Стихи на мотив молитва

Полное собрание и описание: стихи на мотив молитва для духовной жизни верующего человека.

«Молитва (В минуту жизни трудную…)» М.Лермонтов

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

Два факта из биографии автора связаны с появлением «Молитвы». В 1839 г. поэт получил в подарок от князя Одоевского Евангелие и сборник средневековых текстов духовного содержания, переведенных с греческого языка. Даритель предложил поэту чаще обращаться к христианской литературе. Примерно такие же слова Лермонтов услышал от Марии Щербатовой, женщины с «детской верой» в Бога. Красавица княгиня посоветовала своему поклоннику молиться, чтобы избавиться от тоскливого настроения. Стихотворение стало поэтическим ответом-откликом на простые, но мудрые рекомендации близких людей.

В центре авторского внимания — движения души лирического героя: от печали и сомнений к просветлению и умиротворению. Позитивная метаморфоза возможна, если заручиться помощью «живых слов» «молитвы чудной».

Состояние мучительной грусти, заявленное в первых строках, передается на фонетическом уровне: ассонанс основан на преобладании гласного звука «у». Душевный дискомфорт героя, граничащий с физическим недомоганием, подчеркнут глаголом «теснится».

В центральной части произведения развивается мотив силы слова, освященного верой. Автор аккумулирует лексику с религиозно-возвышенной положительной семантикой: «чудная», «благодатная», «святая прелесть». Искренность является главным качеством исцеляющего слова. Мощь «живых речей» непостижима для человеческого разума — это подчеркивает определение «непонятная» — однако сердце способно почувствовать высшую гармонию, к которой причастны испытанные временем словесные формулы.

В последних двух катренах изменяется фонетический строй стихотворения: на смену звукам, передающим сердечные терзания и тревогу, приходит ассонанс с опорой на «и», «а». Душа героя постепенно освобождается от тяготящего груза, что демонстрируется изменениями в звуковых акцентах произведения.

Финальный катрен описывает исцеляющий эффект искренней молитвы. Чтобы изобразить чувства лирического субъекта, поэт обращается к однородным безличным конструкциям — приему, характерному для лермонтовской поэтики. Безличные глаголы и примыкающие к ним наречия образуют антитезу с лексемой «теснится», появившейся в начальных строках.

Противопоставление несет две важных функции. С его помощью яснее и убедительнее выглядит способ избавления от уныния, а также обрамляется поэтический текст, замыкая общую композицию. Анафоры, которыми изобилует последнее двустишие, привлекают внимание к новому состоянию души лирического «я» — легкому, свободному, просветленному.

М. Ю. Лермонтов "Молитва": анализ стихотворения

Читать: Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Молитва"

«Молитва» в творчестве Лермонтова стоит особняком. Поэт, склонный к вечному поиску, в том числе, в религиозной сфере, создатель очень спорного (во всяком случае, с точки зрения православной морали и этики) «Демона», вдруг обращается к вере. «Молитва» стала ответом на все толки о легкомысленности Лермонтова, причем ответом не язвительно-остроумным, не высмеивающим, а чистым, искренним, олицетворяющим собой признание в том, что обращение к Богу облегчает душу.

Произведение относится к позднему периоду творчества — и этим еще сильнее выделяется среди прочих стихов, в которых во всю мощь поэтического таланта звучит отчаяние и разочарование. В 1839 году Лермонтов ухаживал за княгиней Щербатовой, которая и подтолкнула его к переосмыслению религиозной темы. Княгиня в беседе с поэтом посоветовала ему обращаться к Богу, молиться, когда сердце гнетет тоска и печаль, сказав, что искренняя молитва помогает. И вечный бунтарь послушался, создав удивительный по красоте образец христианской лирики. В 1865 году Глинка написал к «Молитве» музыку, сделав ее романсом.

Главная тема стихотворения

Центральная идея произведения — в том, что вера помогает перенести все тяготы и невзгоды, в молитве душа очищается и становится легче жить. Лирический герой, которым здесь считается сам автор, сталкивается с трудностями, переживает сложный период и ощущает себя смятенным. С первых же строк Лермонтов погружает читателя в состояние своего героя, используя очень экспрессивное выражение «Теснится ль. ». Это создает ощущение безвыходности и по-настоящему тяжелого положения, атмосфера становится гнетущей — но в следующих же строках поэт предлагает способ облегчить свою участь.

