|
|
Полное собрание и описание: в каком евангелие молитва отче наш для духовной жизни верующего человека.
- Господня молитва
- Регент Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Рябцев)
- Где в Библии написана молитва «Отче наш»? Где её искать в Библии?
- Молитва: Отче наш! Сравнить Мф. 6: 1, Мк. 11: 24, Лк. 11: 1 Евангелие от Матфея, Марка, Луки. Новый завет. Библия
- Комментарии
- Содержание главы, раздела
- Толкование Евангелия в вопросах и ответах
- Краткое содержание Евангелия от Матфея — Мф.
- Вы предпочитаете чай чёрный или зелёный пить?
- Какой чай вам нравится пить чёрный или зелёный?
- Вам больше нравится пить чёрный или зелёный чай по вкусу и аромату? — Выберите понравившийся ответ
- Как устроить чаепитие для знакомства
- Что показать в Москве гостю, иностранцу
- Добро пожаловать на страницы сайта!
- Оглавление Евангелия от Марка — Мк.
- Оглавление Евангелия от Луки — Лк.
- Оглавление Евангелия от Иоанна — Ин.
- Толкование Евангелия
- Принятые сокращения в Евангелии
- “Отче наш” в евангелии от Матфея.
- С В Е Ч А
- Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли
- Хлеб наш насущный даждь нам днесь…
- И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим…
- И не введи нас во искушение….
- Но избави нас от лукавого
- Яко Твое есть Царство и сила, и слава во веки. Аминь
Господня молитва
Регент Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Рябцев)
Евангелие от Матфея (Мф.6:96:9—13):
Евангелие от Луки (Лк.11:211:2—4):
|
|
Вариант Евангелия от Матфея получил всеобщее распространение в христианском мире как главная христианская молитва, причём использование Отче наш в качестве молитвы восходит к самым ранним христианским временам. Текст Матфея воспроизводится в Дидахе, древнейшем памятнике христианской письменности катехизического характера (конец I – начало II века), причём в Дидахе даны указания произносить молитву трижды в день.
Библеисты сходятся во мнении, что первоначальный вариант молитвы в Евангелии от Луки был существенно короче, последующие переписчики дополняли текст за счёт Евангелия от Матфея, в результате различия постепенно стирались. Главным образом, эти изменения в тексте Луки происходили в период после Миланского эдикта, когда церковные книги массово переписывались из-за уничтожения значительной части христианской литературы в ходе гонений Диоклетиана. В средневековом Textus Receptus в двух Евангелиях содержится почти идентичный текст.
Отче наш на английском языке:
|
|
«Our Father in heaven,
hallowed be your name.
Your kingdom come,
your will be done,
on earth as it is in heaven.
Give us this day our daily bread,
and forgive us our debts,
as we also have forgiven our debtors.
And lead us not into temptation,
but deliver us from evil.»
Отче наш на греческом языке
Прошение в молитве Господней Отче наш 1
Иоанн Златоуст пишет, что эти слова означают, что верующим следует в первую очередь просить «славы Отца Небесного». Православный катехизис указывает: «Имя Божие свято и, без сомнения, свято само в себе» и может при этом «ещё святиться в людях, то есть вечная святость Его в них может являться». Максим Исповедник указывает: «святим мы имя небесного Отца своего по благодати, когда умерщвляем привязанную к материи похоть и очищаемся от тлетворных страстей».
«да приидет Царствие Твое»
Православный катехизис отмечает, что Царствие Божие «приходит сокровенно и внутренно. Не приидет Царствие Божие с соблюдением (приметным образом)». В качестве воздействия ощущения Царствия Божия на человека святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Ощутивший в себе Царство Божие соделывается чуждым для мира, враждебного Богу. Ощутивший в себе Царство Божие может желать, по истинной любви к ближним, чтоб во всех их открылось Царство Божие».
«да будет воля Твоя и на земле, как на небе»
Этим верующий выражает, что он просит Бога, чтобы всё, что происходит в его жизни, случалось не по его собственному желанию, а как это угодно Богу.
«хлеб наш насущный дай нам на сей день»
В Православном катехизисе «хлеб насущный» — это «это хлеб, необходимый для того, чтобы существовать, или жить», но «хлеб насущный для души» — это «слово Божие и Тело и Кровь Христовы». У Максима Исповедника слово «днесь» (сей день) толкуется как нынешний век то есть земная жизнь человека.
«прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим»
Под долгами в данном прошении понимаются человеческие грехи. Необходимость прощать другим им «долги» Игнатий (Брянчанинов) объясняет тем, что «Оставление ближним согрешений их пред нами, их долгов есть собственная наша нужда: не исполнив этого, мы никогда не стяжем настроения, способного принять искупление».
«не введи нас в искушение»
В этом прошении верующие просят Бога как не допустить их искушения, а если им, по воле Бога, должно быть испытанными и очищенными посредством искушения, то чтобы Бог не предал их искушению совершенно и не допустил их падения.
«избавь нас от лукавого»
В этом прошении верующий просит Бога избавить его от всякого зла и особенно «от зла греха и от лукавых внушений и наветов духа злобы — диавола».
Славословие — «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.»
Отче наш в Евангелии от Матфея и Луки
Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Где в Библии написана молитва «Отче наш»? Где её искать в Библии?
Читая Священное Писание, а именно, Евангелие от Матфея ( 6:9-13 ), мы находим молитву «Отче наш», очень распространенную среди христиан, поскольку, эту молитву нам заповедовал сам Бог. Её поэтому часто называют и Господней молитвой. Заповедовал Он её тогда, когда сам молился, а ученики Его услышали молитву и попросили Его научить их молиться.
Это самая известная христианская молитва, очень многие знают ее наизусть. Текст ее можно прочитать в Библии, в Евангелиях от Луки и от Матфея. Ее дал своим ученикам сам Господь Иисус тогда, когда они попросили Его дать им образец молитвы, как нужно молиться.
