Стихотворение молитва что это за жанр

Полное собрание и описание: стихотворение молитва что это за жанр для духовной жизни верующего человека.

Анализ Стихотворения «В минуту жизни трудную…»

Последние записи

Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…») было написано М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. С таким же на­званием у поэта было два предшествующих стихотворения — 1829 и 1837 годов. «Молитва» 1839 года посвящена М.А. Щерба­товой. Она посоветовала поэту молиться в минуты тоски, сомне­ний, и Лермонтов обещал ей.

Жанр «Молитвы» — лирический монолог, стиль романтичес­кий, мы можем отнести его к философской лирике.

Композиционно произведение делится на три части (по ко­личеству строф). В первой части лирический герой обозначает свое душевное состояние. В жизни его часто присутствуют мо­менты тоски, печали, смуты. В такие минуты он обращается к Богу:

Одну молитву чудную Твержу я наизусть.

Характерно, что состояние лирического героя здесь обозна­чено глаголом в личной форме: «твержу я». Таким образом поэт подчеркивает личностное восприятие жизни, пока он обознача­ет сферу «человеческого». Вторая часть — это рассказ о самой молитве. Мы не слышим здесь ее слов, однако чувствуем «силу благодатную», заключенную в них. Третья часть рассказывает об освобождении души от тоски и мучительных сомнений. Надушу лирического героя снисходит Божественная благодать, она спа­сает ее, возвращая из тьмы к свету:

С души как бремя скатится — Сомненье далеко — И верится, и плачется,

И так легко, легко…

И здесь уже состояние лирического героя выражается с помо­щью безличных глаголов: «верится»,’«плачется». Душа героя, освободившись от всего суетного, человеческого, вступила в сфе­ру Божественного. Таким образом, первая и третья части компо­зиционно противопоставлены в этом произведении 74 .

Стихотворение написано трехстопным ямбом, катренами, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («молитву чудную», «сила благодатная»), метафору и сравнение («И дышит непонят­ная святая прелесть в них», «С души как бремя скатится, Сомне­нье»), инверсию («В минуту жизни трудную»), анафору («И ве­рится, и плачется, И так легко, легко»).

Произведение мы можем рассматривать в контексте фило­софских размышлений поэта о Боге, природе — стихотворений «Молитва» 1829 и 1837, стихотворений «Когда волнуется желте­ющая нива…», «Ветка Палестины», «Ребенку». Читая эти произ­ведения, мы поражаемся, «сколько веры, сколько любви душев­ной оказывается в поэте нашем, заклейменном неверующим от­рицателем!». Под воздействием поэзии Лермонтова И. Бунин написал стихотворение «За все тебя, Господь, Благодарю!»:

За все тебя, Господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.

Я один и ныне — как всегда.

Таким образом, произведение М.Ю. Лермонтова создано в русле русской литературной традиции.

Что характерно для жанра молитва? В каких случаях Лермонтов обращается к этому жанру? За два вопроса даю 50 баллов.

становления поэтической души от истока до вершины, от самооправдания

и мятежа до безграничной любви и легкости.

Его первая «Молитва» (1829) – это искренняя, прямая, честная и обличающая

себя самого исповедь, это желание поговорить с Богом без каких-либо

посредников, желание высказать о себе всю подноготную, ничего не приврав

и не приукрасив, это довольно-таки честное признание за собой многих грехов,

от которых лирический герой и не собирается отказываться.

Молодой пятнадцатилетний поэт, ощущающий свою вину в неповиновении Божьим заветам, в нарушении Его заповедей, в порыве страстного желания выговориться

и облегчить свою мятежную непризнанную душу сразу раскрывает все свои карты, стараясь ничего не скрывать:

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильный

С ее страстями я люблю;

Богом, находя своим проступкам тысячи иных причин, которые, как ему кажется,

вполне способны оправдать его целиком и полностью.

В этой его молитве нет того смирения перед Богом, что свойственно многим

молитвам (прежде всего, как жанру религиозной литературы) .