Этот способ — твердить наизусть «молитву чудную», обращаться к Богу, ища защиты и утешения, успокоения мыслей. Символично, что Лермонтов не упомянул, какую именно молитву твердит, здесь это не так и важно: поэт подчеркивает, что слова могут быть любыми, главное, чтобы они шли от сердца. Называя молитву «чудной», поэт не останавливается, далее он пишет, что слова дышат непонятной, святой прелестью — возможно, в этих строках нашло свое отражение удивление Лермонтова тем, что простые (а ведь большинство молитв очень просты) слова настолько благодатно действуют.

В стихотворении полностью раскрыт мотив духовных — и душевных — исканий и последующего успокоения. Покаянные слезы и свет истиной веры — вот спасение души, избавление от всех треволнений и бед.

Стоит отметить, что Лермонтов не перечисляет свои грехи и не просит простить их. Вероятно, этап примирения с собой и осознания для поэта уже пройден, теперь ему нужно только прощение и покой, которые он и обретает.

Структурный анализ стихотворения

В произведении использована как «женская», так и «мужская» рифма, а четырехстопный ямб сменяет трехстопный. Вообще для столь небольшого — всего 3 четверостишия — объема, в «Молитве» использовано удивительно много литературных приемов и тропов. Яркие эпитеты, тонкие метафоры и сравнения передают религиозный восторг и успокоение героя, обретшего свою «тихую гавань» после произнесения молитвы.

Лермонтов активно использует «высокую» лексику, не чурается некого пафоса, создавая ощущение философской направленности произведения. Кроме того, в стихотворении необычно часто (13 раз только в 1-м четверостишии) повторяется «у». Эта гласная произносится долго, создавая фонетическую схожесть с тягучими церковными литаниями. Повторы (в частности, так легко, легко») символизируют чувство подъема, возникшее у героя после молитвы.

Произведение с уверенностью можно отнести к наиболее зрелым в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Отринув юношеское бунтарство и более позднее разочарование в обществе, поэт обращается к вере — единственному по-настоящему надежному источнику покоя и душевных сил.

Добавить комментарий

Поделиться

Мы ВКонтакте

Мы в Фейсбуке

"Сезоны года" – это журнал о природе, культуре и окружающем мире.

Материалы можно использовать для ознакомления детей с природой, в помощь школьникам, в работе воспитателя и учителя.

Стихотворения – молитвы известных русских поэтов: Лермонтов, Блок, Цветаева.

От дев, не знающих любви,

От дружбы слишком нежной и —

От романтических старушек.

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко.

Солнце и звезды вверху, на просторе.

Дай мне и солнцу и звездам отдаться вдвойне

Сумрак ночей и улыбку зари

Дай отразить в успокоенном взоре.

Детское горе мое усыпи, залечи, раствори.

Влей в это сердце живую струю,

Дай отдохнуть от терпения – в споре.

В мощные воды твои свой беспомощный дух предаю!

Стихи на мотив молитва

  • Город Краснодар
  • Контакты

Новые участники

Дни рождения

Именинники

На мотив икоса

Украшения отрясает ель.

Божье дерево отдохнёт от дел.

День Крещения отошёл во темь,

января настал двудесятый день.

Покаянная, так душа слаба,

будто хмурый кто смотрит искоса.

Для чего свои сочинять слова —

без меня светла слава икоса.

Сглазу ль, порчи ли помыслом сим

возбранён призор в новогодье лун.

Ангелов Творче и Господи сил,

отверзи ми недоуменный ум.

Неумение просвети ума,

поозяб в ночи занемогший мозг.

Сыне Божий, Спасе, помилуй мя,

не забуди мене, Предивный мой.

Стану тихо жить, затвержу псалтирь,

помяну Минеи дней имена.

К Тебе аз воззвах — мене Ты простил

в обстояниях, Надеждо моя.

Отмолю, отплачу грехи свои.

Живодавче мой, не в небесный край —

восхожу в ночи при огне свечи

во пречудный Твой, в мой словесный рай.

