Вечерняя молитва пояснение

Полное собрание и описание: вечерняя молитва пояснение для духовной жизни верующего человека.

Молитвы вечерние. Пояснения смыслов и перевод с церковно-славянского на русский язык

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды) Слава, и ныне:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо не находя для себя никакого оправдания, мы, грешные, приносим Тебе, как Владыке, эту молитву: помилуй нас.

Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.

Слава: Господи, помилуй нас, ибо мы на Тебя надеемся. Не прогневайся на нас сильно и не вспомни беззаконий наших; но и теперь обрати к нам взор Твой, как Милосердный, и избавь нас от врагов наших, ибо Ты – Бог наш и мы люди Твои; все мы – дело рук Твоих, и имя Твое призываем.

И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.

И ныне: Милосердия двери открой нам, Благословенная Богородица, чтобы мы, надеющиеся на Тебя, не погибли, но избавились бы молитвами Твоими от бед, ибо Ты – спасение рода христианского.

Всякого бо ответа недоумеюще – ибо не находя для себя никакого оправдания (недоумети – не знать, что предпринять, быть неискусным; слово ответ здесь является переводом греческого слова “защита”, “оправдание”).

Яко Владыце – как Владыке (имеющему власть отпускать грехи).

На Тя бо уповахом – потому что мы на Тебя положились (так в греческом тексте молитвы; уповахом – форма 1-го лица множ. числа прошедшего времени – аориста глагола уповати: церковнославянский вариант означает: мы на Тебя надеялись).

Призирати – милостивым быть, обращать внимание, благосклонно смотреть, милостиво смотреть сверху вниз.

Но призри и ныне – но и теперь обрати к нам взор Твой.

Яко благоутробен – так как Ты милосерден.

Вси дела руку Твоею – все мы – творения рук Твоих (тире прояснило бы это выражение: вслед за греческим оригиналом в славянском переводе пропущен глагол-связка; в полной форме звучало бы: вси есмы дела руку Твоею; руку Твоею – форма родительного падежа двойственного числа).

Да избавимся Тобою от бед – да избавимся с Твоей помощью от напастей, невзгод.

Эти тропари – творение преподобного Иоанна Дамаскина.

Молитва первая, святого Макария Великого, к Богу Отцу

Боже вечный и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя. И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. Яко Твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Боже вечный и Царь всего сотворенного, сподобивый меня прийти к этому часу, прости мне грехи, которые я совершил в этот день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, сокрушенную мою душу от всякой нечистоты телесной и душевной. И дай мне, Господи, сон этой ночи провести спокойно, чтобы, встав с убогого моего ложа, благоугождал я пресвятому имени Твоему во все дни жизни моей и побеждал нападающих на меня врагов – плотских и бесплотных. И избавь меня, Господи, от пустых мыслей, оскверняющих меня, и желаний злых. Ибо Твое есть Царство и сила и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, теперь, и всегда, и в веки вечные. Аминь.

Доспети – достигнуть, доходить, напрягать усилия.

Сподобивый меня даже в час сей доспети – сподобивый меня прийти к этому часу.

Яже сотворих – которые я сотворил (соделал).

Смиренную – здесь: сокрушенную, жалкую, негодную, униженную грехами (берегите себя от страшной опасности лжесмирения и горделивого признания себя смиренным!).

В нощи сей сон прейти в мире – сон этой ночи провести мирно, спокойно.

От смиренного ми ложа (в некоторых молитвословах: от смиренного моего ложа) – от моего жалкого, скудного ложа (смиренный часто означает: “низкий, низменный” даже и просто в физическом смысле).

Благоугождал – делал благоугодное.

Поперу борющия мя враги плотския и безплотныя – (чтобы я) побеждал нападающих на меня врагов – плотских и бесплотных. Речь идет о соответствующих грехах: плотских (таких как чревоугодие, блуд) и бесплотных, т.е. душевных (главные из них: тщеславие, гордость, сребролюбие, гнев, печаль, уныние).

В этой молитве мы благодарим Бога за благополучно проведенный день, просим у Него прощения грехов, спокойной ночи и сохранения нас от всякого зла. Молитва эта оканчивается славословием Святой Троицы.

