Полное собрание и описание: стих молитва ангел когда волнуется желтеющая нива для духовной жизни верующего человека.

Стих молитва ангел когда волнуется желтеющая нива

Ангел

Вот стихотворение “Ангел”. Читаешь первый раз и конечно же воспринимаешь его как искусную балладу, дивную, чарующую фантазию. Однако для Даниила Андреева “Ангел, несший его [Лермонтова] душу на землю и певший ту песнь, которой потом “заменить не могли ей скучные песни земли”, есть не литературный прием. а факт”. Перечитываешь стихотворение и вдруг понимаешь, что, если принять точку зрения Андреева, ответы на поставленные выше вопросы приходят сами собой. Они перед глазами!

Для мира печали и слез.

Остался — без слов, но живой.

Желанием чудным полна.

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

Что или кто может утешить его страждущую душу? Только природа родной земли, слияние с ее красотой и покоем дарят поэту минуты возвышенного отдыха.

И свежий лес шумит при звуке ветерка.

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.

Лермонтов унес с собой тайну русского сердца, оставив нам лишь намек на разгадку. Разгадать эту тайну не дано никому, но приобщиться к ней, войти в мир Лермонтова и вернуться в “мир печали и слез” с обновленной душой может попробовать каждый. Мир поэзии Лермонтова — это космос, и трудолюбивый читатель — неотъемлемая часть его, без которой этот космос далеко не полон.

Когда волнуется желтеющая нива

Вся тяжесть одиночества и скорби поэта с огромной силой во­плотилась в произведениях о природе. Пейзаж здесь неотделим от переживаний поэта. Лермонтов то противопоставляет свой внутрен­ний мир цветению природы, то сравнивает собственную судьбу с пе­чальной историей одинокой сосны или гонимого ветром листка. Иногда автор пытается отыскать в природе спасение от преследую­щего его отчаянья:

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка. –

. Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, –

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

Стихи Лермонтова – это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску, непонимание. Одна отрада для него – Родина. Любовью к Родине наполнены многие поэтические строки Лермонтова. Он бесконечно любит свой народ, тонко чувствует красоту родной природы. В стихотворении "Родина" поэт ясно отделяет подлинный патриотизм от мнимого, официального патриотизма николаевской России.

В стихотворении "Когда волнуется желтеющая нива" Лермонтов продолжает размышлять о своей "странной любви" к Родине. Она заключается в любви к полям, лесам, незатейливым пейзажам, к чете "белеющих берез". Родные просторы, природа как бы лечат поэта, он чувствует свое единение с богом:

Тогда смиряются души моей тревоги,

Тогда расходятся морщины на челе,

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога !

Стихотворения-молитвы Лермонтова тоже отражают противоречивость его религиозных взглядов и отличаются своеобразием авторской позиции. "Молитва" 1829г.- это мольба-спор лирического героя с Господом. "Молитва" 1837 г. – чистое молитвословие и в то же время шедевр любовной лирики: лирический герой молит о счастьи любимой женщины, хотя сам он "странник с пустынной душой". "Молитва" 1839г. – это отдохновение поэта, светлая грусть и надежда. "Когда волнуется желтеющая нива" – это единение с Богом, растворение в мире природы,

Пейзажная лирика раскрывает еще одну грань раздумий Лермонтова — природа в духовной жизни человека. В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива. ” лирический герой испытывает умиротворяющее воздействие “румяного вечера”, “златого утреннего часа”, когда “волнуется желтеющая нива”, кивают головками ландыши, играет по оврагу ключ, “свежий лес шумит при звуке ветерка”. Для создания картины идеальной красоты поэт использует эмоциональные эпитеты: сладостный листок, душистая роса, приветливое кивание ландыша, таинственная сага, мирный край.

Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека:

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.

Молитва

Это стихотворение отражает сложившееся мировоззрение художника.

В минуту слабости или душевной боли поэт обращается к Богу. В произведении с психологической проникновенностью передается состояние душевного просветления. Это состояние противопоставлено «трудной минуте жизни» .В данном стихотворении поэт открывается совершенно с другой стороны: он возносит молитву, восхищаясь, удивляясь и радуясь одновременно этому спасительному «мостику», который приводит героя к светлым душевным порывам.

Вместе с тем, «святая прелесть» предстает и как власть слова над человеком:

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых…

В самом деле, в нехитрых словах молитвы есть что-то мистическое. И, как бы ни был удручен поэт, в молитве он находит успокоение и черпает новые силы:

С души как бремя скатится

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

По сути, поэт и здесь намекает на свою неудовлетворенность окружающей его действительностью. Он остается разочарованным и мятежным, но «живые слова» даруют ему, пусть временное, но такое необходимое избавление от сомнений.