Самое пронзительное и сложное стихотворение цикла «Возле ёлки», «На мотив икоса», написано в молитвенном ключе сразу после великого праздника Крещения Господня.

Стихотворение Беллы Ахмадулиной необычно: в его строфах авторские слова чередуются с церковнославянскими цитатами из богослужебных текстов. «На мотив икоса» — удивительное сочетание священного текста и откровенного человеческого слова. В основе стихотворения — канонический акафист Иисусу Сладчайшему.

Когда Ахмадулина пишет «Во пречудный Твой, в мой словесный рай» — это значит, что поэтический дар слова — несомненно дар Божий. Словесный рай — это рай молитвы. Ахмадулина сама дает пояснение своему стихотворению в книге «Нечаяние»: «По молитвеннику — словесный рай есть обитель не словес, не словесности, но духа, духовный рай. Искомая, совершенная и счастливая, неразъятость того и другого — это ведь Слово и есть». В каждом поэтическом слове — Слово Божие. Здесь Белла Ахмадулина близка к русской классической поэзии, в которой мысль о том, что поэт — глашатай Бога, была одной из важнейших.

Стихотворение «На мотив икоса» также замечательно иллюстрирует мысль о том, что в истинном творчестве нет места поэтической гордыне. И в этом — основа христианского смирения настоящего Поэта.

/ Образцы от Козы / lermontov_1_urok

План-конспект идеального урока по теме: Лирика М. Ю. Лермонтова. Основные мотивы. Анализ стихотворений «Молитва», «Сон», «Выхожу один я на дорогу».

1.Обучать навыкам литературоведческого анализа поэтического текста

2.Через анализ стихотворений открыть новые черты в характере М.Ю.Лермонтова – поэта и человека

1.Продолжить формирование монологической речи;

2.Развивать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, анализировать;

3.Развивать познавательную активность.

1.Воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок.

Оборудование: учебник «Русская литература 19 века. Часть 1 (10 класс)» под ред. А. Н. Архангельского, тексты стихотворений, презентация, портрет писателя, видеозапись Муравьёвой, раздаточные материалы.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Открываем тетради, записываем число, тему урока.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о жизни и творчестве знаменитого русского писателя, поэта и драматурга М.Ю. Лермонтова. Вспомним основные черты его поэзии и проанализируем несколько его стихотворений. I. Актуализация знаний учащихся. (10-15 минут)

-Ребята, давайте вспомним основные черты биографии и творчества М.Ю. Лермонтова? Дома вы делали таблицу по биографии Лермонтова, которая должна вам помочь. Также вам было задано выписать основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова, в течение урока мы с вами проверим эту работу.

Прослушивание сообщения учащегося, вопросы к нему. ( 5 минут)

Показ небольшой презентации с портретами Лермонтова, его картинами, видами Кавказа. ( с комментариями учителя) ( 3 минуты)

-Кто знает годы жизни М.Ю. Лермонтова? (Лермонтов Михаил Юрьевич (1814- 1841 гг.))

-Что вы можете сказать о детстве и юности М.Ю. Лермонтова?

Великий русский поэт, прозаик и драматург. Родился в Москве, в дворянской семье. Брак родителей Лермонтова — богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) и армейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831) — был неудачным. Юрий Петрович охладел к жене прежде всего по причине её болезненности, усугубившейся после рождения ребенка. Частые, слабо прикрытые измены, в том числе в стенах имения, с воспитательницей Михаила, немкой Сесилией Федоровной, настроили против Юрия Петровича и жену и тёщу. Окончательно рухнули отношения когда после очередных упреков пылкий и раздражительный Юрий Петрович ударил Марью Михайловну кулаком по лицу. Болезнь Марьи Михайловны после того случая стала прогрессировать с удивительной быстротой, развилась в чахотку и стала причиной ее преждевременной смерти.

После смерти и похорон Марьи Михайловны Юрий Петрович уехал в своё собственное небольшое родовое тульское имение Кропотовку, оставив своего сына, ещё ребёнком, на попечение его бабушке Елизавете Алексеевны. Вопреки заверениям, бабушка всячески препятствовала свиданиям отца и сына и фактически осталась единственной воспитательницей будущего поэта.

Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой — Елизаветой Алексеевной Арсеньевой — тяжело сказались на формировании личности поэта. Детство его прошло в Тарханах — имении его бабушки в Пензенской губернии. В 1828 г Лермонтов был определен в Благородный пансион при Московском университете, студентом которого стал в 1830 г. Вскоре, после столкновения с реакционной профессурой, был вынужден покинуть университет и поступить в Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1834 г, по окончании школы, был назначен в лейб-гвардии гусарский полк.

-Какую роль сыграл Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова? (В жизни и творчестве Лермонтова Кавказ сыграл не просто значительную роль, а стал основополагающей темой проходящей видимо или невидимо через всю судьбу поэта. Этот интерес был обусловлен несколькими причинами. Поэт бывал в этих краях неоднократно, начиная с детских лет. Он провел здесь почти три года в первую 1837 г. и вторую 1840–1841 гг. ссылку. И на Кавказе он трагически закончил свою короткую жизнь.)

-Каковы были отношения Лермонтова с царской властью?

Произведения Лермонтова, написанные после ссылки, а также его независимое поведение вызвали неприязнь и вражду к нему со стороны царского двора и правящей верхушки. Творчество Лермонтова формировалось под огромным влиянием декабристских идей В нем отразился тот кризис, те мучительные поиски выхода, которые были характерны для передовой, вольнолюбивой части русского общества после 1825 г.

За дуэль с сыном французского посланника Барантом Лермонтов был сослан на Кавказ вторично —в Тенгинский пехотный полк. В боевых действиях поэт проявлял незаурядную храбрость, однако царская немилость по-прежнему преследовала его: Николай I вычеркивал имя Лермонтова из наградных списков. Хлопоты друзей и родных о переводе поэта в Петербург потерпели неудачу.

-Как закончил свой жизненный путь М.Ю.Лермонтов?

Даже пребывание Лермонтова в отпуске весной 1841 г было прервано: ему приказали в сорок восемь часов покинуть Петербург и отправиться в полк. По дороге в полк Лермонтов остановился на некоторое время в Пятигорске. Здесь у него, не без тайных интриг жандармских чинов, произошла ссора в Мартыновым, закончившаяся 15 июля 1841 г дуэлью, на которой поэт был убит.

-Ребята, а что вы помните о лирике М.Ю. Лермонтова? Давайте вспомним её основные мотивы.

(Мучительные переживания одиночества, ощущение бесприютности, бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессменная, «как пламень», печаль — вот основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова.

Лирика Лермонтова — это исповедь бесконечно одинокого человека, исповедь одинокой, сосредоточенной в себе мужественной души, которая бунтует против окружающей действительности.)

III. Анализ стихотворений «Молитва» и «Выхожу один я на дорогу…»

Слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами проанализируем стихотворения Лермонтова «Молитва», «Выхожу один я на дорогу».

Раздаю копии стихотворения «Молитва». Прошу одного ученика выразительно его прочитать.

Слово учителя: По преданию, Лермонтов сочинил стихотворение в камере, когда в феврале 1837 года сидел под арестом за распространение стихов на смерть А.С. Пушкина.

Я, матерь божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в свете безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

-Ребята, вы прочитали стихотворение, все ли слова вам понятны? О чем это стихотворение? ( Строится как монолог лирического героя — мольба о счастье любимой женщины, о ее душе (вероятно, что в стих. речь идет о В.А.

– С помощью какого приёма смысл слов становится более зыбким? (инверсия – нарушение прямого порядка слов)

-Каким размером написано стихотворение и как вы считаете, по какой причине автор выбрал этот размер? (Дактиль, особый трёхсложный протяженный стиль) Ударение падает на первый слог. Один слог долгий, а 2 коротких. Предполагает протяжённость.

-Какие образы вырисовываются в этом стихотворении? (В ходе монолога вырисовываются три образа: божьей матери, лирическом герое и о той, о которой он молится. В общем контексте лермонтовской лирики существенно, что внутренняя драма героя, одинокого странника с «пустынной душой», отодвинута на второй план, а на первый выступает образ героини — ее нравственная чистота и беззащитность перед враждебными силами «мира холодного». Мольба за нее освещает с новой стороны образ самого героя: трагедия духовного одиночества не разрушила его глубокого участия и заинтересованности в судьбе другого человека.)

