом использовании материалов сайта, ссылка на автора обязательна.

Оценка 4.2 проголосовавших: 206
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here