Тема урока: «М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива»

Методическая разработка урока в 7 классе

по теме «М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании образов»

Тема урока: «М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании образов.

Цель урока: создать условия для эмоционального восприятия поэзии поэта, дать возможность глубже осознать собственные мысли и чувства о поэте

Задачи обучающие: создать условия для формирования умений выявления настроения стихотворения, литературных приемов для передачи этого настроения читателям.

Развивающие задачи: создать условия для развития речи, кругозора учащихся, литературного развития, формирования выразительного чтения.

Воспитательные задачи: создать условия для формирования интереса к поэзии Лермонтова, воспитания чувств сопереживания, соучастия, сострадания, любви к природе.

Тип урока: урок сообщения нового материала.

Оборудование: электронная презентация с использованием романсов на стихи М.Ю. Лермонтов, портретов поэта.

  1. «А какой он – твой Лермонтов?». К 175-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. «Пионерская правда» , 14 октября 1989 года.
  2. Елисеева Т. А. «И в небесах я вижу бога…»: анализ лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова в IX классе /Т. А. Елисеева //Литература в школе. – 2010. – № 11. – С. 32-37
  3. О.А. Еремина. «Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»: восприятие, истолкование. Оценка». Поурочное планирование по литературе. 7 класс. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии «Литература . 7 кл.: для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Автор-составитель В.Я. Коровина и др. – 9-е издание. М.: Просвещение,2002». Издательство «Экзамен». Москва. 2003
  1. 1.(Вступительное слово учителя). Русский поэт и философ Д.С. Мережковский пишет так о своем отношении к Лермонтову: «Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием…». Говоря о произведениях Пушкина, мы с вами ощутили притягательную силу его творчества. М.Ю. Лермонтов – другой, но свет его поэзии обязательно коснется вашей души.

Воспоминания современников по-разному очерчивают его характер. Многие друзья вспоминают Лермонтова веселым и добрым, искренним, участливым и деликатным. А другие говорят, что чаще всего он был грустен, задумчив, даже угрюм. Были люди, которым он почему-то внушал нерасположение и был с ними насмешлив и зол. А для кого-то было неотразимым его обаяние. Даже внешность Лермонтова описывают по-разному.

(Слайд 2). И как непохожи портреты Лермонтова те, что оставили нам графики, живописцы, писавшие его с натуры.

Вот он изображен юношей в Москве – там учился в университете.

(Слайд 3). Вот он уже в Петербурге, стал военным, окончил школу кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков.

(Слайд 4). Автопортрет в бурке на фоне Кавказских гор больше, чем портреты писавших его художников приоткрывает нам тайну внутренней жизни поэта.

(слайд 5) Таким художник Петр Заболоцкий увидел Лермонтова в год гибели.

А вы, ребята, попробуйте сами открыть для себя Лермонтова.

Какой же он – ваш Лермонтов? Ответьте на этот вопрос, поразмышляв после этого урока дома.

У Лермонтова есть три стихотворения с названием «Молитва». Одно из них (В минуту трудную..» написано в 1939 году.

1). Подготовительная беседа. (Слайд 6) Что такое молитва? Когда человек прибегает к ней?

(Слайд 6). Молитва — это обращение к Богу, общение с Ним. Человек, который верит, что всё в мире зависит от воли Божией — рождение и смерть, счастье и неудачи, богатство и нищета, здоровье и болезни, постоянно обращается к Богу с молитвой, живёт в общении с Ним. В молитве он выражает просьбы, благодарит за исполнение их, прославляет Бога, кается в грехах.

К молитве человек прибегает чаще всего в трудную минуту, когда он нуждается в Божьей милости и помощи

Каким должно быть внутреннее состояние молящегося?

(Он должен сосредоточиться, отбросить все посторонние мысли и пребывать в состоянии смирения и благоговения.

Легко ли это? Посмотрим, читая стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…».)

2) (Слайд 7) Стихотворение «Ангел» посвящено М.А. Щербатовой, которой Лермонтов был увлечен в 1839-1840-х годах.

Современница поэта А.О. Смирнова-Россет вспоминала: «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи.

3) Послушаем его. (Стихотворение выразительно читается учителем.)

4) Восприятие. Каким настроением проникнуто стихотворение?

