Стихотворение молитва 9 класс

Полное собрание и описание: стихотворение молитва 9 класс для духовной жизни верующего человека.

Анализ стихотворения Лермонтова Молитва (В минуту жизни трудную…) 7 класс

Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную») появилось в 1839 г., в зрелый период творческой жизни Лермонтова. Поэт уже имел недобрую славу безбожника и вольнодумца. Чего стоит хотя бы блестящее произведение «Демон». Но в «Молитве» автор отходит от своих убеждений. Он как бы отрекается от независимости и гордого одиночества.

Русские люди, даже получив прекрасное европейское образование, хранили глубоко в душе надежду на божественное покровительство. В «минуту жизни трудную» обращение к богу с молитвой было естественным и необходимым действием. Лермонтов находился на вершине своего творчества, он уже испытал серьезные потери и неудачи. «Демонизм» поэта в какой-то степени исчерпал себя. «Молитва» является еще одной попыткой автора найти гармонию в мире и обрести спокойствие.

Простые, заученные наизусть, слова «чудной молитвы» обладают огромной силой. Лермонтов не указывает их в произведении, не кается в своих грехах. По его мнению, содержание молитвы не имеет большого значения. Важно именно «созвучье слов живых», их загадочное сочетание, способное полностью очистить и успокоить душу человека.

Чтение молитвы облегчает тревожное состояние автора, разрешает все его сомнения. Исчезает без следа мучительное для Лермонтова ощущение одиночества. Через молитву происходит соприкосновение с высшей правдой и справедливостью. На автора опускается священная благодать, что позволяет ему с новыми силами жить дальше.

Текст произведения был впоследствии переложен на музыку. Стихотворение «Молитва» стало блестящим образцом христианской лирики. Это еще раз подчеркивает гениальность и разносторонность поэта, способного проявить себя в абсолютно противоположных жанрах.

Анализ стихотворения Лермонтова Михаила «В минуту жизни трудную…»

Михаил Лермонтов – человек, который всегда тонко чувствовал, и причем, несмотря на свой трудный характер, он мог понять человека, если он был добр и всегда готов был прийти на помощь. Лермонтов никогда в жизни не предавал себя, он всегда был верен себя и что главнее для него – своим принципам. В жизни ему не раз бывало трудно, ведь никто не может похвастаться, что бывало легко, и особенно этот поэт и писатель.

Произведение под названием «Молитва», Лермонтов написал в 1839 году. Именно в этом году случилось происшествие, которое и побудило его написать такое стихотворение. Это было тогда, когда князь по имени Одоевский подарил Лермонтову сборник средневековых текстов, которые состояли из духовных сюжетов. А также, книгу Евангелие он получил от князя.

Эти весьма необычные подарки не вызвали такие горькие обуревания у поэта, так как они была подарены другом. Это было дано ему князем затем, чтобы Лермонтов больше обращался к Богу, больше молился. Ведь именно в вере и в молитве мы, люди, можем найти успокоение и умиротворение. Это было не просто так, ведь Лермонтов славился своей не набожностью, а даже скорее, атеизмом, так как он возможно и не отрицал явление и существование Бога, но и не молился ему так часто, если вообще это делал во взрослой жизни, как другие люди в то время. Он также не посещал церковь, что вообще вызывало странные впечатления у людей, особенно из высшего общества, в которое он также входил.

Возможно, это бы какой-то протест против людей, аристократов, каких он всей душей ненавидел. А потому вскоре после получения подарка, Лермонтов написал произведение «Молитва». Это произведение очень коротко, но оно красиво и спокойно. Лермонтов пишет в нем, что молитва – это очень сильное действие, которое приносит успокоение возбужденному сердцу. Молитва – это то, что очень важно в нашей повседневной жизни, а не только тогда ,когда нам очень трудно.

Важно молиться и тогда, когда хорошо, а по другому – это уже не так честно перед Богом, которому мы непосредственно обращаемся. Лермонтов описывает все свои чувства и ощущения от молитвы. Также, поэт примерно в центре произведении описывает слов молитвы, а вернее их смысл, который всегда важен. Ведь то, что мы скажем – уже как-то по-своему священно. Лермонтов, который наверно немного отучился молиться, теперь как бы восхищен. А потому в стихотворении присутствуют слова – нежные, и даже ласковые.