Вот молитва в Ев. от Луки:
А вот и текст молитвы из Евангелия от Матфея 6 глава, стихи с 9 по 13. Этот вариант наиболее распространен.
О чем эта молитва?
Она начинается со слов
Отче наш (что значит Отец наш)
затем продолжается словами
и Да приидет царство Твое
следующая часть молитвы, состоит из слов
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе
Хлеб наш насущный дай нам на каждый день
Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим
Не введи нас во искушение, но избавь от лукавого
И заканчивается Иисусова молитва следующими словами
Ибо твое есть Царство и сила и слава во веки
Молитву «Отче наш» произнес Иисус Христос, когда к Нему подошли ученики и попросили: «Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.» Среди апостолов были бывшие последователи (ученики) Иоанна Крестителя. Жизнь Иисуса Христа описана в Новом Завете, у четырех Евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. А вот сама молитва записана у евангелиста Матфея в 6 главе с 9 стиха и у Луки в 11 главе с начала.
Молитва: Отче наш! Сравнить Мф. 6: 1, Мк. 11: 24, Лк. 11: 1 Евангелие от Матфея, Марка, Луки. Новый завет. Библия
Книга Библии: Новый Завет, сравнить:
Евангелие от Матфея, текст: глава 6, стихи 1 — 18
Евангелие от Марка, текст: глава 11, стихи 24 — 26
Евангелие от Луки, текст: глава 11, стихи 1 — 13
Читать Евангелие, от Матфея святое благовествование — Мф.:
Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Читать Евангелие, от Марка святое благовествование — Мк.:
Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам.
И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.
Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.
Читать Евангелие, от Луки святое благовествование — Лк.:
Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.
Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;
и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,
ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;
а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.
Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?
Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.
Комментарии
Содержание главы, раздела
Толкование Евангелия, суть текста: Приветствовать Бога, говорить по сути, а не напоказ. Просить Бога дать пищу, без соблазнов и обманных дел, и простить грехи, как прощает Отец сыну или Друг ближнему, говоря, пустяки, ничего не должен.
Книга Библии: Новый Завет, сравнить:
Евангелие от Матфея, текст: глава 6, стихи 1 — 18
Евангелие от Марка, текст: глава 11, стихи 24 — 26
Евангелие от Луки, текст: глава 11, стихи 1 — 13
Толкование Евангелия, суть текста: Излишки нужно «с глаз долой – из сердца вон» или продавать, пока не пропали, или не накапливать, чтобы использовать ресурсы на более полезное для Бога дело. Быть, налегке, готовым для честных дел.
Книга Библии: Новый Завет, сравнить:
Евангелие от Матфея, текст: глава 6, стихи 19 — 21
Евангелие от Луки, текст: глава 12, стихи 33 — 48
Толкование Евангелия, суть текста: Используйте все возможности для добрых дел в светлое время, когда глаз ясно различает хорошее и видит все препятствия. А, истратите телесные усилия днём на тёмные дела, во тьме будет намного сложнее.
Книга Библии: Новый Завет, сравнить:
Евангелие от Матфея, текст: глава 6, стихи 22 — 23
Евангелие от Луки, текст: глава 11, стихи 33 — 36
Евангелие от Иоанна, текст: глава 8, стих 12
Толкование Евангелия, суть текста: Любить и служить Богу, истине, а не личной выгоде. Иначе, нет Божьей премудрости для, казалось бы, мудрых и праведных, но сребролюбивых фарисеев, и которая открывается младенцам. Вредят лишние заботы.
Книга Библии: Новый Завет, сравнить:
Евангелие от Матфея, текст: глава 6, стихи 24 — 25
Евангелие от Луки, текст: глава 16, стихи 13 — 15
Толкование Евангелия, суть текста: Частая ошибка – недооценивать, что жизнь важнее пищи, а здоровье – одежды. Птицы живут, пищу имеют, как и задумал Бог, а лилии ещё и красиво выглядят. Бог – распорядитель и важного, и второстепенного.
Книга Библии: Новый Завет, сравнить:
Евангелие от Матфея, текст: глава 6, стихи 26 — 34
Евангелие от Луки, текст: глава 12, стихи 13 — 32
Толкование Евангелия в вопросах и ответах
Краткое содержание Евангелия от Матфея — Мф.
Вы предпочитаете чай чёрный или зелёный пить?
Какой чай купить в магазине? Как определить, какие чаи лучше пить, чёрные или зелёные? Ответ простой: выбирайте по привкусу крепкой горечи в чае, аромату, бодрящему эффекту и цене.
Какой чай вам нравится пить чёрный или зелёный?
Устраивая чаепитие, определитесь, в принципе, какой зелёный чай или чёрный чай вы любите пить и каковы предпочтения ваших родственников, знакомых или званных гостей во вкусу, аромату и полезному влиянию чая.
Обычно, про крепко заваренный зелёный чай говорят, что он сильно или слабо горчит, а про чёрный чай говорят, что он сильно или слабо вяжет, кислит, дубит на вкус.
Вам больше нравится пить чёрный или зелёный чай по вкусу и аромату? — Выберите понравившийся ответ
Как устроить чаепитие для знакомства
Что показать в Москве гостю, иностранцу
Добро пожаловать на страницы сайта!
После регистрации возможно комментировать статьи.
Оглавление Евангелия от Марка — Мк.
Оглавление Евангелия от Луки — Лк.
Оглавление Евангелия от Иоанна — Ин.
Толкование Евангелия
Принятые сокращения в Евангелии
Некоммерческое копирование разрешено со ссылкой на страницы infostatus.ru.
Положительные эмоции от прочитанного выражайте плюсованием:
“Отче наш” в евангелии от Матфея.
9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; 10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 11 хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; 13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
и не введи нас в искушение , но избавь нас от лукавого. Ибо если вы будете прощать.