(Стихотворение наполнено настроением божественного откровения. Оно светлое, исполнено воодушевлением, надеждой, светлым спокойствием, гармония, исходит от каждого её слова).

(Вероятно, поэта мучили какие-то сомнения, в сердце теснилась грусть. Но чудная молитва вернула ему душевное равновесие, очистила его. Поэт пишет о том, что не только смысл молитвы, но и сами звуки обращенных к богу слов («Созвучья слов живых») помогают человеку пережить трудную минуту).

В чем сила «Чудной молитвы»? Прочитайте 2-ю строфу:

Есть сила благодатная

В созвучьях слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

(Слайд 8) Объясните значение эпитета «благодатная».

(благодатный – значит, исполненный Божественной благодати (само слово «благодать» церковное и обозначает Дары Духа Святого), т.е. воли и силы, полученных свыше.. А также «благодатный» означает приносящий благо, добро, счастье.. В данном случае это именно та сила, которая возвращает человеку душевное равновесие, укрепляет его дух и веру. И эта «сила благодатная» заключена в созвучье слов живых»

(Слайд 9) Какие отметим художественные средства выразительности?

(Эпитеты, употребленные с инверсией: «в минуту жизни трудную», «молитву чудную», «сила благодатная», «слов живых». В прямом порядке употреблены эпитеты «непонятная, святая прелесть»

Ощущение песни создают повторы («И верится, и плачется, /И так легко, легко…»).

(Слайды 10-17) Стихотворение положили на музыку более сорока композиторов, среди них М.И. Глинка, А.Л. Гумилев, М.П. Мусоргский, А.С. Даргомыжский и многие другие

Послушайте романс Доргомыжского (Исполняет Олег Погудин)

Какую молитву твердит наизусть поэт?

Значит уже не первый раз. Может быть, вот эту?

6) (Слайды 18 – 21). Звучит молитва «Царице моя преблагая…»)

7) Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Оценка. Чем вам понравилось стихотворение?

(Стихотворение звучит очень просто, естественно, как обычная человеческая речь, строки короткие. Но что-то в нем завораживает, заставляет повторять его несколько раз.)

1) Подготовка к восприятию стихотворения (Слайд 22) Стихотворение «Ангел» написано в 1831 году. Лермонтов вспоминал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать»

А литературовед И.Л. Андроников поясняет: «Природа наделила его страстями. Трех лет он плакал на коленях у матери от песни, которую она певала ему. И в память о рано угасшей матери и о песне он написал потом своего «Ангела»

2) Чтение стихотворения «Ангел». ( Читает наизусть подготовленный ученик).

3) Восприятие. Каким настроением проникнуто стихотворение?

(Мы чувствуем настроение светлой грусти, ожидание чуда, удивление перед тайной человеческой жизни).

(Стихотворение рассказывает о том, как ангел нес молодую человеческую душу, которая должна была воплотиться на земле, и пел прекрасную, ангельскую песню.. Поэт противопоставляет молодую безгрешную душу миру печали и слез, в котором этой душе предстоит жить. Душа томилась в земной жизни, она ощущала в себе звуки чудной песни, слова которой невозможно вспомнить:

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

Разработка урока на тему: Тема урока: «М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива», опубликована: 11 Дек 2011 в рубрике: Презентации

Стихотворения М. Ю. Лермонтова: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел»

Урок 14. Русская литература 7 класс

Конспект урока “Стихотворения М. Ю. Лермонтова: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел»”

Лермонтов считал недопустимым для себя предстать перед светским обществом добрым, мягкосердечным, верующим человеком. Никогда этот недобрый, завистливый, грубый и жестокий свет не увидит его истинной души.

Поэт представлялся ко всему равнодушным, насмешливо-ироничным, ни во что не верящим эгоистом. Он писал:

Как демон мой, я зла избранник,

Как демон, с гордою душой,

Я меж людей беспечный странник,

Для мира и небес чужой.

Но если внимательно читать стихи Лермонтова, то становится понятным, что его бессердечный эгоизм и неверие – только маска. Разве мог атеист написать такие строки:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом.

Лермонтов рос у своей бабушки Елизаветы Алексеевны, человека искренно верующего. Разумеется, и Михаила она растила таким же. Он соблюдал все церковные обряды, ездил с ней на богомолье по многим святым местам. И верил в Бога, но перед обществом рисовался во всём разочаровавшимся.

Тоска блуждает на моем челе.

Я холоден и горд; и даже злым

Толпе кажуся; но ужель она

Проникнуть дерзко в сердце мне должна?