Лермонтовская «Молитва» – это горячий и импульсивный вызов Богу, воззвание молодого поэта к Высшему Судие, это признание оголтелого мятежника и смелого песнопевца, предпочитающего земные страсти небесным благам, дарованным человеку.

Поэт еще не готов отказаться от того мира, в котором он находится сейчас, от той яркости и блеска витрин и балов, однако он уже прекрасно понимает тесноту того островка, на котором бродят его заблудший ум и помертвевшее сердце.

речей и от ненужных воззваний, прося в своей молитве не за себя, непримиримого мятежника и усталого путника, а за свою любимую:

За душу странника в мире безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

и еще способен возродить в поэте угасшие любовные чувства, способен всколыхнуть увядающее и окаменевшее сердце, уставшее от жизни, изгнания, одиночества и непонимания.

Стихотворение это, по-видимому, было обращено к Варваре Александровне Лопухиной, которую до конца жизни любил поэт, однако семья девушки была против её брака с Лермонтовым. Любовь, которая так неожиданно появилась, сохранилась в сердце Лермонтова до самых последних годов его жизни.

В своей «Молитве» Лермонтов обращается уже не к Христу, как это обычно было принято, а к Богородице, к Божьей Матери, которая является заступником всего человечества перед лицом Её Сына.

Лермонтов, терзаемый демоническими мыслями, еще страшится просить за себя,

но всю свою любовь, всю свою веру он вкладывает в образ единственной Прекрасной Дамы, за которую и молит Божию Матерь. Свою персону он даже не осмеливается поставить в один ряд с «девой невинной» , ведь он только «безродный странник с пустынною душой» .

По свидетельствам современников, М. А. Щербатова велела молиться поэту, когда у

него на душе тоска. Лермонтов пообещал обязательно выполнить завет своей возлюбленной и в 1839 году написал стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…») .

В отличие от двух предыдущих текстов эта «Молитва» проникнута именно той светлой грустью и печалью, однако в ней проблескивает свет надежды, которая не угасает как обычно, а продолжает освещать темные демонические дебри души Лермонтова.

http: //www. lib. csu .ru/ vch/ 188 /028. pdf (без пробелов) с 144

Стих Лермонтова “Молитва”- http:/ /azbyka. ru/ stihi/ lermontov /lermontov_ molitva_ 1829.shtml(без пробелов)

«Молитва (В минуту трудную. )», анализ стихотворения Лермонтова

Если прочесть «Молитву» без объявления автора, трудно даже сразу поверить, что это — Лермонтов. В стихотворении нет сложных конструкций, метафор, даже попросту длинных слов. Ясное, лёгкое произведение, написанное трёхстопным ямбом, оставляет впечатление искреннего дружеского рассказа.

Произведение легко учить наизусть: кроме чёткого ритма и согласованных перекрёстных рифм, «Молитва» имеет очень стройную композицию.

Если разбирать стихотворение по строфам, то в начале первой ясно ощущается гнетущее настроение. «В минуту трудную», «теснится грусть», «твержу наизусть» — обилие сочетаний согласных, особенно с буквой «р», создаёт впечатление трудности, тяжести. Его усугубляет и повторение звука «у», вызывая ассоциации с унынием.

Вторая строфа является переходной, в ней описывается откровение слова, сила молитвы. Сила «благодатная», непонятная для лирического героя, но ясно им ощущаемая. «Созвучье слов живых», «святая прелесть» — эти метафоры выразительно передают то живительное ощущение, которое испытывает всякий, искренне читающий молитву. Ключевое слово этой строфы — «благодатная», дающая благо — и оно полностью меняет настроение произведения.

С осенённой благодатью души «скатывается бремя», уходят сомненья — и вместо неё приходит лёгкость. Она ощущается даже в звучании строфы: ударные звуки «а», «о», «э» раскрывают каждый слог. Повторение слова «легко», которым завершается стихотворение, оставляет впечатление полёта и незавершённости, словно душа лирического героя просто растворилась в благодатном порыве молитвы.