13 et ne inducas nos in temptationem sed libera nos a malo
14 si enim dimiseritis hominibus peccata eorum dimittet et vobis Pater vester caelestis delicta vestra
И не введи нас в искушение, но избавь нас от злого
Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, и Отец ваш Небесный простит вам ваши преступления
- Добавить комментарий
- 16 комментариев
Android
Выбрать язык Текущая версия v.208.1
С В Е Ч А
Отче наш или молитва Господня
Вариант перевода на церковно-славянский язык
Отче наш, Иже еси́ на небесе́х!
Да святи́тся имя Твое́,
да прии́дет Ца́рствие Твое,
да будет воля Твоя,
я́ко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь;
и оста́ви нам до́лги наша,
я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим;
и не введи́ нас во искушение,
но изба́ви нас от лука́ваго.
Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. (Лк.11:2—4)
Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
Молитва Господня приводится в Евангелиях в двух вариантах, более пространном в Евангелии от Матфея и кратком — в Евангелии от Луки. Различны и обстоятельства при которых Иисус произносит текст молитвы. В Евангелии от Матфея Отче наш входит в состав Нагорной проповеди, тогда как у Луки Иисус дарует ученикам эту молитву в ответ на прямую просьбу «научить молиться».
Вариант Евангелия от Матфея получил всеобщее распространение в христианском мире как главная христианская молитва, причём использование Отче наш в качестве молитвы восходит к самым ранним христианским временам. Текст Матфея воспроизводится в Дидахе, древнейшем памятнике христианской письменности катехизического характера (конец I — начало II века), причём в Дидахе даны указания произносить молитву трижды в день.
Библеисты сходятся во мнении, что первоначальный вариант молитвы в Евангелии от Луки был существенно короче, последующие переписчики дополняли текст за счёт Евангелия от Матфея, в результате различия постепенно стирались. Главным образом, эти изменения в тексте Луки происходили в период после Миланского эдикта, когда церковные книги массово переписывались из-за уничтожения значительной части христианской литературы в ходе гонений императора Диоклетиана. В средневековом Textus Receptus в двух Евангелиях содержится почти идентичный текст. Одним из важных различий в текстах Матфея и Луки является завершающая текст Матфея доксология— «Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава во веки веков. Аминь», которая у Луки отсутствует. В большинстве лучших и древнейших манускриптов Евангелия от Матфея этой фразы нет, и библеисты не считают её частью оригинального текста Матфея, однако добавление было сделано весьма рано, что доказывает наличие сходной фразы (без упоминания Царства) в Дидахе. Данное добавление использовалась с первохристианских времён в литургии и имеет ветхозаветные корни (ср. 1 Пар.29:11-13).
Различия в текстах молитвы Господней иногда возникали и из-за желания переводчиков подчеркнуть разные аспекты многозначных понятий. Так в Вульгате греческое ἐπιούσιος (Epiousios) (ц.слав. и русск. «насущный») в Евангелии от Луки переведено на латынь как «cotidianum» (каждодневный), а в Евангелии от Матфея «supersubstantialem» (над-сущный), что указывает непосредственно на Иисуса, как на Хлеб жизни.
Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли
Первые три прошения в Молитве Отче наш, в известном смысле, являются синонимами: Царство Божие придет, и воля Его свершится, когда совершенно будет прославляться (святиться) Его имя, то есть, Он Сам. Центральная мысль всех этих прошений – конечно же, ожидание скорого наступления (Пришествия) Царства Небесного.
Первая часть разбираемого нами прошения – да будет воля Твоя – может вызвать у нас недоумение. Разве воля Божия не совершается абсолютно и независимо от нас. Зачем молиться о том, что от нас не зависит. Ответ не так однозначен, как кажется на первый взгляд.
С одной стороны, мы знаем замечательные слова ап. Павла о том, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). С другой стороны, мы признаем, что Священное Писание свидетельствует: не все люди спасутся, и будут среди людей осужденные. Значит, не всякая воля Божия непреложна… И предел воле Божией – воля человеческая. Свободная человеческая воля – вот препятствие для Бога, вот то, что Он Сам создал, но нарушить не может.
Здесь уместно напомнить одну из загадок софистики: может ли Бог создать такой камень, который Сам же не сможет поднять? Если Бог Всемогущ и для Него нет ничего невозможного, то, вероятно, Он может создать такой камень. Но если Бог Всемогущ, то как же Он не сможет камень поднять. Православная традиция отвечает однозначно: такой камень – человеческая свобода. Бог сам создал человека, но именно потому, что Он человека любит и уважает, Он хочет, чтобы человек выбрал добро самостоятельно. Бог не может принудить злодея сделать выбор в пользу добра, потому что такое подавление свободы есть зло, а Бог не может делать зла, это противоречит Его природе. Бог может взывать к человеку, иногда вразумлять, в крайнем случае наказывать, но не может растоптать свой величайший дар –человеческую свободу.
Вот почему корректно говорить о том, что воля Божия может не исполняться там, где есть свободное творение, там, где есть человек. И мы как христиане призваны способствовать обратному; тому, чтобы воля Божия (воля добра и смысла) осуществлялась в мире, как она осуществляется в небесной вышине, где в Ангельском мире есть лишь послушание Богу, но нет слепой, злой, самолюбивой воли. (Об отпадении Денницы, начальника злых ангелов, от светлого Ангельского воинства мы говорить сейчас не будем.)
«Ибо что значат слова: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, как не то, что да будут люди – подобны ангелам, и как сии исполняют волю Божию на небе, так и все живущие на земле, да творят не свою, а Его волю».
Итак, два как будто бы онтологически различных измерения: небо и земля, но это прошение Молитвы Господней устанавливает между ними связь. Человек призывается строить свою жизнь по подобию жизни небесной.
«Христос связывает небо с человеком как с его высшим благом, как с его конечной целью». Поэтому Спаситель призывает: Собирайте себе сокровища на небе (Мф. 6, 20), а апостол Павел уверяет нас, что как Господь Воскресил Сына Своего и посадил на небе, одесную Себя, так и мы, через Таинство Крещения уподобляясь Сыну, силой Отца Небесного воскресаем и восходим на небо. Нас, мертвых… оживотворил со Христом… и воскресил с Ним, и посадил на небесах (Еф. 2, 5-6).