– Какова эмоциональная тональность этого стихотворения?

(«Молитва» проникнута интонацией просветленной грусти, связанной с особым преломлением в этом стих. религиозных мотивов: существование «незлобного сердца», родной души заставляет героя вспомнить о другом, светлом «мире упования», в котором «теплая заступница» охраняет весь жизненный путь «достойной души» и ангелы осеняют ее на пороге смерти.)

-Молитва тепла, искренна. И тем не менее обратим внимание на то, как – не на уровне эмоций, а на уровне слов – разворачивается поэтическое высказывание. Начавшись утвердительным двустишием, оно тут же переходит в ряд отрицаний: «Не…Не…Не…Но..» Что же отрицается?

(Герой отвергает традиционные формы обращения к богу с молитвой о себе («Не о спасении, не перед битвою, / Не с благодарностью иль покаянием, / Не за свою молю душу пустынную»), как бы заведомо зная, что благодать не коснется его собственной «пустынной души».)

«Выхожу один я на дорогу»

Слово учителя: Стихотворение это было создано в 1841 году, уже после выхода в свет единственной прижизненной книги лермонтовских стихов – и незадолго до смерти поэта. Так что в определённом смысле оно стало итогом, вершиной лермонтовского творчества.

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом.

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы.

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел.

Слово учителя: Ребята, вы прочитали стихотворения. Я даю вам несколько минут на то, чтобы вы в своих тетрадях написали какие эмоции у вас оно вызвало, над чем заставило вас задумываться.

– Какие мотивы вы здесь заметили?

(Здесь соединены основные мотивы всей лермонтовской лирики (одиночества, смысла жизни и т. д.). Поэт как бы подводит итог всему своему творчеству. В первой же строке говорится об одиночестве лирического героя. Он выходит в открытый распахнутый мир. Перед ним устремленная вдаль бесконечная дорога, над ним — открытое небо. Полноте и спокойствию природы противопоставлено состояние поэта. Ему «больно» и «трудно», он чувствует глубокое неудовлетворение, ни прошлое, ни будущее не радуют его. Он стремится вырваться из мира одиночества и приобщиться к миру природы. Если в ранней лирике свобода была равнозначна бунту, борьбе и противоположна покою (например, «Парус»), то теперь герой ищет той высшей свободы, которая не противоречит законам природы, не требует бунта, протеста, а подразумевает полноту жизни, гармонию с природой.)

– Как вы считаете, какие слова в этом стихотворении являются ключевыми? (один я, дорога, путь)

– На какие части можно поделить это стихотворение? Какой приём заложен в основе композиции?

(Композиция стихотворения делится на две части. В первой – великолепный пейзаж. Изумительные метафоры, живописующие красоту и тихую зачарованность южной ночи: («звезда с звездою говорит» ; «пустыня внемлет богу») . Начиная с третьей строфы, автор обращается к своим мыслям и тревожным раздумьям. Смятение его души очень образно передают восклицательные предложения, умолчания. Все устремлено в будущее, в мечту. Частое повторение местоимения «я» и союза «чтоб» придают повествованию условно-сослагательное. В этой части преобладают существительные, на них падает особое смысловое ударение: «прошлое» , «жизнь» , «покой» , «свобода» , «сон» , «силы».)

– Какой приём придаёт особую мелодичность этому стихотворение? (звукопись)

– Какие звуки здесь чаще всего встречались? С чем это связано?

-Какой образ появляется в финале произведения, как вы думаете, что он выражает?

(В финале стихотворения появляется образ великана-дуба – символа вечной жизни и мощи. Именно этот образ привлекает внимание поэта, греет его смятенную душу. Он дает надежду на бессмертие)

Слово учителя: «Я б желал навеки так заснуть», — отмечает поэт, подразумевая пограничное состояние между жизнью и смертью. При этом в его словах отчетливо звучит желание оставить о себе память на века, поэт хочет, чтобы над ним «вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел». В какой-то степени это произведение можно считать пророческим, так как желание Лермонтова все же осуществилось. Погибнув на бессмысленной и глупой дуэли, он не только остался в памяти людей как блистательный русский поэт, но и вдохновил своим творчеством на подвиги во имя справедливости последующие поколения. И, тем самым, выполнил свою миссию, которая была предначертана ему судьбой, и суть которой он так и не смог понять при жизни, несмотря на то, что никогда не считал поэзию обычным увлечением.

