Соня мармеладова молитва

Полное собрание и описание: соня мармеладова молитва для духовной жизни верующего человека.

ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ РОЛЬ ОБРАЗА СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ

Вот передо мной лежит книга Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Автор затрагивает в этом произведении многие проблемы, но самая главная из них — проблема нравственности. Достоевский касается этой проблемы во многих своих произведениях, но наибольшее развитие эта проблема получила именно в «Преступлении и наказании». Возможно, именно это произведение заставляет многих задуматься над своими поступками. Здесь, в этой книге, мы встретим много разных людей, но, пожалуй, самая открытая, честная и добрая — это Соня Мармеладова. Эта девушка с нелегкой судьбой. Рано ушла из жизни мать Сони, отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: она вынуждена идти на панель. Казалось бы, после такого поступка Соня должна была бы обозлиться на мачеху, ведь она практически заставила Соню зарабатывать деньги таким способом. Но Соня простила ее, больше того, она каждый месяц приносит деньги в дом, в котором уже не живет. Соня изменилась внешне, но душа её осталась прежней: кристально чистой. Соня готова пожертвовать собой ради других, а это может далеко не каждый. Она могла бы жить «духом и разумом», но должна кормить семью. И доказывает ее бескорыстность вот этот поступок.

Соня не осуждала людей за поступки, не осуждала ни отца, ни Раскольникова. Смерть отца оставила глубокий след в душе Сони: «Из-под этой. шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и неподвижными от ужаса глазами». Соня любила отца, несмотря на все его недостатки. Поэтому неожиданная смерть его была большой потерей в жизни Сони.

Она понимает и переживает вместе с людьми их боль. Так, она не осудила Раскольникова, когда он признался ей в совершенном преступлении: «Та вдруг взяла его за обе руки и преклонила к плечу голову. Этот короткий жест даже поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: как? ни малейшего отвращения, ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке!» Соня поняла, что, убив старуху процентщицу, Раскольников убил и себя. Рухнула его теория, и он в растерянности. Сонечка, искренне верящая в Бога, советует ему помолиться, раскаяться, поклониться земле. Раскольников понимает, что Соня исключительный человек: «Юродивая, юродивая!» На что Соня ему отвечает: «Да ведь я. бесчестная. я великая грешница». Ей не на кого надеяться, не от кого ждать помощи, поэтому она верит в Бога. В молитве Соня находит успокоение, так нужное ее душе. Она не судит людей, так как только. Бог имеет на это право. Но она не навязывает веру насильно. Она хочет, чтобы Раскольников пришел к этому сам. Хотя Соня наставляет и просит его: «Перекрестись, помолись хоть раз». Она любит этого человека и готова поехать с ним даже на каторгу, потому что верит: Раскольников поймет свою вину, раскается, начнет новую жизнь. Жизнь вместе с ней, с Соней. Любовь и вера придают ей силы в любых испытаниях и трудностях. И именно ее бесконечное терпение, тихая любовь, вера и желание помочь любимому человеку — все это вместе дало возможность Раскольникову начать новую жизнь. Для Сони и для самого Достоевского свойственно сочувствие человека человеку. Раскольников учит Соню смелости, мужественности. Соня учит его милосердию и любви, прощению и сочувствию. Она помогает ему найти путь к воскрешению души, но и сам Раскольников стремится к этому. Только на каторге он понимает и принимает веру и любовь Сони: «Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере. » Поняв это, Раскольников становится счастливым и делает Соню счастливой: «Он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания». Соне счастье дается в награду за ее страдания. Соня — идеал Достоевского. Потому что только высоконравственный человек, искренний и любящий, может быть идеалом. Соня несет с собой свет надежды и веры, любви и сочувствия, нежности и понимания — вот таким должен быть человек, по мнению Достоевского. И я с ним полностью согласна.

ХРИСТИАНСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, МОТИВЫ И ОБРАЗЫ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Православие, принесенное на Русь еще в X веке, глубочайшим образом повлияло на менталитет русского народа, наложило неизгладимый отпечаток на русскую душу. И, кроме того, православие принесло с собой письменность, а следовательно, и литературу. Христианское влияние так или иначе можно проследить на творчестве любого писателя. Глубочайшее внутреннее убеждение в христианских истинах и заповедях несет, в частности, такой титан русской литературы, как Достоевский. Его роман «Преступление и наказание» тому доказательство.