Но как узнать волю Божию относительно нас и окружающего нас мира. Когда мы решим исполнять волю Божию, идти с Ним по жизни, когда прилепимся ко Христу всем своим существом, когда соединим свои сердца с дыханием Духа Святого, тогда, как пишет ап. Павел, наш обновленный ум познает, что есть воля Божия: благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2). И это распознавание касается не только повседневной нашей жизни; оно переходит в познавание воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном (Кол. 1, 9).
Так что есть воля Божия? Священное Писание отвечает на этот вопрос. Воля Божия по отношению к нам есть святость (1 Фес. 4, 3), благодарение ( 1 Фес. 5, 18), терпение (1 Петр. 3, 17) и делание добра (1 Петр. 2, 15). Чтобы воля Божия исполнялась, именно так и следует нам жить.
Возможно ли нам, таким слабым и недостойным, исполнить волю Божию. Церковь однозначно отвечает: да. Своими силами – невозможно, но с помощью благодати Божией, укрепляясь Таинствами Церкви, руководствуясь соборным разумом Церкви – возможно. Как свидетельствует ап. Павел: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 13).
Вообще, задача всякого христианина – всецело жить не по своей воле, воле ограниченной и греховной, а по воле Бога. Тогда и земля будет в нас и вокруг нас становиться как бы небом, на котором исполняется воля Божия.
Святые постоянно подчеркивали, что следует осознавать волю Божию во всем, с нами происходящем. Известная молитва, составленная Оптинскими старцами, подчеркивает эту мысль: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой…».
Отец Иоанн Кронштадтский замечательно выразил это смирение перед обстоятельствами, перед ситуацией, в которую попадаешь и которую никак не можешь изменить: «Когда ты хочешь быть здоров и всеусильно стараешься быть безболезненным и здоровым, а между тем остаешься все болен, говори: да будет воля Твоя; когда предпринимаешь что, а предприятие не удается, говори: да будет воля Твоя; и когда делаешь добро другим, а тебе платят злом, говори: да будет воля Твоя; или, когда, например, ты хочешь спать, а у тебя бессонница, говори: да будет воля Твоя; вообще, не раздражайся, когда что-либо делается не по твоей воле, и научись во всем покоряться воле Отца Небесного. Ты хотел бы, чтобы не было с тобой искушений, а между тем тебя враг ежедневно томит ими, разжигает, утесняет всячески, – не раздражайся, но говори: да будет воля Твоя».
Все святые неустанно повторяют, что воля Божия совершается в этом мире только через нас… Когда мы вслушиваемся в толкования и комментарии этого прошения, оставленные Учителями Церкви и подвижниками веры, то постоянно ловим себя на мысли, что все они изъясняют прошение согласно, в унисон. Для преп. Макария Египетского эта воля начинается, когда мы «не провозносимся друг перед другом, но с непритязательностью, независтливостью, простотой, любовью, миром и радостью соединяемся друг с другом, считая преуспеяние ближнего своим собственным прибытком, а его немощь, слабость и скорбь – собственным ущербом». Воистину это «подлинная ангельская (то есть, небесная) жизнь на земле» .
В этой связи примечательно, что, приводя Молитву Господню своим ученикам, св. Стефан Фиваидский (V в.) трактует слова прошения следующим образом: «Да будет воля твоя небесной на земле». Таким образом, он относит эти слова не к Богу, а к подвижнику. Через нас, конкретных людей, небесная воля Божия проявляется на земле.
В русле святоотеческих размышлений о совершении воли Божией в мире и в человеке лежит и комментарий на это прошение русского философа В. Соловьева. Он писал, что, «хотя мы и отдались воле Божией и воистину хотим, чтоб эта единая воля исполнилась в нас и через нас; но троякого рода препятствия становятся между нашим желанием и нашей действительностью». Первое препятствие – испорченность нашей чувственной природы (это наше настоящее); второе – наша прежняя греховная жизнь (наше прошедшее); третье – даже если бы мы преодолели настоящее и «рассчитались» с прошедшим, «трудные препятствия являются в виде предстоящего нам тайного воздействия враждебных сил (наше будущее)».
Владимир Соловьев замечает, что по-настоящему хотеть исполнения воли Божией — значит желать устранения всех трех препятствующих нашему духовному росту причин. Во-первых, мы должны желать (и трудиться для этого) укрощения нашей злой природы воздержанием, затем – стремиться к искуплению наших грехов активным усилием, направленным на созидание добра («правды Божией»); наконец, нам следует духовно укрепиться в предстоящей борьбе с противодействующими нам бесовскими силами и нашими собственными страстями. Если такую позицию троякого противостояния злу, укоренившемуся в нас и вне нас, мы сделаем образом жизни, значит, мы действительно хотим, чтобы воля Божия совершалась на земле.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь…
Этими словами открывается ряд прошений Молитвы Господней о всем необходимом нам для жизни, для тела и для души. Хлеб, в понимании людей древности, – основа жизни.
Но смысл этого прошения – не в хлебе. Смысл в том, что Господь не проходит мимо наших земных нужд. Он не только призывает нас принять Его волю, Его Царство, но и подтверждает, что до тех пор, пока мы живем в этом мире, нам необходимо пропитание. Значит, об этом можно и должно молиться, и Господь не замедлит прийти нам на помощь.
Все это так, если понимать слово насущный как необходимый для поддержания жизни.
Но что в действительности означает слово, переведенное у нас как насущный? В оригинале Евангельского текста стоит epiusios. Ни в ветхозаветной, ни в греческой античной литературе это слово больше нигде не встречается. Мы не будем углубляться в исследование этого вопроса, коснемся лишь наиболее известных гипотез.
