Полное собрание и описание: стихи лермонтова молитва ангел когда волнуется желтеющая нива для духовной жизни верующего человека.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива…"

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

    обучающие: продолжить обучение анализу поэтического текста; закрепить знания учащихся о тропах, их роли в речи;
  • развивающие: развивать навыки выразительного чтения; развивать творческое воображение;
  • воспитательная: воспитывать бережное отношение и любовь к слову, интерес к родному языку, умение видеть и слышать красоту.

Методические приёмы: комментарии учителя, работа с учебником, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа.

Формы работы: групповая; индивидуальная.

Оборудование урока: портрет М.Ю. Лермонтова, фонохрестоматия к учебнику “Литература. 7 класс.”

I). Проверка домашнего задания.

Работа со стихотворениями М.Ю. Лермонтова.

1).Чтение стихотворения Лермонтова “Молитва” (индивидуальное задание). Прослушаем запись фонохрестоматии. Беседа по вопросам:

– В каком случае человек обращается к молитве? Что обозначает слово молитва? Имеет ли молитва целебную силу?

– Как воспринимается молитва лирическим героем стихотворения?

– Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы?

– Почему во второй и третьем четверостишиях исчезает “я” лирического героя?

В отличие от юношеского” Ангела”, “Молитва” написана в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название Лермонтов давал двум другим стихотворениям – 1829 и 1837 годов. По свидетельству О.А. Смирновой, “Молитва” 1939 года написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи”. Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом стихотворении.

2). Прослушать стихотворение “Ангел” из фонохрестоматии “Литература. 7 класс”.

– Сопоставьте свои впечатления от стихотворения с впечатлениями Д.С. Мережковского (прочитать отрывок из учебника на стр. 135).

(В.А. Солоухин “По небу полуночи ангел летел:” / Литература в школе. – М., 1989. – №4).

“В записи, датированной 1830 года, он вспоминал: “Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал6 её не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услышал её, она бы произвела прежнее действие. Её певала мне покойная мать”. Смутное воспоминание о нежной матери, умершей 22-летней, наверняка порождало в сознании мальчика ассоциацию с ангелами. По его убеждению, души людей существуют во внеземном мире до рождения человека и приносятся на землю ангелами, ими же уносятся после смерти. Мария Михайловна была музыкальна и успела передать этот свой дар сыну.

Известный литературовед И.Н. Розанов считал, что сохранившееся в черновике первоначальное заглавие – “Песня Ангела” – “было гораздо точнее”. Также после второй строфы была ещё одна, опущенная:

Душа поселилась в творенье земном,

Но чужд ей был мир. Об одном

Она всё мечтала, о звуках святых,

Не помня значения их.

Вероятно, строфа была отброшена потому, что Лермонтов отнюдь не считал мир чуждым ему”.

(Прочитаем это стихотворение.)

1). Слово учителя.

– С именем М.Ю. Лермонтова мы знакомы давно. Основная тема его творчества – человеческая личность в её отношении к обществу. Лирический герой многих произведений – гордая и свободолюбивая личность. Одиночество, изгнанничество тяготит сильного человека. Он пытается их преодолеть.

На севере диком стоит одиноко:

Белеет парус одинокий:

Одна и грустна печальная пальма растёт..

Одиноко:стоит старый утёс..

Выхожу один я на дорогу:.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию ещё один шедевр, принадлежащий перу великого поэта.

Прослушаем стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива” из фонохрестоматии “Литература. 7 класс”. Беседа по вопросам:

– О чём на первый взгляд стихотворение? Какие чувства оно у вас вызвало? (стихотворение о природе. Вызывает чувства одиночества, печали, тоски). (Своеобразное размышление о Боге).

А. Сейчас поработаем в группах.

Задание 1 группе: проанализируйте синтаксическое построение стихотворения.

(Все четыре строфы стихотворения составляют одно сложное предложение.

> Первые три строфы объединяются анафорой “Когда”.

> В предложении есть ряды однородных членов (Ландыш качает головой румяным вечером иль утром. Ключ играет и лепечет.)

> Есть повторяющийся союз и (И счастья я не могу постигнуть на земле, и в небесах увидеть Бога).

> В стихотворении есть причастия и причастные обороты (желтеющая нива; ландыш, росой обрызганный).