И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. С этими словами молитвы своеобразно перекликаются другие слова из поучения преподобного Макария о молитве: “Истинное основание молитвы таково: быть внимательным к помыслам и совершать молитву в великом безмолвии и мире. Человеку молящемуся надобно все усилие свое обращать на помыслы и что служит пищею лукавым помыслам, то отсекать, а устремляться мыслью к Богу и хотения помыслов не исполнять, но кружащиеся помыслы собирать отовсюду воедино, различая естественные помыслы от лукавых. Душа под грехом уподобляется как бы большому лесу на горе или тростнику на реке, или какой-нибудь чаще терний и дерев, посему намеревающиеся проходить сим местом должны протягивать вперед руки и с усилием и с трудом раздвигать пред собою ветви. Так и душу окружает целый лес помыслов, внушаемых сопротивною силою, почему потребны великая рачительность и внимательность ума, чтобы человеку отличать чуждые помыслы, внушаемые сопротивною силою”.

Молитва вторая, святого Антиоха, ко Господу нашему Иисусу Христу

Вседержителю, Слово Отчее, Сам совершен сый, Иисусе Христе, многаго ради милосердия Твоего никогдаже отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне почивай. Иисусе, добрый Пастырю Твоих овец, не предаждь мене крамоле змиине, и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть. Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе Христе, спяща мя сохрани немерцающим светом, Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики. Даждь, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое на ложи моем: просвети ум мой светом разума святаго Евангелия Твоего, душу любовию Креста Твоего, сердце чистотою словесе Твоего, тело мое Твоею страстию безстрастною, мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя во время подобно на Твое славословие. Яко препрославлен еси со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом во веки. Аминь.

Вседержитель, Слово Отчее, Иисусе Христе, будучи Сам совершенным, по великому милосердию Твоему, никогда не оставляй меня, раба Твоего, но всегда во мне пребывай. Иисусе, добрый Пастырь Твоих овец, не предай меня мятежу змея и на волю сатаны не оставь меня, ибо семя погибели есть во мне. Но Ты, Господи Боже, Которому покланяются, Царь Святой, Иисусе Христе, во время сна сохрани меня немеркнущим светом, Духом Твоим Святым, Которым Ты освятил Твоих учеников. Дай, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, защиту Твою на ложе моем: просвети ум мой светом разумения святого Евангелия Твоего, душу – любовию ко Кресту Твоему, сердце – чистотою учения Твоего, тело мое – Твоим страданием, чуждым страсти, мысль мою Твоим смирением сохрани; и подними меня в надлежащее время на прославление Тебя. Потому что Тебе в высшей степени подобает слава со безначальным Твоим Отцом и с Пресвятым Духом во веки. Аминь.

Вседержителю – все (сотворенное) содержащий в Своей власти и всем управляющий.

Сам совершен сый – будучи Сам совершенным (сый – причастие от глагола быти: являющийся, сущий).

Никогдаже отлучайся мене – никогда не оставляй (не покидай) меня.

Крамоле змиине – крамоле (мятежу, возмущению) со стороны змия (т.е. диавола).

Желанию сатанину не остави мене – не оставляй меня на волю сатаны.

Семя тли – семя погибели, тления духовного.

Светом разума – здесь: светом разумения (понимания).

Любовию Креста Твоего – Твоей любовью, простирающейся до Крестной Жертвы.

Твоею страстию безстрастной – Твоим страданиям, чуждых страсти. (На Кресте Господь страдал только Своей человеческой природой; Божество Его при этом оставалось бесстрастным, поэтому страсти (т.е. страдания) Христовы называются бесстрастными.)

Яко препрославлен еси – ибо Тебе в высшей степени подобает слава.