Анализ стихотворения Молитва (В минуту жизни трудную…) по плану

Анализ стихов автора:

Молитва (В минуту жизни трудную…)

Возможно вам будет интересно

Афанасий Фет – был замечательным русским поэтом, он основал такой жанр как лирическая миниатюра. Он ограничивает тематику своих произведений показывая в основном любовь и природу. Автор брал за главное желание передать ту красоту мгновений

У Александра Сергеевича Пушкина было много друзей в то время, когда он учился в лицее. Но всех ближе ему был Пущин. Между ними сложились очень близкие и искренние отношения. Между ними было и много общего

Практически все стихотворения Тютчева были посвящены определенным женщинам или музам, в которых он был влюблен. Также и стихотворение О, как убийственно мы любим вышло в свет

Данное стихотворение было написано в тысяча девятьсот двенадцатом году. Оно замечательно характеризует раннее творчество поэта и является одним из самых первых стихотворений, написанных им

Это стихотворение заканчивает цикл романтических стихотворений А.С. Пушкина, написанных им в Южной ссылке. По форме произведение напоминает элегию, по жанру перед нами

«Молитва (В минуту жизни трудную…)» М.Лермонтов

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

Два факта из биографии автора связаны с появлением «Молитвы». В 1839 г. поэт получил в подарок от князя Одоевского Евангелие и сборник средневековых текстов духовного содержания, переведенных с греческого языка. Даритель предложил поэту чаще обращаться к христианской литературе. Примерно такие же слова Лермонтов услышал от Марии Щербатовой, женщины с «детской верой» в Бога. Красавица княгиня посоветовала своему поклоннику молиться, чтобы избавиться от тоскливого настроения. Стихотворение стало поэтическим ответом-откликом на простые, но мудрые рекомендации близких людей.

В центре авторского внимания — движения души лирического героя: от печали и сомнений к просветлению и умиротворению. Позитивная метаморфоза возможна, если заручиться помощью «живых слов» «молитвы чудной».

Состояние мучительной грусти, заявленное в первых строках, передается на фонетическом уровне: ассонанс основан на преобладании гласного звука «у». Душевный дискомфорт героя, граничащий с физическим недомоганием, подчеркнут глаголом «теснится».

В центральной части произведения развивается мотив силы слова, освященного верой. Автор аккумулирует лексику с религиозно-возвышенной положительной семантикой: «чудная», «благодатная», «святая прелесть». Искренность является главным качеством исцеляющего слова. Мощь «живых речей» непостижима для человеческого разума — это подчеркивает определение «непонятная» — однако сердце способно почувствовать высшую гармонию, к которой причастны испытанные временем словесные формулы.

В последних двух катренах изменяется фонетический строй стихотворения: на смену звукам, передающим сердечные терзания и тревогу, приходит ассонанс с опорой на «и», «а». Душа героя постепенно освобождается от тяготящего груза, что демонстрируется изменениями в звуковых акцентах произведения.

Финальный катрен описывает исцеляющий эффект искренней молитвы. Чтобы изобразить чувства лирического субъекта, поэт обращается к однородным безличным конструкциям — приему, характерному для лермонтовской поэтики. Безличные глаголы и примыкающие к ним наречия образуют антитезу с лексемой «теснится», появившейся в начальных строках.

Противопоставление несет две важных функции. С его помощью яснее и убедительнее выглядит способ избавления от уныния, а также обрамляется поэтический текст, замыкая общую композицию. Анафоры, которыми изобилует последнее двустишие, привлекают внимание к новому состоянию души лирического «я» — легкому, свободному, просветленному.

Молитва (9 класс)

О Боже, хочу я к тебе обратиться

И тихо иконе твоей помолиться.

Мне трудно понять этот мир беспощадный,

Суровый, жестокий, кровавый и жадный.

Зачем они губят своих же детей,

Зачем придают ради денег и власти.

От жадности чуть ли не в пене их пасти.

Смотришь на всё и на всех с высоты,

А ведь люди запутались, не понимают

Что в грехах, словно в тине они утопают.

Руку помощи грешным скорей протяни,

Напомни о Вере, напомни про то,

Что жизнь только раз нам прожить суждено.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Количество просмотров пользователями: 10

Отзывы к стихотворению: 5

Сopyright © 2008-2017 Все права защищены Ti-poet.ru

Права на все материалы, представленные здесь, принадлежат их авторам

План-конспект урока по литературе (9 класс) по теме:

Жизнь и судьба М.Ю.Лермонтова. Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Нет, я не Байрон», «Молитва» ("Не обвиняй меня, всесильный").