> Есть в тексте инверсия (обратный порядок слов) “росой обрызганный душистой”

– Стихотворение кончается многоточием. Что это обозначает? (Обозначает бесконечность, безмерность стремлений души).

Задание 2 группе: с помощью каких художественных средств создаются образы стихотворения?

Эпитеты и определения, обозначающие цвета: “желтеющая”, “свежий”, “малиновая”, “сладостной”, “зелёного”, “душистой”, “румяным”, “златой”, “серебристый”, “приветливо”. “студёный”, “смутный”, “таинственный”. “мирный” – передают ощущения, запахи, расцвечивают образы нарядными красками, создают настроение умиротворения, впечатление прикосновения к какой-то высшей тайне.

Олицетворения: “волнуется желтеющая нива”, “прячется: малиновая слива”, “ландыш: приветливо качает головой”, “студёный ключ играет: и лепечет:” – одухотворяют природу.

Метафоры: “под тенью сладостной”, “погружая мысль”, “смиряется: тревога” – довершают впечатления гармонии человека и природы, неразрывности единения человека и Божьего мира).

Б. Заслушаем ответы представителей групп.

2). Продолжим анализ произведения.

Прочитайте 1 строфу.

Учитель: природа отделена от лирического героя, но она наделена своей жизнью и даже одушевляется:

И прячется в саду малиновая слива:

– Сколько действующих лиц в картине? (три – нива, лес, слива)

Картину трудно представить:

А). Желтеющая нива – (начало осени)

Малиновая слива – (спелая ягода, знойная осень) Б). Желтеющая нива – зелёный лист

В). Свежий ветер (утро) – сладостная тень (обед)

Идёт движение от крупного к мелкому. Крупное (волнуется, шумит) – мелкое (прячется).

Прочитайте 2 строфу.

Наблюдается переход от одушевления к очеловечиванию природы. Природа вступает в диалог (пока только мимический, на уровне жестов) с лирическим героем:

Приветливо качает головой. Лирический герой приветливо общается, значит становится возможным достижение гармонии и преодоление одиночества.

А). Ландыш серебристый (весна);

Б). Обрызганный росой (утро или вечер).

Прочитайте 3 строфу.

На смену мимическому диалогу приходит речевое общение:

Лепечет мне таинственную сагу.

– Ребята, что обозначает слово сага?

Сага – жанр скандинавского эпоса, прозаическое произведение о богах и героях, их военных походах, путешествиях и т. д.; древняя песнь.

Ключ – символ очищения, красоты.

Ключ несёт вести из родного края, это ниточка, которая связывает лирического героя с оторванным миром.

Олицетворение переходит в очеловечивание природы: 1). Природа волнуется – шумит – прячется – качает – играет – напевая – лепечет – мчится (нарастание чувства);

2). Лирический герой смиряется – расходятся – могу постигнуть – вижу.

! Путь лирического героя от смирения к озарению (пониманию).

Прочитаем 4 строфу.

Внешнее становится внутренним (ключ проникает в глубь души лирического героя), и изнутри идёт ответная реакция. Идёт всё в обратном порядке6 от частного к общему, но на другом уровне (высшем, внутреннем):

Душа – чело – счастье – Бог

Разум – земля – небо

Счастье на земле и чувство любви к богу оказываются тесно связанными. С – частью – это ощущение себя частью целого.

Нива, лес, слива, ландыш, ключ не просто сравниваются с живыми существами, они в определённый момент предстают такими на самом деле. Но их жизнь и разум – это жизнь и разум высшей Божественной реальности, обращением к человеку множеством своих ликов.

Русская природа – это икона Господа нашего Спасителя Иисуса Христа (Борис Шергин).

Вывод. Восприятие природы как иконы присуще М.Ю. Лермонтову и в стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива:”

Разум связан с землёй (природой), а душа связана с Богом. Кольцевая рифма: начало есть конец, а конец – начало.

Заключительное слова учителя:

– С именем Лермонтова связано появление в русской поэзии символического изображения природы. Совершенно нельзя себе представить картину природы. В которой были бы совмещены “желтеющая нива”, “малиновая слива”, “ландыш серебристый”. Не совместимы во внешней реальности, но совместимы во внутренней действительности.

Так как начало равно концу, то возможно союз когда заменить союзом и, получится:

Когда:и в небесах я вижу Бога. – Всё стихотворение есть ответ на этот вопрос.

Бог и природа – не одно и то же: Бог – высшее, а природа лик, символ Бога на земле.