Во всём стихотворении есть лишь один глагол от первого лица: «твержу». Это единственное действие, которое совершает лирический герой, а всё остальное — следствие этого действия, происходящее само собой. Это благодаря повторению молитвы «сомненье скатится», и станет легко, и появится вера, и польются слёзы.

Всё произведение — это описание единого порыва души и её меняющегося состояния. Такие слова мог бы произнести или глубоко верующий человек, или кто-то, отрицавший веру и переживший откровение. Стихотворение создано в 1839 году, незадолго до гибели Лермонтова. Трудно сказать, испытывал ли он сомнения и искал ли опору в вере, но точно известно, что философские рассуждения были свойственны ему особенно в последние годы жизни. Стихотворение «Молитва» могло быть навеяно даже не собственными переживаниями поэта, но он облёк их в столь искренние, воодушевляющие слова, которые заставляют и читателя ощутить сопричастность этому порыву души.

Тема: Молитва как «жанр» в лирике М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Стихотворение «Молитва». Цели

развивать навыки литературоведческого анализа поэтического текста;

через анализ стихотворений открыть новые черты в характере М.Ю.Лермонтова – поэта и человека.

Запишем в тетради тему урока, эпиграфом к которому взяты строки М.Ю. Лермонтова: «Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала…».

Начинаем разговор с темы урока, где есть два ключевых слова, которые нам знакомы: Лермонтов и стихотворение.

Вспомним, что такое стихотворение как жанр литературы? Теперь обратимся к литературоведческому словарю и прочитаем, что такое стихотворение.

Чтобы понять, а потом и выразительно прочитать лирическое произведение, нужно исследовать его: проанализировать его форму и содержание. Обратимся к схеме анализа стихотворения.

Что мы должны проанализировать, чтобы понять чувства и мысли автора?

Какие художественные средства помогают автору передать свои чувства и мысли? Ответить на этот вопрос вам поможет литературоведческий словарик.

Итак, исследуя художественные средства, мы с вами поймем чувства и мысли автора, иными словами, авторский замысел.

Чей же замысел мы должны понять сегодня? (М.Ю. Лермонтова)

Что вы можете сказать о личности поэта? (одинокий, печальный, задумчивый, противоречивый …)

Задача: давайте же продолжим для себя рисовать портрет Лермонтова. Посмотрим, что заставило поэта сказать: «Моя душа, я помню, с детских лет

Какая тема заявлена в заглавии стихотворения?

О чем будет стихотворение?( о молитве, о боге, о вере…)

Что такое молитва? (обращение человека к богу.

На доске: По Библии( христианская книга) есть

Для чего человек обращается к Богу? (Чтобы обрести добро, свет, душевный покой, чтобы очистить душу…)

А зачем нужно очищать душу?(см. методичку) По Библии человек имеет

Будет жить вечно

Чтобы попасть в рай , нужно очищать душу от грехов!

Что просит человек в этой молитве?( хлеба сегодня, прощения грехов, не вводить во искушение(в грех, в нечистое дело)

От кого просит избавить? (от лукавого, т.е. дьявола)

Н а доске: Значит, От тьмы к свету

С какой интонацией читается стихотворение?

Какие чувства вызывает в нас?

Похожа на молитву

Какие слова «главные» в этом стихотворении? (которые выражают тему веры)

В тетрадь записать цитаты:

Какое настроение несут эти слова? (светлое, радостное, умиление)

Понятно ли вам слово «благодатная»?( несущее благо, добро)

Благодать (по Библии) .

Анализ по строфам.

а)Прочитать выразительно 1 строфу стихотворения .

Какое состояние души человека отражено в ней? Каких чувств больше? ( грусть, печаль, трудная минута)

Какие художественные средства передают эти чувства? (метафора: «грусть теснится», эпитет: « в минуту жизни трудную»)

Итак, в первой строфе автор передает состояние печали, грусти, тяжести.