Цели урока: расширить знания учащихся о судьбе и личности М.Ю.Лермонтова, понять мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова, почувствовать настроение стихотворений «Нет, я не Байрон», «Молитва» (“Не обвиняй меня, всесильный”), формировать навыки анализа поэтического текста, развивать аналитические способности и наблюдательность, прививать любовь к классической поэзии.

Краткое содержание урока: беседа о жизни и судьбе М.Ю.Лермонтова, анализ стихотворений “Нет, я не Байрон”, “Молитва” (“Не обвиняй меня, всесильный”).

Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему:

Жизнь и судьба М.Ю.Лермонтова.

Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Нет, я не Байрон», «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный»).

Цели урока: расширить знания учащихся о судьбе и личности М.Ю.Лермонтова, понять мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова, почувствовать настроение стихотворений «Нет, я не Байрон», «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный»), формировать навыки анализа поэтического текста, развивать аналитические способности и наблюдательность, прививать любовь к классической поэзии.

Оборудование: тексты и аудиозаписи стихотворений, презентация

Сообщение темы и целей урока .

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами начнем изучать творчество крупнейшего поэта России – Михаила Юрьевича Лермонтова. Мы поговорим и жизни поэта, о его личности, определим основные темы его творчества, а также проанализируем несколько наиболее значимых стихотворений.

3. Беседа о жизни и судьбе М.Ю.Лермонтова

– Творчество любого писателя неотделимо от его судьбы. Биографию Лермонтова вы изучали в 6-8 классе, а сегодня, готовясь к уроку, вы ее повторяли.

– Чтобы вспомнить основные этапы жизни Лермонтова, посмотрим видеосюжет.

-Теперь побеседуем. Расскажите о детстве М.Ю.Лермонтова.

( Родился в Москве. Когда Лермонтову не исполнилось и года, его перевезли из Москвы в Тарханы – в имение его бабушки. Здесь и прошло детство будущего поэта)

(Детство Л. было невеселым. Его мать, Марья Михайловна, урожденная Арсеньева, принадлежала к богатой и знатной семье. Отец Лермонтова был небогат и незнатен. Брак был неравным. Бабушка Лермонтова по материнской линии Елизавета Арсеньева нежно полюбила внука, но терпеть не могла отца его. На этой почве начались семейные распри. В 1817 году умерла мать Лермонтова. Смутно помнил Лермонтов ласковые руки и слабый голосок матери, напевавшей ему грустную песню. Семейные отношения с ее смертью еще более обострились. Отец должен был отказаться от сына, чтобы сохранить ему наследство: таково было требование бабушки. Лермонтов любил и бабушку и отца. Оставшись на попечении бабушки, благодарный ей за ее любовь к нему, он не мог, однако, не думать об отце. Бабушка горячо любила внука и старалась сделать все, чтобы он не чувствовал себя сиротой).

(Как было принято в дворянских семьях, мальчик учился дома. С детства Лермонтов владел французским и немецким языками так же свободно, как и русским, изучал историю, географию, математику, словесность, выучился играть на скрипке и фортепьяно. Он много читал, рисовал акварелью, особенно любил лепить из крашеного воска. Зимой ребята лепили фигуры из снега. Был у мальчиков и самодельный кукольный театр. В 1828 году поступает в 4 класс Университетского благородного пансиона. Учился Миша прекрасно. Закончил пансион, затем Московский университет)

– Каким ребенком он рос?

(Лермонтов был небольшого роста. Но очень сильным и ловким. Среди темных волос надо лбом выделялась белокурая прядь. Взгляд его больших темных глаз приводил в смущение того, на кого он долго смотрел.

В доме постоянно жили мальчики – сверстники, дети родственников и соседей. Они вместе с деревенскими ребятами играли, строили и брали штурмом снежные крепости, скакали верхом. В летнее время рыли окопы и устраивали потешные бои на манер Петра I. Часами пропадали в лесу и на речке. Во всех играх Лермонтов – командир, неистощимый на выдумки. Его любят за прямоту, настойчивость, верность в дружбе.

Лермонтов был довольно болезненным мальчиком и бабушка трижды возила его на Кавказ к Горячим водам, там он наблюдал нравы кавказских жителей, их мужество и ловкость. В окрестностях Горячих вод Лермонтов присутствовал на празднике горцев, где слушал песни народного певца, смотрел на скачки, состязания в стрельбе. Здесь он впервые испытал чувство любви).