Зачем ей знать, что в нём заключено?

Огонь иль сумрак там — ей всё равно.

Стихотворений с названием «Молитва» у Лермонтова несколько. Вот самое первое по времени написания. Это стихотворение было создано пятнадцатилетним юношей. Оно разделено на две неравных части. В первой молодой поэт перечисляет свои грехи, из которых на первое место ставит любовь к жизни. Затем он обвиняет себя в том, что мало заботится о душе своей:

Не обвиняй меня, всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильный

С её страстями я люблю;

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя,

За то, что в заблужденье бродит

Мой ум далеко от тебя;

Автор – поэт, и не властен над своим талантом. Он хочет всё знать, видеть, понять – страсти земные обуревают его, поэтому он боится обратиться к Богу. И за это тоже просит прощения.

За то, что лава вдохновенья

Клокочет на груди моей;

За то, что дикие волненья

Мрачат стекло моих очей;

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен

Я, боже, не тебе молюсь.

Понимая, что сам от всех этих страстей он не избавится, молодой поэт просит Бога освободить его от поэтического дара. И тогда, став обычным человеком, он припадёт к Господу.

Но угаси сей чудный пламень,

Преобрати мне сердце в камень,

Останови голодный взор;

От страшной жажды песнопенья

Пускай, творец, освобожусь,

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь.

Первая часть поражает своей честностью, горячим сожалением и раскаянием. А мы видим, как разнообразен мир поэта, какие мысли волнуют его.

Во втором стихотворении с таким же названием Лермонтов обращается к Деве Марии, матери Иисуса Христа. И молит он не о себе. Он, ещё молодой человек, уже пуст душою и чувствует себя одиноким странником в чуждом ему мире.

Я, матерь божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в мире безродного.

И всё же не за себя просит он Богородицу. Он молит Её защитить от «света холодного» любимую им девушку. Свет жесток и безжалостен, а она так молода и неопытна. И поэт горячо просит Богородицу быть заступницей и помощницей его любимой.

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

В двух строфах обрисована вся жизнь человека, всё, что ему необходимо для счастливого существования. И кончина его, если заслужит, тоже будет легка и светла.

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную –

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

Последняя «Молитва» – это не совсем молитва. Это впечатление от молитвы. Очевидно, не однажды обращался поэт к Господу. Об этом свидетельствует глагол «твержу». Эта «молитва чудная» всякий раз помогает справиться с грустью, незаслуженной обидой, житейскими трудностями.

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Мог ли холодный, сухой эгоист испытать «силу благодатную» от искреннего общения с Богом? Мог ли почувствовать «святую прелесть» этого общения? Нет, только по-настоящему верующий человек мог ощутить после молитвы:

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко.

Ещё одно стихотворение «атеиста» Лермонтова – «Ангел». Торжественно-печальная картина: ангел несёт душу человеческую. Он несёт её от «блаженства духов» в раю в мир «печали и слёз».

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов,

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

И эта песня навсегда осталась в памяти души. На земле душа не живёт – она томится. Ей чуждо земное бытие. Она помнит песню ангела, помнит блаженство рая. И все радости и песни земной жизни для неё скучны.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна,

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

Но, пожалуй, самым лучшим стихотворением является стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива». Мир прекрасен и необъятен, он предстаёт перед человеком во всей своей красе – только сумей увидеть эту красоту и оценить её.

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка;

В самом простом и обычном можно увидеть всю прелесть мира. Природа не лицемерит, она естественна и щедро дарит человеку свою чистоту и свежесть.

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Многообразие и красота природы предстают перед поэтом как отражение божественного начала.

В первых трёх строфах герою раскрывается мир. В последнем четверостишии становится ясно, что он пришёл к осознанию себя и бога. Таким образом, вырисовывается основная тема стихотворения – роль природы в духовном становлении человека.

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле.

И в небесах я вижу бога.

Могучий талант Лермонтова нашёл не только ревностных почитателей, но и ожесточённых врагов, что бывает уделом только истинного дарования.

Виссарион Григорьевич Белинский

Полный комплект материалов Русская литература 7 класс

Комментарии 0

Чтобы добавить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Комплекты учителю

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Свидетельство сразу

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Рассылка для учителя

Получайте бесплатно новые полезные материалы прямо на свой email

Вы смотрели

© 2008-2017, ООО «Мультиурок», ИНН 6732109381

Для учителя

Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

Оценка 4.1 проголосовавших: 41
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here