Когда лирический герой Лермонтова обращается к Богу? ( в трудную минуту, когда на душе темно)

б) Перечитаем вторую строфу стихотворения.

Какое настроение мы наблюдаем здесь? (больше света, радости)

Какие художественные средства выразительности использует автор? (эпитеты: благодатная, созвучье слов живых, непонятная святая прелесть)

Что описывается этими эпитетами? (сила и прелесть «живого слова» – молитвы) А может быть стихотворения?

Итак, «живое слово», по мнению Лермонтова, очищает, ведет к Богу, к свету.

О чем она нам рассказывает? Какое несет настроение? (радость, легко, светло) Уходят тоска и томление, их сменяет вера, надежда, слезы облегчения.

Какие художественные средства передают это состояние?

С души как бремя скатится – метафора

Итак, о чем рассказывает поэт в этих трех строфах? ( об очищении души молитвой, о движении души человека от Тьмы к Свету ( к Богу), от Зла к Добру)

А кроме этих мыслей, передаваемых нашему разуму, Лермонтов обращается и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы сопереживали с лирическим героем это движение.

Как меняются чувства? (от грусти и тоски к вере и радости)

Как это движение души передает строение предложений?( каждая строфа-это одно осложненное сложное предложение. Запятая движет вперед – от тьмы к свету. Это же противопоставление тьмы и света передают антонимы(в1и3 строфах: трудно-легко, теснится грусть-бремя скатится)

Как называется этот художественный прием? (антитеза)

Итак, какие же чувства и мысли через форму передает нам автор?

А теперь давайте выразительно прочитаем стихотворение, стараясь передать мысли и чувства лирического героя.

Что же нового мы узнали о личности М.Ю.Лермонтова? Какие черты можем добавить к его портрету? ( Верящий в Бога, в Добро, в Свет)

Почему он обращается к Богу? (не находит веры в себе, в окружающих, в жизни – «остро одинок». Недаром в 1831году Лермонтов напишет:

1. Как в стихотворении «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный. ») отражаются отношения лирического «я» и Бога? О чем поэт просит его?

2. Как создается иронический пафос в «Юнкерской молитве»?

3. В стихотворении «Молитва» («В минуту жизни трудную. ») мы читаем: «Есть сила благодатная в созвучье слов живых». Как понять эти строки?

Вопросы и задания к стихотворению «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою. »)

1. Какой смысл выявляется в том, что лирический герой обращается с просьбой уже не к Богу, а к Богородице?

2. Почему лирический герой молится не о себе, а о душе «девы невинной»?

3. На каких противопоставлениях основана композиция стихотворения?

4. Как в стихотворении отражаются изменения души лирического «я»?

5. Что, по мнению поэта, может сделать человека счастливым?

6. Какой смысл выявляется в том, что все эпитеты в стихотворении употреблены в своих прямых значениях или в составе устойчивых выражений?

7. Задание. Сопоставьте стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою. ») с другими «Молитвами». Можно ли утверждать, что от «молитвы» к «молитве» у лирического «я» все меньше просьб к Богу. Подтвердите или опровергните это мнение.

Через анализ стихотворений открыть новые черты в характере М. Ю. Лермонтова – поэта и человека

Тема: М. Ю. Лермонтов. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики. “Молитва”

Цели урока: учиться выразительному чтению стихотворений, устному рисованию, уметь находить изобразительные средства языка

Проанализируйте стихотворение А. Вознесенского «Молитва». Определите, в чем заключается художественное мастерство

«жанр путешествий», or «стихотворение путе­во­дитель», оr even «жанр стихотворения глазами турис­та»

Цель урока: развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения

Е В А Н Г Е Л И Е З А К О Л Ю Ч Е Й П Р О В О Л О К О Й 4 / 2 0 1 0 • молитва

Е В А Н Г Е Л И Е З А К О Л Ю Ч Е Й П Р О В О Л О К О Й 1 – 2 / 2 0 1 0 ( 9 1 – 9 2 ) : молитва