– Молодцы, ребята! Сегодня нам с вами удалось проникнуть в глубь философских размышлений великого поэта.

1). Одно из стихотворений М.Ю. Лермонтова выучить наизусть (из тех, которые прозвучали на уроке);

2). Написать мини-сочинение на тему “Что заинтересовало меня в воспоминаниях и высказываниях о Лермонтове?”.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Стихи лермонтова молитва ангел когда волнуется желтеющая нива

Перейти на главную страницу

Тема урока « М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива». Мастерство в создании художественных образов».

расширить знания учеников о биографии М.Ю.Лермонтова;

раскрыть проблему гармонии человека и природы, тему трагической разъединённости между миром и человеком, особенности своеобразия лермонтовского пейзажа;

совершенствовать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа;

работать над выразительностью чтения;

развивать мышление, внимание, память.

Оборудование: учебник, портреты М.Ю. Лермонтова, портреты матери , отца и бабушки поэта, рисунки поэта, вид Тархан, выставка произведений М.Ю.Лермонтова, фонохрестоматия к учебнику 7 класса, магнитофон.

I. Организационный момент. Сообщение темы урока. Постановка цели.

II. Повторение произведений М.Ю.Лермонтова, изученных раньше. Разгадывание кроссворда.

III. Слово учителя. Представление выставки.

IV. Сообщение учащихся по биографии поэта.

V.Сообщение учеников о Лермонтове( по воспоминаниям современников).

VI. Работа со стихотворениями М.Ю.Лермонтова.

VII. Сопоставительный анализ стихотворений.

IX. Домашнее задание.

X. Подведение итогов.

– Вы, наверное, уже обратили на тему нашего урока « М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива». Мастерство в создании художественных образов».

-О ком пойдёт речь на уроке?

-Кто такой для нас Лермонтов? Пожалуй, сразу не объяснишь то ощущение гордости и одновременно грусти, которое охватывает нас, едва бросаешь взгляд на это выразительное лицо молодого, рано ушедшего от нас поэта.

– Сегодня на уроке мы поговорим о некоторых интересных моментах биографии М.Ю.Лермонтова. На основе стихотворений раскроем проблему гармонии человека и природы, тему трагической разъединённости между миром и человеком, рассмотрим своеобразие лермонтовского пейзажа.

Наш урок начнём с разгадывания кроссворда. Вспомним некоторые произведения, с которыми вы знакомились раньше. Вы должны отгадать, из какого стихотворения следующие строки, название стихотворения занести в кроссворд.

1.Но остался влажный след в морщине

Старого утёса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне. «Утёс»

2.На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета как ризой она. « На севере диком…»

3.Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля. «Бородино»

1.Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят. «Осень»

2. 2.Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит…

Увы, – он счастия не ищет

И не от счастия бежит. «Парус»

3.Когда же на запад умчался туман,

Урочный свой путь продолжал караван,

И следом печальным на почве бесплодной

Виднелся лишь пепел седой и холодный. «Три пальмы»

4. Один и без цели по свету ношусь я,

Увял я без тени, увял я без сна и покоя,

Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,

Немало я знаю рассказов мудрёных и чудных. «Листок»

5. Кто же вас гонит : судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая? «Тучи»

Иг III. Слово учителя. Представление выставки.

Но это лишь частица произведений М.Ю.Лермонтова. Впереди вас ждёт большое литературное наследие поэта. ( Перечисляются книги с выставки).

Прежде, чем говорить о стихотворениях поэта, остановимся на некоторых интересных моментах биографии Михаила Юрьевича.

М.Ю. Лермонтов относится к тем немногим гениям нашей литературы, которые очень быстро расцвели и за очень короткую жизнь создали целую эпоху в литературе. Михаил Юрьевич родился в ночь с 14 на 15 октября 1814 года в Москве. А уже ранней весной следующего года его отвезли в имение бабушки в Тарханы (Пензенской губернии), где он провел все своё детство.

Когда мальчику шёл третий год, умерла его мать – Мария Михайловна Лермонтова, и Мишенька часто подолгу простаивал в семейном склепе у могильной плиты. Елизавета Алексеевна, бабушка Михаила, пологая, что не будет ей счастья в доме, где умерла и муж её, и дочь, приказала снести старые господские хоромы, а на их месте велела воздвигнуть церковь во имя Марии Египетской, ведь покойную её дочь тоже звали Марией. А рядом с домом построила дом с мезонином, где и стала жить со своим внуком.