Их несколько. Согласно первой, слово насущный (epiusios) произведено от предлога epi (в русском: на) и usia (сущность, существо). Если слово понимать таким образом, оно будет означать: хлеб, нужный для нашего существования, необходимый для нас. Такой точки зрения придерживались св. Иоанн Златоуст, св. Григорий Нисский, св. Василий Великий, блаж. Феофилакт, Евфимий Зигабен и многие другие.
Согласно другой версии, слово epiusios происходит от epi и ini, что в переводе означает приходить, наступать. И в этом контексте слово насущный следует перевести: хлеб наступающего (завтрашнего) дня. Подтверждением тому служат исследования блаж. Иеронима, такое же толкование дает апокрифический текст евангелия от Евреев. Этой точки зрения придерживались многие толкователи XIX–XX веков.
Кроме того, многие комментаторы под насущным хлебом понимают духовный, сверхъестественный хлеб.
Тем не менее, современные толкователи склоняются в своем комментировании хлеба насущного к эсхатологическому значению. Скорее всего, говорят они, речь здесь идет о Небесном хлебе Царства Божьего, который будут вкушать верные с Господом после прославления мира. Ветхий Завет имел манну – и умер. Мы имеем вечный хлеб, пищу жизни – Иисуса Христа. Сегодня это Евхаристия – хлеб и вино, претворенные в Честные и Животворящие Тело и Кровь Христовы. В Царствии же Небесном мы будем причастниками благодати Божией.
Действительно, во многих рукописях Нового Завета вместо насущный встречается – надсущный. В этом случае под хлебом надсущным следует понимать такой хлеб, который превышает наше естество. Это Небесный Хлеб, как мы уже сказали, – Евхаристия, Сам Христос.
Такого мнения придерживались многие св. отцы и подвижники как прошлого, так и настоящего.
Вдумчиво прочитаем слова Спасителя, оставленные нам Евангелистом Иоанном: Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда (Ин. 6, 32-35).
В русле этих идей мыслит и св. Киприан Карфагенский: «Хлебом нашим мы называем Христа, потому что вкушаем Тела Его, как и Сам Он говорит: Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек (Ин. 6, 51). По мнению св. Стефана Фиваидского, изречение «хлеб наш насущный дай нам на сей день подразумевает (дарование нам) Тела Его, Слова Его и Заповеди Его». Блаж. Иероним Стридонский разворачивает широкое филологическое доказательство такого понимания. Он приводит латинские, греческие, древнееврейские тексты и заключает, что в прошении о хлебе насущном мы должны иметь в виду особенный, особливый Хлеб, Который и есть Иисус Христос.
Как бы то ни было, этим прошением совершенно не отвергается и просьба о насыщении телесном, прошение о даровании необходимого нам для поддержания нашего существования.
В этом смысле данное прошение Молитвы намекает нам на типичную картину того времени. Во времена Спасителя хозяйки мололи муку и пекли хлеб каждый день на рассвете, кроме дня субботы. Этот хлеб назывался сегодняшним, или ежедневным. Так ли важно, на сегодня мы просим хлеб или на завтра? «Прозвучав утром, эта молитва будет просьбой о хлебе на начинающийся день. Прозвучав вечером, она будет просьбой о хлебе завтрашнем». Важно то, что мы просим Бога не оставить нас сейчас, но дать нам все необходимое для жизни. Важно помнить, что христианство – не абстрактное учение, равнодушное к человеку в его земной жизни. Христианство знает человека именно как живущего здесь, на земле, и не игнорирует материальные запросы человека, но благословляет их, лишь указывая им надлежащее место: способствовать росту и развитию духа. Именно поэтому, хотя мы молимся о хлебе, необходимом для поддержания жизни, мы просим хлеба лишь на день, предоставляя Богу Самому позаботиться о нашем пропитании в дальнейшем.
«Жизнь человеческая однодневна, – поучает нас святитель Григорий Нисский. – Собственность каждого – одно только настоящее, а надежда на будущее остается в неизвестности… Для чего мучить себя неизвестным, томить заботами о будущем? Сказано – “довольно для каждого дня своей заботы” (Мф. 6, 34)… Скажи Тому, Кто дает “«пищу всякой плоти”» (Пс. 135.25): от Тебя моя жизнь, от Тебя да будет и средство к жизни» .
Никакое из толкований не следует противопоставлять другим и объявлять единственно верным. Можно допустить, что Спаситель имел в виду и хлеб насущный, необходимый для обычной жизни, и Хлеб Небесный – Евхаристию. Подобный, синтетический, взгляд на термин хлеб насущный высказывал св. блаж. Августин: «Когда молимся о насущном хлебе, испрашиваем и всего, что потребно плоти нашей на земле. А нам необходимое: пища и питие, одеяние и жилище. И слово Божие, которое ежедневно вам возвещается, есть хлеб насущный. И его умы алчут, как вещественного хлеба алчет чрево. Так и его мы просим в Молитве Господней. Таким образом, под хлебом насущным разумеется все для души и тела, необходимое в жизни сей».
И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим…
Смысл этого выражения ясен. Мы просим Бога простить нам наши грехи, как и мы прощаем тех, кто должен нам. Греческое слово ofiletis, переведенное как должник, обозначает и человека, задолжавшего нечто материальные (деньги, пищу и т.д.), и обремененного душевным долгом: виной, грехом, обидой… «Долг есть образ греха», – пишет Тертуллиан. Вот почему вместо слова долги Евангелист Лука употребляет форму грех: и прости нам грехи наши… (Лк. 11, 4).
Безусловно, Бог простит нам, если мы сами будем милосердны, если простим нашим должникам и обидчикам. Но прощаем ли мы. И вот тут как раз время вспомнить, что чаще-то не прощаем, но гневаемся, сердимся, копим злость. Иоанн Кассиан Римлянин сообщает, что в его время молящиеся, боясь обмануть Бога, совсем не произносили фразу как и мы прощаем должником нашим, но в этом месте Господней Молитвы смиренно замолкали.