Господи, Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, умилосердися и помилуй мя грешнаго раба Твоего, и отпусти ми недостойному, и прости вся, елика Ти согреших днесь яко человек, паче же и не яко человек, но и горее скота, вольныя моя грехи и невольныя, ведомыя и неведомыя: яже от юности и науки злы, и яже суть от нагльства и уныния. Аще именем Твоим кляхся, или похулих е в помышлении моем; или кого укорих; или оклеветах кого гневом моим, или опечалих, или о чем прогневахся; или солгах, или безгодно спах, или нищ прииде ко мне, и презрех его; или брата моего опечалих, или свадих, или кого осудих; или развеличахся, или разгордехся, или разгневахся; или стоящу ми на молитве, ум мой о лукавствии мира сего подвижеся, или развращение помыслих; или объядохся, или опихся, или без ума смеяхся; или лукавое помыслих, или доброту чуждую видев, и тою уязвлен бых сердцем; или неподобная глаголах, или греху брата моего посмеяхся, моя же суть безчисленная согрешения; или о молитве не радих, или ино что содеях лукавое, не помню, та бо вся и больша сих содеях. Помилуй мя, Творче мой Владыко, унылаго и недостойнаго раба Твоего, и остави ми, и отпусти, и прости мя, яко Благ и Человеколюбец, да с миром лягу, усну и почию, блудный, грешный и окаянный аз, и поклонюся, и воспою, и прославлю пречестное имя Твое, со Отцем, и Единородным Его Сыном, ныне и присно, и во веки. Аминь.

Господи, Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, умилосердись и помилуй меня, грешного раба Твоего, и оправдай, и прости мне, недостойному, все, в чем я согрешил сегодня пред Тобою как человек, и более того – не только как человек, но и хуже скота: добровольные мои грехи и непреднамеренные, сознательные и неосознанные, совершенные с юности и от злого навыка, и те, что от бесстыдства и беспечности. И если именем Твоим клялся или похулил имя Твое в помышлении моем, или кого укорил, или оклеветал кого во гневе моем, или опечалил, или от чего-либо прогневался; или солгал, или не во время спал, или нищего, пришедшего ко мне, презрел; или брата моего опечалил, или возбудил ссору, или кого осудил, или расхвастался, или возгордился, или разгневался; или во время молитвы ум мой увлекся обольщением мира сего, или имел нечистые мысли; или объелся, или опился, или беспричинно смеялся; или злое помыслил, или, увидев чужую красоту, уязвился сердцем; или непристойное говорил, или над грехом брата моего посмеялся – мои согрешения бесчисленны; или к молитве был нерадив, или, еще что-либо сделал злое и забыл, ибо все это и больше этого я совершил. Помилуй меня, Творец мой и Владыка, унылого и недостойного раба Твоего, и прости их мне, и оправдай, и прости меня, как Благой и Человеколюбивый, чтобы я, блудный, грешный и несчастный, с миром лег, уснул, и отдохнул, и поклонюсь, и воспою, и прославлю пречестное имя Твое со Отцем и Единородным Его Сыном, теперь, и всегда, и во веки. Аминь.

Вся, елика Ти согреших – все, в чем я согрешил пред Тобой (вся, елика – все, сколько; согреших – я согрешил).

Отпусти – освободи от наказания; оправдав, прости долг.

Вольныя и невольныя – по своей воле (добровольные) и непреднамеренно совершённые.

Ведомыя и неведомыя – сознательные (совершенные сознательно) и неосознанные.

От юности – с юности, с юных лет (а не “по причине юности”).

От нагльства – от бесстыдства, дерзости.

Уныние – беспечность, бездействие (в деле спасения).

Кляхся – я клялся (употребил Твое (Святого Духа) имя в клятве).

Похулих е – мысленно произнес хулу на него (имя Твое).

О чем прогневахся – прогневался на что-либо, по какому-либо поводу.

Безгодно – безвременно, не вовремя, не считая времени (беззаботно).

Презрех его – отнесся к нему с пренебрежением, отверг его просьбу.

Брата – ближнего, вообще любого человека.

Свадих – возбудил ссору, ссорил кого-нибудь.

Стоящу ми на молитве – когда я стоял на молитве.

О лукавствии мира сего подвижеся – устремился к мирскому (к лжи мира сего).

Доброту чуждую видев – видя чужую красоту (или же добрые свойства вообще: доброта означает и красоту внешнюю , и вообще совершенство).

Тою уязвлен бых сердцем – ею был поражен в сердце, т.е. допустил в сердце своем укол зависти.

Неподобная глаголах – говорил что-либо непристойное, неподобающее.

Моя же суть безчисленная согрешения – тогда как мои прегрешения бесчисленны.

Та бо вся и больша сих содеях – потому что я сделал всё это и больше этого.