Отца Лермонтов видел редко: бабушка не любила его и заставила уступить ей право воспитывать мальчика. Елизавета Алексеевна очень любила своего внука. Именно здесь в Тарханах он получил блестящее образование. В детстве мальчик часто болел, и поэтому бабушка три раза возила его на Кавказ. Ездили на своих лошадях, через всю Россию.

Уже в детстве проявлялись его неожиданные дарования: он свободно владел несколькими иностранными языками, прекрасно рисовал, писал стихи. Домашние, наблюдавшие маленького Мишеньку, с удивлением заметили, что, едва научившись говорить, он стал рифмовать слова, а потом и короткие фразы. Почти тогда же начал он и рисовать, ползая по обитому сукном полу в своей детской комнате и чертя по сукну мелом. И даже на портрете – самом раннем, где Мишеньки около трёх лет, он изображен с мелом в правой руке и свитком с рисунками – в левой.

Детство кончилось. Лермонтов поселился с бабушкой в Москве и поступил в университетский Благородный пансион. Это был уже 14-летний подросток, серьёзный, хорошо подготовленный домашними учителями. Из пансиона он перешёл в Московский Университет. В его тетрадях появляются стихи «Два великана», «Парус».

Природа одарила Лермонтова разнообразными талантами. Он обладал редкой музыкальностью – играл пьесы на скрипке, на рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку. Он рисовал и писал картины маслом, легко решал сложные математические задачи. Он был великолепно образован, начитан, слыл шахматистом. Всё давалось ему легко. Одновременно с учёбой в университете он участвовал в одном из литературных кружков, где обсуждались кроме литературных ещё и общественные вопросы. В конце второго года обучения из-за участия в студенческом бунте ему пришлось покинуть университет. Его исключили, а исключённым закрывался путь в другие университеты России. И тогда ему ничего другого не оставалось как поступить в школу гвардейских подпрапорщиков и юнкеров в Петербурге. По окончании школы он вышел офицером.

До сих пор о том, что он поэт знают только друзья. В 1837 он откликнулся на смерть А.С. Пушкина стихотворением «Смерть поэта». Это стихотворение изменило всю его жизнь. С одной стороны, он становится не только поэтом, подающим надежды, но широко известным. Талантливым наследником Пушкина. С другой стороны, стихотворение «Смерть поэта» было признано «возмутительным» и из гвардии его переводят служить на Кавказ в нижегородский драгунский полк.

Жизнь М.Ю.Лермонтова обрывается трагически. Он погиб 27 июля 1841 года на дуэли с Мартыновым.(Связь поэта с Орловским краем – дополнение учителя)

– Очень интересны и воспоминания современников о М.Ю.Лермонтове.

Сообщение 1. (о детстве поэта).

Моисей Егорович Меликов, художник(1818 – после 1896)

«Помню, что, когда впервые встретился я с Мишей Лермонтовым, его занимала лепка из красного воска: он вылепил, например, охотника с собакой и сцены сражений. Кроме того, маленький Лермонтов составил театр из марионеток, в котором принимал участие и я , ; пьесы для этих представлений сочинял сам Лермонтов. В детстве наружность невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти, умные, с черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующие впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они были ужасны. Я никогда не в состоянии был бы описать портрета Лермонтова при виде неправильностей в очертании его лица.

В личных воспоминаниях моих маленький Миша Лермонтов рисуется не иначе как с нагайкой в руке, властным руководителем наших забав, болезненно-самолюбивым.

Во время последнего пребывания в С.-Петербурге мне суждено было еще раз с ним неожиданно встретиться Царскосельском саду. меня особенно влекло рисование с натуры, наиболее этюды деревьев. Поэтому Царскосельский сад, замечательный по красоте и грандиозности, привлекал меня к себе с карандашом в руке.

Живо помню, как, отдохнув в одной из беседок сада и отыскивая новую точку для наброска, я вышел из беседки и встретился лицом к лицу Лермонтовым после десятилетней разлуки. Он был одет в гусарскую форму. В наружности его я нашел значительную перемену. Я видел уже перед собой не ребёнка и юношу, а мужчину во цвете лет, с пламенными, но грустными по выражению глазами, смотрящими на меня приветливо, с душевной теплотой. Михаил Юрьевич сейчас же узнал меня, обменялся со мною несколькими вопросами, бегло рассмотрел мои рисунки, с особенной торопливостью пожал мне руку и сказал последнее прости…, заметно было, что он спешит куда-то, как спешил всегда, во всю свою кроткую жизнь. Более мы с ним не виделись».