Следует также помнить слова Спасителя: А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 15).
Как пишет святитель Иоанн Златоуст, «Спаситель тебя самого виновного делает судьею над самим собою, и как бы так говорит: какой ты сам произнесешь о себе суд, такой же суд и Я произнесу о тебе. Если простишь своему собрату, то и от Меня получишь тоже благодеяние, – хотя это последнее на самом деле гораздо важнее первого»
В этом прошении нам важно выделить, что Сам Господь, в кротости и в любви отдавший Себя на смерть за наши грехи и простивший нам, хочет и детей Своих, всех нас, видеть такими же милостивыми и великодушными.
C момента Пришествия в мир Христа миру дан Новый Завет — Завет любви. И не злом следует побеждать зло, но любовью. Всякое зло порождает цепную реакцию зла.
Спаситель – не просто учитель нравственности. Христос собственным примером показал нам, как возможно побеждать зло любовью. И Церковь восприняла этот урок. Словами ап. Павла: побеждай зло добром (Рим. 12, 21). И тогда наступит конец распространению зла, конец злу.
Это прошение Молитвы Господней – дивное увещание нам, как следует жить и поступать в отношениях с ближними.
Прошение и прости нам долги наши, как и мы прощаем должником нашим имеет непреходящее педагогическое значение для всех нас. Очень часто мы подходим к молитве механически. Это особенно отчетливо видно, когда мы каждый день произносим: и прости нам долги наши, как и мы прощаем должником нашим, но, тем не менее, не собираемся прощать закоренелым обидчикам, отзываемся о некоторых людях, как о наших врагах. Мы даже не замечаем, как часто злимся или осуждаем кого-то.
Мы не замечаем, но замечают окружающие, и на них наши слова и действия производят удручающее и отталкивающее впечатление. Мы не просто кажемся нехристианами, но мелочными, глупыми и узкими людьми, которые в гордыне своей видят только себя и никого более, жалеют только себя и носятся только с собой. Тем не менее, если мы хотим быть настоящими последователями Христа, нам необходимо научиться честно произносить слова Господней Молитвы.
Если мы с вами молим Бога о прощении наших собственных грехов, не станем медлить с прощением всем тем, кто нас обижает и оскорбляет. Будем помнить, что, если мы останемся жестокими и непримиримыми, Господь так же будет судить и нас: Каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф.7, 2). И если мы, молясь этой молитвой, не простим всем, нам согрешившим, то, произнося неискренние и ложные слова как и мы прощаем, навлечем на себя осуждение Божие.
Опыт святых Церкви говорит нам о том, что ненависть к другому и неприятие другого возможно и даже необходимо преодолеть, если трудиться в этом направлении, если этого хотеть. Преп. Максим Исповедник дает ряд советов, как подчинить свои чувства благодатному контролю богопросвещенного разума, как победить агрессию и злость… Вот некоторые из его рекомендаций:
«Приключилось с тобой искушение от брата, и скорбь привела тебя к ненависти – не будь побежден ненавистью, но победи ненависть любовью. Победить же ты сможешь следующим образом: искренне молясь об этом брате Богу, принимая его извинение или сам становясь его защитником, считая самого себя за причину искушения, запасшись долготерпением до тех пор, пока не пройдет облако (искушения).
Не суди, вследствие ненависти, возникшей в тебе от навета лукавого, как дурного и злого, брата, которого вчера считал за духовного и добродетельного. Но через долготерпение, даруемое любовью, отвергни сегодняшнюю ненависть, помышляя о вчерашнем благе.
Не поноси ныне, вследствие своего перехода от любви к ненависти, как дурного и злого того, кого вчера восхвалял как доброго и превозносил как добродетельного… Но даже если тебя одолела печаль, продолжай свои восхваления и легко возвратишься к спасительной любви.
Даже если брат, впавший в искушение, не перестает злословить тебя, не попускай лукавому бесу вывести тебя из состояния любви и возмутить твою мысль. Этого не произойдет, если ты, поносимый, будешь благословлять; подвергаемый злословию, будешь молчать; наветуемый, будешь благоволить. Таков путь любомудрия по Христу….
Не считай благомыслящими тех, кто передает тебе слова, внушающие обиду и ненависть к брату, даже если они кажутся правдивыми…Любящий Христа, естественно, и подражает Ему… Например, Христос не переставал благотворить людям. Встречая неблагодарность и поносимый, Он долготерпел; подвергаемый ударам и убиваемый ими, Он (все) сносил, совсем не мысля зла ни о ком. И эти три (примера) – суть дела любви к ближнему, без которых говорящий, что любит Христа, или, что получил Царствие Его, (лишь) обманывает себя. Ибо (Господь) говорит: “Не всякий говорящий Мне: ‘Господи! Господи!’ войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего” (Мф. 7, 21). И еще: “Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди” (Ин. 14, 15); “Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня” (Ин. 14, 21).
Вся цель заповедей Спасителя заключается в том, чтобы освободить ум от невоздержанности и ненависти и возвести его до любви к Самому Спасителю и к ближнему. От этой любви и рождается сияние святого ведения, во всей его осуществленности».
Однако часто желанию простить противится мысль: не будет ли наше прощение потаканием злу и греху. И Спаситель, обличая торгующих в Храме, изгнал их гневно и грозно, и опрокинул столы меновщиков денег и скамьи продающих голубей (Мф. 21, 12).
Действительно, следует помнить, что христианство не учит сентиментальному соглашательству со злом, тем более если мы являемся свидетелями этого зла. Наш долг – пресечь зло, остановить согрешающего… Однако как бы здесь не перейти с уровня праведного гнева, которым умели гневаться святые, на уровень той злости, обидчивости, которая присуща всем нам, грешным и непреображенным…
Как отмечали св. отцы, если психологической причиной истинной ревности по Богу является забота о том, чтобы в мире осуществлялась воля Божия и Его Царство, то причиной появления гнева или недовольства является предпочтение своих интересов. «Названное состояние вызывается в человеке всякими внешними препятствиями, которые встречаются ему на пути осуществления его личных целей, стремлений, – когда его воля приходит в столкновение с другою волею, не желающею ей подчиниться, когда он встречает со стороны других людей – действительно или мнимо – несправедливое к себе отношение и т. п.»