Е В А Н Г Е Л И Е З А К О Л Ю Ч Е Й П Р О В О Л О К О Й 5 – 6 ( 1 0 1 – 1 0 2 ) : молитва

Е В А Н Г Е Л И Е З А К О Л Ю Ч Е Й П Р О В О Л О К О Й 6 / 2 0 0 9 ( 9 0 ) : молитва

Анализ стихотворения Лермонтова Молитва (В минуту жизни трудную…)

Михаил Юрьевич Лермонтов в своем произведении «Молитва» точно описал чувства, свойственные многим верующим людям. В этом стихотворении открылись новые грани личности поэта. Он верит в Бога и надеется на избавление от тяжестей судьбы и сомнений. Поэт будто исповедуется перед читателем и открывает ему секрет легкой жизни. Он проводит читателя по пути от отчаяния до очищения души.

В первой строфе Лермонтов представляет мрачное настроение лирического героя, от которого и призвана избавить молитва. Какая из многочисленных молитв приносит ему успокоение, остается тайной.

Независимо от этого в каждой молитве содержатся живые слова. Они наполнены духовным смыслом и даруют благодать, что означает надежду на спасение души. Во второй строфе Лермонтов олицетворяет безликие слова, они «живые» и «дышат». Притом он не может объяснить природу божьей благодати, скрытой в молитве.

Третья строфа описывает воздействие молитвы. Вера заменяет сомнения и вызывает слезы облегчения. Единственное действие, которое совершает лирический герой – твердит слова молитвы. Все остальное происходит с ним независимо от его воли. Не сказано, чем заслужил герой искупление, а значит, оно даровано Богом.

Анализ Стихотворения «В минуту жизни трудную…» (Молитва)

Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…») было написано М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. С таким же на­званием у поэта было два предшествующих стихотворения — 1829 и 1837 годов. «Молитва» 1839 года посвящена М.А. Щерба­товой. Она посоветовала поэту молиться в минуты тоски, сомне­ний, и Лермонтов обещал ей.

Жанр «Молитвы» — лирический монолог, стиль романтичес­кий, мы можем отнести его к философской лирике.

Композиционно произведение делится на три части (по ко­личеству строф). В первой части лирический герой обозначает свое душевное состояние. В жизни его часто присутствуют мо­менты тоски, печали, смуты. В такие минуты он обращается к Богу:

Одну молитву чудную Твержу я наизусть.

Характерно, что состояние лирического героя здесь обозна­чено глаголом в личной форме: «твержу я». Таким образом поэт подчеркивает личностное восприятие жизни, пока он обознача­ет сферу «человеческого». Вторая часть — это рассказ о самой молитве. Мы не слышим здесь ее слов, однако чувствуем «силу благодатную», заключенную в них. Третья часть рассказывает об освобождении души от тоски и мучительных сомнений. Надушу лирического героя снисходит Божественная благодать, она спа­сает ее, возвращая из тьмы к свету:

С души как бремя скатится — Сомненье далеко — И верится, и плачется,

И так легко, легко…

И здесь уже состояние лирического героя выражается с помо­щью безличных глаголов: «верится»,’«плачется». Душа героя, освободившись от всего суетного, человеческого, вступила в сфе­ру Божественного. Таким образом, первая и третья части компо­зиционно противопоставлены в этом произведении 74 .

Стихотворение написано трехстопным ямбом, катренами, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («молитву чудную», «сила благодатная»), метафору и сравнение («И дышит непонят­ная святая прелесть в них», «С души как бремя скатится, Сомне­нье»), инверсию («В минуту жизни трудную»), анафору («И ве­рится, и плачется, И так легко, легко»).

Произведение мы можем рассматривать в контексте фило­софских размышлений поэта о Боге, природе — стихотворений «Молитва» 1829 и 1837, стихотворений «Когда волнуется желте­ющая нива…», «Ветка Палестины», «Ребенку». Читая эти произ­ведения, мы поражаемся, «сколько веры, сколько любви душев­ной оказывается в поэте нашем, заклейменном неверующим от­рицателем!». Под воздействием поэзии Лермонтова И. Бунин написал стихотворение «За все тебя, Господь, Благодарю!»:

За все тебя, Господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.