Константин Христофорович Мамацев (1816 – 1900)

«Я хорошо помню Лермонтова и как сейчас вижу его пред собою, то в красной канаусовой рубашке, то в офицерском сюртуке без эполет, с откинутым назад воротником и переброшенною через плечо черкесскою шашкой, как обыкновенно рисуют его на портретах. Он был среднего роста, с смуглым или загорелым лицом и большими карими глазами. Натуру его постичь было трудно. В кругу своих товарищей, гвардейских офицеров, участвующих вместе с ним в экспедиции, он был всегда весел, любил острить, но его остроты часто переходили в меткие и злые сарказмы, не доставлявшие особого удовольствия тем, на кого были направлены. Когда он оставался один или с людьми, которых любил, он становился задумчив, и тогда лицо его принимало необыкновенно выразительное, серьезное и даже грустное выражение; но стоило появиться хотя одному гвардейцу, как он тотчас же возвращался к своей банальной веселости, точно стараясь выдвинуть вперед одну пустоту светской петербургской жизни, которую он презирал глубоко. В эти минуты трудно было узнать, что происходило в тайниках его великой души».

-Ребята, мы с вами неоднократно упоминали о том, что существует целое направление в литературоведении, которое посвящено изучению обстоятельств жизни писателей и поэтов. В нашем учебнике представлен отрывок из статьи И.Л.Андронникова, посвящённая биографии Лермонтова. Вы её прочитаете дома и сопоставите с услышанными сведениями на уроке.

Что означает это слово?

В каком случае человек обращается к молитве?

Как воспринимается молитва лирическим героем стихотворения?

Что происходит с лирическим героем стихотворения в процессе молитвы?

Почему во втором и третьем четверостишиях исчезает «я» лирического героя?

Какое значение имеет завершение стихотворения безличными глаголами?

Комментарии учителя. Стихотворение «Молитва» написана в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название Михаил Юрьевич давал двум другим стихотворениям в 1892 и в 1837 годах. Данное стихотворение было написано для княгини Марии Алексеевны Щербатовой. «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи».

А вот стихотворение «Ангел» написано поэтом в семнадцатилетнем возрасте (1831). До 1880 ода издания стихов Лермонтова, как правило, открывались «Ангелом». Вот посмотрите, как выглядел первый сборник стихотворений поэта. Из ранних произведений только «Ангел» и «Русалка» были напечатаны самим Лермонтовым.

Послушайте это стихотворение в исполнении…

О чем это стихотворение? Как вы понимаете его главную мысль?

В записи, датированной 1830 г. он вспоминал: «Когда я был трех лет, то был песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал её, она бы произвела прежнее действие. Её напевала мне покойная мать». Смутное воспоминание о нежной матери, умершей 22-летней, наверняка порождало в создании мальчика ассоциацию с ангелами. По его убеждению, души людей существуют во внеземном мире до рождения человека и приносятся на землю ангелами, ими же уносятся после смерти . Мария Михайловна была музыкальна и успела передать этот свой дар сыну. Он верил в то, что некие звуки содержат отголоски звуков прекрасных небесных сфер, звуков, роднящих человека с вечностью, соединяющих его с теми, кого уже нет. Известный литературовед И.Н. Розанов считал, что сохранявшееся в черновике первоначальное заглавие стихотворения Лермонтова – «Песня Ангела» – «было гораздо точнее». Там же после второй строфы была ещё одна, опущенная:

Душа поселилась в творенье земном,

Но чужд был ей мир. Об одном

Она все мечтала о звуках святых,

Не помня значения их.

Как вы думаете, почему была отброшена первая строфа?

Подробно разберёмся в прочитанном.

О чем пел Ангел?

блаженство безгрешных духов,

Как понимаете третью строфу?

Найдите строки, в которых передаётся признание превосходства небесного мира над земным?

Обратите внимание на композицию этого стихотворения. Из скольки строф состоит стихотворение?

Во всех ли строфах говорится об Ангеле?

Внимательно посмотрите на синтаксис этого предложения. На что указывает сочинительный союз «и» – употребленный 9 раз?