Отношение писателя к религиозному сознанию потрясает своей глубиной. Понятия греха и добродетели, гордыни и смирения, добра и зла — вот то, что интересует Достоевского. Грех и гордыню несет Раскольников, ключевой герой романа. Причем грех вбирает в себя не только прямые поступки, но и затаенные помыслы (Раскольников несет наказание еще до преступления). Пропустив через себя заведомо мощную теорию о «наполеонах» и «тварях дрожащих», герой убивает-таки старушку процентщицу, но не столько ее, сколько себя. Пройдя по пути саморазрушения, Раскольников тем не менее с помощью Сони находит ключ к спасению через страдание, очищение и любовь. Как известно, все эти понятия самые главные и важнейшие в христианском мировоззрении. Люди, лишенные покаяния и любви, не познают света, а увидят темный загробный мир, страшный по своей сути. Так, Свидригайлов уже при жизни имеет четкое представление о загробном мире. Он предстает перед нами в виде «черной бани с пауками и мышами» — в христианском представлении это картина ада, для грешников, не знающих ни любви, ни покаяния. Также при упоминании о Свидригай-лове постоянно возникает «черт». Свидригайлов обречен: даже добро, которое он вот-вот уже готов совершить, напрасно (сон о 5-летней девочке): его добро не принимается, слишком поздно. Страшная сатанинская сила, черт, преследует и Раскольникова, в конце романа он скажет: «Черт меня вел на преступление». Но если Свидригайлов кончает жизнь самоубийством (совершает самый страшный смертный грех), то Раскольников очищается. Мотив молитвы в романе свойствен и Раскольникову (после сна о лошади молится, но его молитвы не услышаны, и он идет на преступление). Постоянно молятся Соня, дочь квартирной хозяйки (готовит себя в монастырь), дети Катерины Ивановны. Молитва, неотъемлемая часть христианина, становится частью и романа. Также присутствуют такие образы и символы, как крест и Евангелие. Соня дает Раскольникову Евангелие, принадлежавшее Лизавете, и, читая его, он возрождается к жизни. Крест Лизаветы Раскольников сначала от Сони не принимает, так как пока не готов, но затем берет, и опять же это связано с духовным очищением, возрождением от смерти к жизни.

Христианское в романе усиливается от многочисленных аналогий и ассоциаций с библейскими сюжетами. Присутствует реминисценция из Библии о Лазаре, притча, которую Соня читает Раскольникову на четвертый день после преступления. При этом Лазарь из этой притчи воскрес именно на четвертый день. То есть Раскольников эти четыре дня духовно мертв и, по сути, лежит в гробу («гроб» — каморка героя), а Соня пришла, чтобы спасти его. Из Ветхого завета в романе присутствует притча о Каине, из Нового — притча о мытаре и фарисее, притча о блуднице («если кто не греховен, пусть первым бросит в нее камень»), притча о Марфе — женщине, всю жизнь нацеленной на суету и пропускающей самое главное (Марфа Петровна, жена Свидригайлова, всю жизнь суетится, лишенная основного начала).

Четко прослеживаются евангельские мотивы в именах. «Капериаумов» — фамилия человека, у которого Соня снимала комнату, а Мария-блудница жила недалеко от города Капернаума. Имя «Лизавета» значит «почитающая Бога», юродивая. Имя Ильи Петровича вбирает в себя Илью (Илья-пророк, громовержец) и Петра (твердый как камень). Заметим, что именно он самым первым заподозрил Раскольникова. Катерина — «чистая, светлая». Цифры, являющиеся символичными в христианстве, символы и в «Преступлении и наказании». Это числа три, семь и одиннадцать. Соня выносит Мармеладову 30 копеек, первый раз она же приносит «с работы» 30 целковых; Марфа выкупает Свидригайлова также за 30, а он, как Иуда, предает ее, покушаясь на ее жизнь. Свидригайлов предлагает Дуне «до тридцати», Раскольников 3 раза звонит в колокольчик и столько же раз бьет старуху по голове. Происходит три встречи с Порфирием Петровичем. Число семь: в седьмом часу узнает, что не будет Лизаветы, совершает преступление «в седьмом часу». А ведь число 7 является символом союза Бога с человеком; совершая преступление, Раскольников хочет разорвать этот союз и поэтому терпит муки. В эпилоге: осталось 7 лет каторги, Свидригайлов прожил с Марфой 7 лет.