Я один и ныне — как всегда.

Таким образом, произведение М.Ю. Лермонтова создано в русле русской литературной традиции.

В позднем периоде своего творчества Михаил Лермонтов пишет стихотворение «Молитва». Несмотря на то, что автору всего 25 лет, он уже успел побывать в ссылке и переосмыслил собственную жизнь. В ней чаще всего ему приходилось играть роль дебошира и светского льва.

Анализ: «Молитва» Лермонтова. История создания стихотворения

После возвращения с Кавказа поэт понимает, что изменить мир, который его окружает, невозможно. Он не в состоянии сделать этого. Чувство бессилия заставляет Лермонтова обратиться к Богу. По причине классического религиозного воспитания поэт никогда не воспринимал веру всерьез. Современники его нередко отмечали в своих записках, что деятельная и бурная натура Лермонтова очень часто заставляла его сначала совершать поступки, а затем только думать над содеянным. Являясь бунтарем по жизни, поэт никогда не пытался скрыть своих политических убеждений. Только после нескольких месяцев, проведенных на Кавказе, он проникся идеями высшего начала, которым подчиняется судьба человека.

Анализ: «Молитва» Лермонтова. Попытка переосмыслить жизнь

В душе Лермонтов все равно остается бунтарем. Но начинает осознавать, что его миссия не заключается лишь в том, чтобы доказать окружающим их глупость и никчемность. После Кавказа он возвращается в Москву, где посещает светские рауты и близко сходится с Марией Щербаковой. В одной из бесед юная девушка заявляет поэту, что только лишь молитва, обращенная к Богу, помогает обрести душевное равновесие и найти силы в самые тяжелые минуты жизни. Нельзя утверждать, что этот разговор заставил Лермонтова по-новому взглянуть на мир. Но, видимо, поэт нашел в словах юной барышни свою, особую истину. Он пишет свою «Молитву» – самое светлое и лирическое произведение.

Анализ: «Молитва» Лермонтова. Основная тема и идея

Стихотворение не содержит просьб, покаяния и самобичевания. Поэт признает, что простые слова могут обладать силой, очищать душу от тоски, скорби и тяжкого бремени, вызванного тем, что человек осознает свое бессилие. Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» показывает, что поэт воспринял слова юной Марии Щербаковой всерьез. Он начинает молиться в те моменты, когда оказывается загнанным собственными мыслями и переживаниями в угол. Сомнение – еще один коварный враг поэта. Оно как наказание для него. Являются ли верными его желания и стремления? Вдруг увлечение литературой – это всего лишь самообман, а идеалы, отождествляющие взаимное уважение людей и равноправие, – вымысел, плод богатого воображения? Чтобы избавиться от подобных мыслей, развеять сомнения и тревогу, пытается найти духовную опору Лермонтов.

«Молитва»: анализ и выводы

Создавая произведение, поэт старался смириться с предначертанным ему путем. Одновременно он укреплял веру в собственные силы. Не исключено, что написание стихотворения – это предчувствие скорой смерти. Это своеобразное покаяние в стихах. И смысл его заключается в том, что поэт борется с собственными слабостями, которые вынуждают его скрывать свои истинные мысли и чувства за маской благопристойности. Об этом говорит и проведенный художественный анализ. «Молитва» Лермонтова – это переломная точка, разделяющая его творчество на два отличающихся друг от друга периода.

Анализ стихотворения “Молитва”

Идея: Благодатная сила молитва помогает пережить трудные минуты нашей жизни

Рифма: перекрестная (чередуется дактилическая и мужская рифмы)

В этом стихотворении очень ярко проявляются образы чувств: образ печали, смуты в начале произведения и образ легкости, облегчения в конце. Чтобы яснее почувствовать первый образ, используются такие тропы, как эпитет (В минуту трудную), метафора (Теснится в сердце грусть). Используется также инверсия для выделения интонационно смыслового слова (В минуту трудную; молитву чудную; сила благодатная и т д). Также для создания образа смуты автор использует ассонанс (Повторяется звук [у]).