Унылаго – поверженного в уныние, не верящего в свое спасение.

В начале молитвы и в конце ее упоминается среди причин многочисленных греховуныние: …Прости вся, елика Ти согреших… от уныния… Помилуй мя, Творче мой Владыко, унылаго и недостойнаго раба Твоего… Уныние принадлежит к числу восьми главных страстей, и борьба с этой страстью неизбежна для всякого христианина.

“Ставшему на молитву сей лукавый дух напоминает о нужных делах и употребляет всякое ухищрение, чтобы только отвлечь нас от собеседования с Господом каким-либо благовидным предлогом”. (Преподобный Иоанн Лествичник)

“Душа, уязвленная стрелою этой разорительной страсти, действительно засыпает для всякого стремления к добродетели и наблюдения за своими духовными чувствами… Главное, что производит в нас дух уныния, есть то, что он разленивает, от дел отбивает и праздности научает. Ум празднолюбца ни о чем другом не помышляет, как о пище и чреве, пока, встретив где-либо содружество в каком-либо мужчине или женщине, цепенеющих в такой же холодности, ввяжется в их дела и нужды… Противодейство ему главное будет: не уступай, сиди за делом”. (Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин)

…В этой покаянной молитве приводится целый список грехов, которыми мы грешим ежедневно; чтобы это ежедневное покаяние было искренним, следует вникнуть в суть исповедуемых здесь грехов, в их связь и различие. О некоторых из них стоит сказать особо.

Аще именем Твоим кляхся… Вот слова Самого Господа Иисуса Христа: Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 33-37). Несомненно, слова вечернего исповедания грехов говорят не только о непосредственной клятве, но и о всяком нарушении 3-й заповеди Закона Божия – о божбе и поминании имени Божия всуе (заметьте, что к нарушению этой же заповеди относит катихизис и невнимательность в молитве – как произнесение имени Божия с нарушением благоговения и лживое).

Или похулих е в помышлении моем… Этими словами исповедаются хульные помыслы – отвратительные, грязные мысли и представления, возникающие прежде всего во время молитвы и за богослужением.

…”Кого дух хулы беспокоит и кто хочет избавиться от него, тот пусть знает несомненно, что не душа его виновна в таких помыслах, но нечистый бес… Посему и мы, презирая его и вменяя за ничто влагаемые им помыслы, скажем ему: Отойди от Меня, сатана: Господу Богу Моему поклонюся и Ему одному послужу (ср.: Мф. 4, 10); слова твои да обратятся на главу твою!” (Преподобный Иоанн Лествичник)

Преподобный Иоанн указывает и таинственную внутреннюю причину хульных помыслов: это – гордость. “Кто одержал победу над сею страстью, тот отринул гордость”. “Перестанем судить и осуждать ближнего, и мы не будем бояться хульных помыслов: ибо причина и корень второго есть первое”. К этим же, внутренне связанным с хулой, грехам против ближнего обращает наше внимание и молитва-исповедь:

Или кого укорих; или оклеветах кого гневом моим, или опечалих… Здесь говорится о прямом укоре (укорих), о запальчивом несправедливом осуждении (оклеветах кого гневом моим); наконец, даже “справедливый” и невысказанный впрямую гнев так или иначе огорчает наших ближних (опечалих). Покаянная молитва обращает нас к корню этих грехов против ближнего: …или о чем прогневахся… Гнев принадлежит к числу восьми главнейших страстей. Гнев допустим лишь на бесов и на себя.

Или брата моего опечалих… Казалось бы, об этом грехе только что говорилось; но выше шла речь о печали, вызванной проявлениями гнева, а опечалить брата моего может и невнимание, и неразумие, и просто моя общая греховность.

Или кого осудих… Напомним слова апостола: Кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? (Иак. 4, 11-12).

Или развеличахся, или разгордехся, или разгневахся… Но выше уже говорилось: или о чем прогневахся; повтор ли это? Пожалуй, приставка раз – указывает на другое качество, другой уровень исповедуемой страсти: достаточно сильную охваченность гневом (прогневахся может относиться и к мимолетному чувству).