В романе присутствует тема добровольного мученичества ради покаяния, признания своих грехов. Именно поэтому Миколка хочет взять вину Раскольникова на себя. Но Раскольников, ведомый Соней, которая несет в себе христианскую правду и любовь, приходит (хотя через преграду сомнений) к народному раскаянию, ибо, по мысли Сони, только народное, открытое раскаяние при всех является настоящим. Воспроизводится главная мысль Достоевского в этом романе: человек должен жить, быть кротким, уметь прощать и сострадать, а все это возможно только с обретением истинной веры. Это чисто христианская точка отсчета, поэтому роман является трагикомическим, роман-проповедь.

В силу таланта и глубочайшего внутреннего убеждения Достоевского христианская мысль реализуется в полной мере, производит сильнейшее воздействие на читателя и, как следствие, доносит до каждого христианскую идею, идею спасения и любви.

Дата добавления: 2015-09-06 ; просмотров: 94 | Нарушение авторских прав

Достоевский ф. м. – Идейно-композиционная роль образа сони мармеладовой

Соня не осуждала людей за поступки, не осуждала ни отца, ни Раскольникова. Смерть отца оставила глубокий след в душе Сони: “Из-под этой. шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и неподвижными от ужаса глазами”. Соня любила отца, несмотря на все его недостатки. Поэтому неожиданная смерть его была большой потерей в жизни Сони.

Она понимает и переживает вместе с людьми их боль. Так, она не осудила Раскольникова, когда он признался ей в совершенном преступлении: “Та вдруг взяла его за обе руки и преклонила к плечу голову. Этот короткий жест даже поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: как? ни малейшего отвращения, ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке!” Соня поняла, что, убив старуху-процентщицу, Раскольников убил и себя. Рухнула его теория, и он в растерянности. Сонечка, искренне верящая в Бога, советует ему помолиться, раскаяться, поклониться земле. Раскольников понимает, что Соня — исключительный человек: “Юродивая, юродивая!” На что Соня ему отвечает: “Да ведь я. бесчестная. я великая грешница”. Ей не на кого надеяться, не от кого ждать помощи, поэтому она верит в Бога. В молитве Соня находит успокоение, так нужное ее душе. Она не судит людей, так как только Бог имеет на это право. Но она не навязывает веру насильно. Она хочет, чтобы Раскольников пришел к этому сам. Хотя Соня наставляет и просит его: “Перекрестись, помолись хоть раз”. Она любит этого человека и готова поехать с ним даже на каторгу, потому что верит: Раскольников поймет свою вину, раскается, начнет новую жизнь. Жизнь вместе с ней, с Соней. Любовь и вера придают ей силы в любых испытаниях и трудностях. И именно ее бесконечное терпение, тихая любовь, вера и желание помочь любимому человеку — все это вместе дало возможность Раскольникову начать новую жизнь. Для Сони и для самого Достоевского свойственно сочувствие человека человеку. Раскольников учит Соню смелости, мужественности. Соня учит его милосердию и любви, прощению и сочувствию. Она помогает ему найти путь к воскрешению души, но и сам Раскольников стремится к этому. Только на каторге он понимает и принимает веру и любовь Сони: “Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере. ” Поняв это, Раскольников становится счастливым и делает Соню счастливой: “Он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания”. Соне счастье дается в награду за ее страдания. Соня — идеал Достоевского. Потому что только высоконравственный человек, искренний и любящий, может быть идеалом. Соня несет с собой свет надежды и веры, любви и сочувствия, нежности и понимания — вот таким должен быть человек, по мнению Достоевского. И я с ним полностью согласна.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников читают Евангелие

В наше нелегкое время люди стали все чаще обращаться к Богу. Истинная Вера помогает человеку найти свой правильный путь в жизни и не ошибиться. В трудные минуты молитва, обращенная к Богу, утешает, дает душевные силы и надежду на лучшее. Для многих Библия становится настольной книгой. Слово Божие помогает нам жить, Вера влияет на наши судьбы, исцеляя и наставляя.