– От времени Лермонтова нас отделяют два столетия, но благодаря современному кинематографу мы имеем возможность увидеть, каким он был. Сейчас мы посмотрим отрывок из фильма Николая Бурляева о Лермонтове.

– Как дед объяснил маленькому Мише, что такое Россия?

-Что он советует внуку? (Готовь сердце к подвигу и ничего не бойся, душа наша бессмертна, значит, и бояться нечего)

– Вот каким изобразил поэта режиссер. Вы знаете, что детство ребенка играет огромную роль в формировании характера, личности человека.

– А что вы знаете о личности Лермонтова? О его характере?

Слово учителя о личности Лермонтова.

Исследователь В.А. Захаров пишет: "Для нас Лермонтов – великий поэт и прекрасный художник, нам хочется видеть его зрелым, благоразумным, уравновешенным, словом, наделённым всеми положительными качествами человеком. Лермонтов же обладал трудным характером: был насмешливым, злым на язык, больно обижал своих друзей и знакомых, что, впрочем, часто сходило ему с рук".

Возможно, "трудный" характер Михаила Юрьевича сложился из-за трагически разорванной в раннем младенчестве связи с обоими родителями. С раннего детства Елизавета Алексеевна растила внука в полной свободе. Он получал всё, что хотел, не будучи никогда и ни в чём стеснён или ограничиваем. Он абсолютно не был способен подчиняться, угождать и, тем более, угодничать.

-А почему судьба Л. была трагичной?

(За стихотворение, посвящённое гибели Пушкина, Лермонтов отлучён от двора и отправлен в феврале 1837г. в действующую армию на Кавказ. Год хлопот Е.А. Арсеньевой о прощении внука перед царской семьёй увенчался успехом: поэта вернули в лейб-гвардии Гусарский полк, ко двору в мае 1838г. До февраля 1840г Лермонтов жил в Царском селе и часто проводил время в столице. За свою короткую, 27-летнюю жизнь Лермонтов дважды стоял у барьера: 18 февраля 1840 года в Петербурге (с и 15 июля 1841 года в Пятигорске. Со времён Петра I дуэли в России были запрещены. Наказание за участие в дуэлях приравнивалось к наказанию за убийство. В наказание за первую дуэль Лермонтов был повторно сослан на Кавказ. (Первая ссылка последовала за стихотворение "На смерть поэта"). Вторая дуэль закончилась его смертельным ранением Итак: 1. Лермонтов был смел и отважен, от вызова не отказывался, во время дуэли в противника никогда не стрелял. 2. Литературное дело считал главным делом своей жизни, но ради него не считал необходимым отказываться от принятых понятий чести, от риска собственной жизнью.)

В общем, поэт был одинок в мире, поэтому и тема одиночества была для него так актуальна. Запишите подзаголовок – «Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова». Послушаем сообщение. Ваша задача – записать основные мысли этого сообщения.

Индивидуальное сообщение учащегося на тему «Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова».

Тема вольности и одиночества в мире – одна из центральных тем романтизма. Она нашла отражение в творчестве таких великих поэтов, как Байрон, Гёте, Шиллер. Большое место занимала эта тема и в творчестве одного из величайших русских поэтов — Михаила Юрьевича Лермонтова.

По мнению Лермонтова, поэт — это избранник судьбы. А его избранничество — это не только величайший дар, но и тяжелое бремя. Одаренная личность воспринимает и чувствует окружающее глубже и тоньше других, переживания ее остры до болезненности. Поэту свойственны нетерпимость ко лжи, несправедливости; взыскательность, стремление к совершенству, в отношениях с людьми он требователен до жестокости, что часто приводит к конфликту между ним и обществом. Естественный удел поэта — постоянная борьба и одиночество. К сожалению, это судьба талантливых поэтов всего мира, и Лермонтов – не исключение. Поэт создал целый ряд гениальных и неповторимых стихотворений, в которых звучат мотивы одиночества, изгнанничества, расставания с Родиной («Парус», «Нет, я не Байрон», «Тучи» и другие)

Несчастлив и одинок был Лермонтов и в личной жизни. Эти переживания вылились в целый ряд лирических стихотворений о неразделенной любви, об измене и женском коварстве (“Нищий”, “Я не унижусь пред тобою. ” и другие). Поэту не хватало не только друзей и единомышленников, но и любящей женщины, с которой легче было бы пережить все трудности жизненного пути. Лермонтов совсем один, и это одиночество, хотя и гордое, гнетет его. Оно приобретает вселенские масштабы, и поэт уже чувствует себя одним в целом мире, во всей вселенной.