Или доброту чуждую видев, и тою уязвлен бых сердцем… Уязвлен бых сердцем – то есть был ранен в самое сердце, получил болезненную сердечную рану (язву). Многозначность слова доброта позволяет отнести эту фразу как к соблазну чей-либо внешней красотой (сластолюбивым помыслам, жгучим и болезненным), так и к зависти, всегда мучительной; применяйте эти слова к вашей собственной душевной язве.

Или греху брата моего посмеяхся, моя же суть безчисленная согрешенияЧто ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7, 3-5).

Создатель этой молитвы – преподобный Ефрем Сирин

Молитва четвертая, святого Макария Великого

Что Ти принесу, или что Ти воздам, великодаровитый Безсмертный Царю, щедре и человеколюбче Господи, яко ленящася мене на Твое угождение, и ничтоже благо сотворша, привел еси на конец мимошедшаго дне сего, обращение и спасение души моей строя? Милостив ми буди грешному и обнаженному всякаго дела блага, возстави падшую мою душу, осквернившуюся в безмерных согрешениих, и отыми от мене весь помысл лукавый видимаго сего жития. Прости моя согрешения, едине Безгрешне, яже Ти согреших в сей день, ведением и неведением, словом, и делом, и помышлением, и всеми моими чувствы. Ты Сам, покрывая, сохрани мя от всякаго сопротивнаго обстояния Божественною Твоею властию, и неизреченным человеколюбием, и силою. Очисти, Боже, очисти множество грехов моих. Благоволи, Господи, избавити мя от сети лукаваго, и спаси страстную мою душу, и осени мя светом лица Твоего, егда приидеши во славе, и неосужденна ныне сном уснути сотвори, и без мечтания, и несмущен помысл раба Твоего соблюди, и всю сатанину детель отжени от мене, и просвети ми разумныя очи сердечныя, да не усну в смерть. И посли ми Ангела мирна, хранителя и наставника души и телу моему, да избавит мя от враг моих; да востав со одра моего, принесу Ти благодарственныя мольбы. Ей, Господи, услыши мя грешнаго и убогаго раба Твоего, изволением и совестию; даруй ми воставшу словесем Твоим поучитися, и уныние бесовское далече от мене отгнано быти сотвори Твоими Ангелы; да благословлю имя Твое святое, и прославлю, и славлю Пречистую Богородицу Марию, Юже дал еси нам грешным заступление, и приими Сию молящуюся за ны; вем бо, яко подражает Твое человеколюбие, и молящися не престает. Тоя заступлением и Честнаго Креста знамением, и всех святых Твоих ради, убогую душу мою соблюди, Иисусе Христе Боже наш, яко Свят еси, и препрославлен во веки. Аминь.

Что Тебе принесу, или чем Тебе отвечу, Великодаровитый Бессмертный Царь, Щедрый и Человеколюбивый Господи, за то, что меня, ленящегося служить Тебе и ничего доброго не сделавшего, довел до конца этого прошедшего дня, устраивая мое обращение к Тебе и спасение души моей? Милостив будь ко мне, грешному, и не имеющему никакого доброго дела, восставь падшую мою душу, осквернившуюся бесчисленными согрешениями, и удали от меня все злые помыслы видимой этой жизни. Прости, единственный Безгрешный, мои согрешения, которыми я согрешил пред Тобою в этот день сознательно и по неведению, словом, и делом, и помышлением и всеми моими чувствами. Ты Сам сохрани меня от всякого натиска зла, защищая Твоею Божественною властию, и неизреченным человеколюбием, и силою. Очисти, Боже, очисти множество грехов моих. Умилосердись, Господи, освободить меня от сети диавола, и спаси страдающую мою душу и осияй меня светом лица Твоего, когда придешь во славе, и дай мне ныне сном уснуть не в осуждение и без искусительных сновидений и сохрани помыслы раба Твоего от смущения. И все сатанинские действия отгони от меня, и просвети мысленные очи моего сердца, да не усну сном смертным. И пошли мне Ангела мира, хранителя и наставника душе и телу моему, да избавит меня от врагов моих; да встав с постели моей, принесу Тебе благодарственные молитвы. О, Господи, услышь меня, грешного и несчастного раба Твоего, в изъявлении моей воли и в совести моей; дай мне по пробуждении поучаться закону Твоему, и бесовское уныние далеко удали от меня через Твоих Ангелов; да благословлю имя Твое святое и прославлю, и восхвалю Пречистую Богородицу Марию, Которую Ты дал нам, грешным, в защиту, и прими Ее, молящуюся за нас, ибо я знаю, что Она взывает к Твоему человеколюбию и молиться не перестает. Ее ходатайством и Священного Креста знамением и по молитвам всех святых Твоих, убогую мою душу сохрани, Иисусе Христе Боже наш, ибо Ты Свят и препрославлен во веки. Аминь.