– Что вы можете сказать о личности М.Ю. Лермонтова?

– Назовите основные черты лирики М.Ю. Лермонтова?

-Как отразился в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» жизненный и творческий путь великого писателя?

Слово учителя: Лермонтов прожил недолгую (только 27 лет!), но бурную жизнь, успев создать выдающиеся произведения, которые по праву делают его одним из классиков русской литературы.

Сделать анализ стихотворения «Сон» (история создания, проблематика, средства художественной выразительности, личное впечатление.)

Перечитать «Герой нашего времени», учебник.

доклад история создания «Герой нашего времени» (2 человека)

доклад сюжет и композиция романа (2 человека)

посмотреть, что такое фабула и сюжет и выяснить различия. (выписать определения в тетрадь)

Информация для учителя.

Стихотворение Лермонтова захватывает нас высотой своего духовного строя, внутренним жаром и какой-то могучей беззащитностью, обнажённостью и расплавленностью своего лиризма.

Созерцание торжественного величия мира, жажда жизни и большая человеческая горечь соединяются в нём в целое драматическое переживание и превращаются волей поэта в уносящую и облегчающую душу стихию мечты и музыки…

Стихотворение построено как лирическое размышление, как речь поэта к самому себе… В нём ощутимо сочетание двух начал: горячей музыкальной стихии и интеллектуальный принцип. Эти начала определяют его «содержание» и «форму».

Стихотворение начинается кратким, но очень важным, поясняющим его тональность сигналом одиночества: «Выхожу один я на дорогу…» Введён же он в строфу, насыщенную образами природы, но стихотворение нельзя причислить к «пейзажной лирике», хотя природа имеет здесь огромное значение.

Здесь нет описания природы в точном смысле слова. Лермонтов называет общие знаки ночи: тишина, звёзды, сон земли. Рядом с ним черты, конкретизирующие образ: кремнистый путь, блестящий в тумане, голубое сиянье – своеобразные опознавательные знаки Лермонтовкой поэзии.

Стихотворение открывается зрелищем ночи во всём его священном величии и гармонии. Такой является природа в третьем стихе – в словах о пустыне, внемлющей Богу.

Согласно «Толковому словарю» В.И.Даля «пустыней» называли «необитаемое обширное место, простор, степи». В стихотворении пейзаж не имеет локального характера, в нём отсутствует связь с Кавказом, например. Эта связь, скорее, привносится читателем, знающим, где написано стихотворение. (оно написано летом 1841 года на Кавказе, незадолго до гибели) Помимо прямого значения это слово имеет и метафорический смысл: не просто безлюдье, но и одиночество, не просто одиночество, но и «внемлет Богу» – возникает ассоциация с библейско-евангельской мифологией (голос Бога в пустыне) и начинает преображаться в легендарное библейское видение.

Следующий стих – «звезда с звездою говорит» – обращает образ ночи и пустыни к вселенной, одушевлённой и очеловеченной. Так пустыня становится миром.

Обратим внимание на слово «чудо» в пятой строке: «В небесах торжественно и чудно». «Чудно» здесь равно «чуду». Образ неба видится не только звёздным и торжественным, но и полным таинственно-непостижимых чудес.

Но вот в шестом стихе («Спит земля в сиянье голубом») тема природы внезапно останавливается, об этой остановке сообщается многоточием. Здесь врывается второй голос, полный тревоги и горечи: «Что же мне так больно и так трудно?». И это обращает нас, читателей, не к природе, а к неустройству человеческой жизни.

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» природа поднята достаточно высоко, а мотив разочарования выражен ещё сильнее и снимается от созерцания природы. Лирический герой Лермонтова уже не испытывает просветляющего душу чувства гармонии с природой. Образы ночи овладевают лишь частью его личности и не вытесняют привычных сомнений и печали. И это внутреннее противоречие разрешается не путём победы тех гармоничных чувств, которые были пробуждены соприкосновением с природой, а волей мечты, создавшей утопию некоего воображаемого блаженного сна, живой смерти.