В стихотворениях позднего периода чувствуется ужасная усталость, безысходность, пугающий пессимизм, разочарованность в жизни.

Современное Лермонтову общество не сумело распознать настоящего гения и сделало его гордым и одиноким странником. Сейчас творчество Лермонтова, богатое и разнообразное, не перестает восхищать потомков. Михаил Юрьевич, гениальный художник слова, относится к плеяде величайших поэтов, составляющих славу не только русской, но и мировой литературы.

– Что вы записали? (Запишите также стих-ия «Молитва», «И скучно и грустно)

4. Анализ стихотворения «Нет, я не Байрон».

-Во многих стихотворениях Лермонтова звучит тема одиночества и избранничества, обратимся к одному из них и попытаемся понять, как же сложился могучий талант поэта. Это трудно сделать, потому что у нас нет его дневников, ни большинства писем, но остались его стихотворения. Обращаемся к стихотворению «Нет, я не Байрон». Откройте текст.

-И послушаем его в художественном исполнении актера Михаила Козакова.

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум немного совершит;

В моей душе как в океане

Надежд разбитых груз лежит.

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? кто

Толпе мои расскажет думы?

Я — или бог — или никто!

– Прочитайте стихотворение еще раз про себя и постарайтесь уловить его настроение.

– Какое же настроение вы почувствовали? ( грусть, обида, тоска, печаль)

– Кто лирический герой этого произведения? (юноша, молодой человек)

– Какие слова указывают на то, что это пишет мужчина? («я другой», «я начал раньше»)

– Почему решили, что это пишет молодой мужчина? («мой ум не много совершит»; совершит – форма будущего времени, поэтому создается ощущение, что у героя еще вся жизнь впереди)

– Но почему эти слова звучат так трагически? («Я раньше начал, кончу ране» слова звучат как пророчество собственной судьбы. А написано-то стихотворение в 1832 году! Л. было всего 16 лет, чуть старше вас, а насколько оно проникнуто трагизмом, предзнаменованием своей судьбы, фатализмом!)

– Что еще мы узнаем о лирическом герое, кроме пола и возраста? Что он говорит о себе? («Нет, я не Байрон, я другой»)

– Кто такой Байрон? ( Великий английский поэт, вольнолюбивый романтик)

– Поэт использует в первой строке прием противопоставления (антитезы). Будто отвечает отрицательно на чей-то вопрос – «Нет, я не Байрон, я другой».

– Какой же он «другой»? Чем отличаются эти поэты? (Л. – «Еще неведомый избранник», Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой»).

– Определим смысл строки «Как он, гонимый миром странник». Какие значения имеет слово «мир»? В каком значении оно употреблено здесь? («мир» – народ: «»пойти всем миром»)

– А какой странник был гоним всем миром? Всем народом? (религиозный подтекст, образ Иисуса Христа – гонимого всеми избранника).

– Далее по тексту – «Мой ум не много совершит». Что имеется в виду под словом «ум»? (ум – творчество, опять звучит пророчество ранней смерти)

– «В душе моей, как в океане, Надежд разбитый груз лежит». Какие изобразительно-выразительные средства используются автором? (Сравнение, метафора)

– Получается, что «океан угрюмый» – это душа, внутренний мир поэта!?

– Лирический герой задает риторические вопросы самому себе.

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

-А толпа здесь – это сам народ, читатели.

– Как же сам отвечает на вопрос? («Я – или бог – или никто!») Т.е. лишь тот, кто эти думы знает! Кроме Л. его думы знает только Всевышний.

– В последней строке очень важно понять и не ошибиться со смыслом.

– Назовите значение союза «или»? (разделительный). Т.е. его функция разделить понятия «я – или бог – или никто!»

-А тире в данном случае выделяет фразу, подчеркивает ее, делает вставным оборотом! Если убрать ее из текста, то получится «я или никто!», т.е. фраза «или бог» подчеркивает, что только Богу дано знать истинные мысли всех людей, только он видит всю правду. Поэтому нельзя говорить о том, что молодой Лермонтов противопоставляет себя Богу. Это мнение ошибочно.

– Сделайте вывод, в чем же заключается основная мысль этого стихотворения? ( в утверждении поэта «с русской душой», что только он может «рассказать» свои «думы»)

5. Анализ стихотворения «Молитва»

– Многими исследователями был доказан истинный религиозный смысл стихотворений Лермонтова. Давайте попробуем его понять на примере стихотворения «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный»)

– Выразительное чтение учителя.