Что Ти воздам – что (чем) отвечу на все Твои дары?

Великодаровитый – ниспосылающий великие дары.

Яко ленящася мене на Твое угождение – что меня, ленящегося служить Тебе.

И ничтоже благо сотворша – и не сделавшего ничего хорошего.

Обнаженному всякаго дела блага – лишенному каких-либо добрых дел (образ благодати, а также добрых дел, как одежды, одевающей человека, неоднократен в Новом Завете и очень част в богослужебной поэзии и аскетической литературе. Ср. слова Бога Вседержителя в Апокалипсисе: Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его – Откр. 16,15).

Отыми от мене весь помысл лукавый видимаго сего жития – избавь (освободи) меня от всех злых, коварных, соблазнительных помыслов этой земной жизни.

Яже Ти согреших – которыми я согрешил пред Тобою.

Ведением и неведением – осознанно и неосознанно (по неведению).

От всякаго сопротивнаго обстояния – от всякого натиска зла.

Благоволи – яви Свою благую волю, окажи милость.

От сети лукаваго – от сетей, расставленных диаволом.

Страстную – исполненную страстей, подверженную страстям.

Осени мя светом лица Твоего – покрой меня светом Лица Твоего (как бы разгоняя во мне греховный мрак).

Егда приидеши во славе – когда (Ты) придешь со славою (речь идет о Втором Пришествии).

Неосужденна ныне сном уснути сотвори и без мечтания – сделай так, чтобы мне уснуть неосужденным (за грехи) сном и без искусительных сновидений.

Несмущен помысл раба Твоего соблюди – сохрани помыслы Твоего раба от беспокойства и возмущения.

Просвети ми разумные очи сердечныя, да не усну в смерть – просвети мой разум (очи сердца), чтобы я не уснул навеки духовной смертью.

Изволением и совестьюв знач.: в изъявлении моей воли и в совести моей (изволение – произволение, свободная воля, – и совесть в этом выражении принадлежат молящемуся, исходят от него).

Словесем Твоим поучитися – поучаться закону Твоему.

Уныние бесовское далече от мене отгнано быти сотвори Твоими Ангелы – соделай через Твоих Ангелов так, чтобы происходящее от бесов уныние (удрученное состояние духа, беспечность, бездействие в деле спасения), было далеко отогнано от меня.

Юже дал еси нам грешным заступление – Которую Ты дал нам, грешным, как Заступницу (Покровительницу).

Приими Сию молящуюся за ны – прими Её, молящуюся за нас (Её молитвы за нас).

Подражает – усиливает, взывает (буквально: подталкивает).

Всех святых Твоих ради – по молитвам (за нас) всех Твоих святых.

Убогую душу мою соблюди – несчастную (бедную, лишенную сил, жалкую) мою душу сохрани (от зла, от погибели).

Благоволи, Господи, избавите мя от сети лукаваго… и всю сатанину детель отжени от мене. Эти слова молитвы преподобного Макария Великого дополним словами из его поучения: “Видимый мир, от царей и до нищих, весь в смятении, в борьбе, и ничто из них не знает тому причины… Прившедший грех, как разумная некая сила и сущность сатаны, посеял всякое зло: он тайно действует на внутреннего человека и на ум и борется с ним помыслами; люди же не знают, что делают сие побуждаемые чуждой некоей силою, напротив того, думают, что это естественно и что делают сие по собственному своему рассуждению. Но в самом уме имеющие мир Христов и озарение Христово знают, откуда воздвигается все это”.

Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко Благ и Человеколюбец прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми. Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла, яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, Боже наш, все, в чем я согрешил сегодня словом, делом и мыслию, как благой и Человеколюбец, прости мне. Мирный сон и безмятежный даруй мне. Ангела Твоего Хранителя пошли, защищающего и оберегающего меня от всякого зла, ибо Ты – хранитель душ и тел наших, и мы Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, теперь, и всегда, и в веки вечные. Аминь.

Соблюдающа мя – оберегающего (охраняющего) меня.

В этой вечерней молитве мы просим у Бога прощения грехов, спокойного сна и Ангела Хранителя, который бы сохранил нас от всего дурного. Молитва эта оканчивается славословием Святой Троицы.

Господи Боже наш, в Негоже веровахом, и Егоже имя паче всякаго имене призываем, даждь нам, ко сну отходящим, ослабу души и телу, и соблюди нас от всякаго мечтания, и темныя сласти кроме; устави стремление страстей, угаси разжжения востания телеснаго. Даждь нам целомудренно пожити делы и словесы; да добродетельное жительство восприемлюще, обетованных не отпадем благих Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь.

Господи, Боже наш, в Которого мы веруем и имя Которого больше всех имен призываем, даруй нам, ко сну отходящим, облегчение душе и телу, и сохрани нас от всякого мечтания и от нечистого сладострастия; останови порывы страстных желаний, угаси огонь плотского возбуждения. Даруй нам целомудренно провести жизнь и в делах, и в словах, чтобы, вернувшись к добродетельной жизни, не лишились бы мы обещанных благ Твоих, ибо Ты благословен во веки. Аминь.

В Негоже веровахом – в Которого мы уверовали.

Ослабу – облегчение, ослабление напряжения, отдых.

От всякого мечтания – от всяких пустых мыслей, призраков, мечтаний.

Темныя сласти кроме – незатронутыми нечистой похотью (сласть – чувственное наслаждение, похоть; кроме – вне).

Устави стремление страстей – останови движение, нападение страстей.

Угаси разжжения востания телеснаго – угаси огонь страстей, поднимающихся, восстающих в теле, плоти.

Целомудренне пожити делы и словесы – целомудренно провести жизнь и в делах, и в словах.

Восприемлюще – приняв, получив обратно (обратите внимание, что само слово указывает на возвращение к неоскверненному образу жизни!).

Благих Твоих – благ, благодати (спасения).

Эта вечерняя молитва вся устремлена к целомудрию, на противоборство похоти –темныя сласти. Такие выражения, как: стремление страстей и разжжения востания телеснаго, не стоит переводить на современный русский язык: на церковнославянском они понятнее, потому что указывают на целое мировоззрение, запечатленное в них. Современные христиане живут в мире, буквально охваченном блудным безумием, поэтому даже для состоящего в браке мирянина, стремящегося жить с Богом, борьба за то, чтобы целомудренне пожити делы и словесы, по-своему не менее напряженна, чем для монаха. Молитва – незаменимое оружие в этой борьбе.

Молитва 7-я, святого Иоанна Златоуста

(24 молитвы, по числу часов дня и ночи)

Господи, не лиши мене небесных Твоих благ.

Господи, не лиши меня небесных Твоих благ.

Господи, избави мя вечных мук.

Господи, избави меня от вечных мук.

Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя.

Господи, мыслью или намерением, словом или делом я согрешил, – прости меня.

Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия.

Господи, избавь меня от всякого неведения и забвения, и малодушия, и окаменелого бесчувствия.

Господи, избави мя от всякаго искушения.

Господи, избавь меня от всякого искушения.

Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение.

Господи, просвети мое сердце, помраченное злыми желаниями.

Господи, аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея.

Господи, я как человек согрешил, Ты же, как Бог щедрый, помилуй меня, видя немощь души моей.

Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое.

Господи, пошли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое.

Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий.

Господи, Иисусе Христе, напиши имя раба Твоего, в книге жизни и даруй мне кончину благую.

Господи, Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое.

Господи Боже мой, хотя я и ничего доброго не сделал пред Тобою, но дай мне по благодати Твоей положить доброе начало.

Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея.

Господи, окропи сердце мое росою благодати Твоей.

Часть 15 – Молитвы вечерние. Пояснения смыслов и перевод с церковно-славянского на русский язык

Оценка 4.1 проголосовавших: 187
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here