Много примеров этого мы можем найти в произведениях русской литературы. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» этому аспекту придается огромное значение. Сам автор был глубоко верующим человеком, и это помогало ему преодолевать тяготы жизни, сохранять в условиях каторги человеческое достоинство.

Не случайно о религии, пути к Богу, отношении к христианским заповедям рассуждают главные герои романа, но чувства и мысли автора выражает только Соня Мармеладова. С мой точки зрения, эпизод, в котором Родион Раскольников и Соня Мармеладова читают Евангелие, является центральным в произведении Достоевского.

Вчитываясь в один и тот же фрагмент о воскрешении Лазаря, герои по-разному его воспринимают, а ведь мы, читатели, помним, что Ф.М. Достоевский противопоставляет Соню и Раскольникова, их убеждения и переживания.

Для Сони в вере в Бога заключается смысл ее жизни. Страдания. Терпение, любовь – все познается героиней через Веру, глубокую и страстную, в которой она находит спасение и утешение, исцеление души. При чтении Евангелия в голосе Сони звучали радость, восторг, «она вся дрожала в действительной, настоящей лихорадке». Эмоциональное состояние героини писатель умело передает через деталь портрета: глаза Сони расширялись и темнели. Таким образом, автор хотел показать, насколько сильна и искренна ее Вера.

Именно ее, такую хрупкую и наивную девушку, Достоевский призывает спасти Раскольникова. Соне мечталось, что он уверует в Бога, и тем самым произойдет его чудесное духовное исцеление.

Однако Раскольников настроен скептически и отрицает существование Бога. Заключительные слова легенды о Лазаре: «Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовавший в него», – герой понимает как призыв к людям уверовать в него самого, в его теорию, как иудеи уверовали в Мессию.

Раскольников призывает Соню отречься от ее Веры и пойти с ним по его пути. Помочь в осуществлении целей. Она, по его мнению, должна оставить Христа, убедиться в правоте Раскольникова, поверить ему и попытаться вместе с ним искоренить страдания человеческие. Герой делает Соню своей соучастницей, напоминая, что она тоже, пусть жертвуя ради своей семьи, загубила собственную жизнь и совершила преступление: «Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это все равно!). Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной…»

Яростно сопротивляясь убеждениям Сони, Раскольников формулирует свое кредо, кредо маленького наполеона, который хочет безгранично владеть миром, осуществить «Царство Бождие» на земле исключительно по собственной воле: «Свободу и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!…»

Страдание Раскольникова, как он сам считает, – это великое страдание, а не то, которое проповедует Соня и благославляет христианство. Раскольников не понимает Соню, но, прикоснувшись к ее Вере, находит в себе силы следовать убеждениям этой удивительной девушки. Она, как светлый лучик, преображает главного героя, всеми силам своей Веры и любви помогает нравственному воскрешению Раскольникова.

Такова основная мысль автора. Не случайно в этом эпизоде Достоевский приводит краткие выдержки из Евангелия. Композиционно это очень важно соответствует авторскому замыслу: Лазарь умирает от болезни и воскресает, благодаря Чуду, которое совершил Иисус. Также и Раскольников одержим своей болезненной идеей, подтолкнувшей его к преступлению, и автор верит в духовное воскрешение своего героя с помощью Сони. Эта героиня несет свет христианской правды как высшей Правды человеческой, в ее уста писатель вложил свои мысли об истинной Вере, слове Божием.

Соня спасает Раскольникова и до конца остается верна Богу. Раскольников открывает Евангелие, ведь эта Книга рядом с ним даже на каторге. Он признает убеждения Сони, но его признание в совершенном преступлении – это признание в собственной слабости и несостоятельности. Герой не дает себе пощады за то, что не устоял и сломался, не смог «проверить» себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею…» Сама же идея Раскольникова остается незыблема и непоколебима.

Герои верны своим убеждениям, хотя вера их очень разная. Но Бог един для всех, и он наставит на истинный путь каждого, кто ощущает Его близость. По мысли автора романа, каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает жизнь и свое место в ней. Поэтому, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский пишет, что «… начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Итак, воскрешение человека – это великое дарование Богом новой жизни, но дается оно не каждому. Только те люди, которые способны на настоящий, великий нравственный подвиг, получают прощение и надежду на лучшую новую жизнь.