Не обвиняй меня, всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильный

С ее страстями я люблю;

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя;

За то, что в заблужденье бродит

Мой ум далеко от тебя;

За то, что лава вдохновенья

Клокочет на груди моей;

За то, что дикие волненья

Мрачат стекло моих очей;

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен

Я, боже, не тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,

Преобрати мне сердце в камень,

Останови голодный взор;

От страшной жажды песнопенья

Пускай, творец, освобожусь,

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь.

– В этом стихотворении мы видим явный религиозный подтекст.

– В чем он выражен? ( название, обращение)

-Попытаемся в нем разобраться.

– Что можете сказать об особенности композиции этого стихотворения? (состоит из 2-х частей)

– О чем «молит» лирический герой в первых строках?

– За что же «всесильный» должен его покарать?

1 – За то, что мрак земли могильный

С ее страстями я люблю…

(Земная жизнь ему милее небесной, он в этом смело признается!)

2 – За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя… (Редко обращается с молитвой к Богу)

3 – За то, что в заблужденье бродит

Мой ум далеко от тебя….. (ум далек от христианских мыслей)

4- За то, что лава вдохновенья

Клокочет на груди моей… ( – Что значит «лава вдохновенья»? Это творчество! Муза!)

5- За то, что дикие волненья

Мрачат стекло моих очей…

6- За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь…. (-В чем признается?)

7- И часто звуком грешных песен

Я, боже, не тебе молюсь… (-А кому же молится поэт? Л. «молится», т.е.обращается в «песнопеньях» к возлюбленной, к природе, к родине, но все эти адресаты любви – творения всевышнего, значит любовь к ним – это воплощение любви к богу)

-О чем просит поэт во 2 части стихотворения?

– Но угаси сей чудный пламень,

Преобрати мне сердце в камень,

Останови голодный взор…

– Что же такое «чудный пламень»? (это дар творчества, которое терзает и мучает, не дает покоя. Л.осознает, что дар творчества данный от бога, помогает ему видеть в мире несовершенство, писать об этом, и это его губит, терзает душу, которая рвется «на тесный путь спасения». Лирический герой просит освободить его от творчества, от дара поэта, лишить вдохновения, т.к.душа желает вернутся к богу. Строка «Угаси сей чудный пламень» контрастирует просьбой пушкинского поэта-пророка. Лермонтов уже отказывается от дара, хочет быть обыкновенным смертным человеком)

– От страшной жажды песнопенья

Пускай, творец, освобожусь,

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь.

6. Подведение итогов урока.

-Итак, мы проанализировали 2 стихотворения Лермонтова, скажите, как же в них раскрываются мотивы вольности и одиночества? (Вольность здесь моральная, поэт должен быть свободен от мнения света, а вот одиночество реальное – Л.был одинок, тем он и привлекал и привлекает до сих пор читателей)

– Что нового вы узнали о судьбе М.Ю.Лермонтова? О его творчестве?

– К какой теме лирики поэта мы сегодня обратились?

– Какое стихотворение вам понравилось больше и почему?

– ДЗ: – индивидуальные сообщения на тему «Адресаты любовной лирики Лермонтова (Екатерина Сушкова, Наталья Иванова, Варвара Лопухина, Мария Щербатова)

-найти и принести на урок тексты стихотворений «Мы случайно сведены судьбою», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет», «Я не унижусь пред тобою», «Мне грустно, потому что я тебя люблю».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель урока: изучить «кавказские» страницы биографии М.Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе; показать многогранность натуры поэта.

на протяжении нескольких лет я работаю над проблемой “Использование документальных и художественных фильмов на уроках литературы”. Мною был создан видеоряд, который я использую на уроках литературы 18.

План-конспект урока литературы в 8 классеТема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри». Кавказ для М.Ю. Лермонтова – символ вольной, неукротимой.

Литературно-музыкальная композиция “Кавказ в судьбе М.Ю.Лермонтова”. На уроке звучат стихи поэта,романсы “Горные вершины”,”Выхожу один я на дорогу”,дополнительные сведения из жизни поэта на Кавказе.

15 октября 2014 года -200лет со дня рождения М. Ю. Лермонтова. Этой славной дате и посвящается данный урок.Урок литературы разработан для 6-8 классов и представляет собой литературную гостиную, котора.

Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ.

В материалах содержатся факты биографии поэта и отрывки из произведений.

Оценка 4.1 проголосовавших: 188
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here