А вот как об этом стихотворении пишет В.А. Солоухин:

«Ангел – это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии величайшего нашего поэта. Потом его поэзия превратится в потолок, отразивший в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывшую по небу, но сам родник, сам источник – стихотворение «Ангел».

В сущности и строго говоря, биографический факт. Вернее сказать, полное совпадение с биографическом фактом. Ангел несет живую душу, чтобы вселить её в земного человека, и поёт песню; душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могу заменить ей небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них.

Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение «Ангел» – ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.

А тут ещё в раннем детстве, во время пребывания с бабушкой на Кавказе, он увидел синеглазую, светловолосую девочку. Вбежал в комнату, где играли другие дети, а там – она! С десятилетним мальчиком от этих синих (ангельских) глаз случился почти обморок. Потом он даже не помнил даже имени девочки, все собирался спросить у взрослых, но постеснялся. Удивятся: почему же он её до сих пор не забыл? Так и жил со смутным воспоминанием чего-то прекрасного, почти божественного, соотнося с этим образом все, что встречалось в жизни, и, отбрасывая все прочь. Опять все тот же мотив: «И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли».

Зрелый Лермонтов, вопреки своим многим произведениям, в ряде стихотворений утверждает гармонию и на земле и на небесах.

Послушайте стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…». Оно написано в1837 году.

Посмотрим, в чём своеобразие Лермонтовского пейзажа? Перечитаем каждую строфу стихотворения.

Какие картины рисует поэт? Какое время года? С помощью каких художественных средств создаются образы стихотворения?

Эпитеты: Олицетворения: Метафоры:

желтеющая нива волнуется нива сладостная тень

малиновая слива прячется слива погружая мысль

свежий лес ландыш кивает головой смиряется тревога

ключ играет и лепечет

Какую роль играют эпитеты и определения, обозначающие цвета?

Какую роль в создании образа выполняют олицетворения? Метафоры?

Какое значение имеет слово Сага?

О чём говорится в последней строфе? О чём поэт говорит впервые?

Каковы особенности синтаксиса стихотворения?

Вспомните, что такое инверсия? Найдите её в стихотворении.

Что обозначает многоточие?

VII. Сопоставительный анализ.

Что общего вы видите в этих трёх стихотворениях?

Прочтите статью «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях». Ответьте на вопрос: помогают ли стихотворения поэта понять признания Д.С.Мережковского и И.А.Бунина?

Сформулируйте, чем Лермонтов дорог Бунину?

Прочитай те стихотворение И.А. Бунина «За всё тебя, Господь, благодарю!» (1901год)

За всё тебя, господь благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.

Я одинок и ныне – как всегда.

Но вот закат разлил свой пышный пламень,

И тает в нём Вечерняя Звезда,

Дрожа насквозь, как самоцветный камень.

И счастлив я печальною судьбой,

И есть отрада сладкая в сознанье,

Что всем я чужд и говорю – с тобой.

Какие чувства, мысли, образы роднят стихотворение И.А.Бунина с лермонтовской поэзией?

Можно ли назвать М.Ю.Лермонтова мастером художественного слова?

В чём особенность лермонтовского пейзажа?

Понравились ли вам стихотворения?

Что вас заинтересовало на уроке больше всего?

1. Одно из стихотворений Лермонтова выучить наизусть, нарисовать рисунок.

2. Страница 114-117 по учебнику.

3. Индивидуальное сообщение «Историческая справка о царе Иване Васильевиче Грозном».

Охватывает нас, едва бросаешь взгляд на это выразительное лицо молодого, рано ушедшего от нас поэта

Этот урок? 10. Домашнее задание

Цели и задачи урока: Сформировать представление о климате Африки, основных факторах климатообразования. Учить работать с климатическими диаграммами, климатическими картами. Тип уро

Оборудование урока: портрет М. Ю. Лермонтова; небольшая выставка книг репродукции картин И. Айвазовского; раздаточный материал (тесты). Презентация по литературе по теме М. Ю. Лерм

Данный урок в курсе органической химии. Это второй урок в теме азотсодержащие органические соединения. Связан с темами карбоновые кислоты и амины, поэтому я опиралась на знания дет

Урок русского языка в 8 классе с элементами личностного значимого подхода в обучении

Судебное разбирательство: доказательства волновых и квантовых свойств света (30-35 минут)

Оценка 4 проголосовавших: 19
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here