Идейно-композиционная роль образа Сони Мармеладовой

Вот передо мной лежит книга Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Автор затрагивает в этом произведении многие проблемы, но самая главная из них — проблема нравственности. Достоевский касается этой проблемы во многих своих произведениях, но наибольшее развитие эта проблема получила именно в “Преступлении и наказании”. Возможно, именно это произведение заставляет многих задуматься над своими поступками. Здесь, в этой книге, мы встретим много разных людей, но, пожалуй, самая открытая, честная и добрая — это Соня Мармеладова. Эта девушка с нелегкой судьбой. Рано ушла из жизни мать Сони, отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: она вынуждена идти на панель. Казалось бы, после такого поступка Соня должна была бы обозлиться на мачеху, ведь она практически заставила Соню зарабатывать деньги таким способом. Но Соня простила ее, больше того, она каждый месяц приносит деньги в дом, в котором уже не живет. Соня изменилась внешне, но душа ее осталась прежней: кристально чистой. Соня готова пожертвовать собой ради других, а это может далеко не каждый. Она могла бы жить “духом и разумом”, но должна кормить семью. И доказывает ее бескорыстность вот этот поступок.

Соня не осуждала людей за поступки, не осуждала ни отца, ни Раскольникова. Смерть отца оставила глубокий след в душе Сони: “Из-под этой. шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и неподвижными от ужаса глазами”. Соня любила отца, несмотря на все его недостатки. Поэтому неожиданная смерть его была большой потерей в жизни Сони.

Она понимает и переживает вместе с людьми их боль. Так, она не осудила Раскольникова, когда он признался ей в совершенном преступлении: “Та вдруг взяла его за обе руки и преклонила к плечу голову. Этот короткий жест даже поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: как? ни малейшего отвращения, ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке!” Соня поняла, что, убив старуху-процентщицу, Раскольников убил и себя. Рухнула его теория, и он в растерянности. Сонечка, искренне верящая в Бога, советует ему помолиться, раскаяться, поклониться земле. Раскольников понимает, что Соня — исключительный человек: “Юродивая, юродивая!” На что Соня ему отвечает: “Да ведь я. бесчестная. я великая грешница”. Ей не на кого надеяться, не от кого ждать помощи, поэтому она верит в Бога. В молитве Соня находит успокоение, так нужное ее душе. Она не судит людей, так как только Бог имеет на это право. Но она не навязывает веру насильно. Она хочет, чтобы Раскольников пришел к этому сам. Хотя Соня наставляет и просит его: “Перекрестись, помолись хоть раз”. Она любит этого человека и готова поехать с ним даже на каторгу, потому что верит: Раскольников поймет свою вину, раскается, начнет новую жизнь. Жизнь вместе с ней, с Соней. Любовь и вера придают ей силы в любых испытаниях и трудностях. И именно ее бесконечное терпение, тихая любовь, вера и желание помочь любимому человеку — все это вместе дало возможность Раскольникову начать новую жизнь. Для Сони и для самого Достоевского свойственно сочувствие человека человеку. Раскольников учит Соню смелости, мужественности. Соня учит его милосердию и любви, прощению и сочувствию. Она помогает ему найти путь к воскрешению души, но и сам Раскольников стремится к этому. Только на каторге он понимает и принимает веру и любовь Сони: “Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере. ” Поняв это, Раскольников становится счастливым и делает Соню счастливой: “Он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания”. Соне счастье дается в награду за ее страдания. Соня — идеал Достоевского. Потому что только высоконравственный человек, искренний и любящий, может быть идеалом. Соня несет с собой свет надежды и веры, любви и сочувствия, нежности и понимания — вот таким должен быть человек, по мнению Достоевского. И я с ним полностью согласна.

8929 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

«Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И.Ф. Анненский) (по одному из романов Ф.М. Достоевского – «Преступление и наказание» или «Идиот»)

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Идейно-композиционная роль образа Сони Мармеладовой

Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Оценка 4.1 проголосовавших: 187
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here