Все это придает ощущение тяжести на душе. Противопоставляется грусти чувство облегчения. такой прием называется антитезой. В этом стихотворении он не только угадывается, но даже и ясно представляется текстуальными антонимами (Трудную – легко; теснится грусть – бремя скатится). Для создания образа легкости тоже используется метафора (Бремя скатится) и повтор (легко-легко). Изменился и звуковой фон: гласная [у] пропала, а появились [а],[э]. Эти звуки более открытые, в отличие от [у].

Еще одним важным образом является образ самой молитвы. В его создании используются инверсионные эпитеты (Молитву чудную; сила благодатная; слов живых) и метафора (Дышит прелесть). Молитва показана нам чудодейственной силой, и именно она облегчает жизнь человека, она заведует теми святыми изменениями состояния души человека. Заметим также, что в стихотворении только одни глагол напоминает нам о существовании лирического героя: я твержу. Все остальные глаголы говорят о молитве и состоянии души.

Таким образом, первая строфа – это описание состояния души лирического героя, вторая – описание силы и прелести живых слов этой молитвы, третья – рассказ о том, что приносит человеку сила благодатная.

Мне нравится это стихотворение из-за его необыкновенной чувственности. Оно заставляет прожить меня состояние героя. и самое главное – я верю написанному Лермонтовым.

«Молитва (В минуту трудную.)», анализ стихотворения Лермонтова

Если прочесть «Молитву» без объявления автора, трудно даже сразу поверить, что это — Лермонтов. В стихотворении нет сложных конструкций, метафор, даже попросту длинных слов. Ясное, лёгкое произведение, написанное трёхстопным ямбом. оставляет впечатление искреннего дружеского рассказа.

Произведение легко учить наизусть: кроме чёткого ритма и согласованных перекрёстных рифм. «Молитва» имеет очень стройную композицию.

Если разбирать стихотворение по строфам, то в начале первой ясно ощущается гнетущее настроение. «В минуту трудную». «теснится грусть». «твержу наизусть» — обилие сочетаний согласных, особенно с буквой «р», создаёт впечатление трудности, тяжести. Его усугубляет и повторение звука «у», вызывая ассоциации с унынием.

Вторая строфа является переходной, в ней описывается откровение слова, сила молитвы. Сила «благодатная». непонятная для лирического героя, но ясно им ощущаемая. «Созвучье слов живых». «святая прелесть» — эти метафоры выразительно передают то живительное ощущение, которое испытывает всякий, искренне читающий молитву. Ключевое слово этой строфы — «благодатная». дающая благо — и оно полностью меняет настроение произведения.

С осенённой благодатью души «скатывается бремя». уходят сомненья — и вместо неё приходит лёгкость. Она ощущается даже в звучании строфы: ударные звуки «а», «о», «э» раскрывают каждый слог. Повторение слова «легко». которым завершается стихотворение, оставляет впечатление полёта и незавершённости, словно душа лирического героя просто растворилась в благодатном порыве молитвы.

Во всём стихотворении есть лишь один глагол от первого лица: «твержу». Это единственное действие, которое совершает лирический герой, а всё остальное — следствие этого действия, происходящее само собой. Это благодаря повторению молитвы «сомненье скатится». и станет легко, и появится вера, и польются слёзы.

Всё произведение — это описание единого порыва души и её меняющегося состояния. Такие слова мог бы произнести или глубоко верующий человек, или кто-то, отрицавший веру и переживший откровение. Стихотворение создано в 1839 году, незадолго до гибели Лермонтова. Трудно сказать, испытывал ли он сомнения и искал ли опору в вере, но точно известно, что философские рассуждения были свойственны ему особенно в последние годы жизни. Стихотворение «Молитва» могло быть навеяно даже не собственными переживаниями поэта, но он облёк их в столь искренние, воодушевляющие слова, которые заставляют и читателя ощутить сопричастность этому порыву души.

Текст «Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою…)» М. Лермонтов

Я, матерь божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в мире безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» 9 класс

Стихотворение «Молитва», написанное в 1839 году, относится к позднему периоду творчества Михаила Лермонтова. Автору всего 25 лет, однако он уже успел побывать в ссылке и переосмыслить собственную жизнь, в которой ему попеременно доводилось играть роль светского льва и дебошира.

Вернувшись с Кавказа в чине корнета лейб-гвардии, поэт осознал, что не в состоянии что-либо изменить в мире, который его окружает. И чувство собственного бессилия заставило его обратиться к Богу, которого, несмотря на классическое религиозное воспитание, Михаил Лермонтов никогда не воспринимал всерьез.

Современники поэта и, в частности, Виссарион Белинский, отмечают, что бурная и деятельная натура Михаила Лермонтова очень часто заставляя его сперва совершать поступки, а после их осмыслять. Бунтарь по жизни, он даже не пытался скрывать свои политические взгляды. Однако несколько месяцев, проведенных на Кавказе, произвели на поэта неизгладимое впечатление. Он был не только поражен восточной мудростью, но и проникся идеями некоего высшего начала, которому подчиняется судьба каждого человека. Оставаясь по-прежнему бунтарем, Михаил Лермонтов, по-видимому, решил для себя, что попытки доказать окружающим их глупость и никчемность – совсем не та миссия, которая предначертана ему свыше. По возвращении в Москву он снова блистает на светских раутах и даже испытывает некоторое удовольствие от внимания к своей персоне со стороны представительниц слабого пола, которых прельщает его слава героя, бунтаря и сорвиголовы. Однако из всех барышень Михаил Лермонтов выделяет юную Марию Щербакову, которая однажды заявляет ему, что только молитва, обращенная к Богу, дает душевное равновесие и помогает в самые трудные минуты жизни.

Конечно, было бы весьма наивно полагать, что человек с задатками атеиста пойдет в храм или же сделает «Псалтырь» своей настольной книгой. Тем не менее, Михаил Лермонтов нашел в словах юной особы некую истину, которая была недоступна его пониманию. И – написал собственную «Молитву», которая стала одним из наиболее светлых и лирических произведений поэта.

В этом стихотворении нет слов, обращенных к Богу, нет просьб, самобичевания и покаяния. Однако поэт признает, что обычные слова могут обладать целебной силой, очищая душу от скорби, тоски и тяжкого бремени, вызванного осознанием собственного бессилия. Но, самое главное, что Михаил Лермонтов действительно следует совету Марии Щербаковой и начинает молиться тогда, когда ощущает себя в ловушке собственных мыслей и переживании. Не менее страшным врагом поэта являются сомнения, которые, впрочем, свойственны всем молодым людям. Однако для Михаила Лермонтова они являются чем-то вроде наказания, так как ставят под сомнение не только образ жизни поэта, но и его цели, желания и стремления. Что, если увлечение литературой является пустым самообманом, а светлые идеалы, отождествляющие равноправие и взаимное уважение людей – лишь вымысел, порожденный богатым воображением? Но ведь есть Пушкин и Вяземский, Белинский и Краевский, которые придерживались подобных мировоззрений. И тогда, чтобы развеять сомнения и найти духовную опору Лермонтов начинает молиться, горячо, со слезами и с чувством раскаянья за то, что допускает даже мысль о том, что его судьба может быть другой.

Стихотворение «Молитва» — это, в какой-то степени, попытка смириться с тем путем, который предначертан поэту. Но, в то же время, это укрепление его веры в собственные силы и, что не исключено, предчувствие скорой гибели. Это – покаяние в стихах, смысл которого заключается в борьбе с собственными слабостями, которые вынуждают Лермонтова постоянно скрывать под маской благопристойности свои истинные чувства и мысли.

Оценка 4.1 проголосовавших: 191
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here