Следующая часть стихотворения рассказывает об этой мечте.

Переход к этому стиху связан с пушкинскими строчками, которых, впрочем, Лермонтов не мог знать ( сравните: у Лермонтова «Я ищу свободы и покоя!» – у Пушкина: «На свете счастья нет, а есть покой и воля»). Но, рассматривая это стихотворение далее увидим, что Лермонтов расходится с Пушкиным.

Лермонтов в духе романтиков говорит о своём конфликте с действительностью как о злом роке и злом мире. Его побег превратился в тему романтически универсального избавления – в фантастическую грезу о блаженном состоянии полужизни – полусна – полусмерти.

Возникает своеобразная кольцевая композиция, когда в начале стихотворения говорится о высоком космическом сне земли, природы, а в конце лирический герой, трагически оторванный от жизни, выражает желание приобщиться к этому сну («Я б хотел забыться и заснуть»). Один сон как бы глядится в другой.

Мечта, о которой сказано в стихотворении, наполнена глубоким содержанием. Она несёт в себе мысли о свободе, покое, забвении, отдыхе. И более того, две последние строфы заключают в себе представление поэта о неподвижном, всеразрешающем блаженстве земного бытия. В этой мечте снимается антагонизм возвышенного мира природы и горькой человеческой жизни – антагонизм, к которому сводилось содержание двух предыдущих частей стихотворения. В мечте поэта соединяется счастье непосредственного ощущения жизни («Чтоб в груди дремали жизни силы») и вечный образ природы («Надо мной чтоб, вечно зеленея,/ Тёмный дуб склонялся и шумел»). И этот неосуществимый в злом мире союз человека и природы освещается «третьей» силой, вырастающей из жизни и природы и подымающийся над ними, – любовью («про любовь мне сладкий голос пел»).

Лермонтов не определяет, к кому эта любовь, поэтому стихотворение располагает нас к широкому толкованию снов о любви. Не случайно слова о любви и о тёмном дубе объединяются в одной строфе и вводятся почти в параллельные периоды. Любовь не только «лелеет слух» поэта, но и разливается в природе, наполняет её и подчиняет себе.

А мечта остаётся мечтой. О горечи неразрешимого противоречия напоминает сохраняющаяся до конца интонация грусти…

Ярко выраженная напевная, слегка приглушённая мелодия порождается лирическим содержанием образов, плавностью их чередования, симметричностью фразовых конструкций, вопросов и ответов, отсутствием переносов.

Напевность выражается также традиционно песенными повторениями слов предыдущих стихов: на дорогу – путь, жду ль чего – уж не жду, я ищу – я б хотел, заснуть – сном, заснуть – так заснуть, всю ночь – весь день. Завораживающая напевная мелодия составляет фон стихотворения, его душу, его очищающую и разрешающую силу (катарсис). Притаившаяся боль выбрасывается наружу:

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Желаю ли о чём?

Стихи становятся здесь горячими.

Затем наступает пауза. Прерывая на мгновение движение стиха, она не только не останавливает, но вбирает в себя и развивает заключённую в нём эмоцию.

Содержание третьей строфы – такое же жизнеотрицание, но в него вкладывается теперь страсть и сила ( «Я ищу…», «Я б хотел…»). Интонация этих строк, вопреки их совестному содержанию, даёт понять, как из самой глубины отрицания, из его энергии возникает некий жизненный импульс. Интонация обгоняет содержание и подготавливает дальнейшее развитие темы.

Интонационный подъём в конце третьей, четвёртой и пятой строф очень заметен. А последние семь строк стихотворения представляют собой одно сложное предложение.

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» не программа Лермонтова, а лишь один из его поэтических голосов. Мечта о блаженном полусне не соответствует основному направлению его творчества.

Герой лермонтовской лирики – поэт, живой человек, отдающийся потоку жизни, в которой сосуществуют и борьба, и мечта, и мысль о высоком созерцательном покое, и самоутверждение.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Оценка 4.1 проголосовавших: 182
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here