Именно поэтому святые отцы, вглядываясь в свое сердце и видя, что к гневу часто примешивается эгоизм, чувство мщения и злости, избегали вообще гневаться, чтобы не согрешить.
Священное Предание формулирует потрясающую мысль: человек, который сегодня ошибся, согрешил, завтра может через покаяние удостоиться высочайшей награды… Мы его считаем грешником, богохульником, но, возможно, в сердце этого человека уже произошло покаяние, и Господь это покаяние принял. Как страшно осуждать, гневаться на того, кого Сам Бог простил и принял…
В одном из недавно открытых учеными папирусов с древним Евангельским текстом содержатся примечательные слова Христа: И молитесь за ваших врагов, ибо тот, кто не против вас, тот за вас. Тот, кто в отдалении сегодня, будет завтра близок к вам. Если первые фразы напоминают нам Евангельские тексты (см. Мф. 5, 44; Лк. 9, 50), то последние слова ставят нас перед совершенно новым для Евангелий свидетельством: тот, кто сегодня враг вере, уже завтра может стать христианином. Может – если мы не помешаем, не оттолкнем своим хамством и грубостью.
Об этом же пишет св. Иоанн Лествичник: «Станешь остерегаться осуждать согрешающих, если всегда будешь помнить, что Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудесная перемена».
Блаж. Августин призывает: «Отпусти от сердца – будь уверен, что вместе с тем прощаются тебе все грехи твои, словом, делом и помышлением совершенные».
И не введи нас во искушение….
Данное прошение, кажущееся таким простым для понимания, вводит нас в глубину библейского богословия, затрагивает темы, о которых мы имеем мало понятия, если вообще с ними знакомы. У человека религиозно грамотного сразу возникают вопросы: как может Бог вводить в искушение, если апостол Иаков в первой главе своего Послания пишет: В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого (Иак. 1, 13). Здесь же апостол Иаков сам себе, как может показаться, противоречит: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения (Иак. 1, 2).
Еще более запутывает вопрос слова Ветхого Завета: Бог искушал Авраама (Быт. 22, 1).
Как понимать разнородность этих текстов? Так искушает в самом деле Бог, или нет, и если искушает, то почему этого следует избегать. Чтобы приблизиться к пониманию Священного текста, необходимо разобрать, что означает слово искушение.
Первоначально в Библии искушать означало подвергнуть испытанию. «Само по себе такого рода испытание не содержит ничего прискорбного: от драгоценного сплава требуется проба, от юноши – экзамен, чтобы показать чего он стоит; взрослый человек должен тоже пройти соответствующее испытание».
Инициаторами такого испытания могут быть Бог, человек и диавол:
Бог испытывает человека, чтобы узнать, что у него на сердце (см. Втор. 8, 2), и дать ему венец победителя и вечную жизнь (см. Иак. 1, 12).
Испытать Бога и мир пытался и человек, однако это привело к драме грехопадения (см. Быт. гл. 3).
Наконец, уже в Эдеме появляется еще некий искуситель – диавол…
Соответственно, различаются и виды искушений/испытаний. Если у Бога испытание всегда ведет к выявлению в человеке всего доброго, становясь закалкой человека, педагогическим процессом; то испытание от диавола является искушением негативного плана. Задача диавола – погубить человека, а значит, его испытание – всегда подножка, ловушка.
Святые отцы-аскеты, ведшие напряженную духовную жизнь, замечали, что нам невозможно избежать искушений. Как ветер не поддается нашему контролю, как не поддаются контролю течение реки, холод, жара… так невозможно прекратить искусительное действие на мир диавола, а также нашего, искаженного грехом, человеческого сознания. Мы всегда будем искушаться, всегда будем испытываться либо от лукавых духов, либо от окружающих нас людей. Но в наших силах воспротивиться искушению, не дать ему победить нас и просить в этом помощи у Господа .
Св. Иоанн Кассиан также пишет, что смысл разбираемой нами фразы не в прошении: «Не позволяй никогда нам быть искушаемым», но таков: «Не позволяй, чтобы мы, подвергаясь искушениям, оказались побежденными (лукавым духом)».
Подобное мнение отражает не просто взгляды того или иного святого отца, но имеет четкое подтверждение в Писании. Вспомним, к примеру, слова Спасителя: Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу (Лк. 22, 31). Более точным переводом было бы не сеять, а просеять. Здесь Спаситель хотел сообщить ученикам, что сатана вознамерился подвергнуть их серьезным испытаниям, просеять их, как просеивают пшеницу, отделяя годные зерна от шелухи и сжигая последнюю. Нам важно, что Спаситель такого права сатане не дал, то есть, Он избавил своих последователей от тяжелого и для многих непереносимого испытания/искушения .
И Господь не оставит нас, не введет в такое испытание, которого мы не выдержим: Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле (Откр. 3, 10).
Итак, искушения не только выявляют брань, ведущуюся диаволом против всех верующих и, шире, против всех людей, но имеют также положительный аспект. Искушения позволяют нам трезво видеть наши слабости и силы, трезво оценивать наши возможности… Ап. Павел пишет: Испытывайте (можно перевести: искушайте. – свящ. К.П.) самих себя, в вере ли вы? Самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? (2 Кор. 13, 5). Это прошение показывает, что мы не такие уж благополучные, как нам хотелось бы думать. «Без искушений нашей веры, надежды и любви жить нельзя; испытания сокровенностей сердечных необходимы для самого человека, что бы он сам мог видеть, каков он и исправиться. Да, искушения нужны, да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 35), да откроется твердость или слабость наша в вере, знание или невежество, порочность или чистота нашего сердца, надеяние его на Бога или на земное, любовь к себе и тленному или паче всего к Богу», – пишет отец Иоанн Кронштадтский.
Как замечают св. Киприан и св. Иоанн Златоуст, это прошение обнажает нашу слабость и немощь.
Но избави нас от лукавого
Заключительное прошение Молитвы Господней имеет очевидные параллели с иудейскими молитвословиями. В сборнике Сидур мы находим древнее молитвенное прошение: «Не введи нас во грех, в беззаконие или зло; не введи нас во искушение или позор. Не дай никакой порочной наклонности возобладать над нами… но дай нам добрые наклонности».
Пришествие Христово нарушило планы сатаны. Можно представить себе злобу и растерянность злых духов, когда они поняли, что их время прошло. Однако замешательство сменилось агрессией. Диавол пытается убить Христа, он входит в Иуду, помогает ему предать Учителя, он рядом, когда толпа кричит: Распни, распни! Он с ними. Однако смерть Христова не принесла сатане желаемой радости. Христос Воскрес! Более того, Воскресший посылает в мир своих учеников.
Евангелист Марк лаконично сообщает: И поставил из них [из апостолов] двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов (Мк. 3, 14-15).
Почти всякое напутствие ученикам сопровождается напоминанием, чтобы они изгоняли и заклинали бесов: …се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию (Лк. 10, 19),
Когда ученики Христовы пришли к Нему и стали с радостью рассказывать, что бесы им повинуются (Лк. 10, 17), Спаситель восклицает: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (ст. 18).
Сатана уже побежден, но он еще жив и продолжает, агонизируя, враждовать против последователей Христовых, а в более широком смысле – против всех людей мира, против самого мира. И мы как последователи Христа знаем, что конец битвы с сатаной предрешен: диавол будет ввержен в озеро огненное и серное (Откр. 20, 10,14), и это будет для него окончательной гибелью. Но, пока не наступил день Суда над миром и диаволом, борьба продолжается.
Ап. Павел наставляет верующих: «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6, 11-17).
Итак, вражда против верующих… «…духи летают в воздухе, и как воздух обнимает нас повсюду, так повсюду окружают нас и духи злобы и непрестанно приступают к нам, как комары в сыром месте», он тот, кто в Божием мире сеет ненависть, распри, эгоизм, безбожие. В Евангелии от Марка сатана похищает из сердец верующих семя Слова Божьего. Через что?
Через удовольствия мира сего, которые отвлекают людей от Неба.
Ап. Петр представляет сатану голодным рыкающим львом, который ходит вокруг верных и ищет, кого схватить, растерзать и проглотить (1 Петр. 5, 8). Как и в Раю, его главное дело – искушение, испытание людей, старание ввести их в грех (1 Фес. 3, 5; 1 Кор. 7, 5). И вся злоба диавола отныне обращена на учеников Христовых, на Церковь. Вот почему Святой Дух и Церковь молятся: Гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22, 20), ведь Пришествие Господа избавит их от лукавого.
Итак, первое измерение этого прошения – моление об избавлении от лукавого всех нас, всей Церкви; так мы и говорим в Молитве: избави нас.
Каждый христианин чувствует солидарность с братьями и сестрами по вере. Мы не одиноки. Видя несовершенство мира, злобу его и жестокость, мы просим Бога нас защитить.
Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола (1 Ин. 3, 8). Ибо я уверен, – пишет ап. Павел, – что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 38-39).
Здесь апостол перечисляет опасности, которые, как некоторые считали, могут погубить человека, лишить его Богообщения. Под Началами и Силами Павел разумеет злые ангельские силы. Высота и глубина здесь – высшая и низшая точки стояния планет, по которым древние язычники определяли свою судьбу.
Св. Амвросий Медиоланский успокаивает христиан:
«Господь, взявший на себя наш грех и простивший ваши согрешения, способен защитить вас и сохранить вас от козней диавола, сражающегося против вас, чтобы враг, привыкший порождать порок, не настиг вас. Доверяющий Богу не страшится беса. Если Бог за нас, кто против нас? (Рим. 8, 31)».
Яко Твое есть Царство и сила, и слава во веки. Аминь
Данные, заключительные, слова (славословие) отсутствовали в подлинном тексте Евангелиста Матфея, однако позже вошли в церковное молитвенное употребление.
В этом нет ничего необычного. Если Молитва Господня постоянно использовалась христианами в личной и общественной молитвенной практике, естественно было придать этой Молитве канонический, традиционный вид, а в то время все молитвы заканчивались славословием Богу.
Современными библеистами, изучающими и сличающими рукописи Священного Писания, выявлено в Новом Завете несколько таких вставок. Они ни в коей мере не нарушают смысла Священного Писания, но, напротив, проясняют.
То же произошло и с этими заключительными словами Молитвы Господней. Они были внесены Церковью в писание Евангелиста Матфея как органическое заключение молитвы Отче наш.
Уже во втором веке во время богослужения верующие после слов Молитвы Господней произносили: Ибо Тебе подобает сила и слава во веки (Дидахи 8, 2). Апостольские постановления III–IV веков (7, 24, 1) предписывают заключать Молитву Господню формулой: Ибо Твое есть Царство и сила, и слава во веки. Аминь. Эти слова и входят в Евангелие от Матфея как заключительные слова Молитвы Господней
Сегодня в Православной Церкви после слова слава добавляется – Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Часто возникает вопрос: если во время богослужения эти слова произносит священник, то можем ли и мы их читать сами, келейно, когда священника рядом нет? Разъяснение на этот вопрос нам дает церковный документ Православное Исповедание (2-я часть, 28-й вопрос): «Дабы придать большую важность сей (Господней) Молитве, во время молитвословий общественных произносит слова сии священник. В случае же отсутствия священника, непогрешимо и мирянам, если во время честнаго молитвословия